Икона божией матери спорительница хлебов история. Икона «Спорительница хлебов»

Слово «хлеб» в Библии упоминается больше двухсот раз. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» — просим мы в молитве «Отче наш». Это насущная потребность человека. В том, чтобы мы имели это ежедневное пропитание, помогает и Пресвятая Богородица. Но почему же Спорительница?

В толковом словаре Даля находим такое определение: «СПОРИТЬ — помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять; усиливать, увеличивать; приносить счастье, удачу, идти впрок».

Именно это забытое значение слова «спорить», то есть способствовать и улучшать, а не доказывать свою правоту, вложено в название иконы «Спори́тельница хлебов» (с ударением в первом слове на второй слог).

Эта икона одна из самых молодых. Написана она была в конце XIX века. А поводом к ее написанию послужил голод 1890 года. В то лето случился массовый неурожай, поэтому народ со страхом думал о приближающейся зиме. Казалось, что катастрофа неминуема — тысячам людей могло не хватить самой простой и сытной пищи — хлеба. А значит, их ждали голод и смерть.

Тогда с молитвой от всего сердца к Богородице обратился преподобный Амвросий Оптинский. Он благоговел перед Божией Матерью, очень любил молиться Ей и особенно почитал все Богородичные праздники. Помолившись о милости к русскому люду, старец увидел перед собой образ «Спорительница хлебов». Он благословил написать икону. На ней Божия Матерь изображена сидящей на облаках, Ее руки распростерты на благословение. Внизу — сжатое поле, на котором лежат снопы ржи…

Несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни был обильным.

Иеромонах Амвросий благословил иконой Шамординский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, которую основал неподалеку от Введенской Оптиной пустыни.

Незадолго до своей кончины преподобный заказывал фотоснимки и списки с чудотворного образа и раздавал своим духовным чадам. А для акафиста перед иконой старец составил специальный припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

Преподобный Амвросий Оптинский промыслительно указал день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 15 октября по старому стилю (28 — по новому). В 1891 году святой отошел ко Господу, и день его погребения пришелся на 15 октября.

Через некоторое время после молитв перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» стали происходить чудеса. Один из списков уже после смерти старца Амвросия привезли в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. Засуха в том месте грозила голодом здешним жителям. Но едва отслужили молебен перед прибывшей иконой, как начался дождь, и угроза жизни миновала.

К сожалению, сейчас не известно, где находится оригинал иконы. В 1892-м по приказу Святейшего Синода Русской Православной Церкви ее вывезли из Шамординского монастыря в Литву. Сейчас в обители находится один из списков иконы. Написан он в традиционном стиле и весьма почитаем. Есть предположения, что подлинник образа находится в литовском селе Михнево возле Вильнюса.

Икона Божией Матери «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению преподобного (†1891). Особо почитается в Оптиной Пустыни.

Отец Амвросий пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

История написания иконы

В архивных материалах Оптиной Пустыни существует несколько документов, связанных с историей написания иконы «Спорительница хлебов».

Незадолго до своей кончины, в 1884 году, отец Амвросий основал в 12 км от Оптиной Пустыни Шамординский женский монастырь .


Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первой настоятельницей обители стала духовная дочь старца схимонахиня София (Болотова, †1888), исполнявшая все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

Старец Амвросий, живя в Оптиной пустыни, каждое лето приезжал в Шамордино. Это были одни из самых светлых дней в жизни сестер. Любимого батюшку всегда с нетерпением и радостью ждали, торжественно готовясь к его встрече.

В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского женского монастыря (Орловская губерния) матушку Иларию сделать список с изображения Божией Матери на иконе «Всех Святых», которая находится в Болховском монастыре. Это была икона Божией Матери совершенно нового написания: на ней Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. В феврале 1890 года икона была доставлена из Болховского монастыря и была со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10/23 октября 1891 года.

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной? Многие источники указывают, что им был иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители монахини Софии.

Старец Амвросий назвал образ «Спорительница хлебов». Старец сам молился перед этой иконой и учил молиться перед ней своих духовных дочерей — монахинь Шамординской женской обители.

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения, происходившие от образа.

Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год. Во время засухи в Воронежской губернии список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину, и как только отслужили пред нею молебен, пошел дождь, поля ожили и дали прекрасный урожай.

Иконография

«Спорительница хлебов» - икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли - хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий.

Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке - символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы. На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных.

Значение иконы

Старец Амвросий назвав образ «Спорительница хлебов», указывал этим, что Пресвятая Богородица - «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Для христианина «хлеб насущный» - это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих» , поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12:30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Хлеб наш» - тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» - нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви - Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

И необходимо отметить еще одно - на иконе Божия Матерь внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные - в вечную муку.

Списки иконы

Икона, которая находилась в келии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании. Это была публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению о. Амвросия в 1890 г. и принадлежавшая старцу. Литографированная икона. Конец 19 в.

Эта литография дает нам верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Литография черно-белая, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», открытка

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России. Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее.

С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Например, икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… и над всем этим - спокойный, благословляющий образ Матери Божией.

На большинстве же современных икон Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Новейшая иконография. Софрино

Почитание и празднование

Старец установил празднование иконе 15/28 октября , после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали икону «Спорительница хлебов» истинно народной. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

Молитва перед Иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» , глас 3
Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, /
благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, /
и подаеши им вся обильно к наслаждению. /
Спорительнице сущи хлебов им, /
избавляя их всякия нужды и утеснения, /
и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Фрагмент фильма «Благодатная Оптина». Рассказ о преп. Амвросии Оптинском, об иконе «Спорительница хлебов», о Шамординском монастыре.

Информация взята с сайта Оптиной Пустыни и Шамординского женского монастыря.

Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим…

Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни - , утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал « ». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день - празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14.

Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.

Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.

Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица - «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.

Хлеб пищи духовной - хлеб спасения - не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего. Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря - хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По край земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья,
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба в скорости -
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!

Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов».

Н. Дмитриева в книге рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837-1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.

Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей - инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.

Эту икону отец Амвросий оставил нам словно как знак своей любви и постоянной заботы об наших насущных нуждах.

В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

В Воронежской губернии была засуха, но после молебна перед иконой «Спорительница хлебов» пошел дождь и засуха прекратилась.

Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано тоже в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители, имеющей особое отношение к образу (о чем скажем ниже), хлеб уродился. В 1892 году, то есть после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской губернии. В той местности была засуха, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь, засуха прекратилась.

Сегодня один из списков «Спорительницы хлебов» нового по времени письма находится в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря - женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил. Считается, что сам изначальный чудотворный образ оказался в Литве, куда он был принесен иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение, - в деревне Михново под Вильнюсом. А перед иконами «Спорительницы хлебов» в храмах всего православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных комментариях к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».

На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма , главного собора обители, построенного в 1750-1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России.

Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона - одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни.

Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом - Собором Оптинских старцев, - Оптина пустынь?

В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество - особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников.

Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».

По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже - в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский.

Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские - Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения. Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора. Была инициатива по причислению братьев к лику святых - за подвиги на Оптинской ниве.

Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле.

Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели - Н.В. Гоголь, (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).

В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.».

В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария.

В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа - Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, - огромном и величественном) и «Спорительница хлебов».

Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам - строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»:

Там тишина, Господня благодать,
И там всегда, как и тогда, вначале:
Спорит хлеба над полем Божья Мать
И утолит твоя печали.

Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной:

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На какие изумительные слова был вдохновлен неизвестный нам автор этой молитвы, обращенной к Премилостивой Питательнице и Кормительнице нашей !

А вот это место в молитве сейчас важно особенно подчеркнуть: Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.

Употребленное здесь слово «единомыслие» означает единство мысленных устремлений, единство во Христе. Внятно представляется, что это и есть наше, русское единство, и другого у нас быть не может. И в доказательство и в назидание нам - весь страшный русский ХХ век, каждым мгновением вопиющий, что без единства во Христе Руси не бывать. Есть особый повод задуматься о том - как раз в этом календарном промежутке: между 28 октября - празднованием иконе «Спорительница хлебов» - и 4 ноября - празднованием иконе Казанской, ибо в день чудотворного Казанского образа мы теперь отмечаем День народного единства.

Воистину безгранична любовь великого старца Амвросия, и икона, оставленная им, есть благословение нам.

В разные периоды жизни верующие с надеждой молятся Пресвятой Богородице. В России множество ее чудотворных образов, часть из которых была создана и явлена на нашей земле. В Оптиной Пустыни, оплоте православной веры, особо почитают икону «Спорительница хлебов», которая была написана по благословению преподобного Амвросия.

Пустынь возле Козельска издавна являлась центром духовности. Здесь жили прославленные Оптинские старцы, в страшные времена гонений обитель держалась до последнего, но была закрыта в 20-х годах. Однако наследие Оптиной - поучение, молитвы, иконы - никогда не исчезало из народной памяти.


История святого образа

Старец Амвросий был известен при жизни силой своей молитвы, мудростью и добротой. Это привлекало к нему многих паломников, особенно обездоленных, обиженных жизнью. О них преподобный проявлял особое попечение, подражая Деве Марии. Для вдов и сирот основал он несколько монашеских общин:

  • Иоанно-Предтеченская в г. Кромы;
  • во имя иконы «Ахтырской» в Саратовской области;
  • Пятницкая около Воронежа;
  • Казанский монастырь в Шамордино.

Обитель в Шамордино стала его последним подвигом, создавалась для тех, кто хотел вести благочестивую жизнь, но не мог себе позволить поступить в монастырь. Располагалась женская пустынь недалеко от Оптиной, поэтому старец приложил много усилий для ее становления. В этот, последний, период земной жизни, Господь подарил ему видение иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Образ был написан в женском монастыре.

Как же у святого возник замысел о создании иконы? Старец всю жизнь не отличался хорошим здоровьем, под конец жизни часто болел. Но это не мешало ему беспокоиться о судьбе сестер - он молитвенно просил Богородицу о том, чтобы она сама взяла руководство над монастырем. Тогда и появился замысел образа.

Преподобный вспомнил икону «Всех святых», которую видел в тульском Богородичном монастыре. Он обратился к его настоятельнице, матушке Софие, с просьбой сделать частичный список и подписать его «Спорительница хлебов». Икона была написана ее родственником, имевшим талант живописца. Образ прислали и поставили в амбаре, чтобы обеспечить пропитание монахов. Такая же икона была сделана для женской обители. Образ сразу нашел отклик в сердцах верующих.

Уже предвидя свою скорую кончину, старец Амвросий твердо верил, что Царица Небесная позаботится о святой обители, и говорил об этом своим близким. Действительно, к началу прошлого столетия монастырь стал процветать, здесь нашли приют около тысячи сестер, посвятивших жизнь Господу.


Значение иконы Спорительница хлебов

Надо ли говорить, какое значение имеет пшеница даже в наше время, когда еды в изобилии. В те же времена неурожай грозил людям голодной смертью. Земледельцы составляли большую часть сельского населения. Тучные поля пшеницы простираются на много километров, они напоминают морские просторы, особенно когда колосья гнутся под порывами ветра. Все это отражено в образе.

Значение иконы «Спорительница хлебов» для народа было очень велико. Каждая российская хозяйка ежедневно молилась за обильный урожай. Религиозному сознанию просто необходима была такая икона. Теперь было где простому люду выразить благодарность Богу за пропитание. Селяне быстро полюбили изображение парящей в облаках Божией Матери, благословляющей пшеничное поле.

Слово «спорительница» значит «помощница», отсюда и выражение «дело спорилось». С благодатной помощью любая работа будет успешной, принесет добрые плоды. Образ должен напоминать верующим, что каждое дело необходимо начинать с молитвы, выполнять старательно, а не кое-как. Ведь некоторые считают работу наказанием, ленятся, пытаются избегать сложных задач.

Не так должен вести себя верующий. Ему подобает прилагать все силы, работать на совесть, помня о том, что постоянно ходит перед Господом. Усердие не останется без внимания, в Священном Писании не раз говорится, что Бог заботится о Своих чадах. Им необходимо иметь лишь твердую веру. Бояться трудностей не стоит - надо принимать вызовы, а Всевышний даст силы, чтобы выдержать любые испытания.


Богословский смысл

Икона - это живописное прославление Бога, поэтому каждый образ имеет определенное духовное значение. Недаром Сам Господь любил говорить притчами, сравнивая людей то с виноградной лозой, то с ветвями деревьев. Здесь же христиане показаны как колосья в поле. Каждый из них должен отделить шелуху со своего сердца, очиститься для Царства Небесного.

Поэтому Богородица молится о том, чтобы каждый колосок был зрелым, принес достойный урожай к престолу Божию. Облако, на котором сидит св. Мария - символ изобилия, щедрого урожая. Сама же она для людей является олицетворением всего, в чем нуждается род людской, как в материальном (вода, хлеб) так и в духовном смысле. Богородица связывает небо с землей, помогая грешникам в их нелегкой задаче добывать хлеб насущный.

Напоминает икона «Спорительница хлебов» о важности духовной пищи, которую не заменит никакая самая изысканная еда. Хлебом для души является Христос, Его учение, божественное Слово, записанное в Евангелии. Только питая душу этой духовной пищей, можно приобщиться к Господу, никак иначе.

В чем помогает святой образ

Еще при жизни старца около образа стали происходить чудеса. В чем помогала людям икона «Спорительница хлебов»? Голодное время тогда стояло на Руси, но по молитвам преподобного в обителях Калужской епархии хлеба хватало - урожай был достаточный. Запасов зерна было столько, что осталось и на следующий ход, хотя насельников в монастырях насчитывалось больше тысячи.

В другой год сильная засуха стояла в Воронежской земле. Людям грозил голод. Сотворили молебен возле списка образа, который был передан из Оптиной пустыни. Пролился обильный дождь, урожай был спасен. Появилось еще больше желающих иметь у себя благодатный образ.

В каких случаях помогает икона «Спорительница хлебов»?

  • Благословляет на труд (не только физический или связанный с работой в поле).
  • Заботится о плодородии земли.
  • Спасает от засухи или слишком затяжных ливней.
  • Помогает тем, кто содержит подсобное хозяйство.
  • Оказывает поддержку в житейских заботах.
  • Помогает преодолеть бедность.

Сегодняшнюю Оптину пустынь украшает храм в честь иконы «Спорительница хлебов». Заложен он в конце прошлого столетия. В основании есть камень, привезенный из Палестины. Небольшая церковь вмещает 150 человек, она прекрасно дополняет древний архитектурный ансамбль обители. Расположено здание между теплицами и мельницей. Монахи круглый год читают здесь Псалтирь, акафист, служат Литургии.

Братия утверждает, что с момента освящения храма в монастырском хозяйстве не было плохого урожая. Они воспринимают это, как знак долготерпения Божия, с радостью трудятся под сенью Матери Божией.

Место расположения, как молиться

Поскольку икона «Спорительница хлебов» прямо указывает на ежедневное пропитание, повесить ее вполне можно на кухне или в столовой. Каждый христианин должен молиться перед едой, благодаря Господа, этой задаче вполне отвечает сюжет образа. Трапеза является неотъемлемой частью жизни, Бог благословляет людям пищу и питье, которые поддерживают их земное тело. Поэтому даже на кухне уместно присутствие красного угла.

Допускается размещение и в основном домашнем иконостасе. Здесь жестких требований нет, важно, чтобы он выделялся, помогал хозяевам сосредоточиться на молитвах. Раньше образ размещали в кладовых и сараях, сегодня такой необходимости нет. Выживание больше не зависит от погодных условий, ему меньше стали придавать мистического смысла. Это, безусловно, хорошо, но также многих заставляет забывать о том, как коротка и хрупка человеческая жизнь.

Важно помнить о благодарности, с нее начинать и заканчивать молитву. Чтобы особенно почтить именно этот образ, следует читать акафист иконе «Спорительница хлебов» - хотя он создан уже в наше время. Подойдет и всеми любимый Богородичный акафист, как и любая молитва, адресованная Матери Божией. Свои личные просьбы следует излагать уже после того, как прочитаны церковные молитвы. Они написаны с таким расчетом, чтобы верующий получал духовную пользу, учился правильно формулировать мысли.

Молитвы около иконы «Спорительница хлебов» необязательно должны быть об урожае, материальной стороне жизни. Царица Небесная печется о душе человека также, как и о его пропитании телесном. Человек, в котором не воспитана духовная сторона, трудиться будет плохо, небрежно. Для христианина это недопустимо. Образ учит как раз тому, что каждая часть жизни должна быть гармоничной.

Молитва иконе Спорительница хлебов

Тропарь, глас 3

О Пречистая Дево Марие, Мати Царя небесе и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению, Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Кондак, глас 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуйя!

Молитва

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе€и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и Православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Варвара Викторовна Каширина
Галина Петровна Черкасова

В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября; на следующий день - Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября - день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» .

Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы «Спорительница хлебов».

Как и в период расцвета старчества, так и ныне многочисленные верующие, приезжающие в возрожденную Оптину Пустынь, у обретенных святых мощей старцев Оптинских укрепляются в вере, утешаются в скорби, обретают их благодатный молитвенный покров.

Святые мощи преп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами - образ Божией Матери «Спорительница хлебов».

Во Владимирском храме Оптиной Пустыни, где покоятся мощи семи преподобных оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной Пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря.

«Спорительница хлебов» - икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли - хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Об истории создания иконы

История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.

Безграничная любовь и доверие к старцу Амвросию, вера в его теплую молитву, имеющую большое дерзновение пред Богом, влекли к нему людей разных сословий, и очень часто, обездоленных и бедных. О них, о вдовах и сиротах, о больных и престарелых женщинах, желающих вести благочестивую жизнь, но не имеющих средств поступить в монастырь, было его особое попечение.

Многие женские общины были устроены по благословению, совету и указанию старца Амвросия. Среди них - Предтеченская женская община в г. Кромах Орловской губернии, Ахтырская Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская на Полтавщине, Леснинская на Холмщине и другие. Оставаясь в дальнейшем под духовным руководством оптинских старцев, о чем свидетельствует их эпистолярное наследие, жизнь в этих обителях устраивалась мирной и спасительной. Но непосредственного участия в становлении этих обителей старец Амвросий не принимал. И только в конце своего земного пути, «по особым путям Промысла Божия, ему самому пришлось принять на себя близкое его сердцу дело попечения о бесприютных в материальном и духовном смысле лицах женского пола, желавших проводить благочестивую жизнь и искавших его помощи и поддержки» .

Создание в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия» .

В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.

История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.

В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».

Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря . Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту» .

Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 год). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее - избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, - такой нет, - сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов» . Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря и находилась со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года. Предчувствуя конец своего земного пути, благодатный слабеющий старец все силы свои отдал созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней старца эта скорбь не ослабевала, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « … не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной?

В статье Л.А. Щенниковой, посвященной иконе «Спорительница хлебов» , назван художник, который мог бы выполнить замысел старца. Это иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители м.Софии. Начиная именно с этой работы Л.А. Щенниковой, авторство иконы ошибочно приписывают о. Даниилу. Отец Даниил как автор образа упоминается во втором томе «Православной энциклопедии» , а также во многих авторитетных каталогах .

Однако это предположение не подтверждается архивными данными. Более того, тот факт, что об авторстве о. Даниила не упоминает ни один из его современников, фактически опровергает мнение автора статьи. Версию Л.А. Щенниковой не поддерживает и известный исследователь жизни и творчества о. Даниила А.Л. Толмачев: «ни по технике, ни по стилю исполнения икона не может быть приписана кисти Болотова, тем более что никаких связей с Болховским монастырем у него не было. Если бы старец Амвросий хотел привлечь Дмитрия Михайловича <Болотова>, он поручил бы исполнение этого образа шамординской иконной мастерской, основанной о. Даниилом» .

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца: «...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону» .

И в последний год своей жизни старец раздавал и рассылал многим из своих духовных чад этот образ, с которого делались как живописные списки, так и литографии.

Интересное свидетельство о распространении иконы в эти годы находим и в письме известного одесского издателя Е.И. Фесенко от 14 февраля 1912 г.: «Слишком 20 лет тому назад, в бытность мою в вашей св. обители заведовавший в то время иконной и книжной лавкой обители иеродиакон о. Трефилий сделал мне заказ на печатании листков, книг и мелких образков, водил меня в скит к старцу Амвросию и с его благословения тогдашний игумен, имени его уже не помню, вручил мне икону Божией Матери Спорительницы хлебов, писанную на холсте, и просил отпечатать с него несколько тысяч экземпляров образков на бумаге, форматом 5x6 вершков. Икона эта была мною отпечатана своевременно с другими заказами, и деньги за заказ получены. Оставшиеся у нас образки разошлись, а камни, на которых был сделан рисунок иконы, уничтожены; но требования на этот образок не прекращаются, что и заставляет меня повторить печатание этого образка...» .

Сразу после кончины старца Амвросия в православной периодической печати появились многочисленные публикации о нем; читатели присылали письма, воспоминания, изречения старца и стихи, ему посвященные. Все эти материалы вызывали живейший интерес у читателей. Именно в это время, через несколько месяцев после кончины старца Амвросия, в журнале «Душеполезное чтение» появилась статья и об иконе «Спорительница хлебов» , которая стала единственной известной нам публикацией об образе в дореволюционной печати.

Как пишет о. Ераст (Вытропский), сведения об иконе, «напечатанные в журналах и газетах, обратили на себя внимание консистории, и она нашла, что иконе придано, по-видимому, значение явленной, или чудотворной, а потому она предписала: представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено в 1892 году. Об этой иконе распространялись сведения, будто она неизвестно как появилась в келлии о. Амвросия. Но в Оптиной Пустыни это было известно» . Известно и нам, из архивных документов. Но икону, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы, по указу Святейшего Синода все-таки унесли из Шамординской обители.

Святейшей Синод определением от 20 мая - 3 июня 1892 года за № 1217 отклонил также и просьбу московского купца С.В. Перлова о разрешении печатания хромолитографированного изображения иконы, «признав небезосновательным выраженное Московским духовно-цензурным комитетом опасения, что распространение такового изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки» .

Несмотря на это определение, народ продолжал почитать икону, благословленную старцем Амвросием. Отвечая на многочисленные запросы верующих, в Оптиной Пустыни были собраны сведения по истории иконы, подготовлена статья и в 1894 году направлена в редакцию «Церковных ведомостей». Однако статья была отклонена редакцией в виду того же принятого решения Синода 1892 года.

В начале 1896 г. епископ Вятский и Слободский Серафим (Серафимов) вновь обратился в Святейший Синод с просьбой дать указания по поводу почитания иконы «Спорительница хлебов». В определении Святейшего Синода от 29 февраля/22 марта 1896 г. за № 671 было подтверждено ранее принятое решение 1892 года; сделано указание цензору, разрешившему печатать изображения иконы в Одесской хромолитографии Фесенко, на неправильность его решения, а также сообщено об этих решениях министру внутренних дел И.Л.Горемыкину . На основании этого министр внутренних дел 22 июня 1896 г. издал распоряжение № 3990 «о недопущении на будущее время печатания в типографиях, хромолитографиях и т.п. заведениях изображений Божией Матери с наименованием «Спорительницы хлебов» .

Однако, вопреки этому запрещению Св. Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа делались как живописные списки, так и литографии.

Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Известный поэт Вячеслав Иванов посвятил иконе «Спорительница хлебов» одно из своих стихотворений из цикла «Песни смутного времени» 1917 года:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница !

Нам ничего неизвестно о судьбе той келейной иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые молитвы. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона «Спорительница хлебов» находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом . Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это?

Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов» . Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое, - благословение старца преп. Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма .

Иконография и богословский смысл иконы

Уже более века существует этот благословенный образ Божией Матери. Нетрудно заметить, что нет единой иконографии, но на каждой иконе у Богоматери без Богомладенца, сидящей на облаке, одинаково воздеты в молении руки над полем, питающим нас хлебом жизни, и поле это, разное, - такое, каким видит его иконописец.

Икона, которая находилась в келлии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании, составленном о. Агапитом (Беловидовым) и вышедшем в 1900 году. Это была публикация литографированной иконы , выполненной с живописного первообраза. Фотография такой же литографированной иконы из собрания семьи Флоренских приведена в работе Павла Александровича Флоренского «Иконостас» , изданной в 1994 году. Эти две публикации дают нам, что очень важно, верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Публикации черно-белые, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России.

Промыслом Божиим в келлии старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни в 1999 году появился живописный список с ранних икон Божией Матери «Спорительница хлебов». Эту икону передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы , скрытую под слоем краски:

«Радуйся Благодатная Господь
С Тобою Подаждь и намъ
недостоинымъ Росу Благодати
Твоея и Яви Милосердiе Твое».

Еще ниже: «Образъ. Сеи. Старца
Оптиной Пустыни.
Iеросхимонаха. Амвросiя.»

Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.

Представленный ряд икон, разных по времени написания, относится к иконографическому типу Молящаяся , по-греч. Оранта. В богословском толковании он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.

Почитая Царицу Небесную, мы исповедуем и дивное Ее заступление роду человеческому, явленное чрез Ее святые образы. Матерь Божия - «всех стихий земных и небесных освящение». Действительно, некоторые Ее образы связаны с природными стихиями : «Неопалимая Купина» - с огнем, «Живоносный Источник» - с водой. Прозрением старца Амвросия в эту чреду встала и «Спорительница хлебов», связанная не с одной, а с двумя природными стихиями: землей и водой. Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке - символе небесных вод и, соответственно, плодородия . Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы .

  • На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных. Старец Амвросий, дав этому образу наименование «Спорительница хлебов», этим подчеркнул, что Матерь Божия - Помощница людям в трудах их по снисканию хлеба насущного. В Акафисте иконе во многих строках это поется, напр.:

Икос 2: «… Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы».

Икос 9: «……Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и низпосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных».

И, наконец:

Кондак 12: « … Мати Божия, и егда изыдет сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуия».

Снискание хлеба насущного, в котором Божия Матерь Помощница, Заступница, Питательница и Домостроительница - толкование простейшее. Существует и глубинный смысл образа Божией Матери «Спорительница хлебов», который выражен его названием.

  • Для христианина «хлеб насущный» - это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12, 30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Очевидно, что Господь не противоречит Сам Себе.

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). «Хлеб наш» - тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» - нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. И в Акафисте, Матерь Божия и прославляется как «… брашно негиблющее алчущим правды», и как «… питие неисчерпаемое жаждущим жизни». (икос 12). И здесь надо понимать правду как истину во Христе, Спасителе, а жизнь как Жизнь Вечную.

Вспомним, как после Своего Воскресения Господь был узнан учениками в Эммаусе только после того, как Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24, 30), напомнив тем самым о Тайной вечери, т.е. «дне рождения» Евхаристии. И по сей день, причащаясь Святых Таин, мы, не участвовавшие в Тайной вечери, узнаем Господа в преломлении хлеба. И только ради святой Литургии земля дает плод свой, тот хлеб, который Духом Святым претворяется в Истинное Тело Христово. И это есть момент наивысшей любви Сына Божия к нам, отдающего Себя на каждой Литургии на заклание за нас, ради наших грехов и немощей. И потому, участвуя в Таинстве Евхаристии, мы идем по пути спасения, к Жизни Вечной.

Ценим ли мы это блаженство, это неоценимое сокровище - Божественную Литургию, на которой совершается величайшее Таинство Жертвы Христовой? «Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной святой Литургии», писал Св. Иоанн Кронштадтский.

  • Да, Господь - наш «хлеб насущный». Но Господь и воплотившееся Слово! В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1). И далее: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1,14). Господь, обращаясь к нам, говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Познать же истинное Слово можно только через Евангелие - благовестие, в котором содержится спасительное учение Христа. Но для того, чтобы открылась для нас добрая сокровищница Господня, нужно, чтобы в нас самих создалось доброе сокровище сердца (Лк. 6,45), способное и достойное получить от доброй сокровищницы, т.е. Слово Божие может укорениться только в сердце человека, у которого почва - душа - добрая и глубокая, где корни не засохнут. Только такая почва приносит достойные плоды. Воля же Божия в том, чтобы мы были плодоносящими, т.е. имели мир и радость о Святом Духе и Царствии Небесном.

И Матерь Божия, «тела здравие и души спасение» (икос 3), Спорительница наших плодов и на ниве духовной - «житие наше ко спасению устрояющая» (икос 12).

Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви - Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

  • И необходимо отметить еще одно - на иконе Божия Матерь, «яко солнце светозарное» (кондак 8), восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе».

Значит, жатва зреет, и Божия Матерь, как ранее «содействовала схождению на землю Спасителя мира», Боговоплощению, так и в этом образе восходит «над созревающей нивою, предшествуя приходу Господина с жателями» (кондак 8). В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные - в вечную муку.

  • Царица Небесная превознесена над хлебным полем, словно на кресте любви, простирая Свои руки ко Господу. Что же это за крест, изображенный благодатным покровом Ее рук?

Все мы усыновлены Господом Его Матери у Креста Его. Она имеет великое дерзновение к Сыну Своему, не только по родству плоти, но по освящению Духом Любви. Матерь Божия, избранная от всего человечества, носительница любви, сподобилась наибольшей чести воспринять в Себя Любовь Небесную. Нам же невозможно войти в любовь Божию без молитв Божией Матери, Которая непрестанно молится, чтобы и усыновленные Ее чада обрели эту любовь, стали питаться Хлебом Небесным и были спасены. Ибо, по слову Святого Евангелия: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Припев Акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы ее «Спорительница хлебов», написанный старцем Амвросием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое» , выражает упование на всесильную молитву Богоматери к Господу, веру в Ее заступничество и надежду на Ее милосердие .

Великим утешением шамординским сестрам была оставленная старцем икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В статье Е. Поселянина читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе «Спорительница хлебов» его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил, как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах. <…> и, что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону «Спорительница хлебов»<…>не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

Эта безграничная любовь великого старца и икона, оставленная им, есть благословение и нам, пришедшим на землю позже…

Оптина Пустынь, разрушенная и разоренная, была передана Русской Православной Церкви в 1987 году. Первую Божественную Литургию в обители отслужили 3 июня 1988 года. Монастырь стал восстанавливаться, возрождая духовные традиции старчества. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 года был причислен к лику святых старец Амвросий, первым из собора оптинских старцев.

В ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 15(28) октября. Но поскольку это произошло в конце 1993 года, день празднования иконы внесен в церковные календари, начиная с 1995 года.

И в наше время по всей России во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» освящаются новые храмы и приделы, пишутся новые иконы. Нам встретилось несколько вариантов службы иконе «Спорительница хлебов»; написана служба и на духовной родине великого старца Амвросия, в Оптиной пустыни. Теплятся лампады перед благословенным образом и от «избытка сердца глаголят людские уста», вознося святые молитвы.

Спорить кому, чему чем (от пора) - помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок. См.: Владимир Даль. Толковый Словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296.

Болховский Богородично-Всесвятский монастырь был основан в 1853 году как женская община тульской помещицей Софьей Иосифовной Трубицыной (впоследствии иг. София). В 1856 г. община была принята в духовное ведомство с представлением в ее пользование Всесвятской кладбищенской церкви. В 1875 г. община переименована в общежительный монастырь.

Илария, игумения Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря (род. в 1836 г.). В миру Клавдия Григорьевна Козина, из дворян Малоархангельского уезда. В монастырь поступила в 1854 г., в монашество пострижена 13 июля 1875 г. До пострижения была смотрительницей в монастырской рукодельной. 24 июня 1885 г. назначена настоятельницей монастыря с возведением в сан игумении. В Болховском монастыре находилась почитаемая икона «Всех святых», в 1889 г. старец Амвросий заказал изображение Божией Матери с этой иконы и благословил подписать ее «Спорительница хлебов». Эта копия была готова и доставлена старцу в начале 1890 г.

Ераст (Вытропский), иером . Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. С. 209.

Участие Сергея Васильевича Перлова (1836-1910) в этом деле не было случайным. Искренний ученик преподобного Амвросия, он по завещанию старца поддерживал Шамординскую обитель. Со старцем Амвросием Сергей Васильевич познакомился в 1885 году благодаря своей жене, Анне Яковлевне Перловой (в дев. Прохоровой 1843-1919). При жизни преп. Амвросия супруги дважды бывали в Шамордине и благотворили общине. После кончины старца Сергей Васильевич взял над ней полное попечительство. Были устроены новые мастерские и улучшены старые: иконописная, чеканная, золочения по левкасу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич специально приглашал преподавателей для обучения сестер церковному пению. В июле 1892 г. он испросил у епископа Калужского и Боровского Виталия (Иосифова) разрешение выстроить для своей семьи дом за монастырской оградой. В 1897 г. Анна Яковлевна Перлова пожертвовала пять тысяч рублей для расширения монастырского детского приюта. На средства С.В. Перлова были построены каменная больница на 60 коек и вместо пришедшей в ветхость старой трапезной - новая. На средства А.Я. Перловой была построена каменная богадельня с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По некоторым данным, перед смертью Анна Яковлевна была пострижена в монашество с именем Амвросия. Похоронена в Москве.

Храм принадлежит христианской общине мирян, с удивительной исторической судьбой. Возникшая в 20-х годах прошлого века, община существует и в наши дни, являя собой пример истинного христианского отношения к жизни и труду. «Немонашеской обителью наших дней» назвал Михновскую общину Владыка Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский и всея Белоруссии (1941-1944 гг.), посетив ее летом 1936 года. Община сформировалась в старинном имении дворян Корецких, вокруг их домовой церкви «Всех скорбящих Радость», построенной в 1915-1917 годах. После кончины главы семьи Николая Осиповича Корецкого (1841-1912), его вдова Анастасия Дементьевна вместе со своими детьми: Марией, Варварой и Анастасией, посетила Оптину Пустынь. Старец Нектарий благословил строительство храма на погосте над семейной усыпальницей, что и было сделано Анастасией Дементьевной к лету 1915 года. Тогда же ею была заказана у инокинь Шамординского монастыря и икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы. Именно эта икона и находится в киоте слева от иконостаса, являясь украшением Скорбященского храма. В феврале 1921 года имение Корецких впервые посещает протоиерей о. Понтий (Рупышев), приглашенный Анастасией Дементьевной для духовного окормления трех своих дочерей, и на долгие годы становится духовным руководителем общины. О. Понтий, духовное чадо Св. праведного Иоанна Кронштадтского, до революции служил священником минной дивизии Балтийского флота. Мудрое духовное руководство о. Понтия (†1939) позволило устоять общине в сложных политических условиях в разные годы: когда с марта 1922 года Виленский край вошел в состав Польши, затем, в СССР, да и во время войны в этих краях сталкивались разные политические интересы. В послевоенные годы ликвидировать общину пыталась и советская власть. Но община устояла и лишь с 1990 года, с момента обретения Литвой независимости, Михновская сельскохозяйственная христианская община обрела юридические права.

В объяснении богословского смысла образа была использована проповедь насельника Оптиной Пустыни.