Реакция на выступление медведева об учителях. Учителя и Медведев: что делать со школьной зарплатой

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Руководство многих российских школ жалуется на недостаток финансов

Российский премьер Дмитрий Медведев взбудоражил русскоязычный интернет, посоветовав учителям искать другую работу, если они недовольны своими зарплатами.

На встрече с главой правительства молодой преподаватель из Дагестана сравнил зарплату специалиста-педагога в своем регионе - 10-15 тысяч рублей (115-170 долларов) в месяц - с окладом сотрудников правоохранительных органов - 50 тысяч.

"Если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес", - ответил премьер на фестивале "Территория смыслов", заметив, что правоохранители в Дагестане подвергаются высоким рискам.

Кроме того, Медведев предложил желающим больше зарабатывать лучше учиться.

Комментарии главы правительства вызвали широкий резонанс в первую очередь в учительской среде: как правило, отзывы преподавателей не слишком комплиментарны по отношению к премьеру.

Соцсети также откликнулись рядом мемов - например, с Уолтером Уайтом - школьным учителем культового сериала " ", который взялся изготавливать наркотики, чтобы заработать денег на лечение от рака.

"Кабмин должен возглавлять компетентный, образованный, радеющий за страну человек. Сейчас же мы видим обратную картину. Не должен рекламное лицо компании Apple, спящий на открытии Олимпиады, человек, советующий учителям "как-то, где-то подрабатывать, чтобы выжить", стоять во главе кабинета министров", - сказано в описании петиции Александра Ли.

Впрочем, днем в четверг пресс-служба Кремля сообщила, что им ничего неизвестно о петициях.

Из физкультурников - в миллиардеры

Медведев - не первый политик из стран бывшего СССР, советовавший учителям искать денег на стороне: в Азербайджане депутаты рекомендовали работникам образования подрабатывать чернорабочими, а премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма однажды посоветовала школьным преподавателям податься в лесники в свободное время.

В конце мая Дмитрий Медведев стал участником скандальной беседы с жителями Крыма. В ходе диалога местная жительница спросила, когда стоит ждать индексаций пенсий.

"Просто денег нет. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья", - ответил тогда Медведев.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Представители властей регулярно приходят в школы

Разумеется, учителя иногда уходят из своей профессии и начинают заниматься в том числе бизнесом. В списке миллиардеров журнала Forbes значится сразу несколько предпринимателей, имеющих педагогическое образование.

Так, думский миллиардер из "Единой России" Андрей Скоч закончил психологический факультет Московского педуниверситета имени Шолохова. Правда, неизвестно, как долго он работал по специальности, перед тем как перешел в индустрию тяжелого металла.

Среди богатейших россиян также немало тех, кто заканчивал институт физической культуры: например, тренеры по дзюдо и личные друзья президента Владимира Путина Аркадий и Борис Ротенберги. Аркадий, ко всему прочему, является доктором педагогических наук.

Владелец компании "ФосАгро", бывший сенатор и миллиардер Андрей Гурьев также принадлежит к физкультурникам. Совладелец Новороссийского порта Александр Скоробогатько, в свою очередь, заканчивал пединститут в украинском Славянске по специальности преподаватель физкультуры. Впоследствии, впрочем, он подался в московскую Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова, откуда выпустился как финансист.

"Сложно быть учителем"

Сложно сказать, насколько касаются основные школьные проблемы детских садов: руководитель движения "Российским детям - достойное дошкольное образование" Екатерина Афонченкова рассказала Русской службе Би-би-си, что не знает случаев среди знакомых воспитателей, которые бы работали сверхурочно.

Однако школьные учителя говорят, что институциональные и бюрократические проблемы отступают на второй план перед общим падением престижа школьного образования.

"Безусловно, часть учителей вынуждена работать не на одну ставку: перед человеком стоят не только профессиональные задачи, но и [задача] образовывать своих детей, оплачивать медицинские услуги, строить дом. Поэтому учителя вынуждены брать большую нагрузку. Значительно различается зарплата в Москве и регионах - даже в Подмосковье мы видим другой уровень зарплат. Постоянно в образовании происходят разные изменения, и в связи с определенной реорганизацией образовательных учреждений зарплата учителей в последнее время не растет, а сокращается. И, к сожалению, сказать, что это сословие процветает, нельзя", - констатировала кандидат философских наук, преподаватель лицея при Высшей школе экономики Ольга Брюханова в интервью Русской службе Би-би-си.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Дмитрию Медведеву случалось лично присутствовать на церемонии "Учитель года"

Кроме того, из-за повышенной нагрузки не всем учителям приходится рассчитывать на достижение высокого результата своей работы.

"Учителю нужно свободное время, чтобы восстанавливать силы и избегать эмоционального выгорания. Современные образовательные стандарты требуют овладевания новыми технологиями, на которые нужно время. Поэтому учитель загружен не только и не столько формальными бюрократическими обязанностями и не только освоением электронного журнала, но и необходимостью находиться в русле тенденций отечественного образования. А это очень сложно. Поверьте, не самая страшная проблема - бумаги и отчеты, проблема - это ответственность за образовательный результат. Очень сложно быть современным учителем", - сетует Ольга Брюханова.

По ее мнению, сейчас у профессии учителя крайне низкий престиж в обществе.

"Об учителя вытирают ноги. Я вчера сидела в аэропорту и слышала, как независимо друг от друга люди сказали: "Ха! Учителям не надо много платить", - и просто пожали плечами. У меня есть ощущение, что это сверхзадача - уничтожить в корне образование в нашей стране, поскольку ходят слухи о сокращении вузов, и Ольга Голодец заявляет, что и вот - очередной пинок. Так что грустно очень", - резюмирует учитель Ольга Брюханова.

По данным Росстата, в первом полугодии этого года в России снова усилился разрыв между богатыми и бедными. Как говорят эксперты, идет размывание среднего класса, из которого выпадают врачи, учителя и научные работники, и изменить ситуацию смог бы лишь заметный экономический рост.

Примечание. В эту статью внесено исправление 5 августа 2016 г:. уточнены активы, которыми владеют богатые россияне с педагогическим образованием.

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать. В учительских пабликах во «ВКонтакте» царит возмущение. «Газета.Ru» публикует некоторые комментарии учителей о словах Медведева.

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа:

«Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность, ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К. , преподаватель физики в Мордовии:

«В принципе уйти в бизнес у нас в маленьком поселке просто невозможно. Весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера — факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика двух своих детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При этом оклад мой — 11 500 руб., а со стимулирующими на руки я получаю 16 тыс. руб. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:

«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьяна Санна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:

«Мне кажется, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в соцсетях власть, скорее всего, и ждет. А с какой целью — мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жесткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (в том числе и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И — о ужас! — «заработная плата».

Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права — это труд, который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7-я, часть 1-я). Преподаватель (учитель) — это профессия, на овладение которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться в первую очередь не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.

Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

© Коллаж Игоря Архипова

Российские учителя выразили негодование в связи со словами премьера Дмитрия Медведева о том, что преподавателям, которым не хватает зарплаты, следует уходить в бизнес.

Медведев на вопрос учителя из Дагестана о размерах зарплат педагогов в 10-15 тыс. рублей ответил: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Премьер также выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

Учитель русского языка и литературы из Петербурга считает слова премьера неадекватными. «Судя по комментарию Медведева, правительству на образование и на будущее детей наплевать. Сказал, не подумав. Получается, что он отдельно, народ отдельно, страна отдельно. Заявил, что учитель — это призвание. И что — учителя теперь должны лапу сосать?» — сказала преподаватель «Росбалту».

Учитель химии из города Кяхта Наталья Исмагилова заявила порталу «Номер один» , что педагоги возмущены таким отношением правительства. «Не учитывая ставки лаборанта и прочих дополнительных обязанностей, я — учитель высшей категории — получаю за часы всего 16 тысяч рублей. Нам заниматься бизнесом некогда. Сколько на нас свалили отчетов, бумажек всяких. Приходишь домой в шесть часов и сразу садишься за компьютер. Надо и урок подготовить, и тетради проверить, и еще программу составить рабочую. Свободного времени нет вообще. Как нет никаких льгот. В советское время мы могли хотя бы подлечиться, отдохнуть в санаториях. Сейчас нет ничего. Зато все социальные нагрузки — это к нам: перепись детей, работа по выборам и прочее. И все это на добровольных началах», — указала Исмагилова.

«Да, учить детей — это наше призвание. Но пользоваться этим — малодушие. Это бесчестно и несправедливо. Сколько можно давить на патриотизм, призвание, любовь к детям и прочее? Жить-то учителю тоже как-то надо. И на что-то обеспечивать своих детей. Отдыхать, наконец. Вместо того, чтобы говорить такие вещи, государству нужно создавать нормальные условия для жизни учителей. От учителя только брать, ничего не давая ему взамен, — это наглость», — подчеркнула учительница.

Педагога на пенсии Ольгу Васильеву слова премьера обидели: «Это очень обидно слышать. Учителя — квалифицированные специалисты, которые сознательно пошли учиться на эту специальность. У многих большой стаж и опыт. Хороший учитель вкладывает в свою работу все: деньги, силы, нервы. Почти все отдает детям. И слышать такое заявление от премьер-министра страны, по меньшей мере, удивительно. Очень обидно, когда сейчас педагогов, грубо говоря, отправляют идти «торговать картошкой».

Бывший учитель Марина Климова последовала совету премьера, но горько сожалеет об этом: «Я пошла в школу работать по призванию. Любила свое дело и ребятишек. Но, к сожалению, то, что сейчас происходит в связи с этими реформами в школах — это кошмар. В прошлом году я была вынуждена уйти из профессии, чтобы иметь возможность нормально зарабатывать и обеспечивать своих детей. Сейчас я работаю в торговле, то есть, вынуждена заниматься нелюбимым делом. Медведев советует всем учителям поступать так, как я? Кто тогда будет работать в школах?»

«Я удивляюсь стойкости наших педагогов, тех, кто способен терпеть настоящие издевательства годами. Чудовищные реформы, античеловеческие условия работы, унизительные беганья за стимулирующими выплатами, писанина тонн отчетов и прочей всякой ерунды, которая отвлекает от того, чем педагог действительно должен заниматься — учить детей. И все это ради призвания. Но я считаю, что человеку, который напрямую причастен к тому бардаку, что сейчас происходит у нас в школах, стыдно говорить такие вещи! Вместо того, чтобы давать такие дурацкие советы, не пора ли заняться делом и навести, наконец, порядок в этой сфере и хотя бы попробовать вернуть нашей системе образования былую славу?» — подчеркнула Марина Климова.

«Если мы уйдем, кто будет учить бизнесменов, с которыми Медведев собирается строить процветающее государство»

Учителя удивляются, как Дмитрий Медведев мог позволить себе такое высказывание. Педагоги старой закалки пытаются популяризировать свою профессию среди молодежи, в то время как премьер отправляет всех в бизнес. Педагоги увидели в словах Медведева намек на то, что надежды на лучшее будущее и более достойную зарплату у учителей России нет.

«Если премьер-министр России хочет извести учительство как класс, у него это обязательно получится. Мы уйдем. Мы уже уходили. В «лихие 90-е» — мы мерзли на рынках, продавая привезенные из Китая трусы, шли в домработницы к «новым русским». Только кто тогда будет учить тех самых бизнесменов, с которыми Дмитрий Анатольевич собирается строить процветающее государство? Или бизнес «по-медведевски» — это «челнок» с полосатым баулом, малограмотный торговец на базаре? Насколько я понимаю, современному бизнесу необходимы и математики, и физики, и химики. И биологи нужны, и знание иностранных языков. Но, судя по высказыванию премьера, таким он российский бизнес третьего тысячелетия не видит. А мы выживем. Нам не привыкать. Мы — учителя старой закалки. Еще советской школы, я имею в виду. А вот молодежь из школы бежит. А теперь побежит еще быстрее, после того, как сам премьер объяснил, что надежды на лучшее будущее — никакой», — прокомментировала слова Медведева заместитель директора крупнейшей школы Свободного порта Ванино, учитель высшей категории Ирина Стременецкая .

«Просто руки опускаются, когда такое слышишь. Мы, учителя, никогда богачами-то не были. Вот я всю жизнь в школе. Мне через год на пенсию. Я всю жизнь прожила в комнатке муниципального общежития. Я работаю на три ставки, я веду кружок, выполняю функции социального педагога. На руки в месяц выходит 47 тысяч рублей. Просто я — очень активный человек, трудоголик, можно сказать. И я получаю, наверное, больше всех в школе. А к нам вот пришла девочка — преподаватель английского, после института. У нее «на руки» выходит 17 тысяч. И она даже не скрывает, что уйдет. А учителей иностранного языка, особенно у нас в провинции, не хватает просто катастрофически! А еще сейчас у нас забрали баллы, благодаря которым мы получали премии. Недолгий период радовались, что жить можно. А в 2014 году нам сказали, что на эти доплаты в районе денег нет: наш район слишком разбросан по линии, школы в таежных поселках «съедают» слишком много средств из бюджета. А в соседнем районе получают, у них баллы остались. Это что за политика такая у государства? Я считаю, это антигосударственная политика! Ведь мы также готовим детей к олимпиадам, успешно причем, пишем статьи, то есть занимаемся еще и научной работой. Но в одном районе одной страны за это премии положены, а в другом — нет. А с таким отношением, тем более от главы правительства, школы скоро совсем опустеют. Неужели Медведев этого не понимает?!» — возмущена педагог другой школы, учитель высшей категории Светлана Скроботова .

Пока учителя-дальневосточники приходят в себя после беспрецедентного заявления российского премьера, на помощь им, как и положено доброму соседу и хорошему другу, приходит Китай.

Хэйлунцзянский государственный университет — крупнейший вуз провинции Хэйлунцзян — приглашает на работу учителей русского языка. Для преподавателей из России построен комфортабельный современный жилой дом на территории огромного университетского городка, в котором есть все, что нужно для того, чтобы учитель думал только о работе: парки, фонтаны, магазины, бассейны, теннисные корты и многое другое. Проживание — за счет университета.

«Хэйлунцзянский университет (ХэйДа) приглашает преподавателей русского языка на постоянную работу в Китае, Харбине на выгодных условиях. Условия работы: контракт на 3−5 лет. Живут в апартаментах для специалистов при университете. Апартаменты со всеми удобствами. Проживание за счёт университета. Учитывая низкий уровень цен в Китае, готовы платить от 700 до 1000 долларов США в месяц, зависимо от уровня преподавания», — приглашают российских учителей в Китай по .

В приграничном Харбине очень много смешанных семей — муж китаец, жена русская. В большинстве случаев — это именно учительские семьи, в которых растут красивые дети, одинаково хорошо говорящие как на китайском, так и на русском языке. Жены — это те самые молодые российские педагоги, несколько лет назад уехавшие в поисках лучшей доли в Поднебесную и нашедшие там не только семейное, но и профессиональное счастье.

Труд учителя входит в семерку самых высокооплачиваемых профессий в КНР, наряду с финансовым сектором, IT-коммуникациями, программированием, наукой и спортом. В Китае учитель — самая почетная профессия. Авторитет учителя в этой стране безусловен и непререкаем.

При этом в Хабаровском крае, сохраняется острая потребность в преподавательских кадрах. На официальном сайте регионального профильного министерства — 211 вакансий. Это не считая всевозможных музыкальных и художественных школ, где заработки и того меньше.

Как сообщало ИА REGNUM , 3 августа на встрече с участниками форума «Территория смыслов» Дмитрий Медведев рекомендовал учителям, пожаловавшимся на низкие зарплаты, идти в бизнес. Учительское сообщество в регионах РФ остро отреагировало на предложение премьера. Так, в Якутии его сочли циничным: «Что-то его совсем куда-то понесло… Расслабился», — пишут жители республики в соцсетях.

«Очередное крылатое выражение премьера- министра Дмитрия Медведева и его совет для учителей страны «денег нет - идите в бизнес» звучит бессмысленно, если не издевательски», - считает бывший министр экономики Бурятии, а ныне председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной палаты Бурятии Татьяна Думнова.

Во-первых, он публично признал невозможность государства обеспечить учителям достойный уровень доходов, забывая о том, что повышение заработной платы учителям - дело государственной важности. Низкие заработные платы это прежде всего подавление мотивации учить качественно и с энтузиазмом. Во-вторых, в то время, когда мир идет по пути повышения качества образования, курс правительства России под названием «коммерциализация всей социальной сферы», в том числе образования, заводит развитие страны в тупик.

Школа все больше вовлекается в коммерческий оборот. В образовании идет слияние образовательных учреждений, сокращение ставок. Директора школ уже заняты не образованием, а управлением имуществом и извлечением из него той или иной прибыли. Качество образования катастрофически падает. Но об этом ведь честно никто не говорит. Бизнес в учебных заведениях разрушает основы системы образования. Без нормальной системы образования наша страна обречена на прозябание на долгие годы. Сферу образования ждет откат к устареванию программ, репетиторству и взяточничеству, а в конечном результате- к деградации.

Низкие заработные платы ударяют по всему развитию страны. Высказывания Дмитрия Медведева - полное презрение к России, к ее будущему. Чтобы выжить, учитель набирает по1,5-2 ставки и более в условиях старения и дефицита кадров. Отсутствуют средства на поддержку молодых специалистов. Масштабная оптимизация штатов в учреждениях проводится под лозунгом банальной экономии и без учета реальных потребностей образовательного процесса. В этой ситуации экономисты лучше педагогов знают и указывают, сколько детей посадить в класс, в детсадовскую группу, в театральную студию, сколько нянечек должно быть в детском саду, а также кому сколько и за что платить.

Педагог работает на износ и неизбежно халтурит. Как можно на мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? Молодежь после получения профессии учителя уже не спешит приходить в школу из-за низкой зарплаты. Сегодня в России ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел. А ведь, по мнению экспертов, «женское лицо» школы отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполноценных семьях.

Кто будет учить детей, когда на заслуженный отдых уйдут наши учителя-ветераны, достойные уважения? И если было время, когда была возможность открыть частные школы, детские сады, педагоги не ждали милости от государства, то сегодня у беднеющих граждан все меньше денег на платные услуги, как и на репетиторство. А вот сельские учителя и вообще не прекращали побочный «бизнес» - весь свой отпуск и выходные посвящают работе на огородах, иначе не прокормиться.

С экономической точки зрения, предложение учителям пойти в бизнес, вызывает негодование! Учителей в институтах готовят не к бизнесу, а в педагоги не идут люди с предпринимательской жилкой. Какую нишу учитель может найти на рынке труда? Социальное предпринимательство, репетиторство? Возможно, но до сих пор не заработала реализация 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан», кроме того на рынке труда нет такого количества рабочих мест, когда за последнее время армию безработных в Бурятии пополнили свыше 40 тыс. безработных граждан.

Я напомню вам, что только после повышения социальных страховых взносов, опять же после принятия решения правительством Медведева, в Бурятии было закрыто свыше 5 тыс ИП . Из-за дефицита бюджетных средств резко, в разы, сокращена господдержка малого бизнеса. Если раньше Бурятия получала около миллиарда рублей, то в этом году порядка 14 млн.руб. Частное предпринимательство загибается от бесконечных налогов, поборов и непоследовательной политики Правительства России. Так в какой бизнес идти учителю, может ли учитель без кредитов, личных инвестиций занять нишу в механизме проектного финансирования для малого бизнеса?

Президент страны Владимир Путин поставил перед правительством России задачу о доведении заработной платы педагогам до среднего уровня по экономике. В действительности же господин Медведев своим высказыванием признал, что правительство не намерено в полном объеме исполнять майские Указы президента. Он нашел другое, лукавое решение. В мае правительство России отчиталось, что все хорошо или почти хорошо, по итогам 2015 г. зарплата у учителей подросла на 106% от средней по экономике и составила в среднем по стране 32,6 тыс. руб.

Это произошло за счет манипуляции расчетов, среднюю заработную плату в экономике сократили по новой методике. Теперь учитываются зарплаты занятых у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что и привело к понижению размеров средней зарплаты по региону. Соответственно, зарплаты бюджетников по отношению к этой сократившейся средней в процентном отношении подросли.

Кроме того, повышение зарплат было съедено инфляцией, согласно анализу динамики прироста реальных зарплат, покупательная способность бюджетного сектора по итогам 2015 г. снизилась до уровня начала 2012 г. Регионам попросту не хватает средств на выполнение майских Указов Путина.

Конечно, нужно рассматривать вопрос повышения заработной платы в контексте целенаправленного обваливания рубля, произошедшего в целях насыщения бюджета обесцененными рублями, за которые уже можно купить значительно меньше товаров и услуг. Большие опасения вызывает повышение МРОТ с 1 июля до 7500 рублей, так как эти расходы учитываются в общем фонде оплаты труда и не финансируются. И каждый год, наступая на одни и те же грабли, мы получаем снижение фондов стимулирования педагогов за счет того, что из общего фонда надо увеличивать зарплату обслуживающему персоналу.

В связи с увеличением МРОТ с 1 июля до 7500 рублей без дополнительного финансирования ситуация в Бурятии с заработной платой еще может усугубиться. Чтобы учитель шел в школу и работал по призванию, он должен получать на 15-20% выше заработной платы по региону, он не должен придумывать механизмы организации своего труда, ему это гарантировано Конституцией России.

Татьяна Думнова, председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной Палаты Республики Бурятия, специально для «Республики»