Влияние наследственности на развитие человека. Влияние среды и наследственности на человека

Факторами психического развития, особенно влияющими на развитие личности ребёнка, являются: наследственность, воспитание, среда, обучение, депривация, активность и игра. Действуют они в комплексе, и в разные возрастные периоды степень значимости любого из них меняется. Эти факторы могут оказывать как благоприятное влияние на формирование личности, так и негативное. И от того, насколько родители обладают знанием о них, зависит их способность понимать поступки и действия своих детей. Эти знания дают возможность не только лучше понимать своего ребёнка, но и помогать ему решать любые проблемы, которые периодически будут возникать по мере становления личности. Здесь мы рассмотрим двое из этих факторов, а именно: наследственность и окружающую среду.

Наследственность

Передаваемые из поколения в поколение способности живого организма определённым образом реагировать на условия существования и свойственный этому организму метаболизм называют наследственностью. В свою очередь носителями любой наследственной информации являются гены.

Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные "пределы". Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.

Ребёнок с большой долей вероятности может получить от родителей склонность к плохому поведению. Тем не менее, благоприятная среда способствует снижению такой врожденной способности, существенно уменьшая этот риск. Развитие у человека некоторых психических заболеваний тоже напрямую зависит от генетических факторов.

Следует помнить, что ребёнок наследует также задатки, которые обусловлены морфологическими и функциональными особенностями строения мозга, органов чувств и органов движения. Иначе говоря, задатки - это природные предпосылки развития тех или иных способностей.

Окружающая среда

Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.



К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.

Наследственность играет огромную роль в формировании и развитии личности, но эта роль не безгранична. В какой степени проявятся те или иные гены зависит от множества внешних факторов, которые родители могут держать под своим контролем. Средой обитания человека следует считать весь комплекс взаимодействующих между собой биологических, экологических, антропогенных, психических и социальных факторов, который весьма существенно различается в разных географических и экономических районах.

Благоприятная социальная среда обеспечивает более полное и гармоничное развитие личности. На ребёнка в раннем возрасте огромное влияние оказывает его семья, её культурные и нравственные ценности, отношение к нему родных и близких. По мере взросления вступают такие факторы как школа, искусство, культура, СМИ, политика и общественный строй. Каждый из них и все в комплексе оказывают на каждого человека влияние, которое может способствовать развитию его способностей, а может и существенно затормозить его.

Воспитание занимает особое, очень значимое место в ряду социальных факторов, поскольку занимается формированием конкретных личностных качеств и развитием способностей. Оно способно влиять на природные (наследственные) качества личности, наполняя их новым содержанием и адаптируя к существующим социальным условиям.

Именно поэтому домашняя среда оказывает на развитие ребёнка огромное влияние. Здесь определяются потребности, интересы, ценности и взгляды подрастающего человека, создаются необходимые условия для развития его способностей, закладываются моральные, нравственные и социальные личностные качества. А такие негативные проявления, как невежество, грубость, скандалы, могут существенно затормозить развитие личности.



Таким образом, благоприятные условия могут значительно повлиять на психическое развитие ребенка, подвинув наследственность на второй план.

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы являются результатом сложного взаимодействия наследственных и внешних факторов.

На темпы роста и биологического созревания оказывает влияние характер питания. Сбалансированное по калорийности и белковому составу питание не только способствует оптимальному темпу роста в детском и подростковом возрасте, но и замедляет процессы старения. Напротив, ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста, а избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки (старение организма). Зависит скорость роста и от времени года. Более быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а более интенсивные прибавки в весе – осенью.

Задержка роста ребенка может быть обусловлена психологическими факторами. Хронический эмоциональный стресс приводит к нарушению секреции гормона роста, в результате чего снижаются показатели роста ребенка или подростка. Подтверждение этому – меньшие размеры тела детей, выросших в условиях асоциальных семей, жестокого воспитания или эмоциональной депривации.

Таким образом, в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Под средой понимают совокупность окружающих человека условий, определяющихся факторами неорганической природы (температура, освещенность, содержание кислорода в воздухе и т.д.), факторами органической природы (воздействия со стороны живых существ и растений, а также продуктов их жизнедеятельности) и социальными факторами. Все социальные факторы, влияющие на человека (детско-материнские и внутрисемейные отношения, условия и взаимоотношения в учебном заведении или на предприятии), объединяются понятием "социальная среда".

Среда определяет условия существования живого существа, из нее поступают информация и вещества, необходимые для жизнедеятельности, в нее выделяются продукты обмена. Социальная среда влияет на формирование поведения, характера, личностных качеств, мотиваций и эмоций человека, является необходимым условием развития речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности человека можно рассматривать только в единстве с биологической и социальной средой.

Наследственность – это признаки и свойства, "закодированные" в генетическом аппарате и передаваемые родительским организмом своему потомству при размножении. Наследственность человека изучена в настоящее время в значительно меньшей степени, чем механизмы наследования признаков у простых растительных и животных организмов. Тем не менее имеются интересные данные о наследственной обусловленности многих физических признаков человека и предпосылок к формированию определенных психических качеств (например, особенностей темперамента).

Для человека справедливы основные законы наследственности, изученные на простых растительных и животных организмах. Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными – на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков – относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при регулярных занятиях музыкой, которые позволяют развиться им в полной мере. Имеют наследственную предрасположенность, но определяются в значительной степени внешней средой такие признаки человека, как интеллект, лингвистические способности, рост и масса, сила и ловкость мышц, предрасположенность к некоторым заболеваниям и др. Внешняя среда оказывает влияние уже с эмбрионального этапа развития, поэтому общая картина оказывается довольно сложной и трудно прогнозируемой. Между генами и признаками нет прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния нескольких генов, а один ген может оказывать влияние на развитие различных признаков.

Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов – алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др. Особенно неблагоприятным является воздействие повреждающих факторов во время закладки важнейших органов, происходящей в течение первых 8 недель внутриутробного развития. Это может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами. Влияние положительных факторов, таких как спокойная мелодичная музыка, общение родителей с плодом и т.п., изучено в меньшей степени, но представляет большой интерес.

В постнатальном развитии ребенка роль воздействия внешней среды возрастает. Мозг новорожденного к моменту рождения является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Это подтверждается наблюдениями за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды. Так, в конце 1930-х гг. французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали "медовой цивилизацией". Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку, которая воспитывалась в дальнейшем одинокой француженкой и получила имя Мария Ивон. После окончания с отличием гимназии эта девочка окончила университет и стала доктором этнографии.

Возможность негативного влияния факторов среды на развитие ребенка показывают примеры детей-"маугли" – детей, с маленького возраста выросших вне воздействия человеческого общества. Так, например, известна история ребенка-волка из немецкого городка Гессе. В 1344 г. местные жители поймали существо, которое оказалось попавшим в раннем возрасте в волчью стаю и одичавшим мальчиком. Согласно описанию мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным и показывает, насколько мощным фактором развития является для человека социальная среда.

Спорными являются границы возможностей ребенка в максимально стимулирующих развитие условиях. Адепты раннего развития утверждают, что правильно организованная стимуляция физического и психического развития в раннем возрасте в несколько раз повышает уровень возможностей ребенка в обучении и в спортивных достижениях.

Интересен факт, что в детстве средовые факторы играют большую роль, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что у взрослых генетические программы уже актуализированы, а в детском возрасте факторы среды (формы обучения, воздействие родителей и педагогов, окружения, в котором развивается ребенок) могут способствовать активизации дополнительных потенциальных возможностей.

Таким образом, обобщая данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики, можно предположить существование наследственно определенных потенциальных возможностей физического и психического развития детей и подростков, в то время как уровень их реализации зависит от факторов внешней среды.

Определение источников индивидуальных вариаций психического - основная проблема дифференциальной психологии. Индивидуальные различия порождены многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда - его изменчивость и возможность приспосабливаться к общим условиям жизни. Наследственные признаки детерминируют гены, которые передают родители эмбриона при оплодотворении. Химическая разбалансированность или неполнота генов вызывает физические аномалии или психические патологии. Даже в обычных условиях наследственность допускает широкий спектр вариаций поведения, является следствием суммирования норм реакций разного уровня - биохимических, физиологических, психологических, а окончательный результат зависит от влияния среды.

Итак, на человека влияют наследственность и среда, ей также свойственно социальное наследование - соблюдение культурных образцов, передачи акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку через воспитание, формирование семейных сценариев, которого лишены животные.

Теории о влиянии среды и наследственности

Учитывая предпочтения биологической или средовой (социально-культурной) детерминации исследователи выделяют несколько групп теорий:

1. биогенетическом теории основываются на положении, что формирование индивидуальности обусловлено врожденными и генетическими задатками. Генетические задатки определяются совокупностью генов мужских и женских половых клеток - генотипом, что образует целостную, согласованную и эффективно работающую систему, которая постоянно совершенствуется в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма - морфологические, биохимические, физиологические, до параметров высшей нервной деятельности. Врожденные задатки обусловленные генотипом во взаимосвязи с качеством внутриутробного развития. Поэтому в медицинской генетике четко различают такие понятия, как генетическая и врожденная патология. Например, некоторые виды умственной отсталости могут быть следствием пагубных воздействий среды на плод через организм матери (от инфекционных заболеваний к нездоровому образу жизни матери). Развитие является постепенным развертыванием этих свойств во времени, а вклад средовых воздействий очень ограничен. Биогенетические подходы нередко были теоретической основой расистских учений о начальную отличие наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также американский психолог, автор теории рекапитуляции Стэнли Холл (1844-1924).

2. социогенетичного теории (сенсуалистический подход, постулирует примат опыта) утверждают, что сначала психика ребенка - чистая доска (tabula rasa), а все ее достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобную гипотезу выдвинул еще английский философ Джон Локк (1632-1704). Эти теории более прогрессивные, однако их недостаток - понимание ребенка как первично пассивной существа, объекта воздействия.

3. двухфакторной теории (конвергенции двух факторов) постулируют, что развитие является результатом взаимодействия врожденных структур и внешних воздействий. Карл Бюлер (1879-1963), В. Штерн, А. Бине считали, что влияние среды накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни о какой функцию нельзя сказать, "извне" она или "изнутри". Надо интересоваться, что в ней "извне" и "изнутри". Однако и в пределах двухфакторной теории ребенка считают пассивным объектом воздействия.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Льва Выготского (1896-1934) утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря существованию культуры - обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека составляют условия развития, а среда - источник (так как в нем содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, косвенные знаковыми системами и предметной деятельностью, является содержанием культуры. Чтобы ребенок мог его усвоить, надо, чтобы она вступила в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливалась, а активно присваивала себе опыт предыдущих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, то есть носителями культуры.

Швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875- 1961) доказал, что культура также является источником устойчивых поведенческих проявлений, закрепленных в коллективном бессознательном в форме архетипов, но сохранение и проявления их нельзя доказать естественнонаучными методами.

Роль наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, которая анализирует различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждая простая признак фиксируется одним геном (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, комплексный эффект нельзя рассматривать как арифметическую сумму воздействия каждого из генов, потому что они взаимодействуют между собой, вызывая системные эффекты. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится найти ответы на следующие вопросы: насколько генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. каков ожидаемый степень вариативности) и биологический механизм его воздействия (на участке хромосомы локализованы соответствующие гены) процессы объединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип; существуют экологические факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм.

Унаследованность признаки распознают по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству показателей. Например, темпераменты биологических родителей и их преданных на усыновление детей имеют много общего. Скорее всего, в приемных семьях дети будут находиться под влиянием средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут подобными и на приемных родителей. Однако корреляции не будет.

Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не позволяют однозначно оценить роль среды или наследственности. Например, благодаря психогенетически исследованием Ф.Гальтона, проведенным в 20-е годы XX в. с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированы характеристики (размеры черепа, другие признаки) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллекта по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На них влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и др.

На данный момент распространились экспозиционная и идентификационная модели средовых воздействий на интеллектуальные способности. Согласно экспозиционной модели Роберта Зайонца (род. 1923), больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллекта со старшим родственником. То есть ребенок по интеллектуальным способностям похожа на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-то причинам уделяют ей мало времени, она будет похожа на няню или бабушку. Согласно идентификационной модели самая высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, который является предметом Ее идентификации. То есть интеллектуальный авторитет на него может влиять даже дистанционно, а регулярная совместная деятельность не обязательно. Почти одинаковое популярность двух моделей, которые противоречат друг другу, свидетельствует, что большинство дифференциально-психологических теорий имеют ограниченный характер.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов подчеркивал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Между организмом и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. Из внешней среды организм получает кислород и питательные вещества. За счет этих веществ строятся новые клетки, функционируют органы и совершается работа, например мышечная. Одновременно с этим во внешнюю среду выделяются вредные продукты распада, избыток веществ и тепла. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой.

Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов:

Неорганической природы (свет, температура и т. д.),

Факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами)

Социальных факторов. Вся совокупность последних может быть объединена понятием "социальная среда": влияние матери, семьи, яслей, детского сада, учебного заведения и так далее.

На организм влияют различные природные факторы: колебания температуры воздуха, влажности, уровня солнечной радиации, дожди, снегопады, штормы, ураганы, пожары, землетрясения. При незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Происходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, увеличивается потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает его. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.

Человек благодаря созданным условиям жизни (регулярным источникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сберегающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) неизмеримо больше, чем другие живые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Все эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого общества в течение многих тысячелетий.

Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли: на Крайнем Севере и в пустынях, на земле и под водой, в долинах и высокогорных районах, под землей и в космосе. Колебания температур воздуха, при которых человек может существовать, не испытывая особых неудобств, достигают 120° (от -(-50оС до -70°С). При этом человек не только выживает, но и эффективно трудится в необычных для него природных условиях.

Будучи частью природы, ее живого мира, человек взаимодействует с ней. Получая из недр земли нефть и газ, руды и строительные материалы, человек использует их как предмет своего труда.

Для жизни человека необходимы также продукты растительного и животного происхождения. Таким образом, человек является потребителем по отношению к природной среде. В то же время, осуществляя мелиорацию земель, сооружая плотины на пути разрушительных потоков, создавая искусственные моря, человек преобразует природу.

Взаимоотношение человека и природы - наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа - среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества. Взаимоотношения человека с природой должны строиться на таких принципах, как разумное природопользование и улучшение природной среды.

Природные ресурсы должны использоваться экономно, и взаимодействие природы и человека должно быть не стихийным, а строго контролируемым процессом. Человек несет ответственность за сохранность природной среды, за целесообразность осуществляемых в ней изменений.

В нашей стране охрана природы - общенародное дело, определяемое законом. Природоохранительные мероприятия разрабатываются и осуществляются на строго научной основе. Сохранение чистоты воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира - залог физического и нравственного здоровья многих поколений людей.

Человек растет и развивается под контролем двух программ: биологической и социальной.

Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она сформировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологической программы являются хромосомы, которые передаются человеку от его родителей. Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.

Социальная (лат. социалис. - общественный) программа развития - это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социальную сущность человека составляют такие качества, как мораль, совесть, долг, патриотизм, образование, культура и т. п. Социальная программа подготовлена всем общественно-историческим развитием человеческого общества и не передается по наследству. Каждый человек в течение жизни осваивает ее постепенно, находясь среди подобных себе, т. е. в обществе людей. Каждое старшее поколение участвует в формировании личности людей младшего поколения. В процессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отношение к воздействию внешних условий. Решающую роль в формировании человеческой личности играет участие в общественно полезном труде. Задача всякого прогрессивного общества - воспитание здорового человека, творческой, духовно богатой, гармонично развитой личности. Формирование такой личности - процесс длительный и сложный.

В настоящее время рассмотрение всех существовавших и существующих теорий, касающихся роли наследственных и средовых факторов развития, можно свести к двум концепциям:

1. Первая концепция признает ведущим фактором развития детей и подростков ту наследственную программу, которую они получили от родителей. Факторам же окружающей среды отводится несущественная роль, или же их влияние отрицается совсем.

Свое начало эта концепция берет от Платона, который считал, что все люди - братья, но бог от рождения одним примешал золото, отчего они драгоценны, а другим, земледельцам и мастеровым, - железо и медь. Поэтому первые способны быть начальниками, другие - им подчиняться.

Преувеличение роли наследственных факторов в развитии человека в наши дни обусловлено значительными успехами генетики в изучении общих биологических закономерностей и молекулярных механизмов передачи наследственных признаков. Зачастую научные данные, полученные генетиками, стали трактоваться слишком широко, а часто и ошибочно. Нередко в литературе можно встретить высказывание о наследственной обусловленности всех интеллектуальных особенностей ребенка. Так, например, один из американских психологов А. Иенсен считает, что умственные способности человека на 80% контролируются генами и только на 20% - факторами среды.

Большинство генетиков не разделяют подобных убеждений (Н.Г. Дубинин, В.Н. Столетов, Ш. Ауэрбах и др.). Даже такой факт, как количество генов, получаемых от родителей ребенком, не позволяет делать категорических выводов о наследственной обусловленности человеческой психики. По мнению генетиков, их количество составляет около 20000. Эта цифра совсем не велика по сравнению с числом всех физических признаков организма человека. Поэтому гены не в состоянии проконтролировать в деталях даже биологическое созревание человека, не говоря уже о контроле над его психикой.

2. Вторая концепция, противоположная первой, видит основные движущие силы развития в средовых факторах. Наследственную программу развития эта концепция определяет в ряд второстепенных.

Эта позиция была впервые выдвинута Аристотелем, а затем поддержана рядом ученых XVII-XVIII веков. Согласно этим взглядам, ребенок ничего не наследует от родителей и появляется на свет с чистой душой, как восковая дощечка и воспитатель по своему желанию может написать на ней что угодно. Иначе говоря, опыт является тем основным фактором, от которого зависит все развитие ребенка.

Нетрудно заметить, насколько крайние трактовки дают обе рассматриваемые теории развития ребенка. Если первая концепция о генетической обусловленности всех физических и психических возможностей человека разоружает педагога перед трудностями, которые он встречает в процессе обучения и воспитания ребенка, и делает его пассивным наблюдателем за развитием детей и подростков, то концепция о фатальной роли среды в развитии закрывает возможности создания таких методов педагогического воздействия, которые были бы адекватны биологическим особенностям ребенка. Такой подход к обучению и воспитанию не позволяет организовать своевременную педагогическую коррекцию тех нарушений в развитии детей и подростков, которые обусловлены биологическими причинами.

В настоящее время не вызывает сомнения, что "генный портрет" человека (генотип) определяет в значительной степени многие его внешние свойства (фенотип). Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков определяется еще до рождения. Наконец и само проявление генов (мутации) не бывает фатальным, а зависит от факторов внешней среды. Например, наследственное заболевание фенилкетонурия не развивается, если ребенок, содержащий в генотипе гены, вызывающие это заболевание сразу же после рождения переводится на специальную диету.

Таким образом, генетика располагает убедительными фактами, доказывающими существование как строго обусловленных наследованных признаков (например, группы крови, черты лица, пигментация волосяного покрова и многие другие), так и признаков, определяемых в большой степени влиянием внешней среды (например, рост и масса тела, сила и ловкость и другие).

Следует также учитывать, что между генами и внешними признаками не существует прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния множества генов, а один ген может оказывать влияние на развитие многих признаков. Картина еще более усложняется постоянной коррекцией со стороны внешней среды.

Следовательно, наследственность и среда как факторы развития всегда тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены .

Рассмотрим в этой связи роль наследственности и среды в развитии некоторых физических признаков человека в процессе его развития.

Сложность изучения роли среды и наследственности в развитии детей и подростков определяется выбором методов исследования. Проведение экспериментов на растениях состоит в выделении двух групп организмов, идентичных по генотипу, и помещении этих групп в различные условия существования (светлое и темное помещение). В результате подобных опытов можно сделать вывод, что образование зеленого хлорофилла растений зависит не только от наследственности, но и от факторов внешней среды, в частности, света.

Поэтому наблюдения на людях проводят с помощью близнецового метода, используя группы идентичных или гомозиготных близнецов, имеющих не только поразительное внешнее сходство, но и почти одинаковые генные "портреты". (Рождение идентичных и неидентичных близнецов явление нередкое, в среднем из 100 беременностей одна завершается рождением более чем одного ребенка.). С помощью близнецового метода было установлено важное значение среды в развитии многих морфологических свойств организма.

Еще большее значение имеет среда для развития психических способностей человека. Свойства памяти, сила произвольного внимания, мыслительная деятельность, черты характера и многие другие человеческие качества определяются не только природными задатками, но и формой, и способом деятельности ребенка, условиями той социальной среды, в которой он развивается.

Не вызывает сомнения, что мозг новорожденного является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Есть основания полагать, что 80-90% нервных клеток, составляющих высшие нервные структуры головного мозга человека созревают только после его рождения. Естественно возникает вопрос: является ли дальнейшее усложнение психической деятельности ребенка результатом развития жесткой генетической программы развития или в этом процессе важную роль играет обучение и воспитание. Если верно последнее, то формирование высшей нервной деятельности ребенка представляет собой лабильный, то есть высоко подвижный процесс, и, следовательно, возможна его рациональная коррекция со стороны родителей и педагогов.

Убедительным примером тому являются наблюдения французских ученых. В конце 30-х годов прошлого столетия французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали "медовой цивилизацией". Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку. По приезду в Париж она была отдана на воспитание одинокой женщине. Закончив гимназию первой по списку, эта девочка затем окончила университет и стала доктором этнографии, профессором. Известно ее имя - Мария Ивон.

Факторы среды могут и негативно сказаться на морфофункциональных и психологических характеристиках развивающегося ребенка (пример - одичавшие дети). Один из древнейших и наиболее документированных случаев одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке. Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает призрачное существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, быстро скрывалось. Реальное доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это существо было поймано. Оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, и не владел речью. Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни. Согласно свидетельству, мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю и защищали как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным, и убедительно показывает, что среда для человека является мощным фактором развития.

Таким образом, многочисленные данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики позволяют сделать следующее заключение. Наследственность определяет лишь потенциальные пределы физического и психического развития детей и подростков, степень же развития физических и психических особенностей ребенка зависит от факторов внешней среды. Человек, родившийся даже с самыми благоприятными задатками, но живущий в среде, препятствующей развитию его способностей, превращается в посредственность, поэтому основная нагрузка на развитие интеллектуальных возможностей ребенка приходится на воспитательный процесс и на людей, его осуществляющих: родителей и воспитателей.

Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологи­ческого и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоре­тических концепциях.

При рассмотрении за­кономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие опре­деляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На эти вопросы представители различных научных направ­лений дают различные ответы.

Многие ученые считали, что развитие ребенка цели­ком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены. Конеч­но, не предполагается, что сложнейшие психические функции зак­лючены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как саморас­крытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способ­ствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может.

В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивает­ся яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчи­ненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического со­зревания.

Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены не­которые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близ­нецов, в разных условиях обучения и воспитания могут разви­ваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом по­нимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появля­ется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде. Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми - так кратко можно сформу­лировать эту точку зрения.

Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребен­ка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задат­ков, ни со стороны возрастных возможностей.

По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.

Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.

Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В.Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвер­генции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.

Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутрен­нее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития.Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической ос­нове, без которой невозможно было бы развитие. Биологи­ческое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чи­стом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-раз­ному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осоз­нает, как он научился действовать в этой среде на предшествую­щих стадиях своего развития и что он представляет собой в физи­ческом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка.

Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басо­ва, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития пси­хики и личности в последующие годы.