Клише для эссе по обществознанию. Пишем эссе по обществознанию

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

    Смысл данного высказывания состоит в том, что …

    Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

    Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...

    Глобализации общественных отношений;

    Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

    Обострения глобальных проблем современности;

    Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

    Развития международной интеграции;

    Современной рыночной экономики;

    Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

    Жёсткой дифференциации общества;

    Открытой социальной структуры современного общества;

    Формирования правового государства;

    Преодоления духовного, нравственного кризиса;

    Диалога культур;

    Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

    общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

    Высказывание можно анализировать с разных сторон…

    Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

    В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

    Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

    Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

    Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

    Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

    В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…

    Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

    В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

    использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

    обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

    Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

    Обратимся к примерам из истории…

    Что говорят нам факты общественной жизни…

    Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

    Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…

    Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

    Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

    Таким образом…

    В заключение можно сделать вывод, что…

    Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

    На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры типичные ошибки при выполнении этого задания.

Критерии проверки

Эссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.

Структура эссе по обществознанию

Задание выполняется по следующей схеме:

  1. Цитата.
  2. Определение проблемы, поднятой автором, ее актуальности.
  3. Смысл выбранного высказывания.
  4. Выражение собственной точки зрения.
  5. Использование аргументов на теоретическом уровне.
  6. Приведение не менее двух примеров из общественной практики, литературы/истории, которыми подтверждается правильность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Выбор цитаты

Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:

  1. Владеет основными понятиями по предмету.
  2. Четко понимает смысл используемой цитаты.
  3. Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
  4. Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
  5. Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.

Определение проблемы

Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:

  • Философии.
  • Семьи.
  • Социологии.
  • Политологии.
  • Юриспруденции.
  • Экономики и проч.

Проблемы в философском аспекте:

  • Соотношение сознания и материи.
  • Развитие и движение как способы существования.
  • Бесконечность познавательного процесса.
  • Взаимоотношение природы и общества.
  • Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
  • Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
  • Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
  • Сущность цивилизации и так далее.

Эссе по обществознанию: социология

При написании можно раскрыть следующие проблемы:

  • Социальная борьба и неравенство.
  • Соотношение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
  • Значение материальных и духовных ценностей.
  • Сохранение стабильности в общественной жизни.
  • Особенности города.
  • Молодежь как общность.
  • Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
  • Взаимодействие общества и религии.
  • Особенности социализации молодых поколений.
  • Исторически сложившееся неравноправие мужчин и женщин.
  • организации.
  • и так далее.

Психология

В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:

Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.

Политология

В рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:

  • Авторитарного режима.
  • Субъектов политики.
  • Места и роли государства в системе.
  • Современных политических взаимодействий.
  • Тоталитарного режима.
  • Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
  • Происхождения государства.
  • Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
  • Государственного суверенитета.
  • Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия).
  • Партийных систем.
  • Общественно-политических движений, групп давления.
  • Сущности демократического режима.
  • Взаимной ответственности личности и государства.
  • Политического плюрализма.
  • Разделения власти как принципа правового государства.
  • и проч.

Хозяйственная система

Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, - экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:

  • Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
  • Производственные факторы и их значение.
  • Капитал в качестве экономического ресурса.
  • Сущность и функции денежной системы.
  • Эффективность использования существующих ресурсов.
  • Значение разделения труда.
  • Роль торговли в процессе развития общества.
  • Эффективность и стимулы производства.
  • Суть рыночных отношений.
  • Государственное регулирование экономики и проч.

Юридическая дисциплина

В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:

  • Право как регулятор жизни людей.
  • Суть и специфические черты государства.
  • Социальная значимость права.
  • Политическая система и определение роли государства в ней.
  • Сходства и различия морали и права.
  • Социальное государство: понятие и признаки.
  • Правовой нигилизм и методы его преодоления.
  • Гражданское общество и государство.
  • Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
  • Правовая культура и проч.

Фразы-клише

Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная в условиях…

  • глобализации отношений в обществе;
  • противоречивого характера изобретений и научных открытий;
  • обострения проблем глобального масштаба;
  • формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
  • жесткой дифференциации в обществе;
  • диалога культур;
  • современного рынка;
  • необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации".

Важный момент

В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.

Основная мысль

В этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:

  • "Автор убежден в том, что…"
  • "Смысл этого высказывания заключается в…"
  • "Автор акцентирует внимание на…"

Определение собственной позиции

В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:

  • "Я согласен с мнением автора в том, что…"
  • "Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу".
  • автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…"
  • "Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…"

Аргументы

Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:

  1. Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
  2. Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.

В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Подтверждают ли примеры выраженное мнение?
  2. Согласуются ли они с высказанным тезисом?
  3. Могут ли они истолковываться иным способом?
  4. Убедительны ли факты?

Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.

Вывод

Он обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:

  • "Подводя итог, хотелось бы отметить…"
  • "Таким образом, можно заключить, что…"

Оформление

Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.

Дополнительные сведения

В эссе можно включить:

  • Краткую информацию об авторе цитаты. Например, сведения о том, что он "выдающийся русский ученый", "известный французский просветитель", "основатель идеалистической концепции" и так далее.
  • Указание на альтернативные способы решения проблемы.
  • Описание разных мнений или подходов к вопросу.
  • Указание на многозначность понятий и терминов, которые используются в тексте с обоснованием значения, в котором они были применены.

Требования к работе

Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:

  1. Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
  2. Соответствие текста поднятому вопросу.
  3. Выделение и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
  4. Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
  5. Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
  6. Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
  7. Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
  8. Логика в рассуждениях.
  9. Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
  10. Соответствие нормам языка и требованиям жанра.

Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.

Ошибки при формулировании проблемы

Чаще всего встречаются следующие недочеты:

  1. Непонимание и неумение выделить проблему в высказывании. С одной стороны, это связано с недостаточным объемом знаний по дисциплине, к которой относится высказывание, а с другой - с попыткой подогнать под выявленный вопрос рассмотренные, написанные или прочитанные ранее работы.
  2. Неумение сформулировать проблему. Эта ошибка связана, как правило, с небольшим словарным и терминологическим запасом по базовым наукам.
  3. Неумение формулировать суть цитаты. Оно объясняется непониманием либо неверным пониманием содержания высказывания и отсутствием нужных обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы позицией автора. Эта ошибка возникает вследствие того, что выпускник не видит и не понимает разницы между ними. В качестве проблемы в эссе выступает тема, на которую автор рассуждает. Она всегда объемна и обширна. По ней могут высказываться разные мнения, зачастую совершенно противоположные. Смысл высказывания - это личная позиция автора по проблеме. Цитата - это только одно из многочисленных мнений.

Недочеты при определении и обосновании своей позиции

Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.

Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с .
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод - заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише :

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише :

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.

Используйте клише :

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки Подготовила учитель обществознания: Калиберная В.В.

2 слайд

Описание слайда:

№ Критерии оценивания эссе Баллы K1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 K2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 K3 Качество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5

3 слайд

Описание слайда:

1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод. Структура эссе

4 слайд

Описание слайда:

1. Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

5 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

6 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества.

7 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Философия Общественное сознание, его структура и формы. Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни.

8 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

9 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социальная психология Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

10 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов.

11 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Экономика Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики.

12 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

13 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Правоведение Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

14 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки.

15 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления.

16 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Политология Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами

17 слайд

Описание слайда:

2. Определение проблемы высказывания Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях... ...глобализации общественных отношений; ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; ...обострения глобальных проблем современности; ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; ...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики; ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур; ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

20 слайд

Описание слайда:

3. Формулировка основной мысли высказывания «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убеждён в том, что...»

21 слайд

Описание слайда:

4. Определение своей позиции к высказыванию «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

22 слайд

25 слайд

Описание слайда:

Дополнительным достоинством эссе является включение в него: краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.

26 слайд

Описание слайда:

Требования к работам выпускников 1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания; 2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме; 3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания; 4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; 8) логичность рассуждений выпускника; 9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

27 слайд

Описание слайда:

1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев) 2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества. 3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру. 4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида. 5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

28 слайд

Описание слайда: