Кндр имеет ядерное оружие. Генерал рвсн рассказал, сколько у ким чен ына ядерных зарядов

9 сентября 2016 года Северная Корея отметила 68-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», — говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.

Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил — операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший .

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение — Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком — снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают — специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание — количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит — на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника — Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.

Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.

В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.

Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.

11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).

1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.

1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.

15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.

21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.

1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.

В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).

31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.

В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.

В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.

29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.

В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".

7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).

В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.

3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.

17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.

21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.

21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".

13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.

25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.

6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.

7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.

12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.

13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".

5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.

12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.

18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".

12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).

В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.

9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).

14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.

3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".

23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.

2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.

20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".

13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.

22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).

7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.

30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.

24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.

10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".

Северная Корея заявляет, что обладает ядерным оружием, однако оценки арсенала в зависимости от источника существенно разнятся. Так, Пхеньян неоднократно объявлял, что обладает 50 ядерными зарядами, мощности которых хватит для уничтожения Южной Кореи, Японии и США. Исследователи же авторитетного Американо-корейского института при Университете Джона Хопкинса (США) сообщают, что на вооружении КНДР находятся от 10 до 16 ядерных боеголовок и бомб. Институт Брукингса (США) же рапортует о том, что Северная Корея обладает лишь 8 зарядами.

Способна ли Северная Корея нанести ядерный удар?

Способна ли Северная Корея самостоятельно производить ядерное оружие?

Да, способна. Страна обладает не только технологиями, но и необходимой инфраструктурой: ядерным комплексом в Йонбене. Правда, точной информации о количестве оружейного плутония, который способен производить этот комплекс, в свободном доступе нет. Дело в том, что северокорейские власти не пускают на ядерный объект специалистов МАГАТЭ*.

7 июня 2015 года Государственный департамент США обвинил КНДР в создании нового подземного ядерного комплекса, цель которого — производство оружейного плутония для ядерных боеголовок и бомб.

В чём заключается ядерная доктрина Северной Кореи?

В ядерной доктрине Северной Кореи написано, что «ядерное оружие служит для сдерживания противника и нанесения ответного удара в случае агрессии». Пхеньян также отмечает, что ядерная программа ему нужна для развития в стране системы атомных электростанций (АЭС).

Может ли международное сообщество как-то повлиять на ход северокорейской ядерной программы?

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (англ. IAEA, сокр. International Atomic Energy Agency) — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене.

13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», — заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР.

Оскал «бумажного тигра»

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба — это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950—1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», — рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.

  • Cтатуи основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира во время военного парада
  • Reuters
  • Damir Sagolj

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи — RT ) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», — полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ. Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод «Южмаш», который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как «Сатана».

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне — крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива.

Лихие нулевые

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш — младший, включивший КНДР в список «стран-изгоев». При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

  • Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты
  • Reuters

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

«Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», — подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории.

С доставкой на Белый дом

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет — первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году , которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН. Вскоре был произведён ещё один , которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» — «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей — ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2».

Санкционное давление

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких , Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом, и даже Австралией. В ООН был создан в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни — от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи — это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа, который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета ( — RT ) приступил к самоубийственной миссии», — сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», — уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», — подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», — заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.

В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.

Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.

11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).

1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.

1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.

15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.

21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.

1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.

В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).

31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.

В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.

В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.

29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.

В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".

7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).

В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.

3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.

17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.

21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.

21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".

13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.

25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.

6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.

7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.

12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.

13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".

5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.

12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.

18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".

12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).

В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.

9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).

14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.

3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".

23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.

2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.

20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".

13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.

22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).

7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.

30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.

24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.

10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".