Каналы распределения товаров. Взаимосвязь логистики и маркетинга

Предприниматель должен принять решение о приобретении d единиц продукции, которую выпускают две фирмы. Известно, что если он закажет первой фирме х изделий, то ему придется заплатить ей
f 1 (x ) = a 0 + a 1 x + a 2 x 2 (руб.),
а при выполнении этого заказа второй фирмой его затраты составят
f 2 (x ) = b 0 + b 1 x + b 2 x 2 (руб.).
Нужно найти оптимальное распределение заказа между фирмами, при котором общие затраты будут минимальными, а также определить максимальный уровень затрат, соответствующий самому неудачному решению предпринимателя.
Исходные значения параметров представлены в таблице:

d a 0 a 1 a 2 b 0 b 1 b 2
100 25 2 0.2 15 6 0.3
Требуется:
1) составить математическую модель оптимального распределения заказа между фирмами;
2) найти графическим методом распределения заказа с минимальными и максимальными затратами;
3) определить оптимальное распределение заказа методом множителей Лагранжа; дать экономическую интерпретацию множителю Лагранжа.

Решение.
1 . Построение математической модели
В данной задаче следует определить
х 1 - число изделий, заказанное первой фирме;
х 2 - число изделий, заказанное второй фирме.
Эти величины являются переменными модели. Ясно, что они должны принимать неотрицательные значения, т.е. х 1 ≥ 0 и х 2 ≥ 0; причем их сумма должна равняться общему числу заказанных изделий, т.е. х 1 + х 2 = 100.
Цель предпринимателя - минимизировать суммарные затраты на выполнение заказа. Так как стоимость х 1 изделий, заказанных первой фирме составляет
f 1 (x 1) = 25 + 2 x 1 + 0.2,
а стоимость х 2 изделий, заказанных второй фирме, составляет
f 2 (x 2) = 15 + 6 x 2 + 0.3,
то суммарные затраты Z на выполнение всего заказа равны
Z = f (x 1 , x 2) = f 1 (x 1) + f 2 (x 2) = 25 + 2 x 1 + 0.2 + 15 + 6 x 2 + 0.3 (руб.).
Таким образом, целевая функция (ЦФ) имеет вид:
f (x 1 , x 2) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3.
Математическая модель задачи может быть записана в таком виде: найти неизвестные значения переменных х 1 и х 2 , доставляющие минимальное значение ЦФ
Z = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 → min (1)
и удовлетворяющие ограничениям
х 1 + х 2 = 100, (2)
х 1 ≥ 0, х 2 ≥ 0. (3)
2. Нахождение графическим методом распределений заказа с минимально и максимально возможными уровнями затрат .
а) Построение ОДР
ОДР состоит из точек плоскости с неотрицательными координатами, которые лежат на прямой, задаваемой уравнением (2). Следовательно, ОДР представляет собой отрезок прямой АВ (см. рис. 1).
б) Построение и анализ линий уровня ЦФ
Приведем ЦФ к более удобному для анализа виду, выделив полные квадраты по каждой ее переменной:
f (х 1 , х 2) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 =
0.2( + 10x 1 + 25) + 0.3( + 20 x 2 + 100) + 5 =
0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 + 5.
Пусть С - некоторое фиксированное число. Тогда линия уровня функции
f (х 1 , х 2) = С
состоит из всех точек х = (х 1 , х 2) плоскости, координаты которых удовлетворяют уравнению
0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 + 5 = С
или 0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 = С – 5. (4)
Так как левая часть этого уравнения неотрицательна при любых значениях х 1 и х 2 , то ясно, что должно выполняться неравенство С ≥ 5, поскольку при С < 5 это уравнение не имеет решений.
Если С = 5, то линия уровня целевой функции содержит единственную точку О = (-5, -10), так как левая часть уравнения (4) равна нулю лишь при х 1 = -5 и х 2 = ‑10.
При С > 5 линии уровня являются эллипсами с общим центром в точке О, размеры которых увеличиваются с ростом параметра С (см. рис. 1).


Рис. 1. Графическое решение задачи 1
в) Нахождение точки минимума ЦФ
С ростом параметра С линии уровня ЦФ становятся все ближе к ОДР задачи - отрезку АВ. Сначала они не имеют с ним общих точек, но при определенном значении С = С min линия уровня коснется этого отрезка в некоторой точке х * = (). Эта точка соответствует наименьшему значению С , при котором линия уровня имеет общие точки с АВ. Значит, точка х * является решением задачи, так как в ней ЦФ достигает минимума на этом отрезке.
Для определения ее координат воспользуемся следующим фактом. Если прямая
х 1 + х 2 = 100,
касается в некоторой точке линии уровня ЦФ, задаваемой уравнением
f (х 1 , х 2) = С ,
то градиент Ñf = , вычисленный в точке касания, перпендикулярен этой прямой. Это означает, что координаты ее вектора нормали прямой, т.е. вектора а = (1, 1), пропорциональны координатам вектора Ñf. Таким образом, выполняется соотношение
или .
Поскольку = 0.4х 1 + 2, а = 0.6х 2 + 6, то из равенства частных производных получаем, что координаты точки касания удовлетворяют уравнению
.
Значит, точку минимума ЦФ можно найти, решив систему уравнений

или (5)
Ее решение: = 64, = 36. Вычислим значение ЦФ в этой точке:
Z * = f () = 0.2(64 + 5) 2 + 0.3(36 + 10) 2 + 5 = 1592 (руб.).
Итак, получено решение задачи (1) – (3): предприниматель должен заказать первой фирме 62 изделия, а второй фирме - 36 изделий. В этом случае его затраты будут минимальными и составят 1592 руб.
г) Нахождение точки максимума ЦФ
При дальнейшем увеличении параметра С линии уровня будут пересекать ОДР в точках, которым соответствуют все возрастающие значения ЦФ. Поэтому последняя точка пересечения является точкой максимума ЦФ на отрезке АВ. Из рис. 1 видно, что в нашей задаче ЦФ достигает максимума в точке А = (0, 100). В этой точке значение ЦФ равно
Z max = f (0, 100) = 0.2(0 + 5) 2 + 0.3(100 + 10) 2 + 5 = 3635 (руб.).
Таким образом, самым неудачным решением предпринимателя будет выбор второй фирмы в качестве единственного исполнителя заказа. В этом случае его затраты будут максимальными и составят 3635 руб.
Замечание. Графический анализ показывает, что ЦФ достигает своего максимума в одной из крайних точек отрезка АВ. Поэтому для определения точки максимума проще всего сравнить значения ЦФ в точках А и В. Та точка, в которой это значение больше, будет искомой. Если же значения ЦФ в этих точках равны, то это означает, что обе они являются точками максимума.
3. Нахождение оптимального решения методом множителей Лагранжа
Сначала убедимся в том, что задача (1) – (3) является задачей ВП. Проверим, что ЦФ - выпуклая функция. Для этого вычислим ее гессиан.
Найдем первые частные производные ЦФ:
и ,
а затем ее вторые частные производные:
;
;
.
Следовательно, гессиан Н функции f имеет следующий вид:
.
Главные миноры первого порядка равны 0.4 и 0.6, а главный минор второго порядка равен
= 0.4·0.6 – 0· 0 = 0.24.
Значения всех главных миноров не зависят от точки х = (x 1 , x 2) и положительны. Поэтому ЦФ - строго выпуклая функция (см. теорему 1). Так как ограничения модели линейны, то это означает, что задача (1) – (3) является задачей ВП и имеет единственное оптимальное решение.
Чтобы применить метод множителей Лагранжа для решения задачи, следует отбросить условие неотрицательности переменных (3). Тогда исходная задача может быть переформулирована следующим образом: найти неизвестные значения переменных х 1 и х 2 , доставляющие минимальное значение функции
Z = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 → min (6)
и удовлетворяющие условию
х 1 + х 2 = 100. (7)
Ясно, что эта задача также является задачей ВП. Отказ от условия (3) приводит к расширению ОДР, так что оптимальное решение задачи (6) – (7) может оказаться недопустимым в исходной задаче (1) – (3). Однако очевидно, что если оптимальное решение задачи (6) – (7) удовлетворяет условию неотрицательности, то это решение будет оптимально и в исходной задаче.
Построим функцию Лагранжа задачи (6) – (7) по формуле (8). Она имеет вид
L (x 1 , x 2 , λ ) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 + λ (100 – х 1 – х 2). (8)
Найдем частные производные функции L по x 1 , x 2 и λ , а затем приравняем их к нулю. Получим следующую систему уравнений:
(9)
Исключим переменную λ , вычтя из первого уравнения второе. Тогда получим систему уравнений:
(10)
Она фактически совпадает с системой (5) и, значит, имеет такое же решение: = 64 и = 36. Поскольку задача (6) – (7) является задачей ВП, то из теоремы 6 следует, что вектор х * = (,) = (64, 36) является ее оптимальным решением. Так как найденное решение удовлетворяет условию неотрицательности, то оно будет оптимальным в исходной задаче (1) – (3).
Итак, методом множителей Лагранжа получено оптимальное решение, совпадающее с решением, полученным ранее графическим методом: предприниматель должен распределить заказ между фирмами следующим образом: заказать первой фирме 62 изделия, а второй фирме - 36 изделий. В этом случае его затраты будут минимальными и составят 1592 руб.
Из первого уравнения в системе (9) легко найти оптимальное значение множителя Лагранжа: λ * = 0.4×64 + 2 = 27.6 (руб./ед.).
Множитель Лагранжа λ * имеет такую экономическую интерпретацию: его величина приближенно показывает насколько возрастут минимальные общие затраты Z * (d ), если величина заказа d увеличится на единицу, т.е.
λ * ≈ ΔZ * (d ) = Z * (d + 1) – Z * (d ).
Таким образом, при увеличении заказа от 100 ед. до 101 ед. затраты возрастут примерно на 27.6 руб.
Замечание 1. Точное значение прироста затрат несколько выше: оно равно 27.72 руб. Его можно получить, решив задачу 1 для d = 101. Для этого достаточно найти решение системы, аналогичной (10), в которой второе уравнение имеет следующий вид: 101 – х 1 – х 2 = 0.
Замечание 2. Решение задачи 1 можно свести к отысканию минимума функции одной переменной на заданном отрезке. Для этого достаточно выразить одну из переменных через другую, используя уравнение (2), а затем подставить полученное выражение в формулу (1), определяющую ЦФ. Однако этот упрощающий прием возможен лишь потому, что ограничение в задаче имеет очень простой вид, и не применим в общем случае. Универсальным способом решения оптимизационных задач с ограничениями типа равенства является метод множителей Лагранжа.

Схема принятия решения по построению системы распределения в ВЭД

В соответствии с методом системного подхода при формировании системы распределения в сфере ВЭД применяется последовательность действий, приведенные в таблице (Слайд 5):

Алгоритм выбора оптимального варианта распределения материального потока

ИЗУЧЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
РАСЧЕТ ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ МАТЕРИАЛЬНОГОПОТОКА, ПРОХОДЯЩЕГО ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА НЕОБХОДИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ ЗАПАСОВ ПО СИСТЕМЕ В ЦЕЛОМ И НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ МАТЕРИАЛОПРОВОДЯЩЕЙ ЦЕПИ
ИЗУЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ В ПРЕДЕЛАХ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗРАБОТКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВПОСТРОЕНИЯ СХЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАРИАНТОВ
ВЫБОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИОДНОГО ИЗРАЗРАБОТАННЫХ ВАРИАНТОВ

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле(Слайд 6):

Зn = Сэ + Ст + ------

где З n – приведенные затраты по варианту; Сэ – годовые эксплуатационные расходы; Ст – годовые транспортные расходы; К – полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенные по фактору времени; Т – срок окупаемого варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды (Слайд 7):

Экономию финансовых средств на распределении продукции;

Возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

Продажу продукции более эффективными способами;



Высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

Сокращение объема работ по распределению продукции.

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставки от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важнейших функций (Слайд 8):

Проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования, распределения продукции и услуг;

Стимулирует сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

Устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

Приспосабливают товар к требованиям покупателей;

Проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

Организуют товародвижение (транспортировка и складирование);

Финансируют движение товаров по каналу распределения;

Принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

(Слайд 9) Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, который, как и уровни каналов, являются членами канала распределения. Каналы распределения состоят из независимого производителя и независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально-возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как не один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными .

Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система. Один из членов канала либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля над поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций.

Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

  • планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
  • управление товарными запасами;
  • получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;
  • комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
  • организация рациональной отгрузки;
  • управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
  • планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспартировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д.

Логистические затраты по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками, возникающие в процессе производства, но в большей мере связаны с транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами связанными с завозом товаров и их отправке потребителям, и другими составляющими издержками обращения.

Как правило, совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

  • подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
  • системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
  • системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

4.2. Задачи распределительной логистики

Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и макроуровне.

На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заказов;
  • организация сети складов;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль транспортирования;
  • организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
  • выбор схемы распределения материального потока;
  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия связанные с:

  • создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
  • экономическое объединение производства и сбыта;
  • выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
При решении определенной задачи предприятие может столкнуться с проблемой, связанной с уменьшением дохода, которая возникла из-за не учета всех факторов влияющих на доход компании. Для успешного ведения бизнеса предприятие должно решить следующие вопросы: в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или непосредственно на рынке сбыта.

При выборе оптимальной схемы товародвижения, предприниматель должен учитывать всю цепь прохождения до конечного потребителя. То есть должен учитывать минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, минимальные издержки.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Решение возникающих задач распределительной логистики на каждом уровне различен.

4.3. Логистические каналы и цепи сбыта

Движение материальных потоков можно рассматривать как движение, которое исходит из различных источников — источника сырья, производства или из распределительного центра. Во всех случаях конечная цель движения материального потока является поступление непосредственно к потребителю, который может быть производственным или непроизводственным.

Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.

Потребление непроизводственное — это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.

На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе — каналом распределения.

Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее — это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

На этапе распределительной логистики осуществляются такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партий груза, хранение, комплектование. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

Поставщик и потребитель связанны между собой каналом распределения. После того как из множества различных посредников будет выбраны конкретные участники процесса продвижения продукции от поставщика к потребителю канал распределения можно назвать цепью распределения.

Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор цепи распределения.

Каналы распределения имеют различное строение. В логистической системе с прямыми связями каналами распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие каналы имеются.

Возможность выбора логистического канала распределения (рис. 6) является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Рис. 6. Варианты.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. Выбор эффективной цепи распределения — выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.

Рассмотрим каналы распределения, по которым из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление. Производство может выбрать различные каналы распределения (рис. 7).

Товар может попасть напрямую к конечному потребителю. Первоначальная стоимость товара, в данном случае будет наименьшей, т.к. посредники будут исключены из цепи и стоимость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.

Канал распределения через распределительный центр в месте производства неприемлем по причинам, которые вызваны закупками товара большими партиями, что не позволяет посредникам формировать широкого ассортимента.

Широкий ассортимент формирует оптовик, специализирующийся на данном направлении и расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю. Канал распределения через двух оптовиков (в месте производства и в месте потребления) обеспечит наибольший сервис потребителю, но при этом стоимость товара будет наиболее высокой.

Наиболее выгодное распределение (для потребителя) напрямую через распределительный центр в месте потребления.

4.4. Построение системы распределения

При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:

  1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.
  2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.
  3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.
  4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.
  5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.
  6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.
  7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

Зп=Сэ+Ст+К/Т

Зп — приведенные затраты по варианту;

Сэ — готовые эксплуатационные расходы;

Ст — годовые транспортные расходы;

К — полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени — по норме дисконта;

Т — срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса является наличие на рынке большого количества посредников.

Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешным продвижением товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю необходимо каждому предприятию самостоятельно. То есть необходимо учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения.

Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:

П — размер оплаты услуг посредника;

С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещению заказа).

Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:

  1. Цепочки ценностей.
  2. Стратегическое позиционирование.
  3. Затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевым моментом в существующем механизме является получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:
  • Связь с поставщиками.
  • Связь с потребителями.
  • Единство технологических связей внутри одного подразделения.
  • Связи между подразделениями внутри предприятия.
  • Связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

Стратегические структурные факторы:

  • масштаб распределения: объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
  • диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция;
  • опыт;
  • технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
  • сложность: широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы:
  • постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
  • комплексное управление качеством (TQM);
  • эффективная планировка предприятия;
  • эффективность проекта или расчета;
  • использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству.

Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

  1. Распределительная логистика

Алгоритм реализации функции «управление распределением»

Данная функция реализуется логистикой только при выборе собственной сбытовой системы. Рассматривая алгоритм управления распределением и последовательность процедуры его реализации, необходимо фиксировать задачи, решаемые не только логистикой, но и связанными с ней смежными отделами маркетинга и продаж (рис. 4.11).

Рис. 4.11.

Алгоритм реорганизации сети распределения (рис. 4.12) начинается с деятельности маркетинга, так как чаще всего реорганизация сети распределения вызвана новыми маркетинговыми стратегиями. Маркетинг обеспечивает логистику исходными данными по прогнозу объемов продаж в регионах сбыта, на которые ориентирует новая стратегия. В том случае если компания уже имеет действующую систему распределения, логистика должна провести анализ ее функционирования и установить возможности системы в связи с изменением характеристик грузопотоков и радиуса го



Рис. 4.12. Алгоритм реорганизации сети распределения обслуживания складской сети. При положительных результатах анализа компании не потребуется планировать изменения в системе, но если имеющихся ресурсов будет недостаточно, то перед компанией встает вопрос проектирования новой сети распределения.

Таблица 4.9

Схема стандартного подхода к процессу проектирования системы

распределения

Этап 1. Определение проблем, изменивших эффективность системы. Разработка технического задания проекта

Этап 2. Сбор и анализ данных для разработки проекта. Разработка (проектирование) ЛС распределения

  • 1. Определение проблем.
  • 2. Анализ причин.
  • 3. Оценка необходимости реорганизации: проведение анализа; разработка схемы исследования; оценка издержек и эффективности.
  • 4. Определение целей, ограничений, показателей и критериев выбора ЛС.
  • 5. Разработка технического задания на проект
  • 1. Подготовка, определение предпосылок: определение техники и методов анализа, условий реализации проекта, источников и сбор данных.
  • 2. Разработка вариантов Л С распределения (проектирование).
  • 3. Анализ и оценка предлагаемых решений: анализ альтернативных вариантов; анализ чувствительности; анализ с целью выявления лучшего варианта системы; оценка издержек и эффективности варианта; оценка рисков
  • 1. Рекомендации по внедрению предлагаемого варианта проекта.
  • 2. Внедрение и реализация: план внедрения; график реализации; определение показателей приемлемости результатов

Следующая задача маркетинга заключается в выборе сбытовой системы применительно к каждому региону сбыта с учетом маркетинговых и логистических ограничений, принятых компанией. Выбор собственной сбытовой системы ставит перед логистикой задачи проектирования оптимальной сети распределения.

Основываясь на предложениях маркетинга по сегментированию рынков сбыта , в рамках регионов снабжения собственной сетью с учетом принятой политики обслуживания в компании логистика определяет границы товароснабжения на основе уровня товарных запасов (в днях) у конечных потребителей и частоты (в днях) поставок заказов. Уровень текущих товарных запасов у потребителей и сроки поставок (в днях) являются исходными данными для определения уровня товарных запасов на складе, с которого осуществляется их снабжение.

Определение оптимальной структуры системы распределения начинается с разбивки на локальные системы и формирования оптимальной складской сети.

Формирование оптимальной складской сети является классической проблемой логистики складирования. В рамках создания складской сети приходится решать (практически параллельно) четыре основные задачи:

  • определение оптимального количества складов в складской сети и функционального назначения каждого склада;
  • определение месторасположения складов в регионах сбыта с учетом их функционального назначения;
  • выбор стратегии складирования запасов (выбор формы собственности) по каждому складу;
  • определение рациональной системы товароснабжения складской сети.

При создании оптимальной складской сети необходимо учитывать все ограничения (финансовые, технологические, технические, логистические, экономические), связанные с особенностями внешней среды, в которой функционирует компания, а также учитывать специфику ее деятельности. Для оптимизации сети в системе распределения должны быть определены критерии оптимизации.

Бесперебойное снабжение конечных потребителей, гарантии поставки обеспечиваются созданием разветвленной складской сети и максимальным приближением складов к потребителю. Для складской сети это означает увеличение количества подсортировочных складов, формирующих заказы конечным потребителям в соответствии с их требованиями. Именно такие склады позволяют поддерживать у потребителя товарные запасы на уровне текущего запаса и обеспечивать снабжение клиентов мелкими партиями товаров в широком ассортименте, частыми поставками. Проектирование складской сети связано с разработкой общей системы товароснабжения всех складов, а через них - всей клиентской базы.

Распределение товарных запасов в сети распределения является на сегодняшний день одной из самых сложных, но и самых актуальных задач для компаний, занимающихся снабжением конечных потребителей. Сложность заключается в том, что в большинстве случаев взаимодействие между поставщиком и потребителем строится на изолированном подходе к управлению запасами (традиционный подход). При этом основные проблемы при принятии решений в области управления запасами связаны с тем, что потребитель выстраивает свою систему управления запасами на основе прогнозирования спроса. Прогнозы, в свою очередь, основываются на анализе спроса. Естественно, что надежность таких прогнозов невелика, и потребитель, стремясь обезопасить свой бизнес, сознательно идет на увеличение страховых запасов. Эта ошибка отражается не только на запасах потребителя, но через заказы и на запасах поставщика (в управлении цепями поставок это называется «эффект хлыста»).

В условиях современного рынка управление запасами в сети распределения должно строиться на основе интегрированного планирования и взаимодействия всех участников цепей поставок с использованием концепций (технологий) ECR , VMI , CPFR , позволяющих элиминировать эффект хлыста . Определение уровня товарных запасов (уже не только в днях, но и в грузопотоках), сконцентрированных на складах, снабжающих потребителей, является основой для нахождения их мощности. В свою очередь, мощность региональных складов или центрального склада будет определяться суммой товарных запасов на подсортировочных складах и запасов в пути.

Расчет потребности складских мощностей каждого склада складской сети ведется с учетом установленных на нем уровня товарных запасов и характеристик грузопотоков, проходящих через него.

Построение организационной структуры системы распределения предполагает выбор необходимых участников продвижения товаров по каждой логистической цепи. Логистическая система распределения представляет собой совокупность цепей поставок, поэтому большое значение имеет правильное формирование таких цепей. Перед топ-менеджмеи- том логистики встает уже традиционный вопрос: сделать самому или отдать выполнение этой функции посреднику? Этот вопрос может касаться выполнения любой логистической функции.

Для каждой цепи поставок должна быть выбрана технология товародвижения. При этом важнейшими задачами являются обеспечение единой технической политики и единого информационного пространства между всеми ее участниками (рис. 4.13).


Рис. 4.13.

Для обеспечения единой технической политики необходимо сокращение числа логистических операций (прежде всего грузопереработки) и трудозатрат на всем этапе товародвижения. Этого можно достичь за счет укрупнения грузовой единицы, уменьшения числа перевалок груза с одновременным применением стандартизованных товароносителей (европоддон, контейнер), позволяющих механизировать не только погрузочно-разгрузочные, но и складские операции.

Наиболее распространенными технологиями доставки являются пакетная (сформированная грузовая единица на основе плоского поддона), контейнерная (на основе различных видов контейнеров) и с применением тары-оборудования или ее модификаций (см. рис. 4.13). При выборе това- роносителя необходимо учитывать характеристики товара (размеры, вес, вид тары и упаковки, условия хранения и перемещения), дальность перевозки и ее специфику, возможности клиента при приемке груза. Логистический подход предполагает выбор такого товароносителя, который при продвижении грузовой единицы от поставщика (желательно от самого производителя) до конечного потребителя не переформировывается (сквозная технология товародвижения). Основа такого подхода - не только хорошо отлаженная организация процессов в цепи поставок, но и поддержка маркетинга в установлении стандартного модуля заказа, из которого в дальнейшем можно формировать заказы для любых видов клиентов.

Увеличение грузовой единицы доставки сокращает число перевалок в процессе товародвижения и тем самым способствует снижению затрат при поставке товаров. Именно поэтому многие поставщики стремятся к укрупнению грузовой единицы отправки и использованию унифицированных и стандартизированных товароносителей. Однако это эффективно только при крупных партиях доставки и, как правило, на дальние расстояния. При осуществлении внутригородских поставок и снабжении средних и мелких потребителей, особенно сферы услуг, результативность чаще всего достигается через индивидуальный подход к каждому потребителю и использование товароносителей, разработанных с учетом особенностей этой категории клиентов. Например, снабжая мелкие магазины, имеющие только одну дверь со стороны улицы, которая одновременно служит для входа посетителей и приема товаров, используют пластиковые поддоны (размером в половину или четверть стандартного), установленные на ручную тележку на колесной основе, или применяют складывающуюся контейнерную тележку с размерами полуподдона.

Внешний товароноситель диктует условия выбора вида транспортных средств для доставки грузов, обеспечивающих механизацию (или даже автоматизацию) погрузочно-разгрузочных работ. Выбора технологии во многом зависит от разработки оптимальных маршрутов доставки.

Обеспечение единого информационного пространства в сети распределения требует создания информационной поддержки цепей поставок и соответствующей системы документооборота.

Оптимизация системы распределения не обязательно должна быть связана с изменением логистической инфраструктуры предприятия, иногда это достигается не столь кардинальными методами. Например, она может быть достигнута за счет совершенствования организационной системы управления, введения логистической координации процесса, совершенствования бизнес-процессов или благодаря внедрению более эффективной информационной системы управления.

Большое значение для повышения эффективности управления распределением и логистической координации имеют анализ и оценка деятельности спроектированной сети распределения с учетом гибкости в обслуживании клиентов. Проблема выбора системы показателей достаточно сложна и зависит от внутренних и внешних факторов деятельности каждого участника цепи поставок.

Заключительным этапом предлагаемого алгоритма является контроль над выбранной системой показателей, осуществляемый при поддержке корпоративной системы мониторинга. Для мониторинга сети распределения могут использоваться три наиболее известных метода мониторинга: контроль за результатами продаж, мониторинг и анализ сбытовой деятельности и внесение плановых изменений или комбинация этих методов.

  • Подробнее об этом см.: Корпоративная логистика в вопросах и ответах; Бочкарев А. А.Планирование и моделирование цепи поставок: учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс,2008 ; Сергеев В. И. Управление цепями поставок. С. 282-289.