Почему березка на троицу. Что можно делать после праздника

С днём Святой Троицы!

«Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому духу и ніне и присно и во веки веков.»

Троица является одним из важнейших праздников верующих людей, а также относится к числу самых любимых и долгожданных праздничных дней в народе. Каждый год дата празднования
Троицы меняется, так как зависит от того, какого числа была Пасха. Но всегда Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, а потому в 2018 году этот светлый праздник выпал на 27 мая.

Иногда его еще называют днем сошествия Святого Духа. Именно в этот день на святых апостолов, последователей Иисуса Христа, сошел Святой Дух, который и символизирует триединство Бога.
С этого дня Бог послал апостолам дар говорить на разных языках. И именно Троица считается Днем рождения Церкви. Неделя после нее называется «Зелеными святками».

Семейное древо. Обряд на Родительскую субботу

Суббота перед праздником является поминальным днем. Люди в храмах ставят свечи за упокой умерших родственников. Особенно молятся за умерших преждевременной смертью, считая их жертвами коварных русалок.

Канун праздника - Родительская суббота: единственный день в году, когда церковь молится о душах людей, умерших некрещеными.

В Родительскую субботу посадите семейное древо: саженец на дачном участке или комнатное многолетнее растение, например фикус. На дно ямки или горшка положите вещицу, связанную с вашим родом: недорогое украшение, принадлежавшее маме или бабушке, осколок блюдца из семейного сервиза, старую пуговицу.
Если ничего подобного не найдется, принесите горсть земли с места, где вы или кто-то из старшего поколения ваших родственников провел детство, юность.

Внимание: ни в коем случае не кладите под дерево землю с могилки - с кладбища ничего нельзя приносить в дом или в сад!

В первый раз надо полить семейное древо заговоренной водой. Возьмите родниковую или наберите из-под крана сразу после полуночи, положите на сосуд с водой обе ладони и начинайте называть имена всех предков, которых вспомните.
Назвав имя, всякий раз произнесите: «Мир тебе и вечное спасение».
Обряд заговаривания воды повторяйте ежемесячно в полнолуние: души ваших ушедших получат облегчение, а вы - поддержку рода.

Троицу празднуют три дня. Хозяйки к ней очень тщательно готовятся: наводят в доме чистоту, украшают жилье свежими ветками клена, березы, ивы, липы, цветами и травами, что символизирует процветание и новый жизненный цикл.

Березовыми ветвями украшают на Троицу не только дома, но и храмы. Зеленый цвет свежих веток березы символизирует возрождение и обновление.
Священники облачаются на Троицу в одежды зеленого цвета.

В праздник Троицы в храмах совершается особая служба с чтением коленопреклоненных молитв: священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим, прихожане при этом также встают на колени, впервые после Пасхи.

Полы в храмах устилают свежескошенной травой, пучок которой после службы каждый желающий может взять домой в качестве оберега.

Также на Троицу можно принести с собой в храм березовую веточку, чтобы освятить ее, а после забрать домой. Дома освященные веточки березы ставят рядом с иконами.
Считается, что они весь год будут оберегать дом и его обитателей от бед и невзгод.

Ни в коем случае нельзя выбрасывать принесенные из храма веточки березы. Их засушивают и ставят рядом с иконой, в крайнем случае, можно их сжечь через семь дней после Троицы.

Троица является светлым праздником, поэтому в этот день нельзя предаваться унынию. Также в столь светлый праздник не нужно ни с кем ругаться, браниться, сквернословить, ссориться, злиться, таить обиду.
Постарайтесь провести этот праздничный день в гармонии с самим собой и с окружающими, совершая благие дела.


Зеленая трапеза

В праздничный день Святой Троицы нужно обязательно собраться всей семьей за обедом. Угощения к праздничному столу хозяйки готовят заранее.
Поста в этот праздник нет, поэтому на стол можно подать любые блюда.

❧ Яичница
Хозяйки в этот день с утра готовят особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее "глаза" должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, хозяйка читает молитву ко Пресвятой Троице.
Солят яичницу четверговой солью. Приправляют зеленым луком, чесноком и петрушкой. Причем зелень не шинкуется, а кладется веточками или длинными зелеными перьями вместе с нарастающей головкой луковицы.
Считается, что благодаря этому сохраняется целостность семьи.

❧ Мясные и рыбные блюда
На Троицу ограничений в еде нет (и в течение недели после праздника пост не соблюдается ни в среду, ни в пятницу), и значит можно готовить скоромные блюда. А именно: котлеты, отбивные, жаркое.

❧ Блины и каравай
Блины также являются традиционным блюдом Троицы. Наши предки пекли блины и поминали ими усопших, раздавали в качестве милостыни нищим и нуждающимся.

Непременно следует испечь или купить каравай. Это традиционный «свадебный» хлеб, обязательно круглый — в форме солнца, высшего славянского божества.
В старину пекли каравай особо приглашенные люди - чаще всего женщины, непременно замужние и имеющие деток, то есть счастливые в семейной жизни. Получалось, что их семьи благословил Бог, и через них благословение передается молодой семье. Замешивая тесто, женщины пели специальные обрядовые песни, произносили молитвы и наговоры, призывающие Господа спуститься с небес и помочь испечь каравай. Так что лучше всего, чтобы ваш каравай для праздника Святой Троицы пекла женщина (или купила для вас в булочной), счастливая в замужестве. Вместо каравая вполне можно подать круглый дрожжевой пирог.

Девушкам на выданье и одиноким дамам следует взять несколько кусочков каравая, завернуть в чистую тряпицу, прочитать над свертком молитву «Отче наш» и от всей души попросить Господа (или Высшие силы) о скорой встрече с суженым.
Сверток положить за икону или в такое место, где его никто не увидит и не тронет.
Хранить до свадьбы, чтобы растолочь и добавить крошки в свадебную выпечку - тогда семья будет крепкой.

❧ Пироги
В обязательном порядке должна быть различная выпечка.
Лучше всего, конечно, готовить выпечку с яйцами и зеленью, но и сладкий пирог тоже придется кстати в эти дни.
В давние времена троицкие пироги воспринимались как нечто особенное, и кусочек выпечки непременно прятался за икону. Когда дочери собирались выходить замуж, матери отдавали эти кусочки троицкой выпечки, как некий оберег для мира и счастья в новой семье.

❧ Салаты
Чем больше будет салатов на столе, тем ярче будет праздник. При этом желательно использовать больше листьев салата, огурцов, капусты;
Главное условие праздника - приготовление блюд с добавлением большого количества зелени. Учитывая, что на Троицу принято украшать дом зеленью, то и хозяйки должны щедро добавлять зеленые травы в блюда.


Троицкие традиции

Святая Троица — это большой праздник, поэтому заниматься тяжелой физической работой в этот день запрещается. Стоит по возможности отложить повседневные дела и домашние хлопоты, а как можно больше времени посвятить молитвам и общению с родными людьми.
Подобная деятельность не является греховной, но считается, что бытовая суета не должна отвлекать нас от главной сути праздника.

Зато можно собирать лекарственные травы.

Первый день - Зеленое воскресенье - в народе считают днем ​​активности и коварства русалок и прочей мифической нечисти. Зелень, которой украшают дома, является защитой и оберегом от них. Утром в этот день в храмах проходят праздничные богослужения. Затем люди ходят друг к другу в гости.
Начинаются массовые гуляния, ярмарки.

Троица всегда считалась девичьим праздником. Они плетут венки, опуская их в реку для гадания. Затем они шли в лес гулять. К этому дню пекли каравай и раздавали его в лесу незамужним девушкам. Эти кусочки сушили и хранили до свадьбы, замешивая потом сухари в тесто для свадебного каравая.
Считали, что они принесут им в новую семью благополучие и любовь. Затем под березкой организовывали пикник - праздничную трапезу.
Вечером народ развлекали ряженые.

Второй день праздника называется Клечальным понедельником . После службы священники шли на поля читать молитвы с просьбой к Богу о благословении на будущий урожай.

На третий, Богодухов день , парни выбирали себе невест. Девушки “водили тополь”, в роли которого была незамужняя девушка - первая красавица в деревне.
Ее наряжали венками, лентами, ветвями и водили по дворам. Встретить Тополь считалось большой удачей. В этот день в колодцах освящали воду.

В народе говорят, что именно на Троицу русалки выходят из рек на поля, по ночам они заводят свои игры и живут в лесах до Петрова дня (12 июля).
Путников русалки могут защекотать до смерти, поэтому купание в реках во время зеленых святок считается опасным.


Зеленые святки

Задолго до принятия христианства в начале июня на Руси проходили празднества, связанные с почитанием земли-матушки. Они назывались «зелеными», или «изумрудными» днями, отсюда и народное название Троицына дня — Зеленые святки.

По поверьям, на Зеленые святки землю не следует беспокоить — сажать или пересаживать растения, копать и рыхлить, убирать сорняки. Пусть земля-именинница отдохнет, тогда будет благосклонна к человеку.

Заговор на Троицу на удачу

На Троицу произносят заговор на удачу и успех в делах:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь,
взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны.
Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный.
Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал.
Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу.
Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».


Приворот на Троицу

А чтобы приворожить любимого, в Троицын день женщина собирает траву, плетет из нее небольшой венок и, ложась спать, кладет под подушку с наговором:

«Как эти травы в венок свивались-переплетались,
так пусть раб Божий (имя) вокруг меня, рабы Божией (имя), вьется-увивается,
как венок будет вянуть и сохнуть,
так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя),
едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет;
при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.

Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата,
острого ножа и борзометкого копья.
А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая,
и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.
Да будет так!».

Березовая магия на Троицу

Главным символом Троицы считается береза — всевозможные обряды связаны именно с ней. Ее листьями засыпали полы в избах, пучками березовых веточек украшали ворота, пороги, окна и иконы.
Нередко к березовым добавляли ветки яблони, рябины, клена, ивы. Но ни в коем случае не брали ветки хвойных деревьев (они символизируют смерть) и осины (это дерево-вампир).
Считалось, что береза, впитавшая энергию пробудившейся земли, защитит от злых сил, подарит здоровье, достаток, сбережет и приумножит новый урожай.

На праздник Троицы можно совершить ритуал на исполнение заветного желания. Нужно подойти к молодой березке, обнять ее, затем подтянуть к себе ветку и попросить березу о помощи, произнести вслух свое желание, сплетая косичку из самых тонких веточек дерева.
При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви: уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса, думали о заветном…

Через несколько дней стоит навестить «свою» березку: если косичка в целости - мечта непременно исполнится, если расплелась - увы.

Кстати, если, гуляя в лесу или парке, увидите такие заплетенные ветки - не трогайте! Может быть, кто-то загадал желание, а возможно, оставил на березе беду.
Кто расплетет такую косичку - перебьет другому удачу или возьмет себе чужие невзгоды.

Встародавние времена при завивании венков девушки кумились. Менялись какими-нибудь вещами - колечками, платками, и после этого называли себя кумой.
Этот обряд имел большое значение и был вполне созвучен православной идее Троицы - согласию.
Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи на определенный срок.
Обряд сопровождали заговоры с такими вот словами:

«Покумимся, кума.
Покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться».

После кумления участницы обряда называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами», как можно дольше сохраняя сестринские отношения.

Народные пословицы о Троице

  • Бог любит Троицу.
  • Без Троицы дом не строится.
  • Троица перстов крест кладет.
  • На Троицкой неделе дождь — много грибов.
  • На Троицу каждая веточка — помощник и лекарь.

Интересно, что на Троицу по погоде можно сделать прогноз наперед.

Роса, выпавшая на Троицу, считается очень полезной для здоровья. Девушкам советуют ее умываться, чтобы сохранить молодость и красоту.

Если в этот день идет дождь - будет хороший урожай, теплое и грибное лето.

Плохой приметой на Пятидесятницу считают жаркую погоду, тогда лето обещает быть засушливым.
по материалам fakty.ictv.u, zonatigra.ru

Считается, что если тщательно придерживаться древних обычаев на Троицу, можно привлечь в дом счастье и благополучие.
Со Светлой Троицей Вас!

Троица считалась днем разгула русалок. / 1zoom.ru

Троица отмечается через 50 дней после . Отсюда и второе название праздника – .

Среди запретов этого дня – купание и прогулки на природе в одиночестве. "Главред" выяснил, откуда взялись такие табу и с чем это связано.

Почему на Троицу нельзя купаться

У многих современных людей запрет на купание вызывает недоумение.

Дело в том, что запрет этот возник в старину, когда не было современных водопроводов и бойлеров. Поэтому, чтобы искупаться (особенно простому люду), нужно было либо готовить баню (а это немалый труд и нарушение запрета на физическую работу в религиозный праздник), либо идти на водоем, благо, лето почти.

Однако Троица считалась днем разгула мавок и русалок. Поэтому любой водоем автоматически превращался в зону повышенного риска, с точки зрения наших предков. Отсюда и запрет.

Для современных людей он весьма условный.

Почему дома и храмы украшают березами

К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев – чаще всего березы. По народным поверьям, эти молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В церковной традиции этот обычай иные объяснения. Первое : ветки берез и других деревьев служат напоминаем о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Эта дубрава и изображена на иконах Троицы.

Второе : в день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи праздновали Пятидесятницу. Этот праздник связан с историей дарования им Закона Божия. На 50-й день после исхода из Египта евреи подошли к Синайской горе, и там Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и всю Синайскую гору укрывали цветущие деревья. Возможно, именно с этим и связана эта традиция – с желанием максимально воссоздать те события.

Можно ли крестить ребенка на Троицу

Крестить ребенка можно в любой день, если это связано со здоровьем малыша: дитя болеет, и родители хотят провести крещение не мешкая.

В противном случае день для таинства лучше подбирать со священником в выбранном храме.

По церковным канонам нет запрета на совершение обряда в праздники. Поэтому крестить ребенка на Троицу можно. Но могут возникнуть определенные трудности. Так, на такие большие праздники, как Троица, в храмах обычно очень много прихожан. Так что отказать могут и по этой причине.

Можно ли на Троицу поминать самоубийц

На Троицу вообще не принято ходить на кладбища. Для этого есть накануне праздника.

А что касается поминовения самоубийц на панихиде, то церковь вообще – ни на Троицу, ни в любой другой день – не благословляет подобного, так как лишение себя жизни - большой грех.

Молиться за самоубийц на Троицу можно лишь дома.

Воспоминая в этот день событие Сошествия Святаго Духа на апостолов, мы имеем обычай украшать храмы Божий и свои дома травами и цветами. Мы стоим в храме Божием с зелеными ветвями деревьев и благоухающими цветами, и везде, на улицах, площадях и в домах мы видим те же украшения цветами и ветвями.

Откуда ведется этот обычай? Как он был установлен в нашей Церкви и почему соблюдается доныне? Просто так ничего не делается в нашей Православной Церкви. Если вдуматься и вникнуть глубже в смысл и значение этого благочестивого обычая, то увидим, что недаром установлен он в глубокой древности. Правда, обычай этот не дается нам ни в Священном Писании, ни в церковном уставе. Однако есть немало благочестивых обычаев Православной Церкви, которые не установлены ни Священным Писанием, ни церковными уставами и законоположениями, а, по преданию, передаются из века в век. К числу таких обычаев принадлежит и этот - в праздник Пятидесятницы благоукрашать храмы и жилища наши зелеными ветвями, травами и цветами. Свое начало этот обычай ведет от апостольских времен и освящен примером святых мужей первых времен христианства. О нем свидетельствует блаженный Августин еще в V веке. Вот как древен этот обычай.

Рассмотрим же истоки этого благочестивого обычая и каков его смысл и значение. Прежде всего, обычай благоукрашать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища наши взят из примера Церкви патриархальной. Так, Авраам у дуба Мамврийского, увидев трех странников, приглашает их к себе для отдыха и предлагает им радушное угощение. По разумению богомудрых отцов, в лице трех странников явился Аврааму Сам Господь в трех лицах. Отсюда издревле повелось - лица Пресвятой Троицы изображать на иконах в виде трех странников, угощаемых Авраамом под сенью одного из деревьев Мамврийской дубравы. И украшать дома и храмы в праздник Пятидесятницы лиственными ветвями и цветами принято в воспоминание явления Аврааму Пресвятой Троицы у дуба Мамврийского. Храмы и жилища христиан православных, таким образом, служат как бы образом той кущи Авраамовой, у которой под сенью дуба Мамврийского отдыхали три Божественных путника. Поэтому, взирая на растения и травы, окружающие нас в этот праздник в храме и в домах, переносимся мыслью к явлению Триипостасного Бога Аврааму. Возблагодарите благоговейно Господа Бога, являющегося нам в доступных нашему чувству образах и столь явно приближающегося к нам, грешным, с таким благоснисхождением, - за то, что подобный нам человек беседует с Богом лицом к лицу! Но вместе с тем старайтесь и сами утвердить в себе то расположение духа, какое имел Авраам при встрече и принятии Господа. Именно: старайтесь подражать в жизни его непоколебимой вере в Бога, его глубокому смирению, любви к ближнему и прочему. Этим вы уподобитесь Аврааму, принявшему к себе Господа, привлечете на себя, подобно Аврааму, Божие благословение и любовь.

Обычай украшать в праздник Пятидесятницы храмы и дома свежими травами и цветами мы видим и на другом примере Ветхозаветной Церкви. Иудеи в праздник Пятидесятницы украшали синагоги и дома свои в воспоминание того, что когда Богом был дан Закон на горе Синай, все в природе зеленело. Кроме того, во время странствования по пустыне евреи жили в шатрах, сделанных из ветвей. Десять заповедей Синайского законодательства и для нас, христиан, обязательны и необходимы. Поэтому благочестивый обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги растениями легко может быть удержан и в нашей христианской Церкви, тем более что Сионская горница, в которой Дух Святый сошел на апостолов в день Пятидесятницы, по обычаю ветхозаветному, также была украшена ветвями деревьев и цветами. Не случайно апостолы и первые христиане сохранили этот обычай в христианской Церкви. Дошел он и до нас в том же самом виде, каким он был при апостолах.

Обычай украшать травами и цветами наши жилища в праздник Пятидесятницы мы находим еще в одном примере из Церкви Ветхозаветной. В праздник Пятидесятницы было предписано законом, в знак благодарности к Богу, приносить Ему первые плоды жатвы, которая в Палестине к этому времени уже заканчивалась. Подобно сему и в христианской Церкви сохранен обычай приносить в храм в начале весны первые молодые побеги деревьев и цветы. Этот прекрасный обычай свидетельствует о нашем желании принести Господу Богу жертву хвалы и благодарения за весеннее обновление природы. В церковном уставе нет предписания об установлении особого празднования по случаю весеннего обновления природы видимой. Но вот праздник Пятидесятницы сближается, можно сказать, с тем временем года, когда растительная жизнь в природе является в новой силе и свежести. А посему мысль о воспоминаемом в настоящий праздник Сошествии Святаго Духа на апостолов весьма ясно указывает нам на другую мысль - на действие того же Духа Божия в видимой природе. Как в начале, при творении видимого мира, Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1,1), Который вливал Свою животворную силу в неустроенное вещество творения, так и в сотворенной уже природе все прозябающее и живущее прозябает и живет силою Того же Всесвятаго Духа: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30), говорит Псалмопевец.

Поэтому обычай украшать в день Пятидесятницы храмы и жилища нежными зелеными ветвями и цветами красноречивее слов выражает чувства нашего славословия и благодарения Духу Божию, обновляющему лицо земли. Так, взирая на ветви деревьев и цветы, всегда будем представлять, что этими цветами и ветвями мы приносим жертву благодарения, достойную Бога, обновляющего весеннюю природу после долгого зимнего сна.

Наконец, обычай благоукрашать дома ветвями и цветами в праздник Пятидесятницы имеет для нас и нравственный смысл и значение. Эти цветы и ветви указывают нам на нас самих, на наше духовное, нравственное состояние, которое мы должны иметь в жизни. Взгляните: вот цветы зеленеют, цветут и прекрасно благоухают. Такова должна быть и жизнь каждого христианина. Христианин должен благоукрашаться и цвести делами добрыми и благочестивыми. Как цветы своим благоуханием и красотою манят к себе и влекут взоры всех и каждого, так благочестие, вера и любовь привлекают к себе сердца всех. Благочестивая жизнь наша должна сиять и цвести делами добродетели, чтобы быть образцом и примером для других и послужить для славы Божией. Тако да просветится свет ваш пред человеки, сказал Спаситель, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Так, братья, держа в руках благоухающие цветы в настоящий праздник, постараемся явить в жизни своей ту или другую добродетель, если до этого такой не имели. Смотрите: вот, в ваших цветах есть незабудочка. Любуясь этим цветком, не забывайте Господа Бога и Матерь Божию, Которая вас любит, хранит и молит о вас Бога. Вот у вас есть лилия; смотря на этот цветок, помните заповедь Божию о том, чтобы не заботиться об излишнем украшении и нарядах, а хранить сердце свое чистым и непорочным от всякой суетности и нечистоты. Вот у вас васильки. Этим цветком да указывается, чтобы не царствовал в нас грех, но чтобы дух наш царствовал над плотью и страстями. Так разумейте и о других цветах и старайтесь находить в них те или иные уроки веры и нравственности. Каждая зеленеющая ветка с благоухающими листьями да научает нас обильным и животворным плодам добродетели. А ветка сухая и безжизненная - да указывает на печальный образ человека-грешника, не имеющего живых плодов добродетели, и мертвого для жизни духовной. Смотрите далее и наблюдайте. Как деревья зимой, без влияния солнечного, от действия холода как бы умирают, стоят голы и безлиственны, такое состояние бывает и в душе человека-грешника. Она умирает духовно без животворного веяния Духа Божия. Тогда, хотя душа наша по видимости живет, мыслит, чувствует и действует, но действия эти без содействия Духа Божия бывают как бы мертвенны, безжизненны: не производят благих плодов добродетели. Напротив, человек, в котором сияет животворная сила Духа Божия, являет прекрасные плоды добродетели, одни других краше и привлекательнее. По уверению Апостола, плоды эти суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Поэтому будем стараться привлекать на себя благодать Духа Божия. Чем же и как? Жизнью благочестивой и непорочной, верой, молитвами, смирением и другими добрыми качествами. Так, из рассмотрения принесенных на празднество ветвей и цветов научаемся каждый нравственному преуспеянию в вере и благочестии.

Братья христиане, мы видели, откуда и как пришел к нам благочестивый обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и дома наши цветами и ветвями; поэтому станем соблюдать его. Но вместе с тем постараемся извлечь для себя уроки веры и нравственности. Тогда обычай послужит всем на пользу душевную, к усовершенствованию себя в нравственности для жизни будущей.

Протоиерей Григорий Дьяченко

На пятидесятый день после Пасхи все православные празднуют Троицу. Это особый день, когда вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа. Но зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками, до сих пор остается загадкой. Существует две версии этой красивой .

Символ сошествия Святого Духа

После того, как евреи покинули Землю египетскую, в течение долгих 50 дней шли они, пытаясь найти подходящее место для жизни. Около Синайской горы, остановившись у ее подножия, увидел еврейский народ, что гора покрыта вся цветущими деревьями, и поняли они, что это символ их будущей жизни. Здесь же Моисей получил от Господа 10 Божьих заповедей, по которым живет весь православный мир.

Примечательно, что горница, где собрались ученики Иисуса Христа, тоже была украшена зелеными ветками, поэтому сошествие Святого Духа - это символ чуда и возрождения новой жизни. Каждый, на кого опустился этот благодатный язычок пламени, чувствовал гармонию, радость и необъяснимое счастье.

Другая версия основывается на том, что однажды праотец Авраам вместе с женой присели отдохнуть в очень живописной дубраве Мамвре. Были они людьми уже пожилыми, а детей у них так и не было. Но Авраам помнил, что Бог обещал, что именно его потомки станут великим народом, и наделся на чудо. И оно свершилось.

Неожиданно у шатра остановились три путника. Авраам сразу же узнал, что это Господь Отец, Господь Сын и Господь Святой Дух - единый Бог в трех лицах, поэтому праотец обратился к нему «Владыка». Всевышний сказал ему, что в следующем году у Сары, жены Авраама, родится сын. Так и случилось, мальчика назвали Исааком. Поэтому следует помнить, Господь велик, он знает, в какое время необходимо совершение того или иного события.

Изображение этих трёх путников можно встретить на многих иконах, которые снизу украшены зелеными веточками. Одной из самых знаменитых является «Троица» Андрея Рублева.

Вспоминая дуб, под которым произошла эта встреча, верующие радуются наступлению обновления и перемен в жизни.

Березовые ветки на Троицу: для чего они нужны?

Святая Троица - один из самых красивых православных праздников. В этот день храмы и дома преображаются, наряжаясь в зеленые ветки березы, дуба или любой другой зелени.

А церковнослужители читают 3 специальные молитвы:

  • "О Церкви";
  • "Об упокоении душ усопших";
  • "О спасении всех нас ныне живущих".

Только на этот праздник все участники службы стоят на коленях и молятся, а священники одеты в зеленые одеяния.

В этот день запрещается любая физическая работа, нельзя купаться в открытых водоемах, мыть голову, стирать, шить и наводить порядок.

Традиция украшать ветвями деревьев дома и церкви, появилась в народе давно и связана она с языческими ритуалами. Когда-то, в 17-м веке, Священный Синод не разрешал ломать березовые ветви, а призывал украшать жилища любой другой зеленью, так как считалось, что в этот день нещадно вырубались все березовые деревья. Но Новгородская церковь выступила с призывом не нарушать старые традиции, так как берез на Руси было много, и их уничтожение не могло привести к их окончательной вырубке.

В некоторых областях России вместо веток этого исконно русского дерева используют кленовые или любые другие веточки.

Береза распускает свои почки одной из первых, поэтому это дерево - символ прощания с весной и радостная встреча лета. Так и душа человека после Троицы должна обновиться и распуститься для свершения новых добрых дел.

Считается, что березонька в день Троицы наделяется чудодейственной силой, а если принести ее в храм, становится «святой». Эти веточки берегли и в случае болезни лечились ими, прикладывая к больному месту. Особенно целебным считался отвар из сушеных листочков освященной березы.

Возвратившись из храма, побейте легонько всех своих родных - и на весь год забудете о болезнях и несчастьях.

Украшать березовыми ветками свой дом - это символ новой жизни, человек радуется и благодарит Господа за то, что через Воскрешение возродилась новая жизнь. Этот праздник сейчас набирает все большую популярность. После верующие собираются за столом, угощают друг друга пирогами и радуются наступлению обновления.

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.