Виды и типы природопользования. Понятие, общая характеристика и виды права природопользования

Существуют общая и специальная формы природопользо­вания.

Общее природопользование не требует специального разреше­ния. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование связано с потреблением при­родных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделя­ется на землепользование, пользование недрами, лесопользова­ние, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование ат­мосферного воздуха. В этой части оно соотносится через право­вое регулирование с отраслевым природоресурсным законода­тельством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране ат­мосферного воздуха . Любая деятельность в природопользова­нии лицензируется.

3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании

Действия по лицензированию права деятельности в приро­допользовании в Российской Федерации осуществляются в рам­ках государственной системы лицензирования.

Государственная система лицензирования - это единый по­рядок предоставления лицензий, включающий информацион­ную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ раз­ вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

    равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования от­ношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании явля­ется:

    актом собственника природного ресурса либо его владель­ца (фондодержателя);

    формой проявления контроля государства за рациональ­ным использованием природного ресурса;

    средством рационального природопользования.

При лицензировании отдельных видов деятельности в при­родопользовании применяют следующие основные понятия:

      лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирую­щим органом юридическому или физическому лицу (индивиду­альному предпринимателю);

      лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

      лицензирование - мероприятия, связанные с предоставле­нием лицензий; приостановлением действия лицензий за нару­шение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицен­зии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров ли­цензии с предоставлением заинтересованным лицам в установ­ленном порядке сведений из них и иной информации о лицензи­ровании;

      лицензионные требования и условия - совокупность уста­новленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых ли­цензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

      лицензирующие органы - федеральные органы исполни­ тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, осуществляющие лицензирование в соот­ветствии с Федеральным законом;

      лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности;

      соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за­ явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

      реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлении и возобновлении действия ли­цензий или об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлече­ния лицензиата за нарушение лицензионных требований и усло­вий к административной ответственности в порядке, установ­ленном соответствующим кодексом Российской Федерации.

В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок администра­тивного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим орга­ном со дня, следующего за днём истечения срока администра­тивного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения адми­нистративного наказания в виде административного приоста­новления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления её дей­ствия не продлевается.

    Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлек­шее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Прекращение действия лицензии. Действие лицензии пре­кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем на­личие лицензии, указывают:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;

Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но­ мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дату принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дату аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дату прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определённые положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.

Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в при­родопользовании:

    лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);

    лицензия на фармацевтическую деятельность;

    лицензия на производство лекарственных средств;

    лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Эти лицензии выдаются специально уполномоченным госу­дарственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, сущест­вовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешения­ми на соответствующие виды деятельности.

К списку упразднённых лицензий в природопользовании от­носятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицен­зия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий ха­рактер и иметь собирательный смысл.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ли­цензия на использование земель.

Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Россий­ской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли населённых пунктов;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установ­ленным для них целевым назначением. Любой вид разрешён­ного использования из предусмотренных зонированием терри­торий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, ут­верждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель­ных отношений.

Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицен­зия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водно­го объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006

«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформля­ют обязательственные отношения между государством - собст­венником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природо­пользования на стадии получения разрешительной документа­ции.

Трудность в определении правового положения разрешитель­ных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодатель­стве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.

В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией явля­ется заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, раз­решение по лесной декларации на выполнение работ по геологи­ческому изучению недр на землях лесного фонда без предостав­ления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на зем­лях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в про­ектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Феде­рации запрещается заготовка древесины в объёме, превышаю­щем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.

Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены сле­дующие возможные виды использования лесов:

    заготовка древесины;

    заготовка живицы;

    заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    ведение сельского хозяйства;

    осуществление научно-исследовательской и образователь­ной деятельности;

    осуществление рекреационной деятельности;

    создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    выполнение работ по геологическому изучению недр, раз­работка месторождений полезных ископаемых;

    строительство и эксплуатация водохранилищ и иных ис­кусственных водных объектов, а также гидротехнических соору­жений и специализированных портов;

    строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    осуществление религиозной деятельности;

    иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесно­го кодекса.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .

После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобра­зованы в соответствии с гражданским законодательством в лес­ ничества ж лесопарки.

В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота ди­ких животных. По другим направлениям использования живот­ного мира действуют разрешения на соответствующую деятель­ность.

Федеральный закон «О животном мире» определяет следую­щие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстети­ческих целях.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охот­ничьим и водным биологическим ресурсам;

    использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

    изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби­тания;

    извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Получение продуктов жизнедеятельности объектов живот­ного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Существует перечень объектов животного мира, изъятие ко­торых из среды их обитания без специального разрешения за­прещено.

Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, а также

объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Рос­сийской Федерации, осуществляется уполномоченными органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вы­даются они территориальными управлениями федерального ор­гана исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Суть этой системы разрешений состоит в следующем :

    инвентаризация выбросов вредных веществ производст­венным объектом;

    определение предельно допустимых норм выбросов вред­ных веществ для объекта;

    установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;

    выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение вле­чёт за собой административную или уголовную ответственность .

В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок вы­дачи соответствующих разрешений, определяются уполномо­ченные органы, которые выдают или аннулируют данные разре­шения), входят следующие:

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха»;

    постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);

    постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

    постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за ох­раной атмосферного воздуха»;

    постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

    постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

    Контроль и надзор в сфере природопользования осуществля­ет федеральная служба Росприроднадзор.

Природопользование – это деятельность, осуществляемая обществом людей, которая направлена на удовлетворение потребностей через использование ресурсов природы. В действиях важно опираться на обоснованную учеными оценку возможностей окружающей среды. Она составляется исходя из данных, полученных в результате разведки, выявления, учета количественного и качественного состава.

Виды природопользования

Рациональное природопользование – деятельность общества, направленная на более полное использование добытых ресурсов. Обеспечение этого условия осуществляется там, где это возможно. Проводятся работы по минимизации негативных последствий для окружающей среды. Примеры этих действий:

Нерациональное природопользование – отношение к природе, не учитывающее необходимый уровень средоохраны, ее качественное улучшение. Результатом деятельности является истощение и снижение качества ресурсов. Примеры таких мероприятий:

  • Необдуманный выпас скота, приводящий к вытаптыванию плодородных земель.
  • Браконьерская вырубка лесов.
  • Истребление определенных видов флоры и фауны.
  • Загрязнение окружающей среды теплом, радиацией и т. п.

Природопользование и охрана окружающей среды

Загрязняется окружающая среда через внесение негативных изменений в ее свойства, что приводит к угнетающему действию на человека и биосферу. Рациональное природопользование предназначено для предотвращения такого воздействия. Сильнее всего окружающую среду загрязняет деятельность человека (антропогенное воздействие). Некоторые природные явления также могут негативно сказаться на отдельных природных комплексах. К ним относят вулканические извержения и прочее.

Природопользование окружающей среды предполагает знание основных видов антропогенных воздействий:

  • Физическое: тепловое, радиоактивное, механическое, шумовое и электромагнитное.
  • Химическое: аэрозоли, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы. Этот тип загрязнения у всех на слуху.
  • Биологическое: биогенное, микробиологическое.

Загрязнение земных оболочек

Природопользование – это учение, направленное на предотвращение негативного воздействия на все оболочки Земли. Литосфера совместно с почвой воспринимает загрязнение от ядов, удобрений и других химических соединений. Из мегаполисов в природу ежегодно вывозится около 12 млрд тонн мусора. Добыча горных пород открытым способом лишает землю сформировавшегося за многие миллионы лет плодородного слоя. Почвы подвергаются эрозии, заболачиванию, загрязнению солями и истощаются от нерационального земледелия.

Охрана природопользования касается и гидросферы, которая страдает от заводских стоков, смывов с сельхозугодий, бытовых отходов. Самыми опасными для окружающей среды являются химические и металлургические предприятия. Отдельную опасность представляет загрязнение нефтепродуктами. В моря и океаны каждый год попадает порядка 15 млн тонн углеводородов.

В основах природопользования и охраны окружающей среды прописаны меры по защите воздушной оболочки Земли. Основные источники загрязнения – заводы и автомобильный транспорт. Они выделяют в атмосферу радиоактивные элементы, углекислый газ, окислы серы, азота и тяжелые металлы.

Мероприятия по охране природы

Сфера природопользования не ограничивается только лишь перечислением наносимого окружающей среде вреда. Загрязнение природы ведет к возникновению многих проблем на региональном и глобальном уровнях, истощению ресурсов природы. Для их решения и предотвращения проводят следующие мероприятия:

  • Введение в строй очистных сооружений.
  • Возведение дымовых труб большой высоты.
  • Применение топлива с меньшим количеством вредных выделений.
  • Модернизация производственных мощностей с целью сокращения или исключения отходов.
  • Защита растений биологическими средствами вместо химических.
  • Использование шумоизоляции при возведении зданий.
  • Сбор и переработка отходов.
  • Принятие законов, направленных на охрану природы, с серьезными санкциями к нарушителям.
  • Введение пошлин на отравляющие выбросы.
  • Увеличение количества заповедников и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
  • Воспитание в подрастающем поколении стремления относиться к природе уважительно и с любовью.

Особо охраняемые природные территории

ООПТ – объекты достояния всех наций, представляющие собой земельные, водные и воздушные участки в месте расположения биогеоценозов, имеющих особое значение для науки, культуры, средоохраны, оздоровления. Этот статус присваивается по решению госорганов. При этом такие территории изымаются (иногда частично) из использования в народном хозяйстве и охраняются законом.

Природопользование – это уникальная область знаний, которой занимаются организации из разных стран. Международные компании насчитали в мире порядка 10 тысяч значимых ООПТ разных типов: заказники, национальные парки и так далее.

Заповедники

Заповедниками называют участки природы, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования, предназначающиеся для обеспечения охраны и изучения биогеоценозов. Их существует несколько разновидностей:


Заповедник может быть биосферным. Таким термином обозначают территории, имеющие эталонный ландшафт и типичный состав флоры и фауны для него. Они позволяют решать задачи, связанные с сохранением биогеоценозов, а также наблюдением за состоянием соседних территорий. В большинстве случаев их организуют в заповедных зонах и на участках, находящихся под охраной.

Экология

Грамотное природопользование – это первый шаг на пути к охране природы. Часто термином «экология» именуют мероприятия по охране окружающей человечество среды, а порой и положение дел в ней. Это в корне не верно. Не нужно приравнивать объемную и многогранную науку и простейшие правила чистоплотного поведения. Уборка мусора, организация свалок, дезинфекция воды, очистные сооружения и пресечение деятельности браконьеров не требуют привлечения экологии. Эти вопросы решаются с помощью грамотной организации и техники.

Экология необходима на более ранних этапах – для всестороннего обоснования мер по охране природы и окружающей среды. С ее помощью изучают связи организмов с неорганическим окружением, а также между собой. Прикладная экология, природопользование и охрана окружающей среды тесно взаимосвязаны, однако это разные понятия.

Природоохрана и средоохрана: в чем разница?

Большинство людей не видят различий в этих терминах. Применительно к современной цивилизации это очень далекие понятия, потому что в окружающей человека среде большое количество искусственных составляющих, не имеющих отношения к природе. Эта область, созданная людьми, активно вытесняет естественные составляющие. Природоохрана и средоохрана имеют одинаковую цель: сохранить здоровье и благополучие человечества. Отличаются методы ее достижения.

Охрана природы строится на понимании процессов, происходящих в биосфере, разнообразия биологических организмов, состояния экосистем. Достижение цели происходит через лимитирование или запрет использования ресурсов планеты, сохранение целостности сложившихся систем.

Охрана окружающей среды исходит из безопасной обстановки для общества. Цель достигается посредством исключения возможности попадания в нее опасных для людей веществ. Другими словами: чтобы в городе было чисто, а за его пределами – хоть трава не расти.

Виды природопользования

Фактически вся деятельность человека, все его жизнеобеспечение основываются на прямой или косвенной эксплуатации природных ресурсов.

В середине текущего столетия явственно стала ощущаться потребность в науке, которая бы занялась общетеоретическими проблемами управления природой, а практически разрабатывала бы дальновидную стратегию и тактику работ по урегулированию обострившихся сейчас противоречий между человеком и биосферой. Предложение о создании такой науки было высказано несколько ранее зоологом Воронежского заповедника, ныне профессором Ю.Н. Куражсковским на заседании Московского общества естествоиспытателей. В 1969 году в книге «Основы природопользования» этот ученый привел первое в отечественной научной литературе определение: «Задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями. Конечная цель этой разработки - обеспечить единый подход к природе как к всеобщей основе труда».

Общество оказалось готовым к принятию этого предложения. Природопользование в СССР развивалось быстрыми темпами, появилось множество печатных работ, в т.ч. монографического характера (Анучин, 1978; Генсирук, 1979; Поярков, 1978 и др.). Обобщая имевшиеся к концу 80-х гг. работы, Н.Ф. Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» привел шесть определений этой науки, три из которых помещены ниже:

· Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению;

· Использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества;

· Комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом.

Н.Ф. Реймерс (1992) относил природопользование к системе экологических наук, признавая в то же время, его теснейшую связь с экономикой, географией, другими фундаментальными и целым рядом отраслевых наук.

Объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования можно считать оптимизацию этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни.

Имея эти превосходные определения, мы, тем не менее, недостаточно четко представляли отраслевые границы природопользования, принадлежность к нему тех или иных отраслей хозяйства. Составители «Экологического энциклопедического словаря» (1999), взяв за основу определения, приведенные Н.Ф.Реймерсом (1990), дополнили их следующими словами:

«Процесс природопользования представляет собой в основном получение и извлечение природных ресурсов в виде сырья и переработку его в конечные продукты…»

Оставив «получение конечных продуктов» на долю соответствующих отраслей промышленного производства, мы получим новое определение. Оно не противоречит классическим определениям Ю.Н.Куражсковского и Н.Ф.Реймерса, а лишь продолжает их, конкретизирует, очерчивает отраслевые контуры, границы применения:

Природопользование – это деятельность человека по изучению, разведке, извлечению, оценке, первичной переработке (обогащению) природных ресурсов в форме сырья с целью их прямого потребления или обеспечения ими производственной сферы, осуществляемая с учетом основных эколого-экономических, социальных и природоохранных критериев и ограничений, официально принятых обществом».Акцент в этой дефиниции следует ставить на слове «извлечение».

Приведенное определение перекликается с выделением В.И.Даниловым –Данильяном (2001) т.н. «слоев производства»; природопользование соответствует первому и частично второму «слоям».

К биологическомуприродопользованиюпредлагается отнести сельское и лесное хозяйство (быть может, без некоторых конечных этапов, связанных с глубокой переработкой извлеченного, добытого, сырья), рыбное и охотничье хозяйство, рекреацию, заповедное дело.

Сфера промышленного природопользования: геологоразведка, энергетике, нефтегазодобывающая промышленность, угледобывающая и сланцевая промышленность, деревоперерабатывающая и целлюлозобумажная промышленность, производство стройматериалов из первичного природного сырья и т.д.

Без природопользования, и это понятно, невозможно существование человечества. Но необходимо соблюдение одного обязательного условия: оно должно быть рациональным. Все беды, которые претерпело и терпит человечество, не от природопользования вообще, а от природопользования нерационального.

Природопользование нерациональное - система деятельности, не обеспечивающая сохранение природно-ресурсного потенциала...

Природопользование рациональное - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей... Высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала... и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека среде.

Различают нерациональное и рациональное природопользование. Нерациональное природопользование – это система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (Реймерс).

Рациональное природопользование – это система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья населения (Реймерс).

Рациональное природопользование отличается следующими особенностями:

1) использование природных ресурсов должно сопровождаться их

восстановлением;

2) комплексное использование природных ресурсов;

3) вторичное использование природных ресурсов;

4) проведение природоохранных мероприятий, в т. ч. внедрение новейших технологий с целью снижения антропогенной нагрузки

на окружающую среду.

Первая особенность относится к возобновимым природным ресурсам, в частности к растительному и животному миру. Для их охраны создаются особо охраняемые природные территории, строго контролируется государством вырубка леса, охота на отдельные виды животных и т. д.

Вторая особенность природопользования относится в основном к исчерпаемым природным ресурсам. Здесь можно выделить две тенденции:



· использование одних и тех же ресурсов в разных отраслях хозяйства;

· более полное извлечение ресурсов на стадии добычи.

Перспективным направлением является комплексная разработка месторождений полезных ископаемых. Например, в месторождениях нефти попутными компонентами являются газ, сера, йод, бром, бор; в газовых – сера, азот, гелий. Наибольшей комплексностью характеризуются руды цветных металлов. Шлаки и шламы металлургических предприятий и отходы целлюлозно-бумажной промышленности – источник стройматериалов. Они заменяют щебень, песок, наполнители бетона, удешевляя строительные конструкции. В них содержатся микроэлементы, необходимые в сельском хозяйстве в качестве удобрений. Из отходов обогатительных фабрик и металлургических заводов можно получить 40 наименований продукции. Отходы ТЭС – зола и шлаки – могут применяться в качестве строительного материала; вместе с вязким битумом успешно заменяют асфальтовые смеси и в 2,5 раза их дешевле.

Третья особенность природопользования – это вторичное исполь-зование природных ресурсов. Это позволяет, во-первых, экономить первичное сырье и энергию, во-вторых, уменьшить количество твердых отходов. Для переплавки металлов в сталь требуется в 10 раз меньше энергии, чем для выплавки стали из руды.

Четвертая особенность природопользования – это осуществление предприятиями природоохранных мероприятий. Большое значение имеет внедрение новейших технологий. Новейшие технологии разрабатываются по многим направлениям: энергосбережение, ресурсосбережение, вторичная переработка, очистка выбросов, мониторинг окружающей среды. К энергосберегающим технологиям относится использование нетрадиционных источников энергии: солнечной, приливной, геотермальной, биологической, ветровой.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных.

Формы природопользования осуществляются в двух видах:

а) общего природопользования;

б) специального природопользования.

Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т.д.

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.

Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93.

По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:

является актом собственника природного ресурса;

является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;

является средством регулирования рационального природопользования.

Природоресурсная лицензия - это разрешение специального органа на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являются Министерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В России известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.

Вот некоторые из них:

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению - ведения крестьянского хозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленное водопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.

Водный кодекс РФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны.

Организация системы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, по подземным водам - на Роскомнедра.

Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору - юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.

Лицензия на использование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования: основное и побочное.

Основное - это заготовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота и рыболовство.

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.

Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, - группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.

Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора; по лову рыбы и охране использования водных живых ресурсов - органы рыбоохраны.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья - еще и Минздравом России.

Понятие природопользования. Причины кризиса природопользования

На заре истории способность человеческого сообщества преобразовывать природную среду была весьма слабо развитой. Ему приходилось в буквальном смысле бороться за свою жизнь.

С течение времени, в результате научно-технического прогресса, возможности современного человека значительно расширились. Даже законы естественного отбора в человеческом обществе приобрели уже не природную, а социальную основу.

Совершенствуя орудия труда, развивая общественные отношения, человечество постепенно добивалось все более внушительных успехов в «обуздании» природных стихий.

Но удовлетворение потребностей человека, как в прошлом, так и в настоящее время возможно лишь в процессе природопользования .

Природопользование – это теория и практика использования человеческим обществом природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности ради удовлетворения собственных потребностей.

Очевидна закономерность: чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.

Наша зависимость от природы не уменьшается, а растет.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды (ОПС).

Свойства окружающей природной среды (ОПС):

1. экологические;

2. экономические;

3. культурно-экономические.

Форма природопользования осуществляется в двух видах:

1. общее природопользование;

2. специальное природопользование

Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.

осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется законодательством РФ:

1) земельный кодекс;

2) основа лесного законодательства;

3) закон о недрах;

4) водный кодекс;

5) закон об охране и использовании животного мира;

6) закон об охране атмосферного воздуха.

Причины кризиса природопользования

Причинами кризиса природопользования являются:

1. Демографические проблемы: рост числа населения планеты, темпы урбанизации, проблемы мегаполисов в развивающихся странах.

2. Перепотребление природных ресурсов меньшей частью человечества и недопотребление их большей его частью .

3. Истощение природных ресурсов: деградация почв, сведение лесов, загрязнение морей и океанов, уменьшение разнообразия биологических видов.

4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений.

5. Загрязнение природной среды бытовыми, промышленными и военными отходами (в том числе токсичными и ядерными).

6. Рост вооружений, последствия военных конфликтов и учений .