Алишер Навои (1441—1501). Послания Алишера Навои потомкам & Алишер Навои

Язык произведений:

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси , однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке , на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках , в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Биография

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу» .

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт .

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов , чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами , султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни , историки Мирхонд , Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад , архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе , ханака , библиотека , больница .

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди . Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема .

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока , Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси .

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в -1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана , соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта , передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма , поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки) . Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме » сказал о языке Навои:

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси .

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке , написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда . Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

«Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо -персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков , лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви , Амиром Хосровом , Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви , однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской , азербайджанской , турецкой , татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» () посвящена Джами ; антология «Собрание утончённых» ( -) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока , о зороастрийской и коранической мифологии .

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») () и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади . В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Год Название Оригинал Примечание
1483-1485 Пятерица Хамса Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб"а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)
1488 История правителей Аджама Тарих-и мулук-и аджам
1492 Пятерица смятенных Хамсат ал-мутахаййирин
1491-1492, 1498-1499 Собрание избранных Маджалис-ан-нафаис В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение
1498 Сокровищница мыслей Хаза"ин ал-ма"ани Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости
1499 Язык птиц Лисан ат-тайр
1499 Суждение о двух языках Мухакамат ал-лугатайн
1500 Возлюбленный сердец Махбуб ал-кулуб
после 1485 г. История пророков и ученых Тарихи анбия ва хукама
после 1492 г. Вес размеров Мезан ал-авзан также возможный перевод «Весы размеров»
после 1493 г. Жизнеописание Пахлавана Мухаммада Манакиб-и Пахлаван Мухаммад
после 1489 г. Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Посмертное признание

Галерея

Библиография

  • Алишер Навои . - Т.: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с. - ISBN нет
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С.Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007

Об Алишере Навои

  • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
  • Бертельс Е.Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
  • Бертельс Е.Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
  • Пулявин А.А. Гений в сердцах, 1978.
  • Болдырев А.Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
  • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
  • Свидина Е.Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
  • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

Примечания

Ссылки

  • БСЭ (рус.) . Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 9 февраля
  • Родившиеся в 1441 году
  • Родившиеся в Герате
  • Умершие 3 января
  • Умершие в 1501 году
  • Умершие в Герате
  • Поэты по алфавиту
  • Чагатайские поэты
  • Тюркские поэты
  • Персидские поэты
  • Поэты Хорасана
  • Поэты XV века
  • Философы по алфавиту
  • Философы XV века
  • Историки по алфавиту
  • Историки XV века
  • Тюркские писатели
  • Персоналии:Суфизм
  • Государственные деятели Империи Тимуридов
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами
  • Культура Тимуридов
  • Поэты эпохи Тимуридов
  • Персоналии:Герат
  • Персоналии:Хорасан
  • Алишер Навои

Wikimedia Foundation . 2010 .

Существует множество легенд о знаменитом на весь мир поэте, имя которого Алишер Навои. Биография его полна различных мифов, но мы постараемся развеять их и внести определенную ясность в его историю жизни.

Родина великого поэта

Родился Навои в древнем городе Герате (соврем. Афганистан) в 1441 году, при рождении его нарекли именем Низамиддин Мир Алишер. Историки все еще не пришли к точному мнению относительно его национальной принадлежности: одни считают его барласом или чагатаем, другие - узбеком или уйгуром. Однако точно можно сказать, что по происхождению он принадлежит к тюркским народам. Об этом свидетельствуют, помимо стихов его близкого друга Абдурахмана Джами (в которых говорится "хоть был я персом, а он тюрком, мы были лучшими друзьями"), его личные труды, где он писал, что его родной народ - это тюркский. Во времена СССР Алишер Навои трактовался именно как узбекский поэт и мыслитель.

Семья поэта

Семья поэта была весьма обеспеченной, его отец был известным чиновником при дворе Тимуридов, а его родной дядя - поэтом. По этой причине с самого детства Алишер Навои (биография которого тесно связана с государственным управлением) писал стихотворения на самые разные темы. С 1466 по 1469 годы молодой поэт жил и учился в Самарканде, преподавал некоторое время в медресе и всячески поддерживал каждого начинающего поэта или ученого.

Алишер Навои: биография

Великий деятель относился к суфийскому ордену верующих (накшбандии), которые отказывались от мирской жизни (фани - бренность бытия) и поэтому никогда не заводили семьи. Как и любой член священного ордена, Алишер Навои (стихи которого также описывают это обстоятельство, например, "Лисун ут-тайир") считал, что существует только одна любовь - к Аллаху, поэтому он не интересовался женщинами и женитьбой.

Великий поэт рос и воспитывался в одном дворе с детьми Тимуридских кланов. С Хусейном Байкарой (позже ставшим правителем Хорасанского государства) Навои имел самые близкие дружественные отношения, которые длились всю его жизнь. И причиной тому, что Алишер Навои (биография его круто изменилась вследствие этого решения) вернулся из Самарканда в родной Герат, послужила именно коронация его друга Хусейна. В 1469 году, по возвращении поэта, правитель Хусейн Байкара назначил его главным Хранителем печати Хорасанского государства.

Всю свою жизнь Алишер Навои, стихи которого актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.

Произведения Алишера Навои

Большинство своих трудов великий поэт и мыслитель писал на чагатайском языке, взяв себе псевдоним Алишер Навои (на узбекском языке это означает "мелодичный, напевный"). Свое первое стихотворение он написал в 15 лет. Поэт оказал огромное влияние на развитие литературного языка, внес неоценимый вклад в улучшение структуры чагатайского говора, а позже и узбекского языка.

Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях. Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является "Пятерица", в которой содержится 5 дастанов. "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин", "Смятение праведных" - это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.

Алишер Навои: стихи на русском

Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений - "Двух резвых своих газелей.." - перевел советский поэт Несмотря на то что Алишер Навои отрицал любовь и другие чувства к женщинам, он все же писал очень чувственные стихотворения. Среди них - "В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет...", "Всегда кричит моя душа, едва ее обидят злом...", "Как от вздохов безнадежных дым струится, посмотрите!.." и другие.

Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры. К примеру, "Пятерица смиренных" была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами.

В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства. Одна поэма - "Язык птиц", или, как ее называют, "Парламент птиц: Семург" - является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей, которые не знают принципы устройства государства. Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян.

Политическая деятельность

Можно отметить, что Алишер Навои имел либеральные взгляды на многие вещи. К примеру, он всегда выступал против средневековых деспотических законов, открыто осуждал чиновников, которые брали взятки, а также старался защитить интересы малоимущего класса. В 1472 году Навои получил титул эмира (став визирем государства), он использовал свои полномочия для улучшения жизни бедных людей. Несмотря на дружбу с правителем и другими знатными чиновниками, Алишер Навои все же был сослан правителем Хорасанского государства Байкарой в другую область за свои откровенные выступления против казнокрадов и взяточников. В Астрабаде он продолжил свои планы по улучшению социально-общественной жизни народа.

Алишер Навои внес огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка. Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.

Алишер Навои (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава"и / ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамаддин Мир Алишер). Родился 9 февраля 1441 года в Герате - умер 3 января 1501 года. Среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Этническая принадлежность Навои является предметом дискуссий: согласно одним источникам - узбек, согласно другим - уйгур или барлас.

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я персом, оба мы были близки друг к другу».

По Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей По мнению А.А. Семенова, Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей, т.е. из секретарей и письмоводителей уйгуров, писавших по традиции и при тимуридах на уйгурском языке некоторые официальные бумаги. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени.

Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде.

С именем Алишера Навои связан период расцвета в древнем государстве Туркестане. В начале XV века близлежащие территории, Мавераннахр и Междуречье, находились в самых дружественных отношениях с этим государством, поэтому происходил интенсивный обмен культурой и искусством. Великий поэт и философ Навои является одним из деятелей, вложивших в развитие тюркской культуры наибольший вклад.

Краткая биография Алишера Навои

Родился поэт в 1441 году в городе Герате, который сейчас находится на территории Афганистана. Национальность поэта является предметом самых острых дискуссий. Одни считают его барласом, другие - чагатаем. Однако можно с уверенностью сказать, что он был тюркского происхождения. Об этом факте пишет один из его друзей Джами: "Несмотря на то что я был персом, а он тюрком, мы были самыми близкими друзьями".

Если обратиться к историческим фактам, можно обнаружить, что как национальность узбеки сформировались в начале XIV. Золотоордынский хан Узбек (1312-1342 гг.) породнился с Мухаммадом Тарагаем, известным миру как Улугбек, и объединил своих людей и тюркское население в единый народ, назвав его своим именем - узбек. Алишера Навои также причисляют к этому народу, и со времен Советского Союза он преподносится именно как узбекский поэт и философ.

Семья поэта и детские годы

Навои родился в аристократической семье, его отец и дед были известными привилегированными барласскими бахадурами (чиновниками), служившими государству Тимуридов. Благодаря знатному происхождению Алишеру удалось поступить в лучший медресе (школа при мечети). Там он подружился с юным Хусайном Байкарой, который в будущем стал султаном Хорасанского владения Тимуридов. Школьные товарищи крепко сдружились и всю жизнь оставались близкими друзьями.

Будучи в столь юном возрасте, Алишер приобрел большую популярность благодаря своему таланту писать стихотворения. Чуть позже он переселился в Самарканд, где посвятил свою дальнейшую жизнь науке и поэзии. Известный ученый, лингвист и правовед Файзулла Абулайса Самарканди был его учителем и настоятелем.

Политическая деятельность

В 1469 году, когда Хусайн Байкара стал правителем Герата, он пригласил Навои в столицу Хорасана и взял его на должность хранителя печати, а затем назначил своим первым визирем. В начальный период правления Хусайна Алишер Навои играл ключевую роль в политической жизни страны, отстаивая справедливую политику и проявляя заботу о простом народе. Так, например, он придумал новую систему орошения, а также организовал строительство водохранилища Турукбанд в районе Чашмагул, расположенном в верхней части оазиса Тус.

Для сохранения спокойствия в государстве он боролся с вражескими эмирами и подавлял предательские восстания. Когда между правителем и его старшим сыном Бадиуззаманом вспыхнула вражда, Алишер употребил всю силу своего влияния, чтобы предотвратить кровопролитие.

Друзья и соратники

Честность и прямолинейность Алишера, а также его дружба с правителем не нравились придворной знати. Из-за того что он открыто выступал против взяточников и деспотических чиновников, при дворе против него начались интриги и различные доносы. Алишер Навои был отослан из столицы и назначен первым наместником в Астрабаде.

Однако благодаря его покровительству начинающим поэтам, музыкантам и ученым у него завязались дружественные отношения со многими выдающимися людьми той эпохи. Навои был членом священного ордена "Накшбанди", поэтому у него много соратников, исповедовавших это учение суфийского ордена. Одним из самых близких его друзей считается известный поэт персидского происхождения Абдурахман Джами. Именно он стал для Алишера Навои покровителем и учителем в его литературной деятельности.

Философия "Накшбанди"

Говоря о поэте, нельзя не упомянуть идеологию накшбандия, которая возникла задолго до рождения Навои. Эта философия появилась в Мавераннахре еще в XIV веке и была построена на основных идеях религиозного учения суфизм. Основателем данной философии является шейх Баха ад-дин Накшбанд, который написал множество трудов и заложил в них основы своего учения. Эти идеи о достижении духовного совершенства путем образования, труда и богослужения распространились по всему Мавераннахру, Хорасану и Хорезму.

Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся и к скромности. Алишер Навои, как и всякий член данного ордена, не мог иметь жену и детей. Считалось, что существует только единственная любовь - к Аллаху.

Самые известные труды и произведения

Литературное наследие поэта велико: примерно 3000 произведений самых различных жанров. Алишер Навои, стихи которого переведены на многие языки, писал не только лирику, но и крупные произведения. Он посвятил много трудов политическим темам, раскрывая в них свои взгляды на принципы управления государством. В основном поэт писал на чагатайском языке, постоянно совершенствуя его структуру.

Его самое знаменитое произведение "Пятерица" включает в себя 5 повестей о любви и о социальном неравенстве. В произведениях "Бездольный в рубище одет..." и "Двух резвых своих газелей.." поэт поднимает извечные философские вопросы о смысле жизни. Алишер Навои считает, что счастье и полное удовлетворение можно испытать только тогда, когда душа очищена от грехов, а для этого необходимо творить добро, помогать бедным, утешать тех, кто в горе, и обязательно проповедовать всепрощающую любовь Всевышнего.

Один из самых скандальных его трудов называется "Парламент птиц или язык птиц. Семург". Он является сатирой на всех известных правителей, которые из-за своего невежества и скупости погубили народы, уничтожили государства и сами оказались в глубокой бездне.

Вклад поэта в тюркскую культуру

Говоря об Алишере Навои, книги которого не теряют своей актуальности и в наши дни, следует упомянуть не только о его политической деятельности, но также и творческой жизни. По своему величию и таланту он может быть сравним с Пушкиным. Ведь Александр Сергеевич Пушкин сделал для развития русского языка столь же много, как и Алишер Навои для узбекского языка.

В честь этого великого деятеля в Узбекистане назван целый город - Навои. Он расположен в долине прекрасной реки Зарафшан, немного южнее столицы республики. Главная библиотека страны, которая находится в городе Ташкенте и является самой крупной библиотекой, также названа именем Алишера Навои.

В Узбекистане каждый знаком с биографией поэта, парки и музеи, многочисленные улицы и проспекты в самых разных городах страны носят гордое имя этого великого человека. Всем он запомнился как политический деятель с открытыми либеральными взглядами и как великий поэт, подаривший талант своему народу.

В Москве практически в самом центре есть небольшой сквер, к которому можно пройти от станции метро "Добрынинская". Здесь стоит красивый памятник Алишеру Навои, который был в 2002 году подарен Москве от имени узбекского народа. Памятник достигает почти 5 метров, на нем поэт изображен в своем любимом чапане с книгой в руках. В цветущем зеленом сквере много лавочек для отдыха, так что любой желающий может прийти, сесть на одну из них и почтить память Алишера Навои, почитав стихотворения поэта в этой тихой, уютной атмосфере.