Вопросы 1 сентября. Методическая копилка

2015-201 6учебного года

Место проведения : на площадке

Рабочая группа: организаторы: О.Е. Легошина, О.В. Майструк

ответственный за музыку: А.И. Самко,

ответственный за оформление: учащиеся 11 и 9б класса,

ответственные за подарки первоклассникам: О.Е. Легошина, Л.Б. Егорова

ответственные за выступление первоклассников: С.Г. Рейма и Н.С. Лемко

09. 00 – 10. 00 – звучат песни о школе

10.00-линейка (всем кл.рук. быть с классами и следить за дисциплиной)

Участники в сценарии : Вед: Е.Легошина и А. Журина, сценка: незнайка и кнопочка (Илья с Оксаной), песня А.Сироткина, 11 и 9б кл готовит поздравление стихи, подарки, шары гелевые с голубями из бумаги, звонок подают

ВЕД 1 : Доброе утро, школа!

ВЕД 2 . Доброе утро, дорогие ребята, гости, учителя и уважаемые родители!

ВЕД 1. Сегодня - день начала учебы, новых встреч с огромным миром знаний, который готовы открыть вам учителя.

ВЕД 2. Доброго настроения вам и тем, кто пришел сюда в первый раз, и тем, кто прожил столько интересных и полезных лет в нашей школе.

ВЕД 1. Добра всем гостям и участникам нашего праздника!

ВЕД 2 : Кажется, будто вчера мы стояли,
Веселое время каникул встречали,
Которое после учебного года
Давно ль началось?..
Но царица природа
Неумолима, и месяцы лета
В прошлом. И новая школьная форма надета.

ВЕД 1 : В школу, в школу – утро зовёт,
В школу, в школу – ветер поёт.
Интересным будет урок,
Станет счастливым весь год!

ВЕД 2 : Всего полчаса – и первый звонок
Всех позовет опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся.
Завтра учебные будни начнутся.
Ну, а сегодня – праздничный час!
Хором: С праздником мы поздравляем всех вас!

ВЕД 1 : Первое сентябрьское утро несёт с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний. Это начало большого школьного пути для первоклассников и старт последнему учебному году для девятиклассников.

ВЕД 2. : А где же наше пополнение?

ВЕД 1 . Здесь. И они с нетерпением ждут когда их позовут на линейку. Ведь они сегодня самые главные действующие лица праздника. Именно для них сегодня будет звучать первый в их жизни школьный звонок. Под бурные аплодисменты поприветствуем наших первоклассников.

(Звучит школьная мелодия, первоклассники с 11классом с классным руководителем проходят круг почёта под песню «ПЕРВОКЛАШКА»)

ВЕД 2. Школа, под гимн РФ стоять смирно. Право поднять флаг РФ предоставляется ……………………………………………………………….

(Звучит гимн РФ)

ВЕД 1. Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний, объявляется открытой.

ВЕД 2 : Ситуация не нова и понятная вполне,
Если взял директор слово,
Все в полнейшей тишине.
Ждем с волненьем каждый раз,
Что он скажет нам сейчас?

ВЕД.1 Слово для приветствия предоставляется директору школы

Марченковой Нине Михайловне (Н.М. должна представить новых учителей)

На нашем празднике присутствуют гости______________________________

__________________________________________________________________

ВЕД 2 : Дорогие первоклассники!
Первый раз пришли вы в школу,
Первый раз в первый класс,
Все для вас сегодня ново,
Всё волнует вас сейчас!

ВЕД 1: Дорогие малыши,
Знаем, вы готовились!
Рассказать свои стихи,
Вы уже настроились!

Выступление первоклассников

1.Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили
И лошадок и зайчат...

2.Мы немного буквы знаем,
Научились мы считать.
Мы по пальцам сосчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять...

3.А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!
Нам скорее подари
Расписные буквари!

4.Мы хотим скорей учиться,
Подружиться с букварем!
От страницы до страницы
Мы к весне его прочтем!

5.Мы научимся до лета
Рисовать, писать, считать,
И всегда по всем предметам
Получать мы будем пять»!

6.А теперь, а теперь
Открывай нам, школа дверь!
Принимайте в школе нас:
Здравствуйте, мы -
Первый класс!

ВЕД 2. На трудной дороге в страну Знаний вашим наставником, другом и помощником будет ваш первый учитель. Слово предоставляется __________________________________________________________________.

Первый учитель: Дорогие первоклассники!

Я открою перед вами
Знанья светлого пути.
И пойдете вы не сами,
Вместе будем мы идти
По неведомым дорожкам
В мир неведомых чудес.
Будет трудно нам немножко,
Но у нас Ключ Знаний есть.
Он любую дверь откроет,
В мир познанья пригласит .

СЦЕНКА (НЕЗНАЙКА и КНОПОЧКА)

К микрофону выбегает Незнайка. Он весь обвешан сумками и портфелями.

Незнайка : Разойдись! Расступитесь! Дайте пролезть, в конце концов!
Незнайка подходит к ведущим, ставит портфели и сумки на асфальт, вытирает лоб рукавом.
Незнайка : (Обращаясь к ведущим): Я не опоздал? Здрасьте! Три дня собирался, замаялся совсем. Теперь полный порядок! Теперь, так сказать, вооружился до зубов. А думаете легко? Знания, они вон сколько весят! Но я твёрдо решил стать умным. А как решил – всё: умру, но стану. (Начинает собирать сумки в руки) Где у вас тут в школу записываются?
Из рядов учеников появляется Кнопочка.
Кнопочка: Незнайка! Незнайка! Вот ты где … (Переводит дух) Еле догнала! (Обращается к зрителям) Здравствуйте! И простите, что я вмешиваюсь, я понимаю, сегодня такой большой праздник…
Незнайка: Очень большой! Просто огромный! Я в школу иду! (Ставит вновь все портфели на асфальт)
Кнопочка: Да ну?
Незнайка: Точно! Видишь, сколько всего собрал? (Показывает на портфели и сумки)
Кнопочка : Что собрал?
Незнайка: Ну вещи разные… Для учёбы. И книги … Знаешь, что дома нашёл – всё принес!
Кнопочка: Всё?
Незнайка: Всё!
Кнопочка : Так я и думала! Верни мне, пожалуйста, мою книгу «Для тех, кто вяжет».
Незнайка: Вяжет что?
Кнопочка : Ну вещи всякие – носочки, варежки, кофточки…
Незнайка: А-а-а! Пожалуйста! Я думаю, что вязание сегодня мы проходить не будем.
Незнайка отдаёт книгу. Кнопочка заглядывает к Незнайке в сумку и достаёт от туда утюг.
Кнопочка: А это тебе зачем?
Незнайка : Это всего лишь утюг! В школу надо ходить аккуратно одетым. Вот я и прихватил утюг, вдруг брюки помну. А ещё, если с кем подерусь, к синяку приложить можно. Вот так.
Незнайка показывает. Кнопочка открывает следующую сумку и достаёт веник.
Кнопочка : Ну а это-то зачем?
Незнайка : А это мне знакомый посоветовал, сказал, что если будут из школы выметать, то хоть моим веником выметут – не так обидно будет!
Кнопочка : Да, хорошее у твоего знакомого чувство юмора. Но всё это тебе не нужно!
Незнайка : Неужели всё не нужно?
Кнопочка : А ты у ребят спроси, ведь они собирались на уроки. Пусть расскажут, что с собой нужно брать на уроки.
Кнопочка : Ну, понял теперь, как нужно вести себя настоящему школьнику?
Незнайка : Понял! Выходит, зря я три дня потерял, собираясь…
Кнопочка : Зато теперь умнее стал! На ошибках тоже учатся. Знаешь, Незнайка, а давай ребят с праздником поздравим.
Незнайка : А как?

Кнопочка: Стихами.
Незнайка: Опять за окнами сентябрь
И школа, как большой корабль,
Готова в плавание отправиться –
Вновь год учебный начинается!
Кнопочка: Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, знаменательных.
Просторы знаний покорять
И на «отлично» курс держать

ВЕД 1 . Спасибо вам, Незнайка и Кнопочка, за эти поздравления! Ну, а мы продолжаем наш праздник.

ВЕД 2:

Дорогие малыши! Ставьте ушки на макушки!

Сейчас к Вам обратятся корифеи всех школьных наук.

Мастера контрольных и сочинений.

Профессоры по сдаче зачётов и экзаменов.

Изобретатели новейших видов шпаргалок.

Самые старшие ученики школы – одиннадцатиклассники.

И я с удовольствием передаю им слово.

1. Милые первоклассники! Сегодня у вас самый радостный день в жизни!

Сегодня вы пришли к нам просто мальчиками и девочками.

А буквально через несколько минут станете учениками нашей школы.

И мы на правах её самых старших учеников хотим дать вам несколько советов!

2. Мы немного старше вас,

И горим желанием

Донести до вас наказ

И наши пожелания!

3. «Грызть» науку на потом

Вы не оставляйте.

Потом бывает суп с котом!

Побольше вы читайте!

4. Будьте вежливы со всеми,

Старшим не грубите,

Всех быстрей на перемену

Мчаться не спешите!

5. Полюбите физкультуру –

В жизни пригодится

Скорректировать фигуру,

Накачать вам мышцы.

6. И запомнить всем вам надо:

Силы ум важнее!

Вера, дружба – вот что свято!

С ними вы сильнее.

7. Чаще, шире улыбайтесь,

Смейтесь позвончее.

На несчастья отзывайтесь

Добротой своею.

8. Что ж, смелее в долгий путь

Школьный, интересный!

А в дороге не забудь

Дом, друзей и песню!

выпускники дарят первоклассникам подарки и шары с голубями

Вед.1: А сейчас дорогие первоклассники вместе с кл. руководителем отпустят шары в небо и при этом надо загадать самое-самое заветное желание, и оно обязательно исполнится. Встаньте в круг, все вместе возьмитесь за веревочку с шарами и произнесите слова: «Раз –два – три! Шарик с мечтою в небо лети! ». (под музыку «воздушные шары» запускают шары).

Вед.2:
Что ж, может, немножко отдохнём от официальных речей? Предлагаю устроить небольшой конкурс разминку. Сейчас мы проведём викторину, среди учеников нашей школы. Я приглашаю на сцену по одному представителю от каждого класса. (Вы сами, можете определить, из каких классов приглашать учеников. Каждому ученику выдаётся таблички с вариантами ответов, то есть с буквами: а, б, в и г. После того, как ведущий озвучил вопрос, ученики должны поднять табличку с правильным, на их взгляд, ответом.)

Викторина:

1 сентября, это…
А) тяжёлый день
Б) день знаний
В) день кипячёного молока
Г) день неудачников

Продолжите строчку – там чудеса, там леший бродит…
А) там есть Макдональдс
Б) там есть вай фай
В) русалка на ветвях сидит
Г) там можно спать целыми сутками

Что оповещает начало урока?
А) салют
Б) хлопушка
В) смс от учителя
Г) звонок

Когда можно уходить из школы?
А) когда в армию призвали
Б) когда спать хочется
В) когда кончились все уроки
Г) когда придёт смс от учителя

Вед.2:
Спасибо нашим участникам за игру. Мы надеемся, что эта шуточная викторина на 1 сентября взбодрила и раскачала вас. И пока вы опять не заснули, мы приглашаем нашу музыкальную группу, для исполнения песни «Жизнь».

Вед. 1 : Друзья, снова праздник на школьном дворе!
Пусть первый звонок прозвенит в сентябре!
Друзья, снова праздник, день знаний у нас!
Звени же, звонок, в добрый путь, в добрый час!
Школа родная, встречай каждый свой класс!

(Входит “звоночек”)
ЗВОНОЧЕК:

Я звонил в последний раз 25 мая
И тогда я сказал, весну провожая:
“Отдыхайте, загорайте,
Веселитесь, не деритесь.
Книжки разные читайте,
Обо мне не забывайте!”
Вот теперь звоню опять,
Чтобы в школу вас позвать!
Год учебный начинать,
Снова знания вбирать!
Вместе всем учиться,
Грустить и веселиться!
Всем спасибо, что пришли
И улыбки принесли,
Море ароматов,
Здравствуйте, ребята!

Вед. 2 : Для учащихся ежедневно звенит голосистый звонок. Вот и сегодня он ждет, чтобы оповестить о начале учебного года, о начале занятий. Право дать первый звонок предоставляется ученику(це)________________________________

_____________________________________________________________________.

Звенит школьный звонок
Вед. 1
: Звени, звонок! Звени, звонок!
Веселый, грустный, дерзкий!

Вед. 2 : Ждёт в жизни вас другой урок,
Уходит тихо детство!..

Вед. 1 : Звени, звонок! Звени, звонок,
Уроки открывая!

Вед. 2 : Мы к знаниям идём вперед,
Усталости не зная!

Вед. 1: По нашей традиции первыми в школу входят самые маленькие ученики - 1-ый класс. К началу школьного пути вас проводят наши выпускники.

Первый и 11 класс уходят в школу под музыку (ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ?)

ВЕД 2 .На этом торжественная линейка, посвященная празднику Первого звонка считается закрытой.

ВЕД 1. Прозвенел первый звонок в новом учебном году. Мы поздравляем всех с Днём Знаний! СЧАСТЛИВОГО ВСЕМ УЧЕБНОГО ГОДА. А сейчас все идут на свой первый урок нового учебного года.

Озвучивание:

    «Школьные годы» - 55 секунд

Ведущий

Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки, а так же их родители! Сегодня наступил долгожданный день – 1 сентября. И я от всей души поздравляю всех вас с первым Днем знаний и с началом школьной жизни! И, конечно же, хочу пожелать вам побольше знаний и самых лучших оценок!

Нарядные! Парадные!

Такие ненаглядные!

Причесанные, с бантиками

Девочки пришли!

И мальчики отличные!

Такие симпатичные,

Такие аккуратные,

С букетами пришли!

Все бывшие проказники –

Сегодня первоклассники.

Сегодня все хорошие,

Таких ребят я жду!

Очень приятно смотреть на вас – ученики, на ваши счастливые светящиеся лица. Хотелось бы, чтобы каждый день в нелегком учебном году был для вас таким же светлым и радостным, приносящим только положительные эмоции.

Ведущий

Сентябрь наступил, закончилось лето,

Пришел праздник знаний, учебы, отметок!

Ребята, родители, учителя,

С праздником вас поздравляем, друзья!

Дорогие первоклассники, сегодня в вашей жизни особенный день. Этот день вы будете помнить даже тогда, когда станете взрослыми. Сегодня вы делаете свой первый шаг в удивительную страну знаний. И пройти по тропинкам и дорогам этой страны вам помогут ваши первые учителя.

Давайте поприветствуем первоклассников!

Сейчас я приглашаю ребят, они подготовили для вас стихи (дети выходят, читают выученные стихотворения).

    Обрезка «Первоклашка, первоклассник» (пока выходят дети)

Здравствуй, осень золотая!

Здравствуй, школа! На урок

Нас зовёт, не умолкая,

Переливчатый звонок.

Мы с веселыми друзьями

Вдаль на школьном корабле

Поплывем по морю Знаний

К неизведанной земле.

Мы хотим весь мир объехать,

Всю вселенную пройти.

Пожелайте нам успеха

И счастливого пути.

Волнуются мама, и папа, и я,

Весь вечер волнуется наша семья.

Давно всё готово – и форма, и бант.

И чудо-цветы украшают сервант.

А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –

И снова на форме прогладила складки.

А папа забылся совсем от волненья –

Коту, вместо каши, он бухнул варенья.

Я тоже волнуюсь, и даже дрожу,

За мамой и папой весь вечер хожу:

«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.

На часиков шесть или лучше на пять».

Мне мама сказала: «Наивной(ым) не будь –

Я думаю, как бы сегодня заснуть!

Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз.

Всё завтра меняется в жизни у нас».

    «Школьные годы» обрезка (пока дети уходят)

Дорогие ребята, уважаемые гости, родители! Сегодня 1 сентября, дата, которая никого не оставляет равнодушным. Кто – то вспоминает прошлое, для кого-то звук школьного звонка – это будничное настоящее, а для кого-то – будущее. Для родителей первоклассников оно прошлое, настоящее и будущее. Им и предоставляется слово…(слово родителей)

Сейчас я предлагаю всем ученикам вспомнить некоторые школьные правила. А для этого вам нужно внимательно слушать и отвечать. Все задания подготовлены в игровой форме.

Первая игра «Собери портфель»

Итак, мои дорогие школьники, правила этой игры просты. Когда я называю предмет, который нужно взять в школу, вы громко хлопаете в ладоши. Но, если этот предмет не нужен в школе, то вы, что есть сил, топаете ногами.

Собирался школьник в класс

Взял он чипсы про запас

Учебники и книжки,

Игрушечную мышку,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, дневник.

Собран в школу ученик!

- Молодцы ребята! Вижу, что портфель вы собирать умеете. А теперь, я предлагаю проверить, готовы ли вы быть первоклассниками?!

Вдруг раздаётся стук в дверь.

- Кто бы это мог быть? Не знаете дети?

Дверь открывается и заходит Баба Яга (под музыку)

Баба Яга: Ха-ха-ха, хи-хи-хи! Праздника они захотели? Учиться что ли вам захотелось? А меня, Бабулечку Ягулечку, такую красотулечку не позвали? Я может тоже хочу всему научиться. Сейчас вон, без грамоты-то, и в лесу не проживешь. Все бизнесом занялись, так и норовят меня вокруг пальца обвести!

Ну что, привет, ребятки! Узнали меня, да? Ну и почему вы без меня тут веселиться вздумали?

Учитель : Баба Яга, в следующий раз мы тебя обязательно позовем, но сегодня ты уж нам, пожалуйста, не мешай. Ведь ребятам очень хочется стать настоящими первоклассниками, учениками, а ты нам тут мероприятие срываешь.

Баба Яга : Так прямо и не мешай! Так прямо и срывай! А может им совсем не хочется учиться? Да, сладкие мои? Так прямо в печку бы и посадила таких вкусненьких. Ладно, не бойтесь! В честь первого сентября я решила стать самой доброй бабушкой и сегодня я буду делать только гадости, ой, что я говорю, подарки конечно же!

Но для начала я хочу проверить, готовы ли ребята стать первоклассниками. И для этого есть у меня в запасе 3 задания.

Учитель : Всего-то 3 задания? У меня очень умные ребята.

Баба Яга: А вот как раз мы это и проверим. Слышала я о том, чтобы получать одни пятерки надо быть внимательным на уроке. А вы внимательны? (Дети отвечают). Знаю я одну интересную игру. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если это про вас – говорите “Я”, если нет – молчите. Понятно? Тогда начинаем.

Игра :

Кто любит шоколадку?

Кто любит мармеладку?

Кто любит груши?

Кто не моет уши?

Кто любит книжки?

Кто любит пышки?

Кто не умывается?

Кто не улыбается?

Кто хочет учиться?

Кто любит трудиться?

Кто любит драться?

А кто любит смеяться?

Баба –Яга: Молодцы! Со всеми вопросами справились. А теперь второе задание. Загадка про слона. Отгадаете?

Учитель : Ну, Баба Яга, какая же это загадка, если вы сразу сказали, что она про слона? Ведь загадка - это когда не знаешь ответ.

Баба-Яга : Так-так. И такая загадка у меня имеется, даже несколько.

1) Стоит весёлый светлый дом,

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа).

2) Буквы все от А до Я

На страницах (Букваря).

3) Должен каждый ученик

В школу брать с собой (Дневник).

Баба Яга : Дети, а вы знаете, как надо вести себя в школе? (Дети отвечают)

Учитель : Да, ребята, у нас в школе есть правила поведения. Все они должны выполняться. Сейчас, на примере игры-задания, мы посмотрим, как нужно вести себя на уроке. Постарайтесь беззвучно выполнить мои команды. А ты, бабулечка красотулечка, можешь деткам помогать.

Учитель просит - надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учительница : И снова все справились с заданием замечательно.

Баба Яга: А вот ещё моя прабабка говорила, что каждый ученик должен знать «волшебные слова». А вы знаете такие? (Дети называют волшебные слова).

Учитель : Ой, а у меня есть игра с «волшебными словами» для вас. Давайте поиграем?

Игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Выполнять надо только те команды, в которых есть волшебные слова.

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки!

- Будьте добры, похлопайте!

- Пожалуйста, потопайте!

- Наклонитесь!

- Тихо сядьте!

- Тихо сядьте, пожалуйста!

Баба –Яга : Какие всё-таки умные детки! А зачем таким вообще в школе учиться? Лучше я их к себе заберу. Пойдете ко мне? (Дети отвечают).

Учитель : Нет, Баба Яга, так нечестно! Помнишь, ты обещала не мешать нам, а сама опять за свое? Сейчас я директора позову, пусть разбирается.

Баба Яга: Всё, всё, молчу, не надо никого вызывать. Ну, сладкие мои, учитесь хорошо! А я пойду, в других классах поищу непослушных и глупых деток. (Идет к дверям, останавливается) А, я же совсем забыла! Мне тут конвертик дали, сказали вам передать. (Отдаёт конверт).

Баба Яга: Гуд бай! Зовите, если что… (и уходит)

Учитель : Давайте посмотрим, что же принесла нам Баба-Яга.

Конверт №1

Письмо.

Я, королева страны знаний, спешу поздравить вас с 1 сентября и хочу пожелать вам учиться только на пять! У меня для вас первое задание – «Доскажи словечко»

Необходимо быстро подобрать правильное словосочетание. Игрок назвавший больше всего правильных словосочетаний становится победителем и получает сладкий приз. Красная (шапочка)

Заклятый (враг)

Обеденный (стол)

Сотовый (телефон)

Сапоги (скороходы)

Санта (Барбара)

You (Tube)

Закадычный (друг)

Алла (Пугачева)

Семнадцать (мгновений весны)

Шапка (невидимка)

Советский (союз)

День (рождения)

первое (сентября)

Чупа (чупс)

Ковер (самолет)

Дед (мороз)

Баба (яга)

Мальчик (с пальчик)

Цветик (семицветик)

Конверт №2

Письмо.

Здравствуйте, дорогие ученики, первоклассники!

Я, королева страны знаний, спешу поздравить вас с 1 сентября и хочу пожелать вам учиться только на пять! У меня для вас первое задание – дорисовать солнышко.

Учитель : Сегодня нам предстоит оживить солнышко, чтобы каждому из вас всегда было тепло от его света. А лучиками будете вы. Сколько в команде человек, столько и лучиков получится. Вы разделитесь на две команды поровну. Каждый из вас должен нарисовать по одному элементу солнышка, оцениваться будет качество и скорость выполнения.

    Современный вариант – «Учат в школе» (негромко) – пока дети выполняют задание

(Дети выполняют задание – мы оцениваем).

Хочется пожелать, чтобы такое красивое солнышко, которое получилось у каждой команды, светило вам каждый день и приносило радость.

Обращение к учителям.

А сейчас мы обращаемся к вам,

Дорогие наши учителя, Людмила Николаевна, Марина Александровна и Татьяна Анатольевна, к тем, кто ведёт нас за собой в мир знаний. Сегодня для вас начинается новый учебный год. Мы желаем вам всегда оставаться такими же добрыми, умными, строгими, справедливыми, весёлыми и неунывающими, какими мы вас любим и ценим!

Жаль кончается праздник прекрасный!

Но звучит и волнует звонок.

И распахнуты двери и классы.

Начинается первый урок!

Линейка, посвящённая началу учебного года считается закрытой.

САМАЯ ШКОЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Что это за учреждение, куда принимают неграмотных?
(Школа.)

Где Новый год отмечают 1 сентября?
(В школе – новый учебный год.)

Какой праздник отмечали в допетровской Руси XVIII века 1 сентября?
(Новый год.)

Как называется временной интервал между каникулами?
(Четверть.)

Каким словом называют школьный тайм-аут?
(Перемена.)

Цифра в классном журнале – это... Что?
(Отметка.)

Какие есть синонимы у школьной «отметки»?
(Оценка, балл.)

Каким природным явлениям выставляют баллы, как школьникам?
(Ветру, землетрясению.)

Дошкольник – это школьник, которого родители за ручку доводят до школы, или ребёнок в возрасте от 3 до 6-7 лет?
(Ребёнок дошкольного возраста.)

Как называется среднеарифметическое дошкольника и абитуриента?
(Школьник.)

Какое тропическое африканское дерево есть в каждой российской школе ?
(Кола – ш-кола, вечнозелёное дерево семейства стеркулиевых. Семена – орехи кола – используют в медицине и для приготовления тонизирующих напитков.)

Как называется «колода карт» для урока географии?
(Атлас.)

Это не только высокий узкий шкаф кухонного гарнитура, но и школьная принадлежность для ручек и карандашей. Что это?
(Пенал.)

Какая школьная принадлежность входит в стандартную комплектацию автомата Калашникова?
(Пенал.)

Книжная одёжка – это... Что?
(Обложка.)

Школьный будильник – это… Что?
(Звонок.)

Объясните значения «школьных» слов из повести-сказки Э. Успенского «Меховой интернат»: начинальник, листалки, писалки, получалка, главный бумажный получальник.
(Звонок, тетради, ручки, дневник, классный журнал.)

Для чего придумали тетради в клеточку?
(Чтобы играть в морской бой и крестики-нолики.)

Как называется и документ школьника об успеваемости и форма литературного произведения?
(Дневник. Например, «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Ни дня без строчки» Ю.К. Олеши.)

В 1790 году французский механик и живописец Н. Конте изобрёл то, чем пользуются сейчас не только все школьники, но и студенты, представители технических профессий и деятели искусства. О каком предмете идёт речь?
(О деревянном карандаше. Конте предложил помещать графитные стержни в деревянную оболочку. Так появились карандаши, имеющие привычную для нас форму.)

Какую круглую дату отметила шариковая ручка 22 ноября 2006 года?
(60 лет. В Англии 22 ноября 1946 года в продажу поступили первые шариковые ручки.)

Кто подскажет самый древний из известных нам рецептов чернил на Руси?
(Сажа с вишнёвым клеем, разведённые водой.)

Как называется линейка-«кривляка».
(Лекало.)

Разновидность какого чертёжного инструмента называют «козьей ножкой»?
(Циркуля.)

Пока в этой «творческой» школьной принадлежности ничего нет, она отвечает своему названию. Но когда мы что-нибудь в неё помещаем, она перестаёт соответствовать своему названию. Что это за школьная принадлежность?
(Альбом, alba – значит «чистый».)

Этот привычный школьный предмет появился примерно сто лет назад. Создал его знаменитый офтальмолог и гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман. А название этот предмет получил от латинского слова «группа», то есть соединённые вместе. Что это за предмет?
(Парта – от латинского «партис».)

Первый будильник на земле был водяным – и будильником, и школьным звонком одновременно. Его изобретателем считают древнегреческого философа, жившего за 400 лет до нашей эры. Вспомните его имя.
(Платон.)

Назовите фамилию английского промышленника 18-го века, в честь которого названа бумага для черчения и рисования.
(Ватман.)

Что бывает трудовой, финансовой, воинской и школьной?
(Дисциплина.)

Это не только определённый порядок поведения людей, но и учебный предмет. Что это?
(Дисциплина.)

Как называют помощь, которую оказывают шепотом?
(Подсказка.)

Как называется бумажка с записями, предназначенная для тайного подглядывания во время контрольной и экзамена?
(Шпаргалка.)

Портрет какого португальского футболиста видит в каждой книге плохой ученик?
(Портрет Луиша Фигу. «Смотрит в книгу, а видит Фигу».)

«Неверность» в диктанте или сочинении – это… Что?
(Ошибка.)

Чему нужно учиться, чтобы не упасть в грязь лицом?
(Ходить задом наперёд.)

Что на уроках еле-еле ползёт, а на переменках летит стрелою?
(Время.)

За что ученика выгнали из класса?
(За дверь.)

Когда двоечник бывает умён?
(Когда молчит.)

Что такое стихийное бедствие?
(Это когда на дом задали учить большой стих.)

Назовите одним словом «собрание букв» и «собрание слов».
(Букварь, словарь.)

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
(Уроки.)

Чтобы быть по всем предметам на высоте, нужно... Что?
(Учиться на самом верхнем этаже школы.)

Какую жажду должны испытывать дети в школе?
(Жажду знаний.)

Какие вершины отправляется покорять каждый первоклассник?
(Вершины знаний.)

Какую твёрдую горную породу заставляют грызть детей в школе?
(Гранит науки.)

Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились?
(Лес рук.)

Где можно найти корни квадратные, а листы в клеточку?
(В школьной тетради по математике.)

Что нужно сделать со школьным географическим атласом, чтобы его можно было с аппетитом съесть?
(Поменять местами буквы в слове: атлас – салат.)

Как по названию российского полуострова называют последние парты в школьных классах?
(Камчатка.)

А как в школах Камчатки называют последние парты?
(Калининград, ведь это самый западный город России и он так далеко от восточной Камчатки.)

В каких единицах измеряется школьный шум: в децибелах или в канделах?
(В децибелах.)

Какие дни называют табельными: дни, когда школьникам вручают табели об успеваемости, или официально отмечаемые праздничные дни?
(Праздничные дни.)

«Диплом» об окончании средней школы – это… Что?
(Аттестат.)

Каким одним словом называют всех, кто окончил школу в этом году?
(Выпуск.)

Урочище – это очень большое домашнее задание или часть местности, отличная от окружающих.
(Второе.)

Как называется письменный пересказ прослушанного текста?
(Изложение.)

Сочинение на какую тему стало доброй традицией, означающей начало учебного года?
(«Как я провёл лето».)

На каком уроке школьники обучаются ораторскому искусству и красноречию?
(Риторика.)

Какую науку изучают школьники, знакомясь с законом Ома?
(Физика.)

Именем какого древнегреческого учёного называют геометрию, какую изучают в средней школе?
(Евклид, евклидова геометрия.)

На каком уроке можно написать слово «печь» без мягкого знака на конце, не получив при этом двойку?
(На уроке географии. Но только тогда это слово нужно написать с большой буквы, ведь Печ – это название городов в Венгрии и в Сербии.)

Какой рецепт даёт Г. Остер тем детям, которые хотят попасть в ряды отличников?
(Возьми на кухне помидор / И выгляни в окно. / Возможно, там увидишь ты / Отличников ряды. / Учиться умники идут. / Смотри не промахнись!)

Произнесите любимое всеми двоечниками изречение Фамусова, героя комедии Грибоедова «Горе от ума».
(«Ученье – вот чума».)

Какая школьная отметка «проживает» в Третьяковской картинной галерее?
(Двойка. Имеется в виду картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка».)

Когда список учеников класса становится, с точки зрения информатики, меню?
(Когда учитель по нему собирается выбрать ученика для ответа у доски.)

Это не только изменение, поворот к чему-нибудь новому, но и перерыв между уроками. Что это?
(Перемена.)

Это не только перерыв в работе Государственной Думы, но и перерыв в учебных занятиях в течение учебного года. Что это?
(Каникулы.)

Куда отправился Буратино вместо того, чтобы идти в школу?
(В кукольный театр.)

В какой сказке Евгения Шварца школьники неожиданно превратились в стариков?
(«Сказка о потерянном времени».)

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями». Какой известный литературный ученик так отвечал на уроке?
(Волька, он отвечал так с подсказки старика Хоттабыча.)

В какой сказочной стране ученику встречаются полтора землекопа?
(В стране Невыученных уроков.)

Назовите «школьный» фильм режиссёра Владимира Меньшова, в котором дебютировал шестнадцатилетний Дмитрий Харатьян.
(«Розыгрыш».)

В переводе с латыни это – «пёсье время». Без перевода же просто... Что?
(Каникулы. В ночном древнеримском небе всходила звезда Собачка – Каникула. Её появление означало – пришло время изнурительной жары. Потому-то школьников отпускали на каникулы, ведь всё равно толку от учения никакого. А что же это за звезда такая? Это Сириус.)

В древнеримских школах ученикам выдавали эти «учебные пособия» из слоновой кости или самшита. За успехи в учёбе поощряли печеньем тех же форм. Что это за «учебные пособия»?
(Латинские буквы.)

В Риме самым суровым наказанием раба за преступление против господина считается не рудник, а направление в эту школу. Какую?
(Школу гладиаторов.)

20 января 1714 года Пётр Первый издал указ, согласно которому дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещалось делать это. Ответьте что, вспомнив знаменитую реплику недоросля Митрофанушки.
(Жениться.)

Что для российских школьников позапрошлого века означал красный флаг, вывешенный на пожарной каланче?
(Он означал мороз в 20 градусов, при котором занятия в школах отменялись.)

Эти начальные школы дореволюционной России находились в ведении Синода; обучение занимало 2-3 года. Ныне такие школы возрождаются. А как они называются?
(Церковно-приходские.)

С 1743 года в русских школах было введено преподавание закона. Какого?
(Божьего.)

Как в дореволюционной России назывался зловещий журнал, в который немедленно заносились все проступки учеников гимназии?
(Кондуит.)

Назовите бобовую культуру, чью твёрдость многие школьники прежде испытывали собственными коленками.
(Горох.)

Обучаясь по программе поэта Жуковского, цесаревич Александр Николаевич ежегодно сдавал экзамены. Самым строгим экзаменатором был именно он. Кто?
(Его отец – император Николай I.)

Какой институт Санкт-Петербурга стал первой в мире государственной школой для девочек?
(Смольный институт.)

Как называлась упрощённая каллиграфия в школах советского периода?
(Чистописание.)

Верите ли вы, что в одной из провинций Индии существует оригинальный порядок: если ученик пропускает занятия в школе из-за спортивной тренировки, вместо него в школу должен идти кто-то из родителей?
(Да, так и есть.)

Назовите карточную игру, чьи правила преподают в школах Швеции, Италии и Израиля.
(Бридж.)


Каким веществом натирали дощечки для письма в школах Древней Греции?
А. Воск . В. Зола.
Б. Масло. Г. Мёд.

Название какого учебного заведения использовано в названии произведения Аркадия Гайдара?
А. Школа . В. Лицей
Б. Гимназии. Г. Университет
(Автобиографическая повесть «Школа».)

Как заканчивается название специального учебного заведения – школа с математическим…?
А. Уклоном . В. Спуском.
Б. Обрывом. Г. Оврагом.

Месяц школьных базаров – это…
А. Январь. В. Май.
Б. Август. Г. Сентябрь.

Как начинается известная русская пословица: «…– мать учения»?
А. Чтение. В. Хотение.
Б. Повторение. Г. Объяснение.

Как характеризуют сумму накопленных в школе знаний?
А. Багаж . В. Кладь.
Б. Груз. Г. Ноша
(«Багаж знаний».)

Как говорят о хорошем, понятливом ученике?
А. Вскакивает на ходу. В. Схватывает на лету.
Б. Глотает на бегу. Г. Рубит на скаку.

Каким «математическим» определением характеризуют человека с недостаточными познаниями?
А. Замкнутый. В. Ограниченный.
Б. Прямолинейный. Г. Угловатый.

Чего не пропускает ученик-ботаник?
А. Ни одного урока. В. Ни одной дискотеки.
Б. Ни одной бабочки. Г. Ни одного цветочка.

Как ещё называют школьных хорошистов?
А. Ударник. В. Клавишник.
Б. Трубач. Г. Маэстро.

Как звучит философское окончание русской пословицы: «Век живи, век учись – ...»
А. Академиком станешь. В. Богатеньким будешь.
Б. В люди выйдешь. Г. Дураком помрёшь .

Что упорно моет мама из школьного букваря?
А. Плиту. В. Раковину.
Б. Раму. Г. Пол.
(«Мама моет раму».)

Название какой школьной принадлежности переводится с тюркского языка как «чёрный камень»?
А. Циркуль. В. Карандаш .
Б. Линейка. Г. Мел.

Что из перечисленного может быть музыкальным?
А. Учебник. В. Альбом .
Б. Тетрадь. Г. Пенал.

С какой школьной принадлежностью сравнивают очень бледного человека?
А. Доска. В. Мел .
Б. Пенал. Г. Дневник.
(«Белый как мел».)

Под каким псевдонимом выступал известный клоун Михаил Николаевич Румянцев?
А. Ластик. Б. Карандаш .
Б. Циркуль. Г. Точилка.

С какой школьной принадлежностью написал портрет дочери К. Петров-Водкин?
А. С глобусом . В. С циркулем.
Б. С альбомом. Г. Со скелетом.
(«Портрет дочери с глобусом».)

Слово «шпаргалка» произошло от греческого «спарган». Что означает это слово?
А. Мелкие буквы. В. Грязные пелёнки .
Б. Мятые бумажки. Г. Тайные записи.

Назовите зоологическое прозвище шпаргалки:
А. Змея. В. Рыба.
Б. Попугай Г. Жаба.

Каким бывает оружие?
А. Табельное . В. Дневниковое.
Б. Журнальное. Г. Тетрадное.

Какое из этих слов не обозначает перерыв в занятиях на летнее время или на праздничные дни?
А. Каникулы. Б. Вакации.
В. Рекреация. Г. Галерея.

Какое слово пропущено в «классическом» названии школьного сочинения «Как я... лето»?
А. Обманул. Б. Провёл .
В. Обвёл вокруг пальца. Г. Надул.

Как называется искусство писать чётким ровным почерком?
А. Литография. В. Криптография.
Б. Каллиграфия. Г. Аэрография.

Как называется школьное учебное пособие – сборник каких-нибудь избранных произведений или отрывков из них?
А. Антология. В. Альманах.
Б. Хрестоматия . Г. Монография.

Что обязательно прилагается к школьному учебнику географии?
А. Компас. В. Глобус.
Б. Карты. Г. Загранпаспорт.

Какое слово пропущено в названии школьного учебника «… и начала анализа»?
А. Геометрия. В. Физика.
Б. Химия. Г. Алгебра.

Что обычно изучают в лингафонных кабинетах?
А. Химию. В. Иностранный язык.
Б. Математику. Г. Анатомию.

На каком уроке в школе изучают закон сообщающихся сосудов?
А. Химия. В. Физика .
Б. Биология. Г. Математика.

Название какой науки произошло от слова «природа»?
А. Биология. В. Химия.
Б. Физика. Г. География.

Что школьники мастерят весной на уроках труда?
А. Курятники. В. Скворечники.
Б. Свинарники. Г. Муравейники.

Что чаще всего «забывают» дома школьники?
А. Завтрак. В. Учебники.
Б. Спортивную форму. Г. Дневник.

Что порой любящие родители делают за своих детей-школьников?
А. Решают задачи. В. Отвечают у доски.
Б. Сдают экзамены. Г. Прогуливают уроки.

Как называется один из конкурсов популярной телеигры «КВН»?
А. Контрольная работа. В. Диктант.
Б. Домашнее задание. Г. Работа над ошибками.

Что ищет учитель математики, проверяя тетради школьников?
А. Улики. В. Ошибки.
Б. Подарки. Г. Истину.

Что необходимо сделать с пройденным по теме материалом?
А. Проявить. В. Закрепить .
Б. Засветить. Г. Промыть.

Как называют чтение произведений литературы за рамками школьной программы?
А. Внешкольное. В. Внеклассное.
Б. Внеурочное. Г. Внештатное.
(Внеклассное чтение.)

Какая фраза звучит в припеве известной песни про школьника начальных классов?
А. То ли ещё будет! В. То ли нас ждёт?
Б. То ли мы устроим! Г. То ли нам обещали!

Куда вызывают нарушителей школьной дисциплины?
А. К учителю на помост. В. К завучу на татами.
Б. К директору на ковёр . Г. К физруку на маты.

Как называется известная картина Н.П. Богданова-Бельского?
А. «Сочинение». В. «Изложение».
Б. «Диктант». Г. «ЕГЭ».

Как называется картина российского живописца, передвижника Н.П. Богданова-Бельского?
А. «Доказательство теоремы».
Б. «Вычисления с помощью калькулятора».
В. «Устный счёт».
Г. «Пробное тестирование».
(Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт в сельской школе С.А. Рачинского. 1895 г.)

Как называется известная картина Ф. Решетникова?
А. «Ура, пятёрка!». В. «Тройка тоже отметка».
Б. «Опять двойка» . Г. «Крах вундеркинда»

Как называется известнейший плакат военного времени работы художницы Нины Ватолиной, на котором изображена женщина в красной косынке?
А. «Не болтай!» В. «Не вертись!»
Б. «Не подсказывай!» Г. «Не опаздывай!»
(Указательный палец женщины прижат к сомкнутым напряжённым губам. Она призывает всех быть на чеку, ведь «болтун – находка для шпиона».)

Какую песню написали поэт Михаил Матусовский и композитор Исаак Дунаевский?
А. «Школьный вальс». В. «Детсадовская полька».
Б. «Гимназическое танго». Г. «Лицейский твист».

Известная песня Дмитрия Кабалевского «Школьные годы» – это... Что?
А. Танго. В. Полька.
Б. Вальс . Г. Твист.

Какую поэму написал Владимир Маяковский?
А. «Отлично». В. «Хорошо».
Б. «Удовлетворительно». Г. «Неуд».

В какой стране лучшей оценкой знаний школьников является единица?
А. Во Франции. В. В Италии.
Б. В Германии. Г. В Греции.
(А во Франции и Греции лучшая оценка – 20 баллов.)

На Кубе и в Исландии обязательным школьным предметом являются:
А. Шашки. В. Шахматы.
Б. Домино. Г. Бильярд.

Какой зал есть в каждой школе?
А. Актовый зал . В. Демонстрационный зал.
Б. Зал ожидания. Г. Зал переговоров.

Что должен иметь каждый школьник на уроке физкультуры?
А. Спортивную одежду. В. Спортивную причёску.
Б. Спортивный пистолет. Г. Спортивный автомобиль.

Что из перечисленного спускается с потолка школьного спортзала?
А. Конь. В. Козёл.
Б. Мат. Г. Канат.

Какой спортивный снаряд есть в спортзале каждой школы?
А. Берлинская стена. В. Китайская стена.
Б. Шведская стенка . Г. Стена плача.

Как называется церемония прощания выпускников со школой?
А. Последний урок. В. Последний прогул.
Б. Последний звонок . Г. Последняя двойка.

Как называют документ об окончании среднего учебного заведения?
А. Аттестат зрелости . В. Свидетельство спелости.
Б. Права на поступление в ВУЗ. Г. Сертификат качества знаний.

Как расшифровывается буква «Е» в аббревиатуре ЕГЭ?
А. Единственный. В. Единый.
Б. Единообразный. Г. Ежегодный.

Кого обычно сажает на плечо выпускник, для того, чтобы дать последний звонок?
А. Первоклассницу . В. Первую учительницу.
Б. Медалистку. Г. Директора школы.

Как называется наш популярный киножурнал, который показывает весёлые школьные истории?
А. «Фитиль». В. «Ералаш».
Б. «Мурзилка». Г. «Крокодил».

Какое птичье название имеет издательский дом (Москва), специализирующийся на выпуске учебной литературы?
А. «Аист». В. «Пеликан».
Б. «Дрофа». Г. «Цапля».

Что из себя представляют конфеты «Школьные»?
А. Шоколад с орехом. В. Карамель с начинкой.
Б. Карамель леденцовая. Г. Помадка сливочная.

ПЯТЕРОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Пусть настоящие и будущие пятёрочники попробуют ответить на вопросы этой оригинальной викторины.


Высшая школьная отметка в России – это… Какая?
(Пять, пятёрка. )


Как называется словесный эквивалент школьной оценки «пять »?
(«Отлично».)


Как называют и учащегося, получающего только пятёрки , и работника, отлично выполняющего свои обязанности?
(Отличник. А ученика ещё называют пятёрочник .)


Как называется монета или сумма в пять копеек?
(Пятак, пятачок .)


Как называют маленькую круглую площадку и вообще тесное, ограниченное пространство?
(Пятачок .)


Как зовут розового друга Винни-Пуха?
(Пятачок .)


Как называют пять пальцев руки вместе с ладонью?
(Пятерня .)


Как называют рабочую неделю с двумя выходными?
(Пяти дневка.)


Как называется короткое производственное совещание?
(Пяти минутка.)


Как называется план развития экономики на пят ь лет?
(Пяти летка.)


На какие цифры должно оканчиваться число, чтобы оно делилось на пят ь?
(Ноль или пять .)


Как выглядит число пять в двоичной системе счисления?
(101.)


Какая латинская буква исполняет роль римской цифры пять ?
(Буква «V».)


Как называется музыкальный ансамбль из пяти человек?
(Квинтет.)


Как называется здание Военного ведомства США, имеющее пятиугольную форму?
(Пентагон, в нём, кстати, и пять этажей.)


В названии какого российского города на Северном Кавказе есть число пять ?
(Пяти горск.)


Назовите пятую букву русского алфавита.
(«Д».)


Как называются спортивные соревнования по пяти видам спорта (верховая езда с преодолением препятствий, фехтование на шпагах, стрельба из пистолета, плавание, легкоатлетический кросс)?
(Пяти борье.)


Как иначе называют пяти борье: триатлон или пентатлон?
(Пентатлон.)


Как называется пятая планета Солнечной системы?
(Юпитер.)


На красном флаге какой страны изображены пят ь звёздочек (одна побольше и четыре поменьше)?
(На флаге Китая. )


Какой американский писатель является автором пяти романов о Натти Бампо по прозвищу Зверобой?
(Фенимор Купер.)


В честь какого по счёту дня недели Робинзон назвал найденного на острове друга?
(Пятого – Пятница.)


Как в литературе, музыке и кино называют пять произведений одного автора, связанные единством замысла?
(Пенталогия.)


На каком флаге переплетены пять разноцветных колец?
(На Олимпийском флаге.)


Какой из пяти обжитых континентов был открыт последним?
(Австралия.)


В сказке или в мультфильме Бременских музыкантов пять ?
(В мультфильме. В нём появился персонаж Трубадур, которого в сказке «Бременские музыканты» нет.)


Какую популярную и ныне песню исполнила героиня Людмилы Гурченко в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»?
Пять минут».)


Эфирное масло какого цветкового растения идёт на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»?
(Жасмина, но только из французского города Грас – столицы парфюмерии.)


В какой стране традиционно в пять часов дня устраивают чаепитие?
(В Англии.)


Какое название носит пятилетний юбилей супружеской жизни?
(Деревянная свадьба. В этот день дарят различные деревянные вещи.)


Какой цветок в соцветии сирени сулит его нашедшему счастье?
(Ищут цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если находится такой счастливый цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беду.)


У кольчатого червя пять сердец. Верите ли вы этому?
(Да, так оно и есть.)


Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной?
(У сосны хвоинки расположены по две в пучке, а у кедровой – по пять. )


Сколько мёда собирает пчела за пять миллионов вылетов?
(Один килограмм. Вспомните об этих цифрах, когда будете лакомиться мёдом.)


У человека, как известно, пять органов чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и … Назовите пятый.
(Осязание.)


Сколько повестей А.С. Пушкин объединил под одним названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
(Пять . Это «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».)


В 70-е годы позапрошлого столетия в Париже проходили литературные «обеды Пяти» . Среди пяти были Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкур, Г. Флобер. А кто был пятый, русский?
(И.С. Тургенев.)


Первоначально этот спиртной напиток составлялся из пяти ингредиентов, а потому его название переводится с хинди как «пять ». Что это за напиток, если сейчас его готовят из рома, вскипячённого с сахаром, водой и фруктовыми приправами?
(Пунш.)


Как называется книга Корнея Чуковского, в которой он исследует детскую речь?
(«От двух до пяти ».)


Дополнение к «великолепной пятёрке » хоккеистов – это... Кто?
(Вратарь. А все вместе они, согласно известной песне, – ледовая дружина.)


Именно этот «лесной» элемент – пятый в таблице Менделеева. Назовите его.
(Бор.)


Как называются пять химических элементов (фтор, хлор, бром, йод и астат, «рождающих соли»?
(Галогены. При соединении с металлами образуют соли.)


Как известно, Москва – порт пяти морей. А каких?
(Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое.)


Как называется система пяти озёр (Верхнее озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио) в США и Канаде?
(Великие озёра.)


Каким количеством звёзд отмечают лучшие марки коньяка и лучшие гостиницы?
(Пять звёздочек и пять звёзд.)


Флаги большинства стран имеют четыре угла (четырёхугольники). А вот у флага этого азиатского королевства пять углов. Назовите страну, имеющую флаг такой оригинальной формы.
(Непал.)


Существует 5 видов … многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Вставьте пропущенное слово.
(Правильных.)


Что кричат певцу, спевшему на «пятёрку »?
(Браво! Ведь в переводе на русский «браво» – это «отлично». А пять с плюсом – это «брависсимо».)


Сколько башен у Московского Кремля имеет пятиконечные рубиновые звёзды?
(Пять .)


Что собой представляла русская пятина ?
(Налог. В размере 1/5 годового дохода.)

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Эта игра имеет несколько вариантов. Все их можно использовать как самостоятельные. Пусть ведущий выберет то, что ему подходит.

Вариант 1 . Все участники становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Он бросает мяч любому игроку и говорит при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и, если сказано «земля», ответить названием какого-нибудь животного, живущего на земле, на слово «вода» — названием рыбы, на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» надо поднять мяч над головой, повернуться кругом, ответить тем же словом «огонь» и бросить мяч ведущему. Кто ошибется в ответе, тот становится ведущим.

Вариант 2 . Эта игра еще называется «Полслова за вами». Ведущий становится внутри круга. Несколько раз подряд он громко на ходу говорит: «Рыбы, звери, птицы». Неожиданно он останавливается против того или другого игрока и произносит одно из этих трех слов. Раньше, чем ведущий сосчитает вслух до трех, играющий должен назвать рыбу, зверя или птицу в зависимости от того, какое слово сказано. Тот, кто не сумеет в течение этого времени дать верный ответ, становится ведущим.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Все участники становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга. Выбирают третьего лишнего. Он выходит за круг. По сигналу (звонок в колокольчик, хлопок в ладоши, слова «Раз, два, три — начни!») ведущий выходит за круг и пытается догнать игрока, который бежит по внешней стороне круга. Игрок во время бега может поменяться местом с любым из стоящих в круге, тогда тот, с кем поменялся игрок, становится третьим лишним, и водящий ловит его. Если ведущий поймал игрока, то игрок становится ведущим, а ведущий — игроком, и игра продолжается до тех пор, пока не надоест или пока не закончится время, которое на нее отведено.

ЗАПРЕТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Для этой игры нужно нарисовать на земле два круга (маленький круг должен быть внутри большого). Участники делятся на две группы. Первая группа, взявшись за руки, встает вокруг нарисованного на земле большого круга (снаружи его), вторая группа — внутри маленького. Задача каждого участника — заставить других наступить на запретную территорию, находящуюся между двумя кругами, и при этом удержаться самому. Тот участник, который наступил на запретную территорию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется ни одного игрока.

ШУМНАЯ ЭСТАФЕТА

Для этой эстафеты всех участников нужно выстроить в несколько колонн, перед каждой колонной построить ряд кеглей. Первый участник закрывает глаза и пытается, петляя, обойти все кегли. При этом оставшаяся группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, то выделить из общего шума команды голоса своей группы крайне проблематично. Когда первый участник добрался до последней кегли, то группа кричит ему: «Все!». С этими словами участник открывает глаза и бегом возвращается к своей группе, передавая эстафету следующему участнику и вставая за последним. Если участник услышал слово «Все!» не своей группы и открыл глаза раньше времени, то он возвращается и проделывает все с самого начала. Побеждает та группа, у которой быстрее других закончатся игроки.

ВНУТРИ КОЛЬЦА

В этой эстафете принимает участие столько участников, сколько может поместиться в гимнастический обруч. Всех участников выстраивают в две колонны. Первого участника помещают в обруч. Его задача — пробежать с обручем до какой-нибудь конечной точки (это Могут быть стул, стол, кегля, пенек), вернуться назад, взять следующего участника и с ним проделать тот же путь. Эстафету следует продолжать до тех пор, пока не закончатся участники в команде. Побеждает та команда, которая все сделает быстрее другой.

ПАЛКА-ЗАПУТАЛКА

Этот конкурс развивает у маленьких школьников внимание и логическое мышление. Ведущий заранее заготавливает две палки, которые ломает на несколько кусков. Куски от этих палок надо высыпать на пол (землю) и перемешать. Приглашаются два участника, которые должны восстановить палки в первоначальном виде. Выигрывает тот участник, который первым соберет свою палку.

Участников может быть больше, но при этом заранее заготавливается большее количество палок, которые так же необходимо заранее переломить.

ПЕРВОКЛАШКИ-КЕНГУРЯШКИ

Этот конкурс лучше проводить на свежем воздухе (можно на школьном дворе), так как там больше простора. Участников делят на две одинаковые команды, которые выстраиваются друг за другом. На земле (полу, асфальте) нужно прочертить линию, с которой будет дан старт. Первый участник делает прыжок с места двумя ногами. Следующий участник делает прыжок с того места, куда допрыгнул первый (отметка ставится там, где у прыгуна были пятки). Так по очереди проделывают свои прыжки все участники. Победителем будет та команда, у которой последняя отметка находится дальше, чем у другой.

ХВОСТАТАЯ ЗМЕЯ

Для этой игры из всех участников нужно выбрать двух капитанов. Эти капитаны подходят к любому участнику и предлагает ему стать «хвостом», говоря при этом такие слова:

— Я змея, змея, змея, хочешь стать моим «хвостом»?

Если участник соглашается, то он должен пролезть между ног у капитана и встать сзади него, взяв его за талию. Потом капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает то же самое. Если игрок не соглашается, то капитан должен его убедить другим способом (рассмешить, рассказав анекдот или смешную историю, прочитать стишок, спеть песенку). После этого убежденный участник пролезает под ногами капитана и встает в «хвост». Победит та «змея», капитан которой будет убедительней другого и соберет больший «хвост».

ЧЕРВИВОЕ ЯБЛОКО

В этой игре принимают участие все присутствующие. Эта игра развивает внимание. Все игроки должны встать в круг и взяться за руки. Все вместе они бегут по кругу. Ведущий встает в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». После того как ведущий закончит говорить эту фразу, все участники должны быстро присесть на корточки. Тот участник, который не сумеет это все быстро выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг, не присядет или упадет, выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем. Если все участники оказываются внимательными (что бывает редко), то игра может продолжаться по времени столько, сколько нужно, или до тех пор, пока детям не надоест в нее играть.

СОРТИРОВКА ОВОЩЕЙ

В этой игре принимают участие два человека. Им в руки выдается по пустой корзине. На некотором расстоянии от участников нужно поставить два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Рядом с участниками надо поставить пустое ведро. Задача участников заключается в том, что по сигналу (звонок в колокольчик, свисток, хлопок в ладоши) они должны добежать со своей корзиной до ведра, выбрать из овощей либо морковь, либо картофель, положить в свою корзину, возвратиться назад и положить овощ в пустое ведро. Выиграет тот участник, который быстрее другого выполнит задание.

Этот конкурс можно провести командной эстафетой. В этом случае в качестве эстафетной палочки будет корзина, которую и передают следующему участнику. Победит та команда, которая быстрее другой наполнит свое командное ведро.

ШУСТРЫЕ ГОРОДА

Эту игру лучше проводить на школьном дворе. В ней дети знакомятся с названиями городов. Названия городов пригодятся им потом на уроке географии и в жизни. Итак, на земле нужно начертить большой круг. Все участники встают внутрь этого круга. Каждый выбирает себе название города. Если участники еще не знают названия городов, то им подсказывают старшие товарищи.

Из всех участников выбирается один ведущий. Он подбрасывает мячик кверху и называет какой-нибудь город. Тот игрок, чей город назвал ведущий, должен поймать мячик. Если ему удалось поймать мяч, то он, в свою очередь, может подбросить мячик вверх и назвать любой город. А если он не поймал, то все игроки разбегаются в разные стороны, пока он догоняет мячик. Когда игрок схватит мяч, ведущий кричит: «Стоп!» И тут все «города» замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любой «город» и определяет на глаз, сколько до него километров. Каждый километр — это шаг. Идет к «городу» и считает шаги. Если после названного количества шагов он может, не сходя с места, дотянуться до участника («города») рукой (при этом участник не должен отстраняться), он становится «городом», а тот игрок, до которого дотронулись, — ведущим. Игра снова начинается из круга.

Светлана Чубарова

Задачи: углублять и расширять знания детей о школе; расширять кругозор детей; создавать эмоциональный настрой; способствовать развитию любознательности, мышления, творческих способностей детей; воспитывать интерес и мотивацию к школе, учить командной игре.

Оборудование: аудиозаписи песен, цифры от 1 до 10 – два комплекта, кукла Буратино, мешочек с сувенирами, аксессуары для аттракционов, конфеты, точилки - сувениры на каждого участника.

Ход занятия

В: Какой праздник сегодня?

Послушайте, какое стихотворение об этом дне сочинил поэт Сергей Михалков

Дети читают.

1 реб. Красной цифрой не отмечен

Этот день в календаре

И флажками не расцвечен

Возле дома на дворе.

2 реб. По одной простой примете

Узнаём мы этот день:

По идущим в школу детям

Городов и деревень,

3 реб. По весёлому волненью

На лице учеников,

По особому смущенью

Семилетних новичков.

4 реб. И пускай немало славных

Разных дней в календаре,

Но один из самых главных -

Самый первый в сентябре!

В. Чему же учат в школе? Давайте споем об этом песню.

Исполняется песня «Чему учат в школе».

В:Сегодня во всех школах прозвенели звонки, а это значит, начинаются уроки. Все ученики пошли в свои школы, такие же нарядные, красивые, с цветами в руках, особенно большие букеты у первоклассников, потому что они идут первый раз в первый класс. И у нас тоже начинаются занятия (звенит звонок).

Открывает двери Страна Знаний.

Сейчас проверим, все ли готовы идти в эту необычную страну. Посмотрим, кто правильно ответит на все мои вопросы и ни разу не ошибется!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

В. Правила простые: если вы согласны, что это относится к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.

В: Кто проснулся утром рано

И умылся сам под краном?

В: Кто пришел к нам в детский сад

И с друзьями встрече рад?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В: Кто с игрушками играл

И на место не убрал?

Дети молчат.

В: Кто будет петь и танцевать,

Писать, лепить и рисовать?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В: Кто будет буквы изучать,

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В: Кто сломал сегодня стул,

В лужу девочку толкнул?

Дети молчат.

В: Кто мечтает подрасти,

В школу поскорей пойти?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Молодцы. Все были внимательны. Страна Знаний для вас открыта.

Сейчас мы будет играть в КВН , вы будете соревноваться командами. Те, кто сидит слева от меня – одна команда. Те, кто справа - вторая команда. У каждой команды будет своя эмблема (раздаю эмблемы). Разглядывают, что нарисовано на эмблемах и догадываются, что одна команда - ЦИФРЫ, другая - БУКВЫ.

Как называются ваши команды? (Дети подтверждают названия команд, объясняют, чем отличаются буквы от цифр, и выбирают капитанов).

В. Задания каждая команда выполняет по очереди. За правильный ответ дается очко-конфета (Конфеты складываются в красивую баночку).

Если команда нарушает правила - выкрикивает или шумит – штраф. Забирается одна конфета. Условие понятно?

Тогда начинаем игру.

Ребята, вы знаете, чтобы хорошо учиться, надо много трудиться…

Внимание. Вопрос первой команде:

Послушайте пословицу и объясните, почему так в народе говорят:

1. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Как вы это понимаете?

Внимание. Вопрос второй команде:

2.«Терпенье и труд все перетрут»,

Пробуют объяснить смысл поочередно еще двух пословиц:

1.«Ученье-свет, не ученье-тьма»,

2. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

Молодцы. Обе команды хорошо думали и отвечали (очки-конфеты в баночках).

Физминутка.

В. Задание следующее. Знаете ли вы сказки?

(Вопросы задаются поочередно каждой команде.)

1. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

2. Чуть женой крота не стала

И усатого жука;

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

1. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет,

И в дороге слезы льет.

2. Чтоб решить задачу нашу,

Призадумайся всерьез:

В чем медведь однажды Машу

С пирогами вместе нес?

1. Три кровати, три подушки, на одной из них девчушка

Спит, не ведая о том, что медведи вошли в дом.

Злы медведи не на шутку - папа, мама и мишутка.

2. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядя.

1. Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

2. Папа Карло из полена смастерил мальчишку,

Подарил ему однажды маленькую книжку.

Кто же тот мальчишка, что же то за книжка?

1. Была она артисткой

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

2. Он пел под гитару,

Тоски не тая: «Пропала Мальвина – Невеста моя…»

1. Покупала самовар,

А спасал ее комар.

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Подведение итогов)

Молодцы… А кто вам читает книжки? (Дети отвечают).

Об этом стихотворение прочтет Вера. Послушайте.

Валентин Берестов «Как хорошо уметь читать»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста, прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну, прочитай еще страницу".

Не надо звать,

Не надо ждать,

В. А что было бы, если бы дети не учились? (Дети высказываются)

Давайте вместе исполним песню «Если б не было школ».

(Исполняется песня под аудиозапись).

Появляется Буратино.

Здравствуйте, ребята! Я тоже хочу научиться читать.

Хочу стать умненьким, благоразумненьким. Хочу порадовать папу Карло. Но я не знаю ни одной буквы.

Ребята. Давайте расскажем Буратино, что мы знаем про звуки и буквы.

А ты садись, Буратино, и внимательно слушай.

Команды готовы?

Для начала, ребята, отгадайте-ка загадку:

Загадка для первой команды.

Вместо пальцев – ножницы,

Панцирь, вместо кожицы.

В мутной речке прячется

И все время пятится.

Я, наверное, непрост:

Клешни есть, а также хвост.

Я на дне бы жил да жил,

Здесь такой хороший ил,

Тишина, вода и мрак---

Всё, что нужно, я ведь. (рак)

Воспитатель: РАК- это слово.

Ну, слушай, Буратино:

Все слова состоят из звуков.

Послушайте слово РАК. Какие звуки слышите? (Дети выделяют)

Сколько их? (3)

У каждого звука есть домик – буква.

На доске гуляют буквы (А. У. Ж. Р. К. К.) Кто покажет Буратино, какая буква обозначает звук Р?

Какая буква обозначает звук А?

Какая буква обозначает звук К?

(На доске появляется слово РАК)

Загадка второй команде:

В мае к вам я прилетаю,

Как пчела, жужжа, пугаю,

Грозный, издавая звук.

Кто я, детки? – Майский (Жук)

Послушайте слово ЖУК. Какой первый звук? Какой буквой обозначим?

Какой второй звук? Какая буква для звука У?.

Сколько звуков? (3)

Сколько букв? (тоже 3)

Буратино:

Я понял: звуки мы слышим, а буквы пишем.

В. Правильно, Буратино. А еще ребята знают, что бывают звуки, которые поются.

Ребята, как они называются? (гласные)

Ну-ка. В слове РАК какой звук поется? (А)

В … ЖУК… (У)

Молодцы! Посмотрите, сколько уже очков-конфет набрали.


Буратино: Ой, как интересно! Теперь я тоже буду слушать звуки и учить буквы!

Звонок. Переменка.

Игра-аттракцион «Напиши слово»

Добежать до доски, нарисовать маркером букву, вернуться обратно, передать маркер следующему. Каждая команда пишет слово «Мама» (2 команды по 4 человека, на доске висит образец написания слова).

Звенит звонок… Урок математики

Буратино:

По дороге к вам я встретил Незнайку. Он научил меня считать до 10.: вот послушайте 1, 2, 3, 5, 7, 10

В-ль: Правильно он считает, дети?

Дети: Нет!

А как правильно? (Дети хором считают до 10).

А сейчас конкурс капитанов , они покажут, как хорошо они знают цифры.

Задание: расположить по порядку цифры.

(выстраивают числовой ряд)

Команды оценивают.

1. Задача первой команде

Сколько хвостов у двух петухов?

2. Задача второй команде

Сколько носиков у трех песиков?

1.- А сколько ушей у двух мышей?

2.- Сколько пальчиков на руках у мальчиков?

А у девочек?

Подведение итогов (подсчет очков).

(Звенит звонок)

Переменка. Игра-аттракцион.

Эстафета "Донеси шарик".

Ребенок должен на (одноразовой) тарелке донести шарик до стула, положить его на стул и вернуться к своей команде. Следующий участник бежит к стулу, берет шарик на тарелке, бежит обратно и передает другому участнику команды.

Буратино: Спасибо друзья, мне очень понравилось в вашем детском садике. теперь я знаю, как интересно вы живете: играете, развлекаетесь, учитесь считать, читать.

Примите меня, пожалуйста, в детский садик, я тоже хочу быть умненьким и благоразумненьким.

Воспитатель: Буратино, конечно, оставайся в детском саду.

Буратино: Ура! Я остаюсь. Завтра буду умненьким, послушным, благоразумненьким.

Ой. Я чуть не забыл: черепаха Тортила передала для ребят мешочек.

(Дети получают сувениры-точилки и конфеты, полученные за конкурсы).

Звучит аудиозапись песни «Танец маленьких утят»(Все танцуют)