Дательный падеж в русском. Падежи существительных

- ● Дательный адресата указывает на объект, к которому направлено действие. Писать другу. Дарить ребенку. Грозить противнику. Помогать больным. Позволять детям. Посылать родным. Подарок невесте. Преданный родине. ...Мне дали проводника (Пушкин). ●… … Словарь управления

дательный падеж - Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая отношения объектные, определительные и др. Дательный адресата указывает на объект, к которому направлено действие. Писать другу. Подарок детям.… … Словарь лингвистических терминов

Дательный падеж - (Dativus). Общее основное значение его идея физического или духовного приближения (или близости вообще) одного предмета (понятия) к другому. Первичные формы общеиндоевропейского Д. не всегда сохраняются отдельными индоевроп. языками. В силу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

дательный падеж - См. dativo …

дательный падеж - д ательный пад еж … Русский орфографический словарь

дательный падеж - лингв. Косвенная падежная форма, выражающая объектные, определительные и т.п. отношения; отвечает на вопросы кому? чему? … Словарь многих выражений

интереса дательный падеж - См. падеж дательный интереса … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

ДАТЕЛЬНЫЙ - ДАТЕЛЬНЫЙ, дательная, дательное. В выражении: дательный падеж (грам.) падеж, отвечающий на вопрос: кому чему? или в других случаях (напр. у прил.) зависящий от слова в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАТЕЛЬНЫЙ - ДАТЕЛЬНЫЙ: дательный падеж падеж, отвечающий на вопрос кому (чему)? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

дательный - (падеж). Заимств. из ст. сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. dotikē (ptōsis) «дательный (падеж)», суф. производного от didōmi «давать» … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Купить за 2216 руб
  • Стратегия и модели датива в системологии падежей. Монография , Чернышев Алексей Борисович. Данная монография посвящена теоретическому осмыслению и систематизации падежной категории датива. Используя подход семантических универсалий и принципа триадичности, заложенного системной…
Тема: «Изменение имён существительных по падежам».

подготовила

учитель начальных классов

Смирнова Жанна Николаевна

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока – познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

Для достижения цели урока мною были поставлены следующие задачи:

1. Предметные:

Формировать первоначальное представление об изменении имён существительных по падежам

Познакомить с именительным падежом

Систематизировать знания об именах существительных

Обобщить знания о форме слова

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление

Познавательные УУД:

Формировать потребность к новым знаниям через столкновение с проблемой

Формировать умения на основе анализа объектов делать выводы

Формировать умение находить ответы на вопросы

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

Формировать способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом задачника

Коммуникативные УУД:

Работать в сотрудничестве с учителем, в паре

Уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме

Уметь слушать и понимать речь других

3. Личностные УУД:

Формировать способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание нового материала

Формировать познавательную активность, творческие способности учащихся

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Урок русского языка. (Слайд 1)

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным, увлекательным)

Я предлагаю вам два варианта работы на уроке.

Прочитайте про себя. (Слайд 2)

Спустя рукава.

Не покладая рук.

Прочитайте вслух.

Какой из них вы выберите? Почему? («Не покладая рук» - усердно, старательно)

Как называются такие интересные выражения? (Фразеологизмы)

Запишите в тетрадях число, классная работа. Итак, за работу.

Повторение пройденного материала. (10 мин.)

    Аимяасуёщесатвиётеальноеё (карточки у каждого ученика)

Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать? Вы мне скажите сами, зачеркнув буквы А и Ё на карточках.

Секреты какой части речи мы продолжим открывать? (Имени существительного)

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? Обозначает предмет. Имеет постоянные признаки: бывает одушевленным и неодушевлённым; собственным и нарицательным; женского, мужского и среднего рода. Имеет непостоянные признаки: число - единственное и множественное.)

Молодцы!

2. Словарно - орфографическая работа.

Прочитайте слова про себя.

Прочитайте вслух. Слайд 3.

моро.

б. гаж

тра. вай

п. тух

зай. .та

лес? ница

п. сок

со? нце

Ил? я

ван? а

яг. да

Все ли слова понятны?

Объясните лексическое значение слова «багаж». Где можно узнать значение этого слова? толковом словаре)

Багаж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.

(Груз, вещи, поклажа)

Можно ли слова, записанные на слайде, отнести к именам существительным? Докажите. (Отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предметы)

На какие группы вы бы разделили эти слова?

Обоснуйте, почему вы сделали такой выбор? (По признакам: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, мн. число и ед. число, м.р. , ср.р. и ж.р.) Приведите примеры.

А по орфограммам можно? Обоснуйте свой ответ. (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; парные согласные, разделительный мягкий знак, двойная согласная, непроизносимые согласные, гласная после шипящих).

Приведите примеры.

Запишите пропущенные буквы по порядку в строчку.

Я буду показывать указкой.

Слайд 4.

Проверка

Оцените себя, использую сигнальные кружочки: зелёный - хорошо усвоил пройденный материал, написал без ошибок; синий – изученный материал требует повтора, 1-2 ошибки; красный – испытывал трудности, допустил больше 2 ошибок.

Поднимите руку те, кто поставил зелёный кружок? Молодцы!

Кто поставил синий кружок? Что нужно повторить?

Кто поставил красный кружок? Вам на уроке надо быть особенно внимательными.

Соедините эти буквы по порядку.

Какое слово у вас получилось? (Замечательно)

Слайд5

Замечательно

Подберите синонимы к этому слову. (Отлично, хорошо, здорово)

Это и будет моей оценкой вашей предыдущей работы.

Физминутка (1 мин.)

Работа над новым материалом . (20 мин.)

    Постановка учебной задачи.

Прочитайте тему урока. Слайд 6

Изменение имён существительных по …

Как можно продолжить это предложение? (… по числам)

Измените слово «багаж» по числам. (Багаж

багажи

Какая часть слова изменилась? (Окончание)

А что осталось неизменным? (Основа)

Ученик на доске выделяет основу и окончание.

Как называются такие изменения? (Форма слова).

А можно ли по-другому закончить предложение?

Изменение существительных по…

Затрудняетесь? У нас возникла проблема, которую необходимо разрешить.

Какую учебную задачу мы с вами поставим на урок? (Узнать, как ещё изменяются имена существительные .) (Слайд 7)

Проведём исследование. Для этого попробуем спуститься по лесенке со ступеньки на ступеньку, по таинственным следам и возможно откроем новые знания. (Слайд 8)

    Открытие детьми нового знания.

а) работа в тетради-задачнике

А поможет нам в этом наш задачник. Откройте с. 50 упр. 190

Прочитайте задание. (В предложение нужно вписать слово «сестра». Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять?)

Посоветуйтесь друг с другом. (Работа в паре.)

К какому же решению вы пришли? Обоснуйте свой ответ. (Будем изменять, т. к. не будет связи слов в предложении.)

Давайте понаблюдаем за существительным «сестра». Назовите орфограмму.

Попробуйте самостоятельно вставить слово «сестра « в предложения.

Самостоятельная работа .

Проверка работы

Какие предложения у вас получились? Прочитайте. (1) Пришла сестра. 2) Сестры нет дома. 3) Сестре дали задание. 4) Я вижу сестру. 5) Я горжусь сестрой. 6) Я много рассказываю о сестре.)

Сколько раз изменялось слово «сестра»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного «сестра»? (Окончание)

Интересно, что заставило слово изменяться?

Затрудняетесь ответить.

Посмотрите на лесенку. Может быть она вам подскажет ответ на вопрос? (Слайд 8)

Давайте проверим, как командуют вопросы. Изменим существительное « сестра» по вопросам устно. Какие вопросы вы выберите?

Почему мы поставили вопрос кто? (Слово «сестра - одушевлённое)

б) работа в рабочей тетради.

Изменим слово «сестра» по вопросам,выделим окончания и отметьте орфограмму

Пишем в столбик. Ученик у доски, остальные пишут в тетради.

кто? сестра

кого? сестры

кому? сестре

кого? сестру

кем? сестрой

о ком? о сестре

Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.)

А почему у них разные окончания? (Разные вопросы)

А теперь понаблюдаем за поведением другого слова: река из упражнения 191. Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Проверка работы

Прочитайте предложения, которые у вас получились. (1) У нас есть река. 2) А у нас нет реки. 3) Реке дали название. 4) Мы увидели реку. 5) Мы любуемся рекой. 6) Хорошо купаться в реке.)

Сколько раз изменялось слово «река»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного?

Что заставило слово «река» изменяться?

Измените слово по вопросам устно.

Почему вы выбрали вопрос «что»?

Поставьте вопросы к слову и записывайте формы, выделяя окончания. Отметьте орфограмму в слове «река».

Пишем в столбик. Учащийся у доски, остальные пишут в тетради.

что? река

чего? реки

чему? реке

что? реку

чем? рекой

о чём? о реке

Сколько раз изменяли форму слова? (6 раз)

Изменяли ли мы слова по родам?

Изменяли ли мы слова по числам?

Значит, это какая - то новая форма изменения имени существительных

Вариантов может быть много, но верный лишь один.

Где вы можете узнать правильный ответ? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике)

в) Ознакомление с выводами авторов учебника.

Воспользуйтесь информацией в учебнике стр. 77 (1 правило)

Про себя

Вслух

Как же называется изменение существительных по команде вопросов?

(Изменением по падежам)

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

(Узнать, как ещё изменяются имена существительные)

Как бы вы теперь продолжили это предложение? (Слайд 9)

Изменение имён существительных по падежам

В русском языке изменение по падежам ещё по - другому называется

склонением.

Что можно склонить в жизни? (голову, веточки деревьев).

А в русском языке склоняем имена существительные.

Что вы ещё узнали о слове «падеж»? (Произошло от греческого слова со значением падать)

Объясните, по какой причине я сравнивала «ступеньки» с изменениями существительного?

(Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку.)

Сколько пар вопросов – командиров?(6)

Падеж- хозяин вопроса.

Хочу вам сказать, что каждая пара вопросов, т.е. каждый падеж имеет своё название.

С одним падежом вы хорошо знакомы. Вы удивлены? Но это так, ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме.

Что является начальной формой существительного? (Это форма единственного числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов)

Это и есть слово в Именительном падеже . (Слайд 10)

Давайте проверим, так ли это.

Прочитаем сообщение на стр. 77.

Почему именительный падеж самый главный? Почему он первый?

(Он даёт имя предмету, именует его. Требуя ответа на вопросы: это кто? это что?

Является начальной формой.)

У каждого падежа есть слово- помощник. У именительного - это слово «есть».

На письме названия падежей принято обозначать сокращённо: заглавная и строчная буквы.

Закрепление изученного материала . (6 мин.)

1.Вернёмся к «лесенке». 1 ступеньку обозначим И.п.

Какие вопросы нам подскажут форму именительного падежа? (Кто? Что?)

Откройте тетради. Назовите предложения, в которых слова «сестра» и «река» стоят в именительном падеже. Над этими словами отметьте сокращённо падеж.

2.Самостоятельная работа.

На доске запись:

Пошёл на рыбалку, улетают птицы, петь песню.

Найдите словосочетания с существительным в именительном падеже. Напишите сокращённо И. п.

Проверка.

Подведение итогов урока. (2 мин.)

Что нового узнали об имени существительном?

Сколько падежей в русском языке?

Как называется первый самый главный падеж?

А вам бы хотелось узнать название остальных падежей?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание. (1 мин.)

Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?

Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание - узнать это.

Рефлексия . (3 мин.)

Вы много сегодня поработали. Выскажите своё впечатление об уроке, начиная с любой из фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Спасибо за урок!

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.

Основные типы склонения имён существительных в русском языке

Тип склонения

Пояснения и примеры

Обратить внимание

1 склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.

Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.

2 склонение

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.

Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.

3 склонение

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.

У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.

Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.

О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.

Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).

В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. (3 класс) - таблица:

Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи - косвенными падежами.

Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Cклонение во множественном числе

настроени-е

настроени-я

настроени-ю

времен-ам

настроени-е

забияк-ой

закон-ом,

настроени-ем

закон-ами

времен-ами

об арми-и

о закон-е

настроени-и

времен-ах

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега

Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:

1) многие односложные существительные типа лес - леса, шёлк - шелка, бок - бока, глаз - глаза, снег - снега и т. д.;

2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег - берега, голос - голоса, вечер - вечера, город - города, округ - округа, череп - черепа и т. д.

Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:

Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:

зубы (во рту)

кoрни (у растений)

корпусы (туловища)

лагери (общественно-политические)

листы (железные, бумажные)

мехи (кузнечные)

образы (художественные)

ордены (рыцарские, монашеские)

поясы (географические)

проводы (кого-либо)

пропуски (недосмотры)

счёты (прибор)

соболи (животные)

сыны (Родины)

тоны (звуковые)

тормозы (преграды)

цветы (растения)

хлебы (печёные)

зубья (зубцы)

коренья (сушёные овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, детские)

листья (у растений)

меха (выделанные шкуры)

образа (иконы)

ордена (знаки отличия)

пояса (ремни)

провода (электрические)

пропуска (документы)

счета (документы для оплаты)

соболя (меха)

сыновья (у матери)

тона (оттенки цвета)

тормоза (устройство)

цвета (краски)

хлеба (злаки).

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных

В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания - , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

с окончанием -

с окончанием -ов (-ев)

с окончанием -ей

англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;

партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;

валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;

ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;

колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;

брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.

киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;

платьев, устьев, подмастерьев, носков;

метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;

апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;

болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;

заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.

ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);

кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;

будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном - окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.

Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).

Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.

Единственное число

Множественное число

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-и, семен-и, пут-и

времён- , семян- , пут-ей

времен-и, семен-и, пут-и

времен-ам, семен-ам, пут-ям

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-ем, семен-ем, пут-ём

времен-ами, семен-ами, пут-ями

о времен-и, семен-и, пут-и

о времен-ах, семен-ах, пут-ях

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

В русском языке есть несклоняемые имена существительные - слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.

Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? - винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? - предложный) пальто тебе будет жарко.

Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких - множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).

Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда - к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:

1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;

2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби - вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми - город);

3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).

Степени сравнения качественных имён прилагательных

В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, - сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый - красив-ее (красив-ей)

мудрый - мудр-ее (мудр-ей)

сладкий - слащ-е

низкий - ниж-е

тонкий - тонь-ше

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко - определениями, например:

Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).

Давай найдём место красивее (определение).

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий - более (менее) сладкий

низкий - более (менее) низкий

Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:

Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).

Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест - самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый - мудр-ейш-ий

тихий - тиш-айш-ий

Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:

Эверест - высочайшая вершина в мире (определение).

Этот кратер - глубочайший (сказуемое).

1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый - самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее - только прилагательное.

В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.

Мы подошли к самому красивому парку (определение).

Этот парк самый красивый (сказуемое).

2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное.

В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже - в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

Склонение числительных, обозначающих целые числа

Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам и в большинстве своём не имеют рода и числа.

По родам изменяются только числительные два и полтора. Они имеют две формы рода: одну в сочетании существительными мужского и среднего рода, другую - в сочетании с существительными женского рода.

дв-а, полтор-а пакета, cела - дв-е, полтор-ы чашки

Числительное один изменяется по родам, падежам и числам, как притяжательные прилагательные.

Мужской род единственного числа

Средний род единственного числа

Женский род единственного числа

Множественное число

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-а книга

мамин-а шуба

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-ого года

мамин-ого платка

одн-ого села

мамин-ого кольца

одн-ой книги

мамин-ой шубы

одн-их саней

мамин-ых шуб

одн-ому году

мамин-ому платку

одн-ому селу

мамин-ому кольцу

одн-ой книге

мамин-ой шубе

одн-им саням

мамин-ым шубам

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-у книгу

мамин-у шубу

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-им годом

мамин-ым платком

одн-им селом

мамин-ым кольцом

одн-ой книгой

мамин-ой шубой

одн-ими санями

мамин-ыми шубами

об одн-ом годе

мамин-ом платке

об одн-ом селе

мамин-ом кольце

об одн-ой книге

мамин-ой шубе

об одн-их санях

мамин-ых шубах

Числительные два, три, четыре имеют особое склонение.

Числительные от пять до двадцать и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

Склонение

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годам, коням, лисам, книгам

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пять-ю, одиннадцать-ю, двадцать-ю, тридцать-ю годами, конями, лисами, книгами

о пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годах, конях, лисах, книгах

Числительные сорок, девяносто, сто, полтора (полторы) и полтораста имеют только две падежные формы.

В составе количественных числительных, обозначающих целые числа, много сложных слов, образованных путём сложения основ, например: пятьдесят от пять + десять, шестьсот от шесть + сто, четыреста от четыре + сто и т. д. В этих числительных от пятьдесят до восемьдесят и от двести до девятьсот склоняются обе части. Если числительные, обозначающие целые числа, являются составными, то в них склоняются все слова.

Обобщим сказанное о склонении сложных и составных числительных, обозначающих целые числа, в следующей таблице.

Склонение

шестидесяти, трёхсот- , пятисот- сорока семи

шестидесяти, трёмстам, пятистам сорока семи

шестьдесят, триста, пятьсот сорок семь

шестьюдесятью, тремястами, пятьюстами сорока семью

о шестидесяти, трёхстах, пятистах сорока семи

Склонение собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое. В отличие от числительных, обозначающих целые числа, и от дробных числительных, собирательные числительные могут обозначать совокупное количество лиц и без сочетания с существительными: Вошли трое (нельзя Вошли три или Я начертил две трети).

Собирательные числительные образуются от количественных числительных от два до десять с помощью суффиксов -ой- (двое (двой-э), трое (трой-э) и -ер- (четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро). Они сочетаются:

1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, пятеро солдат;

2) с существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, девятеро поросят;

3) с существительными, имеющими только форму множественного числа, а также со словами ребята, дети, люди: двое суток, четверо детей.

Собирательные числительные изменяются по падежам. В косвенных падежах они имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

Собирательное числительное оба имеет две формы рода: форму оба в сочетании с существительными мужского и среднего рода (оба мальчика, оба села) и форму обе в сочетании с существительными женского рода (обе девочки). В косвенных падежах это числительное имеет, соответственно, основы обо- и обе-.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой) отвечают на вопрос чей?, в предложении обычно являются определением и указывают на принадлежность говорящему, слушающему, постороннему или любому лицу (предмету).

Местоимения 1-го лица мой, наш указывают на принадлежность говорящему (говорящим): Мой ответ был хорошим; Наши учителя ушли на концерт.

Местоимения 2-го лица твой, ваш указывают на принадлежность к собеседнику (собеседникам): Твоя машина сломалась; Ваш дом построен в прошлом веке.

В русском речевом этикете местоимение Ваш, пишущееся с прописной буквы, используется как вежливое обращение к одному лицу: Господин Иванов, Ваш запрос получен.

Местоимения 3-го лица его, её, их указывают на принадлежность постороннему (посторонним): Его ручка не пишет; Её подруги уехали на море; Их ребёнок заплакал.

Местоимение общего лица свой указывает на принадлежность к любому лицу: Я доел свой завтрак - Ты доел свой завтрак - Он доел свой завтрак.

Притяжательные местоимения 1-го, 2-го и общего лица (мой, наш, твой, ваш, свой) изменяются по родам, падежам и числам и склоняются как притяжательные прилагательные. Это видно из следующей таблицы.

Мужской род, единственное число

Средний род, единственное число

Женский род, единственное число

Множественное число

мамин-ого

мамин-ого

мамин-ому

мамин-ому

мамин-ыми

о мамин-ом

о мамин-ом

о мамин-ой

о мамин-ых

Притяжательные местоимения 3-го лица его, её, их не изменяются. Их следует отличать от форм родительного и винительного падежа личных местоимений он, она, они по вопросу и по роли в предложении:

Я увидел (кого?) её (дополнение) - форма винительного падежа личного местоимения она;

Здесь (кого?) её нет (дополнение) - форма родительного падежа личного местоимения она;

Мой друг пошёл в гости к (чьей?) её сестре (определение) - притяжательное местоимение 3-го лица её.

Покажем в таблице, как отличать личные местоимения его, её и их в родительном и винительном падеже от притяжательных местоимений 3-го лица его, её, их .

Спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. Глаголы меняются по лицам и числам в настоящем времени и в будущем времени совершенного вида. Различаются два спряжения глаголов.

К I спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на I спряжение.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на II спряжение.

О правописании личных окончаний глаголов см.: Правописание безудaрных личных окончaний глaгола.

Кроме того, в русском языке есть разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, чтить, брезжить, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (захотеть, побежать, почтить, забрезжить и т. п.), которые имеют как окончания первого, так и окончания второго спряжения.

брезжить

Примечание: у этого глагола в связи с особенностями значения не может быть форм 1 и 2 лица.

Примечание 1. В литературной норме также допустимо спряжение глагола чтить как глагола II спряжения: чту - чтишь - чтит - чтим - чтите - чтят.

Примечание 2. Глагол I спряжения жечь спрягается следующим образом:

жгу - жжём,

жжёшь - жжёте,

жжёт - жгут.

Так же спрягаются и глаголы, образованные от него с помощью приставок, например: выжечь, прижечь, сжечь. Распространённые в устной речи формы жгёшь, жгёт, жгём, жгёте не являются нормативными.

К особому спряжению относятся глаголы дать, создать, есть, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (отдать, воссоздать, поесть и т. п.). У этих глаголов особые окончания, которые больше нигде не встречаются.

да-м дад-им

да-шь дад-ите

да-ст дад-ут

созда-м создад-им

созда-шь создад-ите

созда-ст создад-ут

е-ст ед-ите

е-ст ед-ят

Некоторые глаголы I спряжения могут иметь двоякие формы настоящего и будущего совершенного времени: с чередованиями и без них. Приведём самые употребительные глаголы:

Степени сравнения наречий

Наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака: говорил весело - говорил веселее - говорил веселее всех. Качественные наречия образуют сравнительную (веселее) и превосходную (веселее всех) степени сравнения.

Сравнительная степень наречий обозначает большее (меньшее) проявление признака, например: Моя мама печёт пирожные лучше твоей (лучше, чем твоя). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от наречий с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красиво - красив-ее (красив-ей)

мудро - мудр-ее (мудр-ей)

искренне - искренн-ее (искренн-ей)

сладко - слащ

низко - ниж

тонко - тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к исходной форме наречия слов более или менее.

сладко - более (менее) сладко

низко - более (менее) низко

Превосходная степень наречий обозначает наибольшую (наименьшую) степень проявления признака, например: Он прыгнул дальше всех; Эта деревня находится ближе всего к лесу. Превосходная степень наречий, как правило, бывает только составная. Формы простой превосходной степени наречия практически исчезли из языка. Остались только три устаревших слова из речевого этикета прошлого: нижайше, глубочайше, покорнейше (например: Покорнейше прошу Вас, сударь, оставить меня одного).

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

1. К наречию прибавляются слова наиболее, наименее, например: красиво - наиболее красиво, наименее красиво.

2. К сравнительной степени наречия прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми предметами данного класса.

Эта лампочка светит ярче всего (вообще всего, что светит).

Эта лампочка светит ярче всех (всех остальных лампочек).

Он смеялся веселее всех (вообще всех, кто смеётся).

Простая сравнительная и составная превосходная степень наречий, прилагательных и слов категории состояния звучат и пишутся одинаково: тише, красивее; тише всего, красивее всего. Отличать их друг от друга cледует по вопросу и по роли в предложении.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень наречий, прилагательных и слов категории состояния

Прилагательное

В предложении чаще употребляется в роли сказуемого, реже - в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и употребляется в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!