Классный час, тема "поговорим о толерантности". Уровень толерантности в России

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Что такое милосердие и как развить в себе это качество Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 8»

Реферат по теме:

Толерантность

Выполнила: Жапарова Гульжан,

обучающаяся 8а класса

Руководитель: учитель истории

Жапарова Кульзина

Кабденовна

г. Лабытнанги

2013 г.

Введение……………………………………………………………………………… …3


  1. Толерантность. Что это такое?.............................................................................4

  2. Историческая справка………………………………………………………… 6

  3. Виды толерантности…………………………………………………………… 7

  4. Официальный день толерантности……………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………….. 12

Использованная литература………………………………………………………… 13

Введение
Все мы живем в обществе, в котором проживают миллиарды людей, каждый день встречаемся с разными людьми знакомыми и незнакомыми для нас и порой даже не задумываемся о том, что каждый из них - это уникальная, неповторимая личность. Хотя у каждого из нас есть свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. У каждого есть что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в его многообразии. Но не все это могут понять и принять. Иногда слыша слово «толерантность» многие не понимают о чем, идет речь, поэтому мне захотелось написать работу о толерантности и раскрыть его смысл. Я думаю, что в настоящее время очень важно и актуально говорить о толерантности. Наша страна Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских.

Цель: Рассказать обучающимся о “толерантности” и познакомиться с этим понятием.

Задачи:


  • Изучить информационно – познавательную литературу по данной теме.

  • Формировать у обучающихся представление о толерантности.

  • Воспитать чувство уважения друг к другу.

1. Толерантность. Что это такое?

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая - это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один, поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человечества.

Сегодня мы поговорим о таком понятии как - толерантность. Что же это за слово такое – толерантность. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, сегодня мы с вами и поговорим.
Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

2. Историческая справка
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно - 166 национальностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, ве рованиям.
3. Виды толерантности

В обществе различают несколько видов толерантности:


  • Естественная (натуральная) толерантность -
она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Маленькие дети не определяют качеств своего - «Я», поскольку идёт процесс становления личности. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ними. С одной стороны толерантность, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно нервирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

  • Моральная толерантность -
этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Сутью такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современной массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
  • Нравственная толерантность -

… в отличие от моральной, нравственная толерантность не предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Нравственная толерантность предполагает два пути:


  1. Толерантный

  2. Интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4 . Официальный день толерантности

16 ноября 1995 организация ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Позже появилась и эмблема толерантности. В ней явно выражен основой смысл понятия: «В этом огромном мире живут абсолютно разные люди, с разным цветом кожи, с разной культурой и традициями, с абсолютно разными взглядами на жизнь. И каждый их этих людей, каждый из этих народов должен уважать, понимать, ценить не только свою индивидуальность, но и индивидуальность другого, должен стремиться к сотрудничеству и миру».

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

Притча: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Для каждого из нас это слово имеет разное значение. Толерантность в понимании ребенка проста – можно съесть волшебную конфету и стать понимающим, принимающим. А для взрослого часто понятие «толерантность» осмысляется как «терпение», Толерантность - не всем, может быть, на первый взгляд, это слово понятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.

Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия и т.п.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Хочу привести несколько правил толерантного общения:


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.
Толерантность или терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Вот наш путь. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование, как и твое собственное. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Нам кажется что, Россия - это большой дом, в котором живут старики, взрослые и дети. У каждого члена этой большой семьи свой характер, свои увлечения и все друг друга любят и уважают. Так почему же мы, понимая все это, не можем навести порядок в своем доме? Почему мы не можем услышать друг друга, постараться понять, простить? Жить так, как живут в больших, счастливых семьях? Терпимость и понимание. Мудрость и доброта. Не может в большой счастливой семье быть нелюбимого ребенка.

Владимир Владимирович Путин сказал, что «терпимость, дружелюбие и открытость - в характере всех народов России. В этом - огромная внутренняя сила нашей страны, ее прочность».

Как пример хочу привести слова главного героя фильма «Доживем до понедельника, что в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели «Счастье - это когда тебя понимают».

Заключение
Я надеюсь, что моё выступление не оставит никого равнодушным, т.к. только

уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом:

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Использованная литература:

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6 . Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. – 2006. - № 7. – С. 38-43.

8 . Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.

«Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

Социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

ИРА-ВИКТОРИНА

«Толерантность»

Ход мероприятия

1.Организационный момент

На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

1. Приветствие (слайд №1)

Здравствуйте!

Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

    сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

    потереться носами (Новая Зеландия);

    пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

    крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

    показать язык (Тибет);

    очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

Давайте познакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ребята знакомятся выполняя упражнения на знакомство.

Упражнение: «Имя и эпитет».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:… »

слайд № 3 задание)

Задание 1.

Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.

Анимация проверка задания

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Какой вывод вы сделали для себя?

3. Что такое толерантность?

Все эти понятия можно объединить, одним словом.

(слайд № 4) «Отгадай ребус»


(слайд № 5) Ребус

Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.

Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

4. История происхождения по нятия толерантность (слайды № 6,7).

И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

(слайд № 8)

Что означает слово толерантность?

На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

- Конечно, это слово терпимость.

(слайд № 9 задание)

Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ .

Задание 3. Время на выполнение задания 5 минут.

5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)

Когда отмечают День Толерантности?

Задание 4 . Время на выполнение задания до 1 минуты.

Проверка

(слайд № 11)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.

(слайд № 12 задание)

«Что бы это значило?»

Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.

Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист ).

Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь ).

Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце) .

Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга ).

Проверка

(слайд № 13)

Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности.

(слайд № 14 задание)

Собери пазл (картинки для пазлов в презентации слайд №14)

Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты.

Проверка

Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы

Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира.

Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек.

Задание 7. Выберите пять слов - качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением .

Время на выполнение задания 2 минуты.

Проверка

Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:

Быть толерантным, значит быть…..

(слайд № 15 задание)

Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.

Восстановите пропущенное слово в пословицах

Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты.

(слайд № 18) Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы.

Проверку выполняем в следующей очередности:

1-группа красных смайликов;

Для дорогого друга ВОРОТА настежь.

Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.

Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.

2- группа желтых смайликов;

Только сильные УМЕЮТ прощать.

Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ , чем прощение просить.

Сильнее всех ПОБЕД - прощение.

3- группа зеленых смайликов;

Доброе слово ЛЕЧИТ , злое калечит.

ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.

Доброе братство лучше БОГАТСТВА.

4 - группа синих смайликов.

Где ЛАД , там и клад.

В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен.

ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.

Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам.

Внимание! Викторина.

«Такие разные народы»

Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония

судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)

В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его

просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)

В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть

заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и

впустить год новый. (АНГЛИЯ)

Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть

под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна.

Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА)

«Национальные блюда на нашем столе»

Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)

Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)

Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)

Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек.

«Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ)

Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ).

Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ)

Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ)

(слайд № 22)

Подведение итогов. Вручение грамот.

И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Всего вам доброго, счастья, успехов!

(слайд № 23)

Спасибо за участие в игре!