В чем смысл выражения разделяй и властвуй. Тайна принципа «разделяй и властвуй

Максиму “разделяй и властвуй” (“divide et impera” на латыни) произносят не только, обсуждая форму правления целым государством. Руководство большим коллективом разных людей тоже может строиться по этому принципу. Эти слова часто приписывают Гаю Юлию Цезарю. Тем не менее, настоящий автор фразы “разделяй и властвуй” неизвестен.

“Разделяй и властвуй” – кто сказал?

Ученые не раз задавались вопросом авторства крылатого выражения. Несмотря на то, что их принято было считать максимой римского сената, они отсутствуют в классических текстах античных времен. Зато выражение “разделяй и властвуй” встречается во французской литературе. Оно восходит к «Римской истории» Шарля Роллена (VII, 25), его также употребляли герои Мериме и Дюма. В романе “Три мушкетера” “разделяй и властвуй” произносит Людовик XI.

Можно прочитать “разделяй и властвуй” и у Макиавелли: che tu hai in governo, divise («то, чем управляешь, разделяй» - «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», III, XXVII. В тексте Макиавелли не ссылается на конкретного автора.

Сатира Боккалини «Известия с Парнаса» тоже содержит фразу “divide et impera”. На английском языке выражение “разделяй и властвуй” впервые употребил Джозеф Холл.

Каков смысл фразы “разделяй и властвуй”?

Понимаем ли мы, употребляя выражение “разделяй и властвуй”, смысл этой фразы? Эта стратегия правления предполагает распределение большой группы на меньшие, так как индивидуально они имеют меньше власти. Маленьким группам при этом сложнее будет противостоять существующей форме правления.

Такая стратегия требует от политика хорошего знания истории, психологии и является одной из высших форм управления государством или большим коллективом. Лучше всего принцип работает в коллективах, где прежде существовала большая конкуренция между существующими группами (социальными слоями или конкурирующими кланами). Вражда между собой истощает ресурсы маленьких групп на борьбу с правителем.

Кто применял стратегию “разделяй и властвуй”?

Известно, что Британская и Римская империя руководствовались именно этим принципам, пытаясь сохранить контроль над территориями. В те времена, когда Индия была частью Британской империи, принцип “разделяй и властвуй” позволил установить контроль над кастами, имеющими определенные различия. Считается, что на территориях Восточной Европы так действовал Третий Рейх.

“Разделяй и властвуй” – цитаты

«Святой Бруно сам не шевельнет и пальцем, чтобы опровергнуть обоих своих противников, он знает более удобный способ избавиться от них, он предоставляет их - divide et impera - их собственной распре» (Карл Маркс).

«…Это делалось для того, чтобы натравить провинции друг на друга, чтобы использовать в интересах патриархально-феодальной деспотии национальную вражду между немцами и славянами, а также местную ненависть каждой крошечной немецкой провинции ко всем соседним провинциям. «Divide et imperal» (К. Маркс и Ф. Энгельс).

«Распадение человека с природой, как вбиваемый клин, разбивает мало-помалу все на противоположные части, даже самую душу человека - это divide et impera логики путь,к истинному и вечному сочетанию раздвоенного» (А. Герцен).

«Политика твоя мне не нравится. В Махиавели ты не годишься с твоим divide… ..» (А. Герцен).

«И вот для того, чтобы сломить могущество кланов, правительство всегда следовало политическому правилу divide et impera» (Т. Смоллет «путешествие Хэмфри Клинкера»).

«В политике нет места смирению, а только безграничная простота (и святая и лукавая простота) может принимать за смирение исконный полицейский прием: divide et impera, разделяй и властвуй, уступи неважное, чтобы сохранить существенное…» (В. И. Ленин).

Именно это создание «каши в голове», создание «калейдоскопа» в умах людей и позволило «жрецам»-демонам осуществлять на про­тяжении столетий самое первое «качание маятника» в сознании каж­дого человека: «Что первично: материя или сознание (дух)?» И человек ищет истину там, где найти её он не сможет никогда потому, что её там просто нет (рис. 9-21). Человека поставили перед выбо­ром одной лжи из двух .

Именно это лежит в основе принципа управления людьми, стра­нами и народами под лозунгом «Разделяй и властвуй», концептуаль­ного принципа несправедливости и безнравственности, который дей­ствует до сих пор. На основе этого безнравственного принципа обма­на и стравливания людей друг с другом построены материализм и идеализм, два противоборствующих философских учения. Именно в сокрытии методологии, в сокрытии правильного представления об окружающем мире скрыта тайна безнравственной концептуальной власти несправедливого общества.

Но именно с позиций этих ложных философских учений строят свои идеологии современные партии и движения. Одни готовы жизнь отдать «за царя» (православие в трактовке РПЦ – в основе идеа­лизм), другие «за генсекретаря» (марксизм – в основе материализм). Но не правы и те, и другие!

Мне вспоминается беседа с одним из виднейших авторитетных старцев Оптиной пустыни отцом Илием. До своего служения в Опти­ной пустыни старец отец Илий был монахом в Афонском монастыре в Греции и по рассказам он там, в течение 5 лет стяжал Святой Дух, живя в пещере в полном одиночестве. Встреча происходила летом 1996 года непосредственно в Оптиной пустыни, что под Козельском, в кото­ром я, кстати, начинал службу лейтенантом в ракетной дивизии в 1967 году. Организовали эту встречу руководители РОД (российского об­щенародного движения), в которое я после досрочного увольнения из армии был принят руководителем информационно-аналитического цен­тра. Этим руководителям РОД очень хотелось проверить на практике действенность теоретических положений КОБы в отношении РПЦ. Поэтому они избрали для себя форму «информационного боя гладиа­торов», а сами со стороны наблюдали за происходящим и не вмешива­лись. Этот приём я осознал потом, после встречи. Кстати, затем мне очень часто приходилось оказываться в подобных ситуациях.

Нет смысла подробно описывать все частные детали встречи. Остановлюсь на главном.

Когда речь зашла о положении дел в сегодняшней России, то наши мнения (отца Илия и мои) совпали: ситуация сложная и тяжёлая.

А вот когда речь пошла о том, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, мнение старца Илия свелось к тому, что необ­ходимо людям ходить в церкви, молиться, читать святое Евангелие и т.д. На мой вопрос о том, кто, например, приведёт в церковь подрос­тка, у которого отец сейчас пьянствует, а мать гулящая, ясного отве­та не последовало, а последовали общие рассуждения о том, что эти­ми вопросами (такими детьми, беспризорниками и т.п.) должна зани­маться «власть».


Подобные ответы последовали и по другим прозаическим вопро­сам жизни людей: питание, одежда, обувка тем же детям – «как быть?». Ответы и рассуждения Илия можно свести к тезису: «Цер­ковь отвечает за души людей, а «власть» – за материю» .

Но ведь у человека есть и душа, и тело. И они существуют вместе.

Человек материален . Он состоит из твёрдой материи, жидкой, газообразной, у человека есть биополе.

Человек имеет вполне определённое информационное состоя­ние как внешнее, так и внутренне: индивидуальный внешний вид, индивидуальное состояние внутренних органов.

Всё это (и материя, и информация) в человеке разМЕРены, на­делены мерой . Рост, вес, цвет волос и т.д. – это всё частные меры общей полной меры человека. И самой главной мерой в человеке является алгоритм работы его головного мозга , то есть правила жизни, которыми человек руководствуется. Эти «правила жизни» каж­дого человека и определяют его душу, его нравственность, его сте­пень соответствия Богу. (Обо всём этом далее в книге будет подроб­ный разговор).

Я всё это с позиций триединства чётко сформулировал и разло­жил «по полочкам», сказав, что при таком подходе, когда одни отве­чают за «душу», а «материя» их не интересует (т.е. не интересует быт человека, его жизнеобеспечение), а другие «отвечают» за «тело» («материю») причём отвечают «безответственно», то получается что единого человека «разрывают на две части. А кто же должен отве­чать за всего человека целиком?

И когда я это сформулировал и обсновал, у отца Илия наступил шок. Он ничего не смог сказать. Он замолчал. Его «окружение» тут же засуетилось, приговаривая, что мол «батюшка устал» , что «ему пора отдыхать» и т.п.

На этом беседа закончилась, а руководители РОДа на практике убедились в силе теоретических основ КОБы.

Отсюда, кстати, проистекают две противоборствующие между собой за господство над людьми власти:

«Светская» власть .

«Духовная» власть .

На Руси всегда было их противостояние с момента внедрения иудохристианства. Вспоминайте: «сенат» и «синод», цари и патриар­хи. Сейчас Алексий-II даже свои награды ввёл, свои ордена, медали … У президента свои награды, у патриарха свои. Кто кого?

Оглянитесь вокруг и задумайтесь. Нас везде ставят перед вы­бором:

«Какой строй лучше: капитализм или социализм?» – А это дурь! И там, и там – толпо–«элитарная» система, невольничий ра­бовладельческий строй. Только в одной пирамиде наверху «элита» либо из царской семьи, либо из бизнесменов, либо из демократов, и в другой пирамиде «элита» либо из парт.сов.номенклатуры (из «слуг народа»), либо из патриотов-националистов.

«Какая экономика лучше: плановая или рыночная?» – И это тоже дурь. Да ещё какая! План – это то, что надо сделать, чего надо достичь. И план обязательно должен быть. А рынок – один из спосо­бов достижения цели. Причём очень хороший способ. Но это всего лишь способ. И когда противопоставляют город, в который надо прий­ти (план), дороге, по которой надо идти в этот город (рынок), то это называется шизофрения. Поэтому нельзя план противопоставлять рынку. Рыночную экономику надо осуществлять по плану! Более под­робно рассмотрим «экономику» в нашей книге позднее.

«Какая партия в США хорошая: демократическая или рес­публиканская?» . Это тоже дурь, так как обе эти партии выражают интересы своего хозяина – глобальной финансовой мафии. И когда надо в США что-то быстро изменить, эта мафия приводит в штатов­ский «белый дом» демократов, а когда надо застабилизировать ситу­ацию, мафия приводит республиканцев.

То же касается и всех российских партий. Они, сами того не пони­мая, работают на одного хозяина, ту же глобальную мафию, которая поставила цель: разрушить СССР-Россию. А народу забивают голову выборными проце-дурами: «Выбирайте лучших!» А что выбирать меж­ду «холерой» и «чумой», когда все эти партии одинаковы с точки зрения удержания в России рабовладения, толпо–«элитарной» пирамиды.

Все телевизионные, радио и печатные СМИ, все политологи и социологи также пользуются этим приёмом. Задумайтесь, например, над тем, как проводятся опросы телезрителей по какой-нибудь про­блеме. Даются два-три ответа на поставленный вопрос и телезри­тель должен выбрать один из ответов. А если все навязанные отве­ты неверные? Но обыватель над этим не задумывается… Так про­граммируется мнение миллионов людей на решение той или иной про­блемы. С этой же целью приглашают на передачи «авторитетов» и ставят телезрителей и читателей газет перед выбором: «Кто прав?» «Какое мнение верное? Выбирайте!» . Этот приём использует и Познер, и Швыдкой, и Соловьёв, и … Наиболее выпукло это демон­стрирует Соловьев в телепередачах «К барьеру», когда сталкивает лбами одну ложь против другой лжи, выдавая это за демократию.

Именно это лежит и в противостоянии науки и религии. Людей, не­способных воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле, и мыслить соразмерно Объективной Реальности – таких людей легче уг­нетать и грабить «изящно» и «культурно», да так, что они этого не будут даже понимать! Чтобы этого достичь, надо спрятать от людей методо­логию самостоятельного познания мира и формировать у них «калей­доскопический идиотизм». Такими людьми легче управлять, их легче обманывать. На протяжении нескольких тысячелетий именно это и по­зволяло реализовывать принцип: «разделяй и властвуй» (рис. 9-21).

Выражение "разделяй и властвуй" - обозначает подлый и хитрый закон человеческих взаимоотношений.
Даже не имея семи пядей во лбу можно понять, что командовать и руководить одиночками гораздо легче, чем большим сплочённым коллективом. Поэтому мудрыми людьми был придуман способ "разделяй и властвуй". Данный метод используют большинство хороших руководителей, как из высшего звена, так и из самых маленьких. Тем более люди легко идут на поводу и сами без постороннего вмешательства начинают кучковаться и считать одних своими, а других чужими. А как это происходит, по этическим ли предпочтениям, по политическим мотивам, по возрасту, по религиозному или национальному признаку, цвету кожи, разрезу глаз уже не столь важно...перечислять так можно ещё очень долго.

Однако не менее умные граждане придумали другой способ, в качестве противопоставления первому - "пока мы едины, мы не победимы ". Хотя первое правило уже давно и по-видимому надолго пустило корни в нашу повседневную жизнь, тогда как второе, находит сторонников среди идеалистов, романтиков и мечтателей, и по сути не оказывает никакого воздействия на общество.

Кто впервые опробовал правило "разделяй и властвуй" в наше время доподлинно неизвестно, поскольку люди с самых древних времён и до наших дней ничуть не изменились, были такими же циничными, грубыми и жестокими, проповедовали то же, и действовали точно так же. Некоторые исследователи утверждают, что способ "разделяй и властвуй" был впервые применён и считался частью римской политики "Divide ut regnes" "Divide et impera" - "разделяй, чтобы царствовать", "разделяй и властвуй". Хотя это умозаключение сделанное современными историками скорее всего неправильно. Впрочем, так же, как и утверждение Г. Гейне известного немецкого поэта, который написал в своём письме от 12 января 1842 года отправленного из Парижа, что правило "разделяй и властвуй" была впервые опробована ещё Филиппом македонским царём (359-336 г до Р.Х.) и ставшем известным по причине того факта, что он был отцом Александра Македонского.
Некоторые учёные выдвигают ещё одну теорию, согласно которой авторство этого выражения принадлежит Никколо Макиавелли итальянскому писателю, дипломату и философу. Что не менее сомнительно, по соображениям, которые были высказаны выше по тексту.

Использование словосочетания "разделяй и властвуй" в литературе

"Нацисты планировали осуществлять свою политику на оккупированной территории СССР на основе известного метода «разделяй и властвуй», в том числе используя «возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами», «напряженные отношения» между прибалтийскими народами и русскими..."
("Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика" Федор Леонидович Синицын)

"Разделяй и Властвуй" Так были покорены все народы: их делили на части-партии и сталкивали между собой... в России должны стать люди, не стремящиеся к власти и не играющие в эту темную игру "Разделяй и Властвуй!" И церковь и другие религии, общественные организации и общественные деятели могут сыграть..."
(Вольное сочинение на тему "Если бы я был патриархом православной церкви русской" Мосулезный Игорь Алексеевич)

"И ее девиз нам всем известен: "Разделяй и Властвуй"! Но к чему это приводит? Только к относительной Правде... подобная безбожной власти Фараона Египта!"
("Аггада О Таинствах Пардиса" Миллер Рудольф Андреевич)

На вопрос "Разделяй и властвуй". Кто и когда это сказал? заданный автором Борис Николаевич лучший ответ это Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) - формула римского сената, принцип его внешней политики по отношению к большинству врагов; выражает принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей и согласно которому лучший метод управления таким государством - разжигание вражды между его частями. Автор формулы в точности неизвестен. Генрих Гейне в письме из Парижа от 12 января 1842 года, не указывая источника, называет автором македонского царя Филиппа (отец Александра Македонского, 359-336 гг. до Р. Х.).

Ответ от Кокосовый [новичек]
Лукашенко)


Ответ от Отросток [новичек]
Это Цезарь, какие вы глупые интернет есть до сих пор безграмотные и глупые... я в 93 году в 5 лет услышал и не забуду, вы не развитые все люди я радикал и мои единомышленники вместе со мной скоро уничтожат всех вас до единого ничтожества.


Ответ от Ёаша Серый [активный]
Обама так сказал! и Буш ещё и Клинтон кажись.



Ответ от Ismail [новичек]
Макиавелли


Ответ от Артем Павлов [новичек]
Разделяй и властвуй - мудрое правило, но «объединяй и направляй» - ещё лучше. Иоганн Вольфганг Гёте


Ответ от Alex nforced [гуру]
Цезарь однозначно. Варваров натравил друг на друга.
В итоге то, что в Ираке сейчас: суниты против шиитов, проамериканское население против повстанцев.... Кто сегодня Цезарь понятно.. .
Этот принцип и в основе Ближневосточного кризиса, в итоге - полвека нестабильности в регионе богатом углеводородами...


Ответ от Jenny [активный]
С латинского: Divide et impera [дивидэ эт импэра] .
Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима, но никаких подтверждений на этот счет у древних авторов не найдено. Немецкий поэт Генрих Гейне (письмо из Парижа от 12 января 1842 г.) считал, что автор этого девиза - македонский царь (359-336 до н. э.) Филипп, (382-336 до н. э.) , отец Александра Македонского.
Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423-1483), сказавший: «Diviser pour regner» - «Разделять, чтобы царствовать» .
Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью» .


Ответ от Ёергей [мастер]
макиавелли


Ответ от Любовь [активный]
Макиавелли


Ответ от KUKA [новичек]
Голощекин!


Ответ от Андрей [гуру]
Людвиг XII
В последствии данный термин широко применялся для характеристики римской политики II-I вв до н. э. Часто ошибочно приписывается Цезарю (по крайней мере нигде в литературе не встречал упоминания его как первоисточник) , из-за широкого применения этого принципа в Галльской войне
Существует и другая теория: впервые фразу произнёс Филипп (отец Александра Македонского)


Ответ от Ђинико [гуру]
"Divide et impera" (Цезарь) - "разделяй и властвуй"-политический принцип, применяющийся в государствах, состоящих из разнородных национальных элементов.


Ответ от Ёерёжка Щербаков [активный]
Вообще я видел это в игре war craft, там такое было 100%


Ответ от SOL-a [гуру]
Цезарь вроде, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть, может, или в войне какой-нибудь.. . Итог - все у него получилось


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Гай Юлий Цезарь


Ответ от Алексей Алексеевич [гуру]
толи николо макиавели толи аристотель Александру македонскому. но вроде первое

Данное соображение является самым лаконичным словесным выражением одного из основных стратегических принципов управления людскими коллективами и борьбы с разного рода противниками. Количество людей и прочих особей в этих коллективах не принципиально, оно начинается уже с двух единиц.

Авторство сего девиза приписывают Филиппу II Македонскому, отцу Александра Великого. Хотя есть и другая точка зрения, согласно которой, бессмысленно приписывать авторство этого принципа кому бы то ни было, поскольку он известен человеку уже с тех времён, когда он ещё и не был человеком. Мало того, принцип с успехом используется и в живой природе! Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любой фильм о том, как охотятся хищные животные.

Более древней стратегемой является разве что «Объединяйся - и побеждай». Скажем, для того, чтобы откушать мамонтятины, нашим предкам нужно было сначала объединиться в хорошо организованную группу охотников, затем отбить от стада какого-нибудь «малыша», и только потом испытать свою охотничью удачу. Поэтому логично предположить, что эти два приёма возникли именно в указанной последовательности.

Что значит «разделяй»? Это значит: оказывай влияние на врагов, нейтралов и друзей с целью подрыва единства в их среде и разложения их союзов, искусственно создавай конфликты между частями единого целого, между несвязанными друг с другом группировками, а также между отдельными людьми. Компрометируй субъекты твоего внимания друг перед другом и перед обществом в целом. Умело управляй этими конфликтами: обостряй или притупляй, в зависимости от текущих потребностей и обстоятельств. Сей среди управляемых, врагов, нейтралов и друзей недоверие друг к другу, поощряй и поддерживай между ними конкуренцию, зависть и ненависть, натравливай одних на других, провоцируй столкновения между ними вплоть до их взаимного уничтожения. И никогда не забывай: кто не плетёт интриг, тот, в конце концов, сам становится их жертвой.

Все интриги происходят вокруг союзов; то ли за их возникновение, то ли за их развал. (Теткоракс)

Предел хитроумия - умение управлять, не применяя силы.
(Люк Вовенарг)

Что характерно, этой политикой должны быть охвачены все стороны и субъекты без исключения - и враги, и друзья. Ведь друзья могут стать противниками, а противники - врагами. Не исключено и противоположное движение: враги могут стать сторонниками. Как говорится, нет вечных друзей и врагов, есть вечные интересы.

Однако, это ещё не вся стратегема! Это только её часть. Ведь тому, кто захватил власть, ни в коем случае нельзя почивать на лаврах! Мол, разделил, - а дальше уже можно и отдыхать. 🙂 Не тут-то было! За всеми «участниками процесса» нужен глаз да глаз! Ведь окружающие только и думают о том, как бы властителя низвергнуть да самим занять его место. Чуть расслабился - и переворот! Будь ты хоть император, хоть бригадир попрошаек.

Друзей держи рядом, а врагов ещё ближе! (Н. Макиавелли)

Хорошо, если ограничатся только увольнением, а то не дай бог, засадят с конфискацией или вообще повесят! Благо, что в наше время хоть людоедство отменили. 🙂 А в прежние времена такой исход был совсем не исключён. 😯 Ставки бывают подчас весьма и весьма высоки.

Поэтому, в деле разделения не следует устраивать себе длительный отдых.

Разделяй - и властвуй, властвуешь - разделяй.

Такова аксиома извечной и перманентной борьбы за то, кто будет наверху (в том числе и в пищевой цепи). Не все, правда, желают участвовать в этой борьбе, но это уже другая тема.

Сам принцип - это стратегия, а как практически разделять - это уже тактика. Например, в своё время монголы использовали мусульман Центральной Азии в качестве администраторов в Китае, и наоборот, импортировали китайцев в Центральную Азию для управления местным населением. В современном мире во многих странах применяется практика ротации руководителей регионов, чтобы упредить их обрастание связями на местном уровне и не допустить их сращивания с местной элитой и криминалитетом.

Количество принципиально различных тактических приёмов не так уж велико, и все они давно уже обкатаны. По этой теме написаны множество книг, научных работ, руководств и наставлений. Начиная с известных советов древнекитайского полководца Сунь-Цзы, и до самых современных, таких как насаждение «демократии» и «вбрасывание говна на вентилятор» через интернет.

Внедри глупым демократию - и они развалят всё вокруг даже без воздействия врагов! После чего обратятся за помощью: «Приди и княжи над нами, варяг. Патаму шта мы - чванливые и спесивые идиоты и не можем уступить друг другу ни на йоту! Лучше уж пусть правит иноземец, чем кто-нибудь из нас».

Сторона, которая активно проводит политику разделения, не обязательно слабее других субъектов, даже вместе взятых. Разумный стратег старается добиться целей с минимальными затратами своих ресурсов. Можно сказать, что в таком случае имеет место оптимизация управления.
Так поступали древние римляне, британцы в Индии, колонизаторы обеих Америк, так действуют разного рода правители и большие шишки, создавая под своей властью конкурирующие структуры. Бугры поменьше натравливают одних своих подчинённых на других, вербуют в их среде доносчиков, провокаторов и прочих агентов влияния.

Итого!

Принцип «разделяй - и властвуй» универсален во всей Вселенной и будет применяться в будущих конфликтах с инопланетянами. Как инопланетянами против людей, так и людьми против инопланетян.

Divide et impera!

Примечания

2. Использованию метода разделения народонаселения, фракций различных интересов и прочих субъектов, дабы они не смогли коллективно противостоять правлению Государя, уделил внимание и Н. Макиавелли в своём трактате «Государь». Кстати, прочесть эту книгу должен каждый, кто считает себя образованным человеком.

3. Иммануил Кант в своём эссе «Вечный мир» выделил три основные максимы «циничного деспотизма».
1. Fac et excusa! - Действуй немедленно, оправдываться будешь потом.
2. Si fecisti, nega! - Не признавай своих преступлений. Всё отрицай.
3. Divide et impera! - Разделяй - и властвуй.

5. В природе существуют продвинутые женщины, которые интересуются воплощением принципа «Divide et impera!» в семье. Они так и спрашивают: «Как разделить мужа и любовника, чтобы властвовать над ними обоими?» Ответ читайте в рубриках «Отношения полов» и «Библиотечка рогоносца».