Общая характеристика воображения. Функции воображения

Воображение - особый психический процесс, который выражается в воссоздании и преображении представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности. В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуально-познавательным процессам. Воображение обеспечивает предвидение будущих результатов активности, в изменении в окружающим мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам.

Виды воображения :

1. активное (творческое - самостоятельное создание новых образов, связано с творческой деятельностью; воссоздающее - возникает на основе описаний, чертежей и схем, которые выполнены другими);

2. пассивное (преднамеренное - когда возникновение новых образов связано с наличием определенных намерений вообразить что-то конкретное. Не связано с волей (грезы); непреднамеренное - происходит при ослаблении деятельности сознания (во сне-сновидения). Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат -пассивное воображение. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образы и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь называют грёзы. пассивное воображение может возникнуть и не преднамеренно, главным образом при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, при временном бездействии, в состоянии аффекта и т. д. Активное воссоздание воображение имеет в своей основе воссоздание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Фантазия - отражение окружающей реальности в новых неожиданных связях и отношениях.

Механизмы воображения:

1. Агглютинация (склеивание) - соединение различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (образ русалки)

2. Гиперболизация - характеризуется не только преувеличением или преуменьшением предмета или явления (дюймовочка, великан), но и изменение количества частей предмета или их смещение.

3. Схематизация - вывод на план определенных черт и их подчеркивание.

4. Типизация - выявление существенного, повторяющегося в однородных фактах, воплощение этого в конкретных образах.

Имажинативнные типы личности:

1. Мечтатель - с доминантой пассивного воображения.

2. Романтик - с доминантой активного воображения.

3. Прозаик - предпочитает практические дела мечтаниям.

Місце уяви в структурі психічних явищ

Воображение, основываясь на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью воображения в свою очередь зависит от четкости поставленной познавательной задачи.
Между образами памяти и воображения также имеются различные внутренние взаимосвязи и сложные соотношения. Образы памяти – одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем более активно человек может оперировать ее образами, тем более всего это представляет благоприятную психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в свою очередь повышают эмоциональность человека.
Внимание является условием регулирования деятельности воображения и повышения его познавательного уровня.
Связь между воображением и мышлением имеет свои особенности. Первое различие касается задач, которые решают эти процессы. Основная задача воображения – преобразование прошлых впечатлений в новые. Задача мышления – познание истины. Мышление для решения своих задач использует мыслительные операции. Воображение имеет свой набор «техник» создания образов, таких как гиперболизация, схематизация и др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления безграничны. Однако эти два процесса в реальности находятся в неразрывном единстве. Их взаимосвязь проявляется в том, что в самом безудержном фантазировании неизбежно будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в самом строгом рассуждении неизбежны элементы фантазии. Достаточно часто определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, началом создания гипотезы, как и всего научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, – начало мыслительной деятельности.

Функции, виды, механизмы воображения

Функции воображения:

1. представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

2. регулирование эмоциональных состояний;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4. формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
5. планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, не подчиняются контролю

Активное воображение:
1) воссоздающее воображение (репродуктивное)

Пользуясь им, ставится задача воссоздать представление о чем либо как можно более полно соответствующее его описанию. Хотя здесь также есть элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, нежели творчество. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, знакомимся с ли­тературными героями. Воссоздающее воображение форми­рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи­мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва­ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу­ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во­ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

2) творческое воображение(продуктивное)

В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность (Основным выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.) Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее
Пассивное воображение:
1) пассивное преднамеренное воображение (или грезы) - создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные.
2) пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов (сновидения и галлюцинации).
Механизмы воображения:
-агглютинация - создание нового образа из частей других образов
-гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей
-схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
-акцентирование - подчеркивание особенностей объектов
-типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.
Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания. Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека.

Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:
- изобретательское, - техническое, - научное,
- литературное, - художественное, - артистическое,
- музыкальное, - политическое, - военное и т.д.
Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие.
Постепенно в науке на первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):
1. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Объем творчества здесь - минимален.
2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.
4. На четвертом уровне совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.
5. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки и даже человеческого разума.

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением . Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

  • источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
  • оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

  • представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
  • формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
  • регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
  • основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
  • создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
  • продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения.

Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

Характеристика отдельных типов воображения
Вид воображения Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Репродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательным процессам. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса.

Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение - это психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте»

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т.Кудрявцев, Л.С.Выготский). Согласно Л.С.Выготскому воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые комбинации под влиянием эмоций». Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существующий образ.

По мнению советского педагога Э.В.Ильенкова «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». .

Л.Д. Столяренко, Б.М Теплов рассматривают воображение как специфическую деятельность. «Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью». Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека». .

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. .

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания. Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» пишет психолог А.Д. Дудецкий .

Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлет от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируется имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Виды воображения:

1. Активное воображение (преднамеренное) - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у

себя соответствующие образы.

  • 2. Пассивное воображение (непреднамеренное) заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • 3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
  • 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Таблица 1

Виды воображения

Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное)

Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными условиями (поэт пишет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать техническое устройство и др.)

Пассивное (не преднамеренное)

При этом человек не ставит себе цель преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений, начиная от сновидения до идеи, внезапно и незапланированно возникающий в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение

Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Помимо общепринятой классификации выделяются иные виды воображения. Например, по характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступает конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (Схема №1)

Первая, из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Виды и формы воображения (Схема №2)

Воображение - это психологическая функция, направленная на создание новых образов.

  • - Синтез
  • - Аналогия

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются неосознанно.

Агглютинация - соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например: кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).

Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).

Схематизация - отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематичный рисунок).

Акцентирование - какая-либо деталь в образе подчёркивается, выделяется (например дружеский шарж).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков.

Основой создания любых образов фантазии являются синтез и аналогия. Пример аналогии: самолёт напоминает птицу.

Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Итак, под воображением в данной выпускной квалификационной работе понимаем, психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решении задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Основной функцией воображения является представление действительности в образах и для решения поставленных задач. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вид. С помощью него личность попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни.

Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления , позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как "спонтанные", независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты .

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения . Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и др.- развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.



Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль а деятельности человека играет вооб­ражение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него рань­ше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характери­зуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только че­ловеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практиче­скую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже за­ранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составля­ет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое соче­тание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов вооб­ражения, контролирует путь становления их, явля­ется средством их удержания, закрепления, их из­менения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник во­ображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит пере­нос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непро­извольное воображение. Произвольное проявляет­ся, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной по­исковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного дости­жения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим факто­ром творческого поиска.

27 Виды воображения

Основные виды воображения - пассивное и ак­тивное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипно­тическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, крити­ческое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - спо­собность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. В активном вообра­жении мало мечтательности и «беспочвенной» фан­тазии. Активное воображение направлено в буду­щее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т.е. человек не теряет чувства ре­альности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, че­ловек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное вооб­ражение определяется волевыми усилиями и под­дается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - происходит кон­струирование новых образов у людей в соответст­вии с воспринятыми извне словесными сообщения­ми, схемами, условными изображениями. Продук­тами этого воображения являются совершенно но­вые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий. Бла­годаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и дру­гими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображе­ние больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает но­вые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощают­ся в конкретные оригинальные продукты деятельно­сти. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых фор­мируются идеальные образы, б) операции, на осно­ве которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссо­циацию" и ассоциацию. Диссоциация - отрицатель­ная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого вообра­жения - это этап подготовки материала. Невозмож­ность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных еди­ниц образов. Ассоциация дает начало новым соче­таниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутрен­ним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществ­ленными. Образы и представления пассивного во­ображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.