Сборник ситуационные задания по экологии. А что за наука? Многозначные числа

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).

другие презентации на тему «Вопросы и задания по экологии города (урбоэкологии)»

«Пособие по экологии» - На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронного пособия. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Объект данной работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Актуальность. Пособие может использоваться как полностью, так и частично по выбранным темам.

«Основы экологии» - В водоем запустили карпов. Компоненты биоценоза. Задания для самоконтроля. Основы экологии. Инфузорий –туфелек поместили в закрытую пробирку. Схема действия экологического фактора. Основные понятия. Задания к теме «Зависимость организмов от факторов среды». Популяция – совокупность особей одного вида.

«Развитие экологии» - Изучение приспособлений растений и животных к жизни в суровых условиях. Экологические классификации. Емкость среды (K). Основные теоретические обобщения биоценологии. автор термина «Экология». Основы экологии. Количественные оценки. Плиний Старший (ок. 23–79 н.э.). Карл Бергман, 1847. Время. Правило Аллена.

«Сообщества» - Взаимосвязи живых организмов с окружающей средой могут быть изучены наиболее полно в природе. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Экология животных. Сообщество обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств. Одно из подразделений экологии ставит в центр внимания изучение человека.

«Общая экология» - Состояние и функционирование экологической системы. Совокупность особей одного вида. Антропоцентрический подход. Главные задачи современной экологии. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества. Биогеоценоз. Вопросы лекции. Биоценоз объединяет только живые организмы. В основе общей экологии лежит теоретическая экология.

«История развития экологии» - История развития экологии. Подготовившего капитальный труд «Описание животных российско-азиатских». Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании».

Экологические цели и экологические задачи - тема интересная и полезная не только для специалистов в этой области, но и для обычных людей. Мы подробно рассмотрим этот вопрос и разберемся с терминами.

А что за наука?

Прежде чем обсуждать экологические проблемы, стоит поговорить о науке в целом. Если переводить название науки дословно, то экология занимается вопросами сосуществования живых организмов в их среде обитания. Создателем науки по праву считается биолог из Германии Э. Геккель. Именно он впервые ввел данный термин в 1866 году. Изначально экологию заменяла и включала в себя биология, которая занималась вопросами изучения среды обитания животных и растений. В то же время вопросы экологии более глобальны. Она изучает популяции, биосферу и экосистемы. На сегодняшний день можно говорить о том, что эта наука давно вышла из тени биологии и заняла свое место среди других дисциплин. Долгие годы она обогащалась и развивалась, пока не приобрела свой теперешний вид, однако экология продолжает пополняться новыми сведениями.

Этапы развития

Рассмотреть цели и задачи экологической безопасности без понимания того, как наука развивалась, невозможно. Исследователи традиционно выделяют три основных этапа. Первый ознаменовался зарождением экологии и длился он до 1950 годов. В этот период шло активное накопление полезных сведений о взаимосвязи живых существ с их средой обитания. После этого ученые смогли сделать первые серьёзные обобщения. Интересно, что именно в это время священник из Англии Мальтус и французский ученый Ламарк заявляют о том, что слишком интенсивное эксплуатирование природных ресурсов может привести к негативным последствиям в будущем. Второй этап начинается с 1960 года и длится целое десятилетие. За это время наука становится самостоятельной отраслью знаний. Начался второй этап изданием трудов российских исследователей Н. Северцева, В. Докучаева и К. Рулье. Именно эти ученые сформировали первые и базовые принципы. Э Геккель изучил исследования Дарвина и решил трактовать «борьбу за выживание» как экологию.

Лишь вначале XX века экология сформировалась как наука. В это время талантливый российский ученый В. Вернадский создает базовое учение о биосфере.

Современный этап

Третий этап начался с 1960-х годов. Стоит отметить, что он длится по сей день. В это время экология становится комплексной наукой, которая позволяет решать прикладные вопросы.

В период 1960-1980 годов в России было принято огромное множество законов касательно охраны окружающей среды. Стоит сказать, что на сегодняшний день экологические проблемы в России существенны. Примерно 15% всей территории - это зона экологического бедствия. При этом такое положение вещей наблюдается и в других странах по всему миру.

Проблема взаимодействия человека и природы

Экологические цели и экологические задачи вполне выполнимы, однако есть определённые моменты, связанные с проблемой взаимодействия человека и природы. Человечество обладает разумом, благодаря чему с начала существования оно задумывается о своей роли в природе. За огромный период времени людям удалось сформировать особую среду обитания - цивилизацию. Она решала все насущные проблемы человека, однако постепенно всё больше противоречила законам природы. В итоге человечеству пришлось признать, что рано или поздно за агрессивную эксплуатацию придется нести ответ.

Эта проблема начала интересовать ученых после того, как во всем мире было замечено значительное ухудшение экологической обстановки. Это привело к экологизации в мировом масштабе. Другими словами, человечеству пришлось начать учитывать природные факторы во всех сферах своей деятельности.

Цели

Цели и задачи формирования экологической культуры имеют огромное значение для будущего человечества. Главная цель науки - накапливать и изучать закономерности развития взаимоотношений между человеком и природой. В современном мире поставлена новая основная цель, которая заключается в поисках возможностей для выхода из масштабного экологического кризиса таким путем, чтобы человеческие потребности были максимально удовлетворены. При этом планета должна остаться пригодной для жизни будущих поколений. Проводятся серьезные экологические исследования, направленные на решение важнейших задач, которые и помогут выйти из глубокого кризиса.

Задачи

Какие же задачи должна решить экология?

  1. Ученым необходимо составить теоретическую базу для оценки устойчивости разных систем на всех уровнях.
  2. Необходимо изучить механизмы регулирования численности популяций и вопрос биотического разнообразия.
  3. Следует составить возможные прогнозы изменений в биосфере, которые могут произойти в естественном порядке или вследствие антропогенных факторов.
  4. Необходимо регулярно и динамично контролировать состояние природных ресурсов и прогнозировать последствия при возможном их истощении.
  5. Создать инновационные методы для контроля качества окружающей среды.
  6. Проводить мероприятия по экологическому воспитанию для того, чтобы создать в обществе понимание происходящих процессов.

При том, что окружающая среда является организованной и устойчивой системой, которая сложилась в процессе эволюции, она всё же является случайным набором живых организмов. Человеку под силу моделировать природу, то есть предсказывать возможные варианты дальнейших событий. Для этого важно использовать системный подход, ведь только он может создать основу для правильной экологической обстановки в обществе.

Структура

Структурное деление науки весьма запутанное. Она разделилась на множество отдельных дисциплин и отраслей. Многие из них далеко уходят от решения основного вопроса о взаимосвязи человека и природы. При этом базовый принцип сохраняется - в основе лежат идеи биоэкологии. Выделяют аутэкологию, которая занимается рассмотрением вопросов взаимосвязи отдельно взятого живого существа и окружающей среды. Синэкология занимается изучением комплексом и групп живых существ. Прикладная экология призвана решать насущные вопросы такие, как причины разрушения биосферы и методы борьбы с этим, вопросы рационального использования ресурсов. Базой для прикладной науки является теоретическая экология. Выделяют также экологию:

  • промышленную, которая занимается вопросами вредных выбросов, путями уменьшения их негативного влияния на природу;
  • сельскохозяйственная, рассматривающая вопросы получение продуктов с минимальным уроном для природы;
  • математическая, позволяющая моделировать природные изменения;
  • экономическая, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов;
  • юридическая, занимающаяся созданием экологических законов;
  • инженерная, изучающая влияние и взаиморазвитие техники и человека;
  • социальная, рассматривающая Землю, как человеческий «дом».
  • экология биосферы изучает глобальные изменения, которые провоцирует деятельность человека ;
  • геоэкология занимается вопросами влияния геологических факторов на эволюции жизни.

Отдельно стоит вынести валеологию, которая рассматривает качество жизни и здоровье человека.

Цели экологического образования

Целей у такого образования много. Они необходимы для того, чтобы формировать у подрастающего поколения правильное восприятие окружающего мира. Цели:

  • создание и поддержание у детей стабильного интереса к вопросам окружающей среды, проблемам;
  • стимулирование поиска решений для улучшения ситуации уже сейчас;
  • обогащение учебной программы школьников экологическими знаниями;
  • использование педагогики для привития детям основных принципов;
  • создание качественного экологического образования;
  • содействие взращиванию у детей чувства ответственности за природу и зависимости своего здоровья от условий окружающей среды.

Добиться поставленных целей можно, если постепенно решать вытекающие задачи, о которых идет речь ниже.

Задачи образования

Современная экологическая обстановка требует, чтобы будущие поколения относились к природе более осторожно и трепетно. Для создания такого общества необходимо формировать у детей чувство важности природы для их дальнейшего выживания. Делается это путем решения ряда задач:

  • активизация научного интереса у детей путем углубления и обновления существующих ученых программ, замены их на более новые и совершенные;
  • налаживание эффективной работы в процессе обучения со школьниками всех возрастных категорий;
  • стимулирование совместной работы ребенка и педагога;
  • направленность на практику, а не на теоретические познания;
  • обеспечение глубокого изучения экологических дисциплин в профильных учебных заведениях;
  • создание молодежных центров для поддержания развития экологической культуры;
  • поддержка активистов;
  • стимулирование массового интереса к данным вопросам в рамках отдельных районов, городов, регионов и страны в целом;
  • образовательные программы для родителей;
  • совершенствование материально-технической базы обучающихся для более качественного, быстрого и эффективного усвоения материала;
  • внедрение современных методов обучения и изучения экологических процессов.

Все эти задачи государство решает, что можно заметить по обилию экологической литературы и прочих материалов в учебных заведениях.

Важные принципы

Экологические цели и экологические задачи решают благодаря тому, что образование опирается на определенные принципы. Какие именно? Экологические законы позволяют учебных заведениям в полной мере пользоваться базовыми принципами обучения для достижения максимально эффекта от усвоения материалов по экологическим дисциплинам в особенности. Принципы:

  1. Добровольность гарантирует, что никогда нельзя насильно заставлять изучать подобны предметы углубленно, если это не предусмотрено учебным планом.
  2. Природосообразность дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
  3. Гуманизация подразумевает внимание к каждому ребенку, особенностям его личности. Создание в классе доброжелательной атмосферы.
  4. Развитие направляет педагогический процесс на усиление врожденных качеств каждого ребенка и стимулирование самостоятельной мыслительной деятельности.

Решение проблем

Пути решения экологических проблем подразумевают комплексное воздействие на все уровни человеческого существования. Меры должны быть правового (создание законов, заключение международных соглашений), экономического (ликвидация техногенных катастроф), технологического (создание безопасной для окружающей среды техники), организационного (распределение транспортных путей равномерно, без перегруженности), архитектурного (зеленые насаждения) характера. Стоит понимать, что пути решения экологических проблем будут эффективны только в том случае, если все пункты выполняются комплексно.

Действующие меры

На сегодняшний день экологические цели и экологические задачи давно сформулированы. Для их достижения и выполнения проводится ряд мероприятий:

  1. Минимизация производственных и бытовых расходов, замена пластиковых предметов на бумажные.
  2. Очищение водоемов, на которое тратятся миллионы ежегодно.
  3. Экспериментирование с чистыми источниками энергии, отказ от использования атомной энергии, угля и нефти.
  4. Восстановление зеленых массивов, лесов. Активный процесс высаживания новых растений, осушение земель во избежание эрозии.

Подводя итоги статьи по такой важной теме, хочется отметить роль каждого гражданина Земли в сохранении и приумножении благ природы. Уже много тысяч лет человечество пользуется ресурсами, которые имеют свойство заканчиваться. Пора забыть о своей ненасытности и вспомнит о матушке-природе.

Экологические задачи с ответами

Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…

Задача 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья

человека. Почему?

Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары поды, при этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например, двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде всего, источником токсичных осадков.

*

Задача 2. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?

Ответ. Следует отметить рост общего радиоактивного загрязнения среды. Лишайники из-за медленного роста и значительной продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из окружающей среды. Олени питаются лишайниками (ягель), и концентрация вредных веществ накапливается в их организмах. Если человек питается преимущественно оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Таким образом, происходит аккумуляция вредных веществ, которые приводит к серьезным заболеваниям.

Задача 3 . Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 4. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с пятисоттысячным населением. Какой природный принцип учтен в таких проектах? Какое значение для здоровья человека имеет реализация подобных проектов?

Ответ. Природа не знает такого понятия, как отходы: продукты жизнедеятельности одних организмов используются другими. Этот же принцип лежит в основе безотходных технологий. Выбрасываемый в атмосферу сернистый газ вместе с воздухом вдыхается людьми, оказывая вредные влияния на здоровье. Соединяясь с водой или водяным паром, сернистый газ образует серную кислоту. Но в одном случае получаем кислотные дожди, которые губительны для живой природы, а в другом – емкости с серной кислотой, так необходимой в различных производственных процессах.

**********************************************************************

Задача 5. Профессор А.М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. В чем заключается суть метода?

Ответ. Если принять равными погодные условия в городе и контрольной местности, то причиной изменения прироста деревьев в разных точках города может быть, главным образом, влияния загрязнения окружающей среды. При исследовании должны учитываться степень вытаптывания почвы, загрязнение ее хлоридами, возможность повреждения корней подземными коммуникациями.

*********************************************************************

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

***********************************************************************

Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

*********************************************************************

Задача 8. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

Ответ. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

***********************************************************************

Задача 9. Сотни гектаров сельскохозяйственных угодий имеют засоленные почвы (почвы с избытком солей). Соли придают почве щелочность. При высокой щелочности почвы растения плохо растут, резко снижается урожай. Выяснилось, что соли, содержащиеся в почве, можно нейтрализовать разными веществами, например:

а) однопроцентным раствором уже использованной серной кислоты, которую обычно выливают на свалку, нанося природе вред;

б) дефекатором, являющимся отходом в сахарном производстве;

в) железным купоросом – побочным продуктом металлургических комбинатов.

Какой принцип природы учитывается человеком при борьбе с засолением почв? Какое значение для природы имеет такой подход?

Ответ. Природные системы действуют на основе принципа безотходности, т.е. отходы одних организмов используются другими. Для борьбы с засолением почв применяются отходы различных производств. Это дает двойную пользу: улучшение почв и снижение загрязнения окружающей среды в силу действия антагонизма ионов.

**********************************************************************

Задача 10. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

*********************************************************************

Задача 11. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.

***********************************************************************

Задача 12 . Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

Ответ. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.

*********************************************************************

Задача 13. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот.

Ответ. Решая вопрос о возможности осушения болот, необходимо предварительно изучить их особенности. Верховые болота – это резерв чистой воды; кроме того, они бедны минеральными солями, поэтому вода в них абсолютно пресная. Поэтому осушение таких болот имеет отрицательные последствия. Осушение низинных болот дает плодородные почвы для земледелия.

***********************************************************************

Задача 14. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

***********************************************************************

Задача 15. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

*********************************************************************

Задача 16. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.

Ответ. Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы.

Задача 17. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Литература . Савченков В.И., Костюченков В.Н. Занимательная экология. Смоленск-2000.

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Человек, который понимает природу, не сделает дурного поступка. Он чище и благороднее остальных. Но воспитать любовь к природе словами: " Не тронь!", "Не рви!", "Отойди!"- нельзя. Нужен другой подход. В своей работе стараюсь сделать все необходимое, чтобы природа для детей была открытой книгой, а они умело ею пользовались.

Считаю, что получение экологических знаний способствует расширению кругозора, формированию понимания природы, ее особенностей, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Поэтому давно работаю над внедрением экологических знаний на каждом уроке.

Предлагаю математические задачи на экологическую тему (при составлении задач, содержащих сведения экологического характера, все числовые данные взяты из справочников, энциклопедических изданий).

Простые задачи с многозначными числами.

1. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?

2. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время?

3. Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?

4.Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

5.В среднем по величине в муравейнике живет до 300 000 муравьев, а в термитнике - 600 000 термитов. Во сколько раз в своих жилищах живет больше термитов, чем муравьев?

6. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет меньше живет липа, чем дуб?

7. Клен выделяет в год 2 кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

8. Один гектар леса выделяет ежегодно 28т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

9. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Составные задачи.

1.С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого - на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

2. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а береза - 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

3. Дубовая роща выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Сосновая роща - на 3 кг больше, чем дубовая, а заросли можжевельника в 6 раз больше, чем сосновая роща. Сколько фитонцидов выделяет за сутки роща можжевельника?

4. Высота кедра 45 м, а березы на 20м ниже, чем кедра, а дуба на 13 м выше, чем березы. Какова высота дуба?

5. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

6.Высота можжевельника 10 м, а сосны - 40 м. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна?

7. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

8. Ласточка- воронок развивает скорость 45 км/ч, а ласточка-касатка- 28 км/ч. На сколько больше скорость воронка, чем касатки?

9. 1 кг шиповника содержит 20г витаминов С. Сколько витамина С в 30 кг шиповника?

10. Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара овец из 150 таких овец?

11. Из 60 кг семян хлопчатника отжимают 15 кг масла. Во сколько раз больше берут хлопчатника, чем получают масла?

12.Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?

13. Суточную норму витамина С содержит 4г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?

14. Кучевые облака образуются на высоте 10 км, а перистые облака - на 2км выше. На какой высоте образуются перистые облака?

15. Масса одного мелкого пингвина 2 кг, а крупного - на 43 кг больше. Какова масса крупного пингвина?

Числовые данные, которые использую при составлении задач.

1.О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

ель - до 500 лет дуб - до 2000лет

сосна - до 350лет липа - до 500 лет

береза - до 150 лет кедр - до 850 лет

рябина - до 80 лет вяз - до 400 лет

ясень - до 80 лет осина - до 100 дет

2. О высоте отдельных пород деревьев:

береза - до 20 м липа - до 35 м

дуб - до 40 м сосна - до 45 м

вяз - до 40 м сосна - до 36м

3.Об экологической роли леса:

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса - 5кг; 1 га можжевелового леса - 30 кг.

б)1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового - 725 кг, соснового - 540 кг.

в)1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, лиственного леса - 50-70т пыли.

4. Об экологической роли птиц и насекомых:

1. Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

2. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов и др.

3. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

4. Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.

5. Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но она съедает за день 300 мух и комаров.

6. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4000 различных насекомых.

7. Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за сутки. если скорость ее полета всегда одинакова?

8. Ласточка - касатка летает со скоростью 28 км/ч, а стриж - в 4раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?

Цифровые данные, которые можно использовать в период изучения нумерации многозначных чисел.

Длина рек (в км):

Урал - 2428 Лена - 4400

Волга - 3530 Днепр - 2 200

Енисей - 3487 Дон - 1 870

Расстояние от Земли до Луны - 384 000км

Длина экватора - 40 000км

Расстояние от Земли до Солнца - 149 500 000км.

Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать. почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу, рвать цветы, долго стоять у птичьего гнезда и т.п. Детям нравятся задачи на экологическую тему. Они начинают понимать как человек может помочь природе или, наоборот, навредить.

О.А.Лях, учитель начальных классов МБОУ ООШ №8