Смотрящий за финансовыми потоками РПЦ подал в отставку. Секрет успеха и проблемы

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Страна:

Биография:

Окончил 9 классов средней школы № 8 г. Перми. В 1994-1997 гг. обучался в профессиональном училище № 19 г. Перми.

В 1997 г. поступил на химико-технологический факультет Пермского государственного технического университета по специальности «Машины и аппараты промышленных производств и строительных материалов». По окончании 3 курса перевелся на заочное отделение. В январе 2002 г. со степенью бакалавра защитил дипломную работу по направлению «Технологические машины и оборудование».

С апреля 2002 г. - насельник Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской обл. В обители проходил различные послушания, связанные со строительством Троице-Владимирского собора на подворье в г. Новосибирске. С июня 2003 г. - регент монастырского братского хора, с апреля 2008 г. по апрель 2011 г. - благочинный подворья.

31 марта 2006 г. наместником монастыря игуменом Артемием (Снигуром) пострижен в монашество с наречением имени Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея.

В 2002-2007 гг. обучался в Томской духовной семинарии (заочно).

17 июня 2007 г. архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном рукоположен в сан иеродиакона, 5 апреля 2009 г. - в сан иеромонаха.

В июне 2010 г. назначен преподавателем церковного пения в Новосибирской духовной семинарии.

В апреле 2011 г. для дальнейшего несения церковного послушания переведен в клир Петропавловской и Камчатской епархии. 11 июня 2011 г. назначен на должность секретаря епархиального управления. С января 2012 г. - руководитель епархиального архитектурно-строительного отдела. В марте 2013 г. избран председателем Совета Фонда им. митрополита Нестора (Анисимова) в поддержку строительства храмов в Камчатском крае.

С 2012г. - член Общественного совета при Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

В 2009-2015 гг. обучался в Московской духовной академии (заочно). Защитил дипломную работу по теме «Гонения на Церковь в г. Кунгуре и Кунгурском благочинии Пермской епархии 1917-1941 гг.».

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 99) избран епископом Анадырским и Чукотским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 января 2016 г. за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 20 сентября 2016 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы.

4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 50) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Егорьевский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным и Западным московскими викариатствами. Также Патриаршим указом от 27 июля освобожден от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве и назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

Образование:

2007 г. - Томская духовная семинария (заочно).

2015 г. - Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Матфея (Копылова) при наречении во епископа Анадырского и Чукотского.

Награды:

Церковные:

2014 г. - медаль им. митрополита Нестора (Анисимова) III ст. (Петропавловская епархия);

2015 г. - Патриаршая грамота.

К имени архимандрита Тихона (Шевкунова) постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником.

Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона (Шевкунова), хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.

История возникновения монашества

Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания.

Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н. э. Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Писания. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него. Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту.

Появление монашества на Руси

На Руси появление монастырей связывают с 988 годом, временем Пришедшими греческими монахами близ города Вышгород был основан Спасский монастырь. Примерно в это же время преподобный Антоний приносит в Древнюю Русь афонское монашество и становится основателем знаменитой Киево-Печерской Лавры, которая впоследствии станет центром всей религиозной жизни на Руси. Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей».

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству

До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит

В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил (Нечаев). Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг.

Принятие монашества

Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон (Шевкунов): где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений.

Жизнь архимандрита

В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон (Шевкунов) всегда говорит с большой любовью и благодарностью.

Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. А также активно принимает участие в воссоединительном процессе Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.

В 2011 году архимандрит Тихон - уже член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, а также член Попечительного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого, академик РАЕН и постоянный член Изборского клуба.

Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека.

Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»

Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона (Крестьянкина) и в дальнейшем принял

Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте.

Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен.

Любовь к Псково-Печерской братии

Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан (Крестьянкин), который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.

В своей картине будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь.

Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия.

Книга «Несвятые святые»

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» содержат рассказ о том, как к духовнику за исцелением души и тела обращалось огромное количество прихожан, и для всех он всегда находил слова успокоения, всем вселял надежды, многих молил поберечься, а некоторых предупреждал об опасностях. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок»

Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя.

Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.

О Путине

Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.

С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Путине говорит так: «Тот, кто по-настоящему любит Россию, может только молиться на Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России…»

Дата рождения: 13 апреля 1967 г. Страна: Германия Биография:

Родился 13 апреля 1967 г. в Москве. Окончил среднюю школу и профессионально-техническое училище, в 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 г. В том же году был принят в , которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре Патрологии на тему «Преподобный Феодор Студит — учитель иночества».

После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем МДС, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.

25 марта 1993 г. по благословению архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС, пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

7 апреля 1993 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во диакона. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.

6 января 1996 г. в Покровском академическом храме ректором МДАиС рукоположен в сан пресвитера.

Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена.

С 2002 г. в МДАиС отвечал за подготовку кандидатов к принятию священного сана, одновременно принимая допрос ставленников перед рукоположением.

6 октября 2006 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () назначен председателем Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Избран епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.

25 апреля 2009 г. во епископа Подольского. 26 апреля за Божественной литургией в в Москве, которую совершили Святейший Патриарх Кирилл и , во епископа Подольского, викария Московской епархии.

С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

— член Русской Православной Церкви.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. управляющим в границах Северо-Восточного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. () освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. () управляющим с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и временным сохранением титула «Подольский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. от управления Северо-Восточным викариатством г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января освобожден от должности настоятеля храма свт. Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.

1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.

Образование:

1991 г. — Московская духовная семинария.

1995 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Берлинская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:
  • архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии;
  • История всенощного бдения. Доклад на конференции по церковному пению. МДА, 1999;
  • Значение христианской аскезы в деле внутреннего преображения человека. Доклад на научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Москва-Саров, 15-18 июня 2004;
  • Слово участникам международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции». Иерусалим, 2005;
  • Истоки русской культуры. Доклад на научной конференции. Иерусалим, 2006;
  • Мы не можем быть безучастливыми. Интервью по поводу начавшейся Второй ливанской войны, 2006;
  • Православные святыни на Святой Земле: Горненский монастырь. Интервью Агентству национальных новостей. Иерусалим, 2006;
  • Ответить на любовь Божию. Интервью сайту Православие.ru, 2007;
  • 160-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме. Доклад на юбилейной конференции. Иерусалим, 2007;
  • Доклад на конференции «Роль традиционных религий в поиске мирных решений и ответов на вызовы глобальных и региональных угроз и конфликтов», Вифлеем, 12-13 февраля 2009 / Документы и материалы Международных конференций. М., 2009;
  • Великая миссия на Святой Земле. Интервью журналу «Православная беседа». №3, 2009;
  • Человек в условиях мирового кризиса. Тезисы доклада к научной конференции. М., 2009;
  • Религиозное и культурное значение Иерусалима. Взгляд христианина. Доклад на международном Иерусалимском форуме, Рабат, Марокко. 28-29 октября, 2009;
  • Святыни Вселенского Православия: Лавра св. Саввы Освященного. «Православный паломник», № 14 (57) 2009.

Переводы с греческого:

  • Библиографический очерк к книги А-Э.Н. Тахиаоса «Святые Кирилл и Мефодий». М., 2005;
  • Гимн Богоматери св. Нектария Эгинского, 2005;
  • Рукопись Лавры св. Саввы Освященного, 2006;
  • Василий Лавриотис, иером. «Покаяние и исповедь». М., 2007.
Награды:

Церковные:

  • 2007 г. — медаль свт. Кирилла Туровского (Белорусская Православная Церковь);
  • 2007 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 2013 г. — свт. Алексия Московского III ст.;
  • 2017 г. ― прп. Серафима Саровского III ст.;
  • 2017 г. — орден прпмчч. Серафима и Феогноста Алма-Атинских (Казахстанский митрополичий округ).

Светские:

  • знак отличия «За укрепление сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации».
E-mail: [email protected] [Интервью]

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Страна:

Биография:

Родился 13 апреля 1967 г. в Москве. Окончил среднюю школу и профессионально-техническое училище, в 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре Патрологии на тему «Преподобный Феодор Студит - учитель иночества».

После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем МДС, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.

25 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС, пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

7 апреля 1993 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во диакона. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.

6 января 1996 г. в Покровском академическом храме ректором МДАиС епископом Верейским Евгением рукоположен в сан пресвитера. Ко дню Святой Пасхи 1996 г. Святейшим Патриархом II награжден наперсным крестом.

Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена.

С 2002 г. в МДАиС отвечал за подготовку кандидатов к принятию священного сана, одновременно принимая допрос ставленников перед рукоположением.

24 декабря 2004 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

6 октября 2006 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.

К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени.

С 2008 г. - член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. - почетный член Фонда Андрея Первозванного.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Синод также определил архимандриту Тихону (Зайцеву) быть епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках.

26 апреля 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве, которую совершили Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона, хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии.

С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-восточным викариатством в границах Северо-Восточного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Образование:

1991 г. - Московская духовная семинария.

1995 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы:

Николая в Хамовниках храм (Настоятель)

Место работы:

Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (Председатель)

Епархия:

Московская епархия (городская) (Управляющий викариатством)

Научные труды, публикации:

  • Слово архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии;
  • История всенощного бдения. Доклад на конференции по церковному пению. МДА, 1999;
  • Значение христианской аскезы в деле внутреннего преображения человека. Доклад на научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Москва-Саров, 15-18 июня 2004;
  • Слово участникам международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции». Иерусалим, 2005;
  • Истоки русской культуры. Доклад на научной конференции. Иерусалим, 2006;
  • Мы не можем быть безучастливыми. Интервью по поводу начавшейся Второй ливанской войны, 2006;
  • Православные святыни на Святой Земле: Горненский монастырь. Интервью Агентству национальных новостей. Иерусалим, 2006;
  • Ответить на любовь Божию. Интервью сайту Православие.ru, 2007;
  • 160-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме. Доклад на юбилейной конференции. Иерусалим, 2007;
  • Доклад на конференции «Роль традиционных религий в поиске мирных решений и ответов на вызовы глобальных и региональных угроз и конфликтов», Вифлеем, 12-13 февраля 2009 / Документы и материалы Международных конференций. М., 2009;
  • Великая миссия на Святой Земле. Интервью журналу «Православная беседа». №3, 2009;
  • Человек в условиях мирового кризиса. Тезисы доклада к научной конференции. М., 2009;
  • Религиозное и культурное значение Иерусалима. Взгляд христианина. Доклад на международном Иерусалимском форуме, Рабат, Марокко. 28-29 октября, 2009;
  • Святыни Вселенского Православия: Лавра св. Саввы Освященного. «Православный паломник», № 14 (57) 2009.

Переводы с греческого:

  • Библиографический очерк к книги А-Э.Н. Тахиаоса «Святые Кирилл и Мефодий». М., 2005;
  • Гимн Богоматери св. Нектария Эгинского, 2005;
  • Рукопись Лавры св. Саввы Освященного, 2006;
  • Василий Лавриотис, иером. «Покаяние и исповедь». М., 2007.

Награды:

Церковные:

  • 2007 г. - медаль свт. Кирилла Туровского Белорусской Православной Церкви;
  • 2007 г. - орден прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

  • знак отличия «За укрепление сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации».

Назначение на Псковскую кафедру епископа, которого СМИ называют «духовником Путина», вызвало волну конспирологии на тему: будущий Патриарх или почетный ссыльный?
Священный синод Русской Православной Церкви, который, как , собрался в Петербурге, назначил правящим архиереем Псковской митрополии епископа Тихона (Шевкунова) . При этом он сохранит пост главы Патриаршего совета по культуре.
Владыка Тихон – весьма медийная фигура. Епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси (Западное викариатство столицы), известный церковный писатель, киносценарист и журналист, он часто привлекает внимание СМИ. Тихона называют «духовником Президента Путина», чего сам архиерей никогда не подтверждал, но и не опровергал.

Назначение породило взрыв комментариев.

Кандидатура будущего патриарха почти определена, - пишет известный церковный диссидент дьякон Андрей Кураев . – Устав РПЦ не позволяет викарному епископу быть кандидатом на патриарший престол. Опыт управления митрополита теперь у владыки Тихона будет. Надеюсь, что многолетний. Полагаю, что за предстоящие годы он не растеряет свой нынешний статус «лидера народных симпатий».


Однако другие комментаторы говорят о «почетной ссылке».

Друг митрополита Тихона (Шевкунова) Андрей Кураев радостно сообщает, что сегодня определился новый патриарх. Вслед ему об этом пишет и блогер Венедиктов. Но совсем не ясно, чему они так радуются. В окружении патриарха Кирилла иные радости. Там, наоборот, считают, что интрига, в которую были вовлечены люди патриарха, настоятель Валаамского монастыря Панкратий, митрополит Варсонофий, а также Медведев и Сечин удачно завершилась устранением Шевкунова на псковскую кафедру, - пишет телеграм-канал «Незыгарь» , претендующий на обладание инсайдерской информацией.


Как говорит источник, у Тихона Шевкунова были планы занять кафедру в Петербурге, - пишет далее канал. – В результате он настроил против себя все основные группировки в РПЦ. Последней каплей стало вмешательство Шевкунова в украинский вопрос и участие в организации переговоров с Филаретом Киевским через РПЦЗ.


Назначение Тихона (Шевкунова) псковским митрополитом можно рассматривать как реальное повышение только в одном случае – если есть реальный план его продвижения на патриаршество, - говорит заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин . – Для этого надо, чтобы Кирилл ушел в отставку, а он явно не собирается этого делать. И прецедент ухода патриарха был в XVII веке, да и то с большим скандалом – в условиях начала церковного раскола, на соборе с участием восточных патриархов, сместившем Никона. Если же близкой перспективы патриаршества нет, то перемещение Тихона можно рассматривать как очень почетное, но удаление из Москвы на провинциальную кафедру.


Митрополит Тихон сменил на Псковской кафедре владыку Евсевия (Саввина). Ушедший на покой митрополит достаточно часто попадал под огонь критики СМИ за практикуемые им методы управления епархией и конфликт с популярным в либеральных кругах покойным священником Павлом Адельгеймом.

В любом случае, Псковская кафедра – не только престижная (в связи с древностью), но и богатая кафедра за счет наличия в ней знаменитого Псково-Печерского монастыря – одного из двух монастырей на территории России, не закрывавшихся в советское время. В нем Тихон в 1980-е годы начинал свою церковную деятельность в качестве послушника, - напоминает Макаркин.


Вся эта конспирология зиждется на непонимании светскими журналистами того, что Церковь живет в своем собственном времени. И соответственно управляется, - рассуждает в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский . – Там все делается размерено и неспеша. Поэтому говорить, что назначение владыки Тихона архиереем одной из ключевых российских епархий РПЦ – почетная ссылка, лишь на том основании, что Патриарх Кирилл сейчас явно не собирается в отставку, значит не понимать алгоритм церковной кадровой политики. Никогда Архиерейский собор не выберет Патриархом епископа, который хотя бы несколько лет сам не правил епархией. А владыка Тихон – лишь викарий и самостоятельно ничем не управлял. То есть, его попросту повысили для получения необходимой «квалификации». И с этой точки зрения, да, владыка Тихон – преемник Святейшего Кирилла, который, конечно, ни в какую отставку сейчас не собирается. Другое дело, что за несколько лет ситуация может очень сильно измениться.


Сам митрополит Тихон несколько лет назад подтвердил, что в настоящее время не может быть избран Патриархом: