Предложение с однородными второстепенными чл предложения. Однородные члены предложения

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Однородные члены предложения

Однородные члены широко употребляются в предложениях в устной и письменной речи. Что собой представляют однородные члены, как найти их в предложении и какие особенности пунктуации нужно соблюдать при их употреблении - подробно в нашей статье.

Что такое однородные члены предложения?

1. Однородными (ОЧ) называются главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одинаковую синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.

    В магазине продавались овощи и фрукты .

    (Продавались - что?) овощи и фрукты - однородные подлежащие.

    В начале урока мы вспомнили пройденный материал, а затем приступили к новой теме.

    (Мы - что сделали?) вспомнили и приступили - однородные сказуемые.

    Гости сидели на стульях , на креслах и на скамьях .

    (Сидели - на чём?) на стульях, на креслах, на скамьях - однородные обстоятельства.

Все ОЧ предложения относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи:

    В поход мы взяли всё самое необходимое: палатку, котелок, жестяную посуду и провизию.

    (Взяли - что?) палатку, котелок, жестяную посуду и провизию - однородные имена существительные в форме винительного падежа.

Однако и морфологически разнородные члены предложения тоже могут быть однородными:

  • Вошла молодая девушка лет двадцати восьми , блещущая здоровьем , с живыми ярко-карими глазами.

Однородные определения в предложении:

  • лет двадцати восьми - именное словосочетание в Р. пад.;
  • блещущая здоровьем - причастный оборот;
  • с живыми ярко-карими глазами - существительное в Тв. пад. с предлогом + имена прилагательные.

Какие члены предложения могут быть однородными?

Однородными могут быть любые члены предложения.

Приведём примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения

Примеры употребления ОЧ в предложении

Подлежащее

Катя, Женя и Витя пошли в кино.

Сказуемое

На уроке домоводства мы шьём, вяжем и готовим .

Определение

Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

Дополнение

На своём рисунке Вася изобразил дорогу , деревья и солнце .

Обстоятельство

На улице было то жарко , то холодно .

Также встречаются случаи употребления разных частей речи в качестве однородных в пределах одного предложения:

Лена говорила не спеша, чётко, заранее всё обдумав.

Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности, умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценки их выполнения.

Какие члены предложения не являются однородными?

Если члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, но отвечают на разные вопросы, они не являются однородными:

    Я приеду в Москву послезавтра .

    (Приеду - куда? - когда?) в Москву, послезавтра - обстоятельства, относящиеся к сказуемому приеду , однако отвечающие на разные вопросы. Не являются однородными.

Однородными членами предложения НЕ являются:

    Повторяющиеся слова , в предложении они выступают в роли единого члена предложения:

    Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились .

    Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей НЕ, ТАК :

    хочешь не хочешь, спеши не спеши, петь так петь, гулять так гулять.

    Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный :

    возьму и спою, взял да и крикнул, схожу позову и др.

    Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними :

    ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

    Уточняющие члены предложения (их можно определить, задав дополнительный вопрос: где именно? как именно? кто именно? Уточняющие члены предложения произносятся с интонацией обособления (в отличие от интонации перечисления у однородных), чаще всего обособляются, чаще всего в их роли выступают обстоятельства времени и места:

    • Я мечтаю побывать на Красной площади, в Москве .

      (Побывать - где?) на Красной площади, в Москве - обстоятельства, однородными не являются. В Москве - уточняющее обстоятельство, объясняющее, где именно находится Красная площадь.

      В Стамбуле можно увидеть древние водопроводные системы Константинополя, или акведуки.

      (Увидеть - что?) системы, акведуки - не являются однородными членами предложения. Слово «акведуки» является другим названием водопроводных систем, уточняет.

Как найти однородные члены предложения?

Для того чтобы найти ОЧ в предложении, нужно:

  1. Определить главные и второстепенные члены предложения.
  2. Установить, какие члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Определить, какой связью они связаны (сочинительная или бессоюзная).

Пример: Я собрала букет из красных, жёлтых и белых цветов.

(Цветов - каких?) красных, жёлтых и белых - однородные определения, так как они отвечают на один вопрос (каких?), относятся к одному слову (цветов) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении возможно наличие сразу нескольких ОЧ:

Паша и Таня много пели, танцевали и веселились.

ОЧ: Паша и Таня (однородные подлежащие); пели, танцевали и веселились (однородные сказуемые).

Знаки препинания между однородными членами предложения

Для верного употребления ОЧ необходимо знать правила расстановки знаков препинания между ними в предложении.

Запятая ставится:

    Если есть повторяющиеся соединительные (и... и; ни... ни) или разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то):

    Кузьме опять становится не по себе, в нём поднимается не то злость, не то робость (В. Распутин).

    Если есть два и более ОЧ без союзов:

    На улице было промозгло, ветрено, скользко .

    Если ОЧ связаны противительными союзами а, но, хотя, да (в значении но):

    Мал золотник, да дорог .

Запятая НЕ ставится:

    Если между двух ОЧ есть союз:

    Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать .

    В устойчивых выражениях (ни то ни сё, и туда и сюда, ни свет ни заря и т.п.):

    Дела его шли ни шатко ни валко .

    Если группы ОЧ разбиты на пары:

    На ярмарке мы купили всё необходимое для школы: портфель и форму, тетради и дневник, пенал и ручки.

В предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

    Обобщающее слово находится после ОЧ:

    Воробьи, синицы, вороны - все мирно гуляли по площадке в ожидании семечек.

    Обобщающее слово стоит перед ОЧ, но после них предложение продолжается:

    Везде: на деревьях, крышах домов, машинах - лежали огромные снежные шапки.

Двоеточие ставится:

обобщающее слово стоит перед ОЧ:

Петя весь день был примерным: застелил кровать, вымыл посуду, подмёл пол.

Повторить тему про однородные члены вам поможет учебник .

Второстепенные члены предложения, образуя сочиненный ряд словоформ, обязательно оказываются соподчиненными, так как они обнаруживают одинаковую синтаксическую зависимость от одного и того же члена предложения (главного или второстепенного) или всего предложения в целом, если занимают позицию детерминанта. Например, зависимость от глагола-сказуемого: Так вот мы тихо и мирно шли из театра (Сол.); зависимость от предикативной основы в целом: В глухой тайге, в холодной тундре, в сыпучих песках жарких пустынь и среди скалистых гор стали появляться тысячи строителей, возникали города (Закр.).

Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).

Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Однородные обстоятельства , обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.

Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).

Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

Однородные определения одинаково зависят от одного и того же определяемого слова и связаны с ним непосредственно, т. е. друг с другом вступают в параллельную синтаксическую связь с отношениями перечисления. Однородные определения могут быть согласованными и несогласованными. И те и другие могут сочетаться в одном сочиненном ряду. Примеры: Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову (Булг.); ...Землистые лица покрылись пятнами румянца, раздражения и злости (Сераф.); Впереди стоял комендант, старик добрый и высокого росту (П.);

§ 1 Однородные главные члены предложения

На этом занятии мы рассмотрим, какие члены предложения бывают однородными.

Слово «однородный» означает - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый. Однородными являются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

Однородными могут быть любые члены предложения.Рассмотрим случай, когда однородными являются главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Например:

В этом предложении в качестве однородных членов выступают подлежащие журавли и гуси. Они отвечают на вопрос кто? связаны со сказуемым покидают и выражены одной и той же частью речи - именами существительными.

Однородными членами в данном предложении являются сказуемые налетел и поднял, которые отвечают на вопрос что сделал? связаны с подлежащим ветер и выражены глаголами.

Из этих примеров видно, что однородные главные члены предложения выражены словами одной и той же части речи, но иногда можно встретить и такой вариант:

Здесь однородные подлежащие выражены именами существительными и местоимением, но все они отвечают на вопрос кто? связаны со сказуемым поехали и произносятся с интонацией перечисления.

§ 2 Однородные второстепенные члены предложения

Однородными членами в предложении могут быть не только главные члены, но и второстепенные. Они, как и главные, тоже отвечают на один и тот же вопрос, выражены, как правило, одной и той же частью речи, вступают в словосочетание с одним и тем же главным словом.

Люблю (что?) конфеты, мороженое и мармелад. Эти однородные члены поясняют сказуемое люблю, отвечают на вопрос что? и выражены именами существительными.

День (какой?) светлый, солнечный. Эти однородные члены связаны с подлежащим день, отвечают на вопрос какой? и выражены именами прилагательными.

Застучал (как?) быстро и весело. Однородные члены отвечают на вопрос как? связаны со сказуемым, выражены наречиями.

Однородные второстепенные члены могут быть связаны с другими второстепенными членами.

Книгу (какую?) интересную и полезную. В этом предложении однородные члены поясняют второстепенный член книгу.

В устной речи мы произносим однородные члены с интонацией перечисления. На письме однородные члены разделяются запятой. Если между двумя однородными членами стоит союз и, то запятая не ставится.

В первом предложении нет союза И. Однородные второстепенные члены белые, красные, чёрные разделяются запятыми. Во втором предложении однородные второстепенные члены брусники и черники соединены союзом и, поэтому запятая между ними не ставится.

В предложении может быть несколько групп однородных членов.

Здесь две группы главных однородных членов: подлежащие Петя и Дима и сказуемые сидели и рисовали.

Здесь две группы однородных второстепенных членов: лайки (какие?) сильные и выносливые, везут (как?) быстро и легко.

Обратите внимание, чтооднородные второстепенные члены поясняют в предложении одно и то же слово.

Рассмотрим предложение:

Здесь два второстепенных члена: большой и маленький. Оба отвечают на вопрос какой? оба выражены именами прилагательными. Но слово большой связано с подлежащим лев, а слово маленький поясняет другое подлежащее Тотошка, поэтому эти второстепенные члены не являются однородными.

Также не являются однородными повторяющиеся слова в предложении: Я бегу, бегу, бегу. Поезд уносил нас вперёд, вперёд, вперёд.

Роль однородных членов предложения в нашей речи - это не только перечисление. Они делают повествование более интересным, позволяют рассказать сразу о нескольких действиях, предметах или их признаках.

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, произносятся с интонацией перечисления. Однородные второстепенные члены могут пояснять как главные, так и другие второстепенные члены. Если два второстепенных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.– М.: Баласс, 2012.–78с.

Использованные изображения:

1. Однородные члены - это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Однородные члены - это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини-тельной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие перегной и мох соотносятся с одним сказуемым - впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь , основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?) не торопясь , основательно ).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Ср.: перегной и мох - имена существительные в именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти ), второе - причастным оборотом (блещущий здоровьем ), третье - сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами ).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).

Обратите внимание!

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).

Знаки препинания при однородных членах

А) Бессоюзная связь - запятая между однородными членами ставится .

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).

Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). - Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). - Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.

В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни ) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то ставится .

и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).

Обратите внимание!

1) Если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).

Ср.: Уже не стало видно ни земли , ни деревьев , ни неба . - Уже не стало видно земли , деревьев , неба .

2) Запятая ставится между всеми однородными членами также в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной частью.

Ср.: Он слеп , упрям , нетерпелив , и легкомыслен , и кичлив (Пушкин). - Он слеп , упрям , нетерпелив , легкомыслен , кичлив .

3) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.

Я счастлив и силён , свободен и молод (Брюсов).

Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и .

Мины рвались и близко и далеко , и справа и слева .

4) При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют):

и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др.

Наиболее часто такие единства образуют антонимические пары:

и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе и др.

5) Запятая не ставится внутри цельных словосочетаний фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами и или ни :

и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить и др.

6) Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится.

Дома и на работе он искал и не находил покоя (первый союз и связывает обстоятельства места: дома и на работе ; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил ).

Г) Противительные союзы (а, но, зато, да =но , однако =но ) - запятая между однородными членами ставится .

О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О

Например: На взгляд-то он хорош , да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь , а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют наш мал , зато спокоен (Лермонтов).

Обратите внимание!

1) После последнего однородного члена, связанного противительным союзом, запятая не ставится.

Не род , а ум поставлю в воеводы (Пушкин).

2) Союз однако следует отличать от вводного слова однако : союз однако можно заменить на синонимичный союз но . Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.

Ср.: Задача была нетрудной , однако трудоёмкой. - Задача была нетрудной, но трудоёмкой.

Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон.

Он, однако , остался спокоен.

Д) Двойные и парные союзы (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а ) - запятая между однородными членами ставится .

Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи , так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна , но тяжела была власть Ерофея Кузьмича (Бубенков).

Обратите внимание!

1) Однородные члены с двойными и парными союзами разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза. Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной союз: запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.

Ср.: Зарево распространилось не только над центром города , но и далеко вокруг . - Зарево распространилось над центром города , далеко вокруг ; Я имею поручение как от судьи , так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. - Я имею поручение от судьи , от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим; Для Алевтины Васильевны хотя и привычна , но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. - Для Алевтины Васильевны привычна , тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

2) Части некоторых двойных и парных союзов имеют омонимы - подчинительные союзы, используемые в придаточных предложениях: если, хотя, как, что, чтобы . Придаточные предложения (с этими и другими союзами), если они находятся внутри главного предложения, выделяются запятыми с двух сторон.

Ср.: Тогда я , чтобы немного успокоиться , взялся за книгу; Тогда я , хотя мысли мои были в лаборатории , взялся за книгу.

Поэтому при расстановке знаков препинания обязательно обратите внимание на то, чéм являются данные формы (подчинительным союзом или частью двойного и парного союза) и что они связывают (однородные члены или главное предложение с придаточным).

Примечание. Союзы а также, а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится. Например: Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.

4. Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

    обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены - части этого целого:

    За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов , кирпичные здания , разлив садов , шпили костёлов (Шолохов);

    обобщающее слово обозначает родовое (общее понятие), а однородные члены - видовые (более частные понятия):

    Пронзительно кричала птица : петухи , гуси , индейки (Фадеев).

Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего местоимениями и местоимёнными наречиями и существительными:

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед первым однородным членом ставится двоеточие . : над головой , под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Например: Но ни заборы , ни дома - ничто так не изменилось, как люди (Чехов).

Обратите внимание!

Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова - запятая.

Он поёт о косе , о пашне , об урожае , о трудовом поте - словом, обо всём том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока (Салтыков-Щедрин).

План разбора однородных членов

  1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены и какими грамматическими формами они выражены.
  2. Указать, как связаны между собой однородные члены (бессоюзная связь, союзная связь - тип союза или союзов).
  3. При наличии обобщающего слова указать его положение по отношению к однородным членам (перед однородными членами или после них).
  4. Знаки препинания при однородных членах.

Образец разбора

Везде : над головой , под ногами и рядом с тобой - живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже с предлогом (над головой , под ногами ) и наречием (рядом ). Два первых обстоятельства связаны бессоюзной связью, поэтому разделяются запятой (над головой , под ногами ). Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и , поэтому запятой не разделяются (под ногами и рядом ). Однородные члены имеют при себе обобщающее слово (везде ), выраженное местоимённым наречием. Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие. Поскольку предложение не заканчивается однородными членами, то после них ставится тире.

Тема: Однородные второстепенные члены предложения

Описание работы: данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».

Тема: Однородные второстепенные члены предложения.

Цели и задачи урока.

Образование: научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложения

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутье, интерес к предмету русского языка у учащихся, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности.

Оборудование: учебник, тетради, карточки, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

2. Индивидуальная работа по карточкам.

На восток… ух…дила вверх полубое небо снегов… г…ра. Др…мучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершин.. д…ревьев еще д…ржалась длинная п…лоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л…сной ч…щи. А зу…чатый гребень г…ры купался в…лнах з…л…того со…нца.

Ответ. На востоке уходила вверх под голубое небо снеговая гора. Дремучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершине деревьев еще держалась длинная полоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь лесной чащи. А зубчатый гребень горы купался в волнах золотого солнца.

3. Минутка чистописания.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Ш...ФЕР, В...ГОН, В...КЗАЛ

Найдите в данных словах общее?

(Имена существительные. В каждом слове есть орфограмма «Не проверяемая безударная гласная»)

Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН.

В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ не проверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН не проверяемая безударная гласная А.)

Значит, мы будем писать на чистописании букву А.

Гласную букву А мы напишем с буквами, которые встречается в двух последних
словах. (ва, аг, ал)

4. Словарно-орфографическая минутка.

К данным словам добавьте нужное количество букв так, чтобы получились т слова. Запишите эти слова.

Бгж, всмь, дрвн, звтрк, крндш, клсс, мгзн, пссжр, рсскз, трмвй.

(Багаж, восемь, деревня, завтрак, карандаш, класс, магазин, пассажир, рассказ, трамвай)

Проверьте.

5. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Ю. Тувим

Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?

Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления? (однородные члены предложения)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. И цель нашего сегодняшнего урока научиться определять однородные второстепенные члены предложения и выделять их в предложении.

6. Работа над новой темой.

Прочитайте предложения.

Оживают поля, леса, луга. (Именительный падеж)

Солнце осветило поля, леса, луга. (Винительный падеж)

Какие слова совпадают по звучанию?

В каком падеже стоят слова в 1-м предложении, во 2-м предложении?

Разберите предложения по членам. Какую ошибку можно допустить при разборе предложения?(одинаковая форма слова)

По каким признакам определяют второстепенные члены предложения? (отвечают на вопросы косвенных падежей)

Какое из этих предложений нераспространенное? Распространенное?

Пронаблюдайте, каким членом предложения могут ещё являться однородные члены?(второстепенным)

Начертите схему второго предложения.

Сделайте вывод.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике?

Правильно ли вы сделали вывод об однородных членах предложения?

Прочитайте вывод в учебнике на с.108.

7. Физкульт минутка.

8. Закрепление изученного материала.

Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 245 на с.109 с комментированием.

9. Самостоятельная работа по слайду.

Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки.

В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

10. Итог.

Что нового узнали об однородных членах предложения?

С каким новым знанием вы уходите с урока?

Что знали до этого урока? Что знаете теперь?

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.