Общая психология - тесты для педкампус. Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии

И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали также их условно-рефлекторную природу и детерминированность условиями внешней среды. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры - с корковыми концами всех анализаторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, достигает двигательной области и вызывает аналогичный процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора может служить пусковым механизмом двигательной реакции.

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность.

Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. По этому поводу И.П. Павлов говорил, что человек воспринимает действительность через первую сигнальную, затем становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - центр мозга - лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой цели.

§ 5. Теории воли

В теориях воли, существовавших в истории психологии, всегда ярко выступали общие установки их представителей а также различия философских воззрений их представителей. Философской основой для решения ее психологической проблемы являлось решение вопроса о свободе и необходимости.

Понятие воли было издавна, по выражению С.Л. Рубинштейна, основной цитаделью идеализма; оно поэтому стало главной мишенью механицизма. Среди ее ранних теорий выделялись следующие:

Индетерминизм, которого придерживались идеалистические психологи. Его представители считали, что в природе и обществе нет объективных закономерностей. Человек может произвольно изменять действительность. Они считали волю духовной силой, которая не зависит ни от мозга, ни от окружающей среды. Воля человека, по их мнению, свободная и ничем не определяемая, ни от чего не зависящая сила, есть начальный и конечный принцип существования. Тем самым они подчеркивали принцип беспричинности, недетерминированности психических явлений. Такая волюнтаристская точка зрения была не только научно неверна, но и вредна, так как отрицалась возможность воспитания воли, независимость поведения человека от условий, в которых он находится. Характерна, например, точка зрения одного из представителей этого направления А. Шопенгауэра, утверждающего культ сильной личности. Он считал, что каждому субъекту свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся «войне против всех». Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни. Все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником эгоизма человека.

Если волюнтаристы считают волю особой духовной силой, которая абсолютно свободна и ни от чего не зависит, то механицисты, поддерживающие теорию механистического детерминизма, полностью отрицают свободу воли человека, считая, что она прямо зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Эта теория утверждала фатальную причинную обусловленность поступков, действий человека, господство рока, веру в судьбу, божественную первопричину всего происходящего. Так, Ч. Ломброзо, придерживающийся таких взглядов, считал, что человек – безвольная игрушка природы, бога, однажды заведенная и неспособная изменить первоначальный ход событий, поэтому никакой свободой воли не обладает. Внешнее противопоставление свободы и необходимости преломилось во внешнем противопоставлении сознания и поведения, подчеркивал С.Л. Рубинштейн. Поведение было по большей части признано сферой необходимости, закономерной детерминированности; свобода приютилась в сфере сознания. Поэтому сторонники этой ложно понятой свободы попытались оторвать волевой «акт» от действия, превратив ее лишь в переживание. Сторонники же закономерной детерминированности поведения попытались свести волевое действие к более элементарным движениям, реакциям, рефлексам и пр., оторвав его от регулирующего его сознания (в отечественной психологии реактология (К.Н. Корнилов) и рефлексология (В.М. Бехтерев)).

В идеалистической психологии сознания волевой акт трактовался в основном как переживание в отрыве от действия. Поэтому в центре психологической теории воли оказался вопрос о том, насколько специфично это переживание. Одни теории – интеллектуалистические – сводили се к интеллекту; своеобразие волевого акта усматривали только в той роли, которую в нем играют интеллектуальные моменты, представление о цели. В частности, ассоцианисты (Э. Мейман, И. Гербарт и др.) обычно определяли волевое действие как движение ассоциативное, связанное с предшествующим ему представлением об этом движении или его цели. Другая группа теорий сводила волю к чувству, аффекту. В волевом акте основным признается стремление, а в стремлении - вызывающий его аффект. Волевое действие определяется как акт, детерминированный аффектом (В. Вундт). Сведение воли к аффекту означает по существу отрицание волевого акта и сведение действий к импульсивным (неволевым) действиям. Ее понимание в отечественной психологии в последние десятилетия основывалось на диалектико-материалистическом подходе - на признании закономерного характера общественной жизни. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, не предопределяют многообразия деятельности человека. При этом исходили из двух положений: а) воля, как и все другие стороны психики субъекта, имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания. Этот подход предполагает выбор мотива, цели деятельности, рассматривает свободу воли, как способность принимать решение со знанием дела, состоит в господстве над внешними обстоятельствами, природой. Предполагается, что свобода действий человека основывается на всестороннем учете обстановки, нравственных мотивах поведения, ответственности за свои поступки. Свобода превращается в познанную, осознанную необходимость.

В современных отечественных исследованиях воли нет единого ее понимания. В исследованиях В.И. Селиванова и его учеников воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от предмета (объекта) деятельности или партнера по деятельности и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия, которая протекает на разных уровнях:

I уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики нужной форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В.А. Иванников, рассматривая сущность волевого поведения, также подчеркивает, что в психологии до сегодняшнего дня не решены вопросы, объясняющие реальности волевого поведения. По мнению автора, в современной психологии распространенными являются следующие представления реальностей, которые объясняют и описывают понятия воли. Действия: без актуальной потребности; при конфликте мотивов; с учетом его последствий и морали; по общественной необходимости; произвольно избранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний, преодоление препятствий, в том числе усталости и т.п.

В.А. Иванников считает, что смысл действия задается его отношением к мотиву, и «изменить смысл действия есть всегда изменение его мотивации». За волевой регуляцией действий стоит изменение их смысла, определяемого изменением мотивации, расширением сознательны связей человека с миром, переосмысливанием ситуации. Высшие достижения воли оказываются связанными как раз с ответственностью перед другими людьми.

Прежде чем переходить к обсуждению отдельных теорий и проблем психологии воли, хотелось бы отметить неудовлетворительное состояние этого вопроса в современной психологии. Проблема воли, длительное время занимавшая значительное место в психологических концепциях, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции.
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .
Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли (см. Хрестомат. 12.1 ).
1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму "бегства от свободы", как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: "Я это делаю, потому что тебя люблю". Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер.
По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.


  • 2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:
    • мотивационный подход;
    • подход свободного выбора;
    • регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.
Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. О шопенгауэровском пессимизме было сказано немало слов. Вот оценка, данная теории А. Шопенгауэра Л.И. Шестовым: "Возьмите хотя бы Шопенгауэра: кажется, в философской литературе мы не найдем никого, кто бы так настойчиво и упорно доказывал бесцельность нашей жизни, но, с другой стороны, я затрудняюсь назвать философа, который сумел бы так заманчиво соблазнять людей таинственной прелестью доступных и недоступных нам миров" (Шестов Л.И., 1993. С. 281). Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.
Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова . Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.
Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).
Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.
Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.
Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.
Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.
Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.
Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" (Выготский Л.С., 1982. С. 465 ). В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению.
Мы рассмотрели одно из направлений в исследовании воли - мотивационный подход. Его достоинством было исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки состоят в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.

Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой - свободы выбора. Причинность материального мира сопоставлялясь им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. "Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто. Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью). Что же касается того мира, где она обитает, - мира вещей самих в себе, - то в нем властвует "закон долга", категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую" (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 13).
Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.).

Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.
Исследования регуляции психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в психологии, занимающееся проблемой саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов:

первый этап - связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии.

третий этап - волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

четвертый этапе - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В результате возникли два главных противоборствующих течения в вопросе понимания природы воли.

Одно подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» -- значит сказать «против желания». Желание (волеизъявление) бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т. е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Отсюда волевой -- это тот, кто имеет волю. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и не волевых, т. е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

ТЕОРИИ ВОЛИ

ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ

Волюнтаризмом называют ошибочное признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни личности. В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название волюнтаризм и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин (354--430 гг.) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дунс Скотт («воля выше мышления»).

Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 1

Лекция № 3 (18)

Тема: «Воля»

План

1. Понятие о воле.

2. Основные психологические теории воли.

3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

4. Структура волевых действий.

5. Волевые качества человека и их развитие.

Понятие о воле.

Воля – это регулирующая сторона сознания, направленная на преодоление трудностей при достижении сознательно поставленной цели.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не­произвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку ста­кан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выпол­няет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию по­ведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные дей­ствия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шумза окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. К непроизволь­ному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в си­туациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение . Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звень­ев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей слож­ности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложно­го волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задол­го до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставлен­ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - внутренние или внешние. Внутренними (субъективными ) препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности .

Обычно мы более или менее ясно понимаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувства­ми, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято назы­вать импульсивными . Степень осознания таких действий сильно снижена. Совер­шив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совер­шения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи­мо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное дей­ствие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и сред­ства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без учас­тия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо приятного, точно так же как избежать чего-либо неприятно­го, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступа­ют препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится при­лагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единствен­ным источником наших действий, служат патологические случаи потери способ­ности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать.

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях – побудительной и тормозящей (сдерживающей).

Побудительная функция проявляется в активности человека. Активность вызывает действие благодаря специфике внутренних состояний человека. Если активность проявляется как особенность воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действий и поведения сознательно поставленной целью. Такая активность не подчинена актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуаций.

Тормозящая функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего проявляется в единстве с побудительной. Человек способен затормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведение, которые противоречат представлениям об образе, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитет личности. Примером тормозящей функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности.

Основные психологические теории воли.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас­пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози­ции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире , прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формирова­нии логического заключения.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения , когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление про­блемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следо­вать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб­солюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны­ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо­жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж.П.Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан­ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т.д.

Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя вида Homo Sapiens от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь­ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.

Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непо­нимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание пре­вращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем - в безумие.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И.П.Павлову , который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, - писал он, - всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников - один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной . Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.Ю.Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной Павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам дастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях ? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

I уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования. Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.


Похожая информация.


Изучению воли и волевых действий в психологии, а также созданию собственно психологических теорий воли предшествовал долгий этап рассмотрения этого вопроса в рамках философских знаний. Философской основой решения психологической проблемы воли является ответ на один из наиболее значимых и фундаментальных вопросов на всем протяжении развития человекознания - вопрос о свободе и необходимости.

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было сформулировано Аристотелем. Он рассмотрел связь воли с этикой, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. "От нас зависит быть хорошим и или дурными". Добровольность для Аристотеля - это, во-первых, свобода выбора, во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество, проявляемое не "по принуждению начальника".

Голландский философ Б. Спиноза определил волю как осознанную необходимость, которая субъективно воспринимается в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы. "Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основано на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".

И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля несвободна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу и христианское учение о свободе воли, и концепции механистического детерминизма. Несостоятельность христианского учения о воле Кант видел в том, что в нем конечной причиной человеческих поступков выступает не сам человек, а Бог. И поскольку эта причина находится вне власти человека, он в конечном счете остается безвольной игрушкой сверхъестественных сил.

Но и механистический детерминизм, по мнению Канта, представляет собой фаталистическое учение, которое, трактуя человека лишь как природное существо, превращает поведение людей в игру марионеток. В действительности же, писал Кант, человек - не пассивно-механическое, а деятельностно-волевое существо, поскольку он способен ставить перед собой определенные цели и в соответствии с ними строить свои действия. Ошибка материалистов, полагал Кант, состоит в том, что на место Божьего всемогущества они ставят могущество природы, перед которой человек оказался таким же беспомощным, как и перед Богом. В обоих случаях над человеком стоят внешние, чуждые ему силы.

Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, И. Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигаемым существом. В качестве первого человек подчинен причинным связям чувственного мира и не обладает свободой. Но как умопостигаемое существо, обладающее нравственной волей, он абсолютно свободен. В отличие от воли, которая определяется чувственными побуждениями, волю, происходящую от разума, И. Кант называл свободной волей. Он считал, что воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону.

Г. Гегель пытался преодолеть дуализм кантовской концепции, согласно которой человек оказывается раздвоенным на мыслящего, с одной стороны, и водящего - с другой. По его образному выражению, воля у человека, если следовать И. Канту, находится как бы в одном кармане, а мышление - в другом.

Гегель свободу воли считал свободой вообще, включая в нее свободу слова, религиозную свободу и т.д., переведя рассмотрение этого вопроса из личностного аспекта в социально-политический. Свобода, по Гегелю, есть сама воля; это тождественные по своей сути понятия.

Свободу воли Гегель рассматривал как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Содержательные компоненты человеческого сознания - цели, стремления и т.п. - сами по себе существуют лишь в форме возможности; это только намерения человека. И только воля переводит их из возможности в действительность. Антиподом понятия свободы воли является в учении Гегеля понятие произвола. Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, "отрицательная свобода". На этой ступени мы имеем дело с природной волей, содержание которой составляют страсти, влечения, склонности и т.п. Сознательный, свободный человек должен подавлять в себе субъективистские тенденции и воспитывать "чувство ничтожности себялюбия".

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г., с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название "волюнтаризм" и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман объявили волю космической силой, бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Против волюнтаризма выступали физиологи, которые волевое (произвольное) поведение рассматривали не только как детерминированное, но и как рефлекторное. Впервые это положение было обосновано И. М. Сеченовым в классической работе "Рефлексы головного мозга". Сеченов категорически не соглашался с тем, что "так как человек волен поступать и согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, значит, между ним и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей".

Другим философским мировоззрением, имеющим корни в учении о свободе воли, стал экзистенциализм, наиболее яркими представителями которого являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек не связан с обществом ни нравственными обязательствами, ни ответственностью. Поэтому он своеволен и безответствен. Любая норма является для него подавлением его личности.

В конце XIX - начале XX в. в связи со становлением психологии как самостоятельной науки были предприняты многочисленные попытки экспериментального исследования воли. Наиболее известны работы H. Axa, Л. Ланге и О. Кюльпе, А. Мишота и Н. Прюма, позже - исследования, проведенные в научной школе К. Левина. Однако, несмотря на ценность результатов и выводов этих исследований, должного интереса к ним не было проявлено. И на сегодняшний день экспериментальные и теоретические исследования воли не пользуются в психологии большой популярностью.

Особое место занимали исследования воли в советской психологии, в которой воля рассматривалась сточки зрения и в контексте деятельностного подхода. В связи с этим стоит отметить особой вклад С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, A. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожца, B. А. Иванникова.

Согласно А. Н. Леонтьеву, волевой акт - это процесс борьбы конкурирующих мотивов, который разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.

Основным механизмом волевого поведения, по предположению В. А. Иванникова, является "изменение и создание дополнительного смысла действия". Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к ценностно-смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.