Спроси у дуба у березы анализ. Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы

В 1883 году А.А.Фет пишет стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы», в котором призывает людей учиться жизни у природы, ведь в ней все идеально.

Ничто не происходит в мире растений случайно. И человек должен прислушиваться к голосу окружающей природы. Вообще, тема природы - одна из любимых тем поэта. Фет не просто восхищался русским пейзажем, он, будучи художником слова, изображал его во всех его неуловимых оттенках и настроениях.

Стихотворение имеет и философский, и психологический аспект. Автор использует эпитеты «холод лютый», «пора жестокая», метафоры «застыли слезы», чтобы изобразить картину зимнего времени года и «зиму» в душе человека. Хотя произведение уже само по себе является метафорой. Поэтому зима и весна в стихотворении - не просто времена года, но еще и определенные этапы человеческой жизни. Зима у Фета как проблемы, беды, постоянно настигающие нас. С помощью ассонанса (повтор звука «у» в первой строфе) художник слова передает завывание вьюги и жесткий холод зимы. Но ведь ничто не длится вечно. И плохое, и хорошее рано или поздно проходит. Поэтому не нужно зацикливаться на негативной стороне бытия. Беды и несчастья нужно пережить, принять, осмыслить, усвоить урок для себя и жить дальше. «Посмотрите на деревья! - как будто говорит нам автор. - Они стойко переносят холодную зиму, а весной оживают и радуют нас красотой. Так и человек, достойно переживший трудный период, обязательно задышит полной грудью и увидит мир в ярких красках». Картины весны автор передает при помощи новых эпитетов, метафор, олицетворений, таких как «жизнию дыша», «примчится гений» и др. Но перенести невзгоды человек может, если он будет сильным и стойким, как дуб, и гибким, жизнерадостным, как береза.

И Фет не просто приводит деревья в пример человеку, он побуждает нас следовать за природой, так как видит в ней гармонию и совершенство. Для этого использует в стихотворении побудительные конструкции. Ведь подчас людям жить полной жизнью мешает суета, лицемерие, жажда материальных благ. Большие стремления и невозможность их реализации рождают в душе человека смятение, недовольство собой и окружающими, то есть дисгармонию. Так что надо быть мудрым и черпать силы в природе.

Написал стихотворение «Учись у них - у дуба, у берёзы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.

Шёл последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так - «вырвал из души…»

Тема природы и человека всегда волновала Фета. Её он раскрывает и в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Раскрывает он её настолько полно и серьёзно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк. Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и берёзам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу. Кора на них треснула, все ветви и сучья - в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной берёзки. И это не случайно. Ведь все люди - и слабые, и сильные - живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошённом сердце. Воззвание к молчанию по Фету - это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен - ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновлённых мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших. Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придёт и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.

Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе - свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание. Из 1 строфы видно, что берёза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут. Стужа меняет их внешний облик. Но они всё равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвёт и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы. Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.

Из 3 строфы льётся на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и тёплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.

В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: [у-чи́сь-у ни́х-у-ду́-ба-у́-бе-рё-зы ]. Пятистопный ямб . Рифма перекрёстная, женская; мужская.

Изобразительные средства языка (тропы) помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:

  • олицетворения , метафоры : слёзы застыли, метель сердито рвёт, за сердце хватает холод, они (деревья) молчат, гений промчится, верь весне.
  • эпитеты : жестокая пора, напрасные слёзы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.

Лирический герой - человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…

Жанр стихотворения - лирическое стихотворение. Можно в нём заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

"Учись у них - у дуба, у березы..." (31 декабря 1883) - стихотворение, созданное в канун Нового года, было вызвано размышлениями поэта о сущности бытия, и здесь автор обращается к миру природы, в котором он черпает уверенность в правильности избранного жизненного пути и тех принципов, на основе которых он строит свою жизнь.

В первой строфе Фет рисует картину, которая должна объяснить первую строку стихотворения: "Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора". Эта картина убеждает в том, что "дуб" и "берёза" сейчас переживают трудное время, на их долю выпали суровые испытания, ощущения страдания усиливается от изображённых во второй строфе "метели" и "холода лютого", кажется, что наступил предел возможного терпения. Однако "Они стоят, молчат", то есть стоически переносят все испытания, и это даёт основания лирическому герою сделать вывод: "молчи и ты!"

Именно мир природы может научить стойкости и мужеству, умению достойно держаться в испытаниях, умению находить в себе силы жить дальше, тогда, когда, кажется, наступает предел жизненных сил, этому человек может и должен учиться у этого мира. В последней строфе лирический герой противопоставляет зиму и весну, которой "промчится гений", утверждая, что в душе человека также скрыты большие запасы жизненных сил, необходимо только научиться терпеть, верить и ждать, когда "Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа". Не избегать страданий, без которых жизнь невозможна, а уметь достойно переносить всё, что посылает судьба, - вот чему учит нас лирический герой стихотворения Фета "Учись у них - у дуба, у березы…", анализ которого мы провели.

Стихотворные работы Афанасия Фета характеризуют разные этапы жизни этого талантливого человека. На примере его творчества, можно увидеть, как взрослеет и мудрее становится человек, как он адаптируется в окружающем обществе.

Ранние стихотворные работы Фета наполнены легкостью и безмятежность. Они не имеют обременяющих рамок, они открыты и чисты. А вот работы позднего этапа творчества этого человека насквозь пронизаны философскими размышлениями.

К примеру, стихотворение «Учусь у них – у дуба, у березы» будет подтверждением этой теории. Во время его написания, Фет уже отпраздновал свой шестидесятый день рождения. Он ушел в отставку и посвятил все свое время только лишь творчеству. Автор считал, что это его призвание.

В те годы, в обществе сформировалось очень много различных литературных течений, однако, Афанасий Афанасьевич не хотел причислять себя ни к одному из них. В его душе пригрелось понятие веры, которое должно жить в каждом человеке. И это совершенно не касается религии. Человек для начала должен поверить в себя и в простое счастье, которое обязательно сменяет темные жизненные полосы, на светлые.

Стихотворение «Учусь у них – у дуба, у березы» доносит читателям мысль о том, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Проводя наблюдения и всматриваясь в заснеженные пейзажи, Афанасий Фет ставит на одну параллель и человека и природу. Личный жизненный опыт, который был достаточно горьким, помогает поэту передать свои эмоции и чувства.

В стихотворении автор пытается создать контраст между добром и злом, поэтому, так резко наполняет его отчаяньем. Человеческое сердце, словно замерзшая и треснувшая кора дерева, точно также морщится и сжимается от холодных ударов судьбы. Однако такие потрясения закаляют душу. Только испытав чувства горя и унынья, человек сможет прочувствовать эмоции настоящего счастья, которые обязательно приходят на смену негативу.

В последних строках, Афанасий Фет в открытую пишет о том, что для радостных и ярких эмоций душа каждого из нас должна пережить потерю и утрату. Не следует опускать руки при каждой неудачи. После зимы всегда наступает теплая и солнечная весна.

«Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»

Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.

Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру . Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».

Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой . Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.

Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни . Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.