Что за нация курды. Своей земли ни пяди

Сирийские курды сегодня

В последнее время в новостях мы всё больше слышим о курдах – крупнейшей в мире нации без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды ?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.


Курды – древний народ

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует . Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов — в Турции, 3,5–8 миллионов — в Иране, в Ираке — более 6 миллионов, в Сирии — почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

Курдский след в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине. Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга ?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга – курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 — 200 000 бойцов.

Курды в СССР и России

В Российской империи и СССР в разные годы проживало 100 000 – 150 000 курдов. Среди них есть Герои советского союза, известные ученые и политики.

Многие будут удивлены, узнав что исполнитель всенародно любимого хита времен СССР «Я встретил девушку» Рашид Бейбутов – представитель курдского народа.

Сейчас в России проживает около 64 000 курдов. Миллиардер Амирхан Мори, певица Зара, боксёр и двукратный чемпион мира Михаил Алоян, а так же криминальный авторитет Дед Хасан (Аслан Усоян) – все они курды по происхождению Алексей Мусатов

В последнее время в новостях мы всё больше слышим о курдах – крупнейшей в мире нации без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

НАЗВАНИЕ: КУРДЫ

АРЕАЛ: Турция, Ирак, Сирия, Иран, Ливан, Армения, Азербайджан, Германия

ЧИСЛЕННОСТЬ: 5-22 миллиона

ЯЗЫК: Курдский

РЕЛИГИЯ: ислам, христианство, зороастризм, ярсанизм, езидизм, алевизм и иудаизм.

  • ВВЕДЕНИЕ

У курдов почти никогда не было собственной страны. «Курдистан» — это горная область, где пересекаются границы Ирака, Ирана и Турции. Средняя высота составляет 1 950 метров над уровнем моря, и большая часть земли недоступна (или труднодоступна) для проживания. На протяжении большей части своей истории курды были частью населения Персидской и Османской империй. (Персидская империя стала современным Ираном. Османская империя — современная Турция).

С 1920 по 1923 годы существовал независимый Курдистан. В 1923 году он был разделён между двумя странами, современными Ираком и Турцией. С тех пор курды расселились на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Они изо всех сил пытались создать независимую нацию. Партизанские бойцы, так называемые пешмерга (тот, кто смотрит смерти в лицо), сражаются для того, чтобы отвоевать территорию для Курдистана. Длительные годы войны и враждебности между Ираном и Ираком поставили курдов в очень трудное положение. В обеих странах есть большие общины курдов, которые постоянно страдают от боевых действий между двумя странами. В Турции рабочая партия Курдистана (РПК) является радикальной группой, которая проводит кампанию за независимость Курдистана. РПК — террористическая организация. Иногда они прибегают к убийствам гражданских лиц, чтобы продвигать своё дело. Из-за этого многие курды выступают против них.

  • АРЕАЛ

По различным оценкам численность населения курдов варьируется от 5 до 22 миллионов. В Турции курдов больше, чем где-либо ещё. Они являются второй по величине этнической группой в Турции, Ираке и Сирии, третьей (после азербайджанцев) — в Иране. Курды также живут в Ливане, Армении, Азербайджане, Германии и других местах по всей Европе, США, Канаде и Австралии. Несмотря на то, что курды живут во всех этих странах, этнически они не связаны с турками, арабами или иранцами.

Курдский язык похож на персидский (или фарси), на котором говорят в Иране. Курдский, как и персидский, также заимствовал много слов из арабского языка. До 1991 года было запрещено говорить на курдском языке в Турции, кроме как дома. Курды высоко ценят хорошее знание своего национального языка. Его умелое использование и написание стихотворений на курдском считаются важными навыками.

Современные курдские имена в основном арабские или персидские. Обычно мать даёт имя ребёнку. Курды традиционно не использовали фамилии, поэтому большинство современных фамилий — это племенные обозначения или географические местоположения.

  • ФОЛЬКЛОР

Современные курды являются потомками древних индоевропейских народов, известных как Мидяне. Они переехали на Ближний Восток 4000 лет назад. Мусульманский герой Саладин (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, 1137-93 годы н.э.) был курдом, как и многие его солдаты. Саладин стал султаном (царём) Египта и Сирии в 1174 году.

Известная сказка «Кузнец Кавэ и Зохак» («Kawe the Blacksmith and Zohak») объясняет происхождение Навруза, празднования Персидского Нового года. Согласно этой истории, Зохак был злым королём, который поработил курдов. Однажды в первый день весны, кузнец Кавэ сподвиг курдов на восстание против Зохака. Они окружили дворец Зохака, и Каве проскочил мимо охраны короля. Он схватил Зохака за шею мощной рукой кузнеца и ударил его по голове молотком. Курды разожгли костры на вершинах гор, чтобы объявить о своей свободе от Зохака. Как говорят, эта история произошла около 700 года до н.э.

  • РЕЛИГИЯ

Христианство

Ярсанизм

Язданизм

Зороастризм

  • ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейший курдский праздник – это Навруз или Персидский Новый год. Он отмечается во время весеннего равноденствия или в первый день весны (21 марта). В этот день готовят особые блюда, запускают фейерверки и устраивают праздник с танцами, пением и чтением стихов. Ставят букеты из весенних цветов (таких как тюльпаны, гиацинты и верба), надевают новую одежду, а также бьют на счастье глиняную посуду. Семьи проводят день за городом, наслаждаясь природой и свежестью весенней погоды. В течение тринадцати дней после Навруза семьи посещают друг друга, а также могилы погибших родственников. Каждый пытается разрешить любые конфликты или недоразумения, которые могли остаться с прошлого года.

Несмотря на то, что большинство курдов больше не являются кочевниками, они продолжают отмечать важные даты, связанные с этим образом жизни. К ним относится, например, «время ягнят», празднование перед перегонкой стада на летние пастбища, стрижка овец и время возвращения в деревню осенью. Важность исламских праздников варьируется среди отдельных представителей курдов.

  • ОБРЯДЫ

Самый главный повод для празднования в жизни курда — это свадьба. Курды женятся в молодости, около семнадцати или восемнадцати лет. Невеста одета в золотые браслеты, серьги и ожерелья, а также новое платье и обувь. Изюминкой свадьбы является публичное шествие из дома невесты в дом жениха.

Когда они доберутся до дома жениха, невеста, скрытая под вуалью, входит в дом и тихо сидит в углу комнаты, а гости празднуют и танцуют на улице. В некоторых районах также традиционна верховая езда.

Родители и родственники отмечают рождение ребёнка, особенно первого сына. Большинство мальчиков проходят обряд обрезания в течение первой недели после рождения. В некоторых более традиционных курдских общинах мальчиков обрезают в возрасте десяти лет, эта традиция сопровождается большим застольем.

  • ОТНОШЕНИЯ

Семья для курдов имеет огромное значение. Семьи патриархальны, род выстраивается по мужской линии. Брак между двоюродными братом и сестрой является обычным явлением. Мужчина часто женится на дочери одного из братьев своего отца. Эта практика распространена во многих культурах.

У курдов наследуется племенное лидерство. Однако местные лидеры избираются благодаря своим личным качествам, в том числе добросовестности, щедрости и мастерству в отношениях с государственными чиновниками.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

Большинство курдов живут в небольших деревнях в отдаленных горных районах. Типичный курдский дом построен из глиняного кирпича с деревянной крышей. Летом курды спят на крыше, потому что там прохладнее. В некоторых домах есть подвальные комнаты, в которых иногда живут зимой, чтобы укрыться от холода. Сантехники внутри дома почти никогда не бывает. Воду приносят в дом в банках и канистрах из главного деревенского колодца. Центральное отопление отсутствует.

Некоторые курды-кочевники живут в палатках из шкур. Большие семейные кланы объединяют свои палатки в общины.

Существует лишь несколько курдских городов: Диярбакыр (своего рода курдская столица) и Ван в Турции, Эрбиль и Киркук в Ираке, Махабад в Иране.

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Немногие курды выходят замуж за некурдов. Пары могут жить с семьей одного из супругов после свадьбы, но у них есть собственные комнаты, а домашнее хозяйство ведётся раздельно. Мужчины и женщины работают в поле, а мальчики и девочки начинают помогать им уже в раннем возрасте.

Традиционно курдские женщины не носят хиджаб, кроме случаев, когда это является частью брачной церемонии. Они свободно присутствуют вместе с мужчинами на большинстве собраний. Если нет достойного наследника мужского пола, женщина может стать племенным лидером. Даже сегодня, проживая в странах с консервативными исламскими правительствами, многие курдские женщины сражаются вместе с мужчинами как пешмерга (партизанские бойцы). Более 1000 пешмерга — женщины. Радикальная рабочая партия Курдистана (РПК) поощряет свободу женщин.

Традиционно курдские женщины носили пёстрые юбки и блузки. Мужчины надевали мешковатые яркие штаны с простой рубашкой с очень большими рукавами, которые были подвязаны в локте. Яркие жилеты и пояса (часто красные) носились поверх рубашки. На голове у мужчины был синий шелковый тюрбан, часто костюм дополняли кинжалом, который носили на поясе. Курдские кочевники брили головы и носили длинные усы. Женщины надевали яркую, красочную одежду с большим количеством вышивки.

Традиционные костюмы стали редкостью. Курды обычно одеваются так же, как и другие люди в странах, где они живут. В Иране женщины должны носить чадру, покрывающую их волосы и одежду. В Турции, однако, правительство запретило женщинам покрывать волосы в университетах и ​​на работе в общественных местах. Женщины должны носить одежду в западном стиле. В Ираке мужчины носят шерстяные пальто и жилеты, клетчатые шарфы на голове и мешковатые брюки. Женщины носят платья в мусульманском стиле, часто с мешковатыми брюками внизу. Традиционная курдская обувь, клаши, представляют собой мягкие вязаные мокасины с гибкой подошвой.

Булгур (треснувшаяся пшеница) раньше была основным продуктом питания для курдов. Рис становится все более популярным. Курдский рацион включает в себя большое количество фруктов и овощей. Особенно распространены огурцы. В долинах, где выращивают виноград, распространены изюм и виноградное варенье. Мясо едят только в особых случаях. Распространённый напиток — чай. Традиционное курдские блюдо – особый хлебец, который едят на завтрак с любым видом зерна, приготовленного на молочной сыворотке.

Рецепт хлеба.

Нане Касоки

(Бульгурский хлеб)

Ингредиенты:

2 чашки булгура

1 чайная ложка соли

½ чашки мелко нарезанного лука

2 стакана кипятка

2 чашки неотбеленной муки

Как приготовить:

Смешайте булгур, соль и лук.

Влейте кипяток и оставьте на 30 минут.

Поместите всё в кухонный комбайн примерно на 20 секунд.

Добавьте 1 стакан муки и снова включите комбайн, пока субстанция не приобретёт гладкую текстуру.

(Вы также можете работать с мукой вручную, если у вас нет кухонного комбайна.)

Выложите смесь на чистую поверхность, хорошо присыпанную мукой, и замесите тесто, добавляя муку по необходимости, чтобы тесто не прилипало, тесто готовится в течение примерно 3-4 минут.

Накройте его и дайте ему настояться от 15 минут до 3 часов.

Поместите большой противень (или два небольших) на нижнюю полку в духовке, оставив между противнем и стенами духовки около 3-х сантиметров. Разогрейте духовку до 230° С.

После того, как тесто настоялось, разделите его на 8 равных частей, приплюсните каждую из них и положите на поверхность, присыпанную мукой.

С помощью скалки раскатайте каждый кусочек теста до очень тонкого кружка диаметром около 20-25 сантиметров.

Поместите хлеб на противень и выпекайте в течение 1.5 — 2 минут. Переверните и выпекайте еще минуту, пока хлеб не станет коричневым по краям.

Примечание: чтобы хлеб был более хрустящим, увеличьте время выпекания, пока хлеб не станет полностью коричневым.

Оберните испечённый хлеб в чистое кухонное полотенце, чтобы он оставался тёплым, пока вы выпекаете оставшуюся часть теста. Подавать тёплым или комнатной температуры. Из данного количества ингредиентов получается 8 порций.

  • ОБРАЗОВАНИЕ

Школы не очень широко доступны. Когда такая возможность есть, занятия не преподаются на курдском языке, поэтому многим детям сложно учиться, и они бросают школу. Уровень грамотности (способность читать и писать) среди курдов очень низкий. Девушки часто вообще не посещают школу. Традиционно считается, что они должны заниматься домашним хозяйством.

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Культура курдов имеет богатую устную традицию. Наиболее популярными являются эпические поэмы, называемые законами. Они часто рассказывают о любовных приключениях или битвах.

Курдская литература впервые появилась в седьмом веке. В 1596 году Шараф Хан, эмир Битлиса, написал историю курдов на персидском языке, названную Шарафнамой. Почти сто лет спустя, в 1695 году, великий национальный эпос Мемозин был написан на курдском языке Ахмедом Хани.

Традиционная музыка играется на флейте, барабанах и уде (инструмент похож на гитару). Музыка Шивана Первера, курдского исполнителя поп-музыки, была запрещена в Турции и Ираке в 1980-х годах, поэтому он уехал оттуда, чтобы жить и работать в Швеции.

  • РАБОТА

Большинство курдов — фермеры, пастухи овец и коз. Они продают продукты, которые получают от своего стада, такие как кожа, козий сыр и шерсть. Женщины ткут ковры и ткань для продажи на рынке. Некоторые курды выращивают табак. Турецкие курды выращивают хлопок. Несколько курдов-горцев по-прежнему являются кочевыми скотоводами.

В городах курды работают в качестве лавочников, водопроводчиков, учителей, банкиров и т. д. Курды работают неквалифицированными рабочими в крупных турецких городах, а также в Багдаде и Мосуле в Ираке, в Тегеране в Иране. Некоторые городские курды работают каменщиками, мясниками, торговцами крупного рогатого скота, а также мелкими торговцами. Нефтяные месторождения в Турции и Ираке в последнее время привлекают многих курдских рабочих. Те из них, которые могут уехать за границу, находят множество рабочих мест и отправляют деньги домой.

  • СПОРТ

Популярные виды спорта включают в себя футбол, борьбу, охоту и стрельбу, а также джирит — традиционный вид спорта, который представляет из себя метание копья во время верховой езды. В сельской местности популярны скачки на конях и верблюдах.

  • ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Только мужчины могут собираться вечером или пойти куда-то. Они часто сидят в чайных и кафе, играют в нарды или домино. Любимым занятием является прослушивание кассет или живых певцов в кафе. Певцам только недавно разрешили публично петь на курдском языке.

  • ХОББИ И РЕМЁСЛА

Ткачество (ковров) – безусловно, самое значительное курдское народное искусство. Другие ремёсла: вышивка, кожаные изделия, металлический орнамент. Курды особенно славятся изделиями из меди.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Самая большая проблема для курдов — нежелание народов, в которых они живут, дать им культурную независимость. Курды в настоящее время не хотят независимого государства. Они хотят только иметь возможность поддерживать свой язык и культуру.

Во время ирано-иракской войны (1980-88 годы) правительство Ирака занималось геноцидом, чтобы остановить курдов в борьбе за Иран. Тысячи деревень были уничтожены, а десятки тысяч курдов были убиты и захоронены в братских могилах. Правительство Ирака также использовало нервный газ (купленный у европейских правительств) против курдских гражданских лиц и иранских солдат. В итоге были убиты тысячи мирных жителей.

Одно из худших убийств произошло в иракском курдском городе Халабджа. Было убито все население города. После войны в Персидском заливе (1991 год) тысячи курдов были вынуждены покинуть лагеря беженцев. Некоторые из этих областей в настоящее время защищены Организацией Объединенных Наций (ООН).

С 1991 года правительство Турции нападает на курдские гражданские центры в районах, охраняемых ООН. Тысячи курдов бежали в Иран. Правительство там менее враждебно, но у него есть проблемы с поддержкой миллионов беженцев. Хуже того, между курдами тоже идёт борьба. Две повстанческие курдские группы вели небольшие войны против тех, кто действительно представляют курдский народ. Между тем, курдские мирные жители продолжают страдать.

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды , которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке , рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды в России и Казахстане .

До 20-х годов 20 века почти весь Курдистан, за исключением его иранской части, входил в состав Османской империи. После её распада в результате Первой мировой войны, курды надеялись обрести своё государство и даже создали Араратскую Курдскую республику в 1927 г. на востоке Турции, обратились в Лигу Наций о её признании, но в 1930 г. турки республику ликвидировали при помощи армии.

Курды не смирились и продолжали борьбу за создание своего государства. Новый подъём освободительного движения курдов пришёлся на 60-70-е годы 20 века. В Иране после свержения шаха в 1979 году, курды установили контроль над иранским Курдистаном, но их выступления были быстро подавлены Корпусом Стражей Исламской революции – военно-политическим формированием, которое создал аятолла Хомейни в ходе исламской революции в Иране.

Вот и для курдов историческая ситуация на Ближнем Востоке всегда складывалась не в их пользу. Землю, на которой они испокон века проживали, постоянно делили между собой более сильные политические игроки – персы и византийцы, турки и арабы, англичане и русские, сунниты и шииты. Курды воевали на протяжении всей своей истории – и за Иерусалим под знаменем ислама, освобождая его от крестоносцев (Саладин, возглавивший эти походы, был курдом), и за Османскую империю на Балканах и Кавказе, и за интересы Великобритании на Ближнем Востоке.

Курдская конница сражалась на стороне России против турок в Крымской войне 1853-1856 гг. Часто курды воевали против своих соплеменников, находясь по разные стороны баррикад, разделённые религиозно и этнически. Курды исповедуют мусульманство (подавляющее большинство – сунниты , но есть и шиииты , и алавиты ), христианство, иудаизм и езидизм – смешение первых трёх на основе зороастризма.

Он сказал: «Курды и езиды происходят от ариев . Но, поскольку езиды очень закрытое сообщество, они сохранили в своей внешности белокожесть, светлые волосы и голубые глаза. Они не сочетаются браком с не-езидами. ИГИЛ захватил 300 женщин-езидок из Синжара, чтобы взять их в жёны и иметь от них детей-мусульман. Если они не могут убить всех езидов, они попытаются уничтожить кровь белого человека (the blond bloodline)…»

Такая политика продолжается веками. Действительно, с момента вторжения арабов-исламистов на Ближний Восток , население покорённых стран подвергалось насильственной исламизации и ассимиляции. Те, кто отказывался предать веру предков, безжалостно уничтожались физически. Не стали исключением и езиды. Арабы нанесли им один из самых сильных ударов. Многих езидов заставили принять ислам.

В 1920 году недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент» , 7 века н.э. с небольшим стихотворением, в котором оплакивается нашествие арабов (Crying about the Arabian invasion) и разрушение ими святынь зороастризма в курдских княжествах, включая Шахрезур.

Храмы разрушены, огни погашены.
Великие из великих спрятались.
Угнетатели-арабы разрушили
Крестьянские деревни до Шахрезура.
Женщины и девушки попали в плен.
Храбрые мужчины лежат в крови.
Вера Зардушта осталась покинутой.
Ахрумазда никому не делает добра.

Мы являемся свидетелями того, что до сих пор исламисты не оставляют попыток уничтожить остатки белой расы на Ближнем Востоке, будь то ассимиляция или физическое уничтожение. Иракские езиды говорят, что они пережили 72 геноцида со времён Османской империи и по сей день переживают, теперь уже от рук ИГИЛ. За это время их количество сократилось от нескольких миллионов до примерно 700 000 человек.

Ошибочно считается, что своё название езиды и езидизм ведут от омеядского халифа Язид I (Yazid ibn Muawiya) , войска которого в 7 веке н.э. разбили армию внука пророка Мухаммеда, имама Хуссейна и убили его самого. Отсюда тоже проистекает ненависть мусульман к езидам, хотя называются последние персидским словом изед (ized ) , что означает поклоняющийся богу .

Ещё одной причиной, которую мусульмане нашли для преследования езидов, является их «сектантство» и «поклонение дьяволу». Однако, никаких дьяволов в религии езидов нет, а есть Бог-творец, создатель Вселенной Хуаде, его семь ангелов и верховный ангел Малак Тавус в образе павлина, которого мусульмане отождествляют с Иблисом или с падшим ангелом.

«Сектантство» же езидов состоит в том, что все они должны соблюдать свои обычаи и строго подчинятся своим законам , в число которых входит кастовость их сообщества (вспомним, что у индусов общество тоже строго разделено на касты, которые им принесли славяно-арии).

У езидов две основные касты, которые представляют духовное и светское сословие, первая делится на несколько подкаст. Самая главная каста – шейхи (старцы) во главе с баба-шейхом, руководящим богослужениями в храме в Лалеше, месте паломничества езидов. Далее идут пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры ), сборщики пожертвований (кавалы ) и предсказатели (кучаки ). Вторая каста – миряне – последователи (мюриды) различных семейств шейхов.

Езиды могут сочетаться браком только внутри своей касты или подкасты. Они не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей или религий , иначе они перестают быть езидами и общество изгоняет их. Езидом стать невозможно, если родители не являются езидами, причём, оба.

Принявший другую религию, автоматически перестаёт быть езидом. Езиды верят, что после смерти их душа воплощается в новорождённого члена их сообщества, и что очищение их души может происходить только через непрерывное перерождение. Поэтому, самым страшным для езида является изгнание его из общества , потому что тогда душа никогда не сможет быть очищена или спасена. Хотя сейчас, в связи с геноцидом езидов со стороны террористов Исламского Государства, курдам разрешено символически принимать езидизм, чтобы привлечь внимание к истреблению езидов.

Курды Езиды потомки древних арийских племё н

Курды: история, религия, культура

По материалам сайта «Новый Курдистан»
http://kurdstory.narod.ru/rfr.html

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Материал подготовлен Юлией Саид
(В очерке использованы научные работы историков:
профессора М.С.Лазарева и А.М.Ментешашвили)

Курдистан (буквально - страна курдов) образует территорию на юго-западе азиатского материка, в которой курды составляют абсолютное или относительное большинство. Название это имеет не государственно-политический, а этногеографический смысл. Эта территория поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Поэтому трудно точно определить его географические пределы.

Расположенный в самом центре западноазиатского региона (примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы) Курдистан с запада на восток простирается приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг - от 300 до 500 км. Его общая площадь составляет примерно 450 тысяч кв.км. (в Турции - свыше 200 тыс.кв.км., в Иране - свыше 160 тыс.кв.км., в Ираке - до 75 тыс.кв.км., в Сирии - до 15 тыс.кв.км.).

Курдистан - историческая родина курдского народа, где проживает его подавляющее большинство, однако есть немало и некурдистанских курдов (несколько сот тысяч в восточноиранской провинции Хорасан, около 200 тысяч в бывшем СССР, свыше 150 тысяч - в Израиле, около одного миллиона в эмиграции, главным образом в Западной Европе). Среди курдов отмечается высокий естественный прирост - около 3% в год. Поэтому, несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря плодородным долинам, Курдистан по плотности населения достигает среднего показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким образом, курды - крупнейшее национальное меньшинство в Западной Азии и самая многочисленная нация в мире, лишенная права на национальное самоопределение.

В странах обитания курды расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке - около 16%. В самом этническом Курдистане (при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство населения (по одним данным в различных его частях от 84 до 94%, по другим - от 72 до 79%).

Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделённости этноса государственными границами. Поэтому сформировавшаяся ныне курдская нация далеко не однородна. И, прежде всего, это касается языка.

Курдский язык относится к западной группе иранских языков, он делится на ряд диалектов и наречий, некоторые из них ещё недостаточно изучены. Ввиду того, что курдам не удалось создать своего государства и, как следствие, вековая разобщенность, а также длительный контакт с арабами, персами, турками, армянами и другими народами Ближнего и Среднего Востока оставили значительный след в их языке. Курдская литература развивается в основном на двух диалектах - сорани и курманджи. Около 60% курдов, обитающих в Северном, Северо-Западном, Западном, Юго-Западном и частично в Центральном Курдистане (на территориях Турции, Северо-Западного Ирана, Сирии, части Северного Ирака) пользуются диалектом курманджи (главным образом на латинской графике). До 30% курдов, обитающих в Южном и Юго-Восточном Курдистане (Западный и Юго-Западный Иран, Восточный и Юго-Восточный Ирак) говорят и пишут на диалекте сорани (на арабской графике). Кроме того, среди курдов-заза, обитающих в вилайете Тунджели (Дерсим) в Турецком Курдистане, распространен диалект зазаи или думили (на латинской графике), а среди курдов Керманшаха (Бахтерана) в Иране - родственный ему диалект гурани (на арабской графике).

Письменность курдов начала развиваться на основе арабского алфавита, который впоследствии был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. На этом алфавите писали и читали курды Ирака и Ирана. В 30-е гг. XX в. были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе. Так, курды Сирии стали использовать турецкую латиницу (с 1931г.), к которой были добавлены некоторые знаки для передачи специфических звуков курдского языка. В 1929г. курды Армении перешли на письменность, также созданную на базе латинской графики, на котором издавалась вся научная и художественная литература. С 1945 года здесь был введен курдский алфавит на русской основе.

Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую религию - езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией считают зороастризм.

Курдистан, занимающий чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, постоянно привлекал внимание иноземных завоевателей. Со времени образования Халифата вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами как Египет и Сирия. Знаменитый полководец-курд Салах ад-Дин, много лет правивший Египтом, сумел объединить под своими знаменами арабов, курдов и другие народы и достиг значительных успехов в борьбе с крестоносцами. В эпоху раннего феодализма курдские династии пользовались большим политическим влиянием на Ближнем Востоке и сыграли значительную роль в судьбах народов региона.

С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы - сефевидский Иран и Османская империя. Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639 г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа. Руководствуясь законом Разделяй и властвуй, правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, ещё более усилил феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась. На протяжении всего XIX в. она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. Против своей воли курды были втянуты правительством Османской империи в первую мировую войну, после которой разорённый край разделили ещё раз - теперь на четыре части - между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Курдская культура отличается многогранностью. Из глубины веков до нас дошло богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В фольклоре отражена история этого народа, его многовековая борьба за свободу. Высокое художественное совершенство курдского эпоса ставит его в один ряд с памятниками мирового фольклора. История сохранила имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Обнаружение письменных памятников курдской литературы и их предварительные исследования позволяют утверждать, что курды - народ-создатель самобытной национальной литературы. Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нём автор оплакивает разорение земли курдов арабскими завоевателями.

Первый курдский поэт, известный под именем Пире Шариар, жил в X в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками. Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X – XI в.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как Единственное слово, Сыновья отчизны, Яхонтовое ожерелье и Поистине, жизнь - это сон. Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил и его великий современник Али Харири (1009 -1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошёл рукописный диван (сборник) его лирических газелей. Между XII и XV вв. творила целая плеяда курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (Мела Джизири), Факи Тайран (Мим - Хай) и Мулла Бате. В своих лирических газелях-касыдах Мела Джизири воспевает красоту своей возлюбленной - сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В его творчестве прослеживается две линии - народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джизири считается главой школы газели. Творчество названных поэтов подготовило почву для появления одного из самых выдающихся курдских поэтов - Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого Мам и Зин можно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Поэма составляет славу курдской классической поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед Хани был первым поэтом, кто затронул в литературе национальную проблему курдов. Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить Нали, или Мела Хизра (1800-1856). Воспитанный на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, он написал прекрасные газели и по праву считается основателем поэзии на южном диалекте. Важнейшей вехой в новой истории курдской литературы стало творчество Хаджи Кадыра Коя (1816-1894). Почти все его стихи имеют национально-патриотическую направленность, курдское национально-освободительное движение XIX в. отразилось в его поэзии.

В XX в. лучшие традиции курдской литературы продолжили Джигархун, Хожар, Хемен, Фаик Бекас и Шерко Бекас.

Омархали Ханна Рза

ЕЗИДИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕЗИДОВ

На протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Они продолжали придерживаться религии своих предков и тайно отправляли культы, устно передавая основы вероучения. Устные предания передавались из поколения в поколения в виде устных преданий, многие из них забыты, некоторые исказились или подверглись влиянию других религий, но их большая часть дошла до сегодняшних дней.

Езидизм - одно из вероисповеданий, встречающееся среди курдов - с давних времен привлекал к себе особое внимание. Многие путешественники, проезжавшие по территории проживания курдов-езидов, рассказывали о езидах, но в основном об их нравах и обычаях. Что же касается самой сущности езидской религии, то почти всегда она оставалась для европейцев недосягаемой тайной. Объясняется это во многом тем, что большинство приверженцев этой религии скрывали своё вероисповедание от иноверцев.

В последнее время ведётся активное изучение езидизма европейскими и курдскими учёными. Появляется тенденция к религиозному просвещению езидов и печатается езидская литература на курдском языке. Например, в Ираке издаются своего рода пособия по изучению езидизма с приложением описаний обрядов, молитв, религиозных гимнов.

Езиды проживают в основном в Ираке (особенно в горах Синджара, где находится Лалеш - святыня всех езидов), в Турции, Сирии. Небольшая их часть живёт в Иране, преимущественно на северо-западе, в районе городов Маку и Хой, а также в Грузии, Армении, России, Германии, Франции, Бельгии, Голландии и других странах. Езиды являются носителями северного диалекта курдского языка – курманджи. Сами приверженцы этой религии называют себя эзди, а не езид, в честь Султана Эзида, «праотца» езидов.

Некоторые авторы для определения езидизма используют термин “секта”, однако здесь и далее будет употребляться термин “религия”, а не секта, поскольку автор данной статьи придерживается мнения акад. Н.Я.Марра о том, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам.

До сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения езидизма и этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком научном исследовании. Некоторые придерживаются теории крупного исламоведа Микель Анджело Гуиди, автора гипотезы о мусульманском происхождении езидизма. Однако многие учёные не соглашаются с этим мнением, утверждая, что курды-езиды никогда не были мусульманами и езидизм исповедовался большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу. Ряд исследователей считает, что езидизм датируется раннехристианским периодом, точнее, его корни простираются в период до 2000 г. до Р.Х. Поклонение солнцу и огню у езидов даёт основание говорить об элементах зороастризма в езидизме. Этой точки зрения придерживаются многие авторы. Так, например, С.А.Егиазаров в связи с этим пишет: «Очень вероятно, что езиды в отдалённом прошлом были последователями Зороастрова учения, подвергшегося впоследствии значительному изменению». Действительно, изучение источников по этим двум религиям позволяет говорить, что зороастризм серьёзно повлиял на езидизм. Как нам представляется, езидизм и другие религиозные течения в Курдистане корнями восходят к единой древнекурдской религиозной системе, близкой к народному зороастризму. До сих пор религия езидов сохраняет многочисленные обряды и поверья, связанные с древними курдскими верованиями.

Религиозная доктрина езидов изложена в двух священных книгах – «Джилва» («Книга Откровения») и «Масхафе Раш» («Чёрная книга»), написанных особым шрифтом, на южном диалекте курдского языка, близком к мукри. Письмо в езидских (как и в зороастрийских) представлениях – вместилище потаённой премудрости, а таинство веры следует блюсти от своих мирян и иноверцев. По этой причине они не имели всеобщего распространения и, можно сказать, что религия езидов практически бесписьменная. Она живёт как словесная традиция, передаваемая из поколения в поколение.

Огромное значение для изучения и описания езидизма имеют так называемые кавлы и бейты. Кавлы - гимны, часть религиозного учения, бейты – песенные отрывки из мифологических поэм. Они представляют собой богатейший материал для изучения религии езидов. Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Ясно одно: езидизм - это монотеистическая религия. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.

В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А.А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.

Важное положение в езидизме занимает образ Мелек-Тауза. С ним связаны наиболее противоречивые сведения. Некоторые авторы считают, что Мелек-Тауз - олицетворение зла, а езиды - поклонники дьявола. Однако эти вымыслы не имеют ничего общего с представлениями самих езидов об этом божестве. Мелек-Тауз был первым из семи ангелов, созданных Богом. «И поставил Бог Мелек-Тауза правителем над всеми». Он занимает высокое положение в езидской космогонии. Другие учёные сравнивают его с Демиургом гностиков, поскольку в «Масхафе Раш» Бог говорит ему: «Я вложил всю материю в твои руки». У езидов Мелек-Тауз олицетворяет собой две стороны огня - огонь как свет и огонь как пожар, то есть одновременно Добро и Зло. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Мелек-Тауза. Немилость Бога к нему объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной из версий, Мелек-Тауз отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По другой легенде, это неповиновение объясняется его особой преданностью Богу.

Для езидизма определяющим фактором в его реформировании и приспособлении к новым историко-культурным реалиям оказались учение и личность Шейха Ади. Его образ занимает важное место в религиозной традиции курдов-езидов. Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б. Мусафир б. Исмаил б. Муса б. Марван б. ал-Хасан б. Марван родился между 1073 и 1078 годами в Бейт-Фаре, в области Баальбек, что в долине Бекаа (ныне Ливан). В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был знаком с известными суфиями того времени ал-Газали и Абд ал-Кадиром ал-Гилани. Шейх Ади оставил после себя несколько трактатов и касыд. Покинув Багдад, он перебрался в горы Хакяри (то же, что и Бахдинан), где когда-то правил Марван II.

На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому, что Шейх Ади б. Мусафир пришёл в курдские горы из Сирии (Шама). Об этом же свидетельствует езидская религиозная традиция. Например, в религиозном гимне «Mala bava» говорится:

«Шейх Ади пришёл из Шама,
В Лалеше [начал] творить деяния».
Шейх Ади скончался в Лалеше в 1162 г. в преклонном возрасте.

В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством после Мелек-Тауза. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер и никогда не умрёт. Поверье езидов о том, что после своей смерти он вознёсся на небо, возможно, объясняется тем, что позднее мосульский правитель Бадр ад-Дин Лу’лу’ вместе со своими людьми раскопали могилу Шейха Ади и сожгли его останки.

Некоторые учёные полагают, что божеством третьего порядка в езидизме является Султан Езид (Эзид). С возникновением этого божества связанно много легенд. Следует отметить, что решение вопроса о его происхождении имеет очень важное значение, поскольку его именем названа сама религия. Езиды называют его «своим Господином». Например, в езидском символе веры говорится:

«Султан Эзид мой Господин,
Мелек-Тауз моё свидетельство и [моя] вера».

Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) – это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе деления. Существуют три касты, две из которых составляют духовенство (шейхи и пиры) и одна - мирян (мюридов). Функции и обязанности как духовенства, так и мирян наследственны. Браки между тремя кастами строго эндогамны. Благодаря своей консервативности и замкнутости езидской общине удалось донести эту систему до сегодняшнего дня.

Во избежание путаницы следует упомянуть о существовании сложной духовной иерархии в Лалеше при гробнице Шейха Ади (мир, бабашейх, факиры, каввалы, кочаки, фарраши и т.д.). Однако эта система требует особого рассмотрения и сейчас мы не будем касаться её.
Лалеш является святыней и местом паломничества всех езидов. Многие авторы пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского монастыря. Однако внутренний интерьер храма не содержит элементов, присущих христианским монастырям. Некоторые учёные полагают, что архитектура езидских строений свидетельствует об их возведении в дохристианские времена, а в римскую эпоху в них поселились монахи-христиане.

В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём, водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.

В настоящее время многие езиды забывают основы своего вероучения - древнейшей религии курдов, история которой насчитывает более двух тысяч лет. Сейчас, когда курды-езиды живут не компактно, им особенно необходимо поддерживать традиции и обычаи предков, общаться друг с другом и стремиться к возрождению, а не угасанию своей религии.

КУРДСКИЕ СКАЗКИ

Урок отца

0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну:
- Подними эту подкову.
- Зачем мне нужна старая подкова? - ответил сын.

Отец ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.

Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову. Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни.

Отец за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое время отец уронил ещё одну вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой путь. Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел обронённые вишни. Наконец, отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:

Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более тяжёлой работой; если не будешь доволен малым, то лишишься большого.


Змее - палка судья

Рассказывают, однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.

Находившийся поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее палку, чтоб спасти её. Как только змея оказалась в безопасности, она обвилась вокруг шеи Шех Омара и ни за что не хотела слезать.

Идут они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех таково: змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не слушала и не спускалась.

Наконец, они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала змее: «Пока ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея сползла, ей тут же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее - палка судья».


Мудрый гость

Однажды некий дервиш постучался в дом курда.

Дверь открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал и, видя, что ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошёл своей дорогою.

Тут вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин дома подумал и сказал:

Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока он не опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.

Схватил он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
- Ветер веет по всему свету...
- Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, - добавил мудрый дервиш.

Понял курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед всем светом. Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку и пригласил зайти в гости на обратном пути.