Бухарин революционер биография. Мемория

Родился Николай Бухарин в семье учителя, выпускника математического факультета Московского университета, мать - учительница начальной школы. Уже в годы учебы благодаря отцу у Бухарина сформировался интерес к естественной истории, литературе и живописи. До конца жизни Бухарин собирал имевшие научное значение коллекции птиц и бабочек; глубокое знание литературы, живописи позволило ему стать в дальнейшем одним из лучших советских литературных критиков и искусствоведов того времени. В 1905 в разгар революционных событий вместе со своим младшим гимназическим приятелем начал работать в московской городской организации большевиков. В 1906, будучи гимназистом выпускного класса, Бухарин вступил в РСДРП(б).
В 1907-1910 Бухарин учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета . Учебе Бухарин уделял мало внимания, поскольку руководил пропагандистской и нелегальной деятельностью большевиков среди учащейся молодежи. Из университета Бухарин был исключен в связи с арестом; в 1911 был сослан в Архангельск, затем на Онегу, оттуда бежал через Москву в Ганновер. В эмиграции работал в большевистских и социалистических организациях Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, в Скандинавских странах. В 1912 в Кракове познакомился с . На социал-демократической конференции в Берне в 1915 резко критиковал взгляды Ленина по вопросу о самоопределении наций, ленинский лозунг поражения России в империалистической войне и идею «всеобщего мира».
В 1915 Бухарин опубликовал книгу «Мировое хозяйство и империализм», содержащую те же теоретические ошибки, что работы Гильфердинга и Ленина. С октября 1916 Бухарин начал сотрудничать, а в январе 1917 фактически возглавил редакцию газеты «Новый мир» в Нью-Йорке (орган российской социал-демократии). Членом редколлегии «Нового мира» был , с которым у Бухарина отношения не сложились и вскоре переросли во взаимную неприязнь. В апреле 1917 Бухарин возвратился на родину, где разворачивались судьбоносные события не только для России, но и всего мира. Бухарин - самый яркий представитель молодого поколения «ленинской гвардии» профессиональных революционеров, бесконечно оторванных от жизни в силу своего противоестественного существования, - принимал активное в них участие.

Бухарин после Октября

Весной и летом 1917 Бухарин следовал в фарватере политики Ленина, но на заседании ЦК партии 15 сентября 1917 проголосовал за то, чтобы письма Ленина с призывами к вооруженному восстанию от партии скрыть и сжечь. В дни Октябрьского переворота Бухарин возглавлял редакцию «Известий Московского ВРК». По рассказам очевидцев, во время доклада о кровавых октябрьских событиях в Москве Бухарин разрыдался. Однако, выступая 5 января 1918 на открытии Учредительного собрания, именно Бухарин пригрозил его депутатам гражданской войной: «вопрос о власти революционного пролетариата... есть вопрос, который будет решен той самой гражданской войной, которую никакими заклинаниями... остановить нельзя».
После разгона Учредительного собрания на очередь дня встал вопрос о мире с Германией, по которому Бухарин резко разошелся с Лениным, выступавшим за мир на любых условиях. Бухарин возглавил «левую оппозицию», имевшую перевес в ЦК. Выдвинутая Бухариным теория «революционной партизанской войны» против регулярной немецкой армии говорит лишь о том, что Бухарин и его сторонники в ЦК (Бубнов, Дзержинский, Крестинский, Урицкий и др.) абсолютно неадекватно воспринимали реальное положение дел. Впрочем, Бухарин, как и большинство руководителей партии, отводили русской революции роль лишь запала, от которого должна была вспыхнуть мировая. Отсюда логика Бухарина: пусть германец разобьет Россию и тем самым перенесет пламя революции в Европу.
После подписания «похабного» Брестского мира 3 марта 1918 Бухарин вернулся к редактированию «Правды», директивного органа ЦК партии большевиков. Он полностью оправдывал «красный террор», начавшийся после покушения на Ленина 30 августа 1918, хотя не мог не понимать как даже недоучившийся юрист, что соединение в ВЧК функций органов следствия, суда и исполнения приговоров не могло не породить чудовищных злодеяний и произвола. Миллионы жертв гражданской войны, голода, эпидемий, разрушение хозяйства страны, одичание выжившего населения Бухарин считал «неизбежными издержками революции».

Политэкономические взгляды Бухарина

В области политэкономической теории взгляды Бухарина претерпевали резкие колебания. В 1918 он выступал за национализацию только самых крупных предприятий; в работах «Азбука коммунизма» (1919) и «Экономика переходного периода» (1920) ратовал за драконовские меры военного коммунизма, за тотальное государственное регулирование распределения. С началом НЭПа Бухарин совершает поворот на 180. В 1923 году в «Правде» он утверждал, что СССР обречен «многие десятки лет медленно врастать в социализм», «социализм бедняков - паршивый социализм» (1925) и, наконец, знаменитое: «Всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство». На XIV съезде партии в декабре 1925 Бухарина резко критиковали за такую «мелкобуржуазную» позицию.
В марте 1919 Бухарин был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), а в июне 1924 - членом Политбюро, которым он оставался до ноября 1929. Эти годы - пик его партийной карьеры. В 1919-1929 занимал пост члена Исполкома Коминтерна и его президиума. В 1928 был избран действительным членом АН СССР. Когда академика Бухарина послал в Ленинград убеждать нелояльного Нобелевского лауреата, академика И.П.Павлова , в правильности избранного социалистического пути развития, ехидный старик первым делом осведомился у «коллеги», знает ли тот таблицу умножения.

Бухарин любимец партии

В так называемом завещании Ленина, «Письме к съезду», Бухарин был назван «любимцем всей партии». После смерти вождя он стал кумиром прежде всего партийной молодежи, которая тянулась к Бухарину после заката звезды Троцкого в 1925. Этому особому положению Бухарина немало способствовали его личные качества: внешне привлекательный, доступный, демократичный, свободный от стяжательства и чванства, свойственных большинству коммунистических вождей; в неизменном костюме эпохи «революционного романтизма» - простая рубашка, кожаная куртка, сапоги. Веселый, шумный, заражавший большевистскую молодежь своей неуемной энергией и энтузиазмом, Бухарин был единственным чистым интеллектуалом среди большевистских вождей. В политической биографии Бухарина есть неразрешимая загадка - «любимец партии» был начисто лишен властолюбия. «Пафос власти у меня лично всегда отсутствовал» (из письма Бухарина Сталину, 1936). Для политика первой величины это - уникальное явление.
Вокруг Бухарина сложилась группа интеллектуальной, талантливой молодежи весьма разночинного происхождения (дети видных большевиков и видных кадетов), получившая название «школы Бухарина». Почти все они были репрессированы и погибли в сталинской мясорубке. Сторонниками Бухарина являлись также члены Московского комитета партии (Н. А. Угланов), в Политбюро Бухарина признавали своим лидером А. И. Рыков (председатель Совнаркома), М. П. Томский (глава профсоюзов). Постоянный политический противник Бухарина, Г. Е. Зиновьев , сетовал в 1925, что Бухарин получил «монополию на политико-литературное представительство партии, на всю политико-просветительскую работу». Действительно, Бухарин являлся не только редактором «Правды» и теоретического журнала ЦК ВКП(б) «Большевик» (с 1924), но и членом редколлегий бесчисленных периодических изданий, энциклопедий, академических изданий.
Имея на руках все эти козыри, Бухарин намеревался вступить в союз со Сталиным, чтобы благодаря сталинской организационной мощи сделать свою экономическую программу программой партии. Но Сталин еще более нуждался в Бухарине и его «школе», так как группа Сталина страдала интеллектуальной немощью; генсек опирался на воспитанных им молодых партократов, поднаторевших в аппаратных играх, но начисто лишенных собственных политических идей (В. М. Молотов , Г. М. Маленков ). Бухарин был необходим Сталину также как средство, как таран для сокрушения Зиновьева, Каменева и Троцкого. «Любимец партии» должен был противопоставить их марксистско-программной казуистике свою, а затем разделить судьбу поверженных врагов. Сталин видел Бухарина насквозь, Бухарин, принимая дружбу Сталина за чистую монету, проявил поразительную политическую слепоту. Сталин безошибочно использовал огромный бухаринский авторитет, его безупречную репутацию, с помощью которых генсек обеспечил себе победу в борьбе со своими более сильными противниками, с ленинской гвардией, что привело его к единоличной власти.
В союзе Сталин-Бухарин первый занимался организационно-аппаратными вопросами, а Бухарин - теорией марксизма, пропагандой, экономической программой, Коминтерном. Коренные расхождения наметились в социально-экономической политике: Бухарин настаивал на расширении НЭПа, а Сталин - на его свертывании, на проведении ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Тем не менее Сталин защищал Бухарина от нападок ярых сталинистов: «Нашего Бухарчика мы в обиду не дадим». Но после разгрома «новой оппозиции» в 1927 Бухарин и его сторонники были обвинены в «правом уклоне», в противодействии «раскрестьяниванию», «защите кулака».
В июле 1928 Бухарин тайно предложил политический союз Каменеву, который записал их разговор (впоследствии запись стала известна). Своими страстными обвинениями в адрес Сталина Бухарин лишал свою группу и себя последних шансов на спасение: «Курс Сталина ведет к гибели революции. Сталин - беспринципный интриган, он меняет программные установки в зависимости от того, кого хочет погубить. Выслав Троцкого из Москвы, он хочет расправиться с Бухариным, Рыковым, Томским и их единомышленниками». Наступало время беспощадной аппаратной расправы с правыми уклонистами. Ленинская гвардия, казалось, покорно ожидала своей участи. Только в «Заметках экономиста» («Правда», сентябрь 1928) и в речи 24 января 1929 «Политическое завещание Ленина» Бухарин осмелился указать на то, что политика Сталина в городе и деревне пришла в полное противоречие с идеями последних статей Ленина («О кооперации» и др.). Выводы последовали в ноябре 1929, когда на Пленуме ЦК Бухарин был выведен из состава Политбюро и снят с поста редактора «Правды». В 1930 вслед за Бухариным были освобождены со своих постов Рыков и Томский. Московский комитет партии был очищен от бухаринцев, а партийная печать - от питомцев его школы.

Политическая агония Бухарина

Несмотря на унизительное понижение Николая Бухарина (ему предложили в 1930 должность начальника сектора ВСНХ СССР), он согласился занять этот пост. Бухарин публично покаялся и пообещал решительно бороться «против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». К нему присоединились Рыков и Томский. Но в 1933 Бухарин разорвал личные с ними отношения, по сути, предав своих многолетних единомышленников.

В 1934 Бухарин получил новое назначение - пост редактора газеты «Известия ЦИК СССР». В том же году Бухарин женился в третий раз на юной Анне Лариной, приемной дочери видного меньшевика, а потом большевика Ю. Ларина. Сугубо личное событие стало обстоятельством политическим - теперь Сталин располагал надежным средством заставить «Бухарчика» оболгать себя и товарищей по партии ради спасения любимой жены и вскоре родившегося сына. Еще одно важное событие произошло в жизни Бухарина в августе 1934 - ему было поручено сделать основной доклад на открытии первого Съезда советских писателей, который был воспринят писательским собранием неоднозначно.
В 1935-1936 по распоряжению генсека Бухарин, находившийся под непрерывной открытой слежкой, работал над Конституцией СССР, которая вошла в историю под названием сталинской, хотя на самом деле ее следует называть бухаринской. Ему особенно удается раздел о гражданских и демократических правах. Весной 1936 Сталин послал Бухарина вместе с женой за границу за архивами германской социал-демократии, в том числе, за рукописями Маркса (архивы вывез из фашистской Германии Б. Николаевский, видный меньшевик, известный историк-архивист российской социал-демократии). Бухарин посетил Прагу, Берлин, Копенгаген, Париж. В европейских столицах он встречался с меньшевиками, бывшими большевиками, иностранными коммунистами, известными деятелями культуры; со всеми он был предельно откровенен и, в первую очередь, в оценке Сталина и своей судьбы - «теперь он меня убьет», на этот счет у Бухарина уже не было никаких иллюзий. Ему советовали не возвращаться в Москву, но Бухарин не мог этого сделать, полагая, что эмиграцией перечеркнет свое большевистское прошлое.
Летом 1936 ЦК предоставил Бухарину отпуск, который он решил провести на Памире. Оттуда он посылал Сталину верноподданнические письма, называя его старой партийной кличкой «Коба». А в это время в Москве проходил судебный процесс над Зиновьевым и Каменевым, на котором они дали сфальсифицированные показания против Бухарина. Он немедленно вернулся в Москву и попытался попасть на прием к высшим лицам в государстве, но его никто не принял. Тогда Бухарин написал письмо, адресовав его членам Политбюро, в котором клялся в верности Сталину: «я во всех областях с подлинной убежденностью защищал линию партии и сталинское руководство... Какую? Отказаться от колхозов, когда они быстрейше растут и богатеют на общественной ниве»; «победоносные вехи: индустриализация, коллективизация, уничтожение кулачества, две великие пятилетки, забота о человеке, овладение техникой и стахановство, зажиточная жизнь, новая конституция»; «что мерзавцев расстреляли [Зиновьева и Каменева]- отлично, воздух сразу очистился». Но Бухарин уже понимал, что большая часть их фантастических признаний - результат жесточайших пыток. На письмо никто не ответил, тогда Бухарин решил обратиться к Ворошилову, который отвечал ему в сталинском духе: «гнусные выпады», «мерзкие эпитеты», «негодяй».
Бухарин не успокоился и, предчувствуя скорый арест, написал письмо «Будущему поколению руководителей партии», которое его жена заучила наизусть. Благодаря ей, оно дошло до «будущего поколения». Красной нитью через все письмо проходит мысль: «фильтр истории рано или поздно неизбежно смоет грязь с моей головы», но в письме невозможно найти ответа на вопрос, почему, собственно, деятельность партии превратилась в клубок чудовищных преступлений.
В феврале 1937 Бухарин был арестован по делу Правотроцкистского антисоветского блока. На процессе, проходившем 2-13 марта 1938 в Москве в Доме Союзов, Бухарин взял на себя всю ответственность за вымышленные преступления никогда не существовавшего правотроцкистского блока и не признавал ни одного конкретного обвинения (от подмешивания толченого стекла в продукты до подготовки убийства Ленина в 1918 году и Сталина в 1930-е годы). Первые слова Бухарина на процессе «Я признаю себя виновным... за всю совокупность преступлений, совершенных этой контрреволюционной организацией» сделали бессмысленным его дальнейший поединок с прокурором А. Я. Вышинским и председателем суда Ульрихом. Те, кто не верил в виновность Бухарина, сами были обречены; рядовые члены партии были, как правило, малограмотны, и хитроумные маневры Бухарина на процессе они понять и оценить не могли.

13 марта 1938 Бухарин, Рыков, Г. Г. Ягода, бывший нарком НКВД, и другие были расстреляны. По Москве ходили слухи, что Бухарин и Рыков встретили смерть мужественно, в отличие от Зиновьева и Каменева . Вскоре жена Бухарина была арестована, около двадцати лет провела она в лагерях и ссылках, их крошечный сын воспитывался в различных детских домах и долгое время не знал, чей он сын.

Реабилитация Бухарина

В 1988 в годы «перестройки» Бухарин был реабилитирован и восстановлен в партии. Началась неоправданная апология Бухарина как теоретика марксизма, противника Сталина и демократа. Но его теоретическое наследие обесценивалось с каждым годом гласности и осмысления рыночной экономики. И это неудивительно, поскольку Бухарин не являлся ученым-исследователем. Тем не менее трагическая судьба Бухарина, которому в сталинском «Кратком курсе ВКП(б)» отводилась роль несостоявшегося убийцы Ленина, заслуживает самого пристального и объективного рассмотрения как наиболее яркого представителя ленинской гвардии.

Революционная деятельность. Начало

Во время буржуазного переворота в 1905-1907 годах он участвовал в студенческих демонстрациях. В 1906 году присоединился к большевикам. В 1907 году вместе с Григорием Сокольниковым подготовил юношескую конференцию, ставшую предвестником и костяком будущей комсомольской организации.

В 1908-1910 годах в составе Московского комитета РСДРП сотрудничал с набиравшими вес профессиональными союзами. Тогда же выяснилось, что как минимум четверо руководителей Москомитета были агентами охранки. В их числе Роман Малиновский. Ленин долго не хотел верить в то, что Малиновский — предатель. С легкой подачи Малиновского, знавшего о том, где мог находиться Бухарин, в июне 1911 года Николай Иванович был задержан и выслан из Москвы в Архангельскую губернию. В связи с этим арестом его исключили из университета за революционную деятельность.

Эмиграция

Во время своего пребывания в Кракове в 1912 году, он познакомился с . Это знакомство произвело на молодого революционера глубокое впечатление. До самой смерти вождя пролетариата, Бухарин восхищался им, старался быть похожим на Ленина. В эмиграции постоянно занимался самообразованием, изучал труды Маркса, Энгельса, социалистов-утопистов, анализировал, сравнивал их.

В 1914 году, когда началась , Австро-Венгерские власти заподозрили в нем шпиона и выслали из страны. Тогда он уехал в Швейцарию. Но и здесь пробыл недолго. В 1915 году он пересек Францию и Англию, эмигрировал в Швецию. В Стокгольме его знали как Мойшу Долголевского.

В 1915 году Бухарин создал аналитическую статью «Мировое хозяйство и империализм», в которой он разобрал особенности капитализма первых десятилетий ХХ века. Статья понравилась Ленину. Он написал к статье предисловие, использовал некоторые выкладки в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма».

Но Бухарин разошелся с Лениным во мнении о праве наций на автономию и суверенитет.

Он писал для скандинавских антиправительственных печатных изданий, участвовал в заседаниях клуба эмигрантов, который шведская полиция считала бунтарским. 23 марта 1916 года Николай Иванович был арестован. В апреле 1916 года его удалили в Норвегию. Жил в Осло, в Копенгагене. В октябре 1916 года переправился в США. В Нью-Йорке сблизился с Л. Троцким и Александрой Коллонтай. Некоторое время редактировал вместе с Львом Давидовичем революционную газету «Новый мир».

Возвращение в Россию. Партийная деятельность

В апреле 1917 года Н. И. Бухарин возвратился из эмиграции, и был избран членом ЦК РСДРП. Он неустанно работал в московском комитете партии, редактировал «Известия Московского Революционного Военного Комитета. Активно вел пропагандистско-разъяснительную работу в период Октябрьской революции.

25 сентября 1919 года был ранен бомбой, которую анархисты забросили в здание, где располагался Московский комитет РКП(б). В результате этого теракта были ранены 55 человек и 12 человек погибло.

Николай Иванович, наряду с Лениным, Чичериным, Бонч-Бруевичем и Луначарским, был одним из самых образованных людей в ЦК партии. Ему поручались участки, требующие глубоких знаний.

  • В 1919-1920 годах был членом ИК Коминтерна.
  • 2 июня 1924 года переведён в Политбюро ЦК
  • 1929 -1932 гг. являлся членом Президиума ВСНХ СССР, руководил научно-техническим управлением.
  • В 1931 -1936 гг. он участвовал в выпуске научно-популярного журнала «Социалистическая реконструкция и наука».
  • С 1932 года назначен директором образованного на основе Комиссии по истории знаний Института истории науки и техники АН СССР, который проработал до своего последнего ареста.

Бухарин был разработчиком и соредактором первого выпуска Большой советской энциклопедии.

Сталинская мясорубка

Несмотря на, казалось бы, дружеские отношения Бухарина со , репрессии не обошли его стороной. Сталин не посмотрел на то, что Бухарин поддержал его в борьбе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Иосиф Виссарионович понимал, что Бухарин пользуется некоторым авторитетом в партии, особенно популярен у молодежи, и хотя вряд ли может его подвинуть, сместить, но… Будучи сам человеком, способным на низость, лидер партии и государства, подозревал всех. Несогласие Бухарина в вопросах развития нэпа и коллективизации дали Сталину основание обвинить Бухарина в тайном сговоре против партии и лично против него, Иосифа Джугашвили. Взирая на многочисленные казни старых большевиков, своих друзей и соратников, Николай Иванович был полон страха и писал тирану многочисленные униженные письма с раскаяньями. Вождь же играл им как кот с мышкой, ободряя и успокаивая, а затем…

Бухарин Николай Иванович (27.09.1888, Москва - 15.03.1938, Москва) - партийный деятель, академик АН СССР (1929). Сын учителя, надворного советника. С 1893 жил в Кишиневе, где отец работал податным инспектором.

Всю жизнь собирал коллекцию бабочек. Учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 исключен). Во время революции 1905-07 вступил в революционную организацию, а во второй половине 1906 - в РСДРП. В 1908-10 член Московского комитета РСДРП, вел партийную работу в профсоюзах, редактор журнала "Голос жизни".

В июне 1911 в административном порядке сослан на 3 года в Онегу (Архангельская губерния), в том же году бежал и затем эмигрировал. В эмиграции быстро занял ведущее положения в партии и стал ближайшим соратником В.И. Ленина, перед которым Бухарин преклонялся всю жизнь.

В 1914 арестован австро-венгерскими властями по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. С 1914 жил в Лондоне, с 1915 в Стокгольме, член редколлегии журнала "Коммунист". Был автором большого числа политэкономических и теоретических статей, став одним из главных теоретиков партии. В апр. 1916 выслан из Стокгольма, жил в Христианин, Копенгагене, с окт. 1916 - в США, где редактировал (с янв. 1917 вместе с Л.Д.Троцким) журнал "Новый мир".

В мае 1917 через Японию вернулся в Россию. В 1917 избран членом ЦК РСДРП(б). В 1918 ив 1918- 29 главный редактор "Правды", ведущий идеолог коммунистической партии. По заданию Ленина подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе ВСНХ (который скоро превратился в неэффективно работающего бюрократического монстра). В 1917-18 одно время был лидером "левых" коммунистов, но после подписания Брестского мира перешел на сторону Ленина.

В мае 1918 выпустил ставшую широко известной брошюру "Программа коммунистов (большевиков)", в которой среди прочего настаивал на введении "трудовой повинности. Для богатых классов". Стал ведущим экономистом партии, опубликовав работы "Политическая экономия рантье" и "Мировое хозяйство и империализм", где крайне убедительно рисовал картину неизбежного крушения капитализма. В 1919-20 член Исполкома Коминтерна. С 25.3.1919 кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б).

Самым известным произведением Бухарина стала "Азбука коммунизма", написанная совместно с Е.А. Преображенским (окт. 1919). В работе "Экономика переходного периода" настаивал на необходимости широкого применения "внеэкономического принуждения" в экономике страны. "Пролетарское принуждение во всех своих функциях, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества", - писал он.

В "Письме к съезду" В.И. Ленин так характеризовал Бухарина: "Законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики". На XIII съезде партии заявил: "Наша задача видеть две опасности... во-вторых, опасность политической демократии, которая может получиться, если демократия пойдет через край". С 25.9.1923 по 23.5.1924 кандидат в члены Оргбюро ЦК.

После смерти Ленина переведен в члены Политбюро ЦК (2.6.1924) и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства. Оказал огромную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого (1923-24), Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева (192:5-26) и т.д. По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Алма-Ату (1928). Имя Бухарина славословила партийная печать, в его честь переименовывались" заводы и улицы; В.В. Маяковский писал:

В уши наймита и барина

Лезьте слова Бухарина

и т.д. В 1928 выступил против усиленной коллективизации, предлагая эволюционный путь, когда кооперация и общественный сектор будут постепенно экономически вытеснять индивидуальное хозяйство.

В статье "Заметки экономиста" (30.9.1928) Бухарин объявил все другие подходы "авантюристическими". Через неделю Политбюро осудило выступление Бухарина, а тот в полемике назвал Сталина "мелким восточным деспотом". В ноябре 1928 Пленум ЦК назвал позицию Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского "правым уклоном". На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК (1929) Сталин заявил, что "вчера еще личные друзья, теперь расходимся с ним в политике". Пленум завершил "разгром группы Бухарина", а сам Бухарин был снят с постов.

Отказался "покаяться" и 17.11.1929 был выведен из Политбюро ЦК. Но уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести "решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона". В 1929-32 член Президиума ВСНХ СССР, зав. научно-техническим управлением. С 1932 член коллегии Наркомата тяжелой промышленности СССР. На XVII съезде ВКП(б) в своем выступлении заявил: "Обязанностью каждого члена партии является сплочение вокруг товарища Сталина, как персонального воплощения ума и воли партии".

В 1934 переведен из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б). С 1934 и до момента ареста занимал пост главного редактора газеты "Известия". Во время процесса над Каменевым, Зиновьевым и другими подсудимые дали публичные показания на Бухарина, Рыкова, Томского. Сразу после процесса Бухарин писал К.Е. Ворошилову: "Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак - страшно рад". Но 10.09.1936 "Правда" сообщила, что Прокуратура СССР прекратила дело в отношении Бухарина В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против обвинений его в причастности к заговорщицкой деятельности, но после слов Сталина: "Кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК?" - прекратил ее.

На Пленуме в феврале 1937 исключен из партии и 27.02.1937 арестован. Был одним из главных обвиняемых по фальсифицированному процессу по делу антисоветского правотроцкистского блока.

В своем последнем слове, в отличие от "коллег" по процессу, вместо того, чтобы публично каяться, сделал попытку опровергнуть возведенные на него обвинения. Признан виновным и 13.03.1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1988 реабилитирован.

Был женат 1-м браком на Надежде Михайловне Лукиной, которая в 1938 была арестована и вскоре погибла в лагерях; 2-м браком (1921-29) - на Эсфири Исаевне Гурвич (родилась в 1895), члене партии с мая 1917, в 1949 она была арестована и приговорена к 10 годам лагерей, в 1956 реабилитирована; 3-м (с 1934) - на дочери Ю. Ларина Анне Михайловне.

27 сентября (9 октября) 1888 - Москва, 15 марта 1938] - русский философ, политический деятель, экономист. Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. Был активным членом большевистской партии, занимая в ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в 1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, в 1934-36 возглавлял Институт истории естественных наук и техники, инициатор создания журнала «Сорена» («Социалистическая реконструкция и наука»). В 1937 арестован, в 1938 расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши рассматривают его социально-философскую концепцию как выражение экономического детерминизма марксистского толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее известной социально-философской работе, посвященной анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его не как идеологию партии, но как научную теорию, продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций («Теория исторического материализма». М., 1921). Бухарина считают (напр., И. Сталин) создателем «нэповской философии», основаннной на его «теории равновесия». В последней некоторые исследователи его жизни и творчества видят инструмент социального анализа современности и метод решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем последнем труде, написанном на Лубянке,-«Философские арабески (диалектические очерки)» Бухарин развивает ряд новых тем (практика и способы освоения действительности, техника и технология, критика расовой идеологии фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.; Теория исторического материализма. М., 1921; Дарвинизм и марксизм. М-, 1932; Иэбр. произв. М., 1990; Философские арабески (диалектические очерки).-«ВФ», 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М.. 1989; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БУХАРИН Николай Иванович

27.09(9.10). 1888, Москва - 15.03. 1938) - политический деятель, экономист, философ. Учился в Московском ун-те на экономическом отд. юридического ф-та. В 1911 г. был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в революционном движении. После Февральской революции 1917 г. вернулся на родину. С кон. 1917 по 1929 г. - ответственный редактор газ. "Правда". В 1924 г. избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 г. его председателем. Работал в Ин-те красной профессуры, Коммунистической академии, Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1929 г. - академик АН СССР. В 1934-1936 гг. в ВСНХ, возглавлял Ин-т истории естественных наук и техники, участвовал в издании журн. "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"), созданного по его инициативе. Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКЩб). В 1937 г. арестован, в марте 1938 г. приговорен к расстрелу. В 1988 г. реабилитирован. Мировоззренческие ориентиры Б. сформировались уже в гимназические годы. От увлечения идеями Писарева он переходит к марксизму, привлекавшему его "необычайной логической стройностью" концепции (см.: Бухарин Н. И. Избр. труды. Л., 1988. С. 9). Первые теоретические работы посвящены экономической проблематике ("Политическая экономия рантье" (1914); "Мировое хозяйство и империализм" (1915); "К теории империалистического государства" (1915) и др.), в к-рых представлена концепция империализма и его политики, рассматриваются перспективы социалистической революции. После революции 1917 г., разделяя представления об экономической и политической отсталости России, он апеллировал к идее мировой социалистической революции. Идеология "военного коммунизма" нашла свое воплощение в написанной совместно с Е. Преображенским кн. "Азбука коммунизма" (1920). В "Экономике переходного периода" (1920), в вопросе о возможном построении социализма, Б. отошел от традиционного марксистского понятия о социализме, вырастающем в недрах капитализма, и, т. обр., приспособил теорию Маркса к условиям отсталой России; основу такого построения он видел в процессе планомерной и организованной работы пролетариата, а ядром этой работы в тот период считал революционное насилие, принуждение как метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала совр. эпохи. Наиболее известной социально-философской работой Б. является "Теория исторического материализма" (1921). Исторический материализм рассматривался им как научная теория, продуцирующая социальное знание. Систематизируя его осн. категории, Б. ввел новые для ортодоксального марксизма трактовки отношения между природой и об-вом как главной детерминанте общественной эволюции в целом, производительных сил, экономического базиса, надстройки и их взаимовлияния. Он разграничивает понятия "надстройка" и "идеология", отождествлявшиеся большинством марксистов тех лет; исследовал многообразие опосредовании базисных отношений надстроечными; ввел понятие материальной культуры. Мн. положения труда Б. (понимание "механического" и "органического", характеристика диалектического метода на основе теории равновесия и др.) стали предметом философских дискуссий 20-х гг. После 1917 г. возрос интерес Б. к философским основаниям поднимаемых им экономических, политических, организационных проблем. Во многом это было связано с выявлением теоретической самобытности ленинизма, марксизма в целом. Б. не принял распространившихся в 20-е гг. версий ни об исключительно политической ориентации ленинского творчества, противопоставлявших Ленина - теоретика Ленину - практику, ни об отождествлении ленинизма и марксизма. Для него Ленин был мыслителем, но "значение Ленина как своеобразного мыслителя крупнейшей интеллектуальной силы, и притом интеллектуальной силы нового типа, только еще появляющегося в истории, далеко не ясно" (Бухарин Н. И. Ленин как тип мыслителя // Правда. 1926. 23 апр.). Политические и идеологические симпатии Б. определяли и его теоретическую эволюцию. В партийной публицистике сер. 20-х гг. Б. формулирует альтернативу курсу социалистического строительства, предложенного Троцким, выступая против тотального политического принуждения к социализму. Он подчеркивал значение экономических методов в управлении хозяйственными процессами, рассматривал кооперацию как прообраз социалистической экономики, отмечал роль научно-технического прогресса в укреплении социалистических форм хозяйствования. Б. не снимал лозунга классовой борьбы, но требовал уходить от военно-политических ее форм, переходить к мирно-хозяйственным. В последние годы интерес Б. сосредоточился на вопросах организации науки, истории науки, на технике и культуре. Оценка философского творчества Б. неоднозначна. Одни исследователи, начиная с Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, рассматривают его социально-философскую концепцию как апологетику объективизма, механицизма, экономического детерминизма марксистского толка. Другие (С. Коэн, А. Майер, К. Тарбак, У. Штер) характеризуют ее как теоретическое развитие, вклад большевизма, одно из последних проявлений плюрализма рус. марксистской мысли. Формулируя свое отношение к марксизму, Б. исходил из того, что "марксизм есть классовая идеология... революционное учение" (Учение Маркса и его историческое значение /у Избр. труды. Л., 1988. С. 120, 121). В социологическом плане марксизм есть идеология революционного пролетариата эпохи капитализма; логически марксизм есть научная система, "научное мировоззрение, научная практика" (Там же. С. 126). Применительно к анализу об-ва важнейшим научным его принципом Б. считал принцип равновесия, системности, целостности. Осн. общая закономерность - это стремление систем к равновесию, под к-рым понималось, во-первых, соответствие элементов системы друг другу, во-вторых, соответствие системы окружающей внешней среде. Нарушение внутреннего или внешнего равновесия восстанавливается на прежнем уровне (достигается "устойчивое равновесие") или на новом уровне, выше или ниже предыдущего (прогресс или регресс), тогда речь идет о "подвижном равновесии". Об-во - это открытая развивающаяся система, обменивающаяся материей и энергией с внешней средой - природой и, следовательно, находящаяся в подвижном равновесии. "Оно устанавливается и тотчас нарушается, вновь устанавливается на новой основе и снова нарушается и т. д." (Теория исторического материализма. М., 1921. С. 75). Об-во прогрессирует, когда обмен с природой осуществляется в его пользу, оно как бы "всасывает" энергию, накопленную в природе. Этот неэквивалентный обмен, идущий через нарушение и восстановление равновесия между об-вом и природой, есть не что иное, как развитие производительных сил, лежащее в основе об-ва в целом. С помощью нек-рых общенаучных категорий (причинность, система, равновесие) Б. стремился, с одной стороны, обосновать собственно материалистическую сторону истмата (первичность экономики, общественного производства, производительных сил), с другой - прояснить его динамические механизмы, показать характер общественной эволюции. Понятие равновесия в смысле соответствия, пропорциональности первично, с его т. зр., по отношению к понятию противоречия, поскольку противоречие - это нарушение равновесия внутри или вне системы. Б. рассматривал исторический материализм как тождественный социологической теории. В его обосновании структуры об-ва, социального детерминизма, соотношения материальных и идеальных факторов общественной эволюции присутствует аргументация ведущих немарксистских социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Михельса, Э. Парето (см.: Сорокин о Бухарине // Социологические исследования. 1988. № 6). Это и позволило ему дать анализ об-ва, по сути дела, с позиций системно-функционального анализа. Об-во "есть наиболее широкая система взаимодействующих людей, обнимающая все длительные их взаимодействия и опирающаяся на их трудовую связь". Основная "общественная связь - связь людей в производстве. Самой широкой общностью людей является мировое хозяйство" (Теория исторического материализма. С. 95, 100). Понятие "общественно-экономическая формация" Б. не употребляет. Он говорит о социальных системах, общественных формах. Развитие общественных форм - капитализма, феодализма и др. он рассматривает как "ряд звеньев в общей цепочке, задетых и с одного, и с другого конца" (Там же. С. 72).

Существующий тогда в стране строй представлялся ему самостоятельной общественной формой, занимающей положение звена между капитализмом и социализмом. Отсюда и возникает идея "врастания" этого строя в будущую общественную систему - социализм. Структуру об-ва Б. рассматривал как отношение людей к природе (производительные силы), отношения их друг к другу (производственные отношения и др. общественные связи), общественное сознание. "Общество не могло бы существовать, если бы строй вещей, строй людей и строй идей не соответствовали друг другу" (Там же. С. 148). Нарушение равновесия между этими компонентами определяет в конечном счете движение любой общественной системы. Одной из главных проблем творчества Б. являлась проблема науки как рационального знания объективных законов. Такой характер науки проистекал из понимания им причинности. В плане причинного объяснения наука об об-ве не отличается принципиально от наук о природе. Идея всеобщности исторической необходимости доминирует в социально-философском творчестве Б., сближая его взгляды со сторонниками экономического детерминизма. Но примат практики являлся исходным в его миросозерцании. Для него "проблема внешнего мира" являлась "проблемой его преобразования" (Теория и практика исторического материализма. М.; Л., 1931. С. 8), тогда как проблема познания выступает как интегральная часть проблемы преобразования мира. Б. выступал против абсолютизации логического мышления, он считал совершенно "неверным рассечение, абсолютное, механическое, так называемой духовной жизни на замкнутые сферы чувств и интеллекта, или сознательного и бессознательного, или непосредственно чувственного и логического. Это не отдельные моменты абстрактных категорий. Это - диалектические величины, составляющие единство" (Поэзия, поэтика и задачи поэтического творчества в СССР. М., 1934. С. 11). Мышление в образах - необходимый компонент духовного познания мира. Результатом является не "научное отражение действительности, а чувственно-обобщенная картина феноменологического ряда, не сущности, а явления" (Там же. С. 12). Говоря о вкладе Б. в социальную теорию, называют своеобразную "нэповскую философию" (Коэн С. Бухарин: политическая биография. М., 1989. С. 385), основанием к-рой явилась теория равновесия. Равновесие предполагает социальную гармонию, стабильность, гражданский мир в отличие от ортодоксального большевизма, ориентированного якобы на обострение классовых антагонизмов, на ликвидацию непролетарских слоев. Теория равновесия создала основу для концептуального осмысления социальных изменений в мире 20-30-х гг. XX в. На ее основе разработаны бухаринские версии теории империализма, теории революции и теории модернизации об-ва. Она стала бухаринской платформой в его спорах с левой оппозицией, а затем со Сталиным по вопросам возможности сбалансированного, пропорционального экономического развития советского об-ва. Сегодня бухаринская теория равновесия рассматривается мн. его исследователями как инструмент социального анализа современности, как метод для решения проблем модернизации стран "третьего мира".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бухарин в опале

Работы Н. И. Бухарина

Киновоплощения

(27 сентября (9 октября) 1888, Москва — 15 марта 1938, расстрельный полигон «Коммунарка», Московская область) — российский экономист, советский политический, государственный и партийный деятель. Академик АН СССР (1929).

Деятельность до революции

Родился в семье школьного учителя Ивана Гавриловича Бухарина (1862—1940), который с 1893 года жил в Кишинёве, где отец работал податным инспектором. Учился в 1-ой Московской гимназии. После окончания гимназии учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 году исключён за участие в революционной деятельности).

Во время революции 1905—1907 годов совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета. В 1906 году вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В возрасте 19 лет вместе с Григорием Сокольниковым организовал в Москве молодёжную конференцию 1907 года, которая впоследствии считалась предшественницей комсомола.

В 1908—1910 годах — член Московского комитета РСДРП, вёл работу в профсоюзах. В это время сблизился с В. М. Смирновым и познакомился со своей будущей женой Н. М. Лукиной. В июне 1911 года арестован и сослан на 3 года в Онегу (Архангельская губерния), в том же году бежал из ссылки. Скрывался на квартире В. М. Шулятикова в ожидании документов. Затем нелегально выехал в Ганновер, а осенью 1912 года в Австро-Венгрию.

За границей Бухарин познакомился с Лениным, с которым впоследствии поддерживал дружеские отношения. В Вене он также встретился со Сталиным, которому помогал в работе с немецкоязычными источниками при подготовке статьи «Марксизм и национальный вопрос». В эмиграции продолжал заниматься самообразованием, изучая сочинения как основателей марксизма и социалистов-утопистов, так и своих современников. Особенно сильное влияние на формирование взглядов Бухарина оказал А. А. Богданов.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, арестован властями Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. В 1915 году через Францию и Англию переехал в Стокгольм. В Швеции жил под чужим именем Мойша Долголевский . По воспоминаниям жены Бухарина А. М. Лариной этим же именем он назывался и позднее, в разговорах с её отцом Михаилом Лурье (Юрием Лариным): "до последнего времени, приходя к отцу, Николай Иванович так себя и называл. Звонил в дверь, не успеешь открыть, как уже слышится его заразительный смех: «Откройте, Мойша-Абе-Пинкус Довголевский пришел!».

Несмотря на то, что эмигрантам было запрещено вмешиваться в шведскую политику, он писал для скандинавских левых газет и участвовал в собрании эмигрантского клуба, который шведская полиция считала подставной революционной организацией. Был арестован 23 марта 1916 года в квартире на Сальмэтаргатан, где он жил вместе с двумя другими большевиками (Юрием Пятаковым и Евгенией Бош). В полицейском участке назвал себя Мойша Долголевский. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 выслан из Швеции в Норвегию жил в Христиании (Осло), Копенгагене, с октября 1916 — в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай и редактировал (с января 1917) вместе с Троцким газету «Новый мир».

В 1915 году написал работу «Мировое хозяйство и империализм», посвящённую анализу особенностей капитализма начала XX века. Эта работа была положительно оценена Лениным, написавшим к ней (не публиковавшееся до революции) предисловие и использовавшим ряд её положений в своём труде «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). С другой стороны, в развернувшейся с началом Первой мировой войны среди социал-демократов дискуссии о праве наций на самоопределение Бухарин выступил против позиции Ленина и его сторонников (в частности, Сталина и Зиновьева). Соответствующие взгляды Бухарина и примкнувшего к нему Пятакова Ленин назвал «карикатурой на марксизм» и расценил как рецидив экономизма 1890-x, связанного с неумением отличать политические вопросы от экономических.

После Февральской революции 1917 года Бухарин немедленно принял решение о возвращении на родину, однако вернулся в Россию только в мае 1917, поскольку был арестован в Японии, через территорию которой возвращался. В Челябинске был арестован местными властями за агитацию среди солдат и матросов.

«Любимец всей партии». Теоретик и экономист

В 1917 году избран членом ЦК РСДРП(б), после чего работал в Московском комитете партии и редактировал печатное издание «Известия Московского военно-революционного комитета». Вёл активную пропагандистскую работу во время Октябрьской революции 1917 года, занимая радикальные левые позиции. Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» утверждает, что Бухарин считался «более левым, чем Ленин». В течение многих лет с небольшим перерывом в 1918 году — главный редактор газеты «Правда» и фактически ведущий партийный идеолог. Подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе с Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ).

В 1917—1918 годах в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» был лидером «левых» коммунистов, совместно с другими «левыми» коммунистами, а также левыми эсерами выступал как против подписания мира с немцами в Брест-Литовске, так и против позиции главы советской делегации Льва Троцкого, требуя продолжения линии на мировую пролетарскую революцию. Позже, во время инициированной в 1923 Троцким дискуссии о фракциях в ВКП(б), признал, что во время обсуждения Брестского мира часть левых эсеров предложила ему участвовать в аресте Ленина на 24 часа и создании коалиционного социалистического правительства из противников мирного договора с Центральными державами. Левые эсеры утверждали, что это правительство сможет разорвать договор и продолжить революционную войну, однако Бухарин наотрез отказался участвовать в заговоре против вождя партии и государства. Через некоторое время после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, свидетельством чего стало возвращение Бухарина на должность главного редактора «Правды». 25 сентября 1919 Бухарин стал жертвой террористического акта: он был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке.

В мае 1918 года выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для нетрудовых классов. После опубликования работ «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм» стал одним из ведущих экономистов-теоретиков РКП(б). В 1919—1920 годах являлся членом Исполкома Коминтерна.

В октябре 1919 года совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий книгу «Азбука коммунизма». В мае 1920 года написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода. Часть I: Общая теория трансформационного процесса». Эти работы были в целом положительно встречены Лениным, который, однако, считал, что рассмотрение ряда вопросов ведётся Бухариным с точки зрения не марксизма, а разрабатывавшейся А. А. Богдановым «всеобщей организационной науки», а также критиковал автора за чрезмерно напыщенный стиль изложения. Представляет интерес шуточная рецензия Ленина на книгу «Экономика переходного периода», в которой пародируется увлечение Бухарина иноязычной лексикой:

В целом работы Бухарина 1918—1921 годов написаны под сильным впечатлением от практики «военного коммунизма», связанного с широким применением внеэкономического принуждения в экономике страны. Характерная цитата:

В «профсоюзной дискуссии» 1920—1921 годов Бухарин занимал позицию, которая им самим рассматривалась как «буфер» между основными сторонами спора: Лениным и Троцким. Он пытался доказать, что разногласия между участниками дискуссии основаны на недоразумении и напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин (считавший позицию Бухарина разновидностью троцкистской) использовал пример Бухарина со стаканом для популярного изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным (рассуждение Ленина получило впоследствии известность как «диалектика стакана»).

Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью Бухарина, Ленин дал ей следующую характеристику, впоследствии получившую широкую известность:


Борьба против Троцкого и расхождения со Сталиным

С ноября 1923 года активно борется с «троцкистской» Левой оппозицией. Смерть Ленина 21 января 1924 явилась серьёзным душевным ударом для Бухарина, который был одним из лучших товарищей вождя. Бухарин отреагировал на смерть основателя Советского государства искренним и эмоциональным обращением ЦК РКП(б). После смерти Ленина переведён в члены Политбюро ЦК (2 июня 1924) и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства. Как и Зиновьев, выступил против предания широкой огласке ленинского «Завещания». В этот период Бухарин становится близким другом Сталина, который в одной из бесед охарактеризовал руководящих членов партии следующим образом: «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные — маленькие пятна» (Бухарин принадлежал к немногим высшим руководителям партии и страны, обращавшимся к Сталину на «ты» и называвшим его в своих выступлениях Кобой; Сталин, в свою очередь, звал Бухарина «Николашей» или «Бухарчиком»). Бухарин оказал существенную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого (1923—1924), Каменева и Зиновьева (1925—1926) и в окончательном разгроме Троцкого (1927). По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Верный в 1928.

Проанализировав причины неудач «военного коммунизма», Бухарин превратился в активного сторонника провозглашённой Лениным новой экономической политики. После смерти Ленина он делал акцент на необходимости дальнейшего проведения экономических реформ в русле НЭПа. В это время Бухарин выдвинул знаменитый лозунг (1925), обращённый к крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!», указав, что «социализм бедняков — это паршивый социализм» (впоследствии Сталин назвал лозунг «не нашим», а Бухарин отказался от своих слов). Вместе с тем, Бухарин принимал участие и в разработке сталинской теории «социализма в одной отдельно взятой стране», противопоставленной идее перманентной мировой революции Троцкого.

В 1928 выступил против усиленной коллективизации, предлагая эволюционный путь, когда кооперация и общественный сектор (многоукладная экономика) будут постепенно экономически вытеснять индивидуальное хозяйство, а кулаки не будут подлежать физическому устранению как класс, а будут постепенно уравнены с остальными жителями деревни. В опубликованной в «Правде» статье «Заметки экономиста» Бухарин объявил единственно приемлемым бескризисное развитие аграрного и индустриального сектора, а все другие подходы (в первую очередь сталинский) — «авантюристическими». Это, однако, противоречило курсу Сталина на всеобщую коллективизацию и индустриализацию (причём на программу Сталина в известной степени повлияли и взгляды Троцкого о необходимости форсированной индустриализации, которые Сталиным же были отвергнуты как нереализуемые всего тремя годами ранее).

Бухарин в опале

Неделей позже Политбюро осудило выступление Бухарина, а тот в полемике в ответ на требование генерального секретаря «прекратить линию торможения коллективизации» назвал Сталина «мелким восточным деспотом». В ноябре 1928 Пленум ЦК назвал позицию Бухарина, Рыкова и Томского «правым уклоном» (в противоположность «левому уклону» Троцкого). На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК (1929) Сталин заявил, что «вчера ещё личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». Пленум завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимаемых постов. Отказавшись «покаяться», 17 ноября 1929 он был выведен из Политбюро ЦК. Вскоре часть поддерживавших позицию Бухарина членов Коммунистического Интернационала, возглавляемых выходцами из американской компартии, были исключены из Коминтерна, образовав «Международную коммунистическую оппозицию». Но сам Бухарин уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». На XVII съезде ВКП(б) (1934) в своём выступлении заявил: «Обязанностью каждого члена партии является сплочение вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии». В 1934 переведён из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б).

Управленец и журналист. Бухарин и интеллигенция

Бухарин в силу широты своих знаний считался (наряду с Лениным, Троцким и Луначарским) одним из самых эрудированных представителей большевистской партии после её прихода к власти. Бухарин свободно владел французским, английским и немецким языками. В повседневной жизни был дружелюбен и приветлив, оставался доступным в общении.

В 1929—1932 являлся членом Президиума ВСНХ СССР, заведующим научно-техническим управлением. С 1932 — член коллегии Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В это же время (1931—1936) он был издателем научно-популярного и общественного журнала «Социалистическая реконструкция и наука» («СоРеНа»). Бухарин был одним из редакторов и активным участником первого издания БСЭ. У зарубежной интеллигенции (в частности, Андре Мальро) был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века».

12 января 1929 года был избран действительным членом АН СССР по социально-экономическим наукам. «Кандидатура тов. Бухарина стоит менее твердо (чем Покровского. — Прим.): формально академики ссылаются на "публицистический характер его работ", а по существу в своем узком кругу высказывают опасения, что избрание тов. Бухарина, как одного из руководителей Коминтерна, "может создать для Академии всякие осложнения в ее международных сношениях", "уронит ее авторитет" и т. п. Исходя из того, что Академия вряд ли пойдет на политическую демонстрацию, чем являлось бы в данном случае забаллотирование этой кандидатуры, можно считать, что тов. Бухарин будет избран» — докладывала в Политбюро в октябре 1928 года комиссия по наблюдению за выборами в Академию наук. C 1930 года председатель Комиссии по истории знаний (КИЗ), с 1932 года директор образованного на основе КИЗ Института истории науки и техники АН СССР, который прекратил своё существование в 1938 году.

С 1934 и до второй половины января 1937 занимал пост главного редактора газеты «Известия», к сотрудничеству в которой он привлёк лучших журналистов и писателей того времени, а содержанию и даже оформлению газеты уделял много внимания. В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

С именем Бухарина были связаны надежды части интеллигенции того времени на улучшение политики государства по отношению к ней. Тёплые отношения связывали Бухарина с Максимом Горьким (впоследствии Бухарина обвинят на суде в причастности к убийству Горького); его помощью в конфликтах с властями пользовались Осип Мандельштам и Борис Пастернак. В 1934 Бухарин выступил на I съезде советских писателей с речью, где исключительно высоко ставил Пастернака, а также критиковал «комсомольских поэтов»:

Партия, однако, вскоре отмежевалась от этого выступления. В то же время ранее Бухарин активно участвовал в посмертной кампании против Есенина и «есенинщины», причём его участие в ней во многом определялось тогдашней внутрипартийной борьбой с Троцким (который выступал с положительными оценками творчества Есенина). В 1927 году в газете «Правда» Бухарин опубликовал статью «Злые заметки», изданную позже отдельной книгой, где писал, что

Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца»: в лаковых сапожках, с шелковым шнурком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троице-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно русская» картина!

Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще.

Впоследствии, в докладе на первом съезде советских писателей Бухарин отозвался о Есенине, «звонком песеннике-гусляре, талантливом лирическом поэте», хотя и критически, но гораздо теплее, поставив в один ряд с Блоком и Брюсовым как «старых» поэтов, отразивших революцию в своём творчестве.

Шаржист

Бухарин был талантливым шаржистом, запечатлевшим многих представителей советской элиты. Многие из его шаржей уникальны. Его шаржи Сталина считаются единственными портретами вождя, выполненными с натуры, а не по фотографии.

Гибель

В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». Томский в тот же день застрелился. Бухарин узнал о возбуждённом против него деле, находясь в отпуске в Средней Азии. Сразу после процесса, 1 сентября 1936, Бухарин писал Ворошилову: «Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак — страшно рад» (возможно, с расчётом на показ этого письма Сталину). Но 10 сентября 1936 «Правда» сообщила, что Прокуратура СССР прекратила расследование в отношении Бухарина и других.

В январе 1937, во время Второго московского процесса, против Бухарина вновь были выдвинуты обвинения в заговорщической деятельности, и ему была устроена очная ставка с арестованным Радеком. В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против предъявленных ему обвинений в причастности к заговорщической деятельности, но после слов Сталина: «Кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК?» — прекратил её. На Пленуме ЦК в феврале 1937 был исключён из партии и 27 февраля арестован. Настаивал на своей невиновности (в том числе в письмах к Сталину); написал открытое письмо к партии, дошедшее до нас в конце 1980-х, записанное его женой по памяти. В заключении (во внутренней тюрьме на Лубянке) работал над книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», над автобиографическим романом «Времена», а также писал стихи. Ныне эти тексты изданы (Н. И. Бухарин . Тюремные рукописи, т. 1-2, М., 1996).

Чтобы не было никаких недоразумений, я с самого начала говорю тебе, что для мира (общества) я 1) ничего не собираюсь брать назад из того, что я понаписал; 2) я ничего в этом смысле (и по связи с этим) не намерен у тебя ни просить, ни о чем не хочу умолять, что бы сводило дело с тех рельс, по которым оно катится. Но для твоей личной информации я пишу. Я не могу уйти из жизни, не написав тебе этих последних строк, ибо меня обуревают мучения, о которых ты должен знать.

1. Стоя на краю пропасти, из которой нет возврата, я даю тебе предсмертное честное слово, что я невиновен в тех преступлениях, которые я подтвердил на следствии…

…Есть какая-то большая и смелая политическая идея генеральной чистки а) в связи с предвоенным временем, b) в связи с переходом к демократии. Эта чистка захватывает а) виновных, b) подозрительных и с) потенциально подозрительных. Без меня здесь не могли обойтись. Одних обезвреживают так-то, других — по-другому, третьих — по-третьему. Страховочным моментом является и то, что люди неизбежно говорят друг о друге и навсегда поселяют друг к другу недоверие (сужу по себе: как я озлился на Радека, который на меня натрепал! а потом и сам пошел по этому пути…). Таким образом, у руководства создается полная гарантия. Ради бога, не пойми так, что я здесь скрыто упрекаю, даже в размышлениях с самим собой. Я настолько вырос из детских пеленок, что понимаю, что большие планы, большие идеи и большие интересы перекрывают все, и было бы мелочным ставить вопрос о своей собственной персоне наряду с всемирно-историческими задачами, лежащими прежде всего на твоих плечах.

Но тут-то у меня и главная мука, и главный мучительный парадокс. 5) Если бы я был абсолютно уверен, что ты именно так и думаешь, то у меня на душе было бы много спокойнее. Ну, что же! Нужно, так нужно. Но поверь, у меня сердце обливается горячей струею крови, когда я подумаю, что ты можешь верить в мои преступления и в глубине души сам думаешь, что я во всех ужасах действительно виновен. Тогда что же выходит? Что я сам помогаю лишаться ряда людей (начиная с себя самого!), то есть делаю заведомое зло! Тогда это ничем не оправдано. И все путается у меня в голове, и хочется на крик кричать и биться головою о стенку: ведь я же становлюсь причиной гибели других. Что же делать? Что делать?…

…8) Позволь, наконец, перейти к последним моим небольшим просьбам: а) мне легче тысячу раз умереть, чем пережить предстоящий процесс: я просто не знаю, как я совладаю сам с собой — ты знаешь мою природу; я не враг ни партии, ни СССР, и я все сделаю, что в моих силах, но силы эти в такой обстановке минимальны, и тяжкие чувства подымаются в душе; я бы, позабыв стыд и гордость, на коленях умолял бы, чтобы не было этого. Но это, вероятно, уже невозможно, я бы просил, если возможно, дать мне возможность умереть до суда, хотя я знаю, как ты сурово смотришь на такие вопросы; в) если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт крайне важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить об этом, как о милости: ведь политически это ничему не помешает, да никто этого и знать не будет. Но дайте мне провести последние секунды так, как я хочу. Сжальтесь! Ты, зная меня хорошо, поймешь. Я иногда смотрю ясными глазами в лицо смерти, точно так же, как — знаю хорошо — что способен на храбрые поступки. А иногда тот же я бываю так смятен, что ничего во мне не остается. Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом… с) прошу дать проститься с женой и сыном. Дочери не нужно: жаль ее слишком будет, тяжело, так же, как Наде и отцу. А Анюта — молодая, переживет, да и мне хочется сказать ей последние слова. Я просил бы дать мне с ней свидание до суда. Аргументы таковы: если мои домашние увидят, в чем я сознался, они могут покончить с собой от неожиданности. Я как-то должен подготовить к этому. Мне кажется, что это в интересах дела и в его официальной интерпретации…

(из письма Бухарина Сталину от 10.12.37 г.)

Бухарин был одним из главных обвиняемых (наряду с Рыковым) на показательном процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». Как почти все другие обвиняемые, признал вину и отчасти дал ожидаемые показания. В своём последнем слове, однако, сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения. Хотя Бухарин все же и заявил: «Чудовищность моих преступлений безмерна», ни в одном конкретном эпизоде он прямо не сознался.

13 марта 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила его к смертной казни. Смертный приговор Бухарину был вынесен на основании решения комиссии, которую возглавлял Микоян, членами комиссии были: Берия, Ежов, Крупская, Ульянова, Хрущёв. Ходатайство о помиловании было отклонено, и он через два дня был расстрелян в пос. Коммунарка Московской области, там же и похоронен.

Незадолго до расстрела Бухарин составил краткое послание адресованное будущему поколению руководителей партии, которое заучила наизусть его третья жена А.М. Ларина:

Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но и целомудренной. Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно. Нет Дзержинского, постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЧК, когда революционная идея руководила всеми ее действиями, оправдывала жестокость к врагам, охраняла государство от всяческой контрреволюции. Поэтому органы ЧК заслужили особое доверие, особый почет, авторитет и уважение. В настоящее время в своем большинстве так называемые органы НКВД — это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, пользуясь былым авторитетом ЧК, в угоду болезненной подозрительности Сталина, боюсь сказать больше, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя — история не терпит свидетелей грязных дел!

21 мая 1938 года Общее собрание АН СССР исключило Н. И. Бухарина из числа действительных членов и из состава Президиума АН СССР. В «культовом» фильме «Ленин в 1918 году» (1939) в одном из эпизодов Бухарин был изображен как заговорщик, злоумышляющий покушение на Ленина.

13 апреля 1956 Президиум ЦК КПСС принял решение «Об изучении открытых судебных процессов по делу Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Тухачевского и других», после чего 10 декабря 1956 специальная комиссия вынесла решение относительно злоупотреблений Сталина, однако отказалась реабилитировать Бухарина, Рыкова, Зиновьева и Каменева на основании «их многолетней антисоветской борьбы». Николай Бухарин, как и большинство осуждённых по этому процессу, кроме Генриха Ягоды (вообще не реабилитированного), был реабилитирован только в 1988 году (4 февраля) и в том же году посмертно восстановлен в партии (июнь 1988) и в АН СССР (10 мая 1988).

Семья

  • Первым браком был женат с 1911 года на Надежде Лукиной (своей двоюродной сестре, родной сестре Н. М. Лукина, который также являлся двоюродным братом Николаю Бухарину), с которой прожили около 10 лет, она была арестована в ночь на 1 мая 1938 г. и расстреляна 9 марта 1940 г.
  • Второй раз (1921—1929) был женат на Эсфири Гурвич (1895—1989). От этого брака — дочь Светлана (1924—2003). Несмотря на отречение этой семьи от Бухарина ещё в 1929 г., и мать, и дочь попали в лагеря, откуда вышли только после смерти Сталина.
  • Третий раз (с 1934) был женат на дочери партийного деятеля Ю. Ларина Анне (1914 — 1996), также прошедшей лагеря и известной как мемуаристка; она дожила до реабилитации мужа. Сын Бухарина от Анны Лариной — Юрий (р. 1936), художник; вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, ничего не зная о родителях. Новую фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Сейчас носит фамилию Ларин и отчество Николаевич.
  • Внук Бухарина, Николай Юрьевич Ларин (р. 1972), посвятил свою жизнь футболу. Возглавляет (на 2010 г.) детско-юношескую футбольную школу ГОУ Центр Образования «Чертаново» в Москве.

Сочинения, приписываемые Бухарину

В 1924 г. поэт-эммигрант Илья Британ опубликовал брошюру «Ибо я - большевик!!», в которой содержался текст письма, якобы полученного от одного из руководителей большевистской партии. Письмо не было подписано, но распространились слухи, что автором был Бухарин. В марте 1928 года французская газета La Revue universelle опубликовала перевод письма на французкий язык, под заголовком «Boukharine: Un document sur le Bolchevisme.». Некоторые историки считают, что автором этого документа действительно является Бухарин. Письмо содержит предельно откровенные разоблачительные высказывания о деятельности руководства большевиков, в частности там сказано:

Работы Н. И. Бухарина

  • Политическая экономия рантье 1914/1919
  • Мировое хозяйство и империализм 1915
  • Программа коммунистов (большевиков) М., 1918
  • (в соавторстве с Е. Преображенским) Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской коммунистической партии (большевиков). — М., 1919.
  • Экономика переходного периода 1920
  • Теория исторического материализма 1921
  • Атака (сб. статей) 1924
  • Накопление капитала и империализм 1925
  • Синдикализм и коммунизм // Правда. — 1921. 25 января.
  • О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем (Ответ академику И.Павлову). Л.: Госиздат, 1924.
  • Заявление XIV Московской губпартконференции // Правда. — 1925. 13 декабря.
  • Борьба за новых людей. Роль кадров в переходный период (из доклада в Ленинграде 5 февраля 1923 г.) // Бухарин Н. Борьба за кадры. М.-Л.: Молодая гвардия, 1926.
  • Заметки экономиста // Правда. — 1928. 30 сентября.
  • Дарвинизм и марксизм. Вводная статья к книге "Происхождение видов" Чарльза Дарвина, Москва- Ленинград: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1935.
  • Политическая экономия рантье. Орбита, 1988 г.
  • Этюды. Государственное технико-теоретическое издательство, 1988 г. ISBN 5-212-00225-7
  • Избранные произведения. Издательство политической литературы, 1988 г. ISBN 5-250-00634-5
  • Избранные труды. Наука, 1988 г. ISBN 5-02-025779-6
  • Проблемы теории и практики социализма. — М., 1989 г. ISBN 5-250-01026-1
  • Методология и планирование науки и техники. Наука, 1989 г. ISBN 5-02-008530-8
  • Путь к социализму. Наука. Новосибирск, 1990 г. ISBN 5-02-029630-9
  • Революция и культура. Фонд им. Н. И. Бухарина, 1993 г. ISBN 5-250-02351-7
  • Узник Лубянки. Тюремные рукописи Николая Бухарина. — М.: Аиро-XXI; РГТЭУ, 2008 г. ISBN 978-5-91022-074-8
  • К постановке проблем исторического материализма (1923)
  • Времена. Роман.Предисловие и коментарий Б.Я.Фрезинский. М. Прогресс. 1994 г.

Киновоплощения

  • ?? (Ленин в 1918 году, 1939, первый вариант)
  • Константин Шайн (Миссия в Москву, 1943)
  • ?? (Клятва, 1946)
  • Олег Табаков («Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969)
  • Алексей Сафонов («Поезд в завтрашний день», 1970)
  • Александр Романцов (Враг народа — Бухарин, 1990)