Как осознать что он не. Осознанность — шаг на пути к гармоничной жизни

Людям свойственно постоянно беспокоиться, о чем-то переживать, строить планы на будущее и наблюдать за тем, как они рушатся. Подавляющее большинство привыкли бояться, обижаться, искать способы справиться со стрессом, злиться. Человечество живет в депрессиях, неврозах, в постоянной погоне за материальными благами и преимуществами, которые дает тот или иной статус. А тот негатив, который людей окружает, многие попросту заедают. Это не означает, что у всех развивается булимия. Но как часто, сидя за компьютером или же просматривая фильм, человек не замечает, как съел что-то?

Почему же так происходит? Всему виной бесконтрольная деятельность психики. Отсутствие умения понимать, что, как и зачем делается в каждый из временных отрезков. Иными словами, мозг не фиксирует сам поступок или же не соотносит его с истинными мотивами человека. К примеру, если человек смотрит фильм, то тот факт, что он при этом ест, в сознании не откладывается. И именно отсутствие осознанности зачастую и является главной причиной того, почему не удается избавиться от лишнего веса. Например, почему диеты оказываются неэффективны? Потому что человек «не знает», что уже покушал.

Как же решить эту проблему? Как осознанно есть? Чтобы в этом разобраться, нужно понять, чем является это качество личности, почему оно полезно и необходимо, в чем оно может помочь человеку.

Что это такое?

Отсутствие осознанности своих действий, эмоций, поступков и чувств приводит к появлению ощущения бессмысленности происходящего вокруг. Практически все люди, страдающие от депрессий, живут неосознанно.

Что же это такое? Самоконтроль? Постоянное слежение за своими мыслями, эмоциями и поступками? Вовсе нет. Осознанность - особенное качество личности, при котором в сознании человека полностью отсутствует хаотичность.

Разум большинства людей похож на забитый множеством вещей чердак, владельцы которого попросту не представляют себе, что именно в нем находится и где. Осознанный человек этого лишен. Его сознание напоминает кладовую рачительной хозяйки, в которой находятся аккуратные ряды стеллажей, а все припасы и вещи находятся на своих местах и в нужный момент всегда оказываются под рукой.

В чем отличие осознанности от самоконтроля?

Осознанное поведение часто путают с умением контролировать собственные эмоции, поступки и желания. Действительно, внешние проявления обоих качеств необычайно похожи. Однако их суть, механизмы осуществления и природа кардинально отличаются.

Контроль не подразумевает под собой внутренней организации и порядка в сознании. В разуме человека, держащего в узде свои чувства, царит такой же хаос, как и в голове того, кто сразу же выплескивает переполняющие его эмоции наружу или моментально воплощает в жизнь простые желания. Контроль над эмоциями просто подавляет их проявление, он не приводит человека к пониманию сути переживаний.

Осознанность тоже не препятствует появлению той или иной мысли, эмоции. Но люди, обладающие этим качеством, не подавляют проявления своей психики, а понимают их истинную природу. Это осознание сути испытываемых переживаний, совершаемых действий приводит к тому, что негатив полностью уходит из жизни, а вместе с ним разум покидают страхи, навязчивые мысли, непонятные ощущения, тревоги. Пропадает и привычка забывать о том, что какие-то действия уже были совершены. К примеру, человек перестает бесконтрольно кушать, курить, пить чай или делать что-то другое, не прилагая к этому никаких специфических усилий.

Как понять, что нужно научиться осознанности?

Осознанная жизнь имеет массу преимуществ. Но как, по каким критериям или признакам можно понять, что пора учиться этому качеству? Как разобраться в том, требуется его развивать или нет?

Заняться осознанием себя нужно, если в жизни присутствует следующее:

  • нагромождение ошибочных решений;
  • частые неудачи и разочарования;
  • имеется некий «потолок», который никак не удается преодолеть или отодвинуть;
  • проблемы напоминают бесконечный замкнутый круг;
  • события повторяются с регулярной периодичностью;
  • привычки полностью выходят из-под контроля;
  • отсутствует уверенность;
  • в сознании копошатся образы прошлого или представления о будущем, но настоящего в нем нет;
  • все вокруг является источником негатива и раздражителем;
  • мнительность становится основной чертой характера.

Данный перечень можно продолжить, однако и указанных факторов вполне достаточно для того, чтобы понять, в каких случаях необходимо развивать осознанность.

Что такое осознанное питание?

Зачастую люди, которых волнует вопрос о том, как осознанно есть, не обращают внимания на общую информацию, характеризующую данное личностное качество. Они пытаются «сразу перейти к сути» и ищут некий перечень действий, которые требуется выполнить для того, чтобы перестать бесконтрольно кушать.

Однако осознанное питание - это вовсе не диета и не набор специфических приемов. Это не подсчет калорий или килограммов, не отказ от чего-либо. Говоря простыми словами, осознанное питание - это употребление пищи, осуществляемое не для того, чтобы «набить желудок» или получить психологическую разгрузку, а для того, чтобы принести пользу своему организму.

Этот тип питания возникает сразу же, как только человек начинает осознавать ответственность перед собственным телом за то, как и чем он его кормит. Иными словами, выбирая продукты, человек интуитивно исходит из потребностей своего организма и их понимания.

Как понять, что нужно учиться осознанно питаться?

Этот вопрос волнует многих людей, которые, в принципе, и не страдают от лишнего веса, но ощущают некий дискомфорт, имеющий отношение к питанию.

Например, при постоянном ощущении эмоциональной подавленности, тусклом цвете кожи, наличии тяжести в организме в целом, лени, усталости люди задумываются о том, правильно ли они питаются. Тот, кто с удивлением обнаруживает, что съел весь ужин, пока читал книгу или смотрел фильм, тоже начинает размышлять об осознанности в приемах пищи.

Побудительных мотивов к тому, чтобы начать осознанно есть, очень много. Необходимость же в развитии в себе этого качества возникает в том случае, если:

  • человек ест для того, чтобы заполнить желудок;
  • прием пищи осуществляется по принципу «побольше и подешевле»;
  • отсутствует понимание того, в чем польза употребления конкретного продукта;
  • питание происходит механически, без осознания факта употребления еды;
  • в рацион не учитываются реальные потребности организма.

Например, если человек не занимается спортом, то ему нужно меньше пищи, чем тому, кто подвергается физической нагрузке. При умственной работе требуются одни продукты, а при физической - другие. Если отсутствует понимание этого - пора учиться кушать осознанно.

Осознание питания возможно без общего развития этого личностного качества?

Задаваясь вопросом о том, как осознанно есть, человек зачастую не понимает, чем является это качество. Невозможно развить его лишь в одном проявлении. Нельзя «здесь немножко осознавать, а тут оставить чуток хаотичности». Природа и суть данного личностного свойства основаны на гармонии, а она не может быть выборочной.

Более того, тому, как быть осознанным, люди учатся всю свою жизнь. Этот процесс не имеет финала, поскольку он является самосовершенствованием. Фактически это не какое-то умение, это образ жизни и мышления человека.

Соответственно, для того, чтобы начать осознанно кушать, необходимо в целом развить в себе данное качество.

Чем отличается осознанная личность от неорганизованной?

В чем заключается суть этого личностного качества? Как понять, присутствует осознанность или же ее нет вообще?

Люди, обладающие этим качеством, всегда знают ответ на четыре вопроса о текущем моменте жизни. Вопросы эти звучат так:

  • Что я делаю непосредственно сейчас?
  • Зачем я делаю то, чем занят?
  • Хочу ли я достигнуть цели действия?
  • Могу ли я осуществить действие иначе, лучше?

Вопросы, на первый взгляд, просты, и вроде бы каждый человек способен ответить на них. Но все не так легко, как кажется.

Чем отличаются ответы, свидетельствующие об осознанности? Как развивать это качество?

Первый вопрос посвящен текущему действию человека. Как правило, ответить на него могут все. Но какими будут эти ответы? Обедаю, стою на остановке, читаю, работаю и так далее. Все эти фразы не обозначают того, чем человек занят на самом деле.

Например, человек заходит в бар и покупает чашку кофе. Что он делает? Пьет кофе? Вовсе нет. Человек тянет время, занимает себя в ожидании чего-либо, пытается взбодриться, берет паузу в повседневных заботах.

Иными словами, осознанные действия отличаются от неорганизованных тем, что человек не лжет себе о текущем занятии. Он всегда точно знает, чем занят по-настоящему, вне зависимости от того, в какой форме это занятие представлено.

Честный ответ на первый вопрос автоматически определяет и остальные. Иными словами, осознанность проявляется в понимании и обозначении сути, содержания непосредственного, конкретного жизненного момента.

Именно умение отделять суть процесса от его внешней оболочки и является основой осознанности. Как только человек научится понимать, чем он на самом деле занят, его жизнь изменится.

Как этого добиться? Очень просто. Нужно несколько раз в день «останавливать мир». То есть прекращать текущее занятие и задавать себе вопрос о том, что в данную секунду происходит на самом деле.

Как это выглядит на практике? Например, человек занят оформлением макета рекламного баннера. Он прерывается и спрашивает себя о том, что прямо сейчас делает. Такие ответы, как: «Работаю, рисую макет, занят» - признак неорганизованности психики. Они не отражают сути текущего момента. Человеку стоит заглянуть в свое сознание глубже и быть более честным с собой. Варианты ответов, говорящие о наличии осознанности, звучат так: «Жду окончания рабочего дня, тяну время, страдаю ерундой, угадываю желание заказчика, обдумываю планы на вечер». Разумеется, ответы могут быть и другими, но они всегда конкретны и описывают истинное положение дел в определенный момент времени.

Так следует поступать по несколько раз за день. Чтобы не забыть об упражнении, можно установить напоминание в телефоне. Как только проблем с осознанием сути своих занятий не станет, нужно переходить к ответам на следующие вопросы. Важно помнить, что заниматься следует всю жизнь и в любой обстановке.

Как развить осознанность в отношении еды?

Техника развития осознанности одинакова для всех жизненных сфер. Иными словами, прежде чем приступить к еде, нужно спросить себя о том, что в данный момент происходит? Человек приступает к еде потому, что он голоден? Или же текущий прием пищи является формой другого действия? Например, человек может бороться с волнением.

Кроме вопросов и откровенных ответов на них, осознанность в питании характеризуется пониманием пользы от того, что съедается. Как научиться получать пользу от пищи? Для начала можно понюхать блюдо, повертеть кусочки на языке, ощутить их вкус в полном объеме. Понять, нравится это блюдо/продукт или же оставляет равнодушным.

Разумеется, не нужно во время еды читать, смотреть телевизор или работать. Не следует отвлекаться от пищи и на различные мысли, появляющиеся в голове. Таким образом и придет осознание того, что человек получил нужное ему количество пищи. А это повлечет меньшее ее употребление и более грамотный выбор продуктов.

Никаких особенных методик, техник или приемов в данном процессе нет. Требуется только понимание своего действия и вдумчивое к нему отношение, получение позитивных эмоций от процесса питания.

Warning! Долгий, скучный и слишком философский ответ.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ____

Забавно, но именно этот вопрос, пожалуй, больше всего на свете интересовал меня в детстве: я постоянно спрашивал у родителей, почему я - это я, почему именно они - мои родители, существовал бы я, если бы меня не родили или родили не они, мог бы я быть другим человеком.

В общем-то, этот вопрос волнует меня до сих пор, однако в моих размышлениях на этот счёт тогда и сейчас присутствует колоссальное различие, которое, тем не менее, очень сложно распознать, дифференцировать и осознать как персонально для меня, так и для большинства людей, я думаю.

В детстве я воспринимал себя, своё сознание и свою личность как нечто нематериальное, существовавшее всегда и априори, как данность, как нечто цельное, полноценное и независимое.
И я не мог тогда, конечно, ни понять, ни представить, что моё сознание - всего лишь очень и очень сложная функция, которая реализуется группой нейронов, способность психики отражать собственное содержание.

Честно говоря, и сейчас сложно представить, как и почему я осознаю себя, именно я и именно себя, однако гораздо проще прийти к пониманию того, что моё сознание и моя личность - нечто, грубо говоря, подобное программе, записанной на определённый носитель - мозг - материальным миром, жизнью в человеческом теле, прижизненным опытом.

Здесь необходимо установить логику, появление которой попросту невозможно в детском сознании, не способном оперировать чем-то иным, кроме непосредственного восприятия: мы не возникаем ниоткуда и не "приходим" в это тело, это тело, появившись на свет и развиваясь по естественным закономерностям онтогенеза, постепенно рождает наше "я", это внешний мир, воздействуя через анализаторные системы на мозг, который уже, благодаря миллионам лет эволюции материи, содержит потенциал возникновения сознания, формирует нашу личность, это опыт, который мы получаем, движет развитием нашей индивидуальности.

Конечно, представление о своей личности и сознании как о чём-то, отделённом от тела, независимом и самоцельном, совершенно органично вписывается в картину наших заблуждений, порождаемых опытом, ведь каждый переживает себя, свою индивидуальность и своё сознание каждую секунду бодрствования, каждый день, всю жизнь. "Ведь я - это я!".

Тем не менее, я полагаю, мы можем заключить, что наше сознание и наша личность - это своего рода иллюзия, иллюзия не в том смысле, что представляет собой нечто несуществующее, но нечто условное, не реальный феномен, а скорее субъективное ощущение. Грубо говоря, мы осознаём себя собой постольку, поскольку у нас есть мозг, приспособленный для этого, а вот считаем себя индивидуальными, уникальными, цельными только в силу определённого естественного заблуждения. Нет никакого "меня" вне моей жизни, моего тела, моего опыта, процессов, происходящих в мозгу, а свою "душу" я переживаю только потому, что человеческая психика способна отражать собственное содержание.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ____
Всё равно у меня осталось чувство какой-то недосказанности. Надеюсь, вы сможете что-то в моём ответе понять, лол.

Макконахи плюсует!

И статейка для общего развития.

Осознанность - это ключ к счастливой и спокойной жизни в эпоху стресса и суеты. Как говорил один философ, чудо - это не хождение по воде, чудо - это ходить по земле, наслаждаясь моментом и чувствуя себя живым. К сожалению, сейчас практически никто так не делает, поэтому вам может пригодиться это простое руководство.

Вечная суета

Вы когда-нибудь чувствовали себя так, словно ваш мозг работает постоянно, без перерыва, сводя вас с ума? Это вполне привычное чувство для большинства людей, которые живут в современном мире. Сейчас каждому нужно так много успеть, так много сделать, посетить несколько встреч, проработать бизнес-план и многое-многое другое. Человеческий мозг находится в постоянной работе, обрабатывая информацию, которая в большинстве случаев оказывается абсолютно бесполезной. И при этом у людей не находится минуты, чтобы просто остановиться, оглядеться вокруг и насладиться тем, что происходит в мире. Ведь вокруг столько прекрасного, о чем люди забывают в своей гонке - успеть то, успеть это, успеть все. Вот их мозг и не находит покоя ни на секунду. Поэтому вам нужно уметь радоваться тому, что происходит в жизни, уделять этому немного места посреди бытовых хлопот - тогда жить будет намного проще.

Как достичь осознанности?

Осознанность проявляется в обращении внимания человеком на текущий момент, умение им насладиться, проникнуться, раствориться в нем. Вам нужно уметь осознавать себя в этом мире, а не просто двигаться по течению, не делая ни одного даже самого маленького перерыва. Многие предлагают медитацию как способ достижения подобного состояния - вам нужно отречься от всего вокруг, сосредоточиться на чем-то одном, будь то мысль в вашей голове или точка на горизонте. После этого отпустите все свои мысли и дайте своему сознанию спокойствие. Это очень действенный метод, но при этом он требует немалого опыта и довольно большого количества времени, потому что мало кто может спокойно отпустить абсолютно все мысли, которые до этого роились в его голове. Поэтому вы можете попробовать использовать правила, которые будут описаны далее, чтобы достигать осознанности более простым способом. Вам нужно всего лишь научиться тому, как заниматься своей ежедневной рутиной не автоматически, а осознанно.

Осознанность во всем

В большинстве случаев люди стараются минимизировать осознанные действия, которые им необходимо делать в течение дня. Большая часть задач списывается на рутину и делается автоматически, по строго заведенному порядку и без участия какого-либо креатива или разнообразия. Соответственно, цель данного метода - превратить неосознанную механическую рутину в осознанные действия так, чтобы это дало вам возможность найти общий язык с окружающим миром.

Польза этого метода

Есть несколько преимуществ данного метода, которые могут мотивировать вас практиковать осознанность. Во-первых, все дела, с которыми вы будете работать, вы и так выполняете ежедневно, так что вам не придется искать больше времени для практики. Также вам не придется сразу браться за что-то сложное - достаточно начать с банальных минутных действий, таких как чистка зубов. Вам не помешает шум вокруг, вы можете заниматься этим на работе, вы можете прерваться в любой момент и так далее. Так что вам обязательно нужно рассмотреть данный метод, так как он позволит вам чувствовать себя лучше без каких-либо особых вложений.

Практика в жизни

Суть метода заключается в том, чтобы вы осознанно относились ко всем своим чувствам, даже в самых банальных ситуациях. Для примера можно взять утреннюю гигиену - когда вы умываетесь, не думайте обо всех своих проблемах, а сконцентрируйтесь на том, как вы ощущаете мыло на своих руках, какие движения вы совершаете, какой запах чувствуете и так далее. Как только ваш разум начинает отклоняться от этой линии, усилием мысли возвращайте его на прежний путь. Очень важно, чтобы хотя бы эти пару минут вы могли сконцентрировать все свое внимание на том, что вы делаете и что при этом испытываете. Какой-бы ни была ваша деятельность рутинной, подобная практика позволит вам почувствовать себя "живым", осознать себя в этом мире - вы сможете полностью проникнуться действием, а также моментом, в котором оно происходит. Сначала это может быть сложно, так как наш разум привык к суете и каждую минуту хочет быть занят какими-нибудь мыслями. Но со временем вы все лучше и лучше сможете отстраняться от всех хлопот и концентрироваться на конкретном моменте и ваших ощущениях, что даст вам свободу разума. Вы сможете переключаться на более длительные вещи, такие как, например, вождение машины на работу.

Когда использовать данный способ?

Выше была приведена пара примеров того, как пользоваться данным методом в повседневной жизни. Однако вариантов существует огромное количество, и у каждого есть своя рутина. Существуют, конечно, и наиболее распространенные, на которые стоит в первую очередь обратить внимание. Если вождение автомобиля - это довольно сложный процесс, и сразу переходить к нему после чистки зубов не стоит, вы можете практиковать осознанность, когда стоите на светофоре или в пробке. Также можно делать это на работе, где вы чаще всего в наибольшей степени подвержены стрессу. Вы можете осознано есть, принимать душ, а также делать миллион других мелочей, и все это сделает ваш мир лучше. Вы даже можете попробовать осознано общаться с людьми, чтобы лучше сконцентрироваться на вашем собеседнике и предмете беседы, а не заниматься параллельно еще десятком различных дел.

Это было достаточно давно в 1996 году. Я тогда начал практиковать осознанность. Практику брал у ОШО и буддийскую Випассану. Времени много этому посвящал. Я бы сказал даже был рьяным практикующим. Хотел тогда прийти к просветлению.

И вот утро, начинается завтрак. Я сижу и начинаю как обычно осознавать свое тело. Наблюдаю как я ем, как происходит движения рук и прочее (не буду описывать детально что именно осознавалось). Идет процесс. Я сидел и просто ел вареную картошку и смотрел в окно.

И вдруг БАЦ! ЩЕЛК! РАЗ! За доли секунды я вошел в опыт. Я пережил. Я увидел. Я, Я, Я, сказать описать этот опыт очень трудно, невозможно, но попытаться я попытаюсь.

У меня как будто упала пелена (или убрали занавес) с моего сознания. Я увидел мир таким каким он есть. Я стал небом (потому что во время опыта я был везде как воздух, все физические формы это одинаковые проявления). Я видел на все 360 градусов по горизонтали и на 360 градусов по вертикали. Свое тело воспринималось так же как стол и холодильник, оно ничем не отличалось от буханки хлеба. Такое свободное видение. Что касается ощущений, ну пожалуй добавлю, ощущение кристальной ясности сознания.

Я помню как я медленно выходил из «опыта». Потихоньку входя в обычное мировидение (мироощущение), я буквально видел, как мой ум начинает медленно подбирать всякие слова дабы описать ЭТО. И такие мысли и другие. Это было забавно.

Через час после пережитого пришли знания. Я понял что такое карма. Я понял почему заповеди необходимо соблюдать. Я понял что мы (люди) едины в своей сути. После опыта я был еще дня 2 или 3 как энерджайзер. Хочу заметить что я не употреблял никаких напитков, еды, наркотиков я не был в трансе, все было обычно.

Вот, кстати, тогда я не знал, этой вещи, но позже я пытался другим рассказать и не только рассказать этот опыт, но и ввести их в это мироощущение. И все потерял, все без остатка. Так вот.

Также я получал другие опыты: остановки времени, переживания ЛЮБВИ, мистические опыты, и пр.

Я прочитал описание твоего опыта, и вот что хочу на это сказать.

Любой опыт имеет начало и конец. Он не может длиться вечно. Вечным является только то, что неизменно. Любой опыт, это всего лишь опыт. В жизни человека случается много различных опытов, и поэтому не надо выделять какие-то из них как самые важные или самые нужные, или самые ценные. Все они равны. Это всего лишь разные состояния переживаемые сознанием.

Ты пишешь, что это потом прошло. А что прошло-то? Состояние,

которое возникло во время опыта? Так состояние ни есть Ты. Это

состояние переживаемое или наблюдаемое Тобой. Состояния могут меняться

и будут меняться, какими бы приятными или неприятными, обычными или

необычными они ни были. Неизменным остается лишь То, что наблюдает все

эти состояния и одновременно с этим пребывает в них своим вниманием. А Его нельзя ни приобрести, ни потерять, ни тем более удержать, поскольку Оно есть всегда и во всем. Это основа всего и Это не состояние. Все состояния являются лишь различными формами проявления Этого.

Ты, а вернее твой ум связал состояние возникшее у тебя во время опыта с «Я». И когда состояние это прошло, то возникло ощущение потери «Я». И возникло сожаление и желание вернуть это «Я», как некое приятное

состояние или переживание. Это заблуждение. Ни состояние, ни «Я» нельзя вернуть. Состояние это уже ушло, как ушли все прожитые тобой дни. А «Я» просто не было потеряно, поэтому нечего и возвращать. «Я» невозможно потерять, Оно всегда с тобой, Оно и есть Ты. Оно лишь вновь стало переживать сон, который люди считают своей жизнью.

Если тебя волнует вопрос осознания себя, то тебе не нужно печалиться о том, что этот опыт закончился, и не нужно пытаться удерживать в памяти ощущения полученные во время этого опыта, и не нужно хотеть во что бы то ни стало его повторения. Ничего этого не надо. Это все является помехами осознания.

Тебе нужно направить внимание на того, Кто испытывает все эти переживания? Кто переживает их? Кто их наблюдает? Кто при всех жизненных изменениях остается неизменным? И тогда кроме опыта переживания, может произойти понимание и вместе с ним осознание того,

что есть. Если такое понимание и осознание произойдет, то оно уже

никуда не уйдет. Тогда не будет больше сожалений ни о каких

состояниях. Все они станут неважными.

Предрасположенность останется, она обусловлена особенностями данного человеческого организма, а вот привязанность к чему-либо уйдет.

Уйдет так же и непонимание того, почему все так устроено, и почему все случается так, как случается, и почему все это случается именно со мной.

Попробуй проделать такой опыт, а потом расскажешь, что у тебя получилось.

Евгений, спасибо Вам за ответ.

В детстве у меня было постоянное ощущение что за мной кто-то наблюдает, кто-то большой - большой. То ли огромный глаз, то ли огромная сущность. Но что-то огромное. Только недавно я понял что это было мое осознание. Но вот странно, почему я чувствовал разделение?

Вы говорите что нужно направить внимание на то, кто это испытывает. Но если я направляю внимание… Ведь я и есть, как бы, внимание. Я его и направляю чтобы что-то понять или ощутить. Так ведь?

Да, это так, ты одновременно и тот, кто направляет внимание, и само внимание, и само восприятие, и само понимание, и осознание. Но пока ты воспринимаешь себя в виде некоего обособленного существа, ты чувствуешь разделение на себя и все остальное. Когда происходит понимание и осознание того, что никакого остального не существует, то все разделение сразу же пропадает. Остается только одно безличностное Я.

Но есть правда и еще одна заминка очень сильно выбившая меня из себя. Жуткая история на самом деле. Уже ничего не практикуя и ничем не занимаясь, вечером, самым обычным вечером, вдруг я понимаю, что к моему сознанию идет или надвигается нечто. Это нечто было как давящая сила, как огромная энергия волны. И все больше и больше, и я понял что еще чуть - чуть и я пропаду, меня смоет или я сойду с ума, или умру. Я осознал что уже в следующий миг меня не будет.

Я собрал всю волю, всю концентрацию. Рядом было фото Далай-ламы, и я стал молиться. Через полчаса немного стихло, но я удержал свое сознание.

Господа я не то что обосрался! Я забил на все практики! Меня это отбросило лет на 10 назад.

То чего ты так испугался, как раз и является пробуждением. Одновременно с пробуждением происходит и умирание личности. Да, это действительно воспринимается как умирание, как взрыв в сознании, как потеря ума. Но потом, если это переживается полностью без сопротивления и с полным приятием, то оказывается, что Ты вовсе не умираешь, а наоборот, приобретаешь бессмертие. Умирает только то, что ты какое-то время привык считать и воспринимать собой. А то, что остается, является тем, которое никогда не рождалось и никогда не умрет, то, что является основой самого существования, основой самого бытия.

Твое индивидуальное сознание не было готово к восприятию этого явления и поэтому оно не случилось. Оно произошло лишь частично. Но это вовсе не означает, что этого больше никогда не повторится. Скорее наоборот. Очень может быть, что это опять может повториться, но повториться тогда, когда твое индивидуальное сознание будет способно выдержать это переживание полностью.

Одной из помех, помешавших данному явлению произойти полностью, является страх смерти. Так же, вместе со страхом смерти, в твоем сознании присутствует и страх сумасшествия, и страх потери сознания, которые так же являются помехами данному явлению.

Попробуй осознать в себе эти страхи. Все они являются лишь заблуждением, неверным восприятием реальной действительности. Ты не можешь потерять сознание, поскольку ты есть само сознание. Так же ты не можешь сойти с ума, поскольку сходить с него некуда, да и некому, ведь все, что есть, является Сознанием, т.е. Тобой. Куда ты можешь уйти от Себя? «От себя никуда не уйдешь» – эта народная поговорка является проявлением народной мудрости, и в точности отражает то, что есть в действительности.

Конечно, сумасшествия случаются, но это является не потерей ума, а болезнью ума, воспалением ума. В основе таких болезней так же лежит неверное восприятие действительности, и лечатся они пониманием или осознанием. Но само по себе понимание не зависит от желания больного. Оно может никогда не случится, во всяком случае при его жизни. А по окончании жизни, это уже не будет иметь никакого значения, поскольку того, больного больше не будет. Будет чистое, свободное от болезненного ума Сознание.

Самый главный твой страх – это страх смерти. Попробуй нащупать этот страх в себе и пронаблюдать его от начала и до конца. Попробуй увидеть то, место откуда он появляется, и погрузись в него своим вниманием, пройди его насквозь. Увидь того, кто боится, и увидь то, что стоит за этим страхом, то, что находится по ту сторону страха.

То, что боится смерти обязательно умрет, но то, что находится за пределами страха смерти не подвержено смерти. Это основа самой жизни, основа самой смерти, это сама вечность. Стоит ли боятся вечности? Но вся фишка заключается в том, что будешь ли ты бояться смерти или нет, но она обязательно настанет, и будешь ли ты бояться восприятия вечности или наоборот будешь стремиться к нему, оно неизбежно случится. Так стоит ли пытаться избежать того, чего избежать невозможно?

Ну, а если этого избежать невозможно, то это надо просто принять, причем принять всем своим естеством. Принять полностью, без остатка. Принять и расслабиться, все равно больше ничего не остается. Когда ты сможешь по настоящему все это принять и расслабиться, тогда и произойдет осознание того чем ты в действительности являешься. А вместе с этим осознанием наступит и покой ума, воспринимаемый в виде счастья, блаженства или гармонии.

Я понял насчет смерти. Спасибо. На самом деле, я действительно испытываю страх потери сознания, страх смерти, да это так. Я тоже как - то спрашивал другого человека насчет моего опыта «страшной

Волны», он сказал, что я не готов, что я перенапрягся в своем желании

просветления.

На счет моего страха смерти, была еще одна история.

Есть такая буддийская практика четыре изложения фиксации памяти. Может она называется где-то и по-другому, но суть не в этом. Смысл этой медитации таков:

- Я не тело;

- Я не эмоции;

- Я не мысли;

- Я не фиксированные идеи.

И вот утром, я проснулся и вошел в медитацию, автоматом получилось. Я вдруг перестал себя ощущать, я не смог себя определить.

Меня не было, но в то же время, я все осознавал и понимал. Меня точно не было! И тогда я испугался сильно - А кто же я?- был у меня вопрос, И где я?

Был вопрос, и не было ответа, его не было. Я испугался, и судорожно стал хвататься за любую мысль, и вышел из этого. Было не просто это принять и жить с этим.

Евгений, вы «хотите» что бы я осознал свой страх. Но мне даже страшно взглянуть на это. Я не хочу таких переживаний, которые у меня были. Это слишком сильно, это не просто. Я понимаю, да, может, наверное мой опыт страха есть переживание умирания эго . Но рядом никого не было. Это ух! Столько боли и страданий в душе… Мне нужна наверное храбрость, причем храбрость льва. Не знаю.

Нет, я вовсе не хочу чтобы ты осознал свой страх. Мне все равно, будешь ты его осознавать или нет. Это жизнь тебя к этому подталкивает. Мне по большому счету до этого совсем нет дела. Дело до этого есть у тебя, поэтому ты ко мне с этим и обратился. Я лишь указал тебе на то, что есть. А как ты к этому будешь относиться, дело твое. Хочешь, принимай к сведению сказанное мной, хочешь, не принимай, но только сам факт приятия или не приятия всего этого не зависят от твоего желания. Все случится именно так, как и должно случиться, в этом проявляется единый закон единого существования Единого Целого.

Что же касается храбрости, то она есть у всех и в том количестве, в каком она нужна для выполнения задач данного существа. Вспомни сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Там был Лев, который считал себя трусливым и хотел попасть к великому волшебнику Гудвину, чтобы тот сделал его храбрым. Но пока он шел к нему за храбростью, жизнь ставила его в такие условия, что ему волей неволей приходилось быть храбрым. И когда он пришел к Гудвину, то храбрость ему по настоящему уже была и не нужна, поэтому Гудвин пошел на уловку, дав ему выпить приятного напитка, сказав, что это якобы эликсир храбрости.

Вот так и с тобой, жизнь подбрасывает тебе различные жизненные ситуации и создает вокруг тебя разные условия, в которых проявляются и развиваются необходимые, для совершения тобой определенных действий, навыки.

Не парься по поводу нехватки храбрости, ее у тебя столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Перестать волноваться по любому поводу, ведь все равно ты не можешь изменить то, что случается. А то, что еще не случилось ты тоже не можешь изменить, поскольку ты не знаешь с абсолютной точностью, что должно случиться. Прошлое уже прошло и его так же не изменить. А раз ты не можешь ничего изменить, то остается только одно, расслабиться и просто наблюдать то, что случается. Попробуй ощутить в себе безмолвного и беспристрастного свидетеля всего, что есть. Ощути его и войди в него всем своим вниманием, ощути и осознай себя им. Тогда вопросов о храбрости или о чем-то другом больше не будет.