Какие есть професии. Типы профессий

Мы хотим рассказать о проекте "Азбука профессий", который подготовили с учениками 1 класса в период обучения грамоте. Это первые шаги в работе по профориентации, которую необходимо начинать уже с первых лет обучения в школе. Проект выполнен в интересной, занимательной форме; присутствуют творческие задания, обязательна помощь родителей. В работе над проектом участвовал весь класс.

Здравствуйте! Мы, ученики 1-А, класса представляем совместный проект "Азбука профессий". В этой работе мы хотели показать, как много прекрасных и достойных профессий существует в современной жизни.

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(В. Маяковский)

Каждому из нас предстоит в будущем выбрать себе профессию по душе. А много ли мы знаем профессий? Врач, учитель, продавец, шофёр, программист: - вот, пожалуй, самые известные для нас профессии. Но мы догадывались, что профессий очень много, самых разных, интересных, необычных. На уроке обучения грамоте мы читали рассказ в Азбуке о том, кем мечтают стать ребята, когда вырастут. Изучая новые буквы, мы также читали о людях разных профессий: повар, столяр, водолаз. И вот мы задумались, а какие есть профессии ещё? Интересно было бы узнать о них. И не просто узнать, а связать это с уроками грамоты. Так возникла идея проекта.

Первое, с чего мы начали работу, это решили узнать названия профессий, какие есть на свете. А чтобы интересней было выполнять это задание, решили искать названия профессий на каждую букву русского алфавита. Заодно и буквы выучим! Каждый ученик класса выбрал себе бланк задания с тремя буквами алфавита (Приложение A) . Дома вместе с родителями или самостоятельно мы вписали как можно больше названий профессий на каждую букву. Задания сдали нашему руководителю - нашей учительнице. Она обобщила эту работу и составила список названий профессий в алфавитном порядке. Оказалось, мы нашли 207 названий профессий почти на все буквы русского алфавита!

И вот следующий этап работы. Из этого большого списка надо было выбрать самые необычные названия профессий, о которых мы ничего не знали, не слышали, не имели представления. Работали мы в группах. Мы активно обсуждали, выясняли, спорили. И вот по итогам обсуждений выяснилось, что во всех группах были отмечены три одинаковых названия профессий: агроном, егерь, радист.

Теперь нам предстояло найти информацию об этих заинтересовавших нас профессиях. Работали мы дома, нам помогали родители. Вот что мы узнали.

Агроном - специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями по изучению, возделыванию полевых, садовых, огородных культур. Слово "агроном" произошло от двух греческих слов: "агрос" - поле и "номос" - закон. Агроном знает, когда надо сеять и собирать урожай, как бороться с сорняками, с болезнями растений, с вредителями. Высокий урожай - самая большая награда для агронома.

Егерь - профессиональный охотник, охотовед, лесничий. Он охраняет территорию лесных угодий от браконьеров, контролирует правильность ведения охоты. Егерь прекрасно знает лес, лесных обитателей, готовит запасы еды на зиму для зверей и птиц, охраняет их от браконьеров. Помогает охотникам-любителям. Это очень важная и опасная профессия.

Радист - специалист по передаче и приёму сообщений по радио. Он работает в море на кораблях, на подводных лодках; в небе на самолётах, в космосе; на земле, где есть радиосвязь. Радист - военная профессия. С помощью азбуки Морзе передаётся информация. Азбука Морзе - это зашифрованный алфавит.

В результате проделанной работы у нас получился "Словарь профессий". В нём расположены названия профессий по алфавиту. Читайте и выбирайте для себя будущую профессию (Приложение B) .

Чтобы закрепить полученные знания, мы придумали игру. Сочиняли небольшую сказочную историю о том, как в одном городе злой волшебник навредил жителям. Надо было ответить на вопрос, люди каких профессий помогут исправить положение и водворить порядок (Приложение C) .

Наша работа подошла к завершению. Сделаем выводы:

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!

А самое главное, мы поняли, какую бы профессию мы ни выбрали в будущем, готовиться к ней нужно уже сейчас - хорошо учиться, быть прилежными, ответственными, аккуратными.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
(С.Маршак)

Приложения

Приложение A . Образец бланка задания №1.

Азбука профессий Напиши названия профессий на каждую букву
А
Б
В

Приложение B. Словарь профессий.

Примечание: все названия записаны именно так, как написали их ученики совместно с родителями. Цель такого задания - расширения словарного запаса учащихся, повышение познавательной активности. Если вы будете выполнять подобный проект, названия профессий могут быть другими. Оформить словарь также можно в любом виде. Мы оформили его в виде самодельной сброшюрованной книжки, а слова были расположены в столбик.

Словарь профессий

Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном

Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер

Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач

Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка

Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик

Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист

Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник

Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог

Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец

Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник

Маляр, Массажист, Машинист, Милиционер, Моряк, Мясник

Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня

Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник

Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод

Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Риэлтор, Рыболов

Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар

Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист

Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель

Фармацевт, Фасадчик, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фитотерапевт, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик

Халвомес, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник

Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник

Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик

Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман

Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф

Юморист, Юнга, Юрист

Приложение C. Примеры сказочных историй, придуманных учениками.

Добро побеждает зло.

Жили-были лилипуты. И всё у них было хорошо, пока не прилетел злой волшебник. Он покрыл весь город белым снегом. Погибли все деревья, кусты. И весна с летом больше не приходили. Лилипуты замёрзли и стали болеть. Тогда собрались все дворники и размели весь снег. Агрономы вспахали землю, посадили новые деревья. А врачи напоили всех жителей чаем с малиной, и всё стало как прежде. А злой волшебник понял, что он проиграл, и улетел.

Георгий Тимофеев, ученик 1 - А класса

Жил-был на свете злой волшебник тьмы. Он пробрался в город, в котором люди собирались встречать Новый год. В городе всё было украшено красивыми лампочками. Всё вокруг сверкало, и было очень светло. Злой волшебник нагнал сильный ветер, и все электрические провода оборвались. Тогда пришли электрики и починили все провода, а милиционеры прогнали злого волшебника.

Максим Шутиков, ученик 1 - А класса

Однажды в город Счастья пришёл злой волшебник. Он был к тому же ещё и вредным. И вот он решил навредить людям. Волшебник взмахнул своей волшебной палочкой, и все дети в городе стали глупыми. Они забыли буквы. Но детям могут помочь учителя . Они научат детей читать и писать.

Валерия Плосконосова, ученица 1 - А класса

Злой волшебник.

Злой волшебник перепутал в городе светофоры: когда у пешеходов горел красный, то и у машин - тоже красный. И поэтому всё движение в городе остановилось, и никто не знал, кому уступать дорогу.

А исправить это помогли инспектора дорожного движения . Они стали регулировать своей полосатой палочкой движение машин и пешеходов. И злой волшебник сдался - он вернул всё на свои места.

Яна Дурова, ученица 1 - А класса

Художник.

Наступила зима. Все жители города Москвы начали готовиться к Новому году. Все стали рисовать новогодние рисунки. А злого волшебника, который жил в этом городе, никто не пригласил на праздник. Он обиделся и испортил все рисунки. На всех рисунках вместо Деда Мороза появилась Кикимора. Жители расстроились. Кто же поможет исправить всё?

А в этом городе жил добрый художник. Люди пошли к нему и попросили помощи. Он одним взмахом волшебной кисточки сделал так, чтобы на всех рисунках вместо Кикиморы появился Дед Мороз.

В избе у Деда Мороза теперь есть великолепная выставка картин.

Ира Герасимова, ученица 1 - А класса

Сказочная история.

В некотором море, на самой его середине лежал остров. На нём стоял город. В этом городе жили очень дружные и трудолюбивые люди. И вот однажды, когда они готовились отметить большой праздник "День острова", и произошла эта история.

На самой красивой площади жители поставили столы для всех островитян и приготовили много вкусного угощения. Но один волшебник, который жил на соседнем острове, обиделся на то, что его не пригласили на праздник, и испортил всё угощение. Он превратил его в горькое и неаппетитное. И наложил на всех жителей заклинание, чтобы они забыли все рецепты. Очень расстроились жители острова, ведь их праздник был испорчен.

Вдруг им на помощь, словно из пены морской, пришла красивая женщина. В руках у неё был металлический чемоданчик. Она открыла его, надела наушники и стала передавать какое-то непонятное сообщение. Жители городка стояли, смотрели и ничего не понимали. Прошло немного времени, и прилетел маленький красный вертолёт. В нём сидел важный мужчина в белом колпаке на голове. Он привёз много продуктов и приготовил очень вкусные и необычные блюда. А самым лучшим блюдом был огромный пятиярусный торт.

Жители были очень рады, что праздник у них всё-таки состоялся. Они даже простили и пригласили на праздник соседа-волшебника. Волшебник извинился, расколдовал всех жителей и украсил площадь цветами и шарами. А в конце праздника подарил всем жителям праздничный салют. У всех было очень хорошее настроение.

Кто же были эти таинственные помощники?

К людям каких профессий их можно отнести?

Анна Сисецькая, ученица 1 - А класса

В некоторых ситуациях очень сложно найти такую профессию, которая будет не только приносить хорошую прибыль, но и доставлять истинное наслаждение. К тому же необходимо понимать, что если деятельность не приносит удовольствия, то и больших высот добиться не удастся. Поэтому очень важно подойти ответственно к выбору своей будущей профессии. В этой ситуации следует обратить свое внимание на тот фактор, что абсолютно все виды деятельности можно разделить на разные классы. Это в значительной мере упрощает поиск своей профессии. В данном обзоре мы попытаемся рассмотреть основные виды специальностей и их краткую характеристику.

Необходимо тщательно разобраться в предметах труда

Абсолютно все профессии можно отнести к определенным типам, руководствуясь при этом предметом труда, средствами труда и многим другим. При учете всего этого каждой отдельно взятой профессии может соответствовать некий код или профиль. Другими словами, можно достаточно легко определить, к какому типу она будет относиться и по какому критерию это можно узнать. Также есть возможность понять, какие предметы и наиболее предпочитаемы для конкретного человека. С помощью такого действия можно понять, какие виды профессий подходят каждому индивиду.

Основные критерии, на которые надо обратить свое внимание

Каждую отдельно взятую специальность по определенным основаниям можно отнести к определенному типу. Есть также возможность, что профессия будет соответствовать сразу нескольким разновидностям. Разные виды профессий соответствуют определенной классификации. Следует привести ее основные критерии, которые помогут определить тип специальности.

  1. Предмет труда. В данном случае этот критерий подразделяется на такие составляющие, как природа, техника, человек, знак, художественный образ.
  2. Условия труда. Они могут быть бытовыми, на открытом воздухе, необычными, с высокой моральной ответственностью.
  3. Средства труда могут быть ручными, автоматизированными, функциональными, машинными.
  4. Цели труда бывают гностическими, преобразующими и изыскательными.

Разделение нескольких профессий на разные категории

Если брать во внимание такой критерий, как предмет труда, то абсолютно все виды профессий можно разделить на пять типов. Однако следует понимать, что в действительности подобное деление достаточно грубое. Надо не просто относить специальность к какому-либо одному из пяти перечисленных типов. Для каждой отдельно взятой специальности определено, какой предмет труда ближе, с чем работать лучше. Подобных предметов может быть и три. Подобная оценка предоставляет возможность разделить между собой специальности, расположенные внутри одной группы. Это можно сделать, определив предмет труда, который является вторичным для определенной Следует привести некоторые виды профессий, расписав их более подробно.

Тесная взаимосвязь с природой

«Человек-природа». Основные профессии, которые входят в данный класс - семеновод, кинолог, агроном, зоотехник, мастер-животновод и т. п. Предметом труда в данной ситуации служат растительные и животные организмы, микроорганизмы. Данные виды деятельности тесно связаны с сельским хозяйством, научными исследованиями, медициной и пищевой промышленностью. Сколь бы странным это ни показалось, некоторый интерес к природе имеют психологи, менеджеры по туризму и гостиничному бизнесу. Однако он не является основным. Сдедует понимать, что указанные выше виды работ и профессий направлены не только на те предметы труда, которые были упомянуты. К примеру, растениеводы, работая в коллективе, могут использовать в своей деятельности самую разнообразную технику. К тому же они рассматривают вопросы экономической оценки своей работы. Однако основным предметом внимания и забот являются растения и та среда, в которой они существуют.

Какое отношение к природе сложилось у вас?

Рассматривая разные виды работ и профессий, необходимо понимать, что деятельность подобного типа требует основательного подхода. Необходимо тщательно разобраться с тем, как человек относится к природе: как к месту отдыха или как к своеобразной мастерской. Ко всему прочему, надо учесть и тот фактор, что биологические объекты считаются достаточно сложными и изменчивыми. Они не совсем стандартны. Растения, животные и микроорганизмы развиваются, живут, заболевают и умирают. Работник должен не просто знать многое о живых организмах, он должен предвидеть изменения, которые в них происходят. Человек должен проявлять инициативу. Он должен быть самостоятелен в принятии определенных решений по конкретным трудовым задачам.

Для кого техника является главенствующим предметом труда?

Рассматривая основные виды профессий и их описание, особое внимание следует уделить такому типу деятельности, как «человек-техника». Ведущим предметом труда в данной ситуации выступают технические объекты и материалы, а также разные виды энергии. Базовыми специальностями в этой категории считаются сборщик компьютеров, строитель, радиомеханик, электромонтажник, архитектор, техник-металлург, столяр, проходчик и т. д.

Основные виды деятельности данного класса

Профессии, в качестве предмета труда в которых выступает человек

Какие виды профессий «человек-человек» можно перечислить? Это врачи, учителя, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и т. п. В качестве базового предмета труда выступают непосредственно люди. Среди профессий данного вида можно выделить:

  1. Специальности, которые тесно связаны с процессом обучения и воспитания людей, а также с организацией детских групп.
  2. Деятельность, в основе которой лежит управление производством, руководство людьми и коллективами.
  3. Профессии, тесно связанные с обслуживанием бытового и торгового типа.
  4. Специальности, в основе которых лежит информационное обслуживание.
  5. Разные виды экономических профессий.
  6. Деятельность, которая строится на базе информационно-художественного обслуживания и руководства художественными группами людей.
  7. Профессии, в основе которых лежит медицинское обслуживание.

Какими качествами должен обладать человек?

Для того чтобы успешно проявить себя во всех вышеперечисленных видах деятельности, необходимо уметь формировать и поддерживать контакты с людьми. Их надо понимать, разбираться в характерных чертах. Также необходимо получить знания в сферах производства, искусства и науки. Необходимо разобраться в том, какие качества могут пригодиться в деятельности подобного рода.

  1. Стабильно хорошее настроение в момент работы и общения с людьми.
  2. Необходимость в постоянном общении.
  3. Умение разбираться в намерениях, помыслах и настроении людей.
  4. Способность быстро разбираться в отношениях между разными людьми.
  5. Умение находить общий язык за достаточно короткий период времени и с разными людьми.

Люди, привыкшие работать с числами и условными знаками

Говоря про разные виды профессий, следует упомянуть такую категорию, как «человек - знаковые системы». Основным предметом труда в данной ситуации выступают разнообразные цифры, коды, условные знаки, Базовыми профессиями считаются переводчик, секретарь-машинистка, программист, топограф, чертежник.

В специальности данного типа входят:

  1. Профессии, которые тесно связаны с оформлением документации, с делопроизводством и анализом текстов, а также их корректировкой и кодированием.
  2. Деятельность, в основе которой лежит работа с числами и количественными соотношениями.
  3. Специальности, которые связаны с обработкой информации, поступающей в виде комплекса условных знаков и схематических изображений.

Разбирая профессии, виды деятельности в данной категории, следует понять, что для успешной деятельности необходимо обладать возможностями к мысленному погружению в мир сухих условных знаков. Надо научиться отвлекаться от окружающего мира для того, чтобы полностью сосредоточиться на сведениях, несущих в себе определенные знаки. требует поиска решений задач контроля, учета, обработки и проверки сведений.

Специальности, которые требуют творческого подхода

Следует особое внимание обратить на такую категорию, как «человек - художественный образ». Входящие в нее виды профессий для детей и взрослых подходят практически в одинаковой степени. Основным предметом труда является творческий образ, методы его формирования. Можно выделить следующие базовые специальности: артист, литературный работник, музыкант, дизайнер, художник, резчик по камню и т. п. Профессии данного типа включают в себя:

  1. Деятельность, которая связана с изобразительным искусством.
  2. Специальности, в основе которых лежит музыкальная деятельность.
  3. Профессии, тесно связанные с литературой.
  4. Профессии, которые подразумевают работу на сцене.

Основным отличием данного типа профессий является то, что огромное количество трудовых затрат остается скрытым для посторонних наблюдателей. Кроме того, довольно часто следует прилагать специальные усилия для того, чтобы создать эффект легкости и непринужденности.

К выбору деятельности необходимо подойти ответственно

В данном обзоре были приведены основные виды работ и профессий. К выбору определенного типа деятельности следует подходить с большой ответственностью, так как именно от этого будет зависеть, достигнете вы больших высот или нет. Ко всему прочему, надо разобраться с тем, что привлекает вас больше всего. Далеко не все могут одинаково хорошо выступать на сцене и, к примеру, работать с техникой. Это требуется понимать, делая выбор в пользу определенного вида профессии.

Следует пожелать вам удачи в поиске оптимальной профессии, в которой вы почувствуете себя на своем месте. Успехов вам в вашей деятельности!

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

    Этот список полный перечень профессий которыми занимался вымышленный персонаж мультсериала «Симпсоны» Гомер Симпсон. Неканонические профессии (например в Хелоуиновских эпизодах) обозначены зелёным шрифтом. В серии «Papa s Got a Brand New Badge»… … Википедия

    Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

    Список выдающихся учёных и профессоров, связанных с Ташкентом Основная статья: Известные личности, связанные с Ташкентом Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся учёные и профессора. В том числе: Содержание 1 Геологи и горняки 2… … Википедия

    Список древнеегипетских папирусов, с перечислением наиболее важных найденных древнеегипетских папирусов, а также основные данные о них. Папирусы расположены в списке по возрасту: от самого древнего до самого нового. Сокращения: Б: биографические… … Википедия

    Список эпизодов мультсериала «Эй, Арнольд!» Мультсериал «Эй, Арнольд!» имеет пять сезонов, которые включают в себя в общей сложности 98 серий. Большинство из них состоят из двух сюжетно не связанных друг с другом эпизодов. Общее число эпизодов… … Википедия

    В данной статье представлен хронологический список журналистов, которые стали жертвами убийства, перестрелки и терактов в России с 1993 года. Шесть категорий использованы в самом подробном и полном источнике убийство; перестрелка (военные… … Википедия

    Ниже приведен список эпизодов и фильм Оригинального Кино Канала Дисней Волшебники из Вэйверли Плэйс. Премьерная серия вышла 12 октября 2007 года. Все серии вращаются вокруг борьбы Алекс Руссо (Селена Гомес) и её братьев Джастина (Дэвид Хенри) и… … Википедия

    - … Википедия

    Мультсериал «Эй, Арнольд!» включает 98 серий по 23 минуты и одну двойную серию («The Journal» длиной 45 минут), разбитых на 5 сезонов. Большинство серий состоят из двух не связанных по сюжету эпизодов, но некоторые серии целиком состоят из одного … Википедия

    Основная статья: Известные личности, связанные с Ташкентом Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся учёные и профессора. В том числе: Содержание 1 Геологи и горняки 2 Математики … Википедия

Книги

  • , Олифиренко Н., Галанов К., Овчинникова И. (авт.-сост.). Учебное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13. 01. 10 «Электромонтер по ремонту и…
  • Проверка и наладка электрооборудования (ПМ. 02) , Олифиренко Наталья Александровна, Галанов Константин Дмитриевич, Овчинникова Инна Васильевна. Учебное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13. 01. 10 "Электромонтер по ремонту и…

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: . Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим