Мария клавдиевна тенишева меценат. Княгиня Мария Тенишева

Wrote in August 27th, 2018

Цитата сообщения Отрада

Княгиня Мария Тенишева - меценат и художница

Княгиня Мария Тенишева - меценат и художница, которой восхищались Репин и Тургенев.

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898).

Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге.

Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых хотелось забыть.



Мария Тенишева в детстве.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...».


Мария Клавдиевна Тенишева.

В глазах маленькой Марии художники были людьми очень умными и особенными, добрыми и хорошими по сравнению с другими, а как иначе им удавалось бы создавать такую красоту, которая даже на картинах выглядела живой и настоящей. В 16 лет девушка вышла замуж за мужчину, который не оставил следа в истории, известно лишь, что звали его Николаев Рафаил Николаевич. Замужество оказалось скоротечным, что совсем неудивительно, ведь целью бракосочетания была свобода, что раньше практиковалось нередко.


Педагог Мария Клавдиевна Тенишева.

О своем суженном Тенишева писала: чистенький, белокурый и высокий, ему было 23 года. До свадьбы они виделись всего несколько раз, после чего он сделал ей предложение. Когда Марии задавали вопросы о чувствах к Рафаилу, любит ли она его, то ответ ее был уклончивым. Она не имела понятия, что такое любовь, но любила в этом мужчине свою мечту. Он казался ей хорошим и порядочным человеком, но что сильнее привлекало в нем, так это символизм свободы, который он являл для нее.

Быстрое замужество принесло с собой и материнство. Вскоре после рождения дочери Мария вместе с ней уедет в Париж, где пройдет обучение вокалу у Матильды Маркези. После этого она вернётся на родину, где и познакомится с Тенишевым Вячеславом Николаевичем.


Тенишев Вячеслав Николаевич.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.


Школа, открытая Тенишевой в Бежице.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»


Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896) .

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли — началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема — досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.


Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге.

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.


М. К. Тенишева. Портрет работы Серова. (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге).

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии — И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.
Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».


Обложка журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству.


М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896).

И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.


Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899).

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.


Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899).

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.


Теремок в Флёнове.

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.


Дверь - портал во внутреннем убранстве Теремка.

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину.

В Талашкине также появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.


Изделия талашкинских мастеров.

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты — эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью — той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

"Заморские гости". Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии — на родине этого дела — она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.


Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II.

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев.

В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения — это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.


Здание музея «Русская старина» в Смоленске.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.


Бронзовые подсвечники.

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты.


Деревянная ендова. По рис. кн.М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.


Балалайка, расписанные Врубелем.

За коллекцию балалаек, расписанных в Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.


Экспонат из коллекции «Русской старины»

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н.Тенишева была разорена, а его прах выброшен.

А ведь школа в Талашкине просуществовала всего десять лет, мастерские и того меньше — четыре с половиной года!

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.


Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К.Тенишевой.

К 1919 году муж Марии Тенишевой уже скончался, а сама она покинула Россию, уехав в компании своей подруги и верного помощника в Париж, где написала свои мемуары. Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».В пригороде Сен-Клу, в 1928 году ее не стало. Тогда Билибин в своем некрологе коротко написал: «Всю себя она посвятила родному российскому искусству, для которого сделала нескончаемо много»


Могила княгини М.К. Тенишевой на кладбище Ля Сель Сен-Клу.


Этюд портрета М. К. Тенишевой, худ. Репин И.Е.

kulturologia.ru/
bellezza-storia

Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью всей России». Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…

Мария Пятковская родилась в Петербурге. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.
шестнадцатилетнюю отдали замуж за двадцатитрехлетнего Рафаила Николаевича Николаева. Брак оказался неудачным.

Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что было еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей.

После рождения дочери Мария Клавдиевна решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, она в 1881 году уехала через Крым в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже она берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась ее дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К.Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент ее дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843 - 1903) – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться.

В одном из музыкальных салонов они познакомились. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.Ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино - родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин - предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Мария Клавдиевна была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж. Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.

Человек разносторонне образованный, муж М.К.Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспохиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города (в советское время переименована).

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

08:47 pm - Мария Клавдиевна Тенишева(1858-1928)
Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

(урожденная Пятковская) (1867-1928) русский меценат и коллекционер

Художник и коллекционер князь Сергей Щербатов как-то сказал о княгине Тенишевой: «Она была не только выдающейся меценаткой, субсидировавшей лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, щедро помогавшей художникам, но и крупной общественной деятельницей, и, кроме того, серьезным исследователем».

В своих воспоминаниях Мария Тенишева пишет, что воспитывалась в семье отчима, поскольку ее мать разошлась со своим первым мужем. В семье ходили слухи, что Мария являлась дочерью одного из великих князей или даже самого царя Александра II. Обеспеченность отчима позволила ей получить образование, традиционное для ее круга: она закончила гимназию, дома занималась чтением, рисованием и вышиванием.

Вскоре Мария вышла замуж, родила дочь. Но ее энергичная натура резко контрастировала с апатичностью и ограниченностью мужа. От природы она обладала прекрасным голосом и решила учиться пению сначала в Петербурге, а затем в вокальной школе знаменитой певицы А. Маркези в Париже. Сразу же после ее окончания Марии предложили выгодный контракт. Многие критики писали о ее даре камерной певицы, известен положительный отзыв о ней Чайковского. Но театральная карьера не привлекала молодую женщину, к тому же это означало бы разрыв с обществом, в котором она жила.

Когда она захотела воспитывать дочь за границей, то встретила резкое сопротивление со стороны мужа и оказалась в сложном положении: она не могла оставаться за границей и не хотела «заключения» в узком домашнем кругу. Отношения с мужем пришли к своему логическому концу - вскоре после возвращения в Москву супруги расстались.

Теперь для Марии оставался один выход - вторично выйти замуж, тем более что ей сделал предложение один из ее знакомых. Но она стала женой князя В. Н. Тенишева, ответив на его неожиданные и энергичные ухаживания. Вячеслав Тенишев являлся владельцем нескольких крупных заводов, промышленником нового типа, его даже прозвали русским американцем. Он был всесторонне и глубоко образован, закончил консерваторию и прекрасно играл на виолончели. Когда Тенишев отошел от дел, то занялся этнографией и социологией. В архиве Государственного музея этнографии народов России в Петербурге находится обширное собрание материалов «Этнографического бюро», организованного им в 1898 г. для исследования жизни и быта крестьян центральной России.

Правда, при всем этом Тенишев оставался человеком своего времени, в жене он видел прежде всего светскую красавицу, хозяйку салона, не вмешивающуюся в его дела. В своих воспоминаниях Мария Клавдиевна Тенишева пишет о том, что часто расходилась с мужем в оценках произведений искусства. Являясь приверженцем более традиционных взглядов, он находил некоторые ее покупки и дела бесполезными и никчемными. Однако именно благодаря состоянию мужа, Мария Тенишева смогла заняться коллекционированием, меценатством и собственным художественным творчеством.

Особый интерес у нее вызывали произведения народных мастеров, будь то керамика, вышивка, резьба по дереву или кружева. Она всегда мечтала создать художественный центр по примеру уже существовавшего в подмосковном Абрамцеве, чтобы сохранить народные художественные промыслы, обучать ремеслу молодежь. Поэтому летом 1893 г. она приобрела усадьбу Талашкино под Смоленском, где открыла художественные мастерские (керамическую, столярную и вышивальную), устроила сельскохозяйственную школу.

Мария Клавдиевна Тенишева неплохо рисовала, поскольку некоторое время училась в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица. Когда Мария находилась в Париже, она посещала популярную академию Жюлиана, где ее наставниками были модные салонные живописцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.

Поскольку зимние месяцы семья проводила в Петербурге, Мария Тенишева открыла недалеко от своего дома бесплатную художественную школу для тех, кто мечтал поступить в Академию художеств. В течение почти десяти лет руководителем школы являлся Илья Репин . В свое время ее закончили многие русские художники, например Иван Билибин и Г. Серебрякова. В своем имении Тенишева устроила начальную школу рисования.

Еще одним направлением деятельности княгини стало коллекционирование. Она решила проследить развитие рисовального дела и начала собирать коллекцию акварелей и рисунков русских и иностранных художников, стремясь «собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде». В течение некоторого времени ей помогал А. Бенуа, хотя их взгляды часто не совпадали. В собрание Тенишевой вошли произведения ведущих мастеров: О. Кипренского, П. Федотова, Михаила Врубеля , Ивана Айвазовского .

В 1897 г. тенишевская коллекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи экспонатов, была выставлена в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Русскую часть коллекции Мария Клавдиевна Тенишева пожертвовала Русскому музею Александра III. В зале музея повесили портрет дарительницы, специально написанный к открытию выставки.

Отдавая предпочтение известным мастерам, Тенишева все же решилась поддержать инициативу С. Мамонтова и Сергея Дягилева и материально поддержала издание нового журнала «Мир искусства». Устроители хотели «доказать, что русское искусство свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств». Вскоре мнения Дягилева и Тенишевой разошлись. Декадентство, а затем и модернизм Дягилева вызывали яростные нападки критиков, карикатуристы не раз изображали Теиишеву в неприглядном виде. В результате благотворительница прекратила субсидировать журнал, и он прекратил свое существование. Впоследствии она жалела, что перестал выходить единственный русский художественный журнал.

Теперь Мария Клавдиевна Тенишева сосредотачивается на пропаганде русской старины и народного творчества, последовательно возрождая народные промыслы и создавая новый русский стиль. Талашкино стало одним из центров художественной жизни 1890-1910-х гг. , уступая по своему культурному значению только Абрамцеву, основанному ранее С. Мамонтовым. Имение имело выгодное географическое расположение: оно находилось неподалеку от железной дороги и в 17 километрах от Смоленска.

Мария Тенишева пригласила в имение художника С. Малютина. Он прожил там более трех лет, вначале руководил столярной и резной мастерскими: делал эскизы сундуков, столов и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний Затейный театр, в котором артистами были ученики школы, талашкинские крестьяне, гости и он сам. Под руководством В. Лидина, ученика В. Андреева, работал балалаечный оркестр.

Тенишевой удалось организовать первый в России центр просвещения, в котором возрождалась традиционная народная культура и одновременно разрабатывались сельскохозяйственные новшества. В школе работали лучшие учителя, постоянно пополнялась библиотека, совершенствовалась опытно-экспериментальная база.

В 1903 г. Марии Тенишевой даже удалось открыть в Москве магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастеров. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских создавали приезжавшие в имение художники Виктор Васнецов , Михаил Врубель, Константин Коровин , Николай Рерих .

Кроме художественной, в Талашкине существовали сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек - рукоделию. Предпринимательский талант владелицы проявился и в том, что в имении выводились выездные лошади: местных производителей скрещивали с привозимыми из Европы кобылами.

В 1900 г. Николай II назначил князя В. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Объединив усилия, супруги способствовали пробуждению интереса к русскому национальному искусству. Русский павильон стал одним из центров выставки. Тенишева справедливо замечала, что в начале XX в. дизайнеры щедро использовали находки русских мастериц, подмеченные на выставке.

В имении Талашкино княгиня организовала «Скрыню» - первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Позже, в 1911 году, он стал основой смоленского музея «Русская старина», в который Тенишева передала уникальный подбор произведений прикладного искусства.

Революционные настроения в обществе пугали Марию Тенишеву, она беспокоилась за судьбу своих мастерских, поэтому во время первой русской революции вывезла свою коллекцию за границу. В Париже она устроила выставку из привезенных с собой коллекций. Большой интерес у публики вызвали вышивки смоленских рукодельниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины.

В то время прошел Осенний салон, на котором Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публику с прошлым и настоящим русского искусства. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку, составив ее только из современных произведений, представив работы С. Рериха, И. Билибина и других талашкинцев. Она также выставила собственные работы, сделанные в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета. Тенишева работала в технике «выемчатой» эмали, которой мало кто интересовался, занималась обновлением состава красок. Она разработала палитру из более чем двухсот оттенков.

После первой выставки, Мария Клавдиевна Тенишева многократно представляла свои изделия на парижских выставках, что позволило ей стать действительным членом Национального общества изящных искусств. Многие города высказывали пожелание принять музей, предложение поступило и от французского правительства, но в 1908 г. Тенишева вернула свою коллекцию в Россию и в 1911 г. передала музей в ведение Московского археологического института.

Выставив свои эмали в Риме в 1914 г. , княгиня получила от итальянского министерства народного просвещения Почетный диплом и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Ощущая нестабильность политического режима в России, Мария Тенишева начинает вести переговоры о продаже имения. Накануне революции 1917 г. она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.

После революции Мария Клавдиевна Тенишева уехала в Париж и на родину больше не вернулась. Она продолжала активную художественную деятельность, участвовала во многих выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне, Риме, Праге.

Мария Тенишева осталась в истории культуры, как она сама писала, «матерью декаданса». Она сумела пробудить интерес к русскому народному искусству в Европе. К сожалению, на родине имя Тёнишевой было практически предано забвению. После октябрьского переворота ее курсы и школа были закрыты, отсутствие средств для финансирования привело к разорению центра в Талашкине. Улица в Смоленске, названная в 1911 г. в честь Тенишевой, была переименована.

Сейчас коллекция собирательницы хранится в неподобающих условиях в запасниках Смоленского музея. Много экспонатов погибло. В свое время их число доходило до восьми тысяч предметов. Среди экспонатов были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых ей хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...»

Когда Марии исполнилось 16 лет и она окончила частную гимназию, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - писала она позже.

Пустячный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодоленным. ...Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж - новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее».

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учиться пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровало парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее как холодный душ. «Женщина... может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для нее. «Пение? Это - забава... Не этого хочет моя судьба».


М.К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод все-таки состоялся. В результате дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в её жизни. Подруга зовет ее свое родовое имение Талашкино.

Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Портрет князя В.Н. Тенишева. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»

Репин И.Е. Портрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.

Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.

Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители: Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.

М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. Мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова и многие другие прославившиеся в будущем художники. Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.

Коровин К.А. Портрет княгини Тенишевой М.К. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Врубель М.А. Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.

Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.

Дверь-портал во внутреннем убранстве Теремка

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. В Талашкине также появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.

Изделия талашкинских мастеров

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Княгиня хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которая заглохла еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

«Заморские гости». Эскиз для этой эмали был сделан Н.К. Рерихом по просьбе М.К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине искусства эмали - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.

Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев. В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.

Бронзовые подсвечники

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».

Деревянная ендова. По рис. кн. М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.

Балалайка, расписанная Врубелем

За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму.

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.

Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К. Тенишевой.

Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.