Благовещение — число и дата, традиции. О дате и традициях благовещения



У православных верующих дата, какого числа Благовещение в 2018 году не будет отличаться от опыта прошлых лет. Этот праздник отмечается 7 апреля ежегодно. Если внимательно рассмотреть церковный календарь праздников, то можно заметить, что у некоторых праздников даты переходят из года в год на разные числа, а у некоторых остаются неизменными.

Тут, чтобы разобраться, нужно понять, что практически все церковные праздники, которые входят в список главнейших, относятся или к событиям Рождества Христова или к событиям Пасхи Христовой. Напомним, что Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа на земле среди людей, где он прожил 33 года, а потом был предан, страдал, был распят погребен и воскрес на третий день. Вот именно о чуде воскрешения Христова вспоминают на второй важный праздник - Пасху. Если у Рождества дата постоянная, по православному календарю это 7 января, то дата Пасхи Христовой каждый год определяется индивидуально.

Интересно! Чтобы определить дату Пасхи на конкретный год, проводятся серьезные вычисления. Она должна быть рядом с Пасхой еврейской, а также соответствовать определенным положениям Луны и Солнца на небе. Иногда бывает, что Пасха у всех христиан мира совпадает, так случилось в 2018 году: все отмечают Пасху 16 апреля, но чаще всего эти даты разные. А вот Рождество Христово имеет постоянный день и не совпадает никогда. Католики и протестанты по своему календарю Рождество отмечают 25 декабря, а православные верующие - 7 января.

К чему вся эта информация на счет распределения праздников? Чтобы стало понятным, а значит, чтобы легче было запомнить, что Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, имеющий постоянный дату 7 апреля, потому что, связан он с Рождеством. Именно в этот день Святой Дух посетил Деву Марию и она стала беременной, ожидая рождения Сына Божия. Но часто Благовещение выпадает на период Великого поста перед Пасхой, можно находиться рядом с пасхальными праздниками, ежегодно изменяющими свои даты, от чего возникает путаница.



О благой вести на 7 апреля

Наверное, не стоит много читать в интернете об Благовещении, уточнили и убедились, когда праздник, и отправляйтесь в храм на праздничную проповедь. Там священники ждут в нарядных зеленых одеяниях и рассказывают о самом главном, что нужно знать об этом дне и как, согласно именно церковным традициям, а не просто народным обрядам и поверьям, Благовещение нужно проводить.

В этот день, как правило, идет Великий пасхальный пост. Как известно, это строгий пост, когда нужно воздерживаться от всей пищи животного происхождения. Но в честь Благовещения делается исключением и в постное меню можно включать .

Благая весть, которую получила Дева Мария в этот день от архангела Гавриила - это весть о том, что на нее снизошел Святой Дух и ей суждено стать Матерью Сына Бога, которого она родит через девять месяцев, 7 января по православному календарю. Мария сначала не поняла, как она, дева непорочная, может зачать ребенка, но Архангел объяснил ей божественную суть того, что происходит. Мария приняла свою судьбу и полностью доверилась воли Божией.




Народные приметы Благовещения

Кроме церковных традиций и обрядов, Благовещение сохранило много народных примет, связанных с погодой и урожаем. Считалось, что если утром мороз, то летом и осенью в лесу будет много грибов. Если идет дождь в день этого праздника, то можно смело ждать хорошего урожая огурцов и орехов в этом году. Если же на крышах в день Благовещения все еще лежит снег, то холодно будет до самого мая. Также в народе говорили, что на Пасху Христову в текущем году погода будет такой же как и на день Благовещения Богородицы.

Среди распространенных народных примет, которые, в том числе и поддерживаются церковью, является выпуск птиц из клеток на волю. В деревнях птиц за несколько дней до праздника ловили и сажали в клетки, а в сам день праздника выпускали из клеток на волю. Особенно было принято выпускать голубей - это символ библейской благой вести, но также выпускали синиц и даже воробьев. В народе же верили, что птичка отправится высоко в небо и попросит Господа Бога и счастье и здоровье для своего освободителя.

Такой вот он , который рассказывает о важном и великом событии, но по иронии судьбы приходится на период Великого поста перед Пасхой. Конечно, это праздничный день, который следует провести по особенному, сходить в церковь. Но дома лучше собраться за праздничный столом в семейном кругу и спокойно без шума отметить событие, все таки, идет Великий пост, а в этом году совсем скором еще и начнется его строгая страстная неделя.

2019 считается одним из двенадцати главных в православии. Существует множество традиций и уставов, как правильно отмечать Благовещение Пресвятой Богородицы и чему уделить особое внимание в этот день

Один из главных праздников в христианстве - Благовещение Пресвятой Богородицы 2019 - в православии относится к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати наиболее важных после Пасхи. В этот день Архангел Гавриил снизошел к Деве Марии с благой вестью о том, что вскоре она родит Богомладенца - Иисуса Христа.

В обширном понимании, если задастся вопросом, что значит праздник Благовещение - это праздник спокойствия и добрых дел. В день, когда Благовещение, не принято устраивать разного рода пиршества. Однако во времена Киевской Руси, когда было заведено строго придерживаться Великого поста в канун Пасхи, то в Благовещение Пресвятой Богородицы разрешалось отведать рыбу и вино. Кроме того, допускались тихие гуляния и встречи с родными и друзьями.

Что значит праздник Благовещение 2019

Чтобы понять, что такое Благовещение и что значит праздник Благовещение для христиан, необходимо обратиться к истории, описанной в Евангелии от Луки. Согласно его преданиям, 25 марта в Назарете к Деве Марии явился Архангел Гавриил, принеся благую весть о том, что Мария станет матерью будущего Спасителя мира, зачатого от Святого Духа.

Мария удивилась и поинтересовалась у Архангела, как она может забеременеть, если не знает мужа. Гавриил сказал, что зачатие от Духа Святого будет таинственным и непорочным. И велел Богородице по воле Бога дать имя новорожденному младенцу - Иисус, которому свыше предназначалось величие и вечное царствование. Сказанные Божьим посланником слова начали называть «благой вестью».

Благовещение 2019

После явления Архангела Мария поделилась вестью со своей родственницей Елисаветой, которая в это время носила под сердцем будущего Иоана Крестителя и которая промолвила слова, позднее ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!».

Ровно через девять месяцев на свет появился мальчик, которого по завещанию ангела нарекли Иисусом. Повзрослев, согласно христианской вере, он стал учителем и Спасителем мира.

Это событие и что значит праздник Благовещение 2019, имеет в себе глубокий символизм, который означает избавление от грехов Евы, воплощенное в непорочном зачатии Марии. Начало празднования с Благовещением Пресвятой Богородицы берет в III веке. Однако во время советской власти праздник Благовещение усилено искоренялся правительством, а его приверженцев преследовали.

Когда Благовещение в 2019 году

День, когда Благовещение в 2019 году, не зависит от празднования Пасхи, и поэтому имеет конкретную дату. Православные христиане отмечают праздник Благовещение 2019 по новому стилю 7 апреля, католики празднуют по старому стилю - 25 марта. В отличие от Рождества и Пасхи, Благовещение Пресвятой Богородицы 2018 в Украине не относится к выходным праздничным дням.

Благовещение 2019

Праздник Благовещение знаменует собой получение сразу трех благих вестей:

  • новость от Архангела Гавриила о вынашивание сына Божьего Девой Марией;
  • весть о появлении на свет Иисуса Христа;
  • извещение людей о том, что сын Божий воскрес.

Так, согласно уставу православной церкви празднества в честь Богородицы отмечают три дня:

  • 6 апреля - день предпразднества;
  • 7 апреля - праздник Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • 8 апреля – послепразднество.

Третий праздничный день отмечается чтением Собора Архангела Гавриила. Богослужение в Благовещенье 2019 проходит в одеяниях голубого цвета.

Если дни предпразднества либо послепразднества выпадают на Страстную неделю (шестая неделя Великого поста) или Светлую седьмицу (первые семь дней празднования после Пасхи) - то они откладываются. Однако если праздник Благовещение выпадает на Великий пост, то в церкви проходит праздничная литургия.

В случае, когда Пасха совпадает с Благовещением, считается, что праздник удваивает свою силу, а пост в дни Пресвятой Богородицы ослабляется. В старину в Киевской Руси год начинали с Благовещения, которое почти совпадало с весенним равноденствием. Праздник настолько чтили, что его не отменяли, когда Пасха совпадает с Благовещением. День, в который происходило такое совпадение, называли «кириопасха», то есть «господственная», «настоящая» Пасха.

Во время богослужения, когда Благовещение, вспоминают рождение Христа от Богородицы. В церковных песнопениях говорится о том, что благодаря появлению на свет Спасителя мира от Девы Марии земля и небо объединены, а люди приближены к Богу. В Благовещение Пресвятой Богородицы 2019 церковь отмечает, что людям стоит пребывать в состоянии покоя, не быть обремененными какой-либо работой, что в этот день считается большим грехом.

Благовещение 2019

Как правильно отмечать Благовещение Пресвятой Богородицы 2019

Главный смысл в праздник Благовещение 2018 таится в народной пословице «Птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет». День Благовещение Пресвятой Богородицы 2019 - одновременно день духовной радости и праздника души, освобождение от земных хлопот и мысли о вечном и светлом.

Благовещение как празднуют - посещают церковь, где слушают литургию. После этого выпускают птиц как символ свободы в поиске Божественной церкви. Верующим в этот день разрешено есть рыбу, морепродукты, употреблять в пищу оливковое масло и пить вино.

В Благовещение 2019 согласно народным традициям молодежь пела песни, зазывая приход весны, и устраивала веселье и игры. Прыгали через костер, чтобы одежда пропиталась дымом. Люди верили, что таким образом они очищаются от воздействия злых духов. Также наши прадеды в этот день выходили вечером во двор, смотрели в небо и искали там звезду. Найдя ее, они просили о благополучии в доме и достатке.

Кроме того, считается, что благовещенская вода обладает целительной силой, а чтобы ее воздействие усилить, в колодец опускали икону с образом Богоматери.

По преданиям, в этот день Иисус Христос пошел в ад, чтобы забрать оттуда всех праведников. Кроме того, это последний день, когда он находился в гробу. Страстная суббота считается одновременно днем скорби и радости, потому церковь не приветствует шумные торжества, а призывает внимательно следить за каждым произнесенным словом.

В связи с этим сопоставлением Благовещение 2019 следует провести в спокойной атмосфере, в кругу близких и родных, отступиться от какого-либо рода гуляний. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 2019 послужит самым лучшим временем для завершения приготовлений к празднованию Светлой Пасхи.

В христианской вере много почитаемых праздников, одним из которых является Благовещение. Поскольку многие даты в церковном календаре приурочены ко дню празднования Пасхи, который каждый год меняется, уместен вопрос о том, когда Благовещение в 2018 году, какого числа? В нашем материале вы найдете не только актуальные даты этого большого праздника, но и узнаете об его истории и традициях.

Несмотря на то, что многие праздники в православии приурочены ко (как уже был отмечено), праздник Благовещенья не попадет под это правило, то есть это скорее исключение. Ежегодно Благовещенье отмечается 7 апреля, так и в 2018 году Благовещенье христиане отпразднуют 7 числа. Важно, что эта дата относится только к православию, так как в православной церкви пользуются Григорианским календарем. А вот у католиков Благовещенье выпадает на 25 марта, так как они пользуются Юлианским календарем.

Смысл праздника

Из самого названия «Благовещенье» становится ясно, что это благая весть. Если рассматривать праздник с исторического ракурса, то именно в этот день Пресвятая Богородица получила известие, что она ожидает малыша, который станет Спасителем человечества.

В свою очередь, высший дар Бога – это свобода воли. Поэтому, смысл многих христианских праздников, в том числе и Благовещенья в том, что человек сам выбирает путь спасения, либо же путь тьмы и зла. Дело в том, что даже у Девы Марии ангел спросил согласия, и только после того, как она ответила «Да будет Мне по слову твоему», слово ангела стало плотью. Высшее проявление свободы воли продемонстрировала она, приняв смирение перед словом Божьим.

То бишь, с одной стороны, Благовещенье – есть праздник и радость о рождении Мессии, который примет на себя человеческие грехи, а с другой стороны – это праздник и большая радость о том, что у человека есть великий дар изменить мир, что обуславливается свободой духа, которую даровал Господь.

Историческое становление праздника

Впервые описываемое событие было упомянуто во втором веке, когда среди росписей в римских катакомбах были найдены зарисовки той сцены, когда Ангел сообщил Божьей Матери новости. Однако, официально праздник стали отмечать только в шестом веке во времена правления византийского императора Юстиниана, который издал государственный указ с назначением даты празднования Благовещенья – 25 марта у католиков, что есть 7 апреля у православных.


С тех пор в православии и католицизме Благовещенье не является переходящим праздником. А потому, в 2018 году тоже отмечается 7 апреля.

Интересно! В 2016 году Благовещенье совпало с датой Страстной пятницы, а потому праздник был перенесен на понедельник после второго пасхального воскресенья – 4 апреля.

Традиции и приметы на Благовещенье

В народе с Благовещеньем всегда ассоциировали приход весны, потому, возводили надежды на урожайный и благополучный во всех аспектах год. Потому, есть много приметы и традиций на 7 апреля, дата, когда верующие празднуют Благовещенье.

Благовещение – один из центральных праздников христианского мира, входящий в двенадцать самых значимых православных событий. Этот день знаменует собой снисхождение благой вести Марии, матери Иисуса Христа, что вскоре она приведет в мир будущего Спасителя и Сына Божьего.

Ежегодно праздник выпадает на неделю, завершающую Великий Пост, поэтому Благовещение в наступающем 2018 году будет отмечаться 7 апреля. Римско-католическая церковь, в свою очередь, как обычно отметит праздник немного раньше – по григорианскому календарю католическое торжество выпадает на 25 марта.

Сюжет повествующий о схождении благой вести является знаковым не только для религиозных учений, но и для огромного пласта мировой культуры, которая на протяжении всего своего существования пыталась изобразить священный момент и раскрыть все ключевые нюансы в соответствии с церковным толкованием.

Как и любое жизнеописание святого, рассказ о Деве Марии начинается с того, что в детстве она отличалась скромностью и смиренностью, детским забавам предпочитала чтение святого писания, и прислуживала в храме.

Когда пришло ее время выбирать свою судьбу – выйти замуж или вернуться в дом родителей, служители храма, в котором выросла девочка, обручили ее с восьмидесятилетним Иосифом, дальним родственников, на которого была возложена обязанность хранить чистоту и непорочность Марии, которая к тому времени дала обет, что навсегда сохранит невинность.

События Благовеста описаны только в одном тексте – в Евангелии от Луки. Сюжет сообщает о том, что Бог отправил архангела Гавриила к Деве Марии в Назарет с Благой вестью, что вскоре она станет матерью Спасителя человеческого. Со словами «Радуйся, Благодатная!» архангел впервые с момента грехопадения благословляет женщину.

На том месте, где предположительно произошла встреча Марии и архангела Гавриила была возведена католическая Церковь Посещения, а недалеко от него – русский храм Горненского монастыря, построенный в честь Иоанна Крестителя, куда ежегодно приезжают миллионы верующих со всего мира, чтобы приобщиться к великому месту, которое стало частью великой истории освобождения человечества от пут первородного греха.

Самостоятельным праздником Благовещение было признано в середине четвертого века, так как именно в это время Рождество Христово приобрело сакральное значение. Дата будущего праздника, высчитывалась достаточно просто – церковнослужители отсчитывали девять месяцев от торжества Рождения Христа

Кстати говоря, в этом контексте дата 25 марта имеет куда более глубокое значение, так как согласно Ветхому Завету, сотворение человека произошло 25 марта. Таким образом к сюжету добавляется весьма важное символическое значение: первая женщина Ева ослушалась Бога и была изгнана из Райского Сада, в то время как Мария своим послушанием дала миру возможность начать все сначала.

Символически Благовест нивелировал ту часть истории, которая существовала до этого радостного события, и которая была описана в Ветхом Завете. Первородный грех Евы, навлекший беду на весь род человеческий был искуплен рождением Спасителя и 25 марта, сделав огромный виток, человечество начало свою историю заново.

Приметы и традиции

Основная часть празднования состоит в посещении в этот день храма и Литургии, во время которой священнослужитель воспевает не только чудо Благовещения Девы Марии, но и непостижимость рождения Спасителя. Через текст Литургии верующим рассказывают о том, что благодаря решению Марии принять Сына Божьего в свое лоно, небо и земля снова воссоединились, первые люди – Адам и Ева получили прощение, и освободились от гнета своего греха, а все люди стали этому свидетелями.

По завершении праздничной Литургии, по старому православному обычаю, верующие выпускают птиц на волю. Этот ритуал имеет сакральное значение – человек, как и эти птицы, не заперт в клетке, а находится на свободе, в поиске Божественного присутствия. Особо зажиточные верующие использовали для обряда исключительно белых голубей.

Если праздник Благовещения не выпадает на Страстную неделю, церковь разрешает употреблять в пищу рыбу, вино и другие продукты растительного происхождения. В случае, если торжество выпадает на Великую пятницу или Великую субботу, то празднование переносится на Пасху

Уже много раз говорилось о том, что языческие корни просто невозможно выкорчевать из ментальности нашего народа. Любой религиозный праздник, даже если он не имеет идолопоклоннической подоплеки, так или иначе обрастает огромным количеством примет, поверий и обычаев, которые отдаленно напоминают языческую составляющую прошлого. Так и Благовещение не смогло избежать этой своеобразной традиции и обзавелось большим количеством разнообразных примет.

Например, существует поверье, что на Благовещение все лекарственные растения приобретают еще большую целебную силу, а отвары, приготовленные из них, будут помогать на протяжении всего года.

Поэтому раньше, когда деревенские жители составляли большую часть населения, в этот день было принято ходить в лес и заготавливать те растения, которые уже успели проклюнуться на поверхность. К этому добавлялась вера в то, что первые побеги обладают целительными свойствами.

Основной список народных примет на Благовещение, выглядит следующим образом:

  • Запрещено заниматься физической работой и домашними делами, так как считается, что в этот день и «Птица гнезда не вьет». Также запрещено заниматься рукоделием и приготовлением блюд – «Под дымом не сидят».
  • Если на Благовещение все еще лежит снег, то лежать он будет до середины мая. Если будет иней и туман – то лето будет теплым и урожайным: Если дождь – в лесах будет много грибов, ягод и орехов. Если, наоборот, погода будет теплая, то летом стоит ждать лесных пожаров.
  • Запрещено надевать новую одежду: в лучшем случае порвется, в худшем – накликает беду.
  • Запрещено давать в долг деньги, а также делиться с соседями солью и сахаром – делишься не только предметами, но и своим здоровьем.

  • Желательно не стричь и не расчёсывать волосы, так как считается, что расческа может «запутать» судьбу.
  • Если в ночь Благовещения сорок раз назвать своего любимого человека «любимый» или «любимая», то это защитит брак от проблем и поможет сохранить любовь в доме.
  • До окончания недели запрещено заниматься полевыми работами: сеять, пахать и рыхлить. Городским жителям не рекомендуется пересаживать цветы. Любая работа с землей считается святотатством.
  • Считалось, что у детей, родившихся в этот светлый праздник будет несчастливая и мученическая судьба.
  • Желательно не включать свет в вечер праздника, так как Ангел пришедший в дом не увидит добрых дел, но разглядит все грехи.

Видео

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения - 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.


Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение — один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! — сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. — Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» — отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35

Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! —
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
“Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”


Благовещение — зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: “Радуйся, благодатная!


ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

«Благовещение» означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Библия, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
От 7 апреля (25 марта по ст.ст.) до 7 января (25 декабря по ст.ст.), т.е. до Рождества Христова — ровно девять месяцев.
Событие, о котором идет речь, случилось, согласно Писанию, спустя четыре месяца после обручения Марии с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом (Мария, объявившая о своем желании остаться Девой и посвятить себя Богу, была поручена его заботе).
Мария жила в доме Иосифа в городе Назарет, вела там скромную и благочестивую жизнь, как и при храме, где воспитывалась до этого. И вот в один из дней, когда Дева читала Священное Писание, к ней явился ангел и обратился со следующими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать – стать матерью Сына Божия. Мария смутилась от этих слов и спросила, как может родиться сын у той, которая не знала мужа. Гавриил ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Примечательно то, что, узнав волю Божию, Дева Мария проявила глубокую веру и смирение, ответив: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38).
Церковь считает, что в этот день и начинается Евангельская история: вместе с благой вестью было положено начало спасения человеческого рода.
Церковь начала праздновать Благовещение не позднее 4 века. Изначально праздник назывался по-разному («Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии»), в 7 веке ему было дано наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы».


Почему на Благовещение запускают белых голубей?

Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал Патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня же те голубей, которых запускает Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того, как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в группы и затем возвращаются в свои питомники в столице и Подмосковье.


Постные послабления

Обратите внимание на то, что церковный устав разрешает постящимся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы есть рыбу.

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru.

У православных христиан 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы. Спеките фигурки жаворонков

Благовещение — благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

К ней явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1, 28)

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в недрах Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Если говорить о народных традициях, то на праздник Благовещения было принято выпускать птиц из клеток на волю. В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц и в праздник, после Божественной литургии, их выпустить.

К этому дню пекли фигурки жаворонков из постного теста, вырезали и клеили бумажные фигурки ангелов, в честь Архангела Гавриила.

Напомним, 28 апреля у православных вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в народе называют «Вербным воскресением», Великая Пасха в этом году празднуется 5 мая.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)


«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»

Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου] ; лат. Annuntiatio - возвещение) - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

ПО КАНОНИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)


По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства ), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет»


По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в следующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
[править] Примыкающие сюжеты

Встреча Марии и Елизаветы

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (см. Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

Иосиф Обручник:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».


Символическое значение

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (подробнее о числе см. ниже) - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа .


Праздник Благовещения

Современное название праздника - Εὐαγγελισμός («Благовещение») - стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη - «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»


Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.


Другие даты празднования Благовещения

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду:
В амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, то есть в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря.
В испано-мосарабском обряде согласно некоторым источникам Благовещение предписано отмечать дважды - кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, то есть ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 году Десятым Толедским собором, так как традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 год) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение.
В восточно-сирийском обряде существует целый шестинедельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.


Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49, на литургии Лк.1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.


Гимнография

Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передает Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ’ αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.
Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.