Запятая и точка с запятой в БСП презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Контрольная работа

Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.

1) Люди рады лету а пчела - цвету.

2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.

Задания:

1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

2. Составьте схему каждого предложения.

III. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.

1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.

I V . Закрепление материала.

1. Выборочный диктант по упр. 191.

Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

2. Конструирование.

В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

3. Лингвистический эксперимент.

На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.

1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.

1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.

Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Ответ: в, г.

2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

а) Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

б) Только песне нужна красота

Красоте же и песен не надо.

в) Соловей поёт себя тешит.

г) Было так из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

Ответ: а, б.

3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

а) Прошумели весенние воды

Загремели весёлые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы.

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?

II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.

III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?

I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.

I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Объявление темы и целей урока.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.

Таблица 18

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)

III. Закрепление материала.

1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

3. Выборочный диктант (упр. 197).

Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Конструирование.

На доске записаны простые предложения.

1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.

1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)

Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.

2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

Ответ: б, в.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе (или несколько предложений) разъясняет первое, т. е. раскрывает его содержание (знаки препинания не расставлены).

а) Наступал вечер шёл дождь с севера порывисто дул ветер.

б) К первому дню праздника всё было готово картины развешаны, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек.

в) Поезд ушёл быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума.

г) Вечерами возле сруба всё население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается.

Ответ: б, г.

I V . Итог урока.

V . Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить правила на с. 130-131, § 34;

б) подготовить устное сообщение на тему «Двоеточие в простых и сложных предложениях»;

в) выполнить упр. 198;

г) составить восемь - десять бессоюзных сложных предложений на тему «Считаю ли я себя культурным человеком».

Урок 49. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении (§ 35)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; уяснить, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное; 2) научить произносить указанные бессоюзные сложные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, определять смысловые отношения между частями (противопоставление, время, условие, следствие), составлять интонационные схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывая условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает устное сообщение «Двоеточие в простых и сложных предложениях Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает на доске составленные бессоюзные предложения (упр. 198), подчёркивает в них главные члены. Учащиеся читают бессоюзные сложные предложения на тему «Считаю ли я себя культурным человеком». Класс рецензирует их ответы.

II. Повторение материала.

1. На доску проецируется задание : составить по два предложения с данными словами, в которых они выступали бы в роли:

а) существительного с предлогом; б) производного предлога: (в)следствие, (в)продолжение, (в)течение, (в)виду, (на)счёт, (в)роде;

а) наречия; б) прилагательного, местоимения, числительного с предлогом: (в)пустую, (по)весеннему, (по)вашему, (в)третьих, (в)ручную, (по)прежнему, (по)тому;

а) наречия; б) существительного с предлогом: (на)встречу, (на)верх, (в)глубь, (на)дом, (на)удачу, (на)бок, (в)начале.

III. Объяснение нового материала.

1. Чтение § 35 на с. 133-134, анализ примеров параграфа.

2. Наблюдение над интонацией бессоюзного сложного предложения с тире.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание учащихся на то, что тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части и продолжительной паузы. Учащиеся должны усвоить: чтобы правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, необходимо хорошо знать условия постановки тире, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. В слабом классе можно предложить таблицу.

Таблица 19

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки тире

Примеры

1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда )

1. Настанет вечер - загорятся на небе звёзды.

2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если )

3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как ), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому )

3. Ласточки летают низко над землёй - жди дождя.

4. Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но )

4. Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё и уехал в дальнюю деревню.

5. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы предложение, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях . Упражняться в распознавании простых и сложных предложений , применять их...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Повторение Какие предложения являются бессоюзными? Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны между собой только с помощью интонации, без помощи союзных слов и союзов. Смысловые отношения между частями в БСП выражены менее четко, чем в союзных предложениях. Какие значения могут выражать бессоюзные предложения? Перечисления, сопоставления, причинное, пояснения, условное, с равнительное и др.

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 1) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. Перечислительное; с оюз И 2) Не отходи от меня: мне так отрадно с тобой. Причинное; союз ТАК КАК 3) Лето припасает- зима поедает. Сопоставительное; с оюз А

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 4) Где- то за рекой уныло скрипела арба, посвистывали суслики. Перечислительное; с оюз И 5) Нравится рисовать – рисуй на здоровье. Обусловленности; союз ЕСЛИ 6) Я оглянулся кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Пояснительное; с оюз ЧТО + увидел

Пошли дожди, ярко зазеленела озимь. , Знаки препинания в БСП. З апятая ставится: между частями бессоюзного сложного предложения, если его части связаны по с мыслу и в них идет перечисление фактов. Между предложениями возможна вставка союза И.

Солнце только начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо и росисто. ; Знаки препинания в БСП. Точка с запятой ставится: Если части БСП менее тесно связаны по смыслу. Если его части значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП [-=] , [-=] [-=] ; [-=] Части тесно связаны, интонация перечисления. Подстановка союза И. Части предложения связаны менее тесно, распространенные, имеют внутри себя запятые.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 1)Расширялись улицы пробивались широкие магистрали рушились древние стены. 2)Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде шелестел камыш синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной сосны на другую.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 3)Летучие мыши уже носились над заснувшими верхушками осинника таинственно кружась и дрожа на смутном небе резво и прямо пролетал в вышине ястребёнок спеша в свое гнездо. 4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 5) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. 6) Язык должен быть прост и точен это придаёт ему силу рельефность красочность.

Тестовые задания: 1)Укажите бессоюзное сложное предложение А) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится. Б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. В) Нынче жарко, парит, на дворе тепло. Г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Тестовые задания: 2)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить запятые. А) Заря прощается с землёю ложится пар на дне долин. Б) Только песне нужна красота Красоте же и песен не надо. В) Соловей поёт себя тешит. Г) Было так из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок.

Тестовые задания: 3)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить точку с запятой. А) Прошумели весенние воды загремели весёлые грозы. Б) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их. В) Река вьётся вёрст на десять тускло синея сквозь туман за ней водянисто- зелёные луга. Г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Домашнее задание: Параграф 33 стр 128- 129. Упражнение № 191


ЕВЛАДЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КГУ «МИРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ТАЙЫНШИНСКИЙ РАЙОН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Контрольная работа. Бессоюзные сложные предложения.

Внимание! Возможно несколько правильных ответов.

Знаки препинания опущены.

1. Укажите БСП со значением перечисления.

A) Семь раз отмерь один раз отрежь.

B) Метель не утихала небо не прояснялось.

C) Печален я со мною друга нет.

D) Он подумал понюхал пахнет мёдом.

E) Двери и окна отворены настежь в саду не шелохнется лист.

2. Укажите БСП со значением сопоставления.

A) Это было не только горе это была полная перемена жизни.

B) Дуб держится к земле тростиночка припала.

C) Руки коченели дыхание прерывалось хрипела грудь.

D) Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках у разбойников.

E) Любишь кататься люби и саночки возить.

3. Укажите БСП со значением изъяснительных отношений.

A) Убьёте ничего не получите.

B) Оборачиваюсь Грушницкий.

C) Мне пришло в голову отчего же так крепко спит матушка?

D) Обломов оглянулся перед ним стоял Штольц.

E) Трава под ногами усыпана росой птицы спят.

4. Укажите БСП со значением обусловленности.

A) Где-то скрипнула дверь послышались осторожные шаги.

B) Так решено не окажу я страха.

C) Промедлишь будешь наказан.

D) Мы решили врагу не сдадимся.

E) Кто войдёт выпрыгни в окно.

5. Укажите БСП со значением определительных отношений.

A) В конце четверти я решил довольно троек.

B) Я точно знаю у тебя есть талант.

C) Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами да с чинами.

D) Он поднял голову высоко в небе проплывал караван журавлей.

E) Он гость я хозяин.

6. Укажите БСП со значением причинно-следственных отношений.

A) Иногда лошади проваливались по брюхо почва была очень вязкой.

B) Богатому не спится богатый вора боится.

C) Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль обворуют лавку сведут лошадей.

D) Я не мог заснуть передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

E) Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.

7. Укажите БСП со значением временных отношений.

A) Победим каменный дом построишь.

B) Однажды проснулся он и видит прямо против его норы стоит рак.

C) Ехал сюда рожь начинала желтеть.

D) Зеленели поля лужицы блестели в лучах раннего солнышка.

E) Пашню пашут руками не машут.

8. Укажите БСП со значением сравнения.

A) К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль.

B) Молвит слово соловей поёт.

C) Посмотрит рублём подарит.

D) Скрипят колёса мычат волы кричат погонщики.

E) Я знаю ничто не способно убить душу живую.

9. Укажите БСП со значением следствия.

A) Я умираю мне не к чему лгать.

B) Вот наши условия вы откажетесь от сказанного.

C) Алексей решил довольно тянуть.

D) Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за руку и толкает.

E) Телефон звонил не переставая мне пришлось взять трубку.

10. Укажите БСП со значением быстрой смены событий.

A) Вечером пройдёшь по селу никого не встретишь.

B) Я пришёл выходи навстречу.

C) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

D) Он поднял руку все замерли.

E) Нравится рисовать рисуй на здоровье.

11. Укажите БСП со значением пояснения.

A) С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле работала она за двоих а ласки никакой никогда не видела.

B) В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги кто-то чихнул.

C) Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга…

D) Шестнадцать лет служу такого со мной не случалось.

E) Серёжка промолчал он не любил словесных клятв и заверений.

12. Укажите количество знаков препинания в БСП.

Какую-то особую ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер.

13. Укажите БСП с пропущенным тире.

A) В избах и дворах было пусто все ушли на огороды копать картошку.

B) Я убеждён люди будут жить без войн.

C) Не приди он тогда всё сейчас было бы по-другому.

D) Стояла она долго устали ноги и глаза.

E) Попробовал идти пешком ноги мои подкосились.

14. Укажите БСП с пропущенным двоеточием.

A) Прилетели зяблики лес ожил.

B) Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.

C) Я окликнул хозяев никто не ответил мне.

D) Не спится няня здесь так душно.

E) Будете в театре заходите.

15. Укажите количество грамматических основ в БСП.

Правильный путь такой усвой то что сделали твои предшественники и иди дальше.

§ 1 Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

На этом занятии мы расширим наши знания о бессоюзных сложных предложениях, научимся устанавливать смысловые связи между простыми предложениями в бессоюзных конструкциях в зависимости от интонации в устной речи, систематизируем познания о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении и простом с однородными членами.

Известно, что

бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, в котором его равноправные части связаны между собой только по смыслу и посредством интонации, т.е. без помощи союзов и союзных слов.

Например, в сложном бессоюзном предложении

простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией со значением причины.

Связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается с помощью разных смысловых отношений, основанных на различных типах интонации. В связи с этим выделяются бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, сопоставления и следствия.

Остановимся более подробно на бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления.

В подобных предложениях выражается одновременность или последовательность фактов, событий, явлений, и им свойственна перечислительная интонация.

§ 2 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления при письме ставится запятая, а в устной речи явно ощущается пауза.

Например:

Как правило, в подобных предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени - зашумели, ушел, озарилось - глаголы совершенного вида стоят в прошедшем времени.

Если части бессоюзного сложного предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые или другие знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Например:

Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой по смыслу, т. е. более самостоятельны.

Например:

Постановка точки с запятой требует значительной паузы между предложениями и явного понижения голоса, почти как на точке. Кроме того, такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

§ 3 Использование бессоюзных сложных предложений с интонацией перечисления

Бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления часто используются мастерами слова для описания природы. Вслушаемся в замечательные строки известного художника слова И.С. Тургенева.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

§ 4 Бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления и простые предложения с однородными членами

Необходимо различать бессоюзные сложные предложения с перечислительной интонацией и простые предложения с однородными членами, также связанные интонацией перечисления.

Сравните:

Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Простое предложение с однородными сказуемыми зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Сложное бессоюзное предложение, состоит из трех простых.

§ 5 Краткие итоги урока

Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.