Развитие речи 4 года задания

Творческие задания для развития речи детей 4-5 лет.

Вспомни случай.

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному.

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий.

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг.

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам.

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни.

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу.

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню.

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Цель данного пособия - помочь воспитателям в организации и проведении игр и игровых упражнений по развитию звуковой культуре речи с детьми младшего возраста, так как игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка»

Методическое пособие

по развитию общих речевых навыков»

(вторая младшая группа)

Разработчики:

Молоканова Татьяна Николаевна

Учитель-логопед

Бычкова Снежана Александровна

Зам. зав. по ВМР

г.п. Малиновский

2011г.

Пояснительная записка

В нашей стране многие дети получают подготовку к школе в детских садах. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Овладеть правильной речью и преодолеть имеющиеся недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

Способность все превращать в игру, они охотно играют в разные игры с

Применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов;

Дети играют, механически многократно повторяют звуки, они рано

Осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими.

Итак, у детей трех - четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяют им овладеть правильным произношением. Гибкость же режима детского сада дает возможность уделять этому достаточно времени.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Пополнение словаря.
  2. Усвоение грамматического строя.
  3. Обучение рассказыванию.
  4. Выработка правильного произношения звуков.

Если с тремя первыми разделами воспитатели успешно справляются, то четвертый раздел, то есть выработка правильного произношения у детей, обычно представляет для них трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей. Практика показывает, что даже сравнительно нестойкие недостатки более легких звуков без систематической работы над звукопроизношением не исчезают. Для осуществления этой задачи необходимо, чтобы воспитатели детских садов включились в речевую работу в борьбе за чистую, правильную речь детей.

Поэтому цель данного пособия - помочь воспитателям в организации и проведении игр и игровых упражнений по развитию звуковой культуре речи с детьми младшего и среднего возраста, так как игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игры используются воспитателями в любое время режимных моментов организованной и свободной деятельности.

Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Важнейшим условием правильного произношения звука является подвижность органов артикуляционного аппарата, умения ребенка владеть им. Для этой цели предлагается «Примерные виды заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков», где указывается, в какое время режимного момента можно их проводить.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

артикуляционной гимнастики на учебный год во 2 младшей группе

Месяц

Неделя

Звук

Сентябрь

2 3 4

Обследование речи детей, проведение занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата

Октябрь

2 3 4

Ноябрь

2 3 4

Декабрь

Подготовка к новогоднему утреннику

Январь

Работа по звукопроизношению не проводится в связи с каникулами

Февраль

2 3 4

Март

2 3 4

Апрель

2 3 4

Май

по звуковой культуре речи и звукопроизношению

(вторая младшая группа)

Работа воспитателя по звукопроизношению включает в себя три больших раздела: 1. Развитие движений артикуляционного аппарата (ежедневная артикуляционная гимнастика) 2. Последовательная работа над гласными и согласными звуками (отработка звуков)

3.Развитие умений различать сходные по звучанию или артикуляции звуки (дифференциация звуков).

В соответствии с этим ставятся определенные задачи:

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка,
    тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками:
    а,у,о,и,э,п,б,м,ф,в. .
  1. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  2. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не более 3-5 минут, перед завтраком! Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя полукругом, так, чтобы все дети видели лицо воспитателя, чтобы детям хорошо были видны движения его артикуляционного аппарата.

Ежедневно выполняется 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, остальные, ранее выполнявшиеся, периодически повторяются и закрепляются. Идти от простых упражнений к более сложным.

Нельзя говорить ребенку, что он так выполняет упражнение, это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения ("Видишь, Вова, язык уже научился быть широким"). А если не получается упражнение, надо подбодрить ребенка ("Ничего, наш язычок научится подниматься наверх").

Для детей второй младшей группы упражнения проводятся в форме игры. Обьем требований по выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

1. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как упражнение выполняет каждый ребенок. Для того, чтобы воспитатель мог увидеть качество выполняемых движений каждым ребенком, он проводит артикуляционную гимнастику следующим образом: а) рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях; б) показывает выполнение этого упражнения; в) упражнение выполняют все дети; г) воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (поочередно не более 5 человек).

  1. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для этого он придумывает новые игровые приемы для закрепления этого движения.
  2. Если воспитатель видит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задания родителям отработать эти движения дома, отводя на их выполнение 1-2 мин. утром и вечером.
  3. Надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично. Если у ребенка язык или губы уклоняются в сторону, то необходимо индивидуально, перед зеркалом отработать эти движения. Если они не будут получаться, направить ребенка к логопеду.

Примерные виды заданий и упражнений

(вторая младшая группа)

Звук "А"

1 Упражнение для общего расслабления:

Ножками затопали,

Зашагали по полу

Там, там, там-

Тихо сели по местам

2. Массаж лица:

(расходящиеся движения)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

З.Миогимнастика:

Захотели спать - начали зевать (широко разевая рот). Легли спать - захрапели (хр, хр)

"Погрели ладошки" (открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция гласного звука "а", воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.

для губ

Растянуть губы в улыбку;

для языка

-"заборчик»- «Трубочка»

7.Физминутки "Хоровод"

1. Наша Аня мала.
Аня маму звала:
Маа-маа, маа-маа! (громко)
Мама дома была,

Аня маму нашла,

Маа-маа, маа-маа. (ТИХО) (включать в занятия по развитию речи)

"Аист"

2. Аист над землей летает,
Аист ветки собирает,
Аист собирает ветки,

Помогите ему, детки (Основная стойка. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки)

Аист, аист белокрылый,

Ты белее белых лилий (Ноги на ширине плеч. Руки вверху, наклоны в стороны)

Аист вьёт гнездо на крыше...

Тише, тише, тише, тише, (основная стойка. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперёд, вниз)

8. Речевой материал

А-а-а - заплакала Аленка Скок - скок на лошадке

На! - сказала ей сестренка У меня звезда на шапке

Алый цветик сорвала За плечами автомат,

И Аленушке дала. Потому что я солдат.

К нам пришла собачка Умная, большая С детками играет. Как собачка лает? Аф,- аф,- аф!

9. Пальчиковая гимнастика "Шалун"

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

(Чертим пальцем круги по ладошке) Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

(Загибаем пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать).

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "У"

Гуси серые летели

На лужайке тихо сели Походили, поклевали,

Потом быстро убежали.

Ух, ух ух-ух!

Рубим, рубим во весь дух.

(включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно) 2.Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

(расходящиеся движения)

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) "пальцевый душ" (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Захотели спать - начали зевать (широко разевая рот). Накопить слюну, проглотить маленькими глоточками. (перед занятием по развитию речи)

"Подуть как ветерок" (сложить губы "трубочкой" и подуть на игрушки для поддувания) (ежедневно в артикуляционную гимнастику) 6.Артикуляционная гимнастика:

Растянуть губы в улыбку;

Широко открыть рот "ворота" и закрыть.

Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

-"заборчик»- «Трубочка»

- «воздушный шар»- «шар лопается»

(ежедневно перед завтраком)

7.Звукоподражания :

Поезд гудит: у-у-у-у-у Корова мычит: му-у-у-у-у Кошка: Мяу-у-у

Филин: Фу-бу, фу-бу Поросенок: уф-уф

Мальчик: ну!

8. Речевой материал

Ай, ду-ду, ай,ду-ду Люли, Люли, люленьки

Я все стадо стерегу Прилетели гуленьки.

Ай, ду-ду, ай,ду-ду Стали гули хлопотать,

На зеленом на лугу. Стали гули ворковать.

Залетели в уголок,

Улитка просит уточку: Зажигали огонек,

Закинь-ка в речку удочку. Чтобы кашу варить

Чтобы деток кормить.

Хороводная игра "Улиточка": Улиточка- улиточка

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахара,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?

9. Пальчиковая гимнастика "Улиточка"

У улитки-крошки Подрастают рожки. Научу ее ходить,

Если будут НОЖКИ. (Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, "улитка" шевелит "усиками")

10.Физминутка"Уж"

Уж ползет, уж ползет

По лесной тропинке.

Уж свою, уж свою Выгибает спинку (основная стойка. Ладони вместе, вперёд покачивание туловищем - имитация движения змеи)

У ужа, у ужа

Желтые кружочки

На головке горят

Словно огонечки (Пальцы к плечам, круговые движения локтями 4 раза вперед, 4 раза назад и основная стойка.)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "И"

1.Упражнение для общего расслабления:

Тик-так, тик-так Ходят часики вот так Шаг налево, шаг направо, Шаг вперед и шаг назад. (включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно)

2.Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

(расходящиеся движения)

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) "пальцевый душ" (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Покашливание с вытянутым языком. Воркование с запрокинутой головой.

(перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

"Фокус" (широко улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони)

6.Артикуляционная гимнастика:

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «бублик» - «трубочка»

5. «иголочка»
(ежедневно перед завтраком,)

7.Звукоподражания:

И-и-и - кричит жеребенок Пи-пи-пи - пищит цыпленок Иа-иа-иа - кричит ослик

Би-би-би - гудит машина

8.Речевой материал

Чистоговорки: Ли-ли-ли - в группе не шали. Ди-ди-ди - хорошо сиди

Ми-ми-ми - руки подними

Си-си-си - куклу попроси.

Ни-ни-ни - снова все начни.

Киска, киска, киска брысь. На дорогу не садись. Наша девочка пойдет, Через киску упадет.

9. Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Дождик-дождик

Полно лить

Малых детушек

Мочить! (Подушечки левой (правой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино)

Пальчиковая гимнастика «Индюк из города идет,

Игрушку новую везет

Игрушка не простая-

Игрушка расписная.

(пальчики обеих рук «идут» по столу).

10. Физминутка "Индюки"

Индюки ПО травке ХОДЯТ (Ходьба на месте) Индюшат С собою ВОДЯТ (Ходьба в приседе) Громко индюки кричат -

Защищают индюшат {Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед)

В небе ястреб появился

Над землею закружился (Основная стойка. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево-вправо)

Индюшат схватить готов

Да боится ИНДЮКОВ (Основная стойка. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук " О"

1.Упражнение для общего расслабления:

Мы хлопаем руками: Хлоп-хлоп-хлоп

Мы топаем ногами: топ-топ-топ

Машем мы руками, киваем головой (включаем в артикуляционную гимнастику или

в занятие как физкультминутку)

2.Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

(расходящиеся движения)

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) "пальцевый душ" (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнасгика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д. (как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для развития воздушной струи:

Сдуть снежинку с варежки {в любой режимный момент)

5.Артикуляционная гимнастика:

1. Широко открыть рот "ворота" и закрыть.

2. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «воздушный шар»- «шар лопается»

5. «бублик» - «трубочка»
(ежедневно перед завтраком)

Примерные виды заданий и упражнений

По развитию общих речевых навыков

(2 младшая группа)

Звук«Ы"

Раз, два- выше голова (маршировать), Три, четыре - руки шире (руки в стороны) Пять, шесть - тихо сесть.

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

«ныряльщики» - глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть в воду» -присесть. Встать - выдох.

1. «воздушный шар»- «шар лопается»

2. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «бублик» - «трубочка»

5. «иголочка»

6. «часики»
(ежедневно перед завтраком)

6. Звукоподражание:

Волк воет: «Ы_-Ы-Ы-Ы» Пароход гудит: «Ы-Ы-Ы», Пароход пыхтит «Пых - пых»

6.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого неба

Подача звука «А» - с напряжением воспроизводится артикуляция, шепотная фонация, громкая фонация, статическая подача звука (руками, держа нижнюю челюсть, мешаем открыть рот, но пытаемся произнести звук «а»).

7. Речевой материал

В доме ежик жил? Жил.

Малым ростом был? Был. В доме пол он мыл? Мыл. Палец ежик занозил. Его палец ныл? Ныл. Ежик йод открыл? Открыл. И палец помыл? Помыл.

9. Пальчиковая гимнастика

Пароход плывет по речке, Ладошки поставлены на ребро, соединены в виде

И пыхтит он словно печка. ковшика. Большие пальцы подняты вверх.

(О. Цвынтарный)

10-Физминутка

Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки,

Дети встают парами, берутся за руки, переступают с одной ноги на другую

Подарки нам с тобой. Везет кораблик утка, Испытанный моряк. «Земля!» - сказала утка, Причаливайте, кряк!

Четкая остановка движения.

(Английская народная песенка в переводе С.Маршака)

раскачиванием.

Примерные виды заданий и упражнений

По развитию общих речевых навыков

(2 младшая группа)

Звук«Э"

1. Упражнение для общего расслабления:

Раз, два- выше голова (маршировать),

Три, четыре - руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть - тихо сесть.

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4. Упражнения для развития воздушной струи:

«паровоз» - и.п.-руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая «чух-чух-чух» на выдохе

5. Артикуляционная гимнастика:

1. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

2. «заборчик»- «Трубочка»

3. «бублик» - «трубочка»

4. «иголочка»

5. «часики»

6. «вкусное мороженое»
(ежедневно перед завтраком)

6. Звукоподражание:

Эрик с дедушкой гуляли в лесу. Эрик громко крикнул: «Э-Э-Э!», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э». Кто там кричит? – спросил Эрик. Это эхо, - сказал дедушка. Как крикнул Эрик? (Э-Э-Э)

6. Упражнения для активизации мягкого неба

Преодоление сопротивления. Кулачки крепко держат челюсть, а ребенок пытается открыть рот и делает сильный ротовой вдох. Все это способствует большому подьему небной занавески.

7. Речевой материал

Эхо! Эхо!

Вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас. Е.Благинина.

9. Пальчиковая гимнастика

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

(указательный и средний пальцы правой и левой руки опущены вниз и быстро двигаются по поверхности стола)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "М"

1.Упражнение для общего расслабления:

Мы проверили осанку

И свели лопатки

Мы походим на носочках

А потом на пятках

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый (включаем в артикуляционную гимнастикуежедневно)

2. Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Покашляли со звуком "а", язык на нижней губе. (перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

"Погрели руки", "Поиграли на музыкальных инструментах"

6.Артикуляционная гимнастика:

1. «заборчик»- «Трубочка»

2. «бублик» - «трубочка»

3. «иголочка»

4. «часики»

5. «вкусное мороженое»

6. «чистим зубки»
(ежедневно перед завтраком)

(в любом режимном моменте, где есть логическая связь)

Звукоподражание:

Как кричит коза: ме - ме- ме Как кошка: мяу-мяу-мяу Как корова: му-му-му

7.Речевой материал

Чистоговорки: Му-му-му - молока кому? Ам-ам - кто там? Ом-ом - мы построим новый дом

Мишка мед в лесу нашел Наша Маша маленька

Мало меда, много пчел. На ней шубка аленька.

9. Пальчиковая гимнастика "Домик"

Дом мы строим Выше, выше!

Есть окошки в нем И крыша.

(Создать угол-крышу пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная "крыша" с "окном". Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится "высокий дом ")

10.Физминутка "Мыши"

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)

Раз, два, три, четыре (Хлопки в ладоши перед грудью)

Мыши дернули за гири (Вытянутые руки в "замок" над головой, наклон вперёд,руки вниз.

Аналогично, как "колем дрова")

Вдруг раздался страшный звон (Присели, закрыли голову руками) Убежали мыши вон! (Бег на месте).

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(2 младшая группа)

ЗВУК «Н»

1. Упражнение для общего расслабления

Раз, два - синева;

Три, четыре -солнце в мире,

Пять, шесть - речка есть,

Семь, восемь - майки сбросим,

Девять, десять - загораем целый месяц.

(как физминутка)

2.Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам (расходящиеся движе-
ния)

б) Поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание носа от кончика к переносице

Г) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)

д.) поглаживание от средней линии губы к уху

е) "пальцевый душ"(постукивание двумя или четырмя пальцами)

(проводится после дневного сна ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),
Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно )

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

потянуться и позевать;

«пососать витаминку»;

глотать слюнки.

(перед занятием по развитию речи)

5. Упражнения для развития воздушной струи:

"Каша кипит", и.п. - сидя на скамейке одна рука лежит на животе, другая на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук: "ииш-ш" - 5 раз. (ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика: .

1. «бублик» - «трубочка»

2. «иголочка»

3. «часики»

4. «вкусное мороженое»

5. «чистим зубки»

6. «язычок тянется к кончику носа, к подбородку»
(ежедневно перед завтраком)

7. Речевой материал

Чисгоговорки: на-на-на - на небе луна Ну-ну-ну - Найда летает на Луну Но-но-но - я хочу в кино Ан-ан-ан - чай налью в стакан Не-не-не - очень рады мы весне

"Надо", "можно" и "нельзя" -Всем знакомые слова.

Надо маме помогать

Можно с папой погулять

Но нельзя без разрешенья На дорогу выбегать.

Наши братья шили платья Был царем один из братьев Он корону надевал

Но в труде не отставал.

Считалка: Эй, Иван, полезай в стакан, Отрежь лимон и выйди вон!

Поговорка: Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

9. Пальчиковая гимнастика «Еж»

Повстречался

С норкой еж

Здравствуй, норка!

Как живешь?

(Большой палец соединяется с каждым следующим пальцем на каждое слово)

"Цветок"

Набухай скорей, бутон, Распусти цветок - пион!

(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается "бутон". Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть(как будто держите большое яблоко). Получается большой, раскрытый "цветок")

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "П"

1.Упражнение для общего расслабления:

Выпал беленький снежок.

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы похлопаем

Будем весело плясать

Будем руки согревать

Мы похлопаем, мы потопаем.

Чтоб нам было веселее

Будем прыгать мы быстрее

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

(включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно)

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Заболели - покашляли, захотели спать - начали зевать.

(перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

"Подуть на зеркало ротиком", "Сдуть снежинку с ладошки" {ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика:

1. «бублик» - «трубочка»

2. «иголочка»

3. «часики»

4. «вкусное мороженое»

5. «чистим зубки»

6. «язычок тянется к кончику носа, к подбородку»

(ежедневно перед завтраком)

Звукоподражание:

Как пищит мышка: пи-пи-пи

Как скачет лошадка: оп-оп-оп

7.Игра "Кот и мыши"

Мы веселые мышата - Пик, Пак, Пок. Никого мы не боимся - Пик, Пак, Пок. Даже кошки не боимся - Пик, Пак, Пок. Ой, спасите, помогите - Пик, Пак, Пок.

9. Пальчиковая гимнастика "Птички"

Птички прилетали. Крыльями махали Сели. Посидели.

(Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.)

10.Физминутка "Паровоз"

Катит, катит паровоз

И вагончики везет

Вот поезд наш идет

Колеса стучат

А в поезде этом

Ребята СИДЯТ.

{дети двигаются "паровозиком " - друг за другом вперед, вслед за воспитателем )

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "Б"

1.Упражнение для общего расслабления:

Бух, бух, бух-

Рубим, рубим во весь дух

Бам, бам, бам –

Бей громче барабан

(включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно)

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Любопытная Варвара смотрит влево:"а", смотрит вправо:"э" (перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

"Подуть на одуванчик"

(ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика:

1. «иголочка»

2. «часики»

3. «вкусное мороженое»

4. «чистим зубки»

5. «язычок тянется к кончику носа, к подбородку»

6. «блинчик»-«трубочка (язык)»

(ежедневно перед завтраком)

Звукоподражание:

Пароход гудит: бу-бу-бу Машина гудит: би-би-би Баран блеет: бе-бе-бе Барабан бьет: бам-бам-бам

7. Речевой материал

Чистоговорки: ба-ба-ба - белая губа

Бы-бы-бы - выросли грибы Бу-бу-бу - я возьму трубу Би-би-би - топором руби

Баю-баю, баю-бай Взяли в руки мы трубу - бу-бу-бу.

Ты, собачка, не лай. Заиграли на трубе - бе-бе-бе

Белолапа, не скули. И пошли в поход с трубой - в бой, в бой

Мою Любу не буди. С нами песенка трубы - бы- бы- бы

Скороговорка: Белые бараны били в барабаны.

В барабаны били - лбы себе разбили.

9. Пальчиковая гимнастика "Белочка"

Сидит белка на тележке сжимаем-разжимаем пальцы рук

Раздает она орешки сжать пальцы в кулак

Лисичке-сестричке по очереди разгибаем пальцы

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. "Бабочка сидит". Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки)

10.Физминутка "Грибник"

Боря шел, шел, шел

Белый гриб нашел. (Дети идут по кругу)

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положи их в коробок (дети выполняют наклоны, имитируя срывание грибов и "складывают"

их в корзинку)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук "Ф"

1.Упражнение для общего расслабления:

Совушка-сова

Большая голова

На суку сидит

На всех глядит.

Да вдруг как полетит -

Уф-уф-уф!

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Отпивание сиропа маленькими глотками, покашлять с запрокинутой головой (перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

"Сдуть ватку с ладошки (прикусить слегка верхними зубами нижнюю губу и дуть на зубки; ф-ф-ф"

(ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика:

1. «часики»

2. «вкусное мороженое»

3. «чистим зубки»

4. «язычок тянется к кончику носа, к подбородку»

5. «блинчик»-«трубочка (язык)»

6. «блинчик» - «иголочка»

(ежедневно перед завтраком)

Звукоподражание:

Как лает собачка: аф-аф-аф

Как не нравится пить горькое лекарство: фу-фу-фу

Как рубим дрова: уф-уф-уф

Как кричит сова: фу-бу

Как дельфин: фью- фью

7. Речевой материал

Чистоговорки: аф-аф-аф - стоит шкаф

Еф-еф-еф - в клетке лев (ф) Аф-аф-аф - красивый шкаф

Фея пьет горячий чай И сосет конфетку. Не облейся невзначай Повяжи салфетку

9. Пальчиковая гимнастика "Прятки"

В прятки пальчики играли ладони обеих рук соединить,

И головки убирали, скрещенные пальцы поднять-опустить

Вот так, вот так,

Так головки убирали

Раз, два, раз, два

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

Звук

1.Упражнение для общего расслабления:

Чоки-чоки - руки в боки

А теперь начнем подскоки

Прыгнем вместе: раз-два-три

Сядь на место и замри

Правую руку вверх - ах!

Левую руку вверх - ух!

Ах-ух! Ах-ух!

Пляшут руки во весь дух!

(включаем в артикуляционную гимнастику или в занятие как физкультминутку)

2.М ассаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

З.Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

а э

аэ эа

аэа эаэ

(перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

Чей свисток запоет громко - тихо

(ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика:

1. «вкусное мороженое»

2. «чистим зубки»

3. «язычок тянется к кончику носа, к подбородку»

4. «блинчик»-«трубочка (язык)»

5. «блинчик» - «иголочка»

6. "маляр"

(ежедневно перед завтраком)

7. Речевой материал

Чистоговорки: ва-ва-ва - вот летит сова

Во-во-во - принеси совок

У Вали ваза, ватка, варежка и т.д.

8. Пальчиковая гимнастика "Качели"

Задрожали ветви елей

Мы в восторге от качелей Мы летаем вверх и вниз Вместе с нами веселись.

(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.)

9. физкультминутка "На поляне дом стоит"

На поляне дом стоит.

Путь к нему пока закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.


Период 4-5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Именно средний возраст - возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите: «Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить». На вопросы, касающиеся пола, лучше отвечать так, как оно есть, нежели придумывать различные сказки. Они вызывают ещё больше «почему?», и вы сами можете запутаться. Но если чадо не задаёт таких вопросов, то лучше их и не касаться.

Словарный запас Что касается словарного запаса, то он увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов. И это ещё один огромный скачок в развитии. В 4-5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф - это всё мебель, а платье, брюки, пальто - одежда, у стола есть ножки и столешница. Сейчас они залезают внутрь всех игрушек и начинают рассматривать, из чего они состоят. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный - и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове «пожалуйста», иначе человек может обидеться и уйти. Существуют книжки типа «Говори красиво», «Говори вежливо». В них все подобные ситуации обыгрываются. Можно с ребёнком почитать такую книжку и обсудить. Ведь если в этом возрасте малыша никто не одёрнул, то дальше переделать его будет уже очень сложно.

На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков

[ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] - со звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.

У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка ), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

В 4-5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый-мягкий, светлый-тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В речи дети уже широко используют уменьшительно- ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3-4 года называли по аналогии: кошка - котёнок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова - телёнок, лошадь - жеребёнок. В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка - красная и т.д. Если я, то пошла, он - пошёл, она пошла, мы пошли и т.д. Для правильного запоминания детёнышей животных можно поиграть в игру «Назови детёныша». Мама или папа называет животного, а чадо должно ответить, как называется его детёныш. Назвал неправильно - обязательно исправить. И ни в коем случае не злиться и не ругать, если малыш с первого раза не запомнил.

Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «нале-во» или «напра-во» - и малыш должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали.К сожалению, в наше время большая часть детей путает самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула, стоим друг за другом). Говорят: «Спрятался под спинкой». Чтобы расширить словарь предлогов и наречий, можно поиграть в прятки. Возьмите, например, плюшевого мишку, спрячьте под стул и спросите: «Где спрятался мишка»? И ребёнок должен ответить: «Под стулом». Или по-другому. Взрослый встаёт, скажем, к столу и спрашивает: «Где я стою?» «У стола», - должен ответить малыш. Чтобы усвоились ласковые слова, поиграйте в «Назови ласково». Взрослый называет какое-нибудь слово, а малыш должен сказать его ласково. Например, цветок - цветочек, ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.

Пересказываем тексты

В 4-5 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе. Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала». А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно. Если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение. Разглядываем картинки В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ. Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие».

Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть. 4-5 лет - возраст фантазёров, и такая игра ребятне очень нравится.

Тренируем ручки

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. Не получается заниматься каждый день - занимайтесь хотя бы каждые выходные. И прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение. Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

РАЗГОВАРИВАЕМ ПО ТЕЛЕФОНУ

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ

Возраст: 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

ЧТО БЫВАЕТ… КАКОЕ БЫВАЕТ…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

Сначала чай наливают, потом пьют

Сначала человек ложится спать, потом встает

Сначала самолет взлетает, потом…

Сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

ЧТО БУДЕ, ЕСЛИ…

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С … С ЧЕМ МОЖНО ДЕЛАТЬ…

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете: «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще...» - ребенок продолжает.

Или: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Возраст: от 3-4 лет.

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

«Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….»

«Чайник - свистит, кипит,…»

«Машина - едет, гудит, светит,…»

«Снег - идет, тает,…»

«Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:

«Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет - машина, поезд, велосипед, …»

«Тает - мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ:

«Кто чинит сапоги?»

«Кто хоботом пьет воду?»

«Носит грибы на иголках?» и т.д.

ЧТО ГДЕ? КТО ГДЕ?

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

Что есть у нас на кухне?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

Потом «отправиться» в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

ЧТО ВНУТРИ?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Дом - стол,

Шкаф - свитер,

Холодильник - кефир,

Тумбочка - книжка,

Пузырек - лекарство,

Кастрюля - суп,

Дупло - белка,

Улей - пчелы,

Нора - лиса,

Автобус - пассажиры,

Корабль - матросы,

Больница - врачи,

Магазин - покупатели.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ «Угадай, кто это?»

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

БОЛЬШЕ, ЧЕМ… МЕНЬШЕ ЧЕМ...

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.» Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

ОДИН -МНОГО…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее».

Вариант: «Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

Можно и наоборот: «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется. Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.