Жизнь олег митяев. Олег Митяев: биография и личная жизнь

Никита Джигурда дико ревновал Марину к Гордону и Суханову, а по ночам водил на кладбище

Никита Джигурда дико ревновал Марину к Гордону и Суханову, а по ночам водил на кладбище

На канале «Россия» продолжается показ сериала «Все только начинается». Одну из заметных ролей там играет нечастая гостья на экране - прима Театра им. Вахтангова Марина ЕСИПЕНКО. Совсем скоро Марина Николаевна отметит 50-летие, с которым, конечно, ее готовится поздравить супруг - знаменитый бард Олег МИТЯЕВ. Предыдущий спутник жизни актрисы - Никита ДЖИГУРДА - тоже не захотел оставаться в стороне от важной даты и через нашу газету поделился воспоминаниями о непростых, но счастливых совместно прожитых годах. К Никите присоединились и другие не посторонние для Марины люди.

Мы с Мариной однокурсники по Щукинскому училищу, - начал рассказ Джигурда . - Встретились в 83-м при поступлении, когда Есипенко нашему мастеру Евгению Симонову на вопрос «Для чего вы пришли в театральный вуз?» прямо ответила: «Чтобы стать гениальной актрисой!» Это отличалось от того, что говорили другие, и я сразу понял, что она будет моей! Ненакрашенная, независимая, гордая, настоящая сибирячка. Я взял ее на абордаж!

Подруга Марины по ее родному Омску, режиссер Елена Шиляева , хорошо помнит те годы:- До поступления в Щуку мы играли в самодеятельном Омском народном театре поэзии у Любови Ермолаевой . Еще на родине Марина (дочь медсестры и водителя «скорой помощи») стала примой, гениально исполняла роль в «Утиной охоте». Из девяти человек, кто у нас поступал из Омска в те годы, только Есипенко выросла в настоящую звезду. Правда, прошла она лишь на второй год. В бытовом плане тогда приходилось туго: мы питались только макаронами, денег вообще не было, как возвращались после экзаменов из Москвы домой, одному Богу известно! Спасибо добрым людям за помощь. И это при том, что мы обе были еще практически детьми, такие наивные, чистые. До Джигурды у Марины никого и не было, а с ним случился бурный роман, растянувшийся на 12 лет.

Сам Никита тоже не скрывает, что взял девушку нецелованной:

Марина оказалась единственной девственницей в моей жизни. Я их - ни до нее, ни после - никогда не трогал, потому что очень ответственный товарищ. А вот перед Есипенко не устоял. Наш мастер Симонов мне говорил, что, если бы не я, Маринку из вуза быстро отчислили: поначалу она вела себя дико - такая отчаянная целомудреница, но очень настоящая! Она по-своему воспринимала эту студенческую ерунду, мы ходили в Театр на Таганке, бегали по крышам, гуляли ночью по Ваганьковскому кладбищу, куда приходилось перелезать через забор (там похоронен кумир Джигурды - Владимир Высоцкий , у могилы которого Никита часто пел его песни. - Г. У. ). При мне Марина расцвела. На втором курсе ее взяли в Театр Вахтангова на роль принцессы Турандот - вот что с ней любовь ко мне сделала!По словам короля эпатажа, со временем на его спутницу стали обращать внимание другие однокурсники, теперь - весьма известные:- Саша Гордон (с ним Марина играла отрывки из «Чайки». - Г. У. ) был в нее влюблен. Но я всегда оказывался рядом: молодой, горячий, мог начистить рожу кому хочешь. А потом мы втроем - я, Марина и Гордон в 1985 году подняли бунт против парторга нашего вуза. Не нравилось, как нам промывают мозги, и мы смогли добиться снятия этого партийца. Уникальная ситуация для того времени! Осмелев, мы написали письмо в Министерство культуры, пытаясь добиться замены руководства нашего института. Марина отчаянно бросалась на приходящих на беседу кагэбэшников с криками: «Фашисты, негодяи!» После этого еще больше наших мальчишек стало на нее засматриваться.

Никита уверяет, что еще одним его соперником оказался Максим Суханов:

Во время репетиции спектакля «Стакан воды» у Марины и Максима начался, как бы это помягче сказать, флирт. На тот момент мы с Есипенко уже лет пять были вместе. И тут, продолжая любить друг друга, расстались на полгода. Конечно, она вольна была экспериментировать с кем угодно, из-за того что, возможно, с первым мужчиной ей и скучновато стало, и захотелось другого опыта. Но спустя несколько месяцев сошлись опять. Она призналась мне в любви, и еще лет шесть мы были вместе.Сама Марина несколько лет назад в интервью моей близкой подруге - Инессе Ланской - рассказала о своих взаимоотношениях с Джигурдой:- Вот я себя иногда спрашиваю: «Как прожила столь долгое время с Никитой?» Да, он - моя первая большая любовь. И я, как всякая правильная девочка, считала, что это навсегда. Впрочем, что ни делается, все к лучшему. Если бы я не имела такого предыдущего опыта, не понимала бы, какое счастье у меня сейчас с Олегом Митяевым . С Никитой-то мы жили сначала в общежитии, потом скитались по коммуналкам. Может, отношения с ним стали для меня испытанием, посланным свыше?С этими словами согласна и приятельница нашей героини Елена Шиляева:- Никита взрывной, импульсивный, а двое таких - это много. Джигурда сам то уходил от Марины, то возвращался. А она никогда его ни в чем не упрекнула. Это о многом говорит!

Полеты во сне и наяву

При знакомстве Марина дала мне журнал, где была напечатана знаменитая повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имена Джонатан Ливингстон», - поведал Джигурда. - Она сказала «Это про тебя, почитай». Оказалось, и правда про меня. Я и по сей день живу в безбашенном полете, а Маринка выбрала другое - семью, материнство. Увы, после разрыва со мной Есипенко не сыграла ни одной весомой роли - ни в театре, ни в кино. Все это не идет ни в какое сравнение с ее образами Турандот, Клеопатры, что она воплощала при мне.

Именно я ее познакомил с Митяевым. Это случилось, когда мы уже расстались. А то, что она ушла от меня к нему, как пишут в газетах, такого не было. Олег мне должен ящик шампанского за то, что я ему воспитал такую женщину! А ей самой я очень благодарен за то, что она была в моей судьбе и книгой Баха направила меня в космос. При расставании я Есипенко сказал, что не надо бояться эзотерики и того, что я уходил в 20-дневное голодание. Я просто хотел постичь, что постигали великие Пифагор , Платон , Сократ . Психология Блаватской и Рериха интересовали меня и 20 лет назад, и сейчас, а Марину - нет. Есипенко умоляла меня прекратить заниматься всем этим, дескать, от лукавого, от сатаны. Окружающие ей то же самое жужжали. Наших разговоров Марина боялась как огня, а вот свою нынешнюю жену Анисину я пленил этим полетом, действиями духовной «Камасутры»!

Конечно, не все дамы готовы поддаться подобному напору, и Есипенко порой с жалостью говорит о других женщинах Джигурды. А вот о своем муже Олеге Митяеве - всегда с восхищением:- Мы познакомились с Олегом в Сочи на фестивале. Он на тот момент был женат. Но, как всякий благородный человек, он никогда и ничего себе бы не позволил, если б в его той семье отношения не исчерпали себя. С бывшей женой Олега мы не общаемся. Думаю, она меня не простила, на что имеет полное право. У Митяева есть трое сыновей от предыдущих отношений. А у нас родилась дочка Даша. И я счастлива, что именно тогда мне Бог послал ребенка, а не раньше. Всему свое время.


Марина со знаменитым супругом и дочкой Дашей. Фото: Сергея ИВАНОВА/PhotoXPress.ru

Джигурда считает, что у Есипенко и Митяева замечательный брак:

Я видел их по ТВ, как они великолепно поют вместе. Хотя Митяев мало повлиял на жену, ведь у нее были задатки гениальной актрисы, а он вкладывался в себя, в семью, а не в нее конкретно. У них хорошая дочка. Думаю, я бы Даше понравился! Накануне 50-летия Марине я пожелаю сыграть в антрепризном спектакле со мной. Уверен, получится великолепно!Наталья Меньшикова , помощник многих легендарных режиссеров из родного для Есипенко Театра им. Вахтангова, считает, что у Марины все впереди:- Петр Фоменко называл ее не актрисой, а «брызгами шампанского». Я с ним полностью согласна. У актеров многое зависит от удачи, а Мариночке она всегда сопутствовала в профессии. К тому же она хорошая мама, жена, дочка. Очень горестно, что совсем недавно ушла из жизни ее мама Мария Григорьевна, до этого она тяжело болела. Марина заказала для нее специальные ходунки, надеялась, что мама поднимется. Но, увы, Мария Григорьевна так и не успела ими воспользоваться.

Жизнерадостный Иван Шабалтас , с которым наша героиня снималась в сериале «Все только начинается», буквально потерял от нее во время работы голову:- Мариночка - потрясающая женщина. По фильму я влюблен в нее. Да и в жизни, когда Есипенко впервые увидел на сцене Вахтанговского театра, влюбился, о чем она знает. И пусть Олег не ревнует!В картине мы жили только на приколах: выпендривались, постоянно хохотали, расставаться было тяжко... 50 лет - немного. В этом возрасте женщина еще совсем ребенок.

Цитата

Олег МИТЯЕВ в интервью Первому каналу:

- Конечно, хотелось, чтобы у меня была скромная трудолюбивая покладистая деревенская женщина с пирогами, но досталась вот такая: яркая, привередливая, со своими представлениями. И приходится как-то подстраиваться. В таких женщин, как Марина, обычно влюбляются, а женятся на других. А мне не повезло, я и влюбился, и женился на ней же и вот теперь живу.

Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.
В 1963г. поступил в начальную школу №59. Затем в 1967г. в среднюю школу №55. В 1969 году перешел в среднюю школу №68.


В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но спроведливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.

Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.

В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был ма

тросом, носил морскую форму.

В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончМитяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. С Петей Старцевым познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом.

Послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие".

В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось.

Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца

(Свердловская киностудия).

Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.

В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.

Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.

"После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям... Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию..."

В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (

итяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.

В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.

На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".

Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания

от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.

С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).

У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.

За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".

Олег Митяев приехал из Челябинска и моме

тально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Олег выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «поднимем бокалы, сдвинем их разом» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия. Казалось бы, что за фраза?.. Элементарно, как «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»… Просто до примитивизма. И вот живет эта ёлочка – из года в год, из десятилетия в десятилетие. И Митяевская строчка – такой же судьбы.

Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня

О своей личной жизни известный российский бард рассказывать не любит - она складывалась у него непросто. Он был женат три раза, дети Олега Митяева родились от трех разных женщин. Старшего сына Сергея родила ему первая жена Светлана, с которой он познакомился, когда, отслужив в армии, учился на первом курсе института физкультуры. Роман между ними вспыхнул на картошке, после возвращения с которой они сразу поженились. Олег изо всех старался обеспечивать свою молодую семью - получал в институте ленинскую стипендию, да еще подрабатывал в бассейне. Но брак оказался недолгим - по словам самого барда, виной всему стала его новая любовь.

На фото — Олег Митяев с детьми

Он познакомился с очаровательной девушкой Мариной, влюбился в нее, и решил сразу обо всем рассказать жене. Для нее это стало настоящим шоком - Светлана восприняла измену Олега, как предательство, а он оставил свою первую жену с маленьким сыном на руках и женился на Марине. К этому времени Митяев уже окончил институт, а некоторое время спустя его пригласили работать в Челябинскую филармонию. Марина родила Олегу двоих сыновей - Филиппа и Савву, но видел он их очень редко - его полностью захватила гастрольная жизнь. Однако Марина не устраивала по этому поводу скандалов, относилась к его образу жизни с пониманием. Она терпеливо ждала его, занималась воспитанием детей Олега Митяева, а он, тем не менее, страшно ревновал свою супругу, однако сам при этом крутил бесконечные романы направо и налево, которые, в конечном итоге, и разрушили его семью.

На фото — Олег Митяев с женой Мариной Есипенко и дочкой Дашей

Бард в очередной раз влюбился, на этот раз в московскую актрису Театра на Таганке Марину Есипенко. Их роман длился несколько лет, и, в конце концов, Митяев решился уйти из семьи, чтобы создать новую, несмотря на то, что он оставлял жену с двумя детьми, второй из которых был еще совсем маленьким.

На Марине Есипенко Олег Митяев женился, когда их дочке исполнилось уже пять лет.

Олег Митяев, биография которого интересует его многочисленных поклонников, - это советский и российский народный поэт, который известен в качестве автора и исполнителя песен.

Детство

Биография Олега Митяева начинается с 1956 года. Именно тогда в семье обычной челябинской домохозяйки и заводского рабочего появился будущий любимец миллионов слушателей.

Олег и его брат старались помогать родителям по хозяйству, семья Митяевых была дружной и крепкой. Сам певец всегда с нежностью и благодарностью говорит о своих родителях. В семье никогда не было скандалов, не звучало бранной речи, не было пьяных застолий. Родители поддерживали все идеи сыновей, старались помогать им не только советами, но и деньгами.

Олег Митяев, интересные факты биографии которого мы постараемся осветить, в юном возрасте начал зарабатывать деньги, которые он отдавал маме. Сначала это были повышенные стипендии за отличную учебу, затем заработком стали гонорары, вручаемые юному автору за песни, а также за работу на должности электрика.

Детские мечты

О чем мечтал Олег Митяев? Биография будущего популярного барда имеет множество интересных фактов, наполнена яркими событиями.

Несмотря на то, что с самого детства Олег был творческой натурой, мечтал стать пловцом, кинологом, особой любви к обучению они не испытывал. С чего начал свой профессиональный путь Олег Митяев? Биография его связана с обучением в техникуме по специальности «монтажер».

После окончания среднего учебного заведения юноша сначала выполняет свой гражданский долг, проходит службу в Советской Армии. Затем он поступает в университет на факультет физической культуры, который заканчивает с красным дипломом. Четыре года Митяев работает преподавателем, а по совместительству выполняет функции заведующего клубом вблизи Челябинска.

Несколько лет он успел поработать в качестве артиста и в городской филармонии. Именно в этот период он размышляет о том, чтобы стать профессиональным актером.

До того времени, пока Олег не оказался в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере, он не испытывал особой тяги к творчеству. Услышав бардовские песни, будущий поэт понял, что ему близка такая музыка, и постепенно он «втянулся» в увлекательный процесс сочинительства.

Творческий путь

Именно после возвращения из детского лагеря освоил гитару Олег Митяев. Биография и творчество его интересны уже не одному поколению слушателей. Для Олега было абсолютно неожиданным то, что первая его песня превратилась в настоящий шлягер.

Несмотря на оглушительный успех, начинающий композитор принимает решение о получении профильного образования. Где обучался Олег Митяев? Краткая биография свидетельствует о том, что он поступил в ГИТИС. С конца восьмидесятых годов прошлого века Олег пишет множество песен, а спустя несколько лет он самостоятельно исполняет свои произведения. Продуктивным стал его творческий тандем с Петром Старцевым.

В качестве кого еще пробовал себя Олег Митяев? Биография поэта связана с театром. Он сыграл роль Маяковского в театральной постановке «Большой Владимир».

Песни

Первая песня, которую Олег исполнил для большой аудитории («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались») на фестивале бардовской песни, принесла ему оглушительный успех. Именно ею он на протяжении своей последующей музыкальной карьеры часто начинает либо завершает свои творческие выступления.

Такие его произведения, как «Давай с тобой поговорим», «Лето - это маленькая жизнь», «Мой отец» стали подлинными российскими шлягерами. Довольно продуктивным и продолжительным стало его творческое сотрудничество с композитором Константином Тарасовым. Вместе им удалось записать три полноценных музыкальных альбома.

Как работает Олег Митяев? Биография, личная жизнь, являются подтверждением того, что этот доброжелательный и обаятельный композитор является настоящим трудоголиком. Творческий успех сопровождает его на протяжении всей жизни.

Олегу Митяеву удалось выпустить девять компакт-дисков, такое же количество музыкальных сборников. Его произведения можно услышать по радио, увидеть по телевидению. Помимо шлягеров, проверенных временем, можно наслаждаться и новыми песнями Митяева.

На концертах, которые организует этот бард, всегда полный аншлаг. Помимо самого Олега Митяева, зрители наслаждаются выступлениями многих известных и популярных композиторов. У поклонников творчества Митяева есть уникальная возможность приобретать диски с видеозаписями его выступлений.

За время своей творческой карьеры Митяеву удалось побывать с гастрольными турами не только во многих городах нашей страны, но и за пределами РФ. Песни Олега переведены на разные языки, в том числе на иврит. Творчество Митяева ценят, любят миллионы поклонников в разных уголках земного шара.

Благодаря песням этого российского барда европейские слушатели узнают о тех переживаниях, чувствах, которые испытывают россияне. Сам автор-исполнитель говорит о том, что он просто поет о том, что волнует и его самого, и его родных, друзей.

Личная жизнь

Олег неоднократно говорил в беседах с журналистами о том, что любовь является некой субстанцией, неподвластной предсказанию и планированию. Певец в молодости мечтал о том, что женившись однажды, он проживет со своей избранницей всю оставшуюся жизнь. К сожалению, его мечте не суждено было осуществиться. Он женат три раза, причем в каждом браке у Олега Митяева рождались дети. Всего у композитора четверо детей.

Композитор всегда неохотно рассказывает о своей личной жизни. Но поклонники знают о том, что от своей первой жены Светланы Олег ушел, влюбившись в девушку Марину. Он не бросил маленького сына и супругу, помогал воспитывать мальчика, оказывал материальную поддержку бывшей жене.

Новый союз был достаточно продолжительным, но Олег снова влюбляется. Его избранницей становится актриса Марина Есипенко. Расставание со второй женой было мучительным, но в итоге и Есипенко, и Митяев, покинули свои семьи, и сначала стали жить вместе, а затем поженились.

Черты характера

У этого российского барда мягкий, спокойный характер. Его знакомые, друзья, близкие люди убеждены в том, что Олег Митяев является добрым и порядочным человеком. Несмотря на то, что на протяжении многих лет он живет в столице, до сих пор певец с нежностью и трепетом вспоминает о своей малой родине. При любой возможности Митяев отправляется в родной Челябинск, чтобы погулять по улицам родного города, «окунуться» в детство и юность.

Настоящее Митяева

В настоящее время бард занят творческой деятельностью. У него практически нет свободного времени. Его плотный рабочий график сформирован на несколько месяцев вперед. Сам Олег говорит о том, что вполне бы мог организовывать меньшее количество выступлений и творческих встреч, уделяя время своей семье. Но узнав о том, что в очередном российском городе будет собран полный зал и люди ждут общения с ним, хотят услышать его песни, Олег не имеет права отказываться от концерта, разочаровывать своих верных поклонников.

Его концерты проходят в необычной форме. Олег организует выступление в виде моноспектакля, творческого вечера, сочетая исполнение своих песен с рассказом о своей биографии. На протяжении трех часов, а именно столько в среднем продолжается его концерт, он успевает импровизировать. Общаясь со зрителями, Митяев легко улавливает их настрой и подстраивается под зрительный зал.

Заключение

Помимо плодотворной творческой деятельности, Олег много времени отводит на общественную работу. Именно по его инициативе был создан специальный общественный Фонд, который поддерживает разнообразные культурные проекты. Кроме того, певец работает под покровительством отдельной Ассоциации, функционирование которой связано с формированием и передачей культурного наследия подрастающему поколению россиян.

В наши дни он выступает в Фонде в качестве покровителя некоторых музыкальных фестивалей, направленных на поиск и поддержку молодых дарований. Он твердо убежден в том, что не совершает каких-то благородных поступков, а просто занимается тем, что приносит ему удовлетворение.

Чем сегодня живет Олег Митяев? Биография и творчество кратко рассмотрены в данном материале. Его многочисленные поклонники надеются на то, что певец и дальше будет радовать их своим творчеством.

Олег Григорьевич МИТЯЕВ . Заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация», лауреат песенных фестивалей.

Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец – Митяев Григорий Степанович (1927–1982), рабочий Челябинского трубопрокатного завода, родом из крестьян Курской губернии. Мать – Митяева Лидия Яковлевна (1925 г. рожд.). Супруга – Есипенко Марина Николаевна (1965 г. рожд.). Сыновья: Сергей (1981 г. рожд.), Филипп (1984 г. рожд.), Савва (1998 г. рожд.). Дочь – Дарья (2000 г. рожд.).

Детство Олега Митяева прошло в Ленинском районе Челябинска, рядом с трубопрокатным заводом. Все его воспоминания того периода удивительно светлые, имеют оттенок желтого, яркого, солнечного дня – это и желтые здания, и парусиновые туфли, и льняная одежда. В 1963 году Олегу исполнилось 7 лет – это лето стало для него самым беззаботным, длинным и желтым, после которого он пошел в школу. Митяевы жили на берегу озера, и в их дворе спасти тонущего человека не считалось подвигом: в возрасте от 7 до 13 лет Олег спас 7 человек. Летом он спал на балконе, видел красоту природы, и мальчику казалось, что все так живут. Это были удивительные времена с играми, рыбалками, порками за то, что без разрешения купался, или вырезал ромбики на новых занавесках.

В том году Олег Митяев поступил в начальную школу № 59, в 1967 году перешел в среднюю школу № 55, а в 1969 году – в среднюю школу № 68. Если бы в детстве Олега спросили, кем он хочет стать, он, не задумываясь, ответил бы: «Собаководом», – потому что тогда еще не знал, что эта профессия называется кинолог. Но это не помешало мальчику приручить всех собак в округе. С ними он сразу находил общий язык – кормил, строил будки, а зимой собаки на лыжах возили его по озеру. Когда приезжали «отловщики дворняг», Олег делал большое тимуровское дело – собирал всех собак и прятал.

В семье Митяевых практиковалось уважительное отношение друг к другу. Олег благодарен своей маме за правильное воспитание – иногда он мог выйти, громко хлопнув дверью, но тут же получал нагоняй. И для Митяева это оказалось полезно, потому что в дальнейшем он научился держать себя в руках. Лидия Яковлевна приучила сына помогать по дому – он всегда понимал, что раз в неделю должен вымыть полы, вытрясти половики и обязательно мыть за собой посуду. В их дворе жили лихие ребята – в дальнейшем кое-кто проявил свою лихость, став восьмикратным чемпионом мира по хоккею, как Сергей Макаров или Сергей Стариков; некоторые, не менее талантливые, попали в тюрьму. Родители тщательно следили за Олегом, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались. В детстве Митяев насмотрелся ковбойских фильмов, а потом, заточив все столовые ножи, тренировался в технике метания, бросая их в дверь кладовки. Занимался фотографией, печатал черно-белые карточки, считавшиеся одним из самых ценных подарков, которые тогда можно было сделать друзьям.

В юности Митяев увлекся песней, и ему уже тогда стала важна ее действенность.

В первый раз в 7-м классе взяв в руки гитару, он просто спел песню, которая ему нравилась, – «От меня до тебя шагать целый год – это в лучшем случае». Гитара начиналась, как у всех: выучили бой «восьмерочкой», еще не зная никаких аккордов, затем научились играть «Цыганочку», а потом пошли «маленькая звездочка», «большая звездочка», «барре», «Гимн восходящему солнцу» и весь набор тех лет: «Синий-синий иней», авторские песни, музыка «Битлз».

Из-за любви к песне «Марш монтажников» Олег Митяев поступил в монтажный техникум Челябинска. Тогда он думал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом и другими точными науками, загрустил и ходил на занятия, очень четко понимая, что все это не его. К тому же ездить на занятия приходилось к 8 часам утра через весь морозный Челябинск. Тогда Митяев сформулировал: «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом...» – вставал в 5 часов утра, шел в бассейн, потом ехал на строительно-монтажный участок, где его ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда ложился спать на фуфайках в вагончике, затем поднимался и вновь работал, после чего бежал на тренировку. В 1975 году Олег Митяев окончил техникум по специальности техник-электрик («монтаж электрооборудования промышленных предприятий»), еще полгода работал электромонтажником в «Южуралэнерго», по-прежнему увлекался плаванием, – даже получил 1-й разряд. А потом ушел в армию.

С 1975 по 1977 год служил в Москве в охране адмирала флота Советского Союза.

После окончания службы Митяев поступил в Челябинский институт физкультуры. За отличную учебу получал Ленинскую стипендию. Учебу совмещал с работой электрика и художника – постоянно делал стенгазету, благодаря чему научился неплохо писать пером. Одновременно подрабатывал дворником. Олег уверен в том, что благодаря профессии, в которой заложено сочетание физического труда с общением с природой, можно воспитать гармонически развитую личность. Дворник – это человек, приводящий планету в порядок, у которого днем еще остается время почитать, сходить в библиотеку или кино. В пору студенчества часто проходили комсомольские собрания, и Митяев использовал свой темперамент, чтобы поднять народ, провести субботник, а «на картошке» придумывал игры, старался завести всех, и ребята откликались, боролись за победу.

В пионерском лагере, где работал Олег, ему показали песни Юрия Визбора и Владимира Ланцберга. Открылся огромный пласт, которым он долгое время заслушивался. В то время песни этих авторов были чрезвычайно популярны, и Митяев сам увлекся самодеятельной песней.

С 1978 года он начал писать и исполнять свои песни, пел в дуэте с Петром Старцевым. После окончания 1-го курса они поехали отдыхать на Ильменское озеро под Миассом, и поразились необычному зрелищу – стоял теплый июньский вечер, все побережье было усыпано кострами и палатками, люди пели под гитару. Царила необыкновенная атмосфера – всю ночь Олег с Петром бродили от костра к костру, слушали песни, купались. На следующий год Митяев решил обязательно приехать и попробовать что-то спеть, но знал, что будет сильно волноваться. Еще учась в монтажном техникуме, на конкурсе художественной самодеятельности Олег с товарищами исполнил песню «Там вдали за рекой». Баянист стоял за кулисами, потому что играл в своей тональности, а ребята пели каждый в своей. У Митяева дрожала левая коленка, и всю песню он думал: «Ведь видно, как дрожит!» – а положить на нее руку было нельзя, так как исполнители стояли держа руки за спиной.

Но очень хотелось спеть на фестивале авторской песни. Сначала Олег с Петром долго репетировали, а потом решили выступить – пришли в общежитие института физкультуры, на первом этаже постучались в первую попавшуюся комнату, объяснили, что подготовили две песни на фестиваль и хотели бы попробовать их спеть. Преодолевая волнение, исполнили подготовленную программу, но поначалу эффект оказался вялый. Ребята постучали в соседнюю комнату и повторили всю процедуру, потом еще в одну, и на пятом этаже уже спокойно, без стука заходили в комнату и говорили: «Садитесь, мы споем вам две песни». Волновались уже меньше, атмосфера института физкультуры не позволяла сдаваться. На фестивале этот приобретенный автоматизм позволил им спеть перед пятитысячной аудиторией под открытым небом, и им дали грамоты за душевное исполнение.

Для того чтобы снова приехать на фестиваль, как-то весной, на лекции по плаванию, Митяев написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

По воспоминаниям Городницкого: «На одном из фестивалей бардовской песни на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел “Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно” – так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовскую среду Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Митяев поначалу не поверил в такой успех, и, конечно, не было пределов гордости, когда в 1980 году он слушал ее в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом Олег случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на вокзале. Митяев стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель – ее автор. Вторая песня Митяева – “Волшебный дом”, появилась только через год после первой, когда у Олега родился сын. Эта песня – первоначальный набросок к той картине жизни, которую пытается в своих песнях создать автор, – реальности, где прекрасное соседствует с неприглядным, а к истине приходится продираться сквозь тернии ошибок».

В 1981 году Олег Митяев с отличием окончил институт по специальности тренер по плаванию, работал преподавателем кафедры плавания, освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ, а с 1983 года – солистом музыкальной группы в Челябинском торговом центре, заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка». В 1984 году Митяева пригласили на работу артистом Челябинской областной филармонии.

В том же году журнал «Смена» напечатал песню Митяева «Кино», и Олегу до сих пор памятна его первая публикация в конкурсе «Одного стихотворения». Тогда ему казалось, что вся его жизнь должна измениться, заискриться, должен открыться какой-то другой мир. В 1986 году судьба привела Олега Митяева в ГИТИС, на режиссерский факультет. И хотя сильная страсть к лицедейству зародилась давно, без гитары Митяев вряд ли бы на это отважился. Но у него есть железное правило – если чего-то очень хотел и не попробовал добиться, позже будешь клясть себя за нерешительность. Поэтому когда Олег ехал в Москву, он все время настраивал себя: «Не в ПТУ поступаешь, ну, завалишь, ничего». На первый экзамен пришло около 300 человек, после него осталось девять – и в такой массе отсеиваться было не так обидно. Но Митяев оказался в числе девяти. Учиться оказалось трудно и интересно. Во время сессии студенты работали с утра до ночи: полдня занимались общими предметами, а потом до поздней ночи с самых азов постигали актерское мастерство, режиссуру. В ГИТИСе Митяев встретился с Михаилом Евдокимовым – они вместе оттачивали свое мастерство в курсовых спектаклях, а потом Олег снялся в нескольких кинокартинах в образе человека с гитарой.

В 1986 году целая сборная лидеров авторской песни страны впервые выступала на сцене Дворца спорта в Лужниках. Тогда переполненный зал впервые увидел Олега Митяева – застенчивого дебютанта – с двумя песнями. «Как здорово» сразу тянула на новый бардовской гимн, а вторая – «В осеннем парке городском» – была тоже тепло принята слушателями. Сейчас все туристы, причем не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев – это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня – один из гимнов бардовского движения, а некоторые считают ее единственным гимном. Когда с проектом «Песни нашего века» музыканты прилетели в Тель-Авив, в аэропорту к Олегу подошли люди и сказали, что песню «Как здорово…» они поют каждый день, когда собираются возле синагоги, и она переведена на иврит.

В 1987 году Митяев познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым и выступал вместе с ним до 1998 года. С Тарасовым, как аранжировщиком и вторым гитаристом, они записали три пластинки и три компакт-диска. В 1988 году Митяев, являясь членом клуба самодеятельной песни «Моримоша», получил письмо от Окуджавы . Оказалось, что Булат Шалвович, посмотрев телепередачу с песнями Митяева, позвонил на телевидение, взял его адрес и написал. Послушав первые песни молодого автора, Булат Окуджава сказал: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается – значит, зреет открытие». Олег ответил на это замечательное письмо, а через некоторое время они встретились в Переделкино. Митяев с Тарасовым после каждого визита уходили от Окуджавы возвышенными, спокойными, умиротворенными. Для Митяева прелесть общения с таким человеком заключалась не в приобретении каких-то конкретных уроков, а в том, что можно было просто побыть рядом с ним, почувствовать его атмосферу, подышать одним воздухом. В 1986 году состоялся знаменитый «Марш мира», собравший уникальную команду: Окуджава, Городницкий, Клячкин, Кукин, Суханов, Егоров, Долина… Митяев был потрясен такими встречами. Музыканты часто сидели у камина в разных городах, и эти времена стали для Олега незабываемыми.

В 1992 году с группой актеров Театра имени Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле «Большой Владимир» (Митяев – в роли В. Маяковского, а Тарасов – как актер и автор музыки), премьера состоялась в Италии. С 1998 года Олег Митяев работал с аккомпаниатором, мультиинструменталистом и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с ним он записал альбом «Крепитесь, люди! Скоро лето!», в записи принимали участие С. Манукян и группа «Ариэль». Вместе с Л. Марголиным Митяев также записал альбом «ЖЗЛ» и альбом на стихи И. Бродского и музыку Марголина, которые вышли в 2002 году.

Хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлениям Олега не совсем подходит. Его концерт – это чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания – от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Митяеву нравится творить и выстраивать мостик к слушателям, чтобы люди верили рождаемому образу, чувствовали, что человек у микрофона старается говорить просто и понятно. Олегу важно, чтобы слова пелись, звучали. Главное – это не стихи, не музыка и даже не драматические способности выступающего, а гармония между всеми составными элементами. Часто он пишет на гастролях – просыпается в незнакомом городе и начинает записывать то, что давно зафиксировалось в сознании. Исполнитель Олег Митяев живет исключительно эмоциями, звуками, запахами, на этом построено его мироощущение – запоминать аромат состояния, а потом воскрешать его в словах и мелодиях. Митяев часто не пишет, а дописывает свои песни – ведь родиться они могут где угодно, это всегда получается спонтанно, и сам автор не может объяснить, как это происходит. Но всегда это последствие какого-то сильного впечатления, которое потом перерождается в песню, и главным критерием для Олега является естественность, он лирик по характеру. Олег Митяев учился в техникуме, двух институтах, перепробовал несколько профессий, пока не нашел себя. Он часто размышлял над этим и даже написал песню «Куда пойти учиться».

Когда Олег был мальчишкой, он любил на холодильнике «Мир» читать надпись справа налево и думал: «Ну, уж Рим-то мне никогда не увидать». Сложилось так, что Рим стал первым заграничным городом, куда попал исполнитель. После поездки на Универсиаду в составе концертной бригады с Лионом Измайловым и Евгенией Симоновой Митяева пригласили на концерты, организованные обществом по развитию советско-германских отношений. Выступали в Германии, Голландии, затем Митяев снова попал в Германию, но уже с Булатом Окуджавой – пара из ФРГ Карл и Гудрун Вольф, услышав запись «Марша мира 1986 года», пригласила их в Кёльн, на конференцию преподавателей. Немецкие друзья Митяева сделали прекрасный перевод его песен, а компакт-диск, записанный в Кёльне, напоминает Олегу медаль Ильменского фестиваля, воскрешая чувства, которые переполняли исполнителя от осознания того, что он держит в руках тяжелую желанную медаль, которая стала его первым серьезным результатом. Потом было турне по 40 городам Германии, где исполнители ни разу не выступали перед русской аудиторией. В университете в городе Мюнстере преподаватели и студенты, изучающие русский язык, сделали переводы стихов Олега Митяева – так появился материал для сборника. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: США, Францию, Израиль, Италию и даже ЮАР, – где записал диск в зале Национального театра в Претории.

«У меня такое ощущение, что мне всегда было хорошо, – говорит Олег. – В каждом времени есть свои прелести. Мне кажется, что я одинаков, не меняюсь. Хотя понимаю, что это не так. В Челябинск каждый год приезжаю с концертами, иногда два раза в год. Если бы я там не появлялся, я бы долго не выдержал... Во сне я летаю над своим старым двором, вдыхаю забытые запахи, слушаю стрекоз и падаю в озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, когда буду умирать, буду вспоминать все это... Самого главного я достиг в момент рождения. Просто жить на белом свете – уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...» Олег все время думал, что он в отца, потому что внешне похож на него. А оказалось, что характер у него мамин – это какая-то особая душевная природа. Но понимать и чувствовать это Митяев начал только с годами. Раньше у Олега была мечта объехать весь мир, а когда сложился бешеный ритм поездок, он начал скучать по Челябинску, где остались брат, который работает механиком на трубопрокатном заводе, и мама.

Время – лучший арбитр, и оно за эти годы подтвердило, что творчество талантливого автора завоевало признание ценителей этого жанра не случайно. Уже первая песня, написанная и исполненная Митяевым, приобрела такую широкую известность, что молодому барду могли позавидовать маститые исполнители. Именно в органическом соединении слова и мелодии заключена особая притягательность песен Олега. В момент наивысшего подъема авторской песни, когда искушенных слушателей, казалось бы, уже ничем нельзя удивить, появился молодой автор из самой гущи ревностных ценителей этого жанра, который сумел своим искренним пением, удивительной гармонией музыки и слова дать слушателям то, чего они ждали. Так обычно и бывает – время рождает поэта. Митяев в своих песнях ведет повествование от лица рассказчика, и даже когда поет о событиях и явлениях горьких, черных, мрачных, его интонация все равно окрашена в светлые тона. Образ, который он создает на эстраде, – это наш современник – талантливый, ироничный, лиричный и думающий. Песни, написанные Митяевым, для многих слушателей становятся своими, а отличительной чертой исполнителя является обязательное присутствие оригинальной, запоминающейся мелодии.

Элем Климов сказал: «Мне посчастливилось близко знать Юру Визбора и Володю Высоцкого . Теперь судьба свела меня с Олегом Митяевым, который замечательно продолжает традиции в новом времени, в кардинально изменившемся обществе! Продолжает, но не подражает. У него своя интонация, своя музыка, свои стихи. Столько в них обаяния, грусти, лиризма, юмора, сколько добра! Не случайно у Олега такая большая аудитория и на родине, и за рубежом. Я к нему, к его творчеству отношусь с самым большим пристрастием».

Песни О. Митяева публикуются в сборниках авторской песни, в журналах «Кругозор», «Смена», «Юность», «Турист», «Кино», «Клуб и художественная самодеятельность» и многих других журналах, в разных городах страны. В журнале «Библиография» (1995, № 5) напечатана библиография О. Митяева из 134 наименований, не учитывающая зарубежную прессу. После 1996 года появились песни «Август», «Лето – это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Воскресенье», «Остров», «С.-Петербург», которые часто транслируются по Центральному телевидению. Олег Митяев снялся в фильмах: «Два часа с бардами» («Мосфильм»), «Игра с неизвестным» (Киностудия имени А. Довженко), «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).

С 1987 года выпущено 13 дисков и 4 видеофильма Олега Митяева. Его дискография включает следующие альбомы: «Песни Олега Митяева» (1987), «Все начиналось с буквы “Л”» (1988), «Давай с тобой поговорим» (1990), «Песни и стихи» (1993, Кёльн), «Светлое прошлое» (1994), «Теперь толкуют о деньгах» (1995), «Письмо из Африки» (1995, Претория), «Лето – это маленькая жизнь» (1996), «Крепитесь, люди! Скоро лето!» (1998), «Лучшие песни Олега Митяева» (1999), «Нелучшие песни Олега Митяева» (2000), «Ни страны, ни погоста...» (на стихи И. Бродского, 2002), «Небесный калькулятор» (2002), «Концерт в Кремле» (2003), «Запах снега» (2005).

Песни Митяева берут в свой репертуар многие профессиональные исполнители, в том числе ансамбль «Ариэль», Т. Гвердцители, А. Маршал, Л. Лещенко . Олег Митяев находится в центре движения авторской песни, участвует в работе жюри многочисленных фестивалей, в таких крупных проектах и акциях авторской песни, как «Марш мира», «Песни нашего века», вечера памяти Ю. Визбора, Б. Окуджавы. Митяев – почетный гость Ильменского фестиваля. Стали традиционными встречи барда с земляками в академическом Театре драмы, куда он ежегодно приглашается в числе именитых гостей на День рождения города.

У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга «Песни» (М., 2000) – на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий. Кроме того, выпущены книги: «Непраздничные вещи» (2000, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Травник» (2001, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Светлое прошлое» (2001, М., Локид-пресс), «Вечная история» (2002, М., Издательский дом «Аргументы и факты»), «Давай с тобой поговорим» (2004, М., Эксмо), «Песни – книга 2» (2005, М., Биратор).

О. Митяев – заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация» (2001), лауреат профессиональной премии «Золотой Остап» за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора, лауреат песенных фестивалей в Самаре, Владивостоке, Норильске и многих других городах страны в номинации «Автор-исполнитель», лауреат премий Фонда русской поэзии «Петрополь» (2000, 2002), член Союза писателей РФ. Награжден орденом «Меценат» за общественную и благотворительную деятельность на благо мира.