План написания эссе по обществознанию клише примеры. Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

    Смысл данного высказывания состоит в том, что …

    Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

    Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...

    Глобализации общественных отношений;

    Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

    Обострения глобальных проблем современности;

    Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

    Развития международной интеграции;

    Современной рыночной экономики;

    Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

    Жёсткой дифференциации общества;

    Открытой социальной структуры современного общества;

    Формирования правового государства;

    Преодоления духовного, нравственного кризиса;

    Диалога культур;

    Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

    общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

    Высказывание можно анализировать с разных сторон…

    Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

    В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

    Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

    Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

    Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

    Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

    В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…

    Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

    В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

    использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

    обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

    Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

    Обратимся к примерам из истории…

    Что говорят нам факты общественной жизни…

    Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

    Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…

    Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

    Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

    Таким образом…

    В заключение можно сделать вывод, что…

    Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

    На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

14.03.2020

Какого плана придерживаться при написании эссе, как построить правильную структуру и многое-многое другое СУПЕР полезное для вас - на этой странице!

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020 ГОДУ

Кратко о структуре эссе 2020

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения...

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

План написания эссе

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2020 году - вебинар

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...
  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:

Самые популярные ошибки при написании эссе

  • Самая печальная ситуация - план отсутствует вовсе. Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
  • Неверно выделены «обязательные» пункты. Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
  • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах. «Не знаешь правил - не получишь баллы». Учи критерии.
  • Планы по устаревшим шаблонам никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» - эта формулировка давно устарела.
  • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир». Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
  • Орфографические ошибки никого не волнуют , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
  • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Раскрытие теоретической части

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть — это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Раскрытие теоретической части

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии — политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примеры для раскрытия К3

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Примеры для раскрытия К3

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Раскрытие теоретической части

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Примеры для раскрытия К3

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Под эссе понимается литературный жанр небольшого объёма и свободной композиции. Эта письменная форма была введена в ЕГЭ, как средство аттестации и оценивания учащихся. В прозаическом сочинении экзаменуемому следует выразить собственные соображения и впечатления по сформулированной проблеме. Для того чтобы понять, как писать эссе по обществознанию, необходимо правильно организовать свою образовательную деятельность и тренироваться над этим заданием систематически.

В процессе подготовки следует научиться анализировать содержание текста; проверять стиль, логичность и последовательность изложенного материала; работать с окончательным вариантом и вносить в него важные поправки. Изучение протекает по пяти блокам (человек и общество; социология, экономика, политика и право), каждый из которых будет отражён в контрольно-измерительном материале.

Как писать эссе по обществознанию - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внедряет нововведения в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию. В 2018 году незначительно изменились требования и система оценки обществоведческого сочинения (задания 29).

Рассмотрим поправки на конкретных примерах:

  1. Форма осталась прежней - мини-сочинение.
  2. Термин «проблема», которую освещает автор высказывания, заменён на слово «идея». В этом не видится принципиальных различий. Речь также будет вестись о соображениях, которые возникают при уяснении цитаты мыслителя.
  3. Более однозначно сформулировано требование осветить несколько идей, если они заложены в высказывании автора. В демоверсии 2017 года это описывалось выражением «при необходимости…».
  4. По-прежнему оценивается два примера из разнообразных источников.
  5. Строже высказано притязание на развёрнутый аргумент и его явную связь с идеей обозначенной цитаты.

Из этого следует, что объем эссе, претендующего на высокий балл, подвергнется увеличению (примеры потребуется подробней разворачивать, идей нужно выделять несколько ). Сочинение начинает постепенно уходить от жанра лёгкой и прозрачной композиции, когда не обязательно досконально раскрывать пример, достаточно озвучить идею.

Плюс ко всему, изменились критерии оценки написанного экзаменуемым материала. Появилось положение о корректности использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.

Например, если учащийся напишет, что репродуктивная функция семьи состоит в воспитании детей, что стратификация есть перемещение индивида в социальной структуре, то он получит 0 баллов по этому основанию, так как его теоретические доводы некорректны.

Во всем остальном КИМы 2017 и 2018 года сходны.

Структура и содержание эссе

Форма мини-сочинения предоставляет простор для творческой мысли, субъективности и художественной изобразительности.

Однако в практике оценивания задания №29 сформировалась особая строгость, точность и взвешенность, которая вытекает из структуры и содержания написанного материала.

Окончательный вариант эссе на высокий балл должен включать в себя следующие составные части:

  1. Цитата. Одно из пяти предложенных высказываний автора, по которому экзаменуемый предпочёл выразить свою позицию. Для этого необходимо выявить, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая мыслителем проблематика и оценить собственные знания по ней.

    В работе могут быть использованы цитаты и высказывания мыслителей

  2. Проблема (тема), поднятая мыслителем, её актуальность. Она представляет собой субъективную авторскую позицию. Учащийся должен определить проблему и выразить свой личный письменный ответ на поставленный вопрос.

    Перечень тем по философии

    Предложенный перечень тем по экономике и социологии

  3. Смысл высказывания автора представляет его субъективное мнение по обозначенной проблеме. Экзаменуемый может поддержать предложенную идею полностью либо частично или вовсе опровергнуть её. В любом случае этот пункт должен быть явно отражён в прозаическом сочинении, так как в отношении него установлен чётко определённый критерий оценивания. Материал, написанный учащимся, без правильно понятого смысла будет оцениваться в 0 баллов.

    Смысл высказывания - субъективное мнение автора по обозначенной теме

  4. Собственная точка зрения. Это личное мнение экзаменуемого относительно поднятой проблемы. Высказываемое суждение должно отвечать признакам логичности и определённости. Оно протекает через весь текст и не может иметь противоречащих утверждений.

    Собственная точка зрения должна быть логичной и определённой

  5. Теоретическая аргументация. Обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). Они должны соответствовать той теме блока, по которой учащийся пишет эссе.

    Теоретическая аргументация должна обязательно соответствовать теме эссе

  6. Фактическая аргументация. Здесь допускаются два варианта: использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; обращение к эмпирическому опыту.

    При фактичской аргументации можно использовать примеры из истории или обратиться к эмпирическому опыту

  7. Вывод - логический итог рассуждения. Он не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования. При правильном написании следует в одном или двух предложениях осветить основные идеи аргументов и прийти к окончательному умозаключению, которому учащийся придерживался на протяжении всего эссе.

    В эссе должен быть логический итог

Таким образом, для написания эссе по обществознанию на высокий балл, следует прочитать все имеющиеся в задании №29 цитаты и определить их проблематику. В каждом высказывании понадобится найти ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?» и выбрать наиболее приемлемую тему .

Оценить свои силы можно мысленно, ответив на вопросы:

  • С какими основными обществоведческими теоретическими положениями соотносится предложенное высказывание?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть её?

После этого убедитесь, что вы владеете основополагающими понятиями того блока, к которому относится высказывание и понимаете его смысл.

Составьте предполагаемый план письменной работы, но не забывайте об ограничении экзамена по времени.

При соблюдении всех вышеописанных условий и регулярной тренировки над заданием №29, экзаменуемый гарантированно справиться с эссе.

Как оформить

Необходимо иметь в виду, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.


Дополнительными преимуществами по оценке задания №29 экспертами станет включение в него:

  • базовых сведений об авторе высказывания (например, «выдающийся немецкий экономист», «знаменитый русский мыслитель Золотого века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель рационального направления в философии» и др.);
  • указаний на вариативные способы решения заявленного вопроса;
  • описания разнообразных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению.

Прямо эти основания не отмечены в критериях оценивания, однако они продемонстрируют эрудированность экзаменуемого и его глубокую подготовку.

Также стоит помнить о том, что вашу работу будет оценивать эксперт. Плюсом будет запись текста в бланк ЕГЭ аккуратным почерком, систематизировано и без небрежных помарок .

Фразы-клише

Под фразами клише понимаются стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. При помощи этих речевых формул процесс написания эссе по обществознанию подвергается значительному упрощению.

Для первой части прозаического сочинения, при формулировке понимания высказывания, его проблемы и актуальности, отлично подойдут следующие фразы:

  • «В своём изречении автор имел в виду, что …»;
  • «Мыслитель пытался донести до нас мысль о том, что...»;
  • «Смысл предложенного высказывания заключается в том, что …»;
  • «Актуальность поднятой проблемы проявляется в том, что …»;
  • «Данный вопрос является актуальным в условиях …».

В последующем абзаце, для обоснования собственной позиции относительно высказывания, применяется ряд стандартных клише:

  • «Я полностью согласен с автором цитаты в том, что...»;
  • «Нельзя не согласиться с мыслителем обозначенного высказывания...»;
  • «Деятель был совершенно прав, утверждая, что...»;
  • «На мой взгляд, (писатель, философ, экономист) предельно точно отразил в своём высказывании картину современной действительности тем, что …»;
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я разделяю точку зрения мыслителя по поводу..., но с... не могу согласиться».

При теоретическом аргументировании используются выражения:

  • «Проанализируем предложенную автором мысль с точки зрения (экономической, правовой, социологической) теории …»;
  • «Обратимся к теоретическому осмыслению высказывания …»;
  • «В (социологической, политической, философской) науке данное высказывание имеет свои основания …»;
  • «Предложенная цитаты имеет глубокое обществоведческое обоснование …»;
  • «Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций …»;
  • «В учебном курсе обществознания (права, политология и т.д) …»;

В части отбора фактов, примеров из общественной жизни и эмпирического социального опыт применяются фразы:

  • «Приведём обоснование из общественной жизни, подтверждающие мою мысль …»;
  • «На основе личного опыта, (по рассказам моих родителей, одноклассников …) обстоятельства говорят об обратном …»;
  • «Симпатизирующая мне позиция подтверждается примерами из жизни …»;
  • «Обратимся к похожим ситуациям в (истории, литературе, кинематографе) …»;
  • «Подтверждение цитаты мыслителя мы встречаем на каждом шагу …»;

В заключении применяются следующие речевые клише:

  • «На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что …»;
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что …»;
  • «Заканчивая работу, можно утверждать, что …»;
  • «Таким образом …»;

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что следует избегать злоупотребление такими избитыми фразами. Хотя при написании эссе они помогают формулировать мысли и чётко разграничивать текст. Будет лучше, если вы не будете брать большого количества клише в готовом виде, а поменяете их, сохранив смысл .

Критерии оценки эссе по обществознанию

В общем за мини-сочинение можно было получить 6 первичных баллов, которые оцениваются по следующим критериям:

  1. Раскрытие смысла высказывания. При этом должна быть верна выделена одна или несколько идей, содержащихся в высказывании автора. За это экзаменуемому полагается 1 первичный балл. За нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения. Оценивается в 2 балла максимально, если прослеживается связанная цепочка теоретических рассуждений и построений. Отдельные, не связанные в единую картину положения, но относящиеся к теме, оцениваются лишь 1 баллом. Не относящиеся к теме 0 баллов.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Этот критерий даёт учащемуся 1 балл за отсутствие ошибок в теоретических построениях и терминах. Не оценивается баллами, если прослеживаются теоретические неточности.
  4. Качество приводимых фактов и примеров. Два примера должны быть явно связаны с выбранными положениями и тезисами, а также развёрнуты. Тогда экзаменуемый получит максимальный балл по этому критерию - 2. При одном расписанном примере только 1 балл. Полное отсутствие примеров - 0 баллов.

В Едином государственном экзамене по обществознанию эссе является самым ценным заданием в балловом эквиваленте. Этому творческому сочинению следует уделить повышенное внимание и заниматься частой тренировкой над ним.

Чтение дополнительной литературы по праву, философии, социологии, экономики и политологии значительно поможет подобрать правильную аргументацию и наиболее полно раскрыть предлагаемую проблему. Уяснение критериев оценивания будет способствовать указанию в эссе требуемых пунктов и получению максимального балла.

Практические советы по написанию эссе по обществознанию

  • Самое главное – регулярно тренироваться в написании эссе, сдавая их на проверку преподавателю, и, уделяя внимание проработке его замечаний.
  • Соблюдать логическую последовательность изложения, не перепрыгивать от одного к другому примеру.
  • Не писать все эссе на черновик: набросать только план и основные идеи.
  • Приводить пример для каждого теоретического постулата.
  • Учиться адекватно и объективно оценивать как свои, так и чужие эссе.
  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе по обществознанию и уделять внимание каждому пункту в процессе написания.
  • Не путаться в понятиях и терминах обществознания.
  • Тренироваться раскрывать смысл высказывания на любых афоризмах.
  • Смотреть новости, запоминать примеры с уроков, которые можно использовать в качестве доказательств своей позиции.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ в 2018 году

Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ

Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.

Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру