Аврелий августин философия кратко. Августин Блаженный – убеждения, философия и идеи

Поздняя античность стала временем смены исторических циклов, когда христианское учение начало овладевать умами людей, а мир язычества сдавать свои позиции. Однако этот переход был постепенным. Первые богословы и отцы церкви вполне сочетали античную образованность с приверженностью идеалам новой веры. Августин Блаженный и был одним из таких мыслителей.

Детство Августина

В отличие от многих апологетов раннего христианства, святой Августин избежал притеснений - судьба его складывалась достаточно благополучно. При этом духовные искания и даже само его происхождение наглядно отражают процессы, имевшие место в мире поздней античности накануне падения Рима.

Происхождение и рождение

Будущий философ и мыслитель родился в 354 г. в римской североафриканской провинции Нумидия. Местное население в значительной мере романизировалось и восприняло латинский язык и культуру. Но все же Нумидия являлась окраиной империи и потому была сравнительно удалена от главных христианских центров, что на многие века сделало ее местом распространения ересей и острой идейной борьбы. Все это потом найдет отражение в биографии знаменитого отца церкви.


Семья

Отцом Аврелия был мелкий землевладелец и язычник Патриций, происходивший из вольноотпущенников, получивших римское гражданство по эдикту императора Каракаллы более века назад. Но в истории гораздо больший след оставила мать святого - Моника. Она происходила из семьи христиан и в конечном счете сыграла роль в обращении сына в веру, также став причисленной церковью к лику блаженных. Житие святой Моники нашло свое место в православной и католической агиографии.

По воспоминаниям самого философа, атмосфера в семье не всегда была здорова в том числе из-за религиозных разногласий. Отец хотя и любил сына, но был склонен к скандальному поведению и супружеским изменам. Однако родители сходились в мнении относительно того, чтобы дать сыну хорошее классическое образование.

Учеба в школе

При освоении наук Августин имел трудности в изучении греческого языка, знание которого в то время считалось весьма важным. Но вместе с тем юноша жадно погрузился в мир латинской литературы. Как и было предписано тогдашними нормами, он принимал участие в языческих ритуалах и уже начал задумываться о более глубоких смыслах бытия.

Первое озарение посетило мальчика уже в школьные времена. По воспоминаниям, он вместе с друзьями собирался совершить кражу фруктов из чужого сада, сильно хотел есть, однако воздержался от воровства. В своих сочинениях святой позднее признавался, что испытал большое потрясение и искушение «запретным плодом». Это в итоге упрочило его убеждение в испорченности человеческой натуры первородным грехом и необходимости опереться на милость Бога.


Юность и молодость

Несмотря на сильное влияние и воспитание со стороны матери-христианки, до обращения в эту веру было еще далеко. Аврелий ведет гедонистический образ жизни, а в определенный момент присоединяется к манихейству - дуалистическому вероучению, представлявшему собой сочетание христианских, зороастрийских и некоторых других черт. Также он успешно учится и становится мастером риторики.

Получение образования

В 17 лет молодой человек достигает гражданского совершеннолетия и перебирается в Карфаген, продолжает учиться риторике и юриспруденции, знакомится с трудами Цицерона и все больше увлекается философией. Здесь же начинаются и его духовные поиски.

Некоторое время он преподает риторику, а в 383 г. попадает в Рим, где был представлен префекту друзьями-манихеями. Следующим этапом стал Милан, некоторое время игравший в поздней Римской империи роль столичного города. Говоря современным языком, здесь молодой ученый получает звание профессора риторики.


Личная жизнь

В римском обществе имела распространение практика конкубината - фактического сожительства мужчины и женщины без заключения официального брачного союза. Эти отношения не возбранялись, однако появившиеся от такой связи дети юридически считались незаконнорожденными.

В 17 лет, еще живя в Карфагене, Августин нашел конкубину из более низкого сословия и прожил с ней 13 лет, а в 372 г. у пары родился сын Адеодат. Эти отношения отличались любовью и глубиной чувств, но не могли перерасти в нечто большее из-за социальных условностей.

После переезда в Милан ему была найдена невеста, поэтому пара рассталась. Но из-за слишком юного возраста невесты юноша ударился во все тяжкие, завел новую конкубину, после расстался с ней и расторгнул помолвку. В итоге философ пришел к идее целомудрия и ограничения плотских желаний.


Обращение в христианство

Постепенно будущий святой разочаровывается в манихействе - время увлечения данной религией он позднее назовет потерянным временем жизни. Августин на какое-то время склоняется к скептицизму, а потом сближается с епископом Амвросием Медиоланским и его кругом. Это становится поворотным моментом в судьбе мыслителя.

Он готовится к крещению, что занимает длительный путь. Имея в своем багаже античную образованность, ученый идет к тому, чтобы стать именно идеологом христианства. В течение нескольких лет он серьезно готовится - штудирует труды Платона и сам пишет ряд работ, в который меняет свои философские взгляды и в конечном итоге уходит от скептицизма. Наконец, в 387 г. происходит принятие крещения.


Зрелый возраст

Мыслитель продает все свое имущество и раздает деньги бедным, превратившись в аскета и склоняясь к монашеству. Став христианином, он делает церковную карьеру, однако не оставляет и писательский труд - в это время из-под его пера выходят самые известные произведения.

Священнослужение

Мыслитель возвращается в Африку и приступает к служению в церкви города Гиппона и очень скоро становится здесь епископом после смерти своего предшественника Валерия. Отныне он зовется Августином Гиппонским - под этим именем святой и по сей день часто именуется в книжной традиции Запада.

Отдельным направлением для отца церкви становится борьба с ересями, которые в то время активно внедрялись на окраинах империи, особенно среди варваров - ее новых жителей. Африка не стала исключением. Поэтому священник выступает в защиту канонической церкви, видя лишь в ней дорогу к спасению души.

Он активно проповедует, выступает на собраниях и в качестве судьи, пишет комментарии к библейским текстам, дабы исключить разночтения и еретические толкования. Успешно ведется борьба с донатистами, но самое яростное противостояние разворачивается с пелагианами - сторонники этого учения верили в личную способность христианина к спасению без участия Бога. В 417 г. на Карфагенском соборе Августин побеждает Пелагия, а эта ересь осуждена и запрещена.


Основание монашеской общины

По возвращении в Африку Августином также была основана монашеская община в родном Тагасте. Ожидалось, что она станет духовным центром для распространения и укрепления христианства в провинции. Впрочем, активная миссионерская и административная деятельность вынудили его покинуть общину и продолжить жизнь в монашеском постриге уже в епископской резиденции в Гиппоне.

Последние годы жизни

Будущий учитель церкви долгое время не одобрял культ мучеников и почитание их мощей, которые в то время порой становились даже предметом торговли. Эту позицию не мог изменить даже авторитет духовного отца - святого Амвросия. Однако в 425 г. в Гиппон переносятся мощи святого Стефана. Предания сообщают нам о произошедших вскоре чудесах исцеления. Августин меняет свою позицию и в своих проповедях теперь поддерживает поклонение мощам.

Тем временем над Римской империи сгущаются тучи. Участившиеся вторжения варваров постепенно подводят черту под уходящей эпохой античности. Африка становится местом миграций завоевателей - готов и вандалов, принявших христианство в ее еретической, арианской трактовке. Атмосфера тревоги и чувство крушения старого мира находит отражение в поздних работах Аврелия, посвященных эсхатологии. Он умирает во время осады Гиппона вандалами в 430 г. в возрасте 75 лет.


Философское учение Аврелия

В своей философии Августин Блаженный говорит о соотношении между заслугами человека, благодатью Бога и свободой воли. Эти вопросы рассмотрены неоднородно и порой нуждаются в дополнительной систематизации.

О бытии

Источником бытия видится Бог, творец всего сущего и воплощение высшей формы блага. Акт творения непрерывен, а потому все умирающее перерождается, обеспечивая вечность существования мира.

Можно выделить следующие основные положения учения о бытии:

  • сверхбытие Бога нематериально и абсолютно;
  • человек и природа материальны и зависимы от Бога;
  • он есть личность, наделенная волей и интеллектом;
  • фатализм;
  • иррационализм восприятия действительности;
  • последовательный креационизм;
  • идеи как предвечные мысли Творца.


Об отношениях Бога и человека

Высший разум надприроден, бестелесен и вездесущ, он создал порядок мироздания. Человек зависим от Бога, как и все живое, одинок перед ним и как бы заточен в темницу своей физической и духовной слабости. Он мучается от этого вследствие своей природы, поврежденной первородным грехом. И лишь Бог способен указать верующему путь к спасению и одарить благодатью, которая даст силу к избавлению от греха.

О благодати

Под ней понимается сила, исходящая свыше и определяющая в итоге спасение души, трансформируя природу личности отдельного человека. Основа духовной жизни - концепция благодати, что имеет всеобъемлющий характер и тесно связана с идеей искупления через крестные муки Христа. Всем людям дается этот дар, однако принять его способен не каждый, - и это обусловлено личной волей индивида.

О свободе и воле

Вопрос свободной воли у Аврелия тесно связан с идеей благодати и ее реализацией через исправление человеческой природы.

О вечности и времени

Время представлено в числе самых трудных философских вопросов. Оно однозначно понимается как мера движения и изменения, что свойственно всему сущему. Времени не существовало до сотворения мира - Бог создал его вместе со всеми вещами в качестве меры для них.

Линия времени воспринимается в моменте - прошлое и будущее как бы сводятся к настоящему, которое есть лишь мгновение. Показано стремление его остановить, однако в материальном мире это невозможно. Однако у Бога время иное - в высшей сфере мыслей-идей царит некое сверхнастоящее, все существует раз и навсегда. Такая статичная вечность противопоставляется линейному времени тварного мира и является одним из божественных свойств.


О добре и зле

Аврелий исходит из изначальной благости Творца и всего им созданного, содержащего в себе божественные смыслы. Люди и социум не являются в этом плане исключением. Здесь отец церкви противостоит как манихейству с его дуалистической черно-белой картиной мира, так и неоплатонизму с видением зла как добра в «отрицательной степени».

Учение Августина иногда называют христианским оптимизмом. Зло здесь видится как ослабленное или недостаточное добро, которое нуждается в исправлении и представляет собой ступень к дальнейшему улучшению и развитию. Посланные свыше мытарства как наказание за грехи также видятся в данном ключе как стимул к искуплению и очищению души.


Об истине и знании

Отец церкви полемизирует со скептиками, в число которых он сам некогда входил. Приводится аргумент о том, что при недоступности истины было бы невозможно иметь меру вещей и определение их правильности, ибо в таком случае критерий правдоподобности отсутствует. Человек существует, а потому может мыслить и знать, - все эти акты связаны друг с другом.

О познании

Согласно Аврелию, личность обладает разумом, памятью и волей, которая есть важнейший механизм в акте познания - эта мысль стала новаторской в позднеантичной мысли.

Истина может познаваться на трех уровнях или ступенях:

  • чувственное восприятие;
  • знание через осмысление разумом чувственного опыта;
  • через разум - мистический опыт овладения высшим знанием, просветление и действие чистого духа без телесного посредства.


Об обществе и истории

Декларируется равенство людей перед Богом, однако признается нормальным и естественным имущественное расслоение в обществе. Оно объявлено естественным порядком вещей, что сохранится до конца света. Угнетение одних людей другими и сама система государственного аппарата трактуется как издержки первородного греха и наказание за него. Однако государство есть полезный институт для выживания, защиты людей и веры, оно может и должно быть христианским.

Также ученый опирался на библейскую хронологию и рассматривал историю как череду следующих эпох:

  1. От сотворения Адама.
  2. От Ноя и Всемирного потопа.
  3. От Авраама.
  4. От царствования Давида.
  5. От вавилонского плена еврейского народа.
  6. От рождения Христа.
  7. Вечность - после конца времен и Страшного суда.

Светское и безбожное государство противопоставляется социуму с духовной властью. В этой концепции отразились сложные отношения ранней церкви с языческим Римом, что стал совсем близок к падению уже во времена Августина.


О вере и разуме

«Верь, чтобы понимать», - так гласит одно из писем святого. Утверждается примат веры перед разумом, она предшествует пониманию. Библия признается безусловным авторитетом и источником откровения, однако именно церковь как носитель благодати обладает истиной в последней инстанции. В целом же августинизм несколько принижает разум, который видится беспомощным, если он лишен благодати и откровения свыше.

О науке и мудрости

Данный аспект учения отразил кризис в обществе поздней античности, когда на первый план начинает выходить не языческая ученость, а христианское спасение души. Философ разделяет понятия науки и мудрости. И если первая связана с познанием материального мира, то вторая - с постижением высших смыслов и божественного откровения. В этой картине мира мудрости отдается приоритет перед наукой.


Этапы творчества Августина

Выделяются три основных периода деятельности мыслителя, где отразилась эволюция его взглядов - ее характеризует постепенно смещение акцентов от античной философии к проблемам эсхатологии, церковной догматики и защиты веры.

Первый

386-395 гг. н.э. Отличается сильным влиянием неоплатонизма и рационализма. Из-под пера Аврелия выходят философские диалоги, дается доказательная база теории семи свободных искусств. Пишутся работы по теории музыки, богословские труды и цикл работ по критике манихейства.

Второй

395-410 гг. н.э. Главной вехой становится рукоположение в епископы. Августин занимается библеистикой, сочиняет комментарии к текстам Писания, моральные трактаты и полемики против еретиков-донатистов. Он пишет «Исповедь» - свой знаменитый биографический труд.

Третий

410-430 гг н.э. На склоне лет отец церкви пишет обличения пелагианства и акцентируется на проблемах эсхатологии и мироздания. Увидел свет трактат «О граде Божьем» - главный историко-философский труд.


Труды Августина Аврелия Блаженного

Святой отец церкви был плодовитым писателем. Он создал огромное количество материалов, привел в систему и каталогизировал свои произведения. Поэтому его наследие хорошо сохранилось - до наших дней дошло более 1000 рукописей.

Автобиографические

Ключевым трудом здесь, несомненно, является «Исповедь», написанная примерно в 397-398 годах. Название это общее для 13 сочинений, повествующих о судьбе Августина, его вехах его биографии, духовном поиске и принятию христианства.

«Исповедь» стала первым в своем роде автобиографическим произведениям в литературе Европы. Она отражает философский путь автора и развитие его мировоззрения. Августин кается в грехах и заблуждениях, обличая доктрины, которым некогда симпатизировал. «Исповедь» завершается текстами, посвященными вопросам исповеди, толкованию библейской Книги Бытия, а также некоторым богословским и иным вопросам.

Апологетические

Среди апологетики Аврелия наиболее известен трактат «О граде Божьем», где изложена линейная концепция истории, осмысленная в ключе церковного учения. Труд написан вскоре после взятия Рима варварами и отражает тревожные настроения эпохи - немало внимания уделено критике языческих нравов и обычаев, которые, по мнению автора, привели империю к кризису.

Другие работы этого направления в меньшей степени являются философскими произведениями и скорее выдержаны в окололитературном стиле. Местами они напоминают жанр притчи, где мыслитель ведет с собеседниками диалоги о христианской вере и ее аспектах.

Апологетические труды святого:

  1. О блаженной жизни.
  2. О порядке.
  3. Об истинной религии.
  4. Против академиков.
  5. О граде Божьем.


Гимнография

Сохранились два сборника текстов, выдержанных в духе восхваления Бога, восхищения его мудростью и могуществом. Эти моления по своей стилистике очень близки библейским псалмам Давида и содержат немало ссылок и цитат оттуда.

  1. Беседы души с Богом.
  2. Молитвы и Молитвенные духовные рассуждения.

Гомилетика

«Христианская наука, или Основания Герменевтики и Церковного красноречия» - пожалуй, единственное произведение Аврелия в гомилетическом жанре. К нему относят богословские тексты, посвященные искусству проповеди и ораторскому искусству для священников. В данной работе отражен последний момент, однако главное внимание уделено трактовке верующим трудных мест в тексте Писания.

Догматико-полемические

В данных трудах автор затрагивает вопросы веры и догматики, часто становившиеся предметом споров. В них он ведет дискуссию и обстоятельно обосновывает свою позицию, в том числе опровергая позиции пелагиан и манихеев, что отразило дух времени и борьбы церкви с ересями.

Наиболее известные работы по этой теме:

  1. О свободе воли.
  2. О природе блага против манихеев.
  3. О супружестве и похоти.
  4. О благодати и свободном решении.
  5. Об упреке и благодати.
  6. О предопределении святых.
  7. О даре пребывания.

Догматическое богословие

Этот раздел творчества святого посвящен детальному разбору догматики, вопросов вероучения и их практической реализации в обыденности и духовной жизни христианина. Здесь также отразилась атмосфера раннего христианства, когда богословие и церковная жизни в целом еще находились в стадии становления.


Нравственное богословие

Во времена Августина Ветхий Завет рассматривался не только как священный документ, но также источник нравственных императивов. В следующих произведениях философ размышляет о них в контексте Писания и не только, а также передает свой внутренний диалог о смыслах бытия.

  1. Блаженного Августина Зеркало.
  2. Время из бдений блаженного Августина.
  3. Из Soliloqu («Беседы с самим собой»).

Письма

Сохранилось порядка 300 писем из личного архива мыслителя. Присутствуют послания служителям церкви, монашеской братии, личное общение и наставления в вере. Видное место занимают научения Аврелия по противостоянию пелагианской ереси.

  1. Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту.
  2. Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое.
  3. Письмо 215, к Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским.
  4. Письмо 215А, к Валентину Адруметскому третье.
  5. Письмо 217, к Виталию Карфагенскому.
  6. Письмо 258, к Марциану.


Проповеди и слова

В раздел вошли сочинения в жанре катехизиса. Автор обращается к пастве и уделяет отдельное внимание новообращенным, что также именовались оглашенными. Отражен и актуальный в то время вопрос борьбы с ересями - арианством и донатизмом.

  1. Проповеди и поучения.
  2. Рассуждение в четвертый день празднеств.
  3. Слово в день Петра и Павла.
  4. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским.

Толкование Священного Писания

Перу Аврелия принадлежат толкования и комментарии как к ветхозаветным, так и новозаветным текстам. Их отличает яркая эмоциональность, вовлечение читателя и как бы отождествление с ним, а также насыщенный, богатый и при этом доступный язык.

  1. О Книге Бытия буквально.
  2. Толкование на Псалом 125-й.
  3. О согласии евангелистов.
  4. Рассуждения на Евангелие от Иоанна.
  5. Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам.

Философские

Сюда можно отнести рассуждения мыслителя о вопросах души, ее бессмертия, критериев истины и ложности, а также других вопросах более общего характера. Произведения написаны в основном в виде диалогов.

  1. Монологи.
  2. О бессмертии души.
  3. О количестве души.
  4. Об учителе.


Влияние на христианство

Творчество святого отца имело влияние на дальнейшее развитие христианской догматики и антропологии. Особенно важными стали его разработки в области понятия благодати и концепции первородного греха. Возникает философское течение августинизма - дальнейшее развитие идей неоплатоников уже в ключе христианского мировоззрения. Учение господствовало в Западной Европе вплоть до появления идей Фомы Аквинского с его новым аристотелизмом. А в эпоху Реформации идеи о предопределении были взяты на вооружение протестантами-кальвинистами.


Почитание блаженного

Святой Августин был канонизирован и почитается как западными, так и восточными христианами. Также он признан и лютеранской церковью.

В православии

Православные верующие почитают этого святого в лике блаженных. Русская церковь отмечает день его тезоименитства 15 (28) июня.

В католицизме

На Западе святой более известен и почитаем - он имеет титул Учителя или Доктора церкви. Аврелий также входит в группу Отцов, святых раннего периода, чтимых обоими ветвями христианства. День памяти - 28 августа.


Видео

Переводчик-латинист и кандидат философских наук Иван Лапшин рассказывает о жизни святого.

Итак, Августин Аврелий Блаженный был ярким представителем средневекового периода переходной теоцентрической философии: от патристики к схоластике. Если у античных философов общими идеями были добро, милосердие, забота о ближнем и т.д. в их светском понимании, то в христианской теологии эти категории преломлялись через призму религиозных догматов. Выразительно это прозвучало в философско-теологическом произведении Августина Аврелия «О царстве Божием». Христианский мыслитель считал, что каждый социум имеет общие ценности, тем не менее, одни живут ради тела, земных утех («светское государство»), другие же - во имя духовных ценностей («царства Божьего»), о чем мы кратко упомянули ранее. Отношение к Богу разделяет людей на два общества, и эта условная разница имеет исключительно моральный характер. Состояние людей «светского государства» такого, что они всегда чем-то не удовлетворены. Их отличает завистливость, корыстолюбие, коварность. Поэтому Августин Блаженный писал, что общество, которое состоит из людей «светского государства», подобно морю, в котором одна рыба съедает другую. В «светском государстве», полагал он, не может быть покоя, мира - там один конфликт порождает другой. Трубецкой Е.Н. Философия христианской теократии в V веке. Учение Блаженного Августина о граде Божием. - М.: Либроком, 2012. - 152 с.

Эти проблемы не могут иметь места в «царстве Божьем». В этом обществе - порядок и гармония. Никто никого не обижает, никто никому не завидует, как не завидуют ангелы архангелам. В «царстве Божьем» положение людей неодинаково: один - имеет меньше способностей и благ, другой - больше, но и первый, и второй довольны своей судьбой.

Учение Августина Аврелия о «светском государстве» и «царстве Божьем» продолжало начатую еще Платоном и Аристотелем идею о материальной и духовной жизни общества. В последующие века она была забыта, но обрела новое звучание в эпоху Возрождения и Нового времени.

В свою же эпоху Августин Аврелий, прозванный Блаженным, пишет обращённую к Богу «Исповедь», в которой рассказывает о своей ранней духовной и жизненной эволюции. Эта работа является ярким примером острого самопознания и самоанализа. Именно в ней Августин рассказывает о своей жизни до того, как он стал христианином, а также о духовных поисках, которые привели его к принятию христианского мировоззрения. В течение всего произведения он восхваляет Бога и признает полную зависимость судеб от воли Бога.

Августин не допускает никакого сомнения относительно существования Бога. Бог - есть генетическим и субстанционным началом всего, что существует. Он является источником естественного порядка. Сравнивая характеристики своего знания и качества Бог (Он вечен и Он есть Истина), Аврелий делает вывод о том, что источником единственной Правды является Бог.

Мир, созданный Богом, представляет собой иерархию творений, от неживых минералов, живых растений и животных, способных по-своему ощущать и мыслить, до человека - вершины иерархии, царя природы, единого существа, которое обладает бессмертной душой, созданной Богом при рождении последнего.

Душа человека - творение Бога. Августин отбрасывает теории о предвечном существовании душ и их переселении. У животных и растений, как он считает, души нет, она присуща только людям. Созданная из ничего душа после своего творения становится вечной. Последнее обосновывается тем, что душа существует вне пространства, не имеет материальной формы и потому - не может быть разделена на части. Не существуя в пространстве, душа существует во времени. Именно в связи с проблемой души Августин разрабатывает новый образ времени - это линия. Время имеет три модуса (прошлое, будущее и настоящее), в нем возможное также возникновение нового, т.е. творчество. Лысикова А.А. Антропологические аспекты христианства: учение о душе и духе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. С. 136-139.

Так обе концепции души и времени у Августина связаны. Душа находится в созданном Богом мире, т.е. времени. Бог находится в абсолютном настоящем, в вечности. А душа наделена способностью различать прошлое и будущее. С прошлым сопряжена такая способность души, как память, с будущим - ожидание, с настоящим - внимание. Августин показывает, что время - это достояние самой души, которая через него стремится к вечности, где прошлое и будущее становятся постоянно длящимся настоящим.

Аврелий Августин также рассматривает эсхатологическую проблему (проблему «конца света»). Этот пункт связан с возвращением людей из «земного града» в «Град и Царства Божье». «Два града» построены двумя видами любви, а именно: земной - любви к себе, и небесной - любви к Богу вплоть до самозабвения. В трактате «О граде Божием» Августин впервые говорит об истории. История начинается с сотворения мира, а человеческая история начинается с сотворения Адама. При этом философ разделил историю на шесть периодов. Пять периодов у него посвящены ветхозаветной истории. Шестой период начинается с первого пришествия Иисуса Христа и закончится «вторым пришествием», Страшным судом, когда настанет конец всей мировой истории.

Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, а в линейности. А цель истории - моральный прогресс, победа христианства во всем мире.

Основой моральной и праведной жизни человека в период Средневековья считали религиозную веру. Перед человеком стоял выбор - верить в Бога или отвернуться от Бога. Т.е., человек имеет волю, а зло или грех является продуктом свободы воли, свободы выбора. Оно возникло, когда первые люди нарушили первый завет с Богом, восстали против Него. Свою низменную волю «создания» они противопоставили воли Творца. Зло вообще заключается в нарушении мировой иерархии, когда нижнее занимает место высшего, меняется с ним местами. Августин же понимает зло как отсутствие добра: «Уменьшение же добра есть зло». Васильев В.А., Лобов Д.В., Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 5. С. 255-265.

Источником добра в людях выступает благодать. Человек выбирается для спасения Высшей Мудростью. Это решение о даре благодати невозможно понять, в его справедливость можно лишь верить. Вера - это единый правильный источник истины и спасения.

Зло проявляется еще и в том, что государство стоит выше церкви. Эта мысль была положена Августином в основу философии общества и истории общества. Государство он связывает с «царством дьявола», а церковь - с «Царством Божьим». «Град Божий» - это царство, где вечно живут те, кто своим моральным поведением заслужил спасение и милосердие. Об этом тоже идет речь в других его работах: «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Монологи» и т.д.

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на той самой деструктивной любви к самому себе, на эгоизме, а церковь - на любви человека к Богу. Однако в самой церкви он различал две церкви: видимую и невидимую. Видимая церковь состоит из всех крещёных, из всех христиан. Но поскольку не все христиане выбраны для спасения, то невидимая церковь слагается из избранных, но никто не знает, кто же избран Богом для спасения. Поэтому эта последняя церковь избранных - «невидимая».

Августинизм, как особе направление философии, оказал значительное влияние на становление и развитие средневековой философии. Он просуществовал как универсальная парадигма христианского философствования, как авторитет, на который ориентировался каждый мыслитель христианского Запада, до середины XІІІ в. Современной науке учение Августина Аврелия дало ценные антропологические идеи, например, о значении духовных и религиозных переживаний для человека и общества.

аквинский патристика схоластика блаженный

Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин . Родился 13 ноября 354 г. в г. Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычник, мать - христианка. Образование получил в г. Мадавре, затем в г. Карфагене в школе риторики. Аврелий Августин - блестящий знаток эллинистическо-римской культуры . На пути к христианскому обращению, которое произошло весной 387 г., Августин испытал сильное влияние стоицизма , манихейства , скептицизма и неоплатонизма . В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остаётся им вплоть до смерти в августе 430 г., последовавшей во время осады города полчищами вандалов.

Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

1. Идея креационизма - творение мира Богом из ничего. Ни один из философов такой позиции не придерживался. Бог, как творец, осуществляет этот акт по своему усмотрению. Эту идею Августин позаимствовал из иудаизма .

2. Идея богоподобности и греховности человека. Человек наделён душой, которая свободна. И вместе с тем человеческая свобода - это возможность впасть в грех. Этот грех уже был совершён первым человеком, значит человек обременён первородным грехом. Это грех повреждает человеческий разум, и поэтому в своей жизни человеку остаётся надеяться только на Бога.

3. Идея спасения состоит в том, что Бог не просто созерцает греховность людей, но и приходит к ним на помощь. В одной из ипостасей Бог приносит себя в жертву, которая снимает первородный грех. Идея спасения придаёт христианскому мировоззрению человечность. Бог одновременно выступает судьёй и спасителем. Христианство внутренне драматично.

4. Идея откровения. С точки зрения христианства Бог не постижим человеческим разумом, но он открыл себя людям в Священном писании . Христиане убеждены, что они обладают высшим знанием, все остальные знания - это мелочи и суета сует.

Августин не был создателем законченной философской системы, однако ему принадлежит ряд решений некоторых философских проблем. Скептики спрашивали у него: Если Бог сотворил мир и человека, то что он делал до сотворения? А. Августин отвечал, что данный вопрос неправильно поставлен, ибо время началось тогда, когда был сотворён мир. Вообще, тема времени и вечности является одной из центральных в философии Августина. Время выступает как субъективное переживание людей. Время - это символ греха, однако оно есть также способ проявления божьей милости, раскрытия и реализации промысла Божия. Время Августин рассматривает как линейный, а не циклический процесс. История имеет начало, кульминацию и завершение.


Августин также рассуждал о проблеме происхождения греха. Зло в мире не есть что-то самостоятельное, оно напрямую связано с грехом. Зло возникает из-за недостатка добра. Например, прохожий не спас утопающего. Он не совершил добра, т.е. не спас человека, и из-за отсутствия добра пришло зло - смерть.

Божественное предопределение обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство - грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству. Вся история человечества, считал Августин, - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог - высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе - цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Августин внёс нечто очень человечное в стиль философствования. Его взгляд на человека - это взгляд изнутри. Христианский Бог - это высшая, абсолютная личность, носитель жизни. Он подчиняет весь мир своему контролю. Ни платоновский Демиург, ни аристотелевский Бог-ум, ни плотиновское Единое личностями не являются. Счастье человека, по Августину, состоит в осознании величия Бога и своей полнейшей зависимости от него.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354-430) - и мыслитель, представитель зрелой патристики, явивший значительное влияние равно как в формирование христианского духовного канона, так и в развитие западной культуры в целом. Святой Августин - пожалуй, самый значительный христианский мыслитель вслед за апостолом Павлом.

Его память отмечается:

  • Русской православной церковью 15 (28) июня.
  • Католической церковью – 28 августа.

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения .

В православии Августин Аврелий признан блаженным , в католицизме - святым и Учителем Церкви .

Святой Августин Филипп де Шампань
  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Труды Августина Блаженного.

Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это - более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.

Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.

Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.

  • Исповедь,
  • О граде Божьем,
  • Против академиков (скептиков),
  • О жизни блаженной,
  • О порядке,
  • Монологи,
  • О бессмертии души,
  • О количестве души
  • Об учителе,
  • О музыке,
  • Об истинной религии,
  • О пользе веры,
  • О свободной воле,
  • Против Фавста,
  • О духе и букве.

Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413-426гг).

Философия и учение Августина Блаженного

Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.

Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным - вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный - один из основоположников догматической теологии .

Приведем один пример в поддержку данного аргумента.

В своем трактате “О Троице”, написанном в 399-419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:

в основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. Сущность Бога реализуется в процессе данного диалога.

Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.

Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания . Вера, согласно Августину Блаженному, есть

исходное основание любого знания.

В поддержку этой концепции Августин говорит:

“… разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия. Точно так же и читатель Святого Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать”.

Основываясь на библейском утверждении

Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать” . Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.

Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции , так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.

Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401-414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.

В трактовке самой природы философского знания Августин Блаженный творил в русле римской традиции «прикладного» подхода к философии. Августин Блаженный создает концептуальную модель универсума, основой которой является учение о Боге как о “совершенном Бытии”.

Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.

Взгляды Августина Блаженного.

Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати . Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена . Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.

Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.

Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах - земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре . Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.

Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви - высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.

В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.

Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

ход истории, жизнь общества - это борьба двух противопо­ложных царств - Земного (грешного) и Божественного;

Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

Короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

Церковь - единственная сила, способная объединить мир;

Бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее;

Высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

После смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.

2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

Бог существует;

Главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

Все - материя, душа, пространство и время - является тво­рениями Бога;

Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем;

Знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

Уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

Обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

Выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

Воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло­гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

Причина: все, что существует, имеет причину - следователь­но, есть первопричина всего - Бог;

Случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

Степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следо­вательно, должно существовать высшее совершенство - Бог; -

Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

Подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

Подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

Считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

Доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

Сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

Все состоит из материи и формы (идеи);

Суть любой вещи - единство формы и материи;

Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

Откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

Вера и разум дают истинное знание;

Если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

Не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

Философия и теология - разные науки;

Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

Все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

Даны пять доказательств существования Бога;

Систематизирована схоластика;

Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);