Евгений Родионов. Не снял креста под страхом смерти

Кампания по канонизации «Святого Евгения», обезглавленного боевиками, в самом разгареПосле того, как Евгения Родионова обезглавили чеченские боевики, он получил славу современного российского мученика. Как утверждает британская газета pendent, для тысяч прихожан Российской православной церкви он уже стал "Святым Евгением", и кампания по его канонизации в полном разгаре. Не желая дожидаться, пока Церковь рассмотрит его дело, по России уже распространили иконы с изображением солдата-мученика, и тысячи паломников пустились в путешествие по местам, связанным с его жизнью.

Independent (Русский перевод на сайте ИноПресса): Как молодой новобранец превратился в русского святого

[…] Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Для его почитателей, среди которых – глубоко верующие христиане, ветераны войны, российские националисты, Евгений – это символ патриотизма, который, как верят тысячи людей, внушит гордость юному поколению и даст миллионам попранных россиян то, чего им так отчаянно не хватает, – надежду.

Для них Евгений или Женя, как они ласково его называют, это современный крестоносец, принесший великую жертву во имя своей страны, встретив лицом к лицу главного на сегодняшний момент врага России – радикальный ислам, который олицетворяют чеченские боевики.


Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.

С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.

Его мать, Любовь Васильевна Ролионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.

Иерей Константин Татаринцев с иконой "Святой Евгений". Фото - "Комсомольская Правда"

Сорок странников, некоторые из которых прошли больше 600 миль без сна, чтобы попасть сюда, собрались у могилы Евгения в прошлую субботу, чтобы отметить восьмую годовщину со дня, когда его обезглавленное тело доставили в Курилово.

Не обращая внимания на десятиградусный мороз, мужчины со смерзшимися бородами, сжимая в руках иконы с изображениями молодого человека, бродили по кладбищу.

Один из них, представившийся священником из тех мест, где родился Евгений, высоко поднимает огромную икону. На ней мальчишеское лицо Евгения окружено нимбом, его форма пограничника выступает из плаща средневекового типа, сам он сжимает в руках православное распятие. Засыпаемые снегом на леденящем ветру паломники поют гимны и читают молитвы, осеняют себя крестом, делятся историями из его жизни и напоминают друг другу, почему Евгения надо канонизировать.

Курсанты близлежащей военной академии, которые проходят обучение для пограничной службы высыпали из развалюхи-автобуса, они тоже приехали сюда, чтобы отдать Евгению почести. Одетые в шинели и меховые шапки, они держат в руках разные иконы, а кругом кружит метель. "Он пример для нас, – говорит серьезный курсант Артем Павлов, – пример отваги и веры. Он не знал, за что сражается, но все равно отказался предать Россию и сражался за Родину. Он – настоящий герой. Нам сейчас нужны герои. России нужно больше таких солдат, как он – не боящихся погибнуть за Родину.

Паломники произносили одну хвалебную речь за другой, и прекрасная белая церковь у них за спиной, церковь, разрушенная в 1812 году армией Наполеона, словно сияет в утреннем сумраке.

Последователи культа Евгения говорят, что его иконы творят чудеса – они мироточат, перед ними "враги забывают о своей вражде".

Любовь Родионова, заваривая чай в кухне, не выглядит как мать святого, но воспринимают ее именно так. "У меня нет ни будущего, ни прошлого. Ни настоящего. Меня больше не называют по имени, я просто "мать Евгения". Я существую только ради этого, и это великая честь". Ни для чего другого в ее жизни места не осталось.

Любовь Родионова похожа на миллионы других таких же русских женщин за пятьдесят, но она в поисках правды о сыне побывала в таких местах, где многие из них никогда не появятся.

Не поверив, что ее сын дезертир, как сказали сначала в армии, она провела девять месяцев в Чечне, где наконец нашла его тело.

Чтобы найти тело, она заплатила 4000 долларов человеку, который, как она думает, убил Евгения. Она выкопала его собственноручно и доставила в Курилово.

Любовь Васильевна говорит, что узнала сына по крестику, который остался на шее обезглавленного тела, и другим приметам, "которые знает только мать". А потом ей пришлось вернуться в Чечню еще раз, чтобы найти его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать.

Опыт, полученный в Чечне, изменил ее. Ее оскорбляли, на нее плевали, ее чуть не убил брат разыскиваемого чеченского боевика Шамиля Басаева. Он жестоко избил ее и оставил умирать. "Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться".

Но она говорит, что ей безразлично, будет ли ее сын канонизирован по всем правилам, или нет. "Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю".

До гибели сына Любовь не ходила в церковь, но теперь она считает себя глубоко верующей. "Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени". […]

В деревне Сатино – Русское стоит крест на могиле бойца, погибшего от рук чеченских головорезов. На кресте выгравирована надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Смерть 19-летнего парня стала сильным ударом для его родителей. Смерть отца Александра Константиновича, не сумевшего пережить удара, унесла его через четыре года после кончины сына. Гибель дорогих людей разрушила и жизнь матери.


Любовь Васильевна Родионова, долго искавшая сына, объявленного поначалу дезертиром, заплатила убийцам своего мальчика только за то, чтобы ей показали место захоронения. Потеряв здоровье, так как ее жестоко избивали, мать все же нашла и выкопала обезглавленное тело Евгения, чтобы похоронить его на родине по христианским обычаям. Затем снова вернулась и долго искала череп сына, который бандиты раскололи на части, опасаясь преследования души убиенного. Женя был растерзан в день своего рождения, за отказ снять с себя нательный крест и принять веру ислама.

Родился Евгений Родионов 23 мая 1977 года в семье простого плотника. Работа с деревом была распространенной профессией в этом районе. Мать Евгения Любовь Васильевна также работала на мебельной фабрике технологом. По ее рассказам, в день рождения сына с неба упала звезда, а сердце сжалось в предчувствии беды. Возможно, это было лишь результатом изматывающего процесса родов, но сама Любовь Родионова связывает ощущение с трагической судьбой мальчика. В отрочестве Евгений любил ходить в лес и наслаждаться красотой живой природы, его интересовали законы этого мира, его гармония. Мальчик долго не ходил, и его окрестили, после чего ноги окрепли, и Евгений сделал первые шаги. Девять классов общеобразовательной школы, затем работа на том же мебельном заводе и курсы водителей – такова короткая биография воина мученика. В армию Родионов ушел в 18 лет, он готов был с честью выполнить свой долг.

Родионов был направлен в Назранский отряд во вторую мотоманевренную группу 479-го отряда особого назначения Краснознаменного погрануправления ФСБ РФ. Это была одна из самых горячих точек на границе Чеченской республики и Ингушетии. Родионов был зачислен в отряд в качестве гранатометчика.

Заступив на погранзаставу, Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов, не подозревали, что ожидает их в ближайшем будущем. Как происходил штурм блок-поста неизвестно, однако кровавые следы, найденные на месте боя говорят о том, что ребята сопротивлялись. Сто дней кошмарного плена, нечеловеческих пыток и унижений стали последними днями русских пограничников. Родионов оказался самым молодым из них. По некоторым сведениям, к блок-посту подъехала машина скорой помощи, и даже были слышны крики о помощи, но тревогу никто не поднял и четыре пограничника бесследно исчезли. Сегодня известно, что в машине находился полевой командир Руслан Хайхороев с бандитами.

Розыск пленных не производился. Об этом бесчестном поведении российского командования уже написано немало статей. Сегодня известны шокирующие данные о том, как беззащитные матери пытались разыскать своих сыновей, а российские власти замалчивали факты преступного издевательства над ними. Огромное количество убитых горем женщин, так и не вернулись домой, растерзанные бандитами.

Задачей нашей армии, озвученной генерал-лейтенантом Тихомировым, было восстановление полного контроля российских войск над большим числом населенных чеченских пунктов и окончательное уничтожение вооруженных бандформирований. Однако тактика войны горцев сильно отличалась от привычной. Здесь не было открытых сражений крупных сил, боевики умело скрывались среди мирного населения и систематически совершали вылазки. Российские войска были вынуждены разбиться на множество небольших блок-постов, включавших по нескольку человек, и нести круглосуточный караул во избежание нападения. Сами боевики именовали себя волками, и предпочитали действовать под покровом ночи.

Несчастных держали в не отапливаемом полуразрушенном доме, лишая их воды и еды, регулярно избивая и унижая. В практику боевиков входили тренировочные издевательства для малолетних чеченских мальчиков над пленными русскими. Родионова и его товарищей заставляли писать письма с просьбами о выкупе на родину, однако ни один из них не мог выплатить крупных сумм, которые требовались. Все пленники оказались из малообеспеченных семей. Пытки завершились в день рождения Родионова, ему исполнилось 19 лет. Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы, в результате его избили, а затем отрезали голову. Глумление над трупами молодых русских бойцов было распространено в чеченском стане, поэтому мать смогла опознать своего сына только по кресту.

Сначала Евгения объявили дезертиром, но потом все же признали его нахождение в плену. Ребята до последнего дня ждали помощи, но искать их никто не собирался. Системы поиска пленных и погибших вообще отсутствовала, государство не позаботилось об этом и после окончания военных действий. На поиски своего сына отправилась мать, так как отца немедленно убили бы в чеченских селениях. Однако и Любовь Васильевна пережила страшные издевательства. Однажды ее так жестоко избили, что сломали позвоночник, только невероятная сила духа позволила выжить и отыскать останки Родионова.

Жертва четырех молодых парней была отомщена, место, где их пытали и убивали было стерто с лица земли пришедшими сюда вновь русскими войсками, ни один из головорезов не ушел от возмездия. Любовь Васильевна ежегодно приезжает в часть, где начинал службу ее сын и обращается к новобранцам. Она желает им ответственных командиров, не таких которые предали Родионова.

Икона с изображением Евгения Родионова во время крестного хода у Белого дома в октябре 2003 года

Сегодня мы чтим память погибших пограничников Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Евгения Родионова и Александра Железнова.

Евгений награждён орденами Славы и Мужества, Православная церковь канонизировала Родионова как воина-мученика. По рассказам священнослужителей, образ Евгения мироточит, к нему обращаются верующие, для чего протоиреем Сидоровым составлены тексты молитв. В честь мученика заложено три церкви. Школа, в которой учился Женя Родионов, названа в 2009 году его именем. На следующий год во дворе этой школы установлен памятник «Свеча памяти». О Евгении и его товарищах сняты документальные фильмы, написаны спектакли. Память простых русских ребят принявших мученическую смерть за Православную Веру навсегда останется в наших сердцах.

Обзор материала

Я же русский солдат!
И креста не сниму…
И не суй мне Коран!
Я его не возьму…
Ни к чему после жить,
Если веру продать…
Видно мне на роду
За Христа умирать…

Введение

Совсем недавно я ехал в машине вместе с моим папой, и он включил на магнитоле музыкальный компакт диск Александра Маршала. Он, мой папа, вообще очень любит творчество этого музыканта, поэтому я ехал и слушал песни вместе с ним.

В какой-то момент стала играть композиция «Баллада о Евгении Родионове», и я, прослушав всю песню, поинтересовался у своего отца: «О чем же все-таки поется в песне? Кто он, Святый воин Евгений?» На это мне папа рассказал коротко историю о Евгении Родионове. Я настолько был потрясен и удивлен, что решил узнать более подробно об этом человеке.

В школе я поинтересовался у своих одноклассников: «Что вы знаете о Евгении Родионове?», но ребята сами не знали ничего об этом человеке.

Тогда я решил самостоятельно найти материал об этом герое, чтобы потом рассказать о подвиге русского солдата.

Объект исследования – информация о героическом поступке Евгения Родионова.

Предмет исследования – биография Евгения Родионова

Гипотеза - поступок Евгения Родионова можно считать героическим

Я поставил перед собой цель – показать на примере личности Евгения Родионова, что значить быть настоящим Сыном Отечества, патриотом, героем.

Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:

Изучение биографии Евгения Родионова

Показ примера героического поступка современника ;

Методы исследования:

1. Анализ литературы

2. Опрос

3. Обобщение материала

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие школьники, возможно, обратят внимание на моё исследование, и сделают определённые выводы.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована для бесед с учащимися на классных часах и мероприятиях, посвященных защитникам Отечества.

1. Биография Евгения Родионова

Евгений Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области.

В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил, и лишь в 1988 году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку .

Он рос обычным – крепким и здоровым ребенком. В школе поселка Курилово Подольского района Московской области учился хорошо, но когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику.

Работая мебельщиком, он овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика. Ему эта работа нравилась, да и заработок был приличным.

В городе Озёрске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской учебной части № 2631 пограничных войск РФ.

После учебного подразделения 25 июня 1995 года Евгений был призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе современного Краснознаменного пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу он принял 10 июля 1995 года .

13 января 1996 года Евгений был направлен в полугодовую командировку под командование Назрановского пограничного отряда, где, прослужив один месяц, попал в плен.

13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами . Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…».

С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Евгения Крест, бандиты пытались его "сломать", принудить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и кончать таких же, как и он, боец - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь существовать!!!" И это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом маму Евгения, Любовь Васильевну: "Стань твой наследник одним из нас, и мы бы его не обидели". Мы можем только додумываться, о чем думал Евгений в свои неполные девятнадцать лет в эти страшные дни плена. Наверное, он непреклонно верил, что его и других ребят найдут и спасут. Нам, не пережившим тот самый ад, тяжело осознать, что было в его душе, когда он сделал свой отбор, отказавшись снять Крест и сделаться "братом" чеченского боевика. Но мы знаем, что Господь не оставляет своих. И может быть, Ангел Хранитель укреплял его в зловонной тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, потому что произвольный день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх - не в конец, а в бытие.

Развязка произошла в день рождения Евгения. 23 мая 1996 года Евгению как раз исполнилось 19. Его совместно с остальными солдатами вывели в деревню под Бамутом. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в завершающий раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, существовать будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили. Страшно, как в древнем языческом жертвенном ритуале, - живому отрезали голову...

Но Крест снять не посмели.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, еe догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Любовь Васильевна сама незримо присутствовала на кончине сына. Видеокассету с казнью ей дали бандиты.

Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.

2. «Божественный воин в огненном плаще»

Для того чтобы выкупить стан Евгения, его мама Любовь Васильевна продала все. Вещи, квартиру, доля одежды. Перевезла сына домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. И все... Она осталась одна. Практически без жилья, без средств, без элементарной моральной поддержки. Люди шарахались от несчастной, как от прокаженной, - "своих бед навалом". Даже орден Мужества ей вручили тихонько.

Но в это самое время в самых разных частях России стали совершаться невероятные вещи. По многим церквям пошли рассказы о неком "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам нарыть стезя к свободе, показывающем им мины и растяжки... О нем говорили в Комитете солдатских матерей в мае 1999-го: "Есть этакий Святой боец Евгений - мученик. Он, говорят, в плену ребятам помогает. Мы на него, на его молитвы перед Господом весьма надеемся".

В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, тот, что им помогает, "в особенности когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и сидельцы. "Он помогает самым слабым, поднимает сломленных..."

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книжка "Новый мученик за Христа боец Евгений". И сию минуту от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои" (2) .

К матери убитого за Веру солдата дивным промыслом потянулись люди. "Это Она, Его Мама", - твердят кругом. - Она - святая!" "Да какая я святая?! - от души удивляется Любовь Васильевна. - Я ещё только на пути к Богу. И сынуля мне нужен активный, здоровый. И чтобы здание полон внуков. А мне все дарят иконы. Их у меня уже больше 90. Говорят, благодарю, мне ваш Евгений помог. Показывают, как его лики мироточат... А я, я нетрудно чем могу помогаю людям. Сейчас, по воле сына (не сама, а как раз по ЕГО ВОЛЕ!!!), так, как сделал бы он, собираю посылки и сама привожу их нашим солдатам в Чечню. Сама, одна, хожу по блокпостам, военным частям, госпиталям... Мой пропуск - моя молитва. Но вы знаете, какие потрясающие у нас в Чечне служат пацаны! Почти в каждой солдатской палатке - Женины иконы. И не только в палатках. Там маленькие такие нательные образки делают..."

На могилу Евгения Родионова, в особенности в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, сотни людей собираются. Любовь Васильевна вспоминает: "А какие у нас чудеса тогда случались! Каждый год радуга. Мы уж ждем, знаем. А в прошлом году встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает непочатый край. Некоторые по Жене не панихиду, как по мертвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали монеты, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынуля вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, рослый. Самый рослый на всем нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: "Здесь лежит российский боец Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста". Записки близ могилы между камешков подсовывают... Матери, потерявшие детей в Чечне, пишут, родители, боящиеся освобождать своих сыновей в армию, девушки, мечтающие повстречать настоящего, доброго, верующего человека... Одна из Саратова три года ездила, в текущий момент вышла замуж за батюшку. Хотя я, открыто говоря, давнехонько эти записки не читаю. Ведь не мне это все написано. Ему. Жене моему. Мальчику. Верят в него. Любят. Надеются. Недавно в храме мне листочек с молитвой подают. От кого - не известно. А там: "...Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью поклоняющихся пресветлому твоему образу..."

И потому что сказано все это о моем ребенке. Вот я и думаю, может, права была та докторша, что ещё в роддоме мне сказала, что светлая, как звездочка, у сына моего существование будет".

3. После гибели Евгения Родионова…

В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова. Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации, где её выслушали. Комиссия сделала следующие выводы о смерти Евгения и его возможной канонизации: сообщения о мученической кончине Евгения Родионова записаны только со слов матери, которая саму смерть сына не видела. Она также не может с уверенностью подтвердить, что сына её заставляли отречься от Христа. С предполагаемым убийцей Евгения - Русланом Хайхороевым - мать виделась только один раз в жизни, в течение 7 минут, во время этой встречи Руслан Хайхороев, по свидетельству самой матери, ничего не рассказывал об обстоятельствах кончины Евгения Родионова. Никаких свидетелей и свидетельств о мученической кончине, кроме матери Родионова, - нет.

В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вел сознательную церковную жизнь.

Однако, несмотря на это, иконы с Евгением Родионовым стали появляться в русских церквях стихийно. В том числе и в тех, которые стоят очень далеко от Чечни, от Кавказа. Одна из первых икон была установлена в церквушке поселка Знаменки, под Петербургом, весной 2003 года. Рядовой Родионов, “во Чечне убиенный”, был изображен на ней в полный рост, в военной форме и с автоматом за плечами. Потом иконы с ним стали выставлять и в других петербургских церквях. В конце концов - 21 октября 2008 года воин Евгений Родионов был прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви.

4. Помним о подвиге русского солдата

Наверное, никто не остается равнодушным перед подвигом Евгения Родионова. Так, в 2009 году школа № 4 г. Кузнецка Пензенской области была названа его именем. 25 сентября 2010 года во дворе школы состоялось открытие памятника Родионову в виде бронзовой свечи, пламя которой обнимает держащего крест воина. Создана скульптура воина Евгения «Свеча памяти» (автор - художник-скульптор Сергей Георгиевич Мардарь).

В память о Евгении Родионове на Алтае освящён 10 августа 2002 года храм во имя святого мученика Евгения. В Харькове открыта Часовня Святого Евгения. В Ханкале заложен храм в честь мученика Евгения Родионова.

Заключение

Я был потрясен, когда просматривал материал к своей исследовательской работе. Чувства боли и сожаления возникало у меня за его маму, за испытанные им пытки. Я пришел к выводу, что проявленный героизм Евгения Родионова за православную веру - это проявление ценностей настоящего русского человека, Сына Отечества. Я осознал смысл понятия «патриотизм». Мне кажется, что каждый русский человек готов принять серьезные решения и нести за них ответственность.

Поставленная гипотеза полностью подтвердилась. Вот он – настоящий русский солдат, истинный патриот России!

Оформляя свою исследовательскую работу по этой теме, мои одноклассники заинтересовались личностью Евгения Родионова. А мой учитель истории, Ольга Владимировна Иванова, предложила мне выступить с моей работой в школе на 9 декабря, когда наша страна празднует День Героев Отечества.

Скачать материал

ВОИН-МУЧЕНИК ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ

Его душа ушла в полет.

Ее отпели птицы.

А мать живого сына ждет…

А он – на все века вперед

Безсмертным возвратится

Николай Тальков

23 мая – день рождения и день мученической кончины 19-летнего воина Евгения Родионова. В 1996 г., в праздник Вознесения Господня, после трех с половиной месяцев истязаний четверо российских пограничников были казнены в Бамуте чеченскими ваххабитами. Бандиты предлагали ребятам жизнь – если они откажутся от христианской веры. Русские солдаты – Евгений, Андрей, Александр, Игорь предпочли умереть верными Христу, Отечеству, своим близким. «Мы с вами живем только потому, что погибли – на всех войнах – другие», - говорит мама мученика Евгения – Любовь Васильевна Родионова. Нательный крестик Евгения, с которым он принял мученическую кончину, хранится в храме свт. Николая в Пыжах, что на Ордынке, там он лежит на Престоле.

Страдания и смерть современных русских воинов удивительным образом напоминают крестный путь святых христианских мучеников первых веков, когда, по словам святителя Димитрия Ростовского, «исповедников Христа схватывали и содержали в темницах, а затем производили над ними суд. Причем подвергали их многочисленным пыткам и разнообразным мучениям, и тех, кто оставался непоколебим в исповедовании Христа, Бога нашего, предавали смерти».

13 февраля 1996 г. четверо российских пограничников – рядовой Евгений Родионов, младший сержант Андрей Трусов, рядовые Игорь Яковлев и Александр Железнов – были захвачены в плен на чечено-ингушской границе, у села Галашки. Всего полгода прослужили ребята в армии, лишь месяц назад прибыли на заставу в горах – из Калининградской области.

В тот день они вышли в караул – к блок-посту в горах без света, связи и огневой поддержки в 200 м от заставы. Женя не должен был дежурить – вышел на пост вместо своего товарища Александра, у которого был день рождения.

Когда к контрольно-регистрационному пункту подъехала карета скорой помощи, ребята смутились: машина с крестом, вдруг в ней раненые, как в них стрелять? Выскочившие из скорой вооруженные боевики затолкали пограничников в машину и увезли в Чечню – российских пограничников можно было продать живыми или мертвыми.

100 дней и ночей, запертые в подвале, претерпевали ребята истязания, которые можно было прекратить, приняв ислам, отрекшись от веры православной и Родины. Русские воины предпочли веру во Христа, верность своему Отечеству. 23 мая 1996 г., в день рождения Евгения Родионова, исламистские экстремисты отрезали ему голову. При этом Женя так и не снял своего крестика, с которым не расставался никогда – ни в детстве, ни сейчас – перед лицом смерти. Были казнены и трое его сослуживцев.

Поначалу «отцы-команидры» российской армии попытались обвинить ребят в дезертирстве. Родителям были отправлены письма о том, что их сыновья покинули расположение части. «Этого не может быть», - сказала мать Евгения – Любовь Васильевна Родионова – и поехала искать сына.

В течение девяти месяцев она вдоль и поперек исходила Чечню, лицом к лицу увидела героев войны и предателей, побывала у Масхадова, Гелаева, иорданца Хаттаба, ее отправляли на минные поля, стреляли за спиной. Три дня она провела в чеченском плену у Шервани, брата террориста Шамиля Басаева. Жестоко избитую, полумертвую (бандиты решили, что женщина умерла), ее выбросили на улицу. Промыслом божиим она осталась жива – дошла до своих – десантников. В станице Асиновская, что в семи километрах от Бамута, оказалась в православном храме и молилась перед иконой Богородицы: «Матерь Божия, помоги ему! Господи, не оставляй его, ведь он любил Тебя!»

Наконец за 4 тыс. долларов матерям показали поле, где лежат в земле тела их сыновей. Чтобы расплатиться за «услугу», Любовь Васильевна заложила жилье в Подмосковье. В ночь с 23 на 24 октября 1996 г. наскоро прикопанные четыре тела были обретены при личном участии Любови Васильевны Родионовой и Нины Ивановны Железновой – обе растили сыновей в одиночку, у обеих они были главными помощниками, если не сказать кормильцами. Собственноручно матери одели дорогие косточки в новую форму. Части разбитой головы Евгения вернули матери лишь 6 ноября 1996 г., в Дмитриевскую субботу. В Ростов из Чечни она поехала поездом. Узнав, что пассажирка везет голову сына, проводница вызвала врача, посчитав Любовь Васильевну сумасшедшей.

Женя упокоился на кладбище подмосковного села Сатино-Русское, по соседству с храмом Вознесения Господня – именно в этот праздник закончился земной путь ребят. На пятый день после похорон сын приснился матери радостным и сияющим. В тот же день, пролежав долгое время на могиле сына, скончался от инсульта отец Жени Александр.

Мать увидела суд Божий над убийцами Евгения. Хайхороев был смертельно ранен своим же соплеменником-чеченцем. Его брат погиб в перестрелке с русскими пограничниками на том самом месте, где Женя и его товарищи были взяты в плен. Ранее Хайхороев успел рассказать Любови Васильевне с восточной откровенностью, смакуя подробности, о казни ребят, их отказе принять ислам. Разговор, по словам Любови Васильевны, проходил в присутствии представителя ОБСЕ Ленарда, а также полковников Попова и Пелипенко из группы по розыску и возвращению из Чечни российских военнослужащих, эксгумации и идентификации тел погибших.

23 мая на литургию и литию на могиле Жени в подмосковное Сатино по традиции приезжают воины, прошедшие Чечню, Афганистан, приходят старики – ветераны Великой Отечественной, привозят детей – воспитанников воскресных школ, скаутов из разных стран.

Бывает много украинцев, белорусов, представителей других национальностей – подвиг Жени и его товарищей стал известен далеко за пределами России. В Сербии и Черногории Женя – местночтимый святой «мученик Евгений Русский». Новомученик Евгений Воин упоминается православными капелланами армии США в заупокойных службах. Музеи Евгения Родионова открыты в Кривом Роге и селе Вольное Днепропетровской области. На Афоне написана икона воина-мученика Евгения, ее копии монахи рассылают как благословение Святой Горы военнослужащим. Первый Свято-Евгеньевский храм в нашей стране был построен руками пограничников в 2002 г. в Горном Алтае – на стыке границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине Жени – в селе Чибирлей Пензенской области. В Кузнецке Пензенской области его именем названа школа №4. Свое благословение на строительство часовни в честь воина-мученика Евгения в Переславле-Залесском дал духовник Святейшего Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Почитание вчерашних мальчишек, настоящих русских воинов, сложивших свои головы за веру и Отечество, стало подлинно народным и, как это не раз бывало в истории Церкви, опередило официальную их канонизацию.

18 марта 2015 г. в храме Святых царственных мучеников и страстотерпцев в Павловской Слободе Московской области состоялась встреча мамы Евгения Родионова с преподавателями и учащимися двух школ – православной школы «Ладанка» и Павловской общеобразовательной школы. Любовь Васильевна – мать солдата, внешне – хрупкая и легкая, на деле – несгибаемая и непобедимая – отвечала на вопросы детей и взрослых о том, как растила своего сына Евгения. И драгоценными были эти слова, потому что мученичество – лишь плод всей предыдущей жизни:

«Мы с сыном радостно жили и открыто, друг у друга на виду. В общежитии у нас была комната 18 м, которую разделяла перегородка. Так прошло 10 лет – трудное, но очень благодатное время. Мы много разговаривали – не было двери, которая бы нас разделяла. Когда я болела, Женя мне приносил чай в постель. Когда лежала в больнице, навещал меня там. Все заботы по дому лежали на нем с семи лет. Я в шесть утра уходила на работу, потому что работала и на двух, и на трех работах, а он сам вставал, завтракал, шел в школу. Женя умел готовить и очень любил кормить людей.

Мы с Женей много читали, обязательно обсуждали прочитанное. Женя учился средне. «Что ж ты так», - иногда упрекала я его. «Мам, да я все это исправлю!» - отвечал он. Помню, как наш маленький поселок потрясла история: очень обеспеченная армянская семья сдала свою маму в дом престарелых. Женя пришел из школы и сказал: «А они ведь образованы». Хорошо получить образование, но важнее оставаться человеком. Ничего нет дороже любви, уважения в семье.

Женя неплохо играл на гитаре, писал стихи, занимался спортом – самбо, боксом, футболом. Был в меру общительным. Любил семью, свою собаку, которую купил на первую зарплату на мебельной фабрике. Перед армией Женя без меня, по собственной воле вместе с соседкой исповедовался и причастился в храме в Дубровицах Подольского района».

Журнал «Покров», № 5, 2015 г.

Урок Мужества

«Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память»

Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память.

Цель

Показать духовный подвиг Евгения Родионова, причисленного Православной Церковью к лику святых, повторившего судьбу многих христианских мучеников, не отрекшихся от Христа.

Задачи

Воспитывающие

Воспитанию у молодого поколения и современного воинства стойкости духа, христианского мужества и сохранения Веры.

Развивающие

Эмоциональное стимулирование и развитие патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским и православным традициям

Познавательные

Осветить жизненный путь русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Чечне 23 мая 1996 года.

Формирующие

Формирование представлений о христианском долге и воинской службе Отечеству.

Формирование опыта духовно-нравственного поведения личности .

Форма проведения

Устный журнал.

Возраст участников

10-17 лет.

Место проведения

Классная комната.

Время проведения

40 минут.

Роль учителя

Подборка информации о Евгении Родионове, его жизни и подвиге.

Поручение детям

Выучить наизусть стихотворения, поработать над предложенным учителем материалом.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, усилители звука, экран, мультимедийная презентация «Евгений Родионов. Святой воин» , видеоролик «Подвиг Евгения Родионова» , аудиозапись музыки Ф.А. Моцарта «Реквием», разноцветные листочки.

Оформление

На экран проецируется презентация, столик с фотографией Евгения Родионова, цветами, зажженной свечой и надписью «Евгений Родионов. Герои в России есть».

Литература

Григорьева Е. Воин в красной накидке //Работница –2003. - №6. – С.6-9.

Дубова О. Н. // , май, 2006.

Сухинина Н. Е. // Русский Дом, январь, 2003.

Чуркина Е., Сапожникова Т. // Ладога, 29.11.2010.

Юрьев Ю. . Завтра, 46(311), 16-11-1999.

Юрьев Ю. . Завтра, 7(272), 16-02-1999.

Ход урока:

1. Учитель читает стихотворение

На фоне музыки В.А. Моцарта «Реквием»

1 мин.

Слайд 1.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2. Вступительное слово учителя

1мин. 40 сек.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Чечня – кровоточащая рана России. Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему. Там годами шли от селения к селению матери в поисках своих сыновей – убитых или живых, пленённых, готовых отдать всё, чтобы найти, спасти своего сына. Чечня – это ещё и деньги, и не малые, которые надо платить лишь за то, чтобы узнать что-то о своём сыне. Когда государство оставляет своих солдат на произвол судьбы, именно матери и отцы готовы отдать всё, чтобы спасти своего мальчика, порой уже мёртвого.

Слайд 2.

Так случилось с сыном Любови Васильевны Родионовой, нашедшей своего Евгения в чеченском плену, выкупившей на свои средства тело сына и узнавшей от самих боевиков о последних минутах жизни своего единственного ребёнка, сделавшего выбор между жизнью и смертью.

Наш урок Мужества сегодня посвящен подвигу, который совершил Евгений Родионов.

Слайд 3.

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по-разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их кончину никто не замечает. А жили ли?

Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души. Такой была жизнь Жени.

3. Сообщение обучающегося

6 мин. 30 сек.

Слайд 4.

Рассказ матери о сыне

Единственный сын Любови Васильевны Родионовой Евгений родился в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Когда младенец огласил мир своим первым криком, Любовь Васильевна почему-то взглянула в окно. Там по ночному весеннему небу медленно падала звезда, оставляя за собой длинную светящуюся полоску. «Это добрая примета, - успокоила её акушерка. – И ты будешь счастливой, и паренёк твой тоже…» Но всё же чувство опасности, страха, напряжённое ожидание чего-то долго не покидало женщину. Потом это как-то забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

«Женя рос крепким, очень тихим ребёнком, – вспоминает Любовь Васильевна. – Пожалуй, единственное, что было в его характере с ещё совсем маленького возраста, - это его наблюдательность. Он всегда обращал внимание на то, на что никогда никто внимания не обратил бы. В год с лишним он ещё не ходил, и мы как-то забеспокоились, решили его окрестить. Через месяц после этого Женя пошёл, пошёл твёрдо, уверенно, не спеша».

Получилось так, что Евгений вновь попал в церковь лишь летом 1989 года, благодаря своим бабушкам. По старинному православному обычаю они привели внука исповедаться и причаститься перед учебным годом. И тут выяснилось, что у паренька нет на себе нательного крестика. Наверное, на самой первой исповеди батюшка нашёл самые нужные слова, и, когда Женя вернулся домой, он стал носить крестик, не снимая.

Продел толстую прочную верёвку – «так надёжнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». – «Пусть, я так решил, и так будет». В этом проявился твёрдый, мужской характер Жени, о котором потом не раз будет говорить его мать.

Но над Евгением никто и не думал смеяться. Постепенно и друзья его сами стали делать крестики. Дети приспособились отливать распятия в специальных формочках. Позже такие массивные самодельные кресты очень распространены в Чечне. Их там мастерили солдаты. Старались, чтобы вышли потяжелее. Нашим ребятам было очень тяжело на той войне морально и физически, и им просто необходимо было постоянно ощущать присутствие православного креста на своём теле.

Женя рос самостоятельным, ответственным, так как матери в тяжёлое время начала 90-х годов пришлось разрываться на трёх работах. Не только сам готовил себе еду, сам делал уроки, один (без мамы) ходил в храм, в основном в Троицкий собор в Подольске. В 14 лет понял и принял суть Троицы, да так, что сумел донести это понимание до сердца тогда ещё далёкой от Веры своей матери. Мать Жени говорила, что он не был совсем открытым ребёнком, «было в нём что-то такое, чего никогда до конца я не понимала».

Хорошо закончив девятилетку, Евгений решил оставить школу и пойти работать на мебельную фабрику. У паренька оказались золотые руки, он начал неплохо зарабатывать. В дом пришёл достаток.

Слайд 5.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушёл из дома, из посёлка – в армию. Идти в армию не хотелось, но долг есть долг. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Его часть в городке Лесное под Калининградом давно расформирована. В тех частях, где служил Евгений Родионов, не существовало дедовщины. И многие солдаты считают это первым его чудом.

До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. Мама рассказывает: «Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Ещё одна мамаша приехала с требованием, чтобы её сына не послали в горячую точку». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что всё будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней своё отношение. Помог добраться до полевого учебного центра и дал Евгению восемь дней отпуска. В последний день их встречи Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт…» Увидев, как побледнела мать, попытался её успокоить: «От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня убьёт машина… А плен… Плен – это уж как повезёт».

Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года рядовой Евгений Родионов был направлен в командировку под командование Назранского погранотряда в/ч 2038. В плен попал ровно через месяц. Отряд из четырёх человек – Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов – заступил на очередное дежурство.

Слайд 6.

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Слайд 7.

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов сорокалетние побывавшие на войне громилы, и безусые неопытные, почти ничем не защищенные мальчики. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Слайд 8.

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ.

Слайд 9.

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Один из них – Андрей Трусов – родом из Орла. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа были вместе.

Никто не объявил никакой тревоги. Не было погони. Ребят вообще не искали. Хотя нет, искали. И даже активно. Но не в Чечне, а в далеком и мирном Подмосковье! 13 февраля Евгения захватили бандиты, а 16 февраля Любовь Васильевна уже получила телеграмму, из которой поняла, что ее сын ушел из части в самоволку. Тут же нагрянула милиция. Квартиру обыскали, ища дезертира.

Тут уж Любовь Васильевна, точно знавшая, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, "не та натура", сама кинулась в Чечню спасать Евгения. Там ей подтвердили: "Да, действительно, вышла ошибка, ваш сын пропал без вести..."

4. Сообщение обучающегося

7 мин. 8 сек.

Смерть за Христа

Любовь Васильевна прибыла в Ханкалу, где в надежде найти своих пропавших детей собирались отцы и матери со всей России. «Нет такого посёлка, где бы я ни побывала, - рассказывает она. – Нет ни одного полевого командира, с которым бы ни беседовала… Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин было больше, чем камней. Он меня защищал от бомбёжек, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, чтобы похоронить в родной земле по христианскому обычаю».

Одинокая женщина без какого бы то ни было «официального прикрытия» сама «вела переговоры» с отпетыми бандитами. На встречах с боевиками ей говорили, что сын жив, но он в плену. Она сама тоже побывала в плену, три дня прожив в заложниках. Любовь Васильевна верила, что Женю ищут военные, они не оставят его и других ребят: «Он же государственный человек, не за себя стоял, за Родину». Но сына, уже мёртвого, нашла она сама лишь через девять месяцев. И даже за останки бандиты потребовали 4 миллиона рублей – примерно 4 тысячи долларов. И все эти деньги она выплатила сама, продав всё, что имела: квартиру, мебель, одежду.

Слайд 10.

От боевиков Любовь Васильевна и узнала подлинную историю крестного пути своего сына. Плен с испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств могли прекратиться в любой день. Каждый день Жене говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и всё». Это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну: «Стань твой сын одним из нас, и мы его бы не обидели». В неполные девятнадцать лет мальчик делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он сам. Возможно, до последних дней он верил в то, что его и других ребят найдут и спасут. Но если государство предаёт своих сыновей, бросает их на произвол судьбы, Господь не оставляет своих. Может быть, Ангел Хранитель укреплял его во тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, ведь каждый день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх – не в смерть, а в жизнь .

Слайд 11.

Развязка произошла 23 мая 1996 года, в день рождения Жени. Ему исполнилось 19 лет. С остальными солдатами его вывели в лес под Бамутом. Сначала убили друзей, с которыми был на последнем дежурстве. Потом в последний раз боевики предложили ему снять Крест, обещая сохранить жизнь. Евгений отказался. Когда «борцы за истинную веру» убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Женя был живым, когда нож бандита полосовал ему его горло... дикая расправа - от дикого хазарского поверья - у врага надо отрезать голову, иначе он будет преследовать тебя всю жизнь. И тогда его хладнокровно казнили – обезглавили.

Слайд 12.

Но Крест снять не посмели. Именно по нему мама узнала потом своего сына. В момент казни она находилась в 7 километрах от сына.

Чтец 1:

Люди, вы слышали про
парня,
Что был растерзан у
врагов в плену?
Он вынес все свои
страданья
И выгнул линию свою.
Его пытали, били,
унижали,
Хотели, чтоб сорвал он
крест с груди,
Но верх над ним не
одержали,
Не предал он своей
любви.
Остался до конца он
верен
России,Богу,Матери
Своей
И знал солдат, что век
его отмерен,
Что он умрет, но после
всех страстей.
Осатаневшие шакалы
Не зная,как его
сломить,
Достали острые
кинжалы
И стали голову пилить.
И в страшных
муках,окровавлен,
Но не отрекся от
Христа
Зверьем тем был он
обезглавлен,
Но сам не снял с себя
креста....

Слайд 13.

Чтобы забрать тело из могилы, матери - Любови Васильевне, 17 раз приxодилось приезжать на переговоры с бандитами, ей выдвигались все новые условия. Два раза солдаты и офицеры добровольно рисковали своими ЖИЗНЯМИ, и вместо пяти человек, нужных для выполнения операции, вставало двадцать.

Слайд 14.

В конце концов, Хойхороев отправил мать искать могилу на... минном поле. При этом погиб, помогавший Любови Васильевне капитан подорвавшийся на мине.

Тело Евгения было привезено матерью на родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Один из тридцати трёх воинов-христиан римской армии, отказавшихся отречься от Христа, носил имя Евгений. Женя казнён в день Вознесения Господня, пришедшийся в тот год на 23 мая. И Храм, возле которого лежит солдат, тоже носит название Вознесения Господня. Это храм упоминается в летописи с 1600 года, а в 1812 году был сожжён и разграблен французами. И именно в 1996 году храм Вознесения Господня стал восстанавливаться по Промыслу Божию.

Летом 1999 года при налёте на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где за три года до этого были захвачены Евгений и трое других солдат. Мать не торжествовала, узнав об этом: «А чего радоваться, ещё одна душа пропавшая!»

Слайд 15.

На могилу Жени, особенно в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, собираются сотни людей. «А какие у нас чудеса случались, - рассказывает Любовь Васильевна. – Каждый год радуга. Мы уж ждём, знаем. А в прошлом году (2002г.) встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает много. Некоторые по Жене не панихиду, как по мёртвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали деньги, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынок вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, высокий. Самый высокий на всём нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста». Под этот крест люди, приезжающие специально к этой могиле из самых отдалённых уголков России, кладут записочки с мольбой о помощи. Порой, буквально с житейскими просьбами и вопросами. Простые люди преклоняются и перед матерью солдата. Однажды в храме ей подали листок с молитвой, От кого – не известно. А там: «… Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью преклоняющихся пресветлому твоему образу».

5. Слово учителя

48 сек.

Слайд 16.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины... из-за рубежа.

Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Слайд 17.

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

6. Сообщение обучающегося

8 мин.50 сек.

Слайд18.

Жизнь после смерти

Село Акташ затерялось в горах Алтая. Богом и государством забытый край. Люди, которые приезжают сюда из центра России, рассказывают, что даже столица республики – Горно-Алтайск – до сих пор живёт в 50-х годах. Про Акташ и говорить не приходится. Здесь находится штаб Алтайского погранотряда, который защищает пересечение российской границы с рубежами трёх стран: Китая, Монголии и Казахстана. Два года назад солдаты своими руками построили тут первый в пограничных войсках деревянный полковой храм.

Храм этот – Свято-Евгеньевский, он освящён в честь Евгения Мелитинского – одного из тридцати трёх воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы. Пограничники, правда, говорят, что это, прежде всего, памятник их товарищу Евгению Родионову.

Здесь служит первый в новейшей истории российской армии полковой священник – отец Варлаам, который сам некогда был офицером – военным хирургом.

Он и написал первую икону «воина Евгения, в Чечне убиенного». Она какое-то время стояла в храме, но скоро бойцы попросили забрать её с собой на заставу. Пришлось отцу Варлааму писать ещё одну. И эта икона оказалась чудотворной.

В начале августа 2003 года в Акташ отправились Александр Макеев и сотрудники его фонда: привезли для полкового храма иконы, кое-какую церковную утварь и землю с могилы Жени Родионова, благословенную его матерью. Отец Варлаам решил отслужить панихиду…

Икону Евгения вынесли на аналой, - рассказывает Макеев, - мы стояли и слушали службу. Вдруг мы все – присутствующие в храме – переглянулись: из Жениной ладони, в которой он на иконе держит крест, засочилась золотистая струя. Батюшка это тоже заметил, но не мог прервать молитву. Когда же он закончил, он обернулся к нам с каким-то просветлённым лицом и сказал: «Ну вот, смотрите же!»

Как оказалось, это не первый случай мироточения этой иконы. Отец Варлаам рассказал, что впервые она замироточила 20 ноября прошлого года. Тогда в части был крестный ход памяти мелитинских мучеников, и икона «заплакала» прямо в руках у рядового Андрея Зяблицкого. Затем то же самое повторилось на Вербное воскресенье. А наиболее обильное мироточение было отмечено в храме 23 мая – в день поминовения Евгения Родионова.

Жидкость каждый раз разная, - рассказывает священник. – И запах… Его сложно с чем-то сравнить. Он напоминает цветочный аромат, но всё же более густой.

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришёл рапорт о том, что «фотография на обложке книги мироточит. Миро светлого цвета, с лёгким запахом хвои».

В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Так в одном из реабилитационных центров одна из девочек-бродяжек рассказывала о некоем солдате в красной плащ-палатке, который «назвался Евгением, взял меня за руку и привёл в церковь». Красный плащ-палатка - плащ мученика. По многим церквям пошли рассказы о некоем «Божественном воине в огненном плаще», помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки. В госпитале им. Бурденко раненые военные утверждали, что знают некоего солдата Евгения, который помогает, «особенно когда подступают боли». Многие говорят, что видели его на иконе, когда были в храме Христа Спасителя. «Воина в красной плащ-палатке» знают и заключённые: «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных».

Любовь Васильевна Родионова верит. Никогда раньше не верила, до 45 лет даже в церкви не была. А теперь верит. При этом она не считает, что её сын принял мученичество за православие. «Он, прежде всего, остался верен присяге, исполнил свой воинский долг», - говорит она.

И о себе она не говорит как о матери святого: «Я, прежде всего, мать-воин». А ведь был момент, когда она, отверженная всем миром, дойдя до последней черты отчаяния, решилась на смертный грех самоубийства. Но какая-то светлая и радостная сила, по её собственному признанию, подняла её на ноги, и она физически ощутила присутствие сына. «Ты сейчас нужна многим», - пронеслось в сознании.

Она, по воле сына, так как бы сделал он, собирала посылки и привозила их нашим солдатам в Чечню. После гибели сына она была там 24 раза. Более 100 тонн гуманитарной помощи переправила Любовь Васильевна нашим солдатам в горы. Привезла она туда 6000 православных крестиков. «Я не знаю, как это объяснить, - говорит она, - но солдаты не берут эти крестики в руки, а голову наклоняют, чтобы я надела крестик и благословила». Солдаты в Чечне не знали, как её зовут. Они встречали её просто: «Женина мама приехала!» Она уже ничего не боялась, сама ходила по блокпостам, военным частям, госпиталям. Её знали местные жители и уважали за смелость. Её пропуск – молитва. Почти в каждой солдатской палатке – Женины иконы.

Каждый день она ходит на могилу сына, похороненного в посёлке Курилово, близ подмосковного Подольска: «Здесь – моё прошлое, здесь – моё будущее, на этом клочке земли».

Она уже ничего не хочет. Хотя она знает, ради чего живёт: ей нужно дожить до того дня, когда Президент России примет и выслушает хотя бы одну мать погибшего в Чечне солдата. Смысл жизни с гибелью детей теряется, но надо найти в себе силы подумать о тех, чьих сынов миновала страшная чаша, и постараться защитить этих детей, принять их в своё сердце как собственных. Но сколько могил с останками неизвестных солдат появляется до сих пор недалеко от Ногинска на Богородском кладбище! И это в XXI веке, в России – и снова «неизвестный солдат». В один из февральских дней, когда предали земле 20 неизвестных солдат, погибших в Чечне, Любовь Васильевна Родионова сказала у их могилы: «Я очень бы хотела видеть здесь высокие генеральские фуражки, которые по долгу службы посылали ребят на смерть. И сейчас я бы не считала для них зазорным, если бы они поклонились этим ребятам, попросили прощения у них. В своё время единственный из всех военных чинов, ныне покойный Лев Рохлин, был честен в своём бессилии боевого генерала. Он взял руку женщины в ладонь и просто сказал: «Прости, мать…»

Слайд 19.

Крест, который оставался на Евгении и после отсечения головы, не был захоронен вместе с телом воина. Истлевший шнурок и пулька хранятся у матери, а сам крест передан в храм святителя Николая в Пыжах протоирею Александру Шаргунову и лежит в алтаре.

Наверное, нет более точных слов, чем общий тропарь мученикам, который каждый день исполняется в православных храмах России: «Мученик Твой, Господи, Евгений, во страдании своём прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

Слайд 20.

Чтец 2:

Передо мной лежит икона
Я всматриваюсь в лик святой
В военной форме смотрит скромно
Мой сверстник парень молодой
Такого раньше не встречал я
За что же это в наши дни
Такого молодого парня
Уже в святые возвели.
Мой сверстник,Женя Родионов
Российской армии солдат
Каких в России миллионы
Отдать долг Родине был рад
А мама слезы утирая
Благословила как смогла
Тот крестик золотой вручая,
Чтобы судьба уберегла.
Когда в Чечне правопорядок
Парнишка стройно охранял
Ему устроили засаду
Он в плен боевикам попал
И золотой на теле крестик
Блеснул боевику в глаза:
"В живых останешься ты если
Заменишь веру" - он сказал.
И приняв страшные мученья
Отдал Евгений жизнь свою,
Отдал врагам без сожаленья
За веру православную.
А мама плакала, искала
Сыночка долго своего
И среди тел других узнала
Она по крестику его.

7. Беседа

5 мин.

Вот такая непростая, героическая и одновременно трагическая судьба.

А как вы оцениваете подвиг Евгения Родионова?

Как вы думаете, почему Женя не снял крест? Легко ли ему было так поступить?

Выполнил ли он свой долг?

Нужны ли такие люди России?

Знаете ли вы подобные случаи?

Какой человек способен на такой подвиг?

Можно ли сказать, что его мать тоже совершила подвиг? Почему?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы каждый человек был способен на подвиг?

8. Заключительное слово учителя

1 мин. 11 сек.

Просмотр видеоролика «Подвиг Евгения Родионова» (А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове»)

5 мин. 46 сек.

Слайд 21.

Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Долг? А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова Отчизна? Если совесть заплыла жиром, А на близких плевать… Как быть тогда?

Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг - в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Слайд 22.

И в заключении нашего урока я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Подвиг Евгения Родионова».

На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие.

Таким образом получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Я верю, что ваша жизнь будет подобна факелу, который согреет много душ. И ваша жизнь будет на благо Родины.