Каковы основные должностные обязанности начальника. Новое в версии

Руководителю стоит задавать себе почаще вопрос, помогает он сотрудникам выполнять свои обязанности или только мешает. Организации со штатом сотрудников до 300 человек особенно чутко и остро ощущают умение начальства распределять поток задач внутри команды.

Владимир Ковалев, генеральный директор ГК «Олимпроект» , рекомендует составить список задач, которые вы хотите выполнять самостоятельно и задуматься. Вот что из этого может получиться.

Масштаб бизнеса

Есть примеры, когда предприниматель не сразу осознает разницу между пятью людьми в штате и сотней. Модель управления, схема распределения обязанностей остается прежней, но что-то идет не так.

Генеральный директор стремится, как и прежде, быть на всех уровнях управления проектов, участвовать в принятии даже линейных решений – в итоге растет напряжение в офисе, особенно от этого страдает «офицерский» состав (руководители департаментов). При определении задач, которые хотите сохранить за собой, подумайте об объеме бизнеса.

Отдел продаж

Необходимость этого подразделения иногда преувеличена. Как правило, сотрудники отдела продаж не слишком погружены в нюансы работы и услуг, которые предоставляет компания. И в конечном итоге могут «напродавать» того, что реализовать на практике в заявленные сроки нельзя или, что чаще, не обеспечивает плановую рентабельность из-за недоучтенного субподряда или иных расходов.

С задачей презентовать компанию лучше всего справится ее глава, особенно это касается B2B-cектора%

  • Во-первых, заказчик видит в собственнике эксперта отрасли, понимает, что он может решить сложный комплекс задач и проблем, с которыми неминуемо сталкивается любой проект, а значит, и сам заказчик при его реализации.
  • Во-вторых, заказчики понимают, что их проект не проходной или малозначительный для компании. На рынке B2B-услуг есть примеры, когда одна сторона обижалась на другую из-за того, что не ощущала свою ценность. Клиенту важно, что даже по не самому крупному контракту генеральный директор едет договариваться о стоимости и объеме работ сам, а не присылает представителя.

Стратегия и тактика

Иногда их путают в попытке угнаться за результатом, и предприниматель невольно делегирует стратегические функции. Нужно периодически проводить ревизию поставленных задач и определять, какие из них определяющие для бизнеса, а какие нет.

Главное держать четкую стратегическую линию для топ-менеджмента. У них нет этой интуиции, понимания, где и какие решения имеют долгосрочное значение, какие методики развития бизнеса нужны на данном этапе роста. И нельзя требовать этого от сотрудников, потому что ответственность и риски лежат на собственнике. Тем более иногда стратегия корректируется на основании текущей тактической ситуации. И это взаимозаменяемые понятия - не стоит жертвовать тактикой ради стратегии, если это приносит успех.

Пример первый

Никогда линейный руководитель не согласится выполнять новый объем работ или дорабатывать проект с учетом многочисленных «хотелок» и неожиданных дополнительных вводных заказчика, если это не обеспечивает плановую рентабельность (даже если KPI на это не завязан). Но в отдельных ситуациях лучше уступить клиенту и не допустить конфликта. Это позволит не тормозить проект и обеспечить его успешное завершение, а значит не допустить репутационных рисков.

Пример второй

Для большинства клиентов подписание договора (неважно на 100 рублей или 100 млн) ситуация стандартная: обсудили условия, прошли через непростой процесс согласования документов (при этом работы, как правило, уже начаты и ведутся за счет компании) и вперед. А вот оплата дополнительных работ, которые не входят в основные пункты договора – вызывают иногда удивление.

Заказчик предпочитает либо, чтобы эти услуги провели бонусом, либо хочет большую скидку. Здесь, несмотря на тактическую ситуацию (если у компании не один ключевой контракт), необходимо принимать только стратегический подход.

Оба примера связаны с репутацией – одним из важнейших активов компании. И решение в обоих случаях должен принимать собственник, хотя ситуации по всем критериям исключительно тактические.

Общение с сотрудниками

Часто владельцы бизнеса общаются только с линейными руководителями и не вовлекаются в работу остальных сотрудников. Не стоит игнорировать коммуникацию с рядовым менеджментом – успех компании зависит от вовлеченности всей команды.

Только генеральный директор, поддерживая эмоциональный контакт, дает уверенность в будущих победах. Но помните, что умение линейных руководителей вовлечь сотрудников своего отдела в бизнес-процессы компании - один из основных параметров оценки их KPI.

Неразрывная связь между собственником, начальниками подразделений и линейными работниками нужна компании как воздух. Например, задачи, которые можно делать по плану неделю, непосредственный исполнитель по просьбе собственника в состоянии сделать и за день.

Использовать это на постоянной основе нельзя, да и просто вредно, но в виде исключения для достижения результата и поддержания боевого духа – иногда можно. К некоторым вопросам необходимо подключаться системно на довольно низком уровне для поддержания высокого качества работ.

Очевидные задачи

Нельзя делегировать:

  • Конфликтные ситуации с заказчиком. Их урегулирование принимается совместно с главой компании;
  • Решение о стоимости работ при согласовании коммерческих предложений и скидках клиентам;
  • Кадровые вопросы, в том числе и поощрения сотрудников.

Зона допустимых отклонений

Умение делегировать – опыт, приобретенный путем проб и ошибок. Не бойтесь распределять обязанности в комфортном для себя режиме. Существует зона допустимых отклонений и не страшно, если сотрудник решит задачи под другим углом, ведь в конечном итоге проект будет реализован.

При формировании политики делегирования четко осознавайте, что сотрудники мыслят иначе, имеют свою логику. Главное «не бить по рукам» и не раздражаться, когда они не совпадают с вашим видением. Подчиненные должны решать вопросы с учетом стратегии компании, но тактика, инструментарий могут отличаться.

Важно дать шанс исправить ситуацию, если возникла проблема – тут сразу становится понятно, может или нет человек решать задачи на высоком уровне.

Находите в топах сильные качества и давайте поручения, которые лучше всего будут ими реализованы. Не сравнивайте себя с ними и не попрекайте личными достижениями.

Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

Функциональный тип организационной структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.

Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами. У линейного руководителя появляется штаб, состоящий из управленческих подразделений (отделов, бюро, групп, служб, специалистов, которые специализируются на выполнении какого – то одного вида управленческой деятельности. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.

Дивизиональная структура управления . Дивизиональные (от англ. отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. ХХ в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Штабной тип организационной структуры.

Данный вид структуры предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. Создается группа подразделений, целью которой является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.

Органический тип

Матричный вариант организационной структуры основан на программно- целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться своим непосредственным руководителям. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.
Проектная – временная структура, созданная для осуществления конкретного проекта, решения конкретной задачи группой специалистов, после чего группа распадается на новый проект

Классный руководитель - это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

Рассмотрим подробнее, чем занимается классный руководитель.

Классный руководитель должен знать :

  • Имя, фамилию, адрес, телефон каждого ребёнка в своём классе, и эти же данные для каждого родителя или законных представителей ребёнка + место работы и рабочий телефон. Вы наверняка уже видели бумажки, которые часто приходится заполнять под названием «Согласие на обработку персональных данных». Не пугайтесь этих бумажек. Школа выполняет закон «Об персональных данных», так же и как все учреждения. Вспомните хотя бы поликлинику или свою собственную работу, там вам обязательно давали заполнить такой бланк. Данные о месте работы и телефоне берутся на случай «несчастного случая» (извините за тавтологию). Если что случится, могут позвонить вам на работу.
  • медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка (данные о здоровье, что ему можно, а что нельзя). К примеру, у вашего ребёнка сильная аллергия на шоколад. Учитель от себя решает подарить детям ко дню рождения шоколадку. Дети они такие, разве откажутся от сладкого? Вот и беда случается, а учитель (который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка ) в панике и не знает что делать.
  • особенности характера ребёнка (по возможности) (какие-то черты ребёнок может при вас и не демонстрировать, но если вы очень хорошо знаете его, то расскажите своему классному руководителю, это во многом может помочь в работе). Знала одного ребёнка, который с виду казался очень спокойным и трудолюбивым. К середине года видимо из-за усталости он начал раздражаться. Если что-то не слышал или не успевал, не понимал, мог бросить тетрадь, разрисовать контрольную работу или просто броситься в слёзы. Всё, что можно бы было объяснить учителю, подняв руку, он выражал подобным образом. Спрашивать о переломах психики у родителей учитель не всегда считает удобным, а проблема никак не решается.
  • Уважаемые родители! Вы лучше знаете своих детей! Учителя изучают психологию в институте, но в маленьких объёмах и не всегда могут понять, что происходит с ребёнком (многое в характере зависит от семьи, которое учитель за два занятия в неделю понять не может!)
  • социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе). Одни родители жаловались, что в анкете для родителей (которую вас просят заполнить для выяснения социального статуса семьи - обобщённые данные затем передаются социальному педагогу школы) был вопрос: «Опишите материальное положение семьи». Такой вопрос не выражает социальный статус семьи, а материальный (что является личной информацией) и не имеет права находиться в такой анкете. Вы не обязаны сообщать об этом классному руководителю! Скорее всего, администрация школы вместе или отдельно с классным руководителем хотят выяснить, кто из родителей имеет больше денег, сами понимаете для чего. Классный руководитель отвечает за ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят записки, справки и т.д.

Что же обязан делать классный руководитель:

помогать решать конфликты в классе (между учениками); — помогать решать конфликты ученика и учителя ; — готовить и проводить собрания и ; — вести учёт в столовой школы (в старших классах этим могут заниматься сами учащиеся); —проверять дневники раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). — все проблемы , связанные с конкретным учеником , обсуждать только с его родителями (законными представителями), а не в присутствии других детей или других родителей (если их дети в конфликте не участвуют); — в случае возникновения несчастных случаев, конфликтных ситуаций сообщать родителям всю информацию .

Классный руководитель может :

— приглашать учеников и их родителей на индивидуальные беседы; — звонить родителям по причинам, касающимся обучения, воспитания, поведения и жизни ребёнка в школе; по просьбе родителей: — помочь в закупке , тетрадей, пособий; — в организации досуга детей (если платный, например, поход в кино). Но вправе и отказаться, так как школа и её работники не должны иметь дело с деньгами родителей.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы; — раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях); — в одиночку выводить класс за пределы школы , если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей).

Напоследок…

Но кроме обязанностей и запретов, классный руководитель всё же имеет и личную жизнь. Многие родители забывают про это и могут названивать учителю поздним вечером или даже ночью. Ладно, если случилось что-то или срочно что-то надо сообщить. Но часто некоторые мамочки и папочки предъявляют разные претензии и в не особо вежливой форме(почему не посадил ребёнка ближе к доске, хотя учитель впервые узнает об этой просьбе; написал несправедливое замечание в дневнике и т.д. и т.п.). Неужели об этом нельзя поговорить днём или при личной встрече? Учителя тоже люди и тоже хотят побыть дома в спокойной обстановке. Сами понимаете, что школа не рай. Конечно, есть учителя, которые в любое время готовы вас выслушать, но делайте это в разумных пределах (в вежливой форме, в не позднем времени). После звонков с отрицательными эмоциями родителей, я должна была садиться делать уроки на следующий день. Создание уроков - творческий процесс по обучению и воспитанию ваших деток. Впитав вашу отрицательную энергию, учитель может создать гениальные уроки?

Если вы чем-то возмущены, то, пожалуйста, прислушайтесь к этим советам, прежде чем гневно звонить классному руководителю:

  • звоните в рабочее время (спросите о рамках звонка у вашего классного руководителя);
  • говорите вежливо, не создавайте конфликт (учителя бывают разные, могут злость выразить на ребёнке); вопросы, касающиеся детей, можно решить только в доброжелательной обстановке, а не в гневе и раздражении;
  • во всех проблемах опирайтесь на интересы ребёнка (как ситуация влияет на ребёнка, страдает он от этого и т.д.), а не на своё мнение, вы ведь решаете проблемы для улучшения жизни ребёнка!

Классный руководитель - ваш помощник и коллега в воспитании ребёнка. Относитесь к нему с уважением. Люди бывают разные, не всегда можно хорошо поладить. Но если случается какая-то проблема с вашим ребёнком в школе, дома, вы вполне можете с ним посоветоваться. В интересах классного руководителя помочь своему подопечному вырасти человеком в полном смысле этого слова. А теперь вы знаете об этой дополнительной должности учителя немного больше.

Так думают 54%

Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев в рамках кампании по оздоровлению правительства региона на оперативном совещании дал поручение целому ряду чиновников похудеть, передает ИТАР-ТАСС. Так министру здравоохранения области Владимиру Стрючкову было рекомендовано похудеть за полгода на 16 кг. Соответствующие поручения получили министр лесного хозяйства и природных ресурсов Николай Аргаткин и заместитель председателя облспорткомитета Владимир Жучков . К руководителям, работающим в сфере здравоохранения, образования или физической культуры и спорта — особые требования, считает Василий Бочкарев: «Не сбросил вес, не привел себя в порядок — уходи из правительства!». Эксперты ИА REX обсудили инициативу пензенского губернатора в статье « » и сочли её незаконной. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Имеет ли право руководитель требовать от своих подчинённых похудеть?».

Результаты опроса по теме «Имеет ли право руководитель требовать от своих подчинённых похудеть?»

Вариант ответа

Число участников опроса, давших положительный ответ

% участников опроса

Да, имеет право. Чиновники не должны своими животами раздражать население. К тому же полные люди склонны к болезням и государству приходится оплачивать им больничные, а остальным чиновникам работать за толстяков

Нет, не имеет права. Избыточный вес может быть у человека по многим причинам. Пусть губернатор по делам, а не по животам судит о профессиональном соответствии чиновников занимаемым постам

Трудно ответить

Свой вариант ответа

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Elena Sovetkina:

Кажется, в нашей стране дошло до того, что к пьяницам и наркоманам относятся лучше, чем к людям с лишним весом. Я выступаю за одинаковый подход. Увольняем толстых, увольняем слишком худых, увольняем курильщиков, увольняем пьяниц, наркоманов - не вопрос. Но...Люди каждый час выходят покурить - минус час рабочего времени, но все нормально, пьяницы - непонятые гении и т.д.

Влада Эмет:

Бочкарёву бы самому похудеть не мешало. Когда такими требованиями разбрасывается человек, который сам никогда стройностью не отличался и здоровый образ жизни не вёл, это как минимум странно. Василий Бочкарёв вообще со странностями. У него в регионе сироты на улицах живут, а он говорит, что это сон и что не дело сиротам укрываться от дождя и снега в административном здании, даже если администрацию разогнали, а здание пустует.

Александр Чернов:

Морально - этический уровень губернатора Пензенской области обусловлен общепринятым в Российской Федерации волюнтаризмом в сфере соответствующих норм, связанных с достоинством гражданина РФ. Следует отметить, что в РФ нет кодекса гражданина РФ, отсюда и все беды в этом плане.

Luba Nesoglasnaja:

Никакого права у него нет! Живу в Пензенской области и вижу как он "руководит", лучше бы занимался конкретной работой, а не демонстрировал свою безграничную власть. А по большому счету некоторым олигархам и депутатам не мешало бы заняться своим здоровьем, Усманов или Шпигель вообще в ГДшную трибуну не входят из за своих крупных размеров, так что в какой то мере кое-кому и не мешало бы почаще ходить в фитнес-клуб, да посетить диетолога, все боятся, что не успеют на этом свете побольше красной и черной икры употребить.

Игорь Белоногов:

Раз во всей стране курильщикам запретили курить, то почему бы и толстякам не предложить похудеть? Излишний вес для здоровья вреднее, чем курение. Раз депутаты взялись оздоравливать населения, то вслед за законом о запрете курения логично издать закон о запрете излишнего веса, запрете потребления сахара, соли, чая, кофе, чипсов, сдобных булок, пива, вина, водки, есть жареное мясо, пить газированные напитки и много чего еще. Ведь вредно для здоровья. Вообще жить для здоровья - вредно. Вот раздолье для депутатской деятельности и законодательных инициатив!

Николай Цветов:

Начинать надо всё-таки с мозгов. И потом, хорошего человека должно быть достаточно много. Толстые люди чаще всего добрые.

Алексей Паршиков:

Скоро кому-ни будь рыжие люди не понравятся. Скажут уволить всех - на Чубайса похожи. Вообще у властей здесь широкое поле законотворческой деятельности. А вот у меня есть знакомый. Он был директором завода, когда я там работал мастером. Он с 1980 по 1989г был председателем Брянского Облисполкома. Не знаю чиновника лучше. Открытый грамотный, честный - его весь город уважал. Никакими благами не пользовался. На работу и с работы пешком ходил. Иногда люди пользовались этим, подходили прямо на улице с просьбами. Или сразу собой приглашал или время назначал, когда придти. Сейчас ему 85 лет живописью на пенсии занялся. Вот, А весу в нём 150 кг, да и косоглазие в придачу, а человек для людей жил и живёт. Причём здесь размер его талии?

Владимир Фартух:

Если начальник самодур, он будет требовать всё, что взбредёт ему в голову. Но, если в результате очередного медосмотра, врачебная комиссия даст какие-то рекомендации, в том числе и по борьбе с лишним весом, начальник обязан способствовать выполнению подчинённым этих рекомендаций. Так же начальник должен знать, что лишний вес бывает, предопределён на генетическом уровне, и с этим уже ничего не поделать. Но в любом случае нельзя трепать нервы людям.

Владимир Радченко:

Разумеется, каждый руководитель может набирать сотрудников в соответствии со своими представлениями и симпатиями, но не стоит забывать, что каждому телосложению соответствуют свои черты характера (упорство- упрямство, быстрота реакции, конфликтность, доброта, злобность и.т.д.), конечно если полнота или худоба не патология. И если отдавать предпочтение только одному типу, коллектив может оказаться просто неработоспособным.

Добавим, что опрос проводился с 5 по 10 июня. В нём приняли участие 1093 блогера, оставивших 297 комментариев по теме опроса.

Напоминаем, эксперт ИА REX, культуролог, кандидат философских наук Лариса Бельцер-Лисюткина (Германия) полагает, что для оздоровления правительства региона губернатора Бочкарёва надо срочно отправить на лечение в психиатрическое учреждение. «То, что он себе позволяет - это цинизм и бесстыдство. Наглая демонстрация безграничной и не подотчётной власти. Он публично оскорбил и осмеял людей, которые являются его непосредственными сотрудниками. Выставил их напоказ, пригвоздил к позорному столбу. Кто дал ему право устанавливать весовые нормы для людей? Неужели никто из оскорблённых не подаст на него в суд? Не выйдет в знак протеста в отставку? Избыточный вес может быть у человека по многим причинам, отсутствие дисциплины и обжорство - только одна из них. Ставить к позорному столбу людей с медицинскими проблемами - это надо иметь пещерный уровень сознания и воспитания. В других странах с избыточным весом борются путем распространения информации о здоровом образе жизни. В первой главе немецкой конституции написано: "Достоинство человека неприкосновенно" (Menschenwürde ist unantastbar)», - отмечает эксперт.

В то же время эксперт ИА REX, журналист Роман Лискин согласен, что нормальный вес реально уменьшает риски заболеваний. «Но, далеко не всегда это признак ленивого образа жизни. Требование похудеть от работодателя, равносильно идентичной дискриминации по национальному, расовому, и другим признакам, что естественно противозаконно. Да, если трудовая деятельность связана с представительскими функциями это имеет значение, но, как правило, такие нюансы оговариваются изначально при поступлении на работу. Все остальные требования - обыкновенный волюнтаризм, который как минимум должен быть хорошо оплачен. В других странах такие претензии могут окончиться миллионным иском. Хотя, конечно надо худеть. Но, работодателю это личное желание не должно иметь даже опосредованное отношение. Проще говоря, это равнозначно, как поменять сексуальную ориентацию по требованию», - резюмирует эксперт.

Основные обязанности классного руководителя

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ "Об образовании", а также Устава и концепции деятельности школы настоящего Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели - 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя ("классный час") проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний - не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом "не навреди".
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
2.Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
4.Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен знать

Закон РФ "Об образовании" (1992 г.).
- Конвенцию о правах ребенка (1993 г.).
- Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
- Школьную гигиену.
- Педагогическую этику.
- Теорию и методику воспитательной работы.
- Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь

Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
- Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в классе.
- Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
- Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
- Организовать и провести родительское собрание.
- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.