Святая Тереза из Лизье: биография, история и интересные факты. =Тереза из Лизье=

Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ – всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, – наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание – быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество – вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, – мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

...Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары – ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет – апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь – это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она – вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание – это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE
HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiques
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992
OEUVRES COMPLETES
(TEXTES ET DERNIERES PAROLES)
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.
(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье

Святая Тереза - история одной души

"Если мои желания будут исполнены, мое небо обратится на землю вплоть до конца света. Я хочу с неба делать добро на земле. … Я знаю, что весь мир будет меня любить».

Так писала в своей автобиографической повести юная монахиня, умирая в 24 года от туберкулеза за высокими стенами католического монастыря в маленьком провинциальном городке Лизьё на севере Франции. На ее груди нашли листок с «Символом Веры» написанный кровью.

Скромная, миловидная, приветливая Тереза Младенца Иисуса и Нерукотворного Лика при жизни ничем не выделялась среди сестер ордена кармелиток. Мощь ее души открылась миру лишь после кончины святой.

В то время, когда в далекой России Федор Михайлович Достоевский, потерявший сына, мучился вопросом, как сохранить веру в мире, где люди способны убивать невинных младенцев, Тереза из Лизьё молилась о прощении великих грешников. У Христа она училась не разделять в своем сердце тех, кто достоин спасения, и тех, кто презираем и гоним всеми. Иисус, посещавший дома отверженных, простивший разбойника на кресте, благословлявший своих убийц, был ее опорой, единственным учителем и наставником. Великое и тяжкое бремя любви Господь возложил на Свою юную избранницу, почти ребенка.

В век воинствующего атеизма ей предстояло заговорить о Божественной любви, открыть современникам новый путь ко Христу, вернуть сотням тысяч душ смысл жизни.

Уже в три года маленькая Тереза почувствовала присутствие Бога в своем сердце. Когда она узнала, что есть ад, где царит лишь ненависть, она заявила о своей готовности добровольно пойти в преисподнюю, чтобы Господь был вечно любим и в этом страшном месте.

В Рождественскую ночь 1886 года, в церкви Сен-Пьер, стоя у яслей, в которых лежал Младенец Иисус, 14-летняя Тереза пережила окончательное обращение. Огонь любви затопил ее сердце, преобразив душу. Ей открылась тайна Младенчества Христа, ставшего беззащитным ребенком, чтобы люди научились любить. «Божественный призыв…на служение…был таким настойчивым, - писала Тереза, - что, даже если бы мне понадобилось пройти сквозь пламя, я бы сделала это ради верности Иисусу».

В то время, когда Богом пугали, внушая страх неотвратимости расплаты за грехи, Тереза говорила: «Я не могу бояться Бога, Который стал для меня таким маленьким». Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий от нее лишь одного - ответного чувства.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Он снизошел ко мне, так как я была мала и слаба, и тайно наставлял меня в делах своей любви. И если бы ученые…пришли расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде 14-летнего ребенка, понимающего тайны совершенства. Те тайны, которые вся их наука не может им открыть, ибо для того, чтобы овладеть ими, надо стать нищим в душе».

Тереза оставила дорогой ее сердцу родительский дом; отца, перед которым благоговела; легко перешагнула через все соблазны мира. Став в 15 лет послушницей строгого католического ордена, услышав и приняв в свое сердце слова Христа: «Будьте, как дети!», Тереза пошла путем ребенка. «Оставаться детьми перед Богом значит признать свое собственное ничтожество, ожидать всего от благого Бога, как ребенок ожидает всего от отца, … никогда не приписывать самим себе свои добрые дела,… никогда не впадать в отчаяние из-за своих прегрешений, потому что дети часто падают, но они слишком малы, чтобы сильно ушибаться».

Осознавая, что не все способны к высокому подвигу, Тереза открыла человеку XX века новый путь ко Христу, подарив учение «о пути малых душ». «Я поняла, что только любовь понуждает члены Церкви к действию, и, если любовь охладеет, - апостолы перестанут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь… Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, обнимает все времена и пространства… одним словом, она – вечна!».

Все, что окружало маленькую Терезу в монастыре, стало для нее средством увеличения в душе Божественной любви. Мелочи и тяготы повседневного быта, она превращала в жертву любви. Меняясь сама, Тереза говорила людям, что каждый из них может искупить свои слабости и недостатки путем малого служения Богу в любви, что каждый призван стать святым.

Все, о чем мечтала Тереза, что хотела, но не смогла и не успела совершить по своей малости во славу Христа при жизни, с огромной силой раскрылось после ее смерти. Тереза стала апостолом любви 20 века, миссионером и учителем Церкви. Народ назвал ее «маленькой святой». Церковь увидела в ней «Слово Божие, обращенное к нашему времени». В 1925 году Тереза из Лизьё была официально причислена к лику святых католической церкви, став «самой любимой девушкой на земле».

На протяжении всего XX века сотни тысяч паломников ежегодно приезжали во Францию, чтобы поклониться ее мощам. В ее честь было возведено более 1700 храмов по всему миру. Один из них, в восточном стиле, был открыт на территории русско-католической семинарии «Руссикум» в Риме. С тревогой наблюдая за тем, что происходило в начале века в России, католическая церковь провозгласила в 1929 году Терезу Малую заступницей и покровительницей православной страны, в которой вера в Бога была безжалостно извергнута из человеческих сердец.

Папа Пий Одиннадцатый отслужил в Риме литургию о даровании спасения России. В Лизьё была доставлена особая молитва о спасении страждущей русской земли, а монахини-кармелитки присоединили к ней свои девятидневные молитвы.

Так Тереза, никогда не бывавшая в России, возглавила всех верующих, которым не была безразлична судьба страны, ставшей самым слабым звеном христианского мира. В «Руссикуме», принявшем имя и покровительство Терезы, возник культ почитания святой и культ почитания России, были написаны богослужебные молитвы и иконы.

На одних святую Терезу изображали в образе юной девы, погруженной в созерцательную молитву. На других ее можно было видеть перед престолом Всевышнего, коленопреклоненно молящейся за Русскую землю, символически представленную образом белоснежного православного храма, охваченного огненным вихрем, и мужиком, неистово размахивающим топором. Россия шла своим страшным путем, даже не подозревая, какое огромное количество людей по всему миру молилось о ее спасении.

В 1955 году во Франции впервые на русском языке вышла в свет «Повесть об одной душе», автобиографическая рукопись святой Терезы, переведенная к тому времени уже на большинство языков мира. Вплоть до 1997 года имя талантливого переводчика повести оставалось неизвестным. Лишь случай помог узнать его имя.

Им оказался отец Василий, Василий фон Бурман, выходец из аристократической семьи обрусевших немцев. Пройдя все круги ада 20 века, пережив революцию, две войны, потерю семьи и родины, оказавшись в 1945 году в лагере военнопленных в Регенсбурге, Василий фон Бурман решил пойти по пути служения Богу. Из оков отчаяния его вырвали бенедиктинские монахи. Приняв католичество и познакомившись с учением святой Терезы, отец Василий перевел ее свидетельство на родной язык.

Предисловие к первому русскому изданию написал Владимир Николаевич Ильин, выдающийся религиозный мыслитель, философ- славянофил. Как и многие православные эмигранты, Ильин видел трагедию XX века в слабости христианской Церкви, разобщенной тысячелетним противостоянием. Философ с болью отмечал, что ни Запад, ни Восток не хотят видеть то богатство духа, которое сближает две древние христианские традиции, делая упор лишь на различиях, в то время как святые спасают мир, соединяя на мистическом уровне всех верующих в единое целое. Их опыт является фундаментом будущего единства.

Написав похвальное слово западной святой, пытаясь уяснить ее место в современном христианском мире, Ильин назвал святую Терезу бутоном, распустившемся в вечности в прекрасный цветок, благоухающий по сей день.

Маленькая Тереза дала большой урок современному обществу. Она напомнила миру незыблемую истину: если хочешь, чтобы добро победило зло, люби всех; научись прощать, начни искоренение зла и упразднение ада с себя. Видя несовершенство священников и католической церкви своего времени, святая Тереза не проклинала, не отказывалась от веры и Церкви, не погружалась в бесконечную критику, а шла путем молитвы и полного доверия Богу.

Провозглашенная в 1997 году учителем Церкви, святая совершила, казалось бы, невозможное. Через 100 лет после кончины, преодолевая сопротивление, разрушая недоверие, ее святые мощи в конце XX века впервые оказались в России. Пребывая в феврале 1999 года в католических храмах Москвы, они привлекли к поклонению не только католиков, но и православных, успевших полюбить и принять маленькую Терезу благодаря ее книге.

Хотя опыт святой Терезы пока недоступен большинству верующих России, тектонические движения духа уже начались в христианском мире. Путь любви, провозглашенный в XX веке католической святой Терезой из Лизьё и православным старцем Силуаном Афонским, открывает все больше человеческих душ навстречу Божественной любви. Большая фотография «маленькой святой», выставленная в витрине лотка обычного московского рынка, без слов свидетельствует об этом.


Св. Тереза из Лизье (2 января 1873 года, Алансон, Франция - 30 сентября 1897 года, Лизье) (фр. Thse de Lisieux), Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика (фр. Sainte Thse de l’Enfant sus et de la Sainte Face), Св. Тереза Малая, в миру Тереза Мартен - католическая святая, кармелитская монахиня, одна из трёх женщин, удостоенных титула Учитель церкви. День памяти в Католической церкви - 1 октября.
Биография
Тереза родилась в 1873 году, в Алансоне, в семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и её четыре сестры (которые также стали монахинями) впитали в себя искреннюю веру родителей.
Когда Терезе было четыре года, её мать умерла от рака. Семья переехала в Лизье. В возрасте девяти лет Тереза тяжело заболела и находилась на грани смерти. После неожиданного выздоровления девочка окончательно решила посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в кармелитском монастыре.
В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала первую попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Не помогла и поездка в Рим, на аудиенцию к папе Льву XIII. Вскоре, однако, епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту - стать кармелиткой.
Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулёз. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась, оставаясь никому не известной монахиней из удалённого монастыря. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.
После смерти
Через год после смерти Терезы настоятельница монастыря выпускает автобиографический труд Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров. Однако, неожиданно для всех, книга имела потрясающий успех - тиражи следовали один за другим, епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями.
В начале XX века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.
В 1907 года Папа Пий Х впервые выразил желание, чтобы Тереза была прославлена. На одной частной аудиенции он, предвосхищая будущее, называет её «величайшей святой нашего времени».
Св. Тереза из Лизье была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI.
В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы.
Автором книги о Терезе из Лизье («Маленькая Тереза») был русский писатель и христианский мистик Дмитрий Мережковский; он и его жена Зинаида Гиппиус относились к её личности и сочинениям с большим почтением.
В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви.
Малый путь
Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.
Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».
Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Н О В О С Т И
Французская святая в Израиле - через 104 года после смерти

В Израиль привезены останки французской святой – так называемой Терезы из Лизье, она же Тереза Малая. Гробница католической святой будет выставлена в различных христианских общинах в течение двух месяцев.
В аэропорту гробницу французской монахини-кармелитки, одной из трех женщин, удостоенных Ватиканом звания "Учитель Церкви", встречала представительная делегация священников. После прибытия процессия, возглавляемая папским нунцием Антонио Франко и предстоятелем римско-католической церкви в Святой Земле, Фуадом Тавилем, отправилась в Иерусалим, в Латинский Патриархат.
Антонио Франко сказал, что святая Тереза Малая - в миру Мария Франциска Тереза Мартен - занимает важное место в католической традиции, поскольку она, среди прочего, посвятила свою жизнь достижению мира и понимания среди людей: "Так как она была объявлена святой недавно, во множестве уголков мире просили о получении этой реликвии, чтобы иметь возможность совершить паломничество, выказав ей преданность".
Тереза Малая, получившая это имя за то, что проповедовала малый путь постижения Бога, стала известна во всем католическом мире после того, как спустя год после ее смерти, в 1898 году, вышла в свет ее духовная автобиография «История одной души». В 1944 году папа Пий XII провозгласил её второй, наряду с Жанной д’Арк, покрови­тельницей Франции.
Гробница будет выставлена до 31 мая 2011 года в различных христианских общинах в Израиле и Палестинской автономии, в том числе в секторе Газа.
После пребывания в Иерусалиме христианская реликвия будет перевезена в Храм Благовещения в Нацерете.
Ватикан, организовавший это мероприятие, среди прочего, стремится морально поддержать своих собратьев-христиан на Ближнем Востоке. Католики, как и другие национальные и религиозные меньшинства в нашем регионе, подвергаются все более мощным атакам исламского фундаментализма. В жестоких ближневосточных реалиях проповедь ненасилия и любви к ближнему, возможно, спасет души, но вряд ли спасет тела.

(Младенца Иисуса) – одна из наиболее почитаемых во всём католическом мире святых, основоположница «малого пути святости», изложенного в ее выдержавшей множество переизданий и разошедшейся громадными тиражами на всех европейских и многих других языках мира книжке . Одна из немногих женщин, удостоенных титула «Учитель Церкви». Она также является небесной покровительницей всех миссий и миссионеров.

Тереза родилась в Алансоне (город на северо-западе Франции) 2 января 1873 г. в глубоко благочестивой семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Не только сама Тереза, но и все ее четыре сестры, впоследствии станут монахинями, а 18 октября 2015 г. Папа Франциск причислил супружескую чету Мартен к лику святых.

Пятеро дочерей супругов Мартен с раннего детства впитали искреннюю и пламенную веру своих родителей. Тереза была четвертым по счету ребенком, и когда ей было всего лишь пять лет, ее мать умерла от рака груди. В девять лет старшая сестра Полина, которую она избрала себе «второй матерью», покинула ее, вступив в затворнический монастырь кармелиток в городе Лизье в Нормандии, куда Луи Мартен перебрался вместе с дочерьми после смерти жены. С этого момента Тереза обрела непоколебимую уверенность, что Кармель – это именно то место, куда и ей нужно поступить, и в котором ее желает видеть Бог. А по словам самой Терезы, с того времени, когда она начала помнить себя, в возрасте примерно трех лет, они ни разу не сказала Богу «нет». Тогда же Тереза тяжело переболела (по-видимому, это было психосоматическое заболевание), но внезапно исцелилась, когда после долгих молитв за нее всех домочадцев, стоявшая в ее комнате фигурка Богоматери улыбнулась ей.
Нужно сказать, что детский духовный опыт, вынесенный из ранних лет, Тереза впоследствии вполне сознательно положит в основу своей зрелой духовности.

Однажды Тереза увидела среди страниц своего молитвенника часть изображения Распятого – руку, пригвожденную к кресту, с которой падали на землю капли крови:
«Меня поразил вид крови, текшей из Божественной руки, и я испытала великую скорбь при мысли о том, что она падает на землю, но никто не собирает ее!» — свидетельствует Тереза. Тогда она осознала, где находится ее место в жизни: она должна стоять у подножия креста, чтобы собирать кровь Искупителя и раздавать ее всем, кого эта кровь может очистить.
В 15 лет в ее жизни свершилось первое «чудо молитвы». Она прочитала в газете о проходящем в Париже процессе, в котором обвиняемый в убийстве двух женщин и девочки преступник вел себя вызывающе и не проявлял никаких признаков раскаяния. Избрав его «своим грешником», Тереза усиленно молилась за него, и обрела уверенность, что Бог услышал ее, когда узнала из газет, что перед казнью этот человек трижды поцеловал распятие.

После этого события Тереза почувствовала, что Бог хочет ее вступления в монастырь немедленно, не дожидаясь достижения совершеннолетия, и стала предпринимать в этом направлении конкретные шаги. Ей удалось убедить в правильности своего решения отца, однако провинциальный настоятель ордена и местный епископ были другого мнения и советовали подождать.

Приняв участие в паломничестве в Рим, Тереза сумела пробиться к Папе и, припав к его стопам, высказала Святейшему Отцу свою просьбу. На что Лев XIII ответил, что если действительно есть на то воля Божия, в монастырь она поступит.
Из этого паломничества Тереза вынесла еще одно убеждение, которое останется с ней на всю последующую жизнь: о том, что ее специальное призвание – молиться за души священников. Именно в ходе паломничества Тереза впервые познакомилась со священниками, которых прежде видела лишь в алтарной части храма и в исповедальне, поближе: из 200-т французских паломников 75 были духовного звания.
На собеседовании перед принятием монашеских обетов она скажет: «Я пришла, чтобы спасать души, и прежде всего, чтобы молиться о священниках». Именно за продолжавшиеся всю ее жизнь молитвы о священниках, особенно трудящихся на миссиях, Папа Пий XI провозгласил ее небесной покровительницей миссионеров и миссий.

Вскоре по возвращении из паломничества Тереза таки сумела получить разрешение ординария своей епархии и в возрасте 15-ти лет стала монахиней-кармелиткой в обители Лизье, где уже подвизались две ее старшие сестры.
Духовная атмосфера в этой обители была непростой: она была бедна человеческими и интеллектуальными дарованиями, и в ней преобладала ригористическая и морализаторская духовность с янсенистским оттенком, т.е. доминировали представления о Боге как о строгом и непреклонном Судии, которого нужно непрестанно умилостивлять молитвами и жертвами. Правда, Тереза написала по этому поводу: «Я нашла жизнь в монастыре точно такой, какой я ее себе представляла: ни одна жертва не удивляла меня…». Первое время пребывания в монастыре было омрачено для Терезы еще и тяжкой болезнью ее отца, которого даже пришлось поместить в сумасшедший дом. Тереза прокомментировала это так: «Как досточтимый лик Христа был омрачен во время Страстей, так лик Его слуги должен был омрачиться в дни его скорби». А однажды она сказала больному отцу: «Я постараюсь быть твоей славой, став великой святой».
В основе своей духовности Тереза видела, с одной стороны, детство Иисуса, требующее простого, доверчивого предания себя Богу, а с другой – созерцание Его Страстей, требующее сопричастности и жертвы. Поэтому она попросила именоваться сестрой от Младенца Иисуса и от Святого Лика.

Однажды Тереза объяснила свою духовную программу следующим образом: «Оставаться детьми перед Богом значит признать свое собственное ничтожество, ожидать всего от благого Бога, как ребенок ожидает всего от отца. Не стремиться изменить свое состояние по мере возрастания… значит никогда не приписывать самим себе свои добрые дела… и никогда не впадать в отчаяние из-за своих прегрешений, потому что дети часто падают, но они слишком малы, чтобы сильно ушибиться».
Положительный, «активный» полюс этого образа заключается в том, что в отношениях с Богом значима только любовь, с которой человек предает себя Ему, но если эта любовь подлинная, для того, чтобы выразить ее, может пригодиться всё на свете, и с этой точки зрения любая мелочь может оказаться бесконечно важна.
Для того, чтобы выразить свою любовь к матери, ребенок может подарить ей одну из своих игрушек. Конечно, эта игрушка сама по себе матери не нужна, к тому же она ведь эту игрушку сама своему чаду и купила. Но мама всё равно тронута вниманием ребенка и принимает его подарок со всей серьезностью.

Точно так же у нас есть тысяча разных способов, чтобы выразить свою любовь и признательность по отношению к Богу: делая Ему тысячу маленьких подарков, мы можем вернуть Ему то, что Он нам дал, и Он принимает наши подарки, придавая им новую ценность, – так устанавливаются отношения взаимной любви Бога и человека, которые и характеризуют собой путь, ведущий к святости. Это и есть тот «малый путь» , с которым Тереза из Лизье вошла в славную когорту духовных наставников и Учителей Церкви, сама стала «живым учением» и «словом Божиим» для нашего времени.

В монашеской жизни Терезы всё без исключения было необычайно серьезным и исполненным нежной любви: терпеливо выносить нудную возню, производимую одной из сестер во время молитвы; не жаловаться, когда невнимательная соседка брызгает ей в лицо грязной водой во время стирки; безропотно питаться остатками пищи, которые никто другой есть не хочет; никогда не показывать, что тебе холодно, потому что нельзя быть малодушными в глазах Того, Кого любишь; преданно и радостно повиноваться, даже тогда, когда невольно хочется возразить; обращаться так ласково с сестрой, которая больше всех тебе неприятна, что ей кажется, будто ты больше других ее любишь; складывать мантии, брошенные другими сестрами, – короче говоря, «не упускать ни одной маленькой жертвы, взгляда, слова, пользуясь каждой мелочью и делая ее с любовью».
Даже свои слабости, упущения, мелкие прегрешения можно принимать, ощущая себя перед Богом ребенком, постоянно нуждающимся в помощи, прощении и благодати.

В те времена у монашествующих существовало обыкновение приносить себя в жертву «Божественному Правосудию, чтобы навлечь на себя все кары, уготованные грешникам», и такое посвящение считалось в Кармеле вершиной духовности. А Тереза в 22 года попросила у своей настоятельницы разрешения принести себя в жертву Милосердной Божией Любви, по ее словам, «в тысячу раз более требовательной, чем праведность», и сама же сочинила формулу посвящения:
«Боже Мой! Я желаю любить Тебя и внушать к Тебе любовь…, но чувствую свое бессилие и прошу Тебя быть моей святостью.
В знак совершенной любви я приношу себя в жертву всесожжения Твоей милосердной любви и молю Тебя сжечь меня до конца…, чтобы я стала мученицей Твоей любви, о Боже мой!»

При всём том, обычным для Терезы было не состояние духовной эйфории, а как раз состояние духовной сухости: парадоксальным образом, она была одновременно и счастлива, поскольку безмерно любила Бога и знала, что Он безмерно любит ее, и вместе с тем не испытывала никакой радости.

В 23 года она заболела туберкулезом легких и спустя год умерла, претерпев в этот последний год жизни необычайные физические страдания, тяжкие духовные и интеллектуальные искушения («В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему, и мы узнаем конечную причину всего сущего, а пока это загадка только потому, что нужно открыть еще много нового…») и моральное уничижение, когда она оказалась вовлеченной в громкий скандал в связи с провокацией масонов и антиклерикалов, направленной против Церкви. К тому же настоятель провинции кармелитов, к которой она принадлежала, известный всей Франции блестящий проповедник, отрекся от священства, женился и стал основателем христианской секты. Именно в его намерении Тереза приняла свое последнее в жизни Святое Причастие…

И в этот же последний страшный год Тереза заканчивала начатую по приказу матери-настоятельницы свою духовную автобиографию, которая позднее получит заглавие .
В этой книжке Тереза рассказывает о великих и многообразных желаниях, которые всегда волновали ее сердце, вплоть до того дня, когда она осознала, что Церковь – это Тело, в котором все члены – и у каждого из них своя роль – действуют на благо целого, но у этого Тела должно быть и Сердце, а ее личное призвание – быть в этом Сердце, питающем и поддерживающем все без исключения призвания. «В сердце Церкви, моей Матери, я буду любовью».

Тереза от Младенца Иисуса умерла 30 сентября 1897 г. и на тот момент была почти никому неизвестной монахиней, хотя в обители Лизье разделяли твердое убеждение, что она отошла ко Господу в состоянии святости. Настоятельница издала «Историю одной души» на средства монастыря тиражом в две тысячи экземпляров. Неожиданно для всех, этой книге был уготован потрясающий успех: тиражи следовали один за другим, а епископы и ведущие богословы Франции выражали свое восхищение наряду с простыми читателями. Очень скоро эта книга стала популярной во всём католическом мире и в среде других христианских конфессий.
Папа Пий X, инициировавший процесс канонизации Терезы, назвал ее «величайшей святой Нового Времени». К ее заступничеству прибегали сотни тысяч верующих на полях Первой мировой войны, а с 1915 по 1916 год было отпечатано и распространено четыре миллиона ее изображений.

В 1923 г. Папа Пий XI причислил ее к лику блаженных, а 17 мая 1925 г. – к лику святых. К этому времени заступничеству Терезы из Лизье приписывали более четырех тысяч чудес, и Пий XI назвал ее «звездой моего понтификата».
В 1929 г., учитывая всё более возрастающие масштабы паломничестве на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика, освященная в ее имя.
Папа Пий XII провозгласил св. Терезу Младенца Иисуса небесной покровительницей Франции, наряду со св. Жанной д’Арк.
Папа Иоанн Павел II в 1997 г. провозгласил ее Учителем Церкви.

Мощи св. Терезы Младенца Иисуса периодически выставляются для поклонения в разных странах мира, неизменно вызывая огромный приток верующих, причем не только католиков. В 2000 г. имело место паломничество мощей св. Терезы из Лизье по католическим приходам России.


оригинальное имя Thérèse de Lisieux
имя в миру Тереза Мартен
монашеское имя Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика
родилась 2 января (1873-01-02 )
умерла 30 сентября (1897-09-30 ) (24 года)
почитается Католическая церковь
канонизирована 17 мая 1925 года
беатифицирована 29 апреля 1923 года
день памяти 1 октября

Биография

Малый путь

Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».

Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тереза из Лизье" в других словарях:

    - (Therese de Lisieux), «Тереза младенца Иисуса и Святого Лика» (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография «История одной души» (1898). Память в Католической церкви 30 сентября, 1 и 3… … Энциклопедический словарь

    ТЕРЕЗА из Лизье (Therese de Lisieux) Тереза младенца Иисуса и Святого Лика (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография История одной души (1898). Память в Католической церкви 30… … Большой Энциклопедический словарь

    Женское имя. Известные носительницы имени Тереза Авильская, католическая святая, мистик, Учитель церкви (1515 1582). Тереза из Лизье, католическая святая, Учитель церкви (1873 1897). Мать Тереза, католическая блаженная, основательница Ордена… … Википедия

    Имя в миру: Хуана Фернандес Солар Рождение … Википедия

    - «ТЕРЕЗА» (Therese) Франция, 1986, 96 мин. Философская драма. Пятнадцатилетняя Тереза, романтически и идеалистически воспринимая веру в Христа, хочет быть монашенкой ордена кармелиток. Проведя восемь лет в монастыре, она умирает от туберкулеза.… … Энциклопедия кино

    Блаженная Тереза Калькуттская Имя при рождении … Википедия

    мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Луи Мартен Louis Joseph Aloys Stanislaus Martin … Википедия

    Учителей церкви принято изображать с книгами в руках (на изображении Исидор Севильский). Учитель Церкви (лат. doctor ecclesiae) почётное звание, с 1298 г. даваемое Католической церковью заслуженным богословам. Наиглавнейш … Википедия