Ева: история персонажа. История Адама и Евы

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. Когда сотворение мира было завершено , Господь поселил их в страну, называемую Эдем. Здесь Господь насадил сад невиданной красоты, называемый Раем. В Библии говорится, что Эдемский сад находится "на востоке" и через него протекает река, разделяющаяся на четыре реки: Фисон, Тихон, Тигр и Евфрат. Упоминание Тигра и Евфрата - реально существующих рек, и двух исчезнувших способствовало возникновению различных мнений относительно местоположения Эдемского сада. Высказываются предположения, что он находится в Африке, другие предполагают, что в Сирии, в Месопотамии, на Кавказе или на острове Цейлон. Однако, это лишь предположения. Рай, в котором некогда находились первые люди, был скрыт от взора человека сразу же после его грехопадения, и в христианской традиции ассоциируется не с реальной местностью, а Раем на Небесах - обителью Всемогущего Бога.

В Эдемском саду росло великое множество деревьев, однако из них выделялись два: древо жизни (дающее вечную жизнь) и древо познания добра и зла. Бог сказал Адаму: "От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Адам и его супруга жили в Эдемском саду счастливо и безмятежно, не зная ни болезней, ни душевных страданий. Но сатана, предводитель злых духов и враг Бога, также ненавидел и человека, а потому решил нарушить их блаженное существование, и, в конечном итоге, погубить все человечество. Войдя в змея и явившись перед женщиной в таком облике, он спросил: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Ева ответила, что Бог позволил им есть плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла, иначе они с Адамом умрут. Змей же, используя её неопытность и любопытство, заверил ее, что плоды древа познания добра и зла вовсе не смертельны, сказав: "Знает Бог, что вдень, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Это была откровенная ложь, но наивная женщина поверила злому духу. Она увидела, "что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел". Библия не упоминает, что за плоды росли на древе познания добра и зла, но по традиции считается, что это были яблоки.

Таким образом, в жизнь первых людей вошел "первородный грех", исказивший истинную, богоподобную природу человека. Люди ослушались Бога, не догадываясь, к каким страшным последствиям это приведет. Согласно христианскому учению, первородный грех тяготеет над всеми людьми, и освободиться от него можно, лишь раскаявшись в грехах и приняв крещение. Вкусив запретного плода, Адам и его жена стали различать добро и зло. До этих пор они ходили нагими, не задумываясь о том, хорошо это или плохо, но теперь они осознали свою наготу, и сделали себе "опоясания" из листьев смоковницы. Вскоре Бог пришел погулять в Эдемском саду "во время прохлады дня". Адам и его жена, не желая попадаться ему на глаза, спрятались среди деревьев. Бог обратился к Адаму: "Адам, где ты?" Тот же ответил из-за деревьев: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся". Тогда Господь спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с древа, с которого Я запретил тебе есть?" Адам, вместо того, чтобы покаяться в своем согрешении, попытался переложить вину на жену: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мнеот древа, и я ел". А женщина ответила: "Змей обольстил меня, и я ела".

Бог, конечно, уже не мог оставить все в прежнем состоянии, и вынес суровое, однако необходимое решение. Змей (как существо, которым воспользовался сатана) отныне должен был ползать на брюхе, женщина - в муках рожать детей и покоряться мужу, Адам же - в поте лица добывать свой хлеб. Кроме того, Адам и его жена больше не могли оставаться в Эдемском саду, им было велено покинуть его, чтобы они не смогли вкусить плодов древа жизни и не стали жить вечно. А у врат Эдемского сада Господь поставил на страже херувима и пламенный обращающийся меч.

История Адама и Евы, а вместе с ними и всего человечества могла и должна была пойти совсем по другому направлению. Если бы они противостали лжи, пришедшей к ним из глубин ада, они никогда бы не утратили своего блаженства. Казалось бы, сатане (диаволу) удалось осуществить свой коварный план, закончившийся изгнанием первых людей из Рая. Сатана ненавидел Бога, и, зная, что Господь очень любит людей, решил отомстить Ему через них. Понимая, что грех ведет к вечной погибели, потере бессмертия и блаженства, злой дух сумел обольстить людей. Однако это была временная кажущаяся победа сатаны, так как Господь уже предусмотрел спасение человечества. Обращаясь к змею, Бог произносит слова, обращенные к сатане: “…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт.3:15). Это было пророческое слово, говорившее о будущем спасении человечества через Спасителя мира, который, спустя тысячелетия, придет в мир как человек, и сразится с сатаной от имени всего человечества. Несмотря на все страдания, которые сатана будет стараться причинить Спасителю, Он уничтожит дела сатаны и, в конечном итоге, - самого сатану (который окажется навеки осужденным в огненном озере), а людям, верующим в Него, подарит спасение, воскресение из мертвых и вечную жизнь, открыв для них Рай на Небесах. Таким образом, первые люди хотя и были изгнаны из Рая (из любви к ним Господь не дал им стать вечно живущими грешниками, подобными злым духам), но тут же получили надежду на спасение в будущем. Тогда-то и "нарек Адам имя жене своей - Ева ("жизнь"), ибо она стала матерью всех живущих". Это имя отобразило глубокую веру Адама в Бога и символом светлой надежды первых людей на своего Спасителя Христа.

Парашара

Мудрец Парашара был одним из самых популярных мудрецов древности. Он хорошо известен своими трудами и вкладом в...

Петр I в Полоцке

Если вы приедете в Полоцк, вам покажут старинный каменный дом, где в годы Северной войны останавливался российский...

Лемурия – континент Му

Лемурия имеет еще одно название, которое употребляется реже – континент Му. Об этой удивительной цивилизации, как...

Храм Книги в Иерусалиме

Самодостаточной частью главного музея Израиля является Храм Книги. Он расположен на склоне холма Гиват-Рам, что на западе Иерусалима. ...

«Сефер ха-Зо́гар» (еврейская «Книга сияния») была создана на основе различных источников около 150 года иудейским раввином Шимоном бен-Иохаи. К раввинской литературе она не относится, но некоторыми евреями считается священной и признается у каббалистов главной книгой. Одним из отличительных моментов ее содержания является рассказ о первой женщине Лилит.

Ева была не первой женой Адама

По «Сефер ха-Зо́гар», трактатам гностиков, арабским мифам, другим легендам и источникам, у Адама прежде Евы была другая жена по имени Лилит. Её Бог вылепил из глины, как и Адама. Лилит - это персонаж с очень сложной символикой, имеющей общие черты с древнейшим культом Великой Матери, которая представляет собой ночное демоническое существо, приносящее смерть. Возможно, её прототипом послужила индийская богиня Дурга, одна из жён Шивы, защищающая мировой порядок и разрушающая все, что мешает дальнейшему развитию. В этом случае прослеживается такая логическая цепочка: Лилит разрушила то, что тормозило Адама в его дальнейшем развитии и дала ему возможность начать новую жизнь с Евой.

Согласно еврейским источникам, Лилит была красивой, но непослушной женой, не пожелавшей делить ложе с Адамом. Она улетела от него. Яхве после жалоб Адама послал к непокорной жене трёх ангелов, чтобы они пригрозили ей смертью. Но Лилит заявила, что является равной Адаму посланницей Бога и вправе действовать по своему усмотрению. В более поздней демонологии она стала супругой Сатаны.

В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.

В Библии Лилит упоминается сугубо как ночной демон:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Книга пророка Исаии. 34:13-14).

Лилит считалась убийцей и одновременно покровительницей людей, особенно младенцев. Именно её культу приписывают обычай носить в качестве защиты красную нитку на руке.

Сколько детей было у Адама и Евы?

Писание повествует о первых людях: Адаме, Еве и их сыновьях: землепашце Каине и скотоводе Авеле. Когда Адаму было 130 лет, родился ещё один сын: Сиф – именно он стал предком Ноя и родоначальником всего человечества (Авель погиб от руки брата, а Каин утонул во время Потопа). В Библии нет чёткого указания на других детей, а ведь Адам прожил 930 лет, и времени у него, чтобы зачать других детей, было достаточно. Этот факт всегда служил поводом для критики: откуда же взялась жена Каина, которая упоминается в Библии? Значит, существовали и другие люди.

На эту критику ответил ещё Иоанн Златоуст: женой Каина стала одна из сестёр, о которых в Библии не говорится. А не говорится потому, что духовной единицей христианства является троица: например, три Лица единого Бога; или мать, отец и сын; или три сына Адама (называть остальных детей было излишне).

По поводу браков с сёстрами ортодоксальная христианская Церковь заявляет следующее: в древние времена инцест не мог нанести ущерб, так как не были еще накоплены мутации, способствующие вырождению при родственных браках. Такова официальная теория.

Мировоззрение гностиков

Гностицизм – одно из распространённых течений христианства, рассматривающее религию с позиции познания. Это философское направление считалось искоренённым к V веку, но впоследствии оно нашло новых последователей. Уильям Блейк, гностический поэт начала XIX века, писал: «Оба читаем Библию день и ночь, но ты читаешь черное там, где я читаю белое».

Гностики отвергают библейский взгляд на женщину как на источник зла. По их мнению, Ева пробудила Адама и подвигла к совершенствованию. Гностик Тертуллиан утверждал: мужчина обязан женщине за то, что она привела его к жизни и осознанию.

В трактате из Гностической коллекции Наг-Хаммади, Евангелии Истины, змий предстает мудрейшим существом в Раю. В тексте превозносится его доброта, а на Создателя бросается тень. На вопрос «Каков же он, этот Бог?» там дается такой ответ: Божий запрет относительно плодов древа мотивирован завистью, ибо Он не желал подарить человеку высшее знание. То есть, по мнению гностиков, божество, изгнавшее первых людей из Рая, на самом деле и есть злобный и завистливый дух. Несмотря на его противодействие, Адам и Ева приобрели способность к познанию мира и передали его сыну Сифу и дочери Норее.

По версии Л.Н. Гумилёва, Бог Яхве не кто иной, как огненный демон, судя по тому, что он явился Моисею в горящем и не сгорающем терновом кусте (Неопалимая купина).

Аналоги Адама и Евы по мифам различных народов

В мифологии большинства народов можно найти сюжет о двух прародителях, от которых пошёл весь народ.

Удивительно, что по легендам Австралии, существованию первых людей также пытался помешать змей. Согласно мифологии аборигенов пятого континента, в древности земля была ровной и гладкой, звери походили на людей, а люди на богов, но тот период закончился катастрофой. Предками современного человечества были две сестры: Мисилгое и Боалере, которые пришли на юг из страны Вавилак. Мисилгое ждала ребёнка. На время родов женщины остановились у источника Миррамина неподалёку от реки, которая сейчас называется Гойдер. Родился мальчик, его назвали Джанггалангом. Однако гигантский змей Юрлунггур, обитавший в источнике, разгневался оттого, что кровь Мисилгое замутила воду. Ночью змей проглотил младенца и женщин, он изогнулся до неба, тело его стало радугой, язык – молнией, а голос – громом. Он призвал к себе всех змей, живущих в поднебесье, и рассказал им о случившемся. Но те высмеяли его и сказали, что он сделал глупость. Тогда Юрлунггур исторг из себя живых сестёр и ребёнка и опять погрузился на дно источника. Вскоре после этого сёстры встретили мужчин Вонгар, и началась история человечества.

Жители Таити, по преданиям, ведут свой род от четы, которая спаслась в дни Потопа, найдя убежище на вершине горы Питохито. Когда вода отступила, семья начала новую жизнь, а их дети - мальчик и девочка - стали родоначальниками всех таитян.

У ацтеков в «Легенде о Солнцах» упоминаются первый мужчина Тата и его супруга Нена, уцелевшие во время Потопа. О них заботился бог Тескатлипока, отвечающий за созидание, перемены и разрушение, божество судьбы и удачи. В мифологии ацтеков также присутствует змей - крылатый Кетцалькоатль, который и сотворил людей и ассоциировался с дождём и плодородием (как в Индии).

Сложнейшей структурой обладает мифология древних палеоазиатских народов, таких как чукчи, ительмены и коряки. Их предок-прародитель именуется Большим Дедом, Ачиченяку. Его символическим воплощением является ворон.

Какие события могли лежать в основе мифа об Адаме и Еве

73,5 тысячи лет назад произошло сильнейшее извержение вулкана Тоба на острове Суматра в Индонезии. Огромные облака вулканического пепла надолго закрыли земную поверхность от солнечных лучей. И произошёл новый эволюционный виток - на несколько сотен лет наступила космическая зима, эра оледенения. Вымерло множество видов живых существ. Популяция людей на планете сократилась, по мнению некоторых учёных, до 4000 человек. Ледяные шапки на полюсах вобрали в себя огромное количество воды. На оставшейся территории уровень мирового океана резко упал, обнажился плейстоценовый шельф. Таким образом оставшиеся на планете люди получили дополнительные возможности для миграций, а сам сюжет развития человечества от пары прародителей сохранился в мифологиях народов всего мира.

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер - Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми - потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.

АДАМ И ЕВА (еврейский Адам - человек, буквально «сделанный из земли»; Ева, латинский Eva, от еврейского хавва - живое существо), первые люди, согласно библейскому повествованию (Бытие 1-5 и другие).

Творение человека Адама по образу и подобию Божьему завершает шестидневное творение мира. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни (так что Адам стал «душою живою») и поместил его в Эдем (местность, соответствует русский «рай»), где он должен был возделывать и хранить Эдемский сад. Адаму было дано благословение владычествовать над всем творением. Одновременно Бог дал человеку заповедь: не есть от древа познания добра и зла.

Бог создал женщину из ребра Адама и даровал её как помощницу, подобную первому человеку. Адам нарёк свою жену именем Ева. Поддавшись искушению дьявола, явившегося в образе змея, первые люди проявили непослушание Богу, нарушили Его заповедь: они отведали плодов древа познания, захотев «быть как боги», - таким образом произошло их грехопадение (смотри Грех). Адам и Ева были изгнаны из рая, они стали смертны. Роды Евы отныне связаны со скорбью и болью, а Адам обречён на труд «в поте лица» и на «проклятие земли». Ева родила Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей. В новозаветной традиции «последним Адамом» именуется Иисус Христос.

Сравнивая вслед за апостолом Павлом двух Адамов (I Кор. 15:21-22; 45; 47-49), Ириней Лионский отмечал, что Христос как новый Адам возглавил человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в первом Адаме мы получили во Христе (PG. Т. 7. Col. 932). Церковная традиция новой Евой именует Богородицу. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Ева совершила преступление, ослушавшись Бога, и через неё смерть вошла в мир, а Дева Мария, послушная Богу, ввела в мир нетление, имеется в виду рождение Иисуса Христа, и получение человеком возможности спасения. Православной церковью память Адама и Евы отмечается в Неделю святых праотец.

История Адама и Евы нашла отражение в апокрифах (например, «Жизнь Адама и Евы»), раннехристианских текстах, талмудической (Адам трактуется как первый пророк, обладающий тайной мудрости), каббалистической и другой средневековой литературе. Библейское повествование об Адаме и Еве фактически повторяется в Коране. Существуют и собственно мусульманские предания, связанные с Аравией. Так, Адам и Ева (Хавва) после их низвержения Аллахом на землю встретились близ будущей Мекки. С неба Адаму был послан священный чёрный камень (смотри Кааба). Адам и Хавва были погребены близ Мекки, а после потопа перенесены в Иерусалим. Адам почитается мусульманами первым пророком, Мухаммед - последним, что нашло отражение во многих мусульманских теологических и мистических учениях.

Лит.: Малов Е., протоиерей Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Казань, 1885; Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909; Kramer S.N. Sumerian mythology. N. Y., 1961; Renckens Н. Israel’s Concept of the Beginning: the theory of Genesis 1-3. N. Y., 1964; Westermann С. Genesis 1-11. L., 1984; Wallace Н. N. The Eden Narrative. Atlanta, 1985.

А. Б. Сомов.

Иконография . В раннехристианском искусстве изображения Адама и Евы появляются в сцене «Грехопадения прародителей» (росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе и гробницы Аврелия в Риме, 3 век). Адам и Ева представлены юными, обнажёнными, у древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. К ранней традиции относится также включение фигур прародителей в круг зодиакальных символов. В средневековой иконографии Адам имеет бороду. После грехопадения прародители одеты в туники, звериные шкуры или в одежды кающихся, их атрибуты - колосья или плуг у Адама и агнец у Евы, иногда корзины с хлебами (символы землепашества).

В западноевропейской традиции Адам и Ева входили в число кающихся в скульптуре порталов романских и готических соборов; атрибутом Адама могла служить гора - символ рая. В рукописях, начиная с 6 века («Венский Генезис»), иллюстрировался полный цикл истории Адама и Евы: «Сотворение Адама», «Возложение рук Господа на Адама», «Вложение духа (дыхания)», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая» (иногда Господом, иногда херувимом или ангелом с огненным мечом) и тому подобное. Позднее возникли сюжеты «Земные труды Адама и Евы» и «Смерть Адама». С 9 века Адам и Ева изображаются в числе ветхозаветных праведников в «Сошествии во ад»: Христос изводит их из гробов. В композиции Страшный суд они, коленопреклонённые, предстоят Престолу уготованному (Адам изображается в виде старца). В византийский иконографии «Распятия» с 9 века череп (или весь скелет) Адама помещали под крестом внутри Голгофы (еврейский топоним, переведённый в Евангелиях как κραν?ου τ?πος - Мф. 27:33; Ин. 19:17, - буквально «место черепа»), как бы в пещере. В искусстве Западной Европы с 12 века у основания креста встречается полуфигура Адама. Как ветхозаветный праведник, Адам присутствует в монументальных росписях и в праотеческом ряде русских иконостасов. В западноевропейском искусстве Адам и Ева иногда изображались предстоящими Богоматери как прародители человечества («Богоматерь на троне, с Адамом и Евой», художник А. Лоренцетти, 1330 год). Адам мог выступать также рядом с фигурой Смерти как символ бренности человека. История Адама и Евы была широко распространена в искусстве Возрождения и барокко (например, двери баптистерия во Флоренции, 1425-52 годы, скульптор Л. Гиберти; росписи плафона Сикстинской капеллы, 1508-12 годы, художник Микеланджело, и Лоджий Ватикана, 1519 год, художник Рафаэль).

Лит.: Mely F. Nos premiers parents dans l’art: Adam, Eve, Lilith // Melanges Hulin de Loo. Brux.; Р., 1931; Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.

И. Л. Бусева-Давыдова.