Турки-сельджуки. История Азии

С того времени, как люди начали готовить из кофейных зерен напиток до появления специального сосуда для варки кофе прошло примерно 3 столетия. Видимо, потому что в те времена кофе подвергалось многочисленным гонениям и пили его тайком, а кофейную утварь всячески прятали (примерно, как во время сухого закона в СССР водку пили из чайных чашек и разливали из заварочного чайника).

Однако известно, что поначалу африканские народы кофе варили в медных или бронзовых котелках над углями. Эти племена подвергались гонениям на религиозной почве и вынуждены были часто переезжать с места на место. Поэтому медные котелки постепенно стали уменьшаться.

Дальше началось разделение. Часть племен примкнули к кочевникам пустыни, прихватив с собой кофе. Кочевая жизнь требовала легкой небольшой утвари. Поэтому от котелков отказались. А кофе стали варить в кувшинах для воды с длинным узким горлышком. И до сих пор бедуины варят кофе в таких кувшинчиках, правда меньшего размера, с изогнутым носиком и ручкой, называют их далла (далле, дхалле).

А вот другая часть гонимого народа при помощи восточных купцов переселилась на аравийский полуостров. Купцов, понятное дело, в дороге потчевали кофе. Купцы оценили и не только стали заядлыми кофеманами, но и «ввели» кофе в султанский дворец. Для султана варили кофе в маленьких золотых кастрюльках - как раз на одну чашку, а чтобы никто из слуг не осквернил даже дыханием божественный напиток - кастрюльке сделали длинную ручку и крышечку. Кстати, отсюда же и обычай наливать кофе из турки в чашку прямо за столом.

Нужно отметить, что вкус кофе, который варили в те времена был довольно терпким, с горчинкой - в нем тяжело было различить посторонние примеси (яда, например). По этой причине зерна мололи и кофе варили над раскаленными углями прямо в присутствии султана. Но из широкой кастрюльки кофе частенько расплескивался на угли и портил весь аромат. И тогда султан пообещал награду тому, кто сумеет сварить кофе так, чтобы ни одна капля не вылилась на огонь и не испортила аромата кофе.

Сказано - сделано. Нашлись народные умельцы, которые придумали кастрюльку из луженой меди с толстым дном - она нагревалась медленнее, чем золотая, и кофе не так быстро «убегал». Другие сделали у кастрюльки очень узкое горлышко, которое расширялось кверху и очень широкое дно - силуэт идеальной фигуры восточной женщины.

Султану понравились новшества и он повелел их соединить в одном сосуде, добавив лучшее из прежнего. Имя новому сосуду дали «раква», в честь богатого вельможи (Абу аль-Валид Ракве), под именем которого поначалу делали и продавали эти кастрюльки. Нужно отметить, что султан на радостях велел всех приближенных угостить кофе - это было начало массовой любви к напитку, и распространения «ракве».

После поражения в борьбе за власть и богатство Абу Раквы, его имя забыли и кастрюльку для варки кофе стали называть просто «джезва» (Cezve). В Армении джезву немного изменили - она более массивная, с более широким дном, и название ей дали «срджеп».

Европейцы переняли культуру пить кофе с Востока, как и сосуд для приготовления напитка — джезву. Однако для европейского выговора оказалось не так просто произнести «джезве», зато, гораздо проще — «ибрик», что на самом деле обозначает «сосуд для воды». Ибрик был широко распространен в повседневной жизни народов ближнего востока, однако к кофе не имел никакого отношения.

В Россию культура пить кофе пришла из Турции, а вместе с культурой пришла и джезва, в которой кофе варили. До революции кофе пили только в богатых семьях, а вот а Советские времена простой народ тоже получил доступ к напитку. Но малообразованному человеку трудно было употреблять слово «джезва» и его заменили на «турка», что в те времена означало - «турецкая посуда».

А сейчас понятие «турка» изжило себя, осталось только предназначение варить кофе и название.

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

То, что турки – наши близкие соседи (от сочинских пляжей до их Черноморского

побережья – рукой подать) – это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и
соотечественники россиян (в далеком прошлом в какой-то мере…), многих, пожалуй,
удивит. Между тем это так.

От Урала до Хуанхэ

По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру – к
тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах
Центральной Азии в III–I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая
и Прибайкалья началась в последние века до н.э. – первые века н.э. Сначала – в
разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. – в Среднюю Азию. В V–VI веках
известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских
хрониках.

С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с
могущественным Тюркским каганатом – государством, которое контролировало
бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р.
Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось
на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский
каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).

Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной
тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной
Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских
летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование – турк (мн. ч. –
атрак); византийцы называли их туркои, иранцы – торки.

Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую
принесли арабы – ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата,
создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен
– огузов – хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются
центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена,
взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.

В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские
племена – кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней
Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней
Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление
на этнополитической карте региона нового народа – туркмен.

Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки,
аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике
туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые
туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном
участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть
азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к
стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. – «восток»,
«восход») – в Малую Азию.


Анатолия, она же – Туркмения

Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками – по названию
клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в
которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана,
Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии.
В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение
потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки
стали хозяевами большей части Малой Азии.

Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском
султанате («Рум» – арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя –
ни много ни мало – как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году
в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых
завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.

Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их
влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот
регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и
нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию
мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу,
и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.

Любовь и умение обращаться с лошадьми у турок культивируются испокон
веков.
Фото Reuters

Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот
регион в XI веке, составляла 0,5–0,7 млн. человек; в XII–XIII веках их было уже
более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков – и в их
культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и
смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.

Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой,
через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь – кто
ненадолго, кто на столетия – и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре,
языках, в антропологических типах населения Малой Азии.

Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до
н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до
н.э. – клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов
соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.

В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории
государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и
македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии
стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне,
общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с
греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546–333 годы до
н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.

В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты,
которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей
стал город Анкира (в переводе – «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они
говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы
анатолийскими греками.

В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских
языках, хайаса – предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее –
армяне, курды, с V века – различные тюркские группы (булгары, сувары, авары,
хазары и др.).

На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к
Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от
западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со
столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской
империей, Византией – по названию древнего города Византия на европейском берегу
Босфора, на месте которого в 324–330 годах был основан Константинополь.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими
племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие
народы – опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах – искусные
рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане.
Все они – а также мужчины и женщины из многих других народов – албанцы, венгры,
молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа –
участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых
формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.

На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299
году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В
20–30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по
имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года
османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь.
Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление
европейское и русское его наименование – Стамбул), объявленный столицей

Османской державы. История Византии закончилась.

Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой
Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую
входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период
национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные
войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.

Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего
социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в
полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного
человека Европы», как называли в XIX – начале ХХ века Османское государство,
завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на
стороне австро-германского альянса.

Победители в этой войне – страны Антанты – не только покончили с империей,
прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить
турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны
национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918–1923), которую
возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию

Ататюрк).

В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована
феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября
1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула
стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой
политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных
народов новой нации – турецкой, народа по имени турки.

Как вас теперь называть?

До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания.
Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где
проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии –
очень постепенно – этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных
подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным
самоназванием.

В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими
турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской
державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть
населения – представители феодального сословия, отдельные группы горожан.
Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя
мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).

Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей,
прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле
«человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель
турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и
произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли
себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского
общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом
плебея, мужика.

Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал
этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а
для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание
«турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего
турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский
(«османлыджа») – официальный и литературный язык с письменностью, основанной на
арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов.
Был турецкий (тюркский) – разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И
был арабский – язык религии, язык исламского образования и учености.

Лишь во второй половине XIX – начале ХХ века турецкие националисты («новые
османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный
турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в
этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920–1930-х годах, после
кемалистской революции.

В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита
(который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение
грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке
государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего
народа – и государственным, и литературным.

В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из
интернациональной лексики.

Южные европеоиды


Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась,

естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россян
знакомо имя Назыма Хикмета (1902–1963), известного турецкого поэта и
общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ
имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком
Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких
народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки
мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей
из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты,
смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.

Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных
плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц
современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком
портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.

Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически –
преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских
племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы
складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились
турками.

Максимально обобщенно – основу антропологического типа турок составляет
переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной
расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров
выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных
европеоидов.

Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти
отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали
в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона
они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии
переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой
этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип
коренных жителей.

Этногенез турок – сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и
аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в
большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное
скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к
поколению все больше, они осознавали эту страну – Anadolu, как по-тюркски звучит
название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные
элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных
жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ
турецкого государства – полумесяц со звездой – заимствован османами у
византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.

Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали
в жены девушек, женщин из любого народа – гречанок, черкешенок, армянок,
славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких
браков были уже вполне турками – и по языку, и по культуре. Султаны и знать
имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их
дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.

Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из
иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше
турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса,
сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали
называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово
«янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в
государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан
(1489–1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр
Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу
(Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год.
Подобные примеры можно умножить.

На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии
(на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах,
предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII–ХI веков. Это краткие
сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно –
впервые в них зазвучало слово – этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное
письмо, которым они пользовались, – вариант арамейского алфавита,
заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из
древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).

Мавзолей Ататюрка в Анкаре

Взлет и падение Османской империи Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы?

Откуда взялись османы?

История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени Эртогрул (1191-1281) заметил на равнине битву двух армий - сельджукского султана Алладина Кейкубада и византийцев. Согласно легенде, всадники Эртогрула решили исход битвы, и султан Алладин вознаградил вождя земельным наделом вблизи города Эскишехира.

Наследником Эртогрула стал его сын Осман (1259-1326). В 1289 г. он получил от сельджукского султана титул бея (князька) и соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Этот Осман I и считается основателем Турецкой империи, которая по его имени и называлась Османской, а сами турки - османами.

Но об империи Осман не мог и мечтать - его удел в северо-западной части Малой Азии имел размеры 80 на 50 километров.

Согласно легенде, Осман однажды провел ночь в доме благочестивого мусульманина. Перед тем как Осман лег спать, хозяин дома принес в комнату книгу. Спросив, как называется эта книга, Осман получил ответ: «Это Коран, слово Божие, реченное миру его пророком Мухаммедом». Осман начал читать книгу и продолжал стоя читать всю ночь. Он уснул ближе к утру, в час, согласно мусульманским верованиям, наиболее благоприятный для пророческих мечтаний. И действительно, во время сна ему явился ангел.

Короче, после этого язычник Осман стал правоверным мусульманином.

Любопытна и другая легенда. Осман хотел взять в жены красавицу по имени Малхатун (Малхун). Она была дочерью кади (мусульманского судьи) в близлежащей деревне шейха Эдебали, который два года тому назад отказался дать свое согласие на брак. Но после принятия ислама Осману приснилось, что из груди шейха, лежавшего бок о бок с ним, вышла луна. Затем из его чресел стало расти дерево, которое по мере роста стало накрывать весь мир сенью своих зеленых и красивых ветвей. Под деревом Осман узрел четыре горных хребта - Кавказ, Атлас, Тавр и Балканы. От их подножий брали свое начало четыре реки - Тигр, Евфрат, Нил и Дунай. На полях зрел богатый урожай, горы покрывали густые леса. В долинах виднелись города, украшенные куполами, пирамидами, обелисками, колоннами и башнями, все увенчанные полумесяцем.

Внезапно листья на ветвях стали вытягиваться, превращаясь в лезвия мечей. Поднялся ветер, направляя их в сторону Константинополя, который, «располагаясь на стыке двух морей и двух континентов, представлялся бриллиантом, вставленным в оправу из двух сапфиров и двух изумрудов, и, таким образом, выглядел как драгоценный камень кольца, охватывавшего весь мир». Осман уже готов был одеть кольцо на палец, когда вдруг проснулся.

Надо ли говорить, что после публичного рассказа о пророческом сне Осман получил в жены Малхатун.

Одним из первых приобретений Османа стал захват в 1291 г. небольшого византийского городка Мелангил, который он сделал своей резиденцией. В 1299 г. сельджукский султан Кай-Кадад III был свергнут своими подданными. Осман не преминул воспользоваться этим и объявил себя полностью независимым правителем.

Первое большое сражение с византийскими войсками Осман дал в 1301 г. у городка Бафее (Вифее). Четырехтысячное войско турок наголову разгромило греков. Тут следует сделать небольшое, но крайне важное отступление. Подавляющее большинство населения Европы и Америки уверены, что Византия погибла под ударами турок. Увы, причиной гибели второго Рима стал Четвертый крестовый поход, в ходе которого в 1204 г. западноевропейские рыцари взяли штурмом Константинополь.

Вероломство и жестокость католиков вызвало всеобщее возмущение на Руси. Это нашло отражение в известном древнерусском произведении «Повесть о взятии Цареграда крестоносцами». Имя автора повести до нас не дошло, но, несомненно, он получил информацию от участников событий, если не сам был очевидцем. Автор обличает бесчинства крестоносцев, которых именует фрягами: «А на утро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре киотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними - шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные - все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до сорока бочонков чистого золота, а на полатях и в стенах и в сосудохранильнице - не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь святой Софии, но и святую Богородицу, что на Влахерне, куда святой дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа. Одигитрию же дивную, которая ходила по городу, святую богородицу, спас бог руками добрых людей, и цела она и ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили, и не можем ни их перечесть, ни рассказать о красоте их. Монахов и монахинь и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города» {1} .

Самое забавное, что эту банду рыцарей-грабителей ряд наших историков и писателей «образца 1991 г.» именуют «воинами Христа». Погром православных святынь в 1204 г. в Константинополе не забыт православными людьми до сих пор ни в России, ни в Греции. И стоит ли верить речам папы римского, на словах призывающего к примирению церквей, но не желающего ни по-настоящему покаяться за события 1204 г., ни осудить захват православных церквей католиками и униатами на территории бывшего СССР.

В том же 1204 г. крестоносцы на части территории Византийской империи основали так называемую Латинскую империю со столицей в Константинополе. Русские княжества не признавали этого государства. Русские считали законным властителем Царьграда императора Никейской империи (основанной в Малой Азии). Русские же митрополиты продолжали подчиняться константинопольскому патриарху, жившему в Никее.

В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог вышвырнул крестоносцев из Константинополя и восстановил Византийскую империю.

Увы, это была не империя, а лишь ее бледная тень. Константинополю в конце XIII - начале XIV века принадлежали лишь северо-западный угол Малой Азии, часть Фракии и Македонии, Фессалоника, некоторые острова Архипелага и ряд опорных пунктов в Пелопоннесе (Мистра, Монемвасия, Майна). Трапезундская империя и Эпирский деспотат продолжали жить своей самостоятельной и независимой жизнью. Слабость Византийской империи усугублялась внутренней нестабильностью. Наступила агония второго Рима, и вопрос был лишь в том, кто станет наследником.

Понятно, что Осман, располагая столь малыми силами, и не мечтал о таком наследстве. Он даже не рискнул развить успех при Бафее и захватить город и порт Никомедию, а лишь ограничился разграблением его окрестностей.

В 1303-1304 гг. византийский император Андроник послал несколько отрядов каталонцев (народ, живущий на востоке Испании), которые в 1306 г. при Левке разгромили войско Османа. Но вскоре каталонцы ушли, а турки продолжали нападения на византийские владения.В 1319 г. турки под командованием Орхана, сына Османа, осадили большой византийский город Брусу. В Константинополе происходила отчаянная борьба за власть, и гарнизон Брусы был предоставлен сам себе. Город держался 7 лет, после чего его наместник грек Эвренос вместе с другими военачальниками сдал город и принял ислам.

Взятие Брусы совпало со смертью в 1326 г. основателя турецкой империи Османа. Его наследником стал 45-летний сын Орхан, сделавший Брусу своей столицей, переименовав ее в Бурсу. В 1327 г. он приказал начать в Бурсе чеканку первой османской серебряной монеты - акче.

На монете была нанесена надпись: «Да продлит Бог дни империи Орхана, сына Османа».

Полный титул Орхана не отличался скромностью: «Султан, сын Султана Гази, Гази сын Гази, средоточие веры всей Вселенной».

Замечу, что в правление Орхана его подданные начали именовать себя османами, чтобы их не путали с населением других тюркских гособразований.

Султан Орхан I

Орхан положил начало системе тимаров, то есть земляных наделов, раздаваемых отличившимся воинам. Собственно говоря, тимары существовали и при византийцах, а Орхан приспособил их для нужд своего государства.

Тимар включал в себя собственно земельный участок, который тимариот мог обрабатывать как сам, так и с помощью наемных работников, и был своеобразным начальником над окрестной территорией и ее жителями. Однако тимариот вовсе не был европейским феодалом. Крестьяне имели лишь несколько относительно небольших повинностей перед своим тимариотом. Так, они должны были преподносить ему подарки несколько раз в год на главные праздники. Кстати, тимариотами могли быть как мусульмане, так и христиане.

Тимариот на своей территории следил за порядком, взимал штрафы за незначительные правонарушения и т.д. Но реальной судебной власти, как и административных функций, он не имел - это находилось в ведении государственных чиновников (например, кади) или органов местного самоуправления, которое в империи было хорошо развито. На тимариота возлагалось взимание с его крестьян ряда налогов, но далеко не всех. Другие налоги правительство отдавало в откуп, а джизию - «налог на иноверцев» - взимали главы соответствующих религиозных меньшинств, то есть православный патриарх, армянский католикос и главный раввин.

Заранее оговоренную часть собранных средств тимариот оставлял себе, и на эти средства, а также на доход от непосредственно принадлежавшего ему участка он должен был кормиться сам и содержать вооруженный отряд в соответствии с квотой, пропорциональной размеру его тимара.

Тимар давался исключительно за военную службу и никогда не наследовался безусловно. Сын тимариота, также посвятивший себя военной службе, мог получить как этот же надел, так и совсем другой или вообще ничего не получить. Более того, уже предоставленный надел в принципе мог быть запросто отобран в любой момент. Вся земля была собственностью султана, а тимар - его милостивым даром. Стоит отметить, что в XIV-XVI веках система тимаров в целом себя оправдала.

В 1331 и 1337 гг. султан Орхан захватил два хорошо укрепленных византийских города - Никею и Никомедию. Замечу, что оба города ранее были столицами Византии: Никомедия - в 286-330 гг., а Никея - в 1206-1261 гг. Турки переименовали города, соответственно, в Изник и Измир. Орхан сделал Никею (Изник) своей столицей (до 1365 г.).

В 1352 г. турки под предводительством сына Орхана Сулеймана на плотах переправились через Дарданеллы в самом узком месте (около 4,5 км). Им удалось внезапно захватить византийскую крепость Цимпе, контролировавшую вход в пролив. Однако через несколько месяцев византийскому императору Иоанну Кантакузену удалось уговорить Орхана вернуть Цимпе за 10 тысяч дукатов.

В 1354 г. на Галиполийском полуострове случилось сильное землетрясение, разрушившее все византийские крепости. Этим воспользовались турки и захватили полуостров. В том же году туркам удалось захватить на востоке город Ангору (Анкару) - будущую столицу Турецкой республики.

В 1359 г. Орхан умер. Власть захватил его сын Мурад. Для начала Мурад I велел перебить всех своих братьев. В 1362 г. Мурад разбил византийское войско под Ардианополем и без боя занял этот город. По его приказу столица была перенесена из Изника в Адрианополь, который был переименован в Эдирне. В 1371 г. на реке Марице турки разбили 60-тысячное войско крестоносцев, возглавляемое венгерским королем Людовиком Анжуйским. Это позволило туркам захватить всю Фракию и часть Сербии. Теперь Византия со всех сторон была окружена турецкими владениями.

15 июня 1389 г. состоялась судьбоносная для всей Южной Европы битва на Косовом поле. 20-тысячное сербское войско возглавлял князь Лазарь Хребелянович, а 30-тысячное турецкое - сам Мурад.

Султан Мурад I

В разгар битвы к туркам перебежал сербский воевода Милош Обилич. Его отвели в шатер султана, где Мурад потребовал облобызать ему ноги. В ходе оной процедуры Милош выхватил кинжал и ударил султана в сердце. Охрана бросилась на Обилича, и после короткой схватки он был убит. Однако смерть султана не привела к дезорганизации турецкого войска. Командование немедленно принял сын Мурада Баязид, приказавший молчать о смерти отца. Сербы были наголову разбиты, а их князь Лазарь взят в плен и казнен по приказу Баязида.

В 1400 г. султан Баязид I осадил Константинополь, но взять его так и не смог. Тем не менее, он провозгласил себя «султаном румов», то есть римлян, как когда-то называли византийцев.

Гибель Византии была на полвека отсрочена вторжением в Малую Азию татар под предательством хана Тимура (Тамерлана).

25 июля 1402 г. турки и татары сошлись в битве у Анкары. Любопытно, что на стороне татар в бою принимали участие 30 индийских боевых слонов, наводивших ужас на турок. Баязид I был наголову разбит и попал в плен к Тимуру вместе с двумя сыновьями.

Затем татары с ходу взяли столицу османов город Бурсу и опустошили весь запад Малой Азии. Остатки турецкого войска бежали к проливу Дарданеллы, где византийцы и генуэзцы подогнали свои корабли и перевезли своих старых врагов в Европу. Новый враг Тимур внушал близоруким византийским императорам куда больший страх, чем османы.

Однако Тимура Китай интересовал гораздо больше, чем Константинополь, и в 1403 г. он отправился в Самарканд, откуда планировал начать поход в Китай. И действительно, в начале 1405 г. войско Тимура двинулось в поход. Но по дороге, 18 февраля 1405 г., Тимур умер.

Наследники Великого Хромца затеяли междоусобицы, и государство османов было спасено.

Султан Баязид I

В 1403 г. Тимур решил взять с собой в Самарканд пленного Баязида I, но тот отравился или был отравлен. Старший сын Баязида Сулейман I отдал Тимуру все азиатские владения отца, а сам остался править европейскими владениями, сделав своей столицей Эдирне (Адрианополь). Однако его братья Иса, Мусса и Мехмед затеяли усобицу. Победителем из нее вышли Мехмед I, а остальные братья были убиты.

Новому султану удалось вернуть земли в Малой Азии, утраченные Баязидом I. Так, после смерти Тимура образовалось несколько малых «самостийных» эмиратов. Все они были без особого труда уничтожены Мехмедом I. В 1421 г. Мехмед I скончался от тяжелой болезни и ему наследовал его сын Мурад II. Как обычно, не обошлось без междоусобицы. Причем Мурад воевал не только с братьями, но и с дядей-самозванцем Лже-Мустафой, выдававшим себя за сына Баязида I.

Султан Сулейман I

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы - тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы – тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

13. Откуда вышли османы-атаманы по мнению Лютеранского Хронографа 1680 года? Скалигеровская история утверждает, будто османы - выходцы из Малой Азии, которые, перед тем как начать завоевания, «решили перебраться в Европу». А затем якобы вернулись в родные места, но уже как

Из книги Настоящая Спарта [Без домыслов и наветов] автора Савельев Андрей Николаевич

Откуда взялись спартанцы Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?Последний вопрос кажется очевидным только на первый

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

История формирования турецкого народа. Ту́рки - тюркоязычный народ, основное население Турции. Общая численность около 81 млн человек. Большинство верующих мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тарикаты. Малая Азия с древнейших времен была населена разными древними народами, которые совсем не являются прямыми предками современных турок. 40 тыс.лет назад там было немногочисленное население – их современные историки и археологи часто называют кроманьонцами, я считаю, что это были потомки переселенцев с уходящего под воду Атлантиды – потомки атлантов. Именно кроманьонцы являются основой всех европеоидных народов современной Европы. В 22 тыс.лет днэ – туда (в юго-восточную часть М.Азии) проникает новый народ – аккадийцы (это древняя основа семито-хамитских народов). С 12 тыс.лет днэ – в западную часть М.Азии начинают проникать племена ориньякской культуры (это тоже поздние потомки переселенцев с Атлантиды), это были тоже европоиды. 7500 г.днэ – на территории Турции сформировалась культура Хаджилар. Племена этой культуры были тоже европейцами – потомками предыдущих жителей М.Азии. 6500 г.днэ – сформировалась Анатолийская культура – потомки предыдущих культур. К 3900 г.днэ – племена Анатолийской культуры кроме М.Азии заселили всю территорию Кавказа и север Месопотамии. Население этой культуры были предками хурритов. К 3300 г.днэ – на территории Кавказа и на севере Месопотамии образовалась новая культура племен Куро-Аракского неолита, между племенами М.Азии и племенами куро-аракского неолита появились небольшие отличия. Но по прежнему население М.Азии было европеоидным (европеоиды средиземноморского типа). К 2500 г.днэ – на территории М.Азии сформировалась культура Полатлы – это культура является продолжением анатолийской культуры. Но на западное побережье М.Азии проникла Крито-Микенская культура (племена этой культуры – минойцы, пришли с территории Древней Греции). К 1900 г.днэ – с севера, на территорию М.Азии начинают проникать многочисленные племена лувийцев, хеттов, палайцев – это индоевропейские племена. Заселение М.Азии индоевропейцами шло постепенно. К 1300 г.днэ – основным населением М.Азии стали хетты. Палайцы и лувийцы занимали небольшие территории. В западной части проживали греческие племена (ахейцы) и троянцы (это потомки ионийцев смешанные с ахейцами). К 1100 г.днэ – произошли сильные этнические изменения. С запада на территорию М.Азии вторгаются фригийцы (они расселяются вплоть до северо-востока М.Азии). Юго-запад М.Азии заселяют карийцы (греческие племена вытесненные из Греции дорийцами). Основное население М.Азии (хетты) получают свое новое название – каппадокийцы. Лувийцы постепенно получили тоже свое новое название – ликийцы. На основе палайцев и вторгшихся на их территорию восточных фригийцев начинает формироваться новый народ – армяне. 700 г.днэ – на северо-запад М.Азии вторгаются племена мисийцев (это часть фракийцев, живущих на Балканском полуострове). 200 г.днэ – на территорию М.Азии вторгаются кельтские племена галатов Этнический состав населения М.Азии становится все слложнее. Но благодаря походам Александра Македонского и последующего создания эллинских государств в М.Азии все большее распространение получает греческий (эллинский) язык. 200 год нашей эры – не смотря на то, что территория М.Азии стала частью Римской империи, господствующим в М.Азии остался греческий язык. 395 год – территория М.Азии стала частью Византийской империи, где греческий язык был главным. Все народы М.Азии – каппадокийцы, галаты, вифины, понтийцы, пафлагонийцы, карийцы, писидийцы, мисийцы, киликийцы – все пользовались греческим языком. Но востоке территории современной Турции господствовал армянский язык (на территории бывшего государства Великая Армения). Армянским языком активно пользовалось население Киликии, там много жило армян. В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: там помимо греков обитали лазы, грузины, курды, арабы. В предпосылках для образования собственно турецкой народности важную роль сыграло языковое влияние тюркютов, сложившихся в I тыс. н. э. изначально далеко от современной Турции на территории Алтая и в степях Центральной Азии. Тюркские элементы стали проникать в Малую Азию и на Балканы начиная с конца IV века, когда здесь появились гунны. Византийский историк Феофан сообщает о живущих во Фракии и на Босфоре гуннах. Однако В.А.Гордлевский относил первоначальное проникновение тюрок в Малую Азию к VIII-X вв., полагая, что в это время здесь появились тюркские племена карлуков, канглы, кыпчаки. В 530 году Византия поселила в Анатолии (районы города Трапезунда, рек Чорох и Верхний Евфрат) часть булгар. Позднее для защиты византийских границ от персов император Юстиниан II в 577 году, а в 620 году и император Ираклий, поселили на территории Восточной Анатолии аварских воинов. Несмотря на то, что первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, они не оставили отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии (территории Турции). Накануне и одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во второй половине IX-XI вв.), узы (в XI в.), куманы (в XI-второй половине XII вв.). Византия селила их в пограничных провинциях. Массовое проникновение тюркских племён в М.Азию началось в XI веке, когда сюда под эгидой сельджуков вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали тюркские племена кынык, салур, авшар, кайы, караман, байандыр. Наибольшую роль из них сыграло племя кынык, в особенности та часть, которая возглавлялась предводителями из рода Сельджуков. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом и захватил самого императора в плен. Успеху сражения сопутствовало и то, что тюрки, находящиеся в рядах византийской армии (на правом фланге - узы из Фракии, на левом - печенеги), перешли вместе со своими вождями на сторону сельджуков. Победа под Манцикертом открыла огузо-туркменским племенам дорогу в глубь Малой Азии. Первоначально расселение огузо-туркменских племён, видимо, происходило путём их традиционного деления на правое (бузук,бозок) и левое (учук,учок) крыло (фланг). Продвигаясь на запад племена бузук, как правило, селились севернее племён учук. Как показывает анализ анатолийской топонимии, по дороге огузские племенные объединения распадались, из чего может следовать, что в дальнейшем какого-либо порядка расселения огузо-туркменских племён уже не соблюдалось. Этому способствовало проводимая Сельджукидами политика, намеренно расчленявшие сильные племенные образования и распределявшие их частями по разным районам страны. Вместе с кочевниками-скотоводами в Малую Азию хлынули и полукочевники, занимавшиеся помимо скотоводства также и земледелием. С ними пришли присоединившиеся в пути крестьяне-земледельцы из Ирана, Арабского Ирака. Будучи степными жителями эти тюркские племена, продолжая сохранять привычный для них уклад жизни, поселились на равнинных местах, преимущественно на плоскогорье центральной Анатолии, охватывающий пространство от истоков реки Кызыл-Ырмак до Кютахьи. По мнению М. Х. Йынанча для кочевий и поселений они выбирали не горы, а равнины, и потому на первых порах ими были освоены степи Центральноанаталийского плоскогорья. Здесь тюрки (в значительной степени они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению. Заселив Центральную Анатолию огузы и туркмены двинулись на запад - через горные перевалы Западной Анатолии - и вышли к Эгейскому морю, затем, преодолев горы Ильгаз, достигли Черноморского побережья. С XIII века они проникли в горы Ликии и Киликии, спустившись отсюда к побережью Средиземного моря. Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия - Данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. Переселение тюркских племён происходило и позднее. Так, после уничтожения в конце XII века хорезмшахом Тешеком сельджукского султаната в Иране, часть просельджукских племён ушла в Анатолию. В XIII веке, сюда, спасаясь от монгольских завоевателей, ушли как тюрки, так и нетюрки. Вместе с остатками войск хорезмшаха Джелал ад-Дина здесь появилась часть племён уничтоженного монголами государства Хорезмшахов, которые, по сообщениям хронистов Несеви и Ибн Биби, поступили на службу к сельджукскому султану Рума. По сей день на юге Турции кочует юрюкское племя хорзум. В XI-XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы. К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований - бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода. В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка. Правители одного из таких бейликов - Караманиды овладели столицей сельджукидов - Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального - в канцелярской переписке, в документах и т. п.. И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей властью сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы. Вопрос о сложении турецкой народности Н.А.Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века. По мнению А. Д. Новичева турки сложились в народность к концу XV века. Д. Е. Еремеев относит завершение формирования турецкой народности к концу XV - первой половине XVI в. Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI-XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения. Издававшаяся в конце XIX - первой половине XX вв. в Российской империи энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа». В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют. Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея. В 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством, став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю под названием Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV-XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. История формирования турецкого народа еще раз напоминает нам, что нет «чистых» народов – все современные народы сложились в результате длительных исторических событий, среди любого народа есть представители других народов (которые забыли о прошлом своих предков). И в настоящее время в состав турецкого народа постепенно вливаются другие народы – курды, арабы, лазы, черкесы, татары, армяне, которые пользуются турецким языком. Постепенно они забывают свое прошлое (прошлое своего народа). А турецкие политики по прежнему мечтают восстановить великую Османскую империю, завоевав весь Ближний Восток и Северную Африку. Об этом же мечтают лидеры ИГИЛ, но они мечтают восстановить Арабский Халифат. Но одни и те же события в истории не повторяются.