Федор конюхов биография и интересные факты. Признание оскара конюхова

Родился 1951г.

Профессиональный российский путешественник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан, альпинист, полярник, художник. Три похода на Северный полюс, включая один одиночный, четыре яхтенные кругосветки, восхождение на Эверест, велопробеги от бухты Врангеля до берегов Невы и до Бреста – вот лишь основные творческие достижения Конюхова. Всего же на его счету более 50 самых различных экспедиций.

О путешествиях он мечтал с детства. В 15 лет переплыл на лодке Азовское море, его идеалом был Чичестер – мореплаватель-одиночка. И ему повезло в жизни: детская мечта пронизала всю жизнь, Конюхов стал профессиональным путешественником. Профессиональным, а не кастовым. Ему претит высокомерие альпинистов или тех же яхтсменов, считающих людей других увлечений и отважных профессий – людьми ниже себя.

В молодости одиночество (а Конюхов, как правило, ходит один) угнетало. С годами тщеславие, амбиции были частично удовлетворены, на смену тяги к спортивным рекордам пришел творческий азарт (к живописи и литературе), поглощающий всю натуру этого неуемного человека и не дающий ему впадать в тоску и ностальгию среди ли безбрежного океана или в ледяной пустыне.

Одно из его путешествий – покорение вулкана Килиманджаро, высшей точки Африки (5985 м), в 1997 г. Подъем занял все четыре дня – ведь гора доступна любому тренированному человеку. Но дело было не в спортивной стороне восхождения. «Крыша Африки» стала очередным пунктом в программе покорения высочайших вершин всех континентов. Позади у Федора самые сложные горы: Эверест, массив Винсон в Антарктиде, Аконкагуа в Южной Америке, Эльбрус (считая его в Европе, Монблан можно оставить в стороне), Мак-Кинли в Северной Америке. И, наконец, для завершение программы «Семь вершин» — покорение горы Джая в Океании.

«Мои путешествия – это стремление познать не только природу, но и свою душу», – сказал Конюхов, вернувшись из кругосветного плавания на яхте «Караана», осуществленного за 224 дня в 1990 – 1991 гг. Это было первым в России безостановочным одиночным плаванием. Он вышел из австралийского Сиднея и без заходов в порты по самому сложному пути между ревущими сороковыми и неистовыми пятидесятыми с заходом на экватор обогнул земной шар. Познавший, как никто, буйство стихий, встречавший один на один и безмолвный, и грохочущий океан, волей и чудом не раз вырывавшийся из цепких когтей небытия, Конюхов позже признавался в своем дневнике: «Посмотришь на карту – и не верится, что можно забраться в такую глухомань, в которой остров Пасхи и то ближе к людям, чем я сейчас на маленькой яхточке. Все такое хрупкое, что стоит океану один раз подняться и опуститься на нас как следует – и вознесется моя душа на небеса светлые, а тело уйдет в пучину вод навсегда. Подо мной глубина – бездна, надо мной вышина – бездна. Где конец всему этому? Где можно было бы оставаться в безопасности?»

Не менее драматичным было и одиночное покорение Южного полюса в 1996 г. (кстати, самая сложная по организации экспедиция). Путешественник после 1350 км ледовой пустыни и 60 дней пути добрался до «пяток» Земли уже под православное Рождество. Установил на Южном полюсе российский флаг, за что удостоился приветственной телеграммы российского президента. Но первыми все же поздравили полярники американской станции Амундсен-Скотт, ставшие свидетелями его достижения. После этого Конюхов стал единственным человеком на планете, покорившим все земные полюса – Северный и Южный – и полюс высоты – Эверест. А также обогнувший мыс Горн — своеобразный рекорд для мореплавателей, полюс кораблей. Это как приз Большого Шлема для профессионалов-путешественников, морских и сухопутных. А была у Конюхова еще одна покоренная точка – Полюс Недоступности – равноудаленное от северных точек материков место в Северном Ледовитом океане.

Удивительно, но Федор даже после изнурительного ледового похода к Южному полюсу был в достаточно хорошей форме. Его закаленный организм очень быстро мобилизуется перед трудными испытаниями и легко восстанавливается. Он не воспользовался возможностью вылететь из Антарктиды, а продолжал следовать первоначальному плану – покорить высочайшую вершину континента (5140 м) – массив Винсон. Но даже до ее покорения он считал себя давно взошедшим на высшую точку Антарктиды. И даже нарисовал ее в красках. А в одном из московских салонов так и заявил: «Мысленно я уже побывал на вершине этой горы. И это главное. Теперь осталось только сходить и посмотреть на нее». Вот таков этот необычный человек – Федор Конюхов. Все для него просто: задумал, пришел, покорил…

А на повестке дня – очередные планы: погружение в Марианскую впадину, гонки на собачьих упряжках с эскимосами от Гренландии до Чукотки через северный полюс, постройка необыкновенной и гигантской яхты для покорения всех мировых рекордов, а также с богатым научным оснащением по образу «Каллипсо» Кусто… Ведь он уже не мыслит себе экспедиции без основательной научной отдачи.

Федор Конюхов биография кратко и интересные факты из жизни российского путешественника — экстремала, художника, журналиста, яхтенного капитана, священника изложены в этой статье.

Федор Конюхов краткая биография

Конюхов Федор Филиппович появился на свет 12 декабря 1951 года в поселке Чкалово, которое расположилось на берегу Азовского моря. Его отец был потомственным рыбаком из Архангельской губернии.

Конюхов обучался в Одесском мореходном училище и Ленинградском полярном училище, Бобруйское художественное училище по специальности резчик по дереву.

После он в 1970 году обучался в Ленинградской семинарии. Нес службу в армии, пребывая в Сальвадоре, Никарагуа и Вьетнаме. Федор также служил матросом на судах балтийского спасательного флота и на траулерах, добывая в Тихом океане рыбу.

Еще с самого детства Конюхов проявлял любовь к путешествиям. Целых 20 лет он в качестве испытателя предельных возможностей человека брал участие в экспедициях на Южный и Северный полюса.

Все свои яркие впечатления от совершенных путешествий Федор описывает в картинах и книгах. Он является автором больше 3 000 картин, участником международных и российских художественных выставок. Много его работ на данный момент находятся в частных коллекциях и музеях. В 1983 году Конюхова приняли в Союз художников СССР, а в 1996 году он стал членом Московского Союза Художников в секции «Графика» и «Скульптура» (с 2001 года). Помимо этого Федор Конюхов обладает званиями лауреата Золотой медали Российской Академии художеств, Почетного академика Российской Академии художеств.

Он является автором 9 книг под названиями –«Дневники Федора Конюхова о гонке парусников «Around Alone», «И увидел я новое небо и новую землю», «Мой дух на палубе «Карааны», «Под алыми парусами», «Гребец в океане», «Дорога без дна», «Все птицы, все крылаты», «Океан ‑ моя обитель».

В 1998 году путешественник возглавил лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях в Гуманитарной академии. А спустя год его удостоили званием заслуженного мастера спорта, наградили экологической премией ООН «Глобал-500», орденом Дружбы народов СССР, приза ЮНЕСКО «За честную игру».

В 2010 году Федор Конюхов стал иподиаконом, а 23 мая этого же года его привели сан священника в запорожском Свято‑Никольском храме.

Сегодня отец Федор не устает путешествовать, правда, уже не в качестве ученого или спортсмена, а миссионера.

Что касается личной жизни, то он женат во второй раз. Его первой женой была Любовь, которая нынче живет в США. А второй и последней супругой Конюхова стала Ирина, профессор и доктор юридических наук. Воспитывают двоих детей с предыдущего брака и одного общего ребенка – сыновей Оскара, Николая и дочь Татьяну.

Федор Конюхов интересные факты

  • Первую свою экспедицию он совершил в возрасте 15 лет. Федор на весельной лодке переплыл Азовское море. Всего он осуществил больше 50 экспедиций, участвуя в гонках на собачьих упряжках и четырежды путешествуя вокруг света.
  • Он является первым россиянином, который выполнил программу «Большой Шлем» (обойдя Южный полюс, Северный полюс, Эверест). И был первым путешественником, достигшим 5 полюсов планеты — Южный географический, Северный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Полюс высоты (Эверест) и Полюс яхтсменов (мыс Горн).
  • Кроме того, что Конюхов занимается писательской деятельностью, он еще пишет стихи и музыку для органного исполнения.
  • Также он отлично рисует – его картины выставляются на родине и за рубежом.
  • В 1983 году его приняли в Союз художников. В этой организации он был самым молодым членом данной организации.
  • В 2010 году Федора Конюхова посвятили в священники на родине, а Украинская православная церковь отметила его орденом за труды на благо.

Родился известный путешественник Федор Конюхов в Запорожской области, в 1951 году. Мальчик рос в многодетной семье, всего детей было пятеро. Семейство Конюховых жило в деревушке, а потому и Федор рос и познавал физический труд с самого детства. Федор Конюхов, семья жили как раз на берегу Азовского моря, которое всегда манило и завораживало его. Желание рыбачить и плавать возникло довольно рано, и уже в 15 лет он переплыл море на лодке самостоятельно.

Отец Конюхова Филипп, был на фронте в Великую Отечественную войну, рассказывал много историй того нелегкого времени. Дед Федора был также подполковником царской армии, которому довелось служить вместе со знаменитым исследователем Седовым Георгием.

Образование путешественника. Он окончил мореходное училище в Одессе, затем, обучался в полярном училище города Ленинграда. Далее, Конюхов проходит обучение в духовной семинарии. Когда окончил школу разведки в городе Калининград, то был призван служить в ряды Советской армии. Помимо прочего, на счету Федора служба в таких горячих точках, как Сингапур, Вьетнам.

В Белоруссии Конюхов получил специальность резчика-инструктора, окончив Бобруйское художественное училище.

Священник Федор Конюхов, личная жизнь, биография

Впервые совершил путешествие в Тихом океане в 1977 году. Приехал и прожил некоторое время на Чукотке, где познавал возможности своего организма, а также познал азы езды с собачей упряжкой, с помощью которой смог пересечь Чукотку в 1981 году.

  • Он перешел на лыжах из СССР в Канаду с международной экспедицией (1988 год).
  • 1990 год – отправился и достиг цели на Северном полюсе один, на лыжах.

Далее, было много достижений Федора Конюхова, много восхождений, о которых можно долго рассказывать. Самые запоминающиеся события из жизни путешественника – принятие в 2010 году сана священника, пересек Гренландию за рекордные 15 суток и 22 часа. В 2012 году стал первым священнослужителем Русской Православной Церкви, вошедшим на Эверест. Является первым россиянином, которому удалось покорить семь вершин мира. Также является первым человеком в мире, которому удалось достичь пять полюсов планеты.

Всем известен путешественник и исследователь Федор Конюхов. Личная жизнь, биография этого человека интересует многих, как и любого публичного человека. Хотя нет, скорее как раз таки к личной жизни Федора Конюхова и прикованы взгляды общественности. Всем интересно как живет этот удивительный человек дома, всех интересует его семья. Личная жизнь исследователя сложилась довольно интересно. Он был дважды женат и у него трое детей.

Федор Конюхов и жена Ирина Умнова

Впервые Федор Конюхов и Ирина Умнова встретились в 1995 году. В то время Ирина работала над докторской диссертацией, работа на Совет Федерации, имела юридическое образование. Как говорят супруги, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Отношения начали развиваться стремительно. Федор не стал затягивать, и на следующий же день после знакомства пригласил Ирину на свидание. Кстати, на свидание знаменитый путешественник явился с цветами и с рюкзаком за спиной. Как утверждает Ирина, накануне встречи с будущим мужем, она молись в храме о том, чтобы всевышний послал ей любимого. На момент знакомства с Федором у Ирины уже было два сына, которых она воспитывала сама. Связав себя узами брака, супруги путешествовали вместе. Для семейного благополучия, Ирина решила бросить успешно развивающуюся карьеру. И не пожалела об этом.

Федор Конюхов и Ирина Умнова хотели детей, но попытки были тщетными. Тогда, однажды пережив шторм во время плавания на яхте, пара просила Бога о том, чтобы он дал им дитя. Спустя несколько месяцев Ирина забеременела.

Дети Федора Конюхова

В первом браке у Федора появились сын Оскар и дочь Татьяна. Между ними разница в три года. Сын построил карьеру спортивного менеджера. Татьяна проживает в Соединенных Штатах. Со второй супругой у Федора в 2005 году родился сын Николай. Ирина призналась, что во время беременности ей было тяжело, так как супруг постоянно отсутствовал, но она его всячески понимала и поддерживала. Также, Ирина Умнова поведала трогательную историю о рождении долгожданного малыша, о том, как муж присутствовал на родах, увидел ребенка первым, перерезал пуповину. Федор Конюхов, дети, семья всегда вызывали интерес у прессы и общественности, но фото путешественника в сети много, а вот детей – редкость.

Федор Конюхов помимо путешествий и восхождений сделал ощутимый вклад в науку, написал множество книг. В перерывах он писал картины, продавая которые зарабатывал на снаряжения и другие необходимые предметы для странствий и открытий. Федор Конюхов — удивительный человек, яркий пример мужчины, который всю жизнь ставит себе цели и делает все возможное и невозможное для их достижения. Федор не захотел жить тихой и спокойной жизнью, иметь обычную работу, а по вечерам заседать в кресле у телевизора, этот человек выбрал другой путь, путь саморазвития, открытий, познания собственных сил и возможностей. Нет в нашей огромной стране человека, который бы не знал, или не слышал о нем, и все им восхищаются. В свои 65 лет он не собирается останавливаться, а желает покорять все большие вершины и без сомнения, еще не раз удивит нас своими достижениями и открытиями.

«Сын за отца отвечает!»

Старший сын Федора КОНЮХОВА рассказал «МВ» о том, почему, преклоняясь перед отцом, все же не пошел по его стопам.

Оскар Конюхов с первого взгляда производит впечатление человека, который просыпается с морскими брызгами на душе. В нем нетрудно угадать опытного яхтсмена, даже если не знать, что он сын легендарного Федора Конюхова – знаменитого путешественника, художника и потомственного священника, совершившего четыре кругосветки и дважды покорившего Эверест, не говоря уже о сложнейшних переходах по снежным пустяным и дрейфующим льдам. Дети великих часто переживают, что живут в тени своих родителей. Оскар даже не задумывается об этом. И не пытается подражать отцу. Только помогает ему по мере возможностей и сил, которых порой требуется немерено. Причем и физических и моральных. К примеру, когда нужно доставить два десятка собак куда-нибудь в Гренландию…

Оскар предложил встретиться в творческой мастерской отца на Павелецкой. Никогда бы не подумала, что у Федора есть такое уютное убежище в самом центре Москвы. Второй этаж напоминает просторную каюту. Заходишь, и кажется, что с минуты на минуту отправишься в морское путешествие. Сразу представляется харизматичный кок, предвкушаешь аппетитные запахи с кухни…

А на первом этаже находится мастерская Федора и исторический музей. Федор собрал любопытные артефакты с достоверной информацией о том, где, когда и кем был найдет каждый из них, и какому кораблю мог принадлежать. Оказалось, что часть одной из мемориальных стен выложена кирпичами Храма Святителя Николая Чудотворца (Мокрого) XVI века, разрушенного еще в 1930-е… А рядышком с мастерской Федор построил маленькую часовню, опоясанную морской якорной цепью – в память о погибших путешественниках. Причем построил на собственные средства, полученные от продажи своих картин – всего за четыре месяца!

Часовня освящена во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю. Стены из красного кирпича, купол из дерева, покрытого жестью. В качестве окошек восемь настоящих корабельных иллюминаторов, а на фасаде таблички с именами Георгия Седова, Наоми Уемура, Юрия Подрядчикова, Питера Блейка…

– Оскар, вас ведь, наверное, тоже можно назвать настоящим путешественником, учитывая как часто вы бороздите моря-океаны, пусть и не в одиночку как ваш отец?

– Как раз напротив – я себя путешественником точно не считаю. Знаете, сейчас все кругом стали путешественниками. Все рассказывают о своих поездках, делают фотоотчеты, ведут блоги, и это здорово. Но все же то, чем занимается Федор, это совсем другое. Он ищет себя, изучает себя в разных стихиях, остается наедине с Вселенной, с Богом. Я всегда понимал, что мне нет смысла ему подражать, потому что я точно не смогу выдержать все то, что выдерживает он. Я бы просто не смог вот так странствовать всю жизнь. Я человек земной, достаточно прагматичный, и образование у меня соответствующее – экономическое. К тому же я вижу свое предназначение в том, чтобы помогать отцу, страховать его. Быть в любую минуту наготове, если понадобиться помощь. А ситуации бывают настолько тупиковые и сложные, что никто кроме сына не сможет ему помочь.

– Вы называете своего отца Федором – почему?

– Очень люблю его и восхищаюсь им. Всю жизнь пытаюсь его понять, разгадать, хотя знаю, что это невозможно. Но от этого становится еще интересней!

– Дети известных людей часто переживают, что никогда не достигнут высот своих родителей. А вы?

– Я – нет! – смеется Оскар. – Моя задача обеспечивать отца прогнозами погоды и следить, чтобы у него все было в порядке. А то ведь после первого старта перехода через Тихий океан от Чили до Австралии на весельной лодке у Федора возникли проблемы которые он сам в океане решить не мог – испортились аккумуляторы солнечных батарей. И мы своими силами возвращали лодку в порт: пришлось полностью менять всю систему энергообеспечения на борту.

– Вы уже, наверное, привыкли к опасным проектам Федора, чувство страха за него притупилось?

– К этому невозможно привыкнуть. Каждый раз когда отец отправляется в очередное путешествие мы – я имею в иду всю нашу семью – не находим себе места. Страх за него у нас есть всегда, потому что опасностей на самом деле много – это и большие корабли, и акулы. Мы конечно не думаем, что эти акулы выпрыгнут из воды и откусит поллодки, но в любом случае, даже одно нахождение этих хищников рядом, да еще в таком огромном количестве, пугает – особенно во Французской Полинезии и при подходах к Австралии. Один путешественник писал, что акула сопровождала его в течении двух месяцев, хотя однажды он все-таки решился искупаться, когда она ненадолго оставила его в покое. А Федор говорит, что не рискует опускаться в воду и все время пристегнут. Потому что несмотря на то, что дрейфующая весельная лодка движется относительно не быстро, все равно есть ветер и течение, и, находясь за бортом, не так-то просто ее догнать. Я иногда даже просыпаюсь по ночам: все думаю, как он там? Совсем один, на маленькой лодочке, посреди океана!

– А правда, как? В голове не укладывается, как можно плыть по таким огромным волнам на весельной лодке, пусть даже оборудованной по последнему слову техники! Кстати, правда, что лодка Федора не может перевернуться?

– Еще как может, потому что у нее нет киля. Просто лодка «Тургояк» спроектирована таким образом, что она в любом случае должна вернуться в исходное положение. Однако переворот лодки в океане это в любом случае ЧП, потому что могут быть повреждены приборы, могут выпасть из своих гнезд аккумуляторы солнечных батарей – каждый весом 30 кг, а всего их три. И представьте, если эти девяносто килограммов веса начнут свободно летать в пространстве – они могут сломать переборки и повредить лодку. Поэтому Федору надо всеми силами стараться не допускать переворотов. Любая волна больше двух метров – это уже серьезное испытание для такой маленькой лодки и гребца.

Федор рассказывал, что было, когда поднялись волны 4-5 метров, с таким мощными гребнями, что они накрывали лодку полностью, хотя по идее она настолько легкая, что должна была все время выплывать на поверхность. Она сделана из углеволокна и будучи пустой весит всего 250 кг! Так что даже если там запас продуктов на 200 дней – а продукты все сухие, сублимированные – то это все равно небольшой добавочный вес. Максимум еще 200 кг. Однако в реальных условиях шторма англичане, которые делали эту лодку, испытать ее, естественно, не могли, потому что в такую погоду никто в море не выходит. Но как сказал Федор, после того, как пересек экватор своего пути, все что могло поломаться уже поломалось, а то что выдержало будет работать и дальше.

Я с огромным интересом читала выдержку из телефонного разговора Федора, когда он рассказывал, что у него происходит. В тот момент он был ровно на середине пути: «Когда появится следующий тропический шторм, в каком направлении он будет двигаться, где в тот момент будет находиться лодка «Тургояк» – вот какие вопросы меня постоянно беспокоят. Фактически до 180 градуса западной долготы я буду находиться в зоне штормов и циклонов. Надеюсь, что с Божьей помощью я смогу пройти и вторую часть Тихого океана». К счастью, когда Федор все это рассказывал, его лодка мирно скользила по абсолютно гладкой поверхности океана: «Температура воздуха стремится к 30 градусам тепла, днем каюта разогревается до состояния сауны, зато ночью приятно находится на палубе, я даже сплю на улице, убрав сиденье. Волны нет, брызг нет, палуба сухая. Над головой миллиарды звезд…»


С чашечкой кофе на гребне волны

– А чем и как Федор питается в таких путешествиях? Ведь это же сколько силищи нужно, чтобы каждый день грести по 16 часов?! Просто на яхте все понятно: там тебе и кухня, и плита, и приготовить можно что угодно. А вот как все это устроено на лодке?

– Мы это тоже предусмотрели, учитывая предыдущий опыт Федора, когда он первый раз шел на весельной лодке через Атлантику 10 лет назад. Тогда место для готовки было устроено на палубе. Там был маленький кокпит, где размещалась газовая горелка, и в хорошую погоду Федор мог что-то себе приготовить. Но в океане всегда есть ветер, волна, сырость. Поэтому горелку вечно заливало, она работала плохо, и в новом проекте мы решили этого избежать. Поэтому оборудовли все в самой каюте, где Федор спит. Сделали там сделали небольшую нишу, где находится та же самая газовая горелка и те же самые примусы, которые берут альпинисты в горы, только слегка модицифированые – снизу прикручивается газовый балончик. Так что Федор может готовить, независимо от дождя и ветра. Главное, чтобы не было волн, иначе довольно опасно что-то варить или даже разогревать. Кроме того лодка может лечь на борт и есть риск вылить на себя все горячее содержимое кострюли или чайника. Поэтому в основном Федор питается как космонавт – энергетическими батончиками. А перед штормом заправляет несколько термосов горячей водой, кофе, горячим шоколадом и, как правило, ему этого хватает на несколько суток.

Представляю как приятно попить кофейку посреди волн!

– Иногда штормит так, что даже из специальных кружек ничего не выпьешь. Да и не до того, если честно. Там думаешь, как бы выжить, как бы лодку не перевернуло. Так что не до кофейка! Хотя у нас есть такие фотографии (правда, не на весельной лодке), когда Федор во время кругосветки на макси-яхте «Алые паруса», длиной 25 метров и шириной семь, попивает кофеек и любуется бушующим океаном. Отец говорил, что очень радовался тогда, что идет в одиночку на такой большой надежной яхте и нет ни малейшей опасности перевернуться.

– А другие-то согревающие средства у Федора с собой имеются?

– Ну наверное, как же без этого, – смеется Оскар. – Но запас их в любом случае ограничен

Молиться в океане

– Расскажите, как все-таки ваш отец пережил тот жуткий первый шторм в нынешнем путешествии из Чили в Австралию, когда его маленькую лодочку едва не перевернуло? Об этом так много говорили в новостях…

– Да как… Молюсь, говорит, все время, чтобы лодка не развалилась, чтобы океан успокоился, отпустил… Каждый борется со стессом по своему. Федор с помощью молитвы. Когда журналисты спрашивали, комфортно ли он чувствует себя в городских условиях, Федор говорил: «В общем-то, комфортно. Но все равно стараюсь побыстрее уйти в путешествие. В городах все заняты делом, а я как бы лишний. Приезжаю, что-то рассказываю, а все работают. А когда я в море, я знаю, что я на своем месте!»

И другим Федор не станет никогда. Хотя был момент, когда он пытался перестать путешествовать – после того как принял священный сан в 2010 году. Он тогда в течении четырех лет практически никуда не ходил. Правда, поднялся второй раз на Эверест в мае 2012-го. Совершил восхождение по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин» и стал первым священником Русской Православной Церкви, покорившим самую высокую вершину мира. Правда сейчас Федор стал по-другому относится к своим проектам. Он говорил, что раньше воспринимал все что делал как спортсмен, что им двигал какой-то азарт, амбиции, желание кому-то что-то доказать, установить рекорд. Теперь все иначе. Перед путешествием через Тихий океан на весельной лодке он сказал: «Я иду, чтобы двести дней молиться в океане…»


Федор не любит рисковать

– Одно утешает: Федор не любит рисковать, – неожиданно заметил Оскар.

Шутите?!

– Я имею в виду то, что Федор не из тех, кто рискует ради экстрима. Он получает самую детальную информацию о погоде, об особенностях тех мест, в которые отправляется. И каждое свое путешествие, и по морю, и по суше, рассчитывает до мельчайших деталей. А мы постоянно контролируем ситуацию из штаба.

– В голове не укладывается, как при таком образе жизни ваш отец сумел создать такую огромную семью?! У него ведь трое детей и семеро внуков!

— Сами удивляемся, – смеется Оскар.

Арктика-2013

Мы с Оскаром познакомились как раз в тот момент, когда он проводил отца в путешествие от Северного полюса до Гренландии. Федор Конюхов и его напарник – каюр из Карелии Виктор Симонов – задумали совершить первый в мировой практике переход от Полюса до Гренландии на собаках по дрейфующим льдам. Но уже после первого этапа стало ясно, что завершить полный переход через ледовый субконтинент не получится из-за небывалого таяния ледников. В любой момент путешественников вместе с упряжкой могло унести в открытое море…

– В канадской службе спасения нам тогда сразу сказали, что в буран и шторм они не смогут вылететь к Федору, – рассказывал Оскар. – . Считается, что после 8 мая лед становится слишком тонок, и спасательный самолет просто не сможет на него сесть. Смысл их слов был таков: «Мы, конечно, будем вас подстраховывать, но рассчитывайте на себя.» В итоге, несмотря на огромное желание и полную боевую готовность путешественников, было решено перенести второй этап экспедиции на 2014 год. — Опасность была слишком велика, мы просто не имели права рисковать жизнями не только Федора и Виктора, но и тех людей, которые бы отправились им помогать.

Тем не менее Федор и его напарник совершили то, что до сих пор не удавалось никому – прошли 900 км по дрейфующему льду от Полюса до земли! Правда, из-за полученных через спутник прогнозов они высадились на берег раньше, чем предполагалось. И решение оказалось более, чем своевременным: буря, которая обрушилась на северное побережье Канадского архипелага и Гренландии, улеглась только на четвертые сутки. Все это время шел снег и дул свирепый ветер.

Палатку Фёдора и Виктора замело и чуть не снесло. Пришлось перебраться в барак с дырявой крышей. Спутниковая связь работала плохо, но выходить наружу, на высокое открытое место, не было никакого желания. Свернувшихся калачиками собак накрыло огромными сугробами. Но для них это дело привычное – под снегом им тепло и спокойно… Потом в телефонном разговоре Фёдор сказал, что если бы циклон настиг их на дрейфующем льду у внешнего края полыньи, совершенно неизвестно, чем бы все закончилось. Ведь полярную станцию «СП-40» накрыл этот же ураган, и льдину, на которой она стояла, разорвало… Фёдор считает, что им с Виктором помог святой Николай Чудотворец, которому они помолились накануне и который направил их действия в правильное русло.

«Будучи зрелым человеком, я понял, что в мире нет одиночества, – размышляет Федор. – Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь.»

Happy team – веселая упряжка!

– Скажите Оскар, что же в итоге – проект с Гренландией будет продолжен в этом году?

– Да, мы планируем еще более глобальный проект – Полярную кругосветку. И уже сейчас я занимаюсь подготовкой упряжек, потому что в Гренландии лучше использовать гренладских собак.

– Которые понимают местное наречие?

– Которые живут в тех условиях. Идея была какая – на собаках Виктора Симонова Федор и Виктор проходят от Полюса до Канады. Потом, после 46 суток по дрейфующему льду – можете себе представить, какая это колоссальная нагрузка! – те собаки дальше идти уже не смогут, и мы хотим вывезти их обратно в Россию, а Федор и Виктор отправятся дальше на гренландских собаках. Но дело в том, что для местных жителей собаки – это их хлеб, и нельзя просто так прийти в деревню и сказать: «Мы покупаем у вас упряжку.» Потому что, если иннуит продаст свою упряжку, он останется без средств к существованию.

Дело в том, что все заработанные деньги он очень быстро потратит – собаки там стоят не дорого, где-то тысячу долларов. Значит, 10 собак – 10 тысяч долларов, а цены там очень выские У них же все привозное. Поэтому собак должны подтовить заранеее - воспитать из щенков. Соответственно, нужно оплачивать работу человека, который будет заниматься с этими собаками и их питание. Это же все на самом деле миф, что собаки в Гренландии все время едят мясо тюленей и китов. Во-первых эскимос не каждый день добывает тюленя и кита, во-вторых у него еще есть большая семья которую надо кормить. Поэтому собаки питаются сухим кормом, который привозят из Дании, и стоимость у него, соответственно, тройная по сравнению с ценами на континенте. Поэтому это все нужно продумать сейчас, чтобы в нужный момент у нас были две готовых упряжки, в которых должны быть и молодые, и опытные крепкие собаки, причем разных полов, чтобы это были хеппи тим – веселые упряжки!

– Ничего себе, я думала бывает только dream team, а у собак, оказывается, своя ситуация!

Ну да, – улыбается Оскар. – Однако собак мало вырастить и подготовить. Их надо еще доставить отцу в определенное время и в определенное место. А бывает, что сделать это можно только на специальном на самолете, до которого тоже нужно как-то добраться. Иногда для этого самому приходиться пробираться на лодке среди дрейфующих льдов.

Все под контролем

– Могу себе представить, сколько раз вашему отцу требовалась помощь…

– Разные ситуации случались. Например, во время парусной кругосветки в 1998г. Федор попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее. Участники той гонки испытали на себе все – от тропической жары до ветра Антарктики. Лодам пришлось уклоняться от гигантских кораблей и айсбергов, причем отнюдь не всегда удачно. На некоторых судах было до 15 серьезных поломок. Яхта Федора как-то ночью налетела на спящего кита. В результате, изрядно погнулся руль. Потом, на подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, и шкиперу с трудом удалось вытолкнуть симпатягу обратно в море. А у берегов Бразилии Федор еле отбился от современных флибустьеров… Та кругосветка продолжалась 8 месяцев – с сентября 1998 г. по май 1999 г.. Путешественники преодолели 27 тысяч морских миль (50 тысяч км). А маршрут был такой: американский порт Чарлстон – Кейптаун (ЮАР) – Окленд (Новая Зеландия) – Пунта-дель-Эсте (Уругвай) – Чарлстон. И во все эти пункты Оскар прилетал вместе с матерью для моральной поддержки Федора и для того, чтобы помочь ему устранить технические неполадки яхты.

– Оскар, а как ваш отец восстанавливается после таких долгих и сложных путешествий?

– Он говорит, что только молитвой. Даже в интервью признавался: «Я не тренируюсь, и в спортзалах вы меня не увидите. Я не знаю, как тренироваться. Если бы кто научил… Но меня научили молитве.»

И ведь, что самое интересное, сил у Федора хватает с избытком. Он даже философствовал на эту тему: «В 1492 году Колумб прошел от Канарских островов до Карибского моря за 35 дней на трех каравеллах. А я в 2002 году преодолел этот путь на весельной лодке за 46 дней. Но Колумб шел под парусами, а я греб сам! Вероятно, в наше время изменились и возможности и задачи путешественников. Разве раньше человек в 60 лет поднимался на Эверест? Куда там, он уже считался стариком! А я поднялся…»

У Оскара своя роль

Оскар Конюхов изначально чувствовал призвание в организации путешествий своего отца. Он, например, активно участвовал в разработке беспрецедентного по своей масштабности проекта «Трансатлантических переходов на 85-футовой макси-яхте «Алые паруса»», при непосредственной поддержке одноименной торговой сети.

Именно в рамках этого проекта Федор Конюхов в 2007 году совершил новую кругосветку и первую в мире одиночную гонку нон-стоп вокруг Антарктиды. Тогда Федор пересекал Южный Индийский океан по маршруту ЮАР - Австралия. И еще в порту Кейптауна яхту «Торговая сеть Алые паруса» должны были подготовить к опасному путешествию вокруг ледового континента. Стартовать предстояло из Австралии. Маршрут проходил через страшный океанский коридор между «ревущими сороковыми» и «неистовыми шестидесятыми». В поисках приключений

В течении нескольких лет – как раз в тот период, когда Федор почти не путешествовал приняв сан – Оскар успешно справлялся с должностью исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Однако превращаться в кабинетного чиновника не собирался. Напротив, старался как можно чаще выбираться в разные российские акватории, дабы не отрываться от реалий отечественного парусного спорта.

– Оскар, наверное, трудно проводить международные регаты в России?

– В России еще с 1930 года действует запрет на проход во внутренние воды для иностранных судов. Даже для спортивных и прогулочных яхт. Когда в Санкт-Петербург проходил финал регаты Volvo Ocean Race, для каждой из восьми иностранных яхт-участниц разрешение подписывал лично председатель правительства! Хотя в наших интересах максимально упростить эту систему, чтобы стимулировать развитие российской водной инфраструктуры – яхт-клубов, заправок, кемпингов, ремонтных мастерских.

Какой вы видите выход из этой ситуации?

– Я считаю, необходимо, чтобы иностранным яхтам разрешалось свободное каботажное плавание в территориальных водах нашей страны в течение 1 месяца. Тогда мы сможем принимать у себя флот из 100 зарубежных яхт, а то и более.

– Оскар, а почему вы решили уйти из федерации? – Мне кажется, за четыре года я сделал, все что мог. Многие идеи были реализованы. Но сейчас мне хочется больше времени уделять экспедициям отца и собственным проектам. Кроме того, я организую участие российских яхтсменов в крупных международных регатах. – Можете рассказать о самых интересных гонках?

– Четыре раза я участвовал в престижной гонке Rolex Middle Sea Race (RMSR), протяженностью 600 миль. Но особенно она мне понравилась в 2012-м году, когда на старт вышло 83 яхты из 19 стран, и Россия была на третьем месте по количеству участников! Такого не было еще ни разу за всю 33-летнюю историю этой гонки. Двенадцать лодок под российским флагом, с российскими владельцами или российскими шкиперами. Причем был и стопроцентно российский вариант – лодка Артема Брума Visconte, спроектированная известным яхт-дизайнером из Нижнего Новгорода Михаилом Тихоновым (Ракета 970). Так вот, эта яхта построена в России, зарегистрирована в России, ей управлял российский шкипер и на ней собрался полностью российский экипаж!

И как в итоге выступила эта команда?

– Для самой маленькой лодки во флоте просто здорово. 18-й результат. Visconte финишировала сразу после другой российской яхты – Sailing Team Belka.

– Расскажите, как вообще развивались события…

– Несмотря на небольшие размеры бухты Гранд Харбор, все старты прошли без эксцессов. Большинство яхт, включая наш Med Spirit, одним галсом преодолела 60 миль и подошли к мысу Passero (Сицилия). Дальше перед флотом возникала необходимость решить, каким образом продвигаться к Мессинскому проливу ночью. И мы двинулись вдоль восточного побережья Сицилии, в 5-10 милях от берега, используя ночные бризы. Поначалу эта тактика себя оправдывала, но лодки, которые решили остаться в море и уйти дальше на восток существенно выиграли на этом маневре. В итоге, на рассвете мы обнаружили десятки лодок к востоку от нас, с хорошим креном двигающихся в сторону Мессины. Ближайшая к нам была 46 футовая лодка Hi Fidelity из ЮАР, которая в итоге выиграла гонку по гандикапу, при этом по факту она затратила на прохождение всей дистанции 5 дней и 18 часов, а мы 3 дня и 23 часа. Но в тот момент мы встречали наш первый рассвет рядом с южноафриканскими коллегами, и нас сильно тревожило такое диссонирующее, в плане размеров яхт, соседство – 46 футов и 92 фута!

– Следующий отрезок гонки проходил от пролива Мессина до вулкана Стромболи. Наши основные конкуренты Ran, Stig и Ericson1 придерживались генерального курса, а мы рискнули уйти на север, бросив конкурентов, но рассчитывая на более стабильный ветер. Этот маневр оправдался.

Обогнув Стромболи, мы продолжили движение на северо-запад, в то время как лодки нашего дивизиона взяли курс на запад, ближе к побережью Сицилии. В итоге, нам опять повезло. Ветер пришел с запада, и мы практически одним галсом вышли на траверс города Палермо. Тут у нас состоялась дуэль с лодкой Ran, которую мы успешно выиграли. Ran замешкался при повороте и замер с повисшим геннакером, а мы попали в полоску ветра, под чутким руководством Сергея Бородинова, и ушли в отрыв.

От северного мыса Сицилии до острова Пантелерии мы шли плотной тройкой: Ran, Med Spirit и Stig. Однако при равных ветровых условиях другие лодки оказались быстрее нашей. Нам оставалось рассчитывать только на очередной каприз природы, но на отрезке Пантелерия – Лампедуза – Мальта ветер был весьма устойчивый (8-10 узлов), и мы пришли четвертыми после Gazprom-Esimit, Ran и Stig – с результатом 3 дня 23 часа 41 минута.

При этом пятая лодка Volvo 70 E1 (Ericson1) финишировала только на следующее утро, спустя 20 часов после нас.

В целом можно сказать, что нам удалось выполнить установку шкипера Сергея Бородинова и допустить минимальное количество ошибок в сложных штилевых условиях. За исключением первой ночи, мы оказывались в нужном месте в нужное время, зачастую наблюдая, как у нас за кормой, буквально на глазах, выключался ветер…

  • Имя: Федор
  • Отчество: Филиппович
  • Фамилия: Конюхов
  • Дата рождения: 12.12.1951
  • Место рождения: село Чкалово, Украина
  • Знак зодиака: Стрелец
  • Восточный гороскоп: Кролик
  • Род занятий: путешественник
  • Рост: 180 см

Федор Конюхов – уникальный человек, сделавший путешествия своей профессией . Ему покорились самые недосягаемые вершины, самые труднодоступные уголки планеты, он переплывал океаны и каждый раз доказывал свои невероятные возможности. Миллионы людей знают его именно как путешественника. На самом деле это многогранный человек, хороший художник, удивительный автор, а также он носит сан священнослужителя.

Фото Федора Конюхова













Детство, юность, образование

Детство Федора Конюхова прошло на побережье Азовского моря. Его родители были простыми людьми, отец постоянно уходил в море и занимался рыболовством, на маме лежали обязанности по дому. Все пятеро детей были заняты делом, помогали родителям по хозяйству. Отец часто брал Федора с собой в море. Мальчик очень любил смотреть на морские пейзажи, вытаскивать рыболовные сети. Тогда в нем и зародились мечты о больших путешествиях. Окрыленный своей мечтой, он уже в 15 лет совершил небывалый для подростка поступок. Несколько лет подготовки, усиленные занятия плаванием и греблей позволили Федору пуститься в лодочное путешествие по Азовскому морю и пересечь его.

Федор Конюхов получил несколько образований. В его активе техническое училище города Бобруйска, профессия судоводителя (мореходное училище в Одессе), а также Конюхов стал выпускником арктического училища в Ленинграде. Не пренебрег путешественник и службой в армии. Из-за конфликта с сослуживцами с Балтийского флота ему пришлось уехать и нести службу матроса на катере в водах Юго-Восточной Азии.

Вся жизнь – путешествие

Сложно даже представить, какое количество времени Федор Конюхов провел в экспедициях. Свою большую деятельность путешественника он начал в 1977 году. Первым, что он сделал – прошел по маршруту Витуса Беринга. Покоряя Тихий Океан, он доплыл до берегов Камчатки, Сахалина, далее была Чукотка. Бесстрашный Конюхов плыл в одиночку и к тому же имитировал на своем судне условия похожие на те, в которых совершали свои подвиги путешественники несколько веков назад.

Два Полюса

К задаче осуществить экспедицию на Северный полюс Конюх подошел основательно. У неутомимого путешественника ушли годы тренировок, исследований, участие в экспедициях канадских ученых, в лыжной экспедиции СССР. И в 1990 году на Северном полюсе оказался первый человек, добравшийся до него в одиночку. Поход был трудным и опасным, Конюхов нес тяжелое снаряжение, даже чуть было не погиб. Но через 72 дня полюс был покорен, а сам путешественник строил уже новые планы.

Исследовать Южный полюс Конюхов отправился в 1995 году. В Антарктической экспедиции он очень внимательно изучал состояние организма, влияние на него внешних факторов. Через два месяца после старта на самой крайней южной точке мира водрузился российский триколор. Собранные в результате экспедиции данные, открытия и исследования внесли большой вклад в науку.

На вершинах

После завершения похода на Южный полюс программа «Большой шлем» пополнила актив путешественника: Северный полюс – Южный – Эверест (на Эверест взошел в 1992).

В своем деле Федор Конюхов неоднократно становился первым. Так сложилось и с покорением «семи вершин», семи самых высоких точек континентов (стал первым в СНГ):

  • 1992 – Эльбрус, Европа;
  • 1992 – Эверест, Азия;
  • 1996 – массив Вильсона, Антарктида;
  • 1996 – Аконкагуа, Южная Америка;
  • 1997 – пик Косцюшко, Австралия;
  • 1997 – Килиманджаро, Африка;
  • 1997 – Мак-Кинли, Северная Америка.

По суше

Сухопутные экспедиции стали незаменимой частью в жизни путешественника. Их было очень много и каждая их них вносила свой вклад в изучение природных явлений и человеческих способностей. Самыми масштабными походами Конюхова оказались:

  • лыжная экспедиция по Чукотке в 1981 году;
  • пеший поход по уссурийской тайге, 1985;
  • советско-американский велопробег Находка – Москва – Ленинград, 1989;
  • проезд на внедорожниках Находка – Москва, 1991 (российско-австралийский проект);
  • Великий Шелковый путь, 2002 год;
  • Великий Шелковый путь, 2 этап, 2009 год;

По морю и воздуху

Свою детскую мечту о морских приключениях Федор Конюхов реализовывает всю жизнь. Именно путешествия по морю занимают значительную часть его деятельности. Десятки заплывов, пять кругосветных плаваний, семнадцать пересечений Атлантики, пересечение Тихого океана на лодке с веслами. При этом целый ряд экспедиций являются рекордами. Летом 2016 года Конюхов совершил кругосветку на воздушном шаре и приземлился с новым мировым рекордом.

На его пути случалось многое: и болезни, и угон судна, и непредвиденные ситуации, но Конюхова ничто не останавливает. Он продолжает свои приключения, и двигается только вперед, к новым открытиям. Его жизнь – это путешествие, поиски чего-то нового, и лишь желание достичь своей цели наполняет его путь смыслом.

Общественная деятельность, творчество, семья

Не меньшим талантом Федор Конюхов обладает в художественном жанре. Он пишет картины, причем во время свои путешествий. Его работы демонстрируются на выставках и вызывают неподдельный интерес. Еще в 1983 году он вошел в Союз художников Советского Союза. В 1996 его приняли в Московский союз художников, а в 2012 году занял место академика в Российской Академии художеств.

Из-под пера Конюхова-автора вышли в свет необыкновенные научные исследования и открытия, а также труды о личных переживаниях и впечатлениях во время экспедиций. Он талантливый автор, за что и был принят в Союз Писателей России.

Еще одним интересным фактом биографии этого уникального человека является его церковная деятельность. С 2010 года он носит сан священника (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата).

Интересно, но в погоне за удивительными открытиями, Федор Конюхов не забыл и о простом семейном счастье. Его вторая жена – доктор юридических наук. У Федора Филипповича и Ирины Анатольевны есть общий сын, а также у путешественника двое детей от первого брака. Сейчас он уже носит и гордое звание дедушки пяти внуков.

  • Конюхов первый, кто покорял пять полюсов мира;
  • обладатель премий Юнеско, UNEP;
  • почетный житель нескольких городов (Находка, Миасс, итальянский Терни);
  • в Тобольске вручается премия им. Ф. Конюхова.