Основные требования к методам исследования. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.

Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами .

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией .

Термин «методология » происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.

Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы, применяемые в психологии , - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.

Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидност ь - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики , когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности , не вмешиваясь в их протекание .

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений , которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение . С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод - тестов . Тесты имеют преимущество диагностический характер . Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.

Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний , результаты которых определенным образом интерпретируются.

В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.

Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания , по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники , отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент . Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.

Наиболее результативным является комплексное исследование , проведенное не одним, а несколькими методами.

Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование , которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Методология и методы психологического исследования

2.1. Основные требования к методам психологического исследования

Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в науке существует разработанная система средств, направлений, пу­тей, приемов.

Метод -- это путь научного познания. Как писал один из осно­воположников советской психологии С.Л. Рубинштейн (1779-1960), это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конк­ретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являют­ся случайными, произвольными. Они складываются исторически, ви­доизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономер­ностям, методологическим правилам.

Методология - это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над частной теорией науки. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным. Поэтому соблюдение определенных методологических требований, или принципов, выступает необходимым условием эффективности научно-психологического исследования.

    Первое методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому пред ставлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале рассмотренных в гл. 2 исторических этапов смены представлений о предмете психологии. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением - интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика - это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты. Главным является понимание того, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя принимать частное за общее, явление за сущность и достоверно судить, например, о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.

    Используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики. Например, результаты эксперимента дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры коррелируются с вербальными тестовыми ответами. Методологическим выражением такого подхода служит разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, о котором будет сказано в последующих главах.

    При изучении психического желательна реализация генети ческого или эволюционного подхода, т.е. исследование явления в процессе его генезиса, развития, в процессе целенаправленного формирования. Это методология «продольного среза» (во времени), логика формирующего, преобразующего эксперимента, четко отработанная, например, в научной школе П.Я. Гальперина (см. разд. IV).

    Практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное: семья, профессия, нация. Человеческая психика по сути социальна, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом. Например, не следует проводить опросы людей в присутствии их начальника. Нельзя использовать в России неадаптированную зарубежную методику. При выставлении школьной от­метки необходимо социальное сопоставление учащихся.

5. Каждый используемый психологией метод должен быть, с одной стороны, глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален. Но с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации. Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать?

Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это особая вероятностная методология, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных законам вероятности.

6. Еще одним требованием к методам психологии является ком плексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты, но психическое не сводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших. Каждый специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.

Предмет АХ. Значение АХ в развитии естествознания, техники, экономики.

АХ -наука о способах идентификации хим.соед, о принципах иметодах определения хим.состава в-в и их структуры. Предметом АХ яв-ся разработка методов анализа и практическое выполнение анализов, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов. Сюда относятся изучение форм существования элементов и их соединений в различных средах и агрегатных состояниях, определение состава и устойчивости координационны соединений, оптических, электрохимических и др. характеристик в-ва, исследование скоростей хим.р-ций, определение метрологических арактеристик методов и т.д.

АХ-яв-ся научной основой хим.анализа.

Теоретическую основу АХ составляют фундаментальные законы естествознания, такие,как переодический закон Д.И.Менделеева, законы сохранения массы в-ва и энергии, постоянства состава в-ва, действующих масс и др.

Получение чистых и сверхчистых в-в, составляющих основу многих отраслей новой техники, было бы невозможно без разработки соответсвующих аналитических методов контроля.

Химический анализ. Виды объектов анализа.

Хим.анализ - это получение опытным путем данных о составе и сва-вах объекта.

Объекты анализа: Природные - вода,воздух,почва,мин.сырье,нефть, полез.ископаемые. Промышленные -органического и неорган происхождения металлы и сплавы. Чистые в-ва . Медико-биологические .

Методы АХ.Гибридные методы. Понятие методики анализа.

1.Пробоотбор- получение представительной пробы при анализе какого-либо объекта.(из озера по всему, с разных глубин)

2. Пробоподготовка- перевод образца в удобное для анализа состояние.

3. Разделение и концентрирование-позволяют отделить компоненты в процессе проведения анализа.(экстракция, осаждение, возгонка, перегонка, хромотография)

4. Методы обнаружения(идентификация)(определить какие компоненты входят в состав объекта)

5. Методы определения-определить количественное сожержание.

Гибридные методы- сочетают в себе и разделение, и определение.(пр-р: хромотография)

Метод анализа - универсальный и теоретически обоснованный способ определения состава анализируемого объекта.

Метод анализа основан на определенных принципах зависимости между составом в-ва и его свойствами.

Методика анализа- подробное описание анализа объекта с использованием определенного мтеода.

4.Виды анализа:элементный, функциональный, молекулярный, вещественный, фазовый.

Элементный анализ -позволяет установить,какие элементы и в каком количественном соотношении входят в состав данного образца. Молекулярный анализ -позволяет установить наличие индивидуальных хим.соединений, характеризующихся определенной молекулярной массой. Структурный анализ –позволяет установить расположение атомов или молекул в кристалле. Функциональным анализ -позволяет определить содержание отдельных функциональных групп в структуре вещества. Фазовый анализ -позволяет определить отдельные структурныесоставляющие гетерогенных систем, различающиеся по свойствам, физ.строению и ограниченные друг от друга поверхностями раздела.

Классификация аналитических методов. Хим-ие, физ-ие и биолог-ие методы анализа.

Хим- в основе лежит хим.р-ция и выводы делаем визуально, оценивая какие-либо изменения.

Физ- инструментальное детектирование изменений в аналитической системе.

Биолог- аналитический сигнал формируется благодаря биологически-чувствительной части, которая контактирует с объектом анализа.

Требования, предъявляемые к методам анализа.

1.Правильность параметр, характеризующий близость экспериментальных и истинных значений измеряемой величины. Она характеризуется систематической погрешностью, которая зависит от работы прибора, индивидуальных особенностей аналитика, ошибок при расчете и методических погрешностей.

2. Воспроизводимость параметр, отражающий случайные ошибки измерения и показывающий

степень разброса повторных (параллельных) определений. Это мера того, как повторяются результаты при многократном проведении анализа.

Воспроизводимость определяет вероятность того, что результаты последующих измерений окажутся в некотором заданном интервале, в центре которого находится среднее значение. Ее можно оценить с помощью любого доступного образца, тогда как для оценки правильности метода необходимо располагать стандартными образцами.

Стандартные образцы образцы веществ, состав которых типичен для определенного класса анализируемых материалов, определен с высокой точностью и не изменяется при хранении. Непременным условием применения стандартного образца в химическом анализе является максимальная близость состава и свойств стандартного образца и анализируемой пробы. Их применяют для градуировки и проверки аналитических приборов и методов. Особое значение они имеют при использовании физического метода анализа (пример: анализ сплавов чугуна и стали).

3. Точность анализа определяется суммой правильности и воспроизводимости.

4. Предел обнаружения (ПО) – это минимальная концентрация вещества, которая может быть определена данным методом с какой-то допустимой погрешностью: (моль/дм3; мкг/см3; %).

5. Чувствительность

6.

7.Экспрессность.

8.Простота.

9.Экономичность.

10.Локальность .

11.Автоматизация.

12.Дистанционность.

В производственных условиях, где анализы носят массовый характер, выбирают наиболее простые, быстрые методы, если они обеспечивают требуемую точность и достаточно низкий предел обнаружения. Выбор метода в каждом конкретном случае определяется целями и задачами исследования, а также производственными возможностями (наличие химических реактивов и приборов).

7. Макро-, микро- и ультрамикроанализ .

Диапазон концентраций(содержания) в-ва в анализируемой пробе и общепринятый термин, характеризующий количество определяемого компонента, взаимосвязаны:

а) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет более 10%, то речь идет об определении (анализе) основного компонента;

б) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет 0,01%-10%, то говорят об определении примесей;

в) если массовая доля анализ-ого в-ва находится в интервале (10 -6 -10 -2)% , то проводится анализ следовых количеств(определение следов в-ва).

9. Основные аналитические характеристики: чувствительность и избирательность определений.

Чувствительность параметр, характеризующий изменение аналитического сигнала, например, оптической плотности или напряжения, с изменением концентрации определяемого компонента, т.е. это тангенс угла наклона градуировочного графика.

Избирательность, селективность возможность определения какого-то вещества (иона) в присутствии других.


Похожая информация.


Методы псх. исследования складываются из методов сбора информации и методов ее обработки. Сбор информации: изучение документов; изучение продуктов деятельности; наблюдение; беседа; эксперимент; тестирование. Обработка информации: теоретическая; нейропсихологическая (мозг и психика); социально-психологическая; математическая.

Научный метод - это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К общенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся:

  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • беседа,
  • сбор анамнестических данных и ряд других.

Выбор и использование методов зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и подготовленности специалиста. Метод наблюдения . Наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Цель наблюдения, план наблюдения.

Виды наблюдения: скрытое (через стекло) или открытое; включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны). В работе с детьми, имеющими нарушения развития предпочтение отдается хронологическому скрытому наблюдению.

Метод опроса (беседы). Метод беседы вызывает значительные трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития. Трудности вызваны тем, что дети, в силу имеющихся дефектов, не всегда правильно понимают обращенные к ним вопросы и не могут на них ответить, т.к. имеют речевые нарушения. Поэтому, если наблюдение можно применить при работе с детьми всех категорий нарушения развития, то опрос применяется с учетом специфики имеющихся нарушений. Основные формы: письменный (индивидуальный и групповой) и устный опрос (индивидуальный). Устный опрос позволяет вести наблюдение за поведением и реакциями ребенка, отвечающего на вопросы и глубже понять психологию ребенка. Письменный опрос позволяет охватить большее количество детей.

Эксперимент. Является одним из самых надежных способов получения информации, особенно в тех случаях, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.

Целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Проводиться в форме игры, которая является ведущей деятельностью и в которой выражаются интересы и потребности ребенка. Однако организовать эксперимент нелегко, поэтому этим методом пользуются реже, чем остальными. Виды: естественный и лабораторный.

Тестирование. Отличается тем, что требует четкую процедуру сбора и обработки полученных данных. С помощью тестов можно сравнивать, как правило, количественные показатели, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. По форме: (индивидуальные или групповые, устные или письменные и т.д.), по содержанию (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности).

Наиболее показательными в использовании являются тесты интеллекта, которые позволяют оценить интеллект как совокупность познавательных процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.). Тесты интеллекта позволяют оценить своеобразие и отличие интеллекта детей, имеющих нарушения развития от интеллекта детей, имеющих нормальное психическое развитие.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
а) сравнительногенетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
2. Эмпирические методы включают:
а) наблюдение и самонаблюдение; б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); г) анализ продуктов деятельности; д) биографические методы.
3. Методы коррекции:
а) аутотренинг; б) групповой тренинг; в) способы психотерапевтического воздействия; г) обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
а) количественный метод (статистический); б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).

Вали́дность - мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.

Надёжность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие основы психологии

Тема предмет задачи и методы психологии.. место психологии в системе наук о.. основные психологические теории зарубежные теории элементы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место психологии в системе наук о человеке
Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология. Основа психологии - общая психология. Современная психология тесн

Предмет психологии, её задачи
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведение

Особенности психологии как науки
1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.

Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений. 1. Сравнительная психология 2. Возрастная

Зарубежные теории
1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные элементы). 2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихеви

Отечественная психология
Направления: 1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936). 2. Естественно-научно

Методы психологического познания
Метод – это способ сбора данных. Психологические методы: - исследовательские; -психодиагностические; -развивающие; -пс

Психика - это «субъективный образ объективного мира»
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (фр

Функции психики
1. Отражение окружающего мира 2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)

Понятие сознания. Функции, структура
Сознание- высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели в

Структура самосознания, самооценка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды. Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качес

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деяте

Структура деятельности
Потребности- источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и ра

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти. Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Гуморальная теория
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»)

Физиологическая теория
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавл

Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных сво

Методика "Наконечник" разработанная В.А. Горбачёвым
Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и