Композиционная особенность рассказа «Судьба человека. Cочинение «Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"

/ / / Своеобразие композиции рассказа Шолохова «Судьба человека»

Своеобразие композиции известного произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» в том, что это рассказ в рассказе.

Описание оживающей природы включено в текст не для изящности слога, а для ассоциации с судьбой человека, который тоже оживает после невзгод.

Завязка рассказа начинается с появлением главного героя. Крепкий мужчина вместе с маленьким мальчиком подсели к автору на плетень. Они ожидали на переправе лодку, и чтобы скоротать время, начали непринужденный разговор.

Рассказ главного героя о себе можно считать кульминацией общего текста. Если же рассматривать его отдельно, то в нем выделяются уже свои композиционные части. Экспозиция – довоенная жизнь Соколова. Завязка – уход на фронт, прощание с семьей. Кульминации – суд над предателем, разговор с комендантом, объяснение с Ваней.

Развязки у рассказа от имени главного героя – нет. Но есть развязка общая – главный герой и мальчик уходят, а повествователь смотрит им вслед и старается не заплакать, чтобы не ранить сердце маленького мальчика.

Своеобразная композиция произведения включает два рассказа: внешний и внутренний. И соответственно это предполагает двух рассказчиков. Первый рассказ ведется от имени автора, а второй от имени главного героя. Такое построение рассказа позволяет глубже раскрыть образ главного героя.

Рассказывает о своей судьбе, уделяя внимание событиям и своим чувствам. Но он не видит ничего особенного в себе самом. Автор же наоборот больше оценивает самого героя, замечает в нем высокие моральные качества настоящего человека.

Благодаря композиционному приему «рассказ в рассказе» автор применил все три способа изображения в литературе: эпос, лирику и драму. В начале рассказа размещено эпическое описание весеннего дня. Нет ничего особенного в том, что каждый год приходит весна. Однако в произведении это имеет символический смысл – точно так же, как оживает природа – так оживает и человек после перенесенных бед.

В рассказе главного героя присутствует элементы драмы. Как и в пьесе, герой раскрывает свой образ через монологи. А ремарки автора помогают в его полном раскрытии. Как и в драме, здесь есть напряженный конфликт – человек против войны, гуманность против жестокости.

Лирики тоже много в рассказе. Главный герой говорит о своих чувствах и переживаниях. Сцена признания Андрея Ване в том, что он его папа, потрясает своей эмоциональностью.

В финале повествователь говорит, что почти не может сдержать слез, глядя вслед героям. Он старается понять, что же он чувствует: уважение, восхищение, жалость по отношению к новым знакомым. Это знакомство оставило яркий след в душе рассказчика.

Образ Андрея Соколова изображен многогранно и реалистично. Он рассказывает о себе очень просто, используя просторечные выражения. А рассказчик говорит о нем уважительно.

Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… - рассказывает Соколов. - Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека - чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. «Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» - признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это - не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Ход урока.

    Организационный момент. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет ученик.

Выступление ученика:

    Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

1905-1984 Михаил Александрович Шолохов.

М.А. Шолохов «Судьба человека» Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. Бальзак Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

Июнь 1941 года «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий, и дочери – Настенька и Олюшка»

«Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле»

«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен!..»

«…а их шесть автоматчиков, - вот они…Я сел, неохота лежа помирать, потом встал».

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными

Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

«… а на месте хатенки – глубокая яма…»

«И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку… грязный, нечесаный, покрытый пылью…»

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого – чего – нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

“ Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. А. Толстой

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон, американский философ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с жанровым и композиционным своеобразием, темой и идеей, образами главных героев, исторической основой повествования.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.

3.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сейчас вы услышите песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

П. Объявление цели урока. Мотивация.

Слово учителя.

  • «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,

сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет Худяков Алексей.

Выступление ученика:

«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

  1. Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет Тюрин П.

  1. Выступление ученика:

«Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.

Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».

Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам ученик.

Выступление: «В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».

Слово учителя: - При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).

О том, кто это такая, расскажет ученик.

Выступление ученика: «Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».

Слово учителя: Беседа по вопросам. – Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

– От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).

– А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

– Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).

Слово учителя: - Почему использована такая композиция? .

Выступление: «Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова». Слово учителя: Мы пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом. Прочитайте эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.

Выразительное чтение эпизода встречи.

Слово учителя: - Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

Беседа по вопросам. – Что еще в этой паре заинтересовало автора? («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»). – А еще? («Глаза мужчины»). Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? - Давайте найдем в тексте описание этих глаз.

Чтение отрывка. Слово учителя: - Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть». То есть какие, какого цвета? А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
- Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза ? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Какой жизненный путь прошёл А. Соколов? Что помогло герою выстоять?

Выступление ученицы: «Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны.

Чтение. Как жил Соколов до войны? «Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова . Обратите внимание, как писатель говорит об этом? А тут вот она, война . Уход на фронт и прощание с семьёй . - Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. - Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй. - В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

Слово учителя и работа с таблицей. - Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город . С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну .

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

Чтение эпизода: «На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену».

Слово учителя: ученик расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.

Выступление ученика: « Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы. В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети . В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

Слово учителя: - Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену ? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых , Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства. С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

Пересказ текста: «Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом.

Плен. - Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен . - Как Соколов попал в плен?
- Как ведёт себя герой? (
В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? Сцена убийства предателя , который хотел выдать немцам своего командира. Что подтолкнуло Соколова совершить такой поступок? Соколов решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина) - Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа.

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? Просмотр фрагмента кинофильма «Судьба человека». В чём значение этого эпизода? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. «А как бы вы поступили на его месте?».

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. - Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

- Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
- Дороги ли нам его слова?
Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.
Слово учителя:
- Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера. Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата . (Записать в таблицу).

Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом? Как вы понимаете слово « подвиг»? Побег из плена- это подвиг? (Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.) . Как вы понимаете слово « подвиг»?

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными. Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями . Семьи попавших

В плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость – Какая? - Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война .

Слово учителя: - Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

Слово учителя:

Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»: это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы.

Беседа по вопросам. – Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

Слово учителя: - Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.

Просмотр отрывка видеофильма.

Слово учителя: - Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).

Беседа по вопросам. – Куда идут они и зачем? («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

Слово учителя: - Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.

Сообщение: «Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему? (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Слово учителя: - Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.

Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.

Беседа по вопросам.

(«Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).

Слово учителя : - Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов все. Потому что он уверен : «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный).

Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей . В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, “Житие Александра Невского”, «Слово о полку Игореве». Назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова.
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться в нечеловеческих условиях?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

– Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице: мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

Эти качества (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине. А как по другому мы называем преданность Родине? («Патриотизм»). Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя: - Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с этого начинается Родина.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.

Вывод: Чему вы сегодня научились? Чему учит нас рассказ Шолохова «Судьба человека» ? (Рассказ Шолохова «Судьба человека» учит нас быть мужественными, достойными, добрыми и преданными Родине).

И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет вам в жизни .

Я хочу спросить каждого из вас, что для вас родина?

Д. з. Письменно ответьте на вопрос: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»

От поступков конкретного человека зависит судьба страны.

Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

Судьба - 1. Стечение обстоятельств,

Не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится

(Словарь С.И. Ожегова)

Патриотизм -преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

« Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». А. Н. Толстой

До войны

Война После войны

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева


ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА ВОЙНЫ В РАССКАЗЕ М.ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Особенности композиции рассказа. Панорама Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова

В «Судьбе человека» два рассказчика. Один из них не говорит о себе ничего конкретного, занимает подчинённое положение. Можно предположить, что в лице этого повествователя перед нами предстаёт писатель. Образ автора уже личности писателя, причём и эта «часть» подвергается художественной трансформации. «Необходимо увидеть эту многоступенчатость рассказа: Шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах изображающий весну, себя и героя, - героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. Образ автора в рассказе сам по себе очень сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования» (29. С. 77-78).

Такое построение обусловило то, что автор-повествователь лишён права всезнания, он - действующее лицо, он может судить с достаточной полнотой лишь о том, что ему видно, что ему стало известно. Главный интерес произведения связан с трагической долей Андрея Соколова. Видимо, какое-то, далеко не решающее значение в том, что в «Судьбе человека» использована традиционная форма «рассказ в рассказе», имела сама история создания произведения. При работе над ним автор опирался на действительную встречу с прототипом Соколова. Но герой-рассказчик часто вводится для того, чтобы придать повествованию особую убедительность, искренность. Шолохов стремится «выявить глубинную сущность явления, не разрушая его естественных очертаний, не прибегая к условности, порывающей с формами самой жизни ». Для него очень важно добиться того, чтобы читатель поверил в сугубо конкретную реальность воссоздаваемой действительности.

Позиция автора-рассказчика не позволяет в избранной ситуации глубоко раскрыть внутренний мир и судьбу Соколова без его обстоятельного монолога. Оба рассказчика играют активную роль в произведении, взаимно дополняют друг друга и вместе с тем ведут относительно самостоятельные «партии». «Автор-повествователь помогает нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл» (29. С. 79-80). Форма повествования от первого лица позволяет «достичь непринуждённости» (К. Федин), свободного, близкого к разговорному изложения. Герой - рассказчик помогает передать своеобразный взгляд на мир, определить своеобычную тональность произведения, всё сфокусировать под единым углом зрения. Это единство достигается тем, что все изображённые события пропущены через сознание рассказчика, «что во взгляде рассказчика дана объединяющая идея сюжета и тем самым в известной мере его композиционная ось» Гура В.В., Абрамов Ф.А. Семинарий М.А.Шолохов - Ленинград: ГУПИ Мин. Просвещения РСФСР, 1962. - С 84.. При повествовании от первого лица многое зависит от характера рассказчика, от его желания рассказывать о себе, о своих сокровенных мыслях и желаниях. Андрею Соколову захотелось излить свою душу перед случайным встреченным им человеком. Вместе с тем он сдержан в проявлении чувств. Соколов обычно сначала рассказывает о том, что вызвало у него тягостную реакцию, затем это часто завершается метким выражением, взятым из народно-разговорной речи.

«Сердце» становится в рассказе сквозной деталью, наполняющейся символическим содержанием. Органически взаимодействуя с другими художественными элементами произведения, эта деталь помогает выявить исход противоборства ночного мрака и солнечного света, жизни и смерти, добра и зла. Автор, столь близко соприкоснувшийся с трагическими страданиями героя, почувствовал, как «вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала» ему сердце. Столь же много страшного перенёс Соколов, если его рассказ об этом так сильно подействовал на автора. «Пожилые, поседевшие за годы войны мужчины» «плачут…и наяву». «Тут главное - уметь вовремя отвернуться », отвести горе от сердца Ванюши, которое и так уже сильно придавило ребёнка, внести в его жизнь больше света и радости. И потому в заключительной фразе рассказа говорится: «Тут самое главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…». Повествование Соколова - это, по сути, сказ. При использовании такой формы вес субъективного начала в произведении повышается, так как своеобычность рассказчика ощущается рельефно, его мысли, чувства пронизывают всё повествование.

М. Шолохов сумел преодолеть негативные моменты сказовой формы, введя второго повествователя, избрав сказителя из гущи народной, включив его в борьбу мировых общественных сил. Рассказу Соколова свойственна диалогичность, он включает в себя вопросы и ответы. Герой, раздумывая над тем, что с ним случилось, хочет лучше понять жизнь. На вопрос: «Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил?», - сразу же даётся ответ: «Ни черта он не приметил». По сути, это разговор героя с самим собой. Его вопросы оживляют рассказ, разнообразят интонацию, сильнее акцентируют высказанную мысль, конкретизируют ее. Рассказ «Судьба человека» - «это, в сущности, эпос, только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существительного, до самого важного - до одной человеческой судьбы, вобравшей в себя суть и смысл великого подвига народа» (29. С. 82).

Жанровые особенности рассказа вызвали необходимость отойти от некоторых существенных черт «канонической» эпической формы. Писатель использовал рассказы двух авторов, начинающихся в разных ключах и приходящих к единству. И это позволило «Судьбе человека» вобрать в себя огромный эпический материал - жизнь человека, его судьбу на протяжении четверти века, раскрыть типические черты русского советского характера.

Для рассказа важен закон более резкого, чем в крупных жанрах, выделения главного героя из среды эпизодических персонажей. М.Шолохов главное внимание сосредоточил на Соколове, судьба которого определила архитектонику произведения, стала его центральным нервом и основным выражением художественной идеи. Название рассказа точно отображает основную проблематику произведения, то главное, о чём пойдёт речь. Оно стало идейным фокусом, который кристаллизирует вокруг себя всю художественную структуру.

Известно, что эпос описывает прежде всего события, а точнее говоря, человека в большом - насыщенном большим - насыщенном историческим смыслом - событии. В эпосе герои не могут управлять обстоятельствами, в нём «обстоятельства и внешние случайности имеют такое же значение, как и субъективная воля» (14. С. 54-56). К тому же индивидуальные побуждения подчиняются у эпического героя всецело общенародным интересам. Проблема выбора не играет для него такой большой роли, как для героя трагедии. Течение художественного времени в «Судьбе человека» зависит от самой структуры повествования. Диалог, рассказ, лирические вкрапления и отступления, разного рода описания обладают своими особенностями в ритме, в соотнесённости с реальным временем. Совмещение стилистических пластов свидетельствуют о синтезе разных временных слоёв с различными напряжениями действия, образующих сложную структуру художественного времени.

Высокое мастерство М. Шолохова проявилось в том, что, добиваясь в рассказе наибольшей художественной выразительности, он умеет найти момент, когда надо повествовательный план перевести в драматически-изобразительный, прошедшее показать так, что оно создаёт иллюзию настоящего и тем самым оказывает более сильное воздействие на читателя. Михаил Шолохов обозначил новый этап послевоенной советской литературы в изображении трагических испытаний, выпавших на долю советского народа в страшные годы Отечественной войны. Он показал величие и нравственную красоту героического духа советских людей. В «Судьбе человека» с поразительной художественной силой раскрыты определяющие черты советского народа. Собирательный образ Соколова - яркий тип русского характера - закономерно встал в ряд самых лучших по своей выразительности и идейной наполненности героев советской литературы.

В рассказе «Судьба человека» поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. Он получил всенародное признание. Об исключительной силе его воздействия свидетельствовали письма в адрес М. Шолохова Юркович М. Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6..

Многие произведения М. Шолохова написаны о войне. По словам писателя, «каждому, кто берется писать» о солдате, необходимо знать его психологию, «его ратный труд, его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость». О событиях первой мировой войны М. Шолохов немало слышал от ее участников. Когда он работал над «Донскими рассказами» и «Тихим Доном», ему помогали личные впечатления. «Войну я видел с детских лет, немного знаю, что это такое...» В гражданскую войну М. Шолохов жил на Дону и был очевидцем жестоких боев. Он участвовал в схватках с кулацкими бандами. Об этом Шолохов так писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами...Приходилось бывать в разных переплетах».

Ничем нельзя заменить того, что писатель увидел своими глазами, что он перечувствовал в тяжкие годы Великой Отечественной. Впоследствии он вспоминал: «...помню первые станичные проводы на фронт... Помню слезы... Первый митинг... Родина в опасности - есть ли чувство более тревожное?! И помню живой, благородный энтузиазм станичников, собиравшихся на войну без суеты, по-крестьянски деловито».

В тяжкие дни Великой Отечественной Шолохов стремится на фронт - воевать с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком. Он убежден, что без этого у советского художника слова нет морального права писать о героических битвах своего народа с врагом. Когда М. Шолохову сказали, что командование может не позволить ему «находиться в самых опасных местах», он гневно возразил: «То есть как это так?! Бойцы будут воевать, а я лишь издали, из штабной квартиры, поглядывать? Как же я смогу писать о народе на войне и сегодня и потом, после нашей победы?!». Шолохов однажды вспомнил, как он в первый раз пошел в атаку, и так объяснил свой порыв: «Пошел не только потому, что без этого не напишешь о той страшной, но охватывающей тебя силе, которая ведет человека на смерть, но и потому, что пошли солдаты, пошли все; а ты ведь тоже солдат, и ведет тебя на пули, на врага та сила, которая называется «товарищество».

Шолохов неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые понесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать все сызнова. Значительная часть страны была разрушена. Я видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошенные, безлюдье... Цена победы. Ее острее всего чувствуешь и переживаешь в день великого свершения надежд...»

Все это объясняет, почему Шолохов столь обостренно воспринимает прошедшие события Отечественной войны, почему он считает своей обязанностью в полный рост изобразить советского солдата, разгромившего могущественную в военном отношении капиталистическую державу.

Однако необходимо учитывать и другое. С течением времени все глубже осознается выдающееся значение Великой Отечественной войны в истории нашей страны и всего человечества. И вполне закономерно то, что с годами не ослабевает интерес у советских писателей к тому поистине святому для каждого честного человека времени. Бессмертный военный подвиг советского народа стал неиссякаемым источником для их творчества.

Непосредственным толчком к возникновению замысла «Судьбы человека» была встреча М. Шолохова с прототипом Андрея Соколова в 1946г.

«Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. Этот рассказ еще раз подчеркнул, что изображение трагического может быть связано с задачей утверждения оптимистического мироощущения Юркович М. Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6..

Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. Если сопоставить это произведение с «Наукой ненависти», то можно нагляднее представить более глубокое постижение Шолоховым трагических сторон военного времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить сцены прощания в этих рассказах. Гнетет ужасная мысль, что это последние минуты их свидания на этом свете.

Во второй половине 50 - 60-х годов трагические образы и картины заняли большое место в советской прозе.

Ни одной родной души не осталось на земле у безымянного польского врача, узника Освенцима: «Жена и дочь погибли в газовой камере, остальные близкие развеялись по миру, как ветер уносит сухие листья». И лишь собака - его «последняя отрада».

Ужасы войны, то бесчеловечное, что несет она с собой - смерть, страдания, разрушения, - не становятся самоцелью в творчестве советских писателей, а подчиняются раскрытию духовной мощи советского народа, несокрушимости его идейно-нравственных основ.

Трагические судьбы Соколова, его приемного сына Вани, Ивана Буслова свидетельствуют о горечи страшных утрат, подчеркивают, говоря словами Шолохова, что «ценою неслыханных жертв и народных страданий мы вышли победителями... в последней, величайшей из войн». Мысль о трагической доле Соколова реализуется и через тему одиночества, которая проходит через все произведение (ее нет в «Науке ненависти») и играет серьезную роль в его идейной концепции.

Исследователи шолоховского творчества неоднократно отмечали перекличку «Судьбы человека» и рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море» в раскрытии этой темы.

Тональность пейзажной картины, данной во вступлении, определяет мотив тишины, который затем вызывает мысль об одиночестве: «Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству...» Да, хорошо наслаждаться целительной тишиной, отдохнуть одному, оторвавшись на короткое время от постоянных человеческих забот. Однако плохо человеку, если не с кем ему отвести душу, если у него не осталось близких людей, если он лишен даже любимой работы (из-за нелепого случая с коровой, нечаянно сбитой автомашиной). И потому Соколов говорит автору, словно споря с его мыслями: «Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно».

В замечательном произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его главная мысль. Все основные художественные элементы произведения поставлены автором в нерасторжимую, органическую связь с этой мыслью.

Композиция произведения проста, безыскусственна. Почти все «пространство» рассказа. Примерно, четыре пятых объема, в соответствии с заглавием, занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе Петелин В.В. Гуманизм Шолохова - М.: «Советский писатель», 1965. - С.96.

С первых же слов рассказа читатель узнает, что описывается «первая послевоенная весна». Описание это, подчеркнем, лишено какой-нибудь аллегоричности, не имеет никакого авторского «второго плана». Оно предельно реально, изобилует всякого рода бытовыми деталями. О недобрых днях войны, отгремевшей всего год назад, напоминает и «недобрая пора бездорожья», и солдатская одежда автора, и «виллис» и «недобрая пора бездорожья», и тяготы только что проделанного пути. Но сквозь все это проникает. Звенит жизнеутверждающая весенняя нота. Так уже вначале произведения имеются те две темы - война и весна, смерть и жизнь, сложное и глубокое сочетание которых и образует «музыку» произведения. Еще отчетливее, рельефнее эти две темы выступают в образах подошедших к автору мужчины и мальчика. Наружность и того, и другого обрисована несколькими скупыми, хотя и выразительными штрихами.

Рассказ «Судьба человека» построен так, что портретные зарисовки персонажей, авторские ремарки, лирические пейзажи сплавлены воедино с его сюжетной основой, которая представляет собой повествование Андрея Соколова о пережитом за годы войны.

Шолохов так строит исповедь героя, что она «въезжает» нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые им события по степени все нарастающего трагического драматизма: первые часы плена; месть предателя; жестокая расплата за первый неудавшийся побег. Картина единоборства пленного солдата с Мюллером - одна из самых ярких в рассказе. Являясь одной из его композиционных вершин, картина эта обладает относительной внутренней самостоятельностью. У нее своя тема, своя идея и даже свой жанр.

О последующих примерно полутора годах своей жизни в плену Андрей Соколов рассказывает довольно лаконично, но в деталях воссоздает эпизод побега, что вполне объяснимо. Этот эпизод является прямым продолжением и завершением того, что увидели мы в картине духовного единоборства Соколова с Мюллером, - с той лишь разницей, что над Мюллером была одержана победа символическая, а в задуманной и осуществленной акции с толстым немецким майором - победа фактическая.

Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы души Андрея Соколова сказались в его отношении к беспризорному, потерявшему в войну родителей Ванюшке. В духовном единоборстве с Мюллером Андрей Соколов отстаивает достоинство и честь патриота своего Отечества, при усыновлении Ванюшки он раскрывает перед нами такие запасы душевной щедрости, какими явно дано владеть только человеку, потребностью которого является неустанное жить для людей, дарить людям радость и счастье.

Художественная логика рассказа «Судьба человека» убеждает, что человек типа Андрея Соколова «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». Самая характерная особенность «Судьбы человека» -- это откровенная экспрессивность ее языка Огнев А.В. Рассказ Шолохова М. «Судьба человека»: учеб. пособие - М.: Высшая школа, 1984. - С. 18..

Поразительно «холодным взором», без смягчающих эпических или мелодраматических фильтров увидена одна из первых сцен в фашистском плену. Ночью в церкви, превращенной немцами во временную тюрьму, сосед Соколова, звероподобный шкурник, угрожает молоденькому взводному, сбросившему ради спасения командирскую гимнастерку, что завтра выдаст его. Нам даже не показывают Соколова, слушающего этот разговор. Но как только пленные засыпают, он появляется рядом с обречено вздыхающим лейтенантом и уверенно, как будто такое ему не впервой, приказывает: «Держи ему ноги». И пока мы смотрим на испуганно-удивленное лицо лейтенанта, умело и быстро исполняет свой единолично вынесенный приговор. Затем, поднявшись, брезгливо и устало вытирает руки о гимнастерку, и они, пятясь и не отрывая глаз от невидимого нам тела, отступают в черную глубину церкви... Там, где ожидался подвиг, оказывается всего лишь отвратительная необходимость.

Подобным образом все течение произведения чревато какими-то очень чувствительными нарушениями линейности. Так, с развитием сюжета, мы все дальше уходим от первоначальной установки на «рассказ бывалого человека» и оказываемся в совсем иных отношениях с реальностью, особенно в эпизоде в комендатуре концлагеря. Здесь автор использует мотив последнего желания, последней рюмки или трубки, полагающейся приговоренному перед казнью. Обычай сколь легендарный столь и бытовой. Причем эмоциональный и смысловой вес этого эпизода настолько велик, что он заново перестраивает восприятие вещи в целом.

Оторвавшись от праздничного стола, Мюллер объявляет Соколову, что «в такой день» он решил оказать Соколову большую честь и расстрелять его лично. Непонятно, зачем коменданту нужна эта казнь именно во время торжественного ужина? И главное - для чего эти церемонии с рядовым заключенным? Объяснение можно обнаружить тут же, когда он наливает стакан водки и предлагает Соколову выпить за победу германского оружия. Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив еще одного русского, он может, как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причем ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом.

В более широком смысле Мюллер хочет воспроизвести главный нацистский миф, однако не как спектакль, а скорее как эксперимент, доказывающий его правоту. Вот почему он, будучи уверен в своей безграничной власти, не принуждает Соколова, а дает ему возможность сделать это по собственной воле. Ему нужен не жалкий статист на роль «низшей расы», а ее подлинное падение в лице ее полноценного представителя. Миф не имеет прошлого времени и должен совершаться здесь и теперь, а не в качестве имитации чего-то уже бывшего.

Торжественный тон, «орлиный взор», обращение к Соколову - все это говорит о том, что «герр лагерфюрер» уже ощущает себя внутри мифа. В нем исчезло все индивидуальное, а осталось только родовое. Следовало ожидать, что за противостояние этих персонажей откроется противостояние двух зеркальных мифов: нацистского и советского. И вопрос, какой из них осуществится, будет внутренней коллизией дальнейшего действия. «Ну, Русс-Иван, выпей перед смертью, -- делает паузу Мюллер, -- за победу немецкого оружия!» «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий».

Авторский расчет на то, что из рассказа о довоенной жизни мы-то знаем, какой он «непьющий». Это неожиданный комизм сильнее любого героического жеста возвышает Соколова над ситуаций ожидания смерти, столь впечатляюще развернутой в этой и в предыдущей сцене, во время пути Соколова из барака в комендатуру Якименко Л. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. Творчество М.А.Шолохова - М.: Худож. Лит., 1982. - С 247..

Тогда Мюллер предлагает Соколову выпить за свою погибель. Русский солдат поднимает граненый стакан, француз подбирает шпагу, выбитую из рук врага, а благородный ковбой успевает раньше злодея выхватить семизарядный кольт... «После первой не закусываю!», - почему этот ответ Соколова Мюллеру так много значит для милллионов наших соотечественников? И откуда вдруг возникает неколебимая уверенность, что он уже победил, а остальное дело времени? Ведь он все так же стоит на нетвердых ногах, изможденный, безоружный, приговоренный к расстрелу, перед лицом своего палача. Просто герр лагерфюрер не понимает того, что комендант оказался в ловушке, подстроенной им самим. Он уже не в своем, а в чужом мифе, где ему предназначена роль побежденного зла. В этом троекратном испытании, которое должно было унизить, а затем уничтожить героя, а на самом деле предельно возвысило его, есть нечто не поддающееся рациональному объяснению и описанию. Слабое, смертное, индивидуальное вытесняется неистребимым родовым. Мюллеру хочется повторить Сталинград, и он его получает. Это видно хотя бы потому, что хлеб и сало, которые он вручает Соколову в конце их встречи, воспринимаются не как подачка, а скорее как трофей, добытый нашим солдатом. И в целом, поражение немцев оказывается предопределенным именно после сцены у коменданта, что проявляется и в тех подвигах во вражеском тылу, которые без особых усилий совершает герой, и в общей деградации противника, заметной даже на чисто антропологическом уровне. Фашистам, которых Соколов встречал до этого, при всей их минус-человечности, нельзя было, по крайней мере, отказать в мужественности.

Достаточно вспомнить, как Соколов после третьего, победного стакана, прижимая к груди буханку хлеба и сало, делает шаг к двери и вдруг слышит, в как в наступившей тишине кто-то из немцев за его спиной неожиданно звякает ложкой. От этого слабого звука он вздрагивает и застывает на месте.

Благодаря этой заключительной детали, меняется психологическая окраска всей сцены у коменданта. Когда напряжение поединка, казалось, спало, вдруг выплескивается то, что все время переполняло душу главного персонажа картины -- страх. Страх и желание выжить даже в такой ситуации, когда героический кодекс предписывает смерть. Взобравшись на мифологическую высоту, он вдруг обнаруживает свою нормальную человеческую слабость, словно подавая нам оттуда знак, что он живой. Так достигается полнота образа, без которой миллионы не смогли бы сказать: Андрей Соколов -- это мы.

На рубеже 50-х и 60-х годов «Судьба человека» сумела в полной мере реализовать еще существовавшую тогда возможность единого самоописания нации.

Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

Вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… - рассказывает Соколов. - Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека - чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. «Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» - признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это - не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.