Всероссийская олимпиада - олимпиадные задания - рабочие программы - горнаева оксана михайловна.

Олимпиадные задания, олимпиады по биологии

Задание 1.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:

а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……….

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Ответы:

Задание 1

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.

Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь;

37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
  4. Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
  6. Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.

Задание 3.

Задание 4.

  • Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
  • Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов. В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды. Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д.
  • Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений.
  • Всероссийская олимпиада школьников по биологии Школьный этап. 2013 год

    5 класс

    Составила Столярова С.В.
    Пояснительная записка.
    Главная цель проведения олимпиады - существенная мотивация изучения биологии, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи. Исходя из цели данного этапа, разрабатывалось содержание олимпиады.
    Содержание олимпиадных заданий для учащихся 5-х классов ориентировано на школьную программу по природоведению, в основном на его биологический аспект, на более широкий кругозор учащихся, на их способность логически мыслить. Учитывая юный возраст участников, задания подобраны больше увлекательные, игровые, предполагающие смену видов умственной деятельности.

    Задание 1. В предложенном перечне участникам олимпиады необходимо определить лишнее и его подчеркнуть.
    Задание 2. Среди предложенного перечня утверждений необходимо определить верные и нет, отметив их + или -.
    Задание 3. В задании необходимо указать, где произрастают перечисленные растения, соединив название растения и его среду обитания.
    Задание 4. В задании необходимо перечислить рыб, в названии которых встречаются орудия труда.
    Задание 5. Из предложенных букв необходимо составить названия крупных рек России.
    Задание 6. В предложенном списке необходимо выбрать названия планет.
    К олимпиадным заданиям прилагаются ключи ответов.

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. БИОЛОГИЯ. 2013 год

    Фамилия, имя участника ___________________________________________5 класс_______

    Задание 1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:

    1) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж

    2) лист, почва, стебель, плод, корень

    3) лимонник, ясень, актинидия, виноград

    4) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка

    5) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ

    6) пихта, лиственница, ель, тис

    Задание 2. Отметь, верны ли утверждения: да (+) или нет (-).

    1) Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.

    2) Иртыш – приток Амура.

    3) Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет.

    4) Россия расположена на материке Евразия.

    5) В лесу растут древесные и травянистые растения.

    6) Мхи и лишайники зацветают среди леса.

    Задание 3. Где произрастают эти растения? Соедини линией.

    Тимофеевка луг

    Вороний глаз поле

    Ячмень водоем

    Кукуруза

    Мятлик лес

    Задание 4. Назови рыб, в названиях которых есть орудия труда.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 5. Собери из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать несколько раз)

    Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 6. Подчеркни названия планет.

    Комета, Земля, Луна, Марс, Космос, Солнце, Венера, Сириус, Иран, Посейдон, Урания, Меркурий, Вселенная.

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.

    Ответы. Максимальное количество баллов – 35.

    Задание 1. Найдите лишнее в каждой строке и подчеркни – 6 баллов.

    1) лягушка, еж , гадюка, хамелеон, уж

    2) лист, почва , стебель, плод, корень

    3) лимонник, ясень , актинидия, виноград

    4) снегирь , соловей, лебедь, дрозд, ласточка

    5) гранит, каменный уголь, полиэтилен , торф, природный газ

    6) пихта, лиственница, ель, тис

    Задание 2. Отметьте, верны ли утверждения: да (+) или нет (-) – 6 баллов.

    1) Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси. -

    2) Иртыш – приток Амура. -

    3) Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет. +

    4) Россия расположена на материке Евразия. +

    5) В лесу растут древесные и травянистые растения. +

    6) Мхи и лишайники зацветают среди леса. -

    Задание 3. Где произрастают эти растения? Соедините линией – 8 баллов (1 балл за каждое верно отнесённое слово).

    Луг – тимофеевка, мятлик.

    Поле – просо, ячмень, кукуруза.

    Водоем – рогоз, ряска.

    Лес – вороний глаз.

    Задание 4. Назовите рыб, в названиях которых есть орудия труда – 4 балла (за каждое название рыбы – 1 балл).

    Рыба-пила, акула-молот, рыба-игла, меч-рыба.

    Задание 5. Соберите из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать несколько раз) 7 баллов.

    Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал

    Задание 6. Подчеркни названия планет – 4 балла.

    Комета, Земля, Луна, Марс, Космос, Солнце, Венера, Сириус, Иран, Посейдон, Урания, Меркурий, Вселенная.

    Предварительный просмотр:

    Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии.

    2013-2014 учебный год

    6 класс

    1 вариант

    Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

    1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

    а) составом атомов в) малым содержанием воды

    б) клеточным строением г) минеральными веществами

    2. К генеративным органам растения относится:

    А) цветок в) лист

    Б) стебель г) корень.

    3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

    а) в неправильной установке света

    б) нужно было поставить большее увеличение

    в) нужно было сделать тонкий срез листа

    г) нужно было подкрасить лист красителем

    4. Венчик цветка состоит из:

    а) цветоложа в) тычинок

    б) чашелистиков г) лепестков

    5. Хромосомы в клетке находятся:

    а) в цитоплазме в) в вакуолях

    б) в ядре г) в хлоропластах

    6. Размножение - это:

    а) увеличение количества организмов

    б) увеличение размера организма

    в) образование новых побегов

    г) образование придаточных корней

    7. К неорганическим веществам относится(ятся)

    а) клетчатка в) соли натрия

    б) белок г) жир

    8. Белки не участвуют:

    а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

    б) в движении г) в хранении наследственной информации

    9. Хлоропласты в клетке:

    а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

    б) выполняют защитную функцию

    в) осуществляют связь между частями клетки

    г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

    10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

    а) клеточный центр в) вакуоль

    б) лизосомы г) пластиды

    11. К ядерным организмам относятся:

    а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

    б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

    12. Рибосомы участвуют:

    а) в образовании белков

    б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

    в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

    г) в выработке веществ, служащих источником энергии

    13. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

    а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

    б) ядро г) плазматическая мембрана

    14. Фотосинтез, осуществляемый растениями, - это процесс:

    а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

    б) расходования органических веществ с освобождением энергии

    в) поглощения кислорода

    г) удаления из растения лишней воды

    15. В ядре неполовых клеток мухи 12 хромосом. При мейозе у нее образуется ядро:

    а) с 6 хромосомами в) с 24 хромосомами

    б) с 12 хромосомами г) с 32 хромосомами

    16. Ткань, которая придает опору растению и его органам и клетки которой имеют утолщенные, одревесневшие оболочки, называется:

    а) соединительная в) механическая

    б) покровная г) проводящая

    17. Функции эпителиальной ткани:

    а) регуляция процессов жизнедеятельности

    б) отложение запаса питательных веществ

    в) защита организма от механических повреждений

    г) передвижение веществ в организме

    18. Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:

    а) опорно- двигательная система в) эндокринная система

    б) пищеварительная система г) кровеносная система

    19. В процессе дыхания в клетках растений, животных, человека происходит:

    а) образование органических веществ из неорганических

    б) передвижение веществ

    в) расщепление органических веществ с освобождением энергии

    г) выделение из организма кислорода

    20. Кровеносная система появляется:

    а) у плоских червей в) у кольчатых червей

    б) у круглых червей г) у моллюсков

    21. К системе органов выделения не относится:

    а) прямая кишка в) мочевой пузырь

    б) почки г) мочеточники

    22. Холоднокровные животные:

    а) рыбы, птицы, млекопитающие

    б) рыбы, птицы, земноводные

    в) рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

    г) пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

    23. Биологически активные вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции

    а) нуклеиновые кислоты в) гормоны

    б) пищеварительные соки г) ферменты

    24. При бесполом размножении:

    а) участвуют оба родительских организма

    б) образуется одна клетка из половых клеток родителей

    в) участвует только один родительский организм

    г) образуются как разные, так и похожие друг на друга дочерние особи

    25. На стадии гаструлы у лягушки существует:

    а) эктодерма в) эктодерма и энтодерма

    б) энтодерма г) эктодерма, энтодерма, мезодерма

    Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

    1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

    A) поглощается кислород

    Б) выделяется углекислый газ

    B) поглощается углекислый газ

    Г) выделяется кислород

    Д) органические вещества образуются

    Е) органические вещества расходуются

    2. Установите последовательность приготовления препарата:

    А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

    Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

    В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

    Г. Накрыть покровным стеклом

    Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

    3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

    1. Образовательная А. Растения

    2. Проводящая Б. Животные

    3. Мышечная

    4. Нервная

    5. Фотосинтезирующая

    6. Механическая

    7. Соединительная

    Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

    Закончите предложения:

    1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

    2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

    3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

    4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

    5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________ .

    6. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

    7. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

    8. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

    9. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

    10. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

    Ответы:

    Часть 1

    Вариант 1. Вариант 2

    1б 2а 3в 4г 5б 1а 2а 3в 4б 5в

    6а 7в 8г 9а 10в 6б 7б 8г 9в 10 б

    11а 12а 13в 14а 15а 11а 12б 13г 14в 15в

    16в 17в 18г 19в 20в 16в 17б 18в 19г 20в

    21б 22в 23в 24 в 25в 21а 22г 23в 24б 25а

    Часть 2.

    1. В Г Д

    2. Д Б А В Г

    Часть 3.

    1. Зигота

    2. Семя

    3. Экологическими

    4. Эндосперм

    5. Спора

    6. Рефлексы

    7. Трахеями

    8. Питание

    9. Орган

    10. Экосистема

    Предварительный просмотр:

    Фамилия 6. Благодаря делению клеток, какой ткани происходит рост растений Имя а) покровной Школа б) фотосинтезирующей Класс в) механической

    Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии г) образовательной в 2012-2013 учебном году . 7 класс 7. Основным запасным веществом (углеводом) растений является Задание 1. Задание включает 24 вопросов, к каждому из них предложено 4 а) глюкоза в) гликоген варианта ответа. На каждый выберите только один ответ , который Вы считаете б) крахмал г) вода наиболее полным и правильным.(1 балл за каждый правильный ответ) 8. Без дыхания могут обходиться

    а) семена растений б) листья в) споры бактерий г)гифы гриба

    1. Из перечисленных водорослей одноклеточной является: 9. Ягель или, «олений мох» а) улотрикс; а) является кустистым лишайником б) хлорелла; б) является накипным лишайником в) спирогира в) является листовым лишайником г) ульва г) не является лишайником 2. В клетках грибов нельзя обнаружить а) вакуоли; 10. Эндосперм - это б) митохондрии; а) запасающая ткань в) пластиды; б) ростовая ткань г)рибосомы. в) опорная ткань 3. Сфагнум размножается : г) покровная ткань а) семенами; б) пыльцой; 11. Цветки в которых есть и тычинки и пестики называют в) спорами; а) раздельнополые г) зооспорами. б) обоеполыми 4. К прокариотам относят организмы : в) мужские а) все одноклеточные; г) женские б) клетки которых имеют только одно ядро; 12. Впервые нервная система появилась у в) клетки которых имеют несколько ядер; а)простейших г) клетки которых не имеют оформленного ядра. б) кишечнополостных 5. Бактерии, изогнутые в виде запятой, называются : в) плоских червей а) кокками; в) спириллами; г) круглых червей б) вибрионами г) бациллами

    13. Способ передвижения медуз называют: 21. Самые большие гнёзда среди птиц строят:

    а) мерцательным; а) орлы б) пеликаны

    б) вращательным; в) страусы г) африканские ткачики

    в) реактивным;

    г) колебательным 22. Наибольшее видовое многообразие Мирового океана наблюдается 1 4. Насекомые дышат при помощи а) на коралловых рифах б) в открытом океане в тропиках а) жабр; б) легких; в) в приполярных областях г) в глубоководных впадинах в) легочных мешков; 23 . Наиболее прогрессивными чертами строения обладают: г) трахей. а) амёба б) дождевой червь 15. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне: в) гидра Г) вольвокс а) груди и брюшка; б) груди; 24. Превращать неорганические вещества в органические способны в) головогруди и брюшка; г) головогруди а) растения 16.Изназванных организмов к надцарству прокариот относится: б) растения и некоторые бактерии а) эвглена зелёная; в) растения и грибы б) инфузория-туфелька; г) растения, грибы и бактерии в) амёба; г) стафилококк; 17. Плавательный пузырь имеется у рыб: Задание 2. Выберите из предложенных вариантов несколько правильных ответов
    а) всех видов; (за каждый правильный ответ 1 балл)
    б) всех видов, кроме хрящевых и рыб ведущих придонный образ жизни;
    в) всех видов, кроме хрящевых и некоторых костных рыб;
    1. Плод яблоко у:
    г) всех видов, кроме костно-хрящевых . а) яблоня б) рябина 18. Первые наземные позвоночные произошли от рыб в) вишни г) груши д)малины а) лучеперых; б) кистеперых; 2. Возможные функции видоизмененных подземных побегов: в) цельноголовых; г) двоякодышащих а ) фотосинтезирующая б) проводящая 19. К двудольным относятся следующие растения : в ) дыхание г) запасающая д) вегетативное размножение
    а) горох, кукуруза, овес;
    3. Цветки одиночные :
    б) кукуруза, фасоль, бобы;
    а) у ландыша майского; б) подсолнечника
    в) клевера
    г) тюльпана д) нарцисса
    в) фасоль, бобы, горох;
    4. Для семян растений характерно наличие:
    г) горох, овес, бобы. а ) зародышевого корешка ; б) зародышевого стебелька; 20.В процессе дыхания семена выделяют : в) почечки; г ) эндосперма д) двух семядолей
    а) углекислый газ, воду и тепло;
    5. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
    б ) кислород, воду и тепло; а) устьицам б) волокнам в) сосудам
    в) кислород и воду;
    г) чечевичкам д) ситовидным трубкам
    г) углекислый газ и воду.

    Задание 3. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания. .(1 балл за каждый правильный ответ)

    1. «Щи да каша – пища наша» - известная русская поговорка. Укажите, из семян, каких растений готовят каши, перечисленные в таблице.

    Задание 4. Установите соответствие между органоидом клетки и его функцией.

    1.Рибосомы

    2.Лизосомы.

    3. Клеточный центр.

    4. Эндоплазматическая сеть.

    5. Митохондрии

    А) Связывает органоиды и проводит потоки веществ в клетке.

    Б) Синтез белка.

    В) Образование богатых энергией веществ.

    Г) Расщепление белков, жиров и углеводов.

    Д) Обеспечивает равномерное распределение наследственного материала в образовавшихся клетках

    органоид

    функция

    Ответы задания 1.

    № вопроса

    ответ

    № вопроса

    ответ

    Ответы задания 2.

    1. А Б Г 2. БВГД 3.ГД 4. АБВ 5. Г

    Ответы задания 3.

    Ответы задания 4.

    органоид

    функция

    Предварительный просмотр:

    Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 8 класс

    Вариант 1

    Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным. (1 балл за каждый правильный ответ)

    А1. Белки в клетке синтезируются

    1. в цитоплазме
    2. в лизосомах
    3. в рибосомах
    4. в комплексе Гольджи

    А2. Почему бактерии выделяют в особое царство

    1. у бактерий нет оформленного ядра, митохондрий
    2. клетка бактерии не имеет цитоплазмы и рибосом
    3. среди них есть только одноклеточные формы
    4. они являются возбудителями заболеваний

    А3. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

    1. содержат хлоропласты
    2. не делятся митозом
    3. имеют оформленное ядро
    4. гетеротрофы

    А4. В современной системе животного мира моллюски относятся к

    1. подцарству
    2. типу
    3. классу
    4. отряду

    А5. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме

    1. гликогена
    2. глюкозы
    3. крахмала
    4. липидов

    А6. К типу кишечнополостных относятся

    1. медузы
    2. слизни
    3. пескожилы
    4. дождевые черви

    А7. Клубень картофеля – это

    1. видоизмененный подземный побег
    2. плод
    3. видоизменённый корень
    4. корневая шишка

    А8. У сосны отсутствуют

    1. плоды
    2. семена
    3. пыльцевые зерна
    4. семязачатки

    А9. Корень, растущий от стебля или листа, называется

    1. главным
    2. боковым
    3. придаточным
    4. добавочным

    А10. У большинства млекопитающих в шейном отделе позвоночника

    1. 6 позвонков
    2. 7 позвонков
    3. 9 позвонков
    4. 12 позвонков

    А11. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к

    1. автотрофам
    2. гетеротрофам
    3. прокариотам
    4. хемотрофам

    А12. К классу паукообразные из названных животных относятся

    1. клещи
    2. мокрицы
    3. креветки
    4. богомолы

    А13. Сердце у птиц

    1. четырехкамерное
    2. трехкамерное с перегородкой желудочка
    3. трехкамерное без какой-либо перегородки в желудочке
    4. двухкамерное

    А14. Кровь является примером ткани

    1. нервной
    2. эпителиальной
    3. соединительной
    4. мышечной

    А15. Насекомые дышат при помощи

    1. воздушных мешков
    2. легких
    3. трахей
    4. легочных мешков

    А16. Хлоропласты в отличии от митохондрий есть в клетках

    1. грибов
    2. животных
    3. водорослей
    4. всех бактерий

    А17. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

    1. эпителиальная
    2. нервная
    3. соединительная
    4. гладкая мышечная

    А18. Только насекомые имеют ног по

    1. 2-3 пары
    2. 3 пары
    3. 4 пары
    4. 3-5 пар

    А19. Земноводные дышат при помощи

    1. только кожи
    2. легких и кожи
    3. только жабр
    4. только легких

    А20. Плод яблоко у

    1. бузины, рябины
    2. рябины, груши
    3. груши, лимона
    4. лимона, апельсина

    А21. Нейрон – это основная клетка ткани

    1. соединительной
    2. нервной
    3. эпителиальной
    4. нервной

    А22. Эпидермис кожи человека формируется из

    1. энтодермы
    2. мезодермы
    3. эктодермы
    4. дермы

    А23. Какие железы внутренней секреции управляют функциями других эндокринных желез

    1. щитовидная железа
    2. половые железы
    3. надпочечники
    4. гипофиз

    А24. Кости образованы

    1. соединительной тканью
    2. разными тканями
    3. мышечной тканью
    4. межклеточным веществом

    А25. У животных и человека условные рефлексы

    1. передаются по наследству
    2. приобретаются в течение жизни
    3. являются врожденными
    4. одинаковые у всех особей вида

    Задание 2. Подберите термины к соответствующим определениям (1 балл за каждый правильный ответ)

    1. Любые бактерии палочковидной формы - __________________
    2. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения - __________________
    3. Организмы, способные жить и развиваться в бескислородной среде - __________________
    4. Бесполое поколение растений, продуцирующее споры - __________________
    5. Появление у человека признаков свойственных далеким предкам называется - __________________
    6. Наука о строении человеческого тела - __________________

    Задание 3. Определите правильность суждений (1 балл за каждый правильный ответ)

    1. Все бактериальные клетки имеют ядро
    2. Все голосеменные растения имеют цветок и плод
    3. Горох, астра, шиповник - представители двудольных растений
    4. Гликоген – это запасное питательное вещество грибов
    5. Семяпочка покрытосеменных растений не защищена завязью
    6. Все губки имеют ткани и органы
    7. Автотрофный компонент лишайника – гриб
    8. Ризоиды – это разновидность корней
    9. Все членистоногие дышат с помощью трахей
    10. Перловую крупу готовят из семян ячменя
    11. У сосны обыкновенной мужские и женские шишки образуются на разных деревьях
    12. Сердце земноводных трехкамерное
    13. Глаза у паука сложные
    14. Мел, известняк состоят из раковин морских простейших
    15. Уменьшение площади лесов нарушает круговороты кислорода и углекислого газа в атмосфере нашей планеты

    Ответы 8 класс

    Вариант 1

    Задание 1 (25 баллов)

    А10

    А11

    А12

    А13

    А14

    А15

    А16

    А17

    А18

    А19

    А20

    А21

    А22

    А23

    А24

    А25

    Задание 2 (6 баллов)

    1. бациллы
    2. микориза
    3. анаэробы
    4. спорофит
    5. атавизмы
    6. анатомия

    Задание 3 (15 баллов)

    Максимальное количество баллов 46

    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по биологии 9 класс.

    Задание I. Выберите правильный ответ (25 баллов)

    1. Основную часть семени ржи занимает:

    А) семядоля; Б) зародыш; В) эндосперм; Г) оболочки.

    1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

    А) автотрофы; Б) анаэробы; В) гетеротрофы; Г) аэробы.

    1. Почечные чешуи являются:

    А) зачатком побега; Б) видоизменениями семядолей;

    В) видоизменениями пробки побега; Г) видоизменениями листа.

    1. Розетка характерна для:

    А) земляники; Б) одуванчика; В) подорожника; Г) всех этих растений.

    1. К мохообразным растениям относятся:

    А) ламинария; Б) олений мох; В) сфагнум; Г) все эти растения.

    1. У проса плод представляет собой:

    А) костянку; Б) зерновку; В) стручок; Г) семянку.

    1. Споры у бактерий служат для:

    А) активного передвижения; Б) размножения;

    В) переживания неблагоприятных условий; Г) выполняют все эти функции.

    1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

    А) спор; Б) гамет; В) грибницы; Г) плодовых тел.

    1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

    А) через всю поверхность тела; Б) через сократительную вакуоль;

    В) через пищеварительную вакуоль; Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

    1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:

    А) погибает; Б) погибает, но перед этим размножается;

    В) переходит в состояние цисты; Г) образует споры.

    1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

    А) голову, туловище и мускулистую ногу; Б) голову, щупальца и туловище;

    В) туловище и мускулистую ногу; Г) голову и туловище.

    1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

    А) круглых червей; Б) кишечнополостных;

    В) плоских червей; Г) головоногих моллюсков.

    1. Без смены хозяев развивается:

    А) острица; Б) бычий цепень; В) эхинококк; Г) печеночный сосальщик.

    1. В глазу человека не участвует в преломлении света:

    А) роговица; Б) хрусталик; В) зрачок; Г) стекловидное тело.

    1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

    А) носовой полостью; Б) носоглоткой; В) глоткой; Г) гортанью.

    1. углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

    А) молекулы глюкозы; Б) углекислый газ и воду;

    В) воду, аммиак углекислый газ; Г) аминокислоты.

    1. Из споры папоротника развивается:

    А) заросток; Б) корневище; В) стебель; Г) первый лист.

    1. К многощетинковым червям относится:

    А) дождевой червь; Б) пескожил; В) трубочник; Г) ни один из перечисленных.

    1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

    А) надкостнице; Б) трубчатом веществе кости;

    В) губчатом веществе кости; Г) полости кости с желтым костным мозгом.

    1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

    А) кислород; Б) живые организмы; В) климат; Г) тепло земных недр.

    1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

    А) дрожжи; Б) трутовик; В) сыроежка; Г) пеницилл.

    1. Инстинкт- это совокупность:

    А) навыков; Б) запечатлений; В) безусловных рефлексов; Г) условных рефлексов.

    1. К железам внутренней секреции относят:

    А) поджелудочную железу; Б) надпочечники; В) печень; Г) сальные железы.

    1. К организмам – прокариотам относятся:

    А) только бактерии; Б) бактерии и цианобактерии;

    В) бактерии и вирусы; Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

    1. Цевка – часть скелета задних конечностей:

    А) лягушки; Б) ящерицы; В) синицы; Г) мыши.

    Задание II. Выберите от 1-до 5 правильных ответов

    1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

    А) нуклеиновые кислоты; Б) крахмал; В) жиры;

    Г) углеводы; Д) углекислый газ и воду.

    1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

    А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

    Б) способны образовывать обширные леса;

    В) опыляются насекомыми и птицами;

    Г) размножаются семенами;

    Д) образуют сухие и сочные плоды.

    1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

    А) искривлению позвоночника;

    Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

    В) смещению внутренних органов;

    Г) нарушению функций костного мозга;

    Д) изменению химического состава костей.

    1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

    А) внутреннее оплодотворение;

    Б) температура тела постоянная;

    В) развитие зародыша происходит в яйце;

    Г) кожа сухая;

    Д) прямое постэмбриональное развитие.

    1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

    А) помогают в распространении семян;

    Б) осуществлять фотосинтез;

    В) защищать от поедания животными;

    Г) запасать воду;

    Д) защищать от палящих лучей солнца.

    1. В чем проявляется сходство растений и грибов:

    А) растут в течении всей жизни;

    Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

    В) питаются готовыми органическими веществами;

    Г) являются производителями в экосистемах;

    Д) имеют клеточное строение.

    1. Инсулин в организме человека:

    А) влияет на использование углеводов клетками;

    Б) регулирует обмен жиров;

    В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

    Г) повышает содержание сахара в крови;

    Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

    1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

    А) в цикле развития формируется заросток;

    Б) органом размножения является цветок;

    В) оплодотворение связано с водой;

    Г) размножаются с помощью спор;

    Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

    1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

    А) перловицы; Б) беззубки;

    В) шаровки; Г) гребешки; Д) мидии.

    1. Эпителиальные ткани образуют:

    А) покровы тела;

    Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

    В) железы внутренней секреции;

    Г) внутренний слой сердца;

    Д) железы внешней секреции.

    Задание III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 баллов).

    1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
    2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
    3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
    4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
    5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
    6. Все растения содержат хлоропласты.
    7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
    8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
    9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
    10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
    11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
    12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
    13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
    14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
    15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

    Задание IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

    1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками .
    1. Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5).

    Функции

    1

    2

    3

    4

    5

    Соединение

    УДАЧИ!

    Ответы олимпиады по биологии. учащегося ___________________________________9 класса

    Задание I. (25 баллов)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    1. Растение, опыляемое с помощью ветра:

    а) ромашка;

    б) одуванчик;

    в) клевер;

    г) пшеница.

    2. Животное, являющееся одноклеточным:

    а) инфузория-туфелька;

    б) дождевой червь;

    в) бабочка;

    г) медуза.

    3. Образование бактериями спор – это приспособление к:

    а) передвижению;

    б) размножению;

    г) перенесению неблагоприятных условий.

    4. Как называются организмы, питающиеся за счёт других:

    а) всеядные;

    в) хищники;

    г) травоядные.

    5. Как называется орган растения необходимый для его полового размножения:

    а) корень;

    б) стебель;

    в) цветок;

    г) лист.

    6. Какая наука относится к естественным наукам:

    а) математика;

    б) литература;

    в) физическая культура;

    г) география.

    7. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.

    а) эксперимент;

    б) измерение;

    в) наблюдение;

    г) описание.

    8. Грибы не способны к фотосинтезу, так как:

    а) имеют небольшие размеры;

    б) они живут в почве;

    в) не имеют хлорофилла;

    9. Подземная часть растения называется:

    а) корень;

    б) стебель;

    в) лист;

    г) цветок.

    10. Какое открытие сделал Роберт Гук:

    а) впервые обнаружил клетки растений;

    б) создал учение о биосфере;

    в) объяснил происхождение видов животных и растений;

    г) открыл кровообращение.

    Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    1. Что является признаками живых организмов:

    1) выделение;

    2) размножение;

    3) движение;

    4) питание;

    5) выделение кислорода.

    а) 1, 2, 4;

    б) 2, 3, 4;

    в) 1, 4, 5.

    г) 3, 4, 5.

    2. Одомашненными животными являются:

    1) овца;

    2) лось;

    3) куры;

    4) свиньи;

    5) волк.

    а) 2, 4, 5;

    б) 2, 3, 5;

    в) 1, 4, 5;

    г) 1, 3, 4.

    3. К кровеносной системе относят:

    1) желудок;

    2) сердце;

    3) мышцы;

    4) артерии;

    5) вена.

    а) 2, 3, 5;

    б) 1, 3, 4;

    в) 1, 3, 5;

    г) 2, 4, 5.

    4. Антропогенным фактором являются:

    1) извержение вулкана;

    2) выбросы предприятий;

    3) пахота земель;

    4) лавина;

    5) вырубка леса.

    а) 2, 3, 5;

    б) 1, 3, 4;

    в) 1, 3, 5;

    г) 1, 4, 5.

    5. К естественным природным сообществам относятся:

    1) поле;

    2) парк;

    3) огород;

    4) лес;

    5) луг.

    а) 2, 4, 5;

    б) 1, 3, 5;

    в) 1, 4, 5;

    г) 3, 4, 5.

    Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. Бактерии размножаются путем деления надвое;

    2. Все живые организмы имеют клеточное строение;

    3. При дыхании организм получает кислород;

    4. Животные, питающиеся только растениями, называются всеядными;

    5. Органы дыхания – лёгкие, относится к растениям.

    Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 1. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий [мах. 0,2 балла].

      Установите соответствие между признаками организма (А–Е) и царством (1-2), для которого он характерен.

    Признаки: Царства:

    А) растут в течение всей жизни; 1. Растения

    Б) активно перемещаются в пространстве; 2. Животные

    В) питаются готовыми органическими веществами;

    Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;

    Д) имеют органы чувств;

    Е) являются основным источником кислорода на Земле.

    Признаки

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Царства

    Матрица ответов

    Часть 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9