Применение норм права понятие особенности стадии. Теория государства и права

  • 15. Понятие государственного аппарата. Органы государства и их классификация. Соотношение государственного аппарата и механизма государства
  • 17. Классификация прав и свобод личности. Обязанности личности
  • 18. Понятие и признаки позитивного права
  • 19. Принципы права (общие, отраслевые, межотраслевые)
  • 20. Функции права
  • 22. Норма права: понятие, признаки, виды
  • 23. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовых норм
  • 24. Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества
  • 25. Законотворческий процесс и его основные стадии
  • 26. Понятие и виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • 27. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона
  • 28. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 31. Общая характеристика основных отраслей российского права
  • 32. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право
  • 33. Международное и внутригосударственное право
  • 34. Понятие и формы реализации права
  • 35. Понятие и признаки применения права. Стадии и принципы правоприменения.
  • 36. Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов
  • 37. Понятие и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права
  • 38. Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий
  • 39. Понятие толкования права. Способы толкования права
  • 40. Виды толкования права по объему и по субъектам
  • 41. Понятие, структура и виды правоотношений
  • 1 Субъект правоотношения:
  • 2 Объект правоотношения:
  • 42. Субъекты правоотношения. Правосубъектность
  • 43. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности
  • 44. Понятие и виды объектов правоотношения
  • 45. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
  • 46. Понятие и виды правомерного поведения
  • 47. Правонарушение: понятие, признаки, виды
  • 48. Состав правонарушения
  • 49. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности
  • 50. Право в системе социальных норм
  • 51. Понятие, предмет и стадии правового регулирования
  • 52. Способы и типы правового регулирования
  • 53. Понятие и виды юридических документов
  • 54. Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация, кодификация, консолидация и учет
  • 55. Понятие и классификация основных правовых систем современности
  • 56. Мусульманское право: общая характеристика
  • 57. Англосаксонская правовая система: общая характеристика
  • 58. Романо-германская правовая система: общая характеристика
  • 35. Понятие и признаки применения права. Стадии и принципы правоприменения.

    Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

    возникновение спора о праве;

    установление фактов, имеющих юридическое значение;

    Признаки правоприменения

    Является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

    Осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

    Осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

    Сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

    Стадии правоприменительного процесса

    Установление фактической основы дела - исследование всех существенных юридических фактов;

    Установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

    Принятие решения по делу;

    Оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме.

    Таким образом, применение права - это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Применение права имеет следующие признаки:

    1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

    2) имеет индивидуальный характер;

    3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

    4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

    5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

    36. Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов

    Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

    Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

    Главным отличием правоприменительного акта от нормативно- правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

    Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

    По форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

    В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

    По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные

    В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

    По предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные

    По внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

    В правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.

    Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

    Применять - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты . Именно поэтому рядовые не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

    Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

    Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

    Характерные признаки применения права:

      1. это - властно-императивная форма реализации права;
      2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
      3. носит процессуально-процедурный характер;
      4. состоит из ряда последовательных стадий;
      5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
      6. связано с вынесением правоприменительных актов;
      7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
      8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

    Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

    Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

      • при совершении правонарушения (для привлечения правонарушителя к ответственности);
      • при неисполнении обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
      • при появлении препятствия для реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
      • при возникновении спора о праве (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
      • при контроле юридически значимых действии в силу их особой важности со стороны государства (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
      • когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
      • когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату ).

    Основные стадии процесса применения норм права

    Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

      1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
      2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
      3. проверка юридической силы и выбранной нормы;
      4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
      5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

    На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу . Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

    что - где - когда - кто - как - почему

    (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

    Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

    На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен , то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

    Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

    Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы , ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

    На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

    Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта , доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

    В целом применение правовых норм должно быть:

      • справедливым,
      • законным,
      • обоснованным,
      • своевременным,
      • гласным.

    Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

    Подключается к процессу правового регулирования .

    Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства . К таким случаям можно отнести следующие:

    а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
    б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
    в) когда речь идет о реализации санкции.

    Признаки правоприменения:

    1. особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
    2. имеет государственно-властный характер;
    3. является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
    4. выступает формой управленческой деятельности государства;
    5. осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право ;
    6. представляет собой сложный, стадийный процесс;
    7. имеет творческий характер;
    8. результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

    С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

    Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

    В качестве основных можно выделить три стадии:

    1. установление фактических обстоятельств дела;
    2. формирование юридической основы дела;
    3. решение дела.

    В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

    Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

    Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств , прямо относится к этой стадии правоприменения.

    Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

    а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
    б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
    в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
    г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

    Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

    По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

    Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

    Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

    а) представляют собой письменные акты-документы;
    б) исходят от государства;
    в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

    В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

    Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

    Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения , а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений , выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

    Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

    Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

    Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

    § 3. Стадии применения права

    § 3. Стадии применения права

    Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

    1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

    Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

    К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

    Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

    Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

    Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

    2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

    Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:

    «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ);

    «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ);

    «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

    Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации – когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

    Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

    Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

    Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

    Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

    Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

    Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции автора Кибальник Алексей Григорьевич

    Алексей Кибальник. Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции А. Кибальник, доцент Ставропольского госуниверситета, кандидат юридических наук, в настоящее время (февраль 2006 года) – доктор юридических наук. Трансформация

    Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется

    Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

    2.5. Вопросы применения норм процессуального права На практике суды не всегда придают значение процессуальной стороне рассмотрения дел данной категории. В одних случаях они разрешаются по правилам искового производства, в других - как вытекающие из публично-правовых

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    3.5. Особенности применения норм процессуального права Разрешение дел о наследовании земельных участков имеет ряд процессуальных особенностей, первая из которых связана с подсудностью. По общему правилу территориальной подсудности исковые заявления для рассмотрения

    Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

    1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

    Из книги Судебно-медицинская экспертиза: проблемы и решения автора Гордон Э С

    2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

    Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

    3.2 Проблема применения судебно-медицинских познаний в стадии возбуждения уголовного дела На протяжении длительного времени ведомственные нормативные акты Минздрава СССР, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений, предусматривают возможность

    Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

    84. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права В настоящее время возросло количество семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено разнообразными причинами: распад СССР и образование на его

    Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

    90. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничения их применения В силу необходимости применения судами РФ, органами ЗАГС и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами, СК РФ требует от них

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    197. Основания применения иностранного права к внешнеторговым отношениям Проблема применения иностранного права встает всякий раз, когда между сторонами внешнеторгового договора возникает спор по вопросам, не предусмотренным при заключении договора.Данной проблеме

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    120. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение их применения Согласно СК РФ, при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    19.4 Акты применения права, их виды Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.К общим чертам относятся:и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и

    Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

    Вопрос 199. Выступление адвоката по гражданскому делу на стадии объяснения сторон, исследования доказательств, прений сторон и стадии реплик. При рассмотрении дела по существу после доклада дела суд заслушивает объяснения сторон и третьих лиц. Участие адвоката в

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    § 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

    Из книги автора

    Отдельные проблемы применения финансового права

    Из книги автора

    § 11.3. Стадии процесса применения права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные

    Применение норм права – это сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.

    Пять стадий применения:

    1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

    Главная цель - выяснение объективной истины по делу.

    Для этого по закону необходимо:

    Совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

    Установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

    2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

    Здесь дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

    Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

    3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

    Действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений.

    Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

    Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

    а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний;

    б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

    в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

    г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

    д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

    4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия) (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

    5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

    47. Акты применения права

    Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

    Цель правоприменительного акта - применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

    Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

    1) имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

    2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

    4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

    5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются ; после разового применения прекращают свое действие;

    6) обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

    Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

    Виды правоприменительных актов.

    Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

    1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

    2. По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств .

    3. По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

    4. По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

    5. По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия.

    Акты-действия могут быть:

    - словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и

    - конклюдентные, или молчаливые : разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

    Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

    По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.