Монашеские ордены. Монашеские ордена

Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует немного иначе. Так, например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду.

Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после рождения, а в возрасте 7 - 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). А просфора же печется из пресного теста в виде маленького блинчика.

Еще одной особенностью является то, что во время богослужение верующие сидят и встают только при пении определенных молитв. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония.

Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление).

В отличие от православия, католицизм имеет строго централизованную организацию. Он имеет международный центр управления -- Ватикан и единого главу церкви -- Папу Римского. Ватикан -- это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре Рима. Оно имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. Важные позиции принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. Наиболее влиятельными являются ордены иезуитов и францисканцев.

Римский папа - абсолютный пожизненный правитель церкви - избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание - конклав. В руках Папы сосредоточена вся полнота власти в стране.

Каждая национальная церковь управляется назначаемым Папой с согласия консистории собрания кардинальской коллегии высшим иерархом -- кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церквей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе которого стоит священник. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему.

Монашеские Ордены

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены - монашеские объединения, способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание. Каждый ордены имеет свой, отличный от других цвет, покрой и детали монашеского одеяния.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Данные объединения занимаются по преимуществу пропагандой католицизма и обращения в свою веру населения, в форме миссионерской деятельности, а также благотворительностью.

Внутренние дела каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Таким образом, ордена отличались по структуре и определяли для себя различные цели. Например, в нищенствующих орденах верховной властью обладали должностные лица и генеральный капитул, на котором были представлены либо одни министры, либо также делегаты от конвентуалов, а у иезуитов капитул отсутствовал.

Основные католические монашеские ордена:

2. Алькантара

3. Базилиане

4. Бенедиктинцы

5. Бернардинцы

6. Братья милосердия

7. Бригитты Святой орден

8. Валломброза

9. Варнавиты(барнабиты)

10. Гергардинисты

11. Госпитальеры

12. Гугенотов

13. Гумилиаты

14. Доминиканцы

15. Иезуаты Блаженного Иеронима

16. Иезуиты

17. Иеронимиты

18. Иоанниты

19. Камальдулы

20. Капуцины

21. Капуцинки

22. Кармелиты

23. Картезианцы

24. Клариссинок орден

25. Конвентуалы

26. Ливонский орден

27. Мавриниане

28. Мальтийский орден

29. Мараны

30. Меченосцев орден

31. Милосердия братья

32. Минимы

33. Обсерванты

34. Тевтонский орден

35. Пассиониты

36. Редемптористы

37. Реколлекты

38. Премонстаты

39. Сантьяго де Компостела

40. Терцианы

41. Трапписты

42. Тринитарии

43. Урсулинки

44. Фельянтинцы

45. Фонтевро

46. Целестинцы

Католицизм в России, в Татарстане

Славянские народы столкнулись с католицизмом во второй половине IХв. С тех пор Ватикан не оставлял попыток насильственного насаждения католичества на Руси. Подобные действия Святого Престола стали причиной негативного отношения к католицизму в России на протяжении нескольких столетий. Из-за чего вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не было построено ни одного католического храма. Официальные отношения между Россией и Ватиканом стали складываться лишь при Екатерине II. С некоторым перерывом папский представитель, аккредитованный с этою времени в России, находился здесь вплоть до 1917 г.

После издания декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", выпущенного в 1918 году в России начались гонения на Католическую церковь. Лишь с начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность нормального функционирования. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией были установлены в январе 1992 года, а в декабре 2009 года повышены до уровня посольств.

По данным на 2005 год на территории России действует 426 приходов.

В республике Татарстан действуют 2 католические общины в Казани и Набережных Челнах, возглавляемые священники аргентинского происхождения. В Казани еще до революции действовала большая католическая община. В наши дни в римско-католическом объединении "Церковь Воздвижения Святого Креста" в Казани состоит около 150 человек. В приходе служат 3 священника и 3 монахини. Все они являются членами католического ордена "Воплощенное слово", который был основан в 1982 году в Аргентине. В декабре 1996 года католической общине была передана часовня на Арском кладбище, в настоящее время реставрационные работы практически завершены. В здании костела в настоящее время находится 4-е здание Казанская и Набережночелнинская общины католиков в духовно-организационном плане входят в Римско-католическую апостольскую администратуру для католиков латинского обряда юга Европейской части России. В настоящее время апостольским администратором юга России является епископ Клеменс Пиккель.

В католицизме важные позиции занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашескихорденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения - у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства - производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в Крестовых походах, поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты - «наименьшие из всех людей» - жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделилиськапуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям - капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии - Тевтонский орден - по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu - «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель - испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена - борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

Католические монашеские ордена и ереси

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена крестовых походов. В их функции входила охрана паломников, а также борьба с мусульманами и язычниками. Некоторые из этих орденов достигли большого могущества и даже создали свои орденские государства.

Пассионисты (Братья Страстей Господних, Клирики братства Святого Креста и Страстей Христовых) Конгрегация, основанная в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Христа. Она сильно распространилась в Италии и имела значительные миссии в Болгарии и Валахии.

Ордены, существовавшие на территории Испании

Орден Калатравы

Основан в 1158 году в Кастилии.

Орден Алькантара

Основан около 1176 года в Кастилии.

Орден Сантьяго де Компостела

Основан в 1170 году в Кастилии.

Орден Сан-Хулиан де Перейро

Основан около 1173 года в Кастилии.

Орден Санта-Марияде Эспанья

Основан около 1275 года в Кастилии. В 1280 году вошёл в состав Ордена Сантьяго де Компостела.

Орден Монтегаудио

Основан около 1173 года в Арагоне. В 1188 году объединился с Орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле. В 1196 году они вошли в состав Ордена тамплиеров.

Орден Сан-Хорхе де Альфама

Основан около 1356 года в Арагоне. В 1400 году вошёл в состав Ордена Монтесы.

Орден Монтесы

Основан в 1317 году в Арагоне.

В 1489-1494 годах кастильские ордена Калатравы, Алькантара и Сантьяго де Компостела были практически национализированы короной.

В 1587 году арагонский Орден Монтесы также был подчинён короне. Окончательно владения испанских орденов были конфискованы государством в 1835 году.

Ордена, существовавшие на территории Португалии

Орден Святого Беннета Авишского (Авиш, Авис)

Основан около 1176 года.

Орден Христа

Основан в 1319 году.

Орден Сантьяго

В Португалии он вначале существовал как отделение кастильского ордена, но позднее отделился от него.

Контроль за тремя португальскими орденами перешёл к короне во второй половине XVI века. В 1820-1834 годах они прекратили своё существование.

Ордены, существовавшие на территории Италии

Орден Пресвятой Девы Марии

Вифлеемский орден

Основан папой Пием II для защиты острова Лемнос. Но после окончательного завоевания острова турками в 1479 году орден прекратил своё существование.

Орден христианских рыцарей

Основан в Италии в 1619/1623 годах для борьбы с турками и немецкими протестантами, но вскоре прекратил своё существование.

Орден Святого Стефана

Основан в 1562 году во Флоренции. Уничтожен Наполеоном в 1809 году.

Орден Святого Маврикия

Существовал в Савойе. Наследственными магистрами были герцоги Савойские. В 1572 году к Ордену Святого Маврикия Папа присоединил часть госпитального Ордена Святого Лазаря. В 1583 году орден прекратил существование.

Ордена чернеців это организации католических монахов, которые имеют особые уставы. Создан для усиления влияния католической церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями, Орден имеет строго централизованную структуру. Орден возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подлежат "провинциалы" (провінціальні приоры), "магистра", а последним-аббаты и конвенционные приоры. Этими лицами руководит генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена имеют строгий устав, подчиняются напрямую Римскому Папе, в какой бы стране они не находились.

Одним из первых католических орденов является Орден бенедиктинцев (12 тыс), основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурсийским. Особым влиянием Орден пользовался в XXI веке. Сейчас бенедиктинцев можно встретить в целом ряде стран Европы и Америки, они имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-ХШ вв. возникает много орденов монашеских. Как ответвление бенедиктинского ордена в 1098 году во Франции возник Орден цистерцианцев, на развитие которого особенно повлиял Бернар Клервосский, по имени которого этот Орден стал называться бернардинский (XII в.).

Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: Францисканском - насчитывает 27 тыс. мужчина и Доминиканском - 10 тыс. муж. Основан в начале XII века. Франциском Ассизьким; Орден францисканцев получил ряд привилегий от Папы-право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В их руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев, или "братьев-проповедников", был основан в 1215 году Домиником. Он был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев (участников еретического движения XII-XIII века. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города).

В 1534 году возник Орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Ігнатом Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Орден выступал как одна из найвойовничіших организаций католической церкви. Он осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность) дают также обет абсолютного повиновения Римскому Папе. В уставе Ордена записано: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения Орден иезуитов разработал нормы морали. В их основе лежат следующие принципы:

1) пробабілізм - каждый поступок человека можно считать нравственным, если он может быть оправдан ссылкой на Священное Писание;

2) право оговорки, мысленно дает возможность оправдать такие деяния, которые осуждаются (клятвовідступництво, ложная присяга). Тут уже ссылкой на Священное писание оправдаться нельзя. Если иезуит мысленно вспомнит слово "нон" ("нет") перед ложной присягой, то он перед Богом будет чистым;

3) принцип руководящего намерения - любой аморальный поступок может быть оправдан, если он предназначен для высокой цели, для интересов церкви.

Иезуитский орден отличается тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить чернецкий одежду. Члены Ордена могут быть тайными членами. Поэтому данные о численности Ордена является приблизительным - 86 тыс. муж. Больше всего членов этого Ордена насчитывается в США - 8387 человек, Испании - 5234, ФРГ - 1119 человек. В Польше и Югославии члены иезуитского Ордена полностью подчинены его голове - Черном Папе (в Польше - 712 человек, Югославии - 828 человек). В Чехо-Словакии действует 400, Венгрии - 300, Литве, Латвии, Западной Украине и Белоруссии - 120, в Китае - 120, Румынии - 200 членов Ордена.

Воспитанники иезуитского Ордена монополизировали всю государственную деятельность. Стоит подчеркнуть, что только в США Орден иезуитов удерживает 28 университетов и колледжей, 43 средних школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер, 8 технических учебных заведений. В различных странах мира издается 1320 журналов общим годовым тиражом в 144 млн. экземпляров.

Вадим ГОРОБЕЦ, Владимир БОГДАНОВ

Ярким свидетельством неразрывной связи Беларуси с Европой является существование и активная деятельность на ее территории католических монашеских орденов. Практически все существовавшие в Европе ордена были представлены и у нас. Масштабы их деятельности были огромны, зримый след на земле в виде монастырей и костелов впечатляет. Однако не только об особенностях истории некоторых орденов в нашей стране, но и о самом существовании в Беларуси некоторых из них сегодня известно даже не всем специалистам-историкам.

Когда мы произносим словосочетание «католический монах», у многих в памяти всплывает образ добряка, толстяка и пьяницы Ламме Гудзака из «Тиля Уленшпигеля», слово «доминиканец» напоминает об инквизиции и кострах с горящими еретиками и молоденькими ведьмами. Однако история монашеских католических орденов намного богаче этих литературных образов и, самое главное, теснейшим образом связана с историей государств, в которых они действовали и действуют. Даже составление и уточнение подробных списков существовавших и существующих в том или ином государстве монастырей различных орденов может стать предметом исследования не одной монографии.

Если не считать весьма неприятного знакомства с полувоенными-полумонашескими Тевтонским и Ливонским орденами, пытавшимися покорить наших предков, то впервые чисто монашеские католические ордена появились в Беларуси в начале XIV века. Наиболее масштабной их деятельность стала в период контрреформации, когда только огромными усилиями был практически подавлен кальвинизм, широко распространившийся в Беларуси в XVI веке. Особенно преуспели в этом иезуиты, боровшиеся с реформаторами с помощью тех же князей Радзивиллов, которые до этого и руководили Реформацией. Важно, правда, отметить, что иезуиты вместе с родственными им пиаристами проводили огромную работу по развитию образования в Беларуси. В коллегиумах (так назывались начальные и средние учебные заведения) и академиях (высшее образование) кроме богословских преподавались и многие другие дисциплины: иностранные языки, литература, логика, история, география, физика и т.д. И при этом выпускники могли оставаться светскими лицами.

О том, насколько история ордена иезуитов связана с историей Беларуси, красноречиво свидетельствует такой факт. Когда Папа Клементий XIV в связи с резко усилившимися под влиянием идей Просвещения антиклерикальными настроениями в 1773 году запретил деятельность ордена, мировой резервацией для отцов-иезутов стала наша страна. По указу Екатерины II, которая не смогла отказать себе в удовольствии позлить Папский престол, орден продолжил свою деятельность в части Беларуси, присоединенной к России после раздела Речи Посполитой. Габриэль Грубер — архитектор и ученый, переехав из Полоцка в С.-Петербург, где дружил с Павлом I, стал генералом всего оставшегося ордена. В 1801 году было получено разрешение Папы Пия VII на признание ордена в пределах Российской империи, а в 1814 году он был восстановлен во всем мире. В результате наша страна стала второй родиной ордена.

Немногие знают и еще об одной интересной странице нашей истории. В нынешнем Барановичском районе долгое время существовал единственный в мире «филиал» Мальтийского ордена — командория с центром в деревне Столовичи. Этот орден, возникший еще в начале XII века в Иерусалиме, покрыл себя славой во время Крестовых походов, а остров Мальта, на котором с 1530 года жили монахи-рыцари, стал аванпостом христианских держав против Османской империи. Великие европейские монархи и даже, по некоторым сведениям, российские императоры считали за честь стать почетными кавалерами Мальтийского ордена, однако получалось это далеко не у всех. Орден был весьма закрытой организацией, в том числе и географически. Если другие активно распространяли свою деятельность, открывая монастыри на новых для себя землях, то штаб-квартира иоаннитов (так еще называли кавалеров ордена в честь св. Иоанна Иерусалимского) долгое время действовала только на Мальте. Исключение было сделано лишь однажды. Жигимонт Кароль Радзивилл (1591-1642 гг.) во время учебы в Болонье сильно заинтересовался деятельностью ордена, в 1612 году вступил в него и дал рыцарский обет на Мальте. А уже в 1616-м его отец Николай Радзивилл Сиротка, который был одним из богатейших людей Европы, основал на своих землях командорию Мальтийского ордена, которую и возглавил затем рыцарь Жигимонт Кароль. Так в сухопутной Беларуси появились представители ордена, известные в Европе как защитники Средиземного моря от пиратов и турок. Тем не менее когда Великое княжество Литовское вошло в состав российского государства, империя не смогла стерпеть наличия элитного командорства в недавно завоеванной «глухой провинции». Деятельность ордена иоаннитов была прекращена с 1817 года, а каменное здание костела Иоанна Крестителя в 1866 году было перестроено в православную церковь, каковой является и сейчас.

Сегодня почти комичной можно считать историю недавних времен с замалчиванием факта существования на нашей земле объединения белых ксендзов. Дело в том, что согласно утвержденному Папой Римским уставу объединения члены этого ордена имели общую собственность и поэтому называли себя… коммунистами. Так что можно смело говорить о том, что первые коммунисты появились на территории Беларуси еще в конце XVII века: первый деревянный костел для них был построен в Пинске в 1695 году, но простоял меньше ста лет, а затем на его месте был возведен сохранившийся до наших дней каменный, освященный в честь святого Карла Барамея (не путать с тезкой К.Марксом, который родился только полвека спустя). Однако еще лет 20 назад, когда все наше население делилось только на две категории — коммунисты и беспартийные, — стране было положено знать совершенно иных основоположников совершенно иного коммунизма. Даже в Большой Советской Энциклопедии, где можно было прочитать, например, о верованиях и обрядах жрецов дальних островов Полинезии, нет и упоминания об объединении ксендзов-коммунистов. Так и представляешь себе солидного редактора энциклопедии, получающего выволочку в идеологическом отделе тогдашнего ЦК за аполитичное словосочетание «костел коммунистов» да еще «имени святого Карла…»

Интересной неожиданностью совсем другого рода является историческая связь Франции с белорусским городом Березой (еще недавно называемым Березой-Картузской). Связующим звеном послужили монахи-картезианцы. Орден возник в XI веке в Бургундии, когда святой Бруно построил первый монастырь в долине Шартроз (по латыни — Cartusia). Монахи жили в отдельных домиках, при каждом из которых был небольшой огород, и давали обет молчания. В Беларуси монастырь картезианцев был основан в 1698 году подканцлером К.Л. Сапегой в Березе, которая затем и получила название Картузской. Поэтому все другие объяснения происхождения названия городка (типа Суворов в этом месте повесил на березу свой картуз…) — это не более чем неуклюжие попытки распространить монашеский обет молчания на интересную, но идеологически неправильную для советских времен историю этих мест.

Всего в Беларуси действовало около 30 орденов, в том числе такие древнейшие по истории создания, как ордена бенедектинцев и цистерианцев. А только монастырей, имевших большие каменные здания и величественные костелы, было порядка 200. Особенно широко были представлены бернардинцы, бенедектинцы и иезуиты, имевшие по несколько десятков монастырей.

Монахи основанного в испанской Гренаде ордена бонифраторов, как и близкие к ним рохиты (то есть братья милосердия во имя св. Роха), заботились о больных, вдовах и сиротах. Они имели право собирать милостыню на содержание больных и расширяли сеть госпиталей, которые помогали справляться с частыми эпидемиями. Проводили широкую деятельность, особенно в области образования, августинцы, францисканцы, доминиканцы, каноники регулярные, каноники латеранские, кармелиты старинных правил, кармелиты босые, капуцины, миссионеры, тринитарии. Некоторые мужские ордена имели женские ответвления, например, доминиканки, бенедектинки, кармелитки. Существовали и особые женские ордена — мариавитки, бригитки. Необычной деталью последнего ордена, важнейшей функцией которого было образование девушек из магнатских и шляхетских семей, являлось то, что в качестве духовников в монастырях бригиток допускалось присутствие монахов-бригитан. И даже известно о существовании смешанных монастырей этого ордена.

Кроме чисто католических орденов в Великом княжестве Литовском, где существовало униатство, был и свой, сугубо специфический униатский орден базилиан, который по числу монастырей и монахов превосходил все остальные известные ордена. Подчинялся он, разумеется, также Папе Римскому.

Однако музыка названий монашеских католических орденов вызывала раздражение у властей Российской империи. Само их существование слишком прямо напоминало о совсем недавнем полноправном вхождении Беларуси в Европу и о глубоких связях с европейской культурой. Поэтому под разными предлогами, в первую очередь за содействие восстанию Калиновского, в XIX веке деятельность большинства католических орденов в Беларуси была прекращена, а здания многих монастырей («кляшторов») переданы Православной церкви или переоборудованы под иные нужды.

Надо отметить, что советская власть также с удовольствием пользовалась монастырским наследием, значительно расширив область его применения. И если костелы, как и храмы других конфессий, во времена воинствующего атеизма были в большинстве обречены на разграбление и разрушение, то добротные жилые и хозяйственные каменные постройки монастырей использовались широко, а порой и весьма неожиданно. Их переоборудовали не только для решения квартирных вопросов, но и под административные здания, производственные помещения, колхозные нужды, склады, архивы, музеи, учебные заведения, воинские части и даже тюрьмы. И сегодня многие продолжают существовать в том же виде: монастырское прошлое у зданий администрации Ленинского района Гродно (некогда госпиталь при костеле Св. Духа), сталелитейного техникума в Витебске (монастырь базилиан), педагогического колледжа в Несвиже (бенедектинок), колхозной МТС в Смолянах Оршанского района (доминиканцев), тюрьмы в Глубоком (знаменитый Березвеченский униатский, затем православный, монастырь). Очень популярно было приспосабливать бывшие монастыри под детские дома (монастыри иезуитов в Мстиславле и Юровичах Калинковичского района) и больницы (в Слонимской районной некогда жили бернардинки, в Пинской — бернардинцы, в одном из нынешних корпусов 2-й больницы в центре Минска — базилианки), а еще почему-то под психбольницы (монастыри бернардинцев в Полоцке, бенедектинцев в Городище под Пинском, иезуитов в Жодишках Сморгонского района…).

Следует добавить, что в начале XX века, когда часть Беларуси входила в состав Польши, список орденов успел пополниться марианами и назаретянками. Вновь активно развиваться эта деятельность на белорусской территории стала лишь в последние десятилетия, когда начали возрождаться католические монастыри различных орденов. Так что их многовековая история на нашей многоконфессиональной земле продолжается.

Белорусская деловая газета